ФРАНЦИЯ ГЛАЗАМИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ




В конце 50-х - начале 60-х гг. во французское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов. У них не было общей про граммы, они не составляли единой группы. Однако со временем в их творчестве появились некоторые одинаковые черты. Журналисты назвали их "новой волной".

"НОВАЯ ВОЛНА"

Движение за обновление развернулось сначала в области короткометражного кино, где коммерческие интересы были не так сильны. Фильмы "неполного метра" намного дешевле, и режиссёры могли более свободно экспериментировать с кино языком.

Франсуа Трюффо, начинавший каккинокритик, писал:«Чтобы произошёл настоящий польём...нужно, чтобы молодые кинематографисты отказались от заимствований у „старого кино"...Нужно покинуть дорогие студии и выйти на побережье. Солнце дешевле прожекторов».

В 1953 г. группа кинематографистов выступила с манифестом в защиту короткометражного фильма. Под документом стояло тридцать подписей, поэтому творческое объединение получило название "Группа тридцати". В недрах группы сформировался стиль многих будущих мастеров большого кино.

Другой областью, где в 50х гг. бурно развивалась киномысль, стала критика. Здесь вокруг Андре Базена (1918-1958) собралась молодежь, атаковавшая рутину и штампы. Они полагали, что фильм - это средство выражения индивидуального взгляда на мир, а не просто занимательный сюжет, призванный развлечь зрителя. Кинематографист должен пользоваться кинокамерой так же свободно, как писатель пользуется пером. Молодые ополчились на старое "папино кино". Для французского кинематографа тех лет, задыхавшегося в пыльных декорациях и шаблонных сюжетах, их требования были более чем своевременными.

Одним из первых режиссёров "новой волны" был Франсуа Трюффо (1832-1984). Первая полнометражная картина "400 ударов" (1959 г.) принесла ему известность. Герой фильма, тринадцатилетний Антуан Дуанель, не находит со взрослыми общего языка, что является источником драмы.

Кадр из фильма«400 ударов».

Сбежав из колонии, Антуан направляется к морю. Море для него - мечта, символ освобождения. И вот за полосой безлюдного пляжа перед мальчиком открывается бескрайний водный простор. Антуан заходит по колено в набегающие волны. Камера приближает к зрителю в стоп кадре его растерянное, вопрошающее лицо. Путь закончен, дальше бежать некуда.

Другой основоположник "новой волны" - Жан Люк Годар (родился в 1930 г.) начинал так же, как и Трюффо: кинокритика, коротко метражные фильмы, а в I960 г. -первый большой фильм "На последнем дыхании". Его герой Мишель Пуакар (роль, принёсшая славу молодому Жану Полю Бельмондо) враждебно настроен по отношению ко всем нравственным нормам.

Жан Люк Годар (справа)на съёмках фильма«Детектив» (1985 г.).

Однако разрушительный порыв героя ведет его к гибели. Убив полицейского и поставив себя вне закона, Пуакар мчится на украденной машине; похоже, что движение - его единственная цель. Пробеги, проезды, монтажные скачки, динамичные перемещения камеры - всё воплощает стихию движения, родную для героя. Почти во всех последующих фильмах Годара (а он снял их очень много и продолжает снимать до сих пор) будут появляться преступления, убийства, совершаемые среди бела дня, на глазах людей и при их полном равнодушии. Всем все равно, человеческая жизнь обесценилась.

ЖАН ПОЛЬ БЕЛЬМОНДО

Жан Поль Бельмондо родился в 1933 г. Его одинаково охотно снимают и создатели проблемных, интеллектуальных фильмов (например, Жан Люк Годар, Франсуа Трюффо, Ален Рене), и постановщики приключенческих боевиков и комедий. "Великолепный" (1973 г.), "Неисправимый" (1975 г.),"Одиночка" (1987 г.), "Ас из асов" (1982 г.) - названия фильмов говорят сами за себя. "Этот парень некрасив, но в нём что-то есть", - сказал об актёре Жан Габен. Сочетая некрасивость и обаяние, Бельмондо везде неотразим, динамичен, отважен и благороден. Его секрет заключается в том, чтобы казаться хуже, чем он есть, а в решающий момент показать, чего герой Бельмондо стоит на самом деле.

ЖАН МАРЕ

Кумиру французского экрана Жану Маре (настоящая фамилия Виллен Маре, 1913-1998) была суждена долгая жизнь. Он снялся в десятках разнообразных и далеко не равноценных фильмов. Актёр всегда изображал благородного защитника слабых и обиженных ("Граф Монте Кристо", 1953 г.; "Капитан Фракасс",1961 г.; "Парижские тайны", 1962 г., и др.). Играя героев - двойников, актёр как бы за ранее определил два направления в своём творчест ве.

Жан Маре в фильме «Граф МонтеКристо».

ЖЕРАР ФИЛИП

Франция всегда славилась своей актёрской школой. В 50-х гг. Жерар Филип (1922-1959) был больше чем актером - он был национальным символом. Аля кинозрителей всего мира Жерар Филип был прежде всего блистательным Фанфаном Тюльпаном из фильма "Фанфан Тюльпан". Неунывающий герой побеждает благодаря смелости и ловкости - но никогда с помощью грубой силы. Невозможно представить себе Жерара Филипа, наносящего удар в челюсть или в живот. Быть молодым, стремительным, лёгким - или умереть. Таков девиз творчества Жерара Филипа, его стиля и жизни. Смерть унесла актёра молодым, трагически подтвердив этот девиз. Жерару Филипу не дано было состариться, как он не дал состариться своим героям.

Кадр из фильма «Фанфан Тюльпан


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: