Выпрыгивании после прыжка в глубину.




Верхошанский Ю. В.

 

В36 Основы специальной силовой подготовки в спорте. – 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2013. – 216 с.: ил.

 

ISBN 978-5-9718-0609-7

 

В книге рассматривается сущность специальной силовой под-готовки атлета в свете некоторых объективных закономерностей, обусловливающих качественное совершенствование движений человека и рост спортивного мастерства в целом. С этих позиций обосновываются принципиальные положения методики силовой подготовки. Знание их поможет тренеру и спортсмену творчески подойти к организации этого важного раздела тренировки с уче-том специфики вида спорта и присущей спортсмену индивидуаль-ности.

 

УДК 796/799

ББК 75.0

   
 
 
 

 

 


Художник Е.А. Ильин. Корректор А.С. Белова.

Компьютерная графика: А.Г. Никоноров. Компьютерная верстка С.И. Штойко

 

Подписано в печать 14.01.2013 г. Формат 60Í901/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,5. Уч.-изд. л. 13,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1719.

Заказ № 5798.

 

ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18. Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90. Сайт: www.sovsportizdat.ru E-mail: sovsport@mail.tascom.ru

 

Отпечатано в цифровой типографии «Буки Веди»

 

ООО «Ваш полиграфический партнер». 127238, Москва, Ильменский пр-д, д. 1, корп. 6.


 


ISBN 978-5-9718-0609-7


 

© Верхошанский Ю. В., 1970, 1977

 

© Верхошанский Ю. В., 2013

 

© Оформление. ОАО «Издательство

 

“Советский спорт”», 2013


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

 

Юрий Витальевич Верхошанский – является мировым лидером

 

в теории и методике скоростно-силовой подготовки спортсменов выс-шего мастерства и основоположником методологии программирования и оптимизации тренировочного процесса.

Началу научной карьеры Верхошанского предшествовала непро-должительная, но очень успешная тренерская деятельность, которую он начал в конце 50-х годов прошлого века, работая с группой легкоатле-тов – прыгунов и спринтеров, студентов Московского авиационного ин-ститута. Именно в этот период Юрий Витальевич начал разрабатывать новые методы специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов, вначале применяя приседания со штангой в определенном сочетании с различными видами прыжков, а затем придумав новое упражнение – выпрыгивание после прыжка в глубину, ставшее впоследствии основой его знаменитого Ударного метода развития «взрывной силы».

 

Первой методической публикацией Ю.В. Верхошанского, ознамено-вавшей направление его будущего творческого пути, была статья под на-званием «Штанга в тренировке легкоатлета», вышедшая в 1957 г., когда ему было без малого 30 лет.

У современного читателя, знакомого со спортом, название этой ста-тьи вряд ли сможет вызвать недоумение. Однако, в конце 50-х годов про-шедшего века она была воспринята, как гром среди ясного неба. Автор статьи впоследствии вспоминал, как после ее выхода многие его коллеги-тренеры не то чтобы перестали с ним здороваться, но стали смотреть как-то с подозрением – в то время серьезно говорить о таких вещах мог толь-ко сумасшедший.

 

В статье говорилось о целесообразности применения упражнений со штангой в подготовке легкоатлетов-прыгунов. Сам этот спортивный снаряд, как и все, для чего он мог быть использован, в то время воспри-нимался, как нечто, относящееся исключительно к тяжелой атлетике, ассоциируясь прежде всего с характерными формами тела представите-лей этой спортивной дисциплины. Любая идея об использовании упраж-нений со штангой в тренировке спортсменов-легкоатлетов (и не просто легкоатлетов, а прыгунов и спринтеров) выглядела абсурдной, ведь они «должны иметь мускулы оленя, а не мускулы быка».


 

– 5 –


По свидетельству Ю.В. Верхошанского, к использованию упражне-ний со штангой в работе со своими воспитанниками – прыгунами в высо-ту – студентами МАИ, его вынудило то обстоятельство, что институт не имел специального манежа для зимних занятий легкой атлетикой. Что-бы не прекращать тренировочный процесс и занять своих воспитанников чем-то более подходящим, чем бег на лыжах, пришлось довольствоваться очень скромным инвентарем. Все, что имелось в распоряжении молодого тренера зимой, – это ржавая штанга под институтской лестницей с на-бором старых «блинов». Поначалу спортсмены занимались чисто тяже-лоатлетическими упражнениями, потом постепенно на смену им приш-ли другие, как казалось, более приближенные к специфике их спорта. Часто эти упражнения внешне выглядели нелепо и вызывали насмеш-ки коллег-тренеров. Однако, в весенних соревнованиях воспитанники Юрия Верхошанского показали такой значительный прирост результа-тов в прыжках в высоту, что это поневоле вызвало удивление и интерес ко всему тому, чем они занимались в течение прошедшей зимы.

 

В 1960 г. в журнале «Легкая атлетика» была опубликована статья «Мастера готовятся в вузе», написанная молодым тренером, препода-вателем физического воспитания Московского авиационного института Юрием Верхошанским, первым в Москве представленным к званию «За-служенный тренер СССР». Это звание было введено в период подготов-ки советских спортсменов к Олимпийским играм в Риме как средство стимуляции творческой активности тренеров. Его удостаивался тот, кто сумел подготовить пять мастеров спорта и пятнадцать преворазрядни-ков. Это было очень трудной задачей даже для любого маститого тренера сборной команды, имеющего возможность отбора талантливых спортс-менов из всей широкой массы занимающихся легкой атлетикой в стране. Верхошанский с ней справился, имея в распоряжении практически толь-ко студентов МАИ, пять из которых выполнили в 1960 г. норму масте-ра спорта по прыжкам в высоту и семнадцать получили первый разряд.

 

В статье было подробно описано, как в условиях вуза, при его специфи-ческом расписании, наличии зачетов, сессий и каникул, можно организо-вать серьезную работу по подготовке спортсменов высокого класса, в ней была сформулирована таким образом конкретная методическая система подготовки прыгунов высокого класса в условиях вуза.

 

По причинам, о которых можно только догадываться, автору статьи не было присуждено новое звание – тот факт, что студенты вуза в усло-виях отсутствия базы для круглогодичной тренировки сумели добить-ся таких высоких результатов, был слишком необычен. Решение умуд-ренных опытом членов комиссии было весьма, скажем так, «педагогич-ным» – «молод еще – пусть поработает». Но уже через два года он опять повторил успех, его воспитанник Борис Зубов стал чемпионом страны и рекордсменом Европы в спринтерском беге. Однако опять, уже по не-понятным причинам, ему это звание не присудили.


 

– 6 –


Возможно, что это обстоятельство впоследствии повлияло на выбор автора изменить характер творческой активности и сконцентрировать свою дальнейшую деятельность на исследовательской работе. Нужно было найти аргументы для научного обоснования всего того, что было открыто и опробовано им в практике. Нужно было доказать, что успех был не случайным.

 

В статье «Система скоростно-силовой подготовки» («Легкая атле-тика», № 9, 1966) Ю. Верхошанский попытался осмыслить и развить теоретически полученный им ранее практический опыт. В ней впервые был сформулирован совершенно новый методический подход к трени-ровке, смысл которого заключался в том, что скоростно-силовая подго-товка должна носить системный характер, то есть используемые с этой целью силовые упражнения должны представлять собой не просто набор тренировочных средств (силовых), а часть системного комплекса, ориен-тированного на развитие специфических силовых способностей.

 

Здесь обращают на себя внимание две совершенно новые, «революци-онные» для того времени идеи.

Первая была связана с утверждением, что повышение уровня подго-товленности спортсмена может быть достигнуто с помощью комплекса упражнений, используемых в рамках определенной системы, где эффект одного существенным образом «уточняется» эффектом другого. То есть, творческие усилия тренера в решении конкретной задачи не должны сводиться к поиску только одного единственного «суперэффективного» тренировочного упражнения, а могут быть направлены в сторону разра-ботки способов использования различных упражнений, объединенных

 

в систему. И таким образом упражнения со штангой, занимая в этой системе определенное место, могут действительно в результате привести к развитию «мускулов оленя».

Вторая идея была связана с новым более глубоким пониманием са-мой тренировочной задачи. Скоростно-силовые способности в этой ста-тье рассматривались как бы вне традиционной концепции физических качеств, не как сумма «силы» и «быстроты», а как особый вид двигатель-ных способностей спортсмена. Это явилось первым, возможно еще тогда не вполне осознаным, шагом автора к пересмотру основных сложивших-ся к тому времени в спорте теоретических представлений, позволившим впоследствии выдвинуть совершенно новые методологические концеп-ции и открыть новые горизонты и пути развития теории спортивной тре-нировки.

 

Коснемся теперь истории наиболее знаменитого «открытия» про-фессора Верхошанского, произошедшего в тот же период, в начале 60-х годов, которое принесло его автору мировую известность и почетное зва-ние «отца плиометрии».

 

В 1964 г. в статье «Новое в подготовке прыгунов» («Легкая атле-тика», № 7) впервые было сказано о новом тренировочном упражне-


 

– 7 –


нии, которому впоследствии было суждено стать одним из признанных «лидеров» в скоростно-силовой подготовке спортсменов всего мира –

выпрыгивании после прыжка в глубину.

 

История возникновения этого метода имеет те же корни, что и «штан-га в тренировке легкоатлета», и берет свое начало в том же коридоре Мо-сковского авиационного института, где морозной зимой молодой тренер пытался занять своих прыгунов чем-то более специфичным, чем бег на лыжах. Было ясно, что штанги для этого не всегда достаточно. Кроме того, работа со штангой имела свои лимиты – при увеличении веса отя-гощения, неизбежного по мере роста силы атлетов, возникала проблема спины, особенно у тонкокостных прыгунов в высоту. На их вытяну-тые фигуры с горой железа на плечах порой страшно было смотреть – казалось, вот-вот «переломится». Пришло решение, характерное для всех неопытных тренеров – выполнять приседания со штангой до полу-приседа. Но в таком случае пришлось опять же значительно увеличить вес отягощения, и поясницы прыгунов начали «бастовать».

 

В тот период Верхошанский, занимавшийся биодинамическим ана-лизом прыжка тройным, неожиданно открыл, что давление на опору при отталкивании составляет около 300 килограмм. Никто из его ребят не был в состоянии приседать со штангой такого веса. Возникла идея ис-пользовать этот эффект в тренировке. Так родились знаменитые «прыж-ки в глубину». Ребята, уже привыкшие к штанге, поначалу восприняли их, как шутку, но потом, когда результаты контрольных тестирований пошли резко вверх, оценили их эффективность.

 

Новое упражнение было воспринято очень скептически и вызвало серьезные дискуссии и среди коллег. К тому времени в практику подго-товки легкоатлетов уже прочно вошла штанга и все уже хорошо поняли

 

и прочувствовали на себе значимость этих «тяжелых» упражнений для приобретения «легкости». Но теперь автор предлагал нечто совершенно другое, что казалось слишком простым и несерьезным. По мнению трене-ров, предлагаемая тренировка, включающая всего четыре серии из десяти одиночных прыжков, занимала слишком мало времени и требовала слиш-ком мало труда, чтобы ожидать от нее каких-либо ощутимых результатов.

 

В статье «Полезны ли прыжки в глубину» (1966) Ю.В. Верхошан-ским были даны конкретные рекомендации к использованию этого ново-го тренировочного средства, аргументированные и точно расписанные во всех подробностях. Дело в том, что зачастую это упражнение использо-валось неправильно, что вызывало сомнения в его реальной эффектив-ности. Некоторые спортсмены в стремлении усилить его эффект зна-чительно увеличивали дозировку или высоту соскока, что приводило к нежелательным последствиям. Это указывало на необходимость се-рьезных научных обоснований не только методики использования прыжков в глубину, но и всех других практических «открытий», иссле-дования механизмов их влияния на двигательный аппарат спортсмена, чем впоследствии и занялся автор.


 

– 8 –


Переход от публикаций чисто методического характера к более глу-боким исследовательским работам ознаменовался монографией Юрия Витальевича «Тройной прыжок», вышедшей в 1961 г. В ней была пред-ставлена целостная картина спортивной подготовки в тройном прыжке, включившая не только биодинамический анализ основного соревнова-тельного упражнения, но и организацию тренировочных нагрузок, по-строение микроциклов. Написанию этой книги и выходу ее в свет по-способствовал первый «учитель» автора, один из самых оригинальных тренеров и глубоких специалистов в легкой атлетике Владимир Михай-лович Дьячков. Узнав об идее Верхошанского написать такую моногра-фию, он с энтузиазмом предложил представить ее как часть задуманной им методической серии книг о легкоатлетических прыжках.

 

Чем примечательна эта книга? Как напишут впоследствии, она «…вы-ходила за рамки узкого вида спорта. Изящество биомеханического ана-лиза меняло акценты мышления тренеров-новаторов. Цель – движение!

 

В нем смысл тренировки спортсмена на пути к совершенству!» (Степа-нов В., 1998).

 

Главным в этой книге были практические рекомендации по методике скоростно-силовой подготовки, нашедшие впоследствии применение не только в тренировке прыгунов тройным. Через много лет после выхода этой книги ее уже убеленному сединой автору была присуждена грамота Международного олимпийского комитета за вклад, внесенный его рабо-тами в подготовку спортсменов-олимпийцев. На церемонии ее присуж-дения, проходившей в Таллине, к Юрию Верхошанскому подошел ста-ринный знакомый, тренер по прыжкам с шестом Кудман. Он сказал, что монография «Тройной прыжок» со дня ее выхода и до настоящих дней продолжает оставаться его рабочей настольной книгой.

 

Изложенные в ней тренировочные методы нашли свое применение не только в спорте. О ней упоминал в интервью газете «Советский спорт» знаменитый в конце шестидесятых годов эстрадный танцор Вла-димир Шубарин, поражавший публику своей невообразимой «прыгуче-стью».

 

Книга содержала также и новые идеи, касающиеся системы спортив-ной тренировки вообще, развитые в позднейших работах Верхошанско-го, посвященных программированию и организации тренировочного процесса. Так, например, в ней была впервые высказана мысль о том, что эволюция методики подготовки в легкой атлетике должна быть обуслов-лена не повышением объема тренировочной нагрузки, как это было при-нято к тому времени, а повышением ее интенсивности.

 

Несмотря на то что весь фактический материал книги был получен с помощью очень примитивного оборудования – киноаппарата и дина-мометрической платформы Абалакова – автору удалось «раскопать» очень много интересных деталей в технике тройного прыжка, не поте-рявших своей актуальности вплоть до настоящего времени. Они были полностью, вплоть до мелких количественных деталей, подтверждены


 

– 9 –


впоследствии в работе В.М. Зациорского с сотрудниками, использовав-шими более передовые методы исследования.

В частности, эти данные опровергали основные положения советской школы тройного прыжка, сформулированные в свое время ее основате-лем, Николаем Григорьевичем Озолиным, в прошлом тренера и настав-ника молодого студента института физической культуры Юрия Верхо-шанского. Так например, основное требование этой школы заключалось

 

в том, что во время полетных фаз тройного прыжка необходимо как мож-но выше поднимать бедро, после чего, как говорил Озолин, «бить в землю так, чтобы было слышно на другом ее конце». Однако, кривая опорной реакции при отталкивании в тройном прыжке, полученная в иссле-дованиях Верхошанского, свидетельствовала о том, что в ее основе лежит другое по характеру движение, требующее иной двигательной установки.

 

Итог более чем десятилетней научной и педагогической деятельности Юрия Витальевича Верхошанского был обобщен в книге «Основы спе-циальной силовой подготовки в спорте», вышедшей в 1970 г. в издатель-стве «Физкультура и спорт». Она выдержала второе издание в 1978 г.

 

и была официально переведена во многих европейских странах и в США.

 

В монографии был использован личный тренерский опыт автора, ито-ги его научной работы и диссертационных исследований его учеников

 

и аспирантов, а также последние достижения отечественной и зарубеж-ной спортивной науки. В ней впервые сформулирована теория и методи-ка специальной силовой тренировки спортсмена, конкретно указана ее роль и место в системе годичной подготовки, аргументировано положе-ние о том, что она является не «добавкой» к системе подготовки спортс-менов, как это часто понималось раньше, а ее органической частью.

 

В монографии были обобщены, систематизированы и доведены до теоретико-концептуального уровня и принципиального методическо-го выражения следующие фундаментальные положения, которые были впервые сформулированы ее автором в статьях, опубликованных ранее, в начале и середине 60-х годов XX в.

 

1. Закономерности функционального совершенствования движений спортсмена.

 

Автором было показано, как в процессе тренировки совершенствует-ся движение спортсмена.

 

Эти вопросы рассматривались пока преимущественно с позиций био-механики и нервно-мышечной физиологии, однако содержали важней-шую информацию, являющейся основой дальнейшей практической ме-тодики его скоростно-силовой подготовки.

 

2. Закономерности морфо-функциональной специализации организма

 

в процессе становления спортивного мастерства (ПССМ) в ходе много-летней тренировки.


 

– 10 –


В книге впервые показана значимость осознанной системы после-довательной многолетней подготовки спортсмена. В то время мало кто понимал суть различий в структуре тренировки между начинающим

 

и опытным спортсменом. Однако спортивный результат должен строить-ся последовательно, как многоэтажное здание, не с крыши, а с фундамен-та, с использованием различных материалов и технологий. Например, использованные в книге результаты исследований Семенова показыва-ли, как должны меняться от года к году основные методические акценты

 

и само содержание тренировки спортсменок-спринтеров по мере роста их спортивного результата.

 

3. Структурные закономерности физической подготовленности спортсмена.

 

Как вспоминал впоследствии автор, этот раздел книги был напи-сан под влиянием возникшей в то время с легкой руки В. Зациорского «моды» на повсеместное использование в исследованиях методов мате-матической статистики. Да и сам Зациорский как-то сказал ему, что «вы-пустил джина из бутылки», потому что в результате появилось множе-ство работ, содержащих массу малопригодного для практики материала. Однако материалы книги Верхошанского свидетельствовали об одном важнейшем для практики положении, сформулированном им ранее

 

в свoих первых статьях – о необходимости системного использования тренировочных средств скоростно-силовой подготовки.

 

В рассмотрении этих вопросов автор как бы незаметно для само-го себя ушел от использования доминировавшего в теории тренировки понятия «физические качества». В книге были впервые представлены новые качественные формы проявления силовых способностей – макси-мальная, взрывная, стартовая и ускоряющая сила, ставшие впоследствии основными параметрами экспериментальных исследований во всем мире.

 

В книге были впервые рассмотрены и охарактеризованы основные принципы оптимизации нервно-мышечного напряжения с целью раз-вития силовых способностей, а также факторы, способствующие по-вышению рабочего эффекта силового напряжения мышц, что являлось существенным вкладом как в практику, так и в теорию спортивной тре-нировки. Автор вплотную подошел к одной из основополагающих идей его последующих работ – «когда опытный тренер дает в руки своему уче-нику штангу, он должен понимать, что делает это не для того, чтобы раз-вивать силу, а для того, чтобы интенсифицировать режим его мышечной активности».

 

В качестве практического итога в монографии были сформулиро-ваны:

 

1. Общие положения современной (для 60-х годов) методики сило-вой подготовки в спорте.

 

2. Системный принцип методики силовой подготовки.


 

– 11 –


3. Принцип динамического соответствия средств скоростно-силовой подготовки соревновательному упражнению. В качестве критериев динамического соответствия были приняты:

 

– амплитуда и направленность движения;

 

– акцентируемый участок рабочей амплитуды;

 

– максимум динамического усилия;

 

– быстрота (то есть, время) проявления максимума усилия;

 

– режим работы мышц.

 

4. Принципиальные установки к организации скоростно-силовой подготовки, в частности:

 

– на опережающую направленность силовой подготовки;

 

– на специфическое соответствие тренирующего эффекта средств специальной силовой подготовки соревновательному упражнению;

 

– на сохранение тренировочного эффекта, достигнутого за счет средств специальной силовой подготовки.

 

5. Принципы комплексного и последовательного развития силовых способностей – сопряженно-последовательная система организации силовых нагрузок различной тренирующей направленности.

 

Основная идея книги, как указывается в ее заключении, состояла

 

«в попытке ответить не столько на вопрос как развивать силу в каждом конкретном случае, сколько показать, что надо знать для этого ».

В этом выразилась основная позиция автора, его научное кредо, отра-женное в приводимой им фразе Д.И. Менделеева: «Чинить и даже стро-ить мосты, лечить и делать практические дела, конечно, можно по ре-цептам, по наглядке, но оказывается, что наилучшим способом, то есть, наивыгоднейшим по затрате времени, средств и усилий, практические дела делаются только при знакомстве с абстракциями, …прямую пользу которых поначалу не улавливают».

 

Книга «Основы специальной силовой подготовки в спорте» была опублкована в США в конце 1980-х без согласия автора и в очень плохом переводе. Через несколько лет, на основе ее материалов, была подготов-лена книга «Супертрейнинг», ставшая мировым бестселлером. Автором этого издательского проекта был преподаватель университета в Иоган-несбурге, Мелл Сифф, который попытался адаптировать оригинальные идеи Верхошанского для западного читателя, однако не всегда успешно. По мнению некоторых американских экспертов, оригинальная книга Верхошанского, написанная более двадцати лет назад, продолжает оста-ваться источником наиболее инновативных идей в области тренировки.

 

Наталия Верхошанская,

 

кандидат педагогических наук


 

– 12 –


 

 

ОТ АВТОРА

 

Наш современник является свидетелем невиданного роста физиче-ских возможностей человека, оцениваемых спортивными достижениями

 

и рекордами. Не один раз они уже превышали предсказываемые преде-лы, и трудно сказать, сколько раз это еще случится.

 

Жизнь отвергает и пророчества о неизбежной функциональной

 

и морфологической деградации человека, происходящей якобы в свя-зи с развитием его интеллекта и механизацией труда. Поэтому человек с оптимизмом смотрит в свое будущее. Бурный прогресс науки и соци-альных преобразований – достаточно очевидное основание для такого оптимизма.

 

В последнее десятилетие быстрыми темпами развивается наука о спорте. Если совсем недавно она выполняла лишь объяснительную функцию и шла вслед за прогрессивной практикой, то теперь ее роль существенно изменилась. Она уже идет впереди практики, указывая ей путь к совершенствованию методических проблем и реализуя предсказа-тельную функцию. По существу, крупнейшие международные соревно-вания – это уже не только поединок силы и здоровья спортсменов и опы-та тренеров, это прежде всего состязания научной мысли, определяющей принципиальные основы стратегии спортивной подготовки. Поэтому в современном спорте фигура ученого очень четко угадывается за спиной стоящего на пьедестале почета победителя.

 

Существенно в связи с этим изменилась и роль современного тренера. Методический опыт, накапливаемый годами и определявший в основ-ном успех работы тренера, уступил теперь ведущее место его научно-теоретической эрудиции. Тренер в буквальном смысле слова опосред-ствует связь между наукой и практикой, определяя ее содержательную сторону через призму своего опыта. Отсюда не случайно, что передовые тренеры, идущие в ногу с наукой, не только добиваются выдающихся успехов в своей педагогической работе, но и делают существенный вклад в научные основы теории спортивной тренировки.

 

Важное место в системе спортивной тренировки принадлежит сред-ствам специальной силовой подготовки. Они, во-первых, призваны обе-спечить формирование такой структуры физической подготовленности спортсмена, которая отвечала бы специфике внешних отношений его


 

– 13 –


организма, и, во-вторых, должны по своему воздействию соответство-вать режиму деятельности спортсмена в специализируемом упражнении. Это давно сформулированное утверждение может показаться тривиаль-ным, но лишь в том случае, когда оно выражается в самом общем виде. Если же в нем содержатся вполне определенные рекомендации и кон-кретные критерии соответствия тренировочных средств избранному для специализации упражнению, то оно приобретает силу значимого руково-дящего принципа тренировки, который вытеснит господствующую пока в ней эмпирику.

 

Таким образом, цель данной монографии заключается в рассмотре-нии сущности специальной силовой подготовки атлета в свете некото-рых объективных закономерностей, обусловливающих качественное совершенствование движений человека и рост спортивного мастерства

 

в целом, а также в обосновании с этих позиций принципиальных поло-жений методики силовой подготовки. Иными словами, речь будет идти не о рецептах развития силы, а об основах методики силовой подготов-ки, знание которых поможет ищущему тренеру и спортсмену творче-ски подойти к организации этого важного раздела тренировки с учетом специфики конкретного вида спорта и присущей спортсмену индиви-дуальности. Здесь никакие рецепты, даже аргументированные опытом подготовки выдающихся спортсменов, не могут быть полезными, ибо они так же быстро устаревают, как и появляются, и, главное, сковывают творческое мышление.

 

В книге читатель найдет систематизированное обобщение современ-ных взглядов на проблему силовой подготовки в спорте и связанные с ней частные вопросы, а также некоторый итог многолетних исследо-ваний и тренерского опыта автора. Правда, не все положения теории и методики силовой подготовки получили в книге исчерпывающее осве-щение. Еще много проблем, которые ждут своего решения. Касаясь их, автор ограничивается формулировкой гипотезы и обзором фактов, сви-детельствующих в ее пользу. Автор стремился к тому, чтобы из книги извлек пользу как читатель, интересующийся теорией вопроса, так и чи-татель, которого больше волнует его прикладная сторона.

 

Автор внес существенные изменения в текст первого издания книги. Ее содержание дополнено новым фактическим материалом, сокращен ряд обзоров, уточнены некоторые теоретические и методические поло-жения, поставлены новые проблемы, пересмотрена структурная компо-зиция книги в целом. Тем не менее от этого число нерешенных проблем не уменьшилось. Для науки такая ситуация вполне естественна. Решение на экспериментальной основе одних проблем сейчас же выдвигает по-требность в решении других, которые неумолимо появляются с новыми научными фактами. Поэтому все изложенное в книге – лишь первое при-ближение к системе специальной силовой подготовки в спорте, которую надлежит создать в ближайшем будущем совместными усилиями боль-шого коллектива ученых и тренеров.


 

– 14 –


 
 

 


Глава I

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: