ОРГАНИЗАЦИЯ системы КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В контексте требований современного российского общества, все специалисты системы профилактики говорят о необходимости организации системы сопровождения.
Сопровождение – процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это динамический процесс, подразумевающий взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение — это профессиональная помощь детям, их адаптация в социуме через стандартные формы работы: диагностика, профилактика, консультирование и коррекция.
Образовательное учреждение, как особый социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей по организации психолого-педагогического и социального сопровождения детей.
Целью психолого-педагогического и социального сопровождения детей в культурно-образовательном пространстве школы является создание условий для полноценного развития и успешного обучения детей в конкретной социально-педагогической ситуации.
Среди основных задач психолого-педагогического и социального сопровождения можно выделить:
· Отслеживание особенностей развития учащихся на различных этапах обучения
· Создание условий для полноценного развития каждого учащегося в рамках его индивидуальных возможностей
· Создание условий для оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и поведении
ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
|
Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении (далее – Служба сопровождения)
1.2 Деятельность Службы сопровождения позволяет:
· реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;
· оказывать содействие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;
· создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и социальных проблем обучающихся.
1.3. Служба сопровождения является структурным подразделением образовательного учреждения, которая создается в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся данного учреждения. В службу входят специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник, классные руководители.
1.4. Руководство Службой сопровождения осуществляет заведующий (руководитель Службы), назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, функции всех специалистов должны быть четко определены. К деятельности службы могут привлекаться учителя, воспитатели, руководители кружков (секций).
|
1.5. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, муниципальных органов управления образования, этическими кодексами психолога, социального педагога; настоящим Положением, уставом образовательного учреждения.
1.6. Основными принципами работы Службы являются:
· приоритет интересов ребенка
· непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения
· рекомендательный характер оказания помощи и услуг
· работа по методу междисциплинарной команды
Цели и задачи Службы сопровождения
2.1. Цель деятельности Службы сопровождения в образовательном учреждении заключается в организации психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.
|
2.2. Задачи Службы сопровождения
· Защита прав и интересов личности детей, обучающихся, воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и социальных проблем;
· Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения, развития и поведения;
· Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
· Развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей;
· Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
· Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
· Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей;
· Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей;