Ответственность специалистов Службы сопровождения




6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за:

· неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя Службы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;

· жизнь и здоровье детей во время занятий;

· необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;

· соблюдение прав и свобод личности ребенка;

· конфиденциальность полученных при обследовании материалов;

· ведение документации и ее сохранность;

· соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности;

· сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица.

6.2. За применение, в том числе и однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка специалист службы сопровождения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании».

 

Приказ о создании службы комплексного психолого-педагогического и МЕДИКО-социального сопровождения

 

ПОЛНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ГБОУ

 

ПРИКАЗ

 

 

Дата________________ №__________________

 

Об организации службы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ГБПОУ РБ БХК им.Р.Нуриева

 

С целью организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся в течение всего периода обучения, диагностики уровня и особенностей развития учащихся на каждом возрастном этапе, ранней профилактики отклонений в развитии и поведении и коррекции этих отклонений

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Создать Службу сопровождения с ____________________ года

 

  1. Назначить руководителем Службы сопровождения _________________________, заместителя директора по ВР/УВР

 

  1. Утвердить состав Службы сопровождения:

____________________________ - социальный педагог

____________________________ - педагог-психолог

____________________________ - врач

____________________________ - медицинская сестра

____________________________ - председатель МО классных руководителей

____________________________

____________________________

 

  1. Контроль исполнения Приказа оставляю за собой

 

Директор ____________________________

 

 

Реализация профилактического направления в деятельности специалистов службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и педагогического коллектива БХК

 

Понятие «группа риска» в педагогике и психологии. В контексте реализации деятельности, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних, необходимо дать определение понятиям «зона риска», «ребенок группы риска» и «семья группы риска», «неблагополучная семья»

Зона риска — условия жизни, опасные для ребенка. В современной социально-психологической литературе авторы предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

· Семья в зоне риска — социально и экономически дисгармоничная семья: низкий уровень жизни, плохие жилищно-бытовые условия, деструкция в составе членов семьи (неполная, со вторым браком, с приемными детьми).

· Здоровье в зоне риска — наличие проблем со здоровьем у ребенка (инвалидность, хронические заболевания, частые болезни).

· Учебная неуспешность в зоне риска — отставание ребенка в освоении образовательного стандарта.

· Одаренность в зоне риска — отсутствие поддержки и профессионального сопровождения одаренного ребенка.

· Зона социального риска — бесконтрольность со стороны взрослых, отсутствие надлежащей системы обучения, воспитания и развития ребенка.

Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы, переходят в группу риска. Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий. Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении. Общее развитие ребенка зависит от индивидуальных условий его рождения, содержания, воспитания и образования. Понятно, что дети, включенные в зону или группу того или иного риска, имеют особые проблемы с физическим, психическим здоровьем, отличаются познавательной и коммуникативной активностью, испытывают разной степени трудности в социальной адаптации и индивидуальной самореализации. Следовательно, они нуждаются как в комплексном, так и в индивидуальном психолого-педагогическом медико-социальном сопровождении, в последовательной коррекции внешних условий среды воспитания и индивидуальных стимулах для внутреннего развития. Адекватное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

 

Дети «группы риска». "Группу риска"составляют дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, образовательного учреждения и т. д. Дети «группы риска» - это дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием нежелательных факторов. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, социальная незащищенность:

· Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

· Социально запущенные детиотчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

· Социально незащищенными называют детей, находящихся в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

К наиболее типичным психологическим трудностям детей «группы риска» относятся следующие:

· Нарушенные взаимоотношения с окружающими (взрослыми и детьми) и самим собой (нарушения самоотношения и самопонимания)

· Наличие асоциальных жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей», отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

· Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

· Наличие длительных негативных эмоциональных переживаний (обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности; отсутствие чувства безопасности; переживание собственной неудачливости, проблемности, и т.д.)

· Нарушения эмоционально-волевой сферы (отсутствие волевого контроля, внешний локус контроля, неорганизованность)

· Особенности характера (зависимость от других, низкая сила своего «я», обидчивость, агрессивность, расторможенность)

· Отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях

· Чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

· Трудности в обучении;

Учащихся "группы риска" можно условно распределить по пяти категориям, в соответствии с «зонами риска»:

1. Медицинская – дети, имеющие временные проблемы со здоровьем, вынуждены подчинять часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

2. Социальная – дети, проживающие в проблемных и неблагополучных семьях. Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи. Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи. Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания. К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи. К основным нарушениям относятся:

· уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

· деструктивное поведение родителей (в том числе алкоголизация, наркотизация, криминальная семья);

· грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботы о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

3. Учебно-педагогическая – дети, имеющие стойкую неуспеваемость, пропуски занятий без уважительной причины. Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям колледжа. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям колледжа. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу.

4. Поведенческая – дети, имеющие стойкие нарушения поведения, испытывающие значительные трудности во взаимоотношениях с большинством окружающих их людей. Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых имеются серьезные комплексные проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоционального восприятия мира такими детьми. Часто такие дети не «приживаются» ни в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками. К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:

· Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий уровень жизни семьи. Эта проблема не только невротизирует взрослых, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

· Попустительское отношение родителей к воспитанию несовершеннолетних приводит к отсутствию у детей сформированных представлений о нормах поведения.

· Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

· Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.

· Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны с целым комплексом факторов (биологическим, психологическим или социальным)

5. Одаренные дети – дети с опережающим психологическим развитием и развитием познавательной сферы, особенными физическими данными. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные (потенциальные психические возможности) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. п.). В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые ярко проявляют черты лидерского поведения. Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети, причем наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению:

· негативное отношение к учёбе и воспитанию; недостаток настойчивости; неприятие руководства; скука;

· подверженность частым перепадам настроения; низкая самооценка; высокая тревожность; чувство непохожести на других; некоторая надменность; чувствительность к критике при любви покритиковать других;

· неприятие состязаний; тенденция к самооправданию; перекладывание ответственности на других; склонность ставить нереалистические цели

· нарушение отношений с родителями;

Работа педагогического коллектива образовательного учреждения и специалистов школьной службы сопровождения строится соответственно выделенным трудностям. Социально-педагогический аспект работы с детьми «группы риска» может быть реализован в следующих направлениях:

· организация работы по профилактике девиантного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;

· смещение акцентов в профилактической и коррекционной работе на позицию индивидуализации этой работы;

· учёт позиции ребёнка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции поведения;

· целесообразность применения в профилактической работе методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков и стимулирующих развитие положительных;

· организация работы с семьёй на содержательном уровне через реализацию программ учреждений, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

· организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.

 

«Семьи группы риска». В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому, в разных работах, наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др.. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Семья - это система, элементами корой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними. Авторы выделяют следующие базовые функции семьи, невыполнение хотя бы одной из которых, может повлиять на вхождение семьи в «группу риска»:

· экономическая (материальное обеспечение семьи);

· репродуктивная (рождение детей, планирование семьи, половая идентификация детей и т.д.);

· рекреативная (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);

· функция заботы о доме (уход за домом, чистота, гигиена в помещении и т.д.);

· социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);

· терапевтическая (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств, и т.д.)

Благоприятными для формирования личности ребенка являются семьи, где есть оба родителя и двое детей, бабушки и дедушки, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание и доверие, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг. Существуют признаки здоровой семьи:

· каждый член семьи является признанным, имеет возможность выражать свои чувства, имеет право выбора, может влиять на решения, касающиеся всех членов семьи.

· в семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости, члены семьи способны к проявлению открытой привязанности друг к другу

· существуют ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга

· наличие общих ценностей для всех членов семьи

Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, семьи в определенные периоды своего существования проходят через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов. Все эти периоды жизни семьи вызывают у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен. Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «зону риска»:

· беременность и рождение ребенка

· помещение ребенка в дошкольное учреждение

· обучение детей в первом классе школы

· кризис подросткового возраста

· пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба

· старость,

· смерть

Кроме того, существует ряд кризисных ситуаций, из-за которых семья оказывается в «зоне риска». Любая семья стремится противодействовать неблагоприятным обстоятельствам и предотвратить или минимизировать неблагоприятные последствия каких-либо негативных событий, происходящих в жизни семьи. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействие, а иногда разобщают членов семьи. Это ситуации снижающие качество жизни, как отдельных членов, так и семьи в целом:

· Смерть одного из родителей

· Развод родителей

· Утрата жилья

· Смена места жительства (миграция, переезд и т.п.)

· Потеря работы

· Длительное тяжелое заболевание кого-либо из членов семьи

Большинство современных авторов выделяют следующие виды семей группы риска:

· дисфункциональные. К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего, семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, молодые и юные матери до 18 лет, семьи с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями, мигранты.

· «социопатические» или асоциальные. В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.

Семьи группы риска характеризуются:

· слабой способностью членов этих семей к анализу и обсуждению того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

· преобладанием в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

· высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков

Неблагополучная семья — педагогически несостоятельная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в которой родители злоупотребляют правами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенностями неблагополучной семьи являются низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми. Также возможно наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ; деформированность общечеловеческих ценностных ориентации; неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: