Алгоритм работы по выявлению семейного неблагополучия специалистами службы сопровождения.




Механизм выявления семей группы риска и неблагополучных семей. Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года составляется социальный паспорт образовательного учреждения. Изучаются социально-бытовые условия проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. При организации взаимодействия с семьями учащихся используются такие формы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией о семье обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению может определить признаки неблагополучия.

Этапы работы Формы работы Критерии Признаки Ответственные
Сбор первичной информации о ребенке Наблюдение Особенности внешнего вида учащихся, сформированности социально-бытовых навыков утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность, неопрятность задержка роста и дефицит веса склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; Классный руководитель, воспитатель, зав.интернатом, мед. работник
Готовность ребенка к обучению наличие учебных принадлежностей, их состояние отставание в речевом, моторном развитии; Выраженное, значительное несоответствие объема и качества знаний возрастной норме Трудности в обучении. Классный руководитель, учителя-предметники
Особенности поведения учащихся привлечение внимания взрослых любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; неумение играть и общаться Классный руководитель, воспитатель, зав.интернатом, педагоги, социальный педагог, педагог-психолог
Сбор первичной информации о родителях Беседа, опрос, анкетирование, анализ документации Определение условий проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи безработных; семьи малообеспеченные семьи с недееспособными родителями, мигранты. Классный руководитель, социальный педагог
Промежуточный результат Выделение группы учащихся, находящихся в зоне риска, определение необходимости сбора более подробной информации об условиях их жизни, воспитания и содержания
Диагностика и выявление возможного семейного неблагополучия Психодиагностика Диагностика стиля семейного воспитания Определение семей с нарушенными стилями воспитания, педагогически несостоятельные семьи Педагог-психолог
Психодиагностика, беседа, опрос, анкетирование Выяснение особенностей взаимодействия между членами семьи Деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
Психодиагностика, беседа, опрос, анкетирование, проведение диагностических работ по предметам Диагностика особенностей развития и личности ребенка Выявление детей с особыми нуждами, определение роли семьи в возникновении затруднений в учебной деятельности Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя предметники, учитель-логопед
Посещение на дому Определение условий проживания семей, выяснение особенностей взаимодействия между членами семьи социально-экономическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам Классный руководитель, воспитатель, зав.интернатом, социальный педагог
Анализ документации Выявление и учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении Семьи, состоящие на учете ОУУПиДН, рассматривавшиеся на заседаниях КДНиЗП, состоящие на учете в ООиП МО Администрация ОУ, социальный педагог
Итоговый результат Выделение учащихся, относящихся к группе риска по семейному неблагополучию и/или воспитывающихся в неблагополучных семьях, требующих повышенного внимания со стороны специалистов службы сопровождения. По результатам диагностики проводится ППМС консилиум, на котором: · вырабатывается маршрут индивидуального сопровождения выявленных учащихся, · оцениваются ресурсы образовательного учреждения по оказанию помощи ребенку и его семье, · определяется необходимость привлечения специалистов иных учреждений и субъектов профилактики
           


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: