Механизм выявления семей группы риска и неблагополучных семей. Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года составляется социальный паспорт образовательного учреждения. Изучаются социально-бытовые условия проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. При организации взаимодействия с семьями учащихся используются такие формы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией о семье обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению может определить признаки неблагополучия.
Этапы работы | Формы работы | Критерии | Признаки | Ответственные | |
Сбор первичной информации о ребенке | Наблюдение | Особенности внешнего вида учащихся, сформированности социально-бытовых навыков | утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность, неопрятность задержка роста и дефицит веса склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; | Классный руководитель, воспитатель, зав.интернатом, мед. работник | |
Готовность ребенка к обучению | наличие учебных принадлежностей, их состояние отставание в речевом, моторном развитии; Выраженное, значительное несоответствие объема и качества знаний возрастной норме Трудности в обучении. | Классный руководитель, учителя-предметники | |||
Особенности поведения учащихся | привлечение внимания взрослых любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; неумение играть и общаться | Классный руководитель, воспитатель, зав.интернатом, педагоги, социальный педагог, педагог-психолог | |||
Сбор первичной информации о родителях | Беседа, опрос, анкетирование, анализ документации | Определение условий проживания семей, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия | семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи безработных; семьи малообеспеченные семьи с недееспособными родителями, мигранты. | Классный руководитель, социальный педагог | |
Промежуточный результат | Выделение группы учащихся, находящихся в зоне риска, определение необходимости сбора более подробной информации об условиях их жизни, воспитания и содержания | ||||
Диагностика и выявление возможного семейного неблагополучия | Психодиагностика | Диагностика стиля семейного воспитания | Определение семей с нарушенными стилями воспитания, педагогически несостоятельные семьи | Педагог-психолог | |
Психодиагностика, беседа, опрос, анкетирование | Выяснение особенностей взаимодействия между членами семьи | Деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми | Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель | ||
Психодиагностика, беседа, опрос, анкетирование, проведение диагностических работ по предметам | Диагностика особенностей развития и личности ребенка | Выявление детей с особыми нуждами, определение роли семьи в возникновении затруднений в учебной деятельности | Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя предметники, учитель-логопед | ||
Посещение на дому | Определение условий проживания семей, выяснение особенностей взаимодействия между членами семьи | социально-экономическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам | Классный руководитель, воспитатель, зав.интернатом, социальный педагог | ||
Анализ документации | Выявление и учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении | Семьи, состоящие на учете ОУУПиДН, рассматривавшиеся на заседаниях КДНиЗП, состоящие на учете в ООиП МО | Администрация ОУ, социальный педагог | ||
Итоговый результат | Выделение учащихся, относящихся к группе риска по семейному неблагополучию и/или воспитывающихся в неблагополучных семьях, требующих повышенного внимания со стороны специалистов службы сопровождения. По результатам диагностики проводится ППМС консилиум, на котором: · вырабатывается маршрут индивидуального сопровождения выявленных учащихся, · оцениваются ресурсы образовательного учреждения по оказанию помощи ребенку и его семье, · определяется необходимость привлечения специалистов иных учреждений и субъектов профилактики | ||||