Задания для самостоятельного и углубленного изучения




1. Охарактеризуйте избирательный процесс: а) в Древней Греции;
б) Древнем Риме; в) Новгороде периода Новгородской республики (1136–1478 гг.); г) России начала ХХ в. Материалы представьте в виде презентации.

2. Напишите аналитическую статью для молодежной газеты о возникновении избирательного права в России.

3. Напишите реферат об избирательной системе любого европейского государства.

4. Составьте проект телевизионной передачи, посвященной этимологии слова «агитация».

5. Подготовьте доклад на тему «Политтехнологи ХХ века: топ-50».

6. На основании изучения научной и учебной литературы охарактеризуйте формы предвыборной агитации на примере любой избирательной кампании за рубежом.

7. Изучите мнения, касающиеся предоставления избирательных прав гражданам, находящимся в местах лишения свободы. Составьте проект дискуссионной телепрограммы, используя материалы информационно-правового портала «Закония» 2008–2017 (URL: https://www.zakonia.ru/blog/
kategoricheskoe-lishenie-zakljuchennykh-uchastija-v-vyborakh-nepravomerno).

8. Подготовьте доклад на тему «Общественно-политический портрет члена Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК)» (на выбор).

9. Определите особенности избирательной системы в США, которая предопределила победу Д. Трампа на выборах президента.

10. Напишите эссе «Политический маркетинг в России».

Список рекомендуемой литературы

1. Гаджиев, К.С. Политология [Текст]: учеб. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Логос, 2011. – 216 с. – (Серия «Новая университетская библиотека»); то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/
index.php?page=book&id=84981 (дата обращения: 03.11.2017).

2. Головин, Ю.А. Политический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Ярослав. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. – 106 с.

3. Желтов, В.В. Сравнительная политология: политическая власть и политическое выражение [Текст]: учеб. пособие / В.В. Желтов, М.В. Желтов; Кемер. гос. ун-т. – Кемерово, 2014. – 548 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278946 (дата обращения: 03.11.2017).

4. Зеленков, М.Ю. Политология (базовый курс) [Текст]. – М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2009. – 302 с.

5. Малкин, Е. Основы избирательных технологий [Текст]: учеб. /
Е. Малкин, Е. Сучков. – 3-е изд., доп. – М.: SPSL-Русская панорама,
2002. – 464 с.

6. Мухаев, Р.Т. Политология [Текст]: конспект лекций. – М.: Проспект, 2015. – 224 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://
biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276969 (дата обращения: 03.11.2017).

7. Медведева, В.К. Избирательный процесс в современной России: от теории к практике [Текст]: моногр. – М.: ЕврАзНИИ ПП, 2013. – 108 c.

8. Политология [Текст]: учеб. / под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 423 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116625 (дата обращения: 03.11.2017).

9. Политология [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.М. Капицына, В.К. Мокшина, С.Г. Новгородцева. – М.: Дашков и К°, 2017. – 596 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?
page=book&id=454097 (дата обращения: 03.11.2017).

10. Шишкин, Д.П. PR-кампании: методология и технология [Текст]: учеб. пособие / Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко. – СПб.: Роза мира, 2004. – 187 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://
evartist.narod.ru/text19/139.htm

Интернет-ресурсы

1. Избирательная комиссия Рязанской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ryazan.izbirkom.ru/

2. Информационно-правовой портал «Закония» 2008–2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zakonia.ru/blog/kategoricheskoe-
lishenie-zakljuchennykh-uchastija-v-vyborakh-nepravomerno)

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cikrf.ru/

1.2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Внимание законодателей к правовому регулированию деятельности СМИ в информационном обеспечении выборов и референдумов объясняется значением, которое обретает массмедийное освещение любых проблем в современном обществе.

В нашей стране выборы проводятся на основе следующих законов:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Ряд аспектов проведения выборов (определение статуса представителей СМИ на выборах, их участия в предвыборной агитации и информировании, нормы, касающиеся отдельных институтов избирательного права) регулируется Федеральным законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». Кроме этого, избирательный процесс может регулироваться Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», законами субъектов Российской Федерации.

В состав правовых регуляторов избирательного процесса также входят отдельные указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, нормативные акты Центральной избирательной комиссии России, в которых затрагиваются те или иные аспекты участия журналистов
в избирательном процессе, взаимодействие журналистов с кандидатами
в депутаты и на выборные должности, с политическими партиями, с избирательными комиссиями регионов и т.д.

Проведение выборов и референдумов в нашей стране организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК), которая является федеральным государственным органом, независимым от других органов государственной власти и формируемым в соответствии
с избирательным законодательством. Центральная избирательная комиссия, таким образом, «осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» [12]. В субъектах страны работают региональные избирательные комиссии.

В правовое регулирование избирательного процесса входят нормы отраслевой принадлежности: административного, уголовного, финансового, информационного права и т.д.

Составной частью избирательного законодательства нашей страны являются законы субъектов РФ о выборах, корпус которых могут формировать законы о референдумах, о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления. Избирательные кодексы существуют более чем
в двадцати субъектах РФ. Например, на сайте избирательной комиссии Рязанской области можно ознакомиться со следующими законами: «О выборах Главы муниципального образования в Рязанской области (в ред. от 19.05.2016 г. № 24-ОЗ), «О выборах Главы муниципального образования
в Рязанской области», «О выборах Губернатора Рязанской области (в ред. от 19.05.2016 г. № 24-ОЗ)», «О выборах депутатов Рязанской областной Думы (в ред. от 19.05.2016 г. № 24-ОЗ)», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области (в ред. от 19.05.2016 г. № 24-ОЗ)» и др.

Конституция Российской Федерации – основной закон страны – является главным источником избирательного права, базой для развития избирательного законодательства. В Конституции закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство, а также регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ. В Конституции указано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст. 3). Деятельность СМИ по освещению избирательной кампании основывается на запрете цензуры и свободе массовой информации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом… Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ст. 29). Согласно Конституции частью правовой системы нашей страны являются принципы и нормы международного права, а также международные договоры России (ст. 15), которые имеют приоритет над федеральным законодательством.

Таким образом, в качестве источника избирательного права выступают и международные правовые акты, определяющие основные права и свободы человека, а также международные избирательные стандарты,
в числе которых Всеобщая декларация прав человека (утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), документы, принятые на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на Конференции по человеческому измерению (1989–1991 гг.) и т.д. В статье 21 Всеобщей декларации прав указывается: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и несфальцифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» [13]. Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего
и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Кроме этого, Содружеством независимых государств (СНГ) в 2002 г. принята, а 2003 г. ратифицирована Российской Федерацией Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод. На основе Конвенции Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ одобрены Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества независимых государств по наблюдению за выборами.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является базовым в регулировании избирательного процесса, так как в нем четко изложены процесс и совокупность правовых средств, которые обеспечивают соблюдение принципов избирательного права. Содержание Закона позволяет утверждать, что в настоящее время СМИ предоставлены условия, чтобы быть активными участниками любой избирательной кампании и осуществлять общественный контроль за ходом выборов. Деятельность СМИ во время выборов или референдума регулируется более чем в 20 статьях данного закона, в которых регламентируются информационная и агитационная деятельность массмедиа, подчёркивается, что СМИ не являются субъектами агитационной деятельности, но могут предоставлять печатное и эфирное пространство для ведения агитации субъектам агитационной деятельности.

В законе дано понятие «агитационного периода» и его сроки: «Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования» (п. 2 ст. 49).

В обязанность СМИ вменяется обеспечение гласности избирательного процесса и процесса референдума, обнародование материалов, представляемых избирательными комиссиями бесплатно. Так, государственные и муниципальные СМИ вправе и обязаны опубликовать (передавать
в эфир) сообщения о назначении выборов, о списке избирательных участков и схеме образованных избирательных округов, о зарегистрированных кандидатах и списках кандидатов от избирательных объединений, о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, времени и месте голосования на выборах, результатах выборов по федеральному избирательному округу, а также полные официальные данные об итогах выборов и т.д.

Все зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения имеют право на бесплатное эфирное время и печатное пространство, которые предоставляются им на равных условиях. Объем времени вещания
и печатных площадей в таких СМИ также определяется данным законом. Например, для общероссийских государственных телерадиовещательных компаний (для каждого канала) он составляет не менее часа в рабочие дни, для муниципальных – не менее 30 минут.

Негосударственные СМИ (пресса, телерадиокомпании и сетевые издания) «вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума
и иным группам участников референдума платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях» только в случае, если они зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании. Это ограничение не распространяется на периодические издания, в том числе сетевые, учрежденные избирательными объединениями (партиями и т.д.) (пп. 5 и 6 ст. 50). На эти издания также не распространяются требования по условиям оплаты печатных площадей и эфирного времени, которую они вправе устанавливать самостоятельно, в то время как «условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями негосударственных периодических печатных изданий и редакциями сетевых изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума» (п. 5 ст. 50). Эти условия должны быть размещены в данных массмедиа не позднее чем через 30 дней после официального объявления о назначении выборов. Нужно отметить, что и государственные СМИ обязаны «резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату» (п. 6, ст. 51), причем ее размер и условия также должны быть одинаковыми для всех кандидатов. Агитация оплачивается из избирательного фонда, объем которого также ограничен законодательно.

Средства массовой информации имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в том числе и при подведении итогов голосования. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях представители СМИ несут административную ответственность «за неисполнение решения избирательной комиссии или комиссии референдума, а также непредставление сведений и материалов по их запросам» (п. 3 ст. 5).

Процесс информирования предполагает, что «содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений» (п. 2 ст. 45), что «сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев.
В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению» (п. 5 ст. 45), что «при обнародовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны представить сведения об организациях, которые эти опросы проводили, методику сбора информации, выборку, время и место проведения, оценку возможной погрешности и прочие сведения, которые представляют объективную картину» (п. 2 ст. 46), что «массовая публикация результатов исследований по прогнозу выборов запрещается в течение 5 дней до дня голосования и в день голосования» (п. 3 ст. 46).

Исследователи согласны, что при организационно-правовом содержании участия СМИ в предвыборной агитации возникают определенные сложности. Об этом говорит, например, дискуссия, считать ли материал агитационным или информационным, если он посвящен деятельности губернатора или мэра, который в момент создания сообщения являлся субъектом агитационной деятельности (см. Определение Верховного суда от 24 мая 2006 года № 71-А06-17).

Деятельность СМИ во время избирательной кампании регулируется также Федеральным законом «О средствах массовой информации», согласно которому журналист имеет право «искать, запрашивать, получать
и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи
с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части 1-ой статьи 42 Закона о СМИ; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом…» (ст. 47). «Цензура массовой информации не допускается» (ст. 3).

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» впервые среди актов избирательного законодательства в статье 32 обозначены полномочия представителей СМИ в избирательном процессе. В статье 86 данного Закона устанавливается обязанность «избирательной комиссии любого территориального уровня предоставлять представителям СМИ, иным заинтересованным лицам для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих комиссий».

Вопросы, которые всегда находятся в центре внимания СМИ, как правило, касаются даты выборов, личности кандидатов на выборные должности, процесса сбора подписей избирателей, финансирования избирательной кампании,вопроса применения различных избирательных систем в выборном процессе, форм участия СМИ в предвыборной агитации, и т.д. В связи с этим в рамках избирательных кампаний СМИ могут служить инструментом общественного контроля, которые следят за ходом кампании, за соблюдением законности в работе избирательных комиссий и т.д., что способствует совершенствованию избирательного законодательства.

Таким образом, правовое регулирование деятельности СМИ во время избирательных кампаний во многом обусловлено вниманием к определенным аспектам избирательного процесса и освещения выборов. Практика показывает, что массмедиа последовательно и подробно освещают не только итоги и избирательной кампании и референдума, но и каждый из их этапов, включая начальные. Средства массовой информации осуществляют функции общественного контроля за ходом избирательного процесса, отслеживая, насколько его участники соблюдают законодательство. Динамика изменений и дополнений в законодательство о выборах требует от участников избирательного процесса внимательного и тщательного изучения новелл и актуальных редакций законов.

 

Контрольные вопросы

1. Избирательное законодательство в России.

2. Конституция РФ как источник избирательного права.

3. Международные правовые акты и организация выборов в России.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК). Особенности организации и направления работы.

5. Регулирование избирательного процесса в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

6. Нормы и сроки предвыборной агитации.

7. Особенности агитации в государственных и муниципальных СМИ.

8. Особенности агитации в негосударственных СМИ.

9. Правовое регулирование массмедийного информирования об избирательной кампании.

10. Порядок и формы освещения выборов в СМИ России: Федеральные законы «О средствах массовой информации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О политических партиях» и т.д.

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Перечислите международные правовые акты, являющиеся источником избирательного права и регулирующие избирательный процесс.

2. Перечислите законы РФ, регулирующие выборные процессы
в России.

3. Что говорится о выборах во Всеобщей декларации прав человека?

4. Каким образом в Конституции РФ регулируется деятельность СМИ по освещению избирательной кампании?

5. Перечислите статьи Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые регулируют функции СМИ в избирательном процессе.

6. Перечислите функции Центральной избирательной комиссии РФ.

7. Каким образом регулируется деятельность СМИ во время избирательной кампании в Законе РФ «О средствах массовой информации»?

8. Чем отличается предвыборная агитация от информирования избирателей?

9. Перечислите нормы, регламентирующие предвыборную агитацию, представленные в главе «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

10. С какими региональными законами, регулирующими избирательный процесс, можно познакомиться на сайте Избирательной комиссии Рязанской области?

 

Творческие задания

1. Создайте три материала для рубрики «Журналист и избирательное право» в информационном, аналитическом и художественно-публицис-тическом жанрах.

2. С учетом компетенций, сформированных в рамках изучения дисциплин «Основы творческой деятельности журналиста» и «Технологии интервью», подготовьте вопросы для интервью со специалистом в сфере избирательного права о предстоящих выборах.

3. Создайте образовательный телевизионный сюжет, посвященный Конституции РФ.

4. Создайте проект просветительской радиопрограммы для начинающих журналистов, посвященный правовому регулированию избирательного процесса.

5. Напишите эссе о роли изучения правовых аспектов избирательных кампаний.

6. На основании изучения законодательства РФ о выборах, учебных
и научных материалов приведите разные точки зрения на статус информационных материалов. Создайте проект дискуссионной программы, посвященный данной проблеме. Сформулируйте собственный взгляд на эту проблему, используя необходимые аргументы.

7. Согласно определению Верховного суда от 24 мая 2006 года № 71-А06-17, «сюжет может не считаться агитационным, если в нем представлен положительный образ должностного лица, совмещающего свой статус со статусом кандидата». Создайте дискуссионный лонгрид, в котором приведите аргументы «за» и «против» данного определения.

8. Подготовьте материалы для просветительского интервью с компетентным ньюсмейкером, приуроченного ко Дню российского парламентаризма.

9. Руководствуясь определением политической агитации, представленным в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», напишите три агитационных текста, посвященных: а) старосте Вашей группы, б) лучшему студенту Вашей группы; б) лучшему студенту Вашего факультета».

10. Напишите статью под рабочим названием «История создания Центральной избирательной комиссии».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: