Научно-исследовательские задания




1. Сделайте реферирование сборника С.Г. Корконосенко «Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия» (СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. 448 с.)

2. Проведите структурно-содержательный анализ агитационных листовок партий «Единая Россия», Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), Коммунистическая партия России (КПРФ), «Справедливая Россия» по следующему плану: особенности слогана, композиция и архитектоника, особенности дизайна и инфографики, концептосфера.

3. Сделайте доклад-презентацию, в рамках которой проиллюстрируйте отличия агитационных видеоматериалов (ролик, клип, спот, фильм и т.д.).

4. Проанализируйте, используя архивные данные, три федеральных печатных издания в агитационный период любой избирательной кампании с 2003 года. Укажите количество агитационных и информационных материалов, их жанровые характеристики, структурно-содержательные особенности.

5. Проанализируйте десять агитационных радиоспотов. Выявите особенности аудиального сопровождения текстов.

6. Составьте профессиограмму (профессиограмма – это перечень признаков, норм и требований, которые характеризуют работника и предъявляются профессией к нему): а) руководителя предвыборного штаба;
б) пресс-секретаря; в) руководителя пресс-центра; г) райтера.

7. Проанализируйте учебные и научные источники, в которых анализируется феномен «джинса». Обобщите точки зрения на причины возникновения этого явления и способы противостояния ему.

8. Просмотрите выпуски теледебатов на «Первом канале», каналах «Россия-1», «Россия-24», ТВЦ. Проанализируйте аргументационные стратегии выступающих и укажите, чья позиция выглядит наиболее убедительно. Результаты обобщите в виде аналитической справки.

9. Подготовьте научно-исследовательский доклад о классификации форм взаимодействия с журналистами во время выборов.

10. Подготовьте блог-схему направлений деятельности избирательного штаба.

Задания для самостоятельного и углубленного изучения

1. Сравните агитационные видеоролики кандидатов на выборные должности трех европейских стран. Выявите концепцию продукта, систему образов и мотивов, особенности слогана, аудиальные эффекты и т.д.

2. Найдите в научной и учебной литературе сведения о пресс-туре как о форме взаимодействия с медиа. Подготовьте доклад-иллюстрацию
о специфике организации пресс-тура, его структуре и коммуникативной эффективности, проиллюстрировав положения визуальным материалом.

3. Напишите инструкции для студента академической группы, ответственного за информационное освещение ее жизни в университете.

4. Подготовьте доклад-презентацию о профессиональной деятельности политического журналиста а) федерального издания; б) регионального издания; в) районного издания.

5. Сделайте конспектирование тех разделов в учебном пособии
В.Г. Королько «Основы паблик рилейшнз» (М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001), которые посвящены информационной работе избирательного штаба.

6. Сделайте доклад о творческой деятельности рязанского политического журналиста.

7. Составьте основные агитационные материалы, в которых субъектами выборов стали бы герои русской классической литературы (Александр Чацкий, Евгений Базаров, Родион Раскольников, князь Андрей Болконский) и в которых нашло бы отражение их общественно-политическое кредо.

8. Напишите научную статью о специфике, разновидностях и коммуникативных стратегиях агитационного радиоспота.

9. На основе своего опыта работы в медиа и/или опыта своих сокурсников дайте комплексную характеристику мероприятий для общественности, которые организовывают кандидаты на выборную должность/пред-ставители политических партий.

10. Выявите языковые и структурные маркеры, которые отличают агитационный материал от информационного, и приведите необходимые примеры.

Список рекомендуемой литературы

1. Алтунян, А.Г. Анализ политических текстов [Текст]. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 384 с.

2. Грачев, М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития [Текст]: моногр. – М.: Прометей, 2004. – 328 с.

3. Колобов, В.В. Коммуникативная сущность рекламных и PR-техно-логий в СМИ в контексте региональных избирательных кампаний [Текст] // Государство и гражданское общество: модели взаимодействия: сб. науч. работ. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – С. 71–85.

4. Журналистика в мире политики: исследовательские подходы
и практика участия [Текст] / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 448 с.

5. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз [Текст]. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001.

6. Малкин, Е. Основы избирательных технологий [Текст]: учеб. /
Е. Малкин, Е. Сучков. – 3-е изд., доп. – М.: SPSL-Русская панорама,
2002. – 464 с.

7. Мельник, Г.С. Журналистика в политических технологиях [Текст]. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 203 с.

8. Мысовских, А.А. Проблема политтехнологического и правового дискурса в определении понятий «политическая реклама» и «предвыборная агитация» [Текст] // Выборы: теория и практика. – 2008. – № 3 (7). –
С. 47–50.

9. Политическая журналистика [Текст]: учеб. для бакалавриата и магистратуры / под ред. С. Г. Корконосенко. – М.: Юрайт, 2015. – 319 с.

10. Полыгалова, А.Н. Методы и приемы взаимодействия со СМИ
в процессе избирательных кампаний[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chinovnik.uapa.ru/ru/issue/2003/03/7/

11. Сидоров, В.А. Политическая культура журналиста [Текст]: учеб. пособие. – СПб.: Петрополис, 2010. – 240 с.

12. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика [Текст]: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 254 с.

13. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью [Текст]. – М.: Дело,
2000. – 272 с.

14. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса [Текст]. – М.: Гнозис, 2004. – 326 с.

15. Шишкин, Д.П. PR-кампании: методология и технология [Текст]: учеб. пособие / Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко. – СПб.: Роза мира, 2004. – 187 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://
evartist.narod.ru/text19/139.htm

16. Язык СМИ и политика [Текст] / под ред. Г.Я. Солганика. – М.: МГУ, 2012. – 930 с.

2.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ МЕДИА

В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

В настоящее время Интернет является основным источником информации. Закономерно, что для политических коммуникаций, в том числе для проведения избирательных кампаний, интернет-среда приобретает все большую значимость и становится пространством политической деятельности. Интернет охватывает большинство аспектов общественнойжизни страны. Поскольку число интернет-пользователей увеличивается, возрастает влияние Сети на политическую жизнь страны и электоральный выбор гражданина.

Отмечается, что «основными факторами развития российской Сети
в качестве средства политической коммуникации стали неразвитость инфраструктуры для формирования коммерческого сектора Интернета, медиатизация российской политики, приведшая к возникновению феномена включенных в медиа-политическую систему сетевых СМИ и активному использованию интернет-технологий в ходе информационно-пропагандист-ских кампаний, а также специфика российской сетевой аудитории и мифологизация интернет-пространства в общественном сознании» [37].

Все ветви власти имеют в Интернете свои представительства. На портале Президента РФ (URL: https://www.kremlin.ru/) можно увидеть разделы: события, структура, видео и фото, документы, контакты. Здесь также можно познакомиться с информационными ресурсами Президента России, специальными проектами по защите животных, с правовой и технической информацией. Официальные интернет-порталы Правительства РФ (URL: https://government.ru/) и Председателя правительства РФ (URL: https://premier.gov.ru/) включают рубрики: Стратегии и программы, Экономика, Занятость и труд, Финансы, Государство, Семья и дети, Здоровье
и медицина, Социальная помощь, Образование и наука, Общество и культура, Жильё и города, Транспорт и связь, Энергетика, Промышленность и др.

Законодательные ветви власти также имеют свои интернет-предста-вительства. На сайте Государственной Думы Федерального собрания РФ (URL: https://www.duma.gov.ru/) присутствуют следующие разделы: Новости Государственной Думы, Состав и структура Государственной Думы, Депутаты Государственной Думы, Программа законопроектной работы Государственной Думы, События в Государственной Думе, Кадровое обеспечение Государственной Думы, Противодействие коррупции, Парламентское ТВ.

Официальные сайты есть у партий, представленных в настоящее время в российском парламенте. К ним относятся Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (URL: https://er.ru/), политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (URL: https://kprf.ru/), политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России (URL: https://ldpr.ru/), политическая партия «Справедливая Россия» (URL: https://www.spravedlivo.ru). Сайты есть и у партий, которые в парламенте не представлены, но участвовали в выборах, например, политическая партия «Патриоты России» (URL: https://www.patriot-rus.ru/), политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (URL: https://www.yabloko.ru/), Всероссийская политическая партия «Правое дело» (URL: https://pravoedelo.ru/). На сайтах представлена новостная информация, контакты, уставы, программы, проекты, деятельность. Эти ресурсы выступают официальными ньюсмейкерами – источниками проверенной
и точной информации, необходимой для журналистов, создающих материалы о деятельности данных структур.

Сайты партий во время избирательных кампаний становятся ретрансляторами информации о работе кандидата. Самовыдвиженцы создают персональные сайты. Большинство сайтов кандидатов на выборную должность, политических партий и движений обладают сходными структурно-содержательными особенностями: новости избирательной кампании, биография, программа, фото и видео-подборка, материалы СМИ
о кандидате, информация о проектах, инициативах и мероприятиях кандидата, расписание поездок, хроника кампании и т.д.

Освещение выборов реализуется в системе новостных агрегаторов,
в информационных агентствах и интернет-порталах. Большинство современных избирателей узнают новости об избирательной кампании из информационных агентств, дающих ссылки на интернет-версии традиционных массмедиа. В настоящее время журналистика переходит в интернет-среду, характеризующуюся мобильностью, мультимедийностью, конвергентностью и интерактивностью. В интернет-медиа продолжают функционировать традиционные журналистские жанры (репортаж и видеорепортаж, информационная заметка, опросы, обзорные статьи, интервью), наряду с появившимися в интернет-пространстве (мультимедийные лонгриды, онлайн-опросы).

Исследователи указывают, что «в современных условиях Интернет, привлекая интерес электората к политической жизни страны, со значительной степенью интенсивности используется в качестве средства манипуляции общественным сознанием, в ходе которой формируется тот самый виртуальный мир, обслуживающий интересы и целевые установки определенных политических сил, заинтересованных в победе той или иной избирательной кампании» [38]. Для агитации кандидаты на выборную должность обращаются к типичным для Интернета жанрам рекламных сообщений, к которым относится баннер, контекстная реклама, мультимедийные лонгриды.

Баннер – графическое изображение, которое содержит анимированные элементы и является гиперссылкой на официальный сайт или страницу
с дополнительной информацией. Баннеры бывают статичные, анимированные, видеобаннеры. Как правило, в рамках федеральной предвыборной кампании агитационные баннеры размещаются на крупных порталах («Яндекс», «Mail.ru»), новостных ресурсах, социальных сетях. «Например, в 2012 году значительную часть рекламной кампании Владимира Путина в Интернете составила баннерная реклама на главной странице «Яндекса», самого популярного ресурса Рунета. Тогда штаб Путина купил специальный «политический» пакет рекламы из 318 млн показов баннеров на главной странице поисковика, в разделах «Почта» и «Новости», за 15 млн рублей» [39].

В XXI в. возникает феномен пользовательского мультимедиа контента, авторами которого становятся рядовые граждане, использующие любые гаджеты с выходом в Интернет. Роль интернет-ресурсов в коммуникационной системе изменилась с появлением технологий Web 2.0, в разработке которых принял участие Т. О’Рейли. В результате были созданы сервисы, у которых чем больше пользователей, тем лучше они функционируют. Web 2.0 дал возможность развиться пользовательскому контенту; кроме этого, технологии Web 2.0 постепенно становятся значимым инструментом избирательных кампаний.

К сервисам Web 2.0 относятся социальные сети, видеохостинги, блоги, мобильные приложения. Видеохостинг – это сервис, предназначенный для загрузки и просмотра в браузере видеоматериалов, созданных, как правило, самими пользователями. Мобильным приложением называется программное обеспечение мобильных устройств, предназначенное для выхода в Интернет с коммуникационными целями, а также для просмотра видео и игр. Блогом является онлайн-дневник, контент которого составляет обновляемая мультимедийная информация. Социальные сети представляют собой онлайн-сервисы, являющиеся интернет-проекцией социальных взаимоотношений и обеспечивающие многогранные коммуникации в сети.

Впервые сервисы Web 2.0 были использованы командой Б. Обамы
в избирательной кампании в США в 2008 году, когда, помимо создания сайтов и интенсивного использования интернет-рекламы, «политтехнологи задействовали социальные сети (Facebook), блоги, социальные сети.
В рамках данной кампании были применены краудсорсинг, цифровая политическая география, вирусные видеотехнологии, мобильный маркетинг и реклама в компьютерных играх» [40]. Новостной информационный контент на этих ресурсах могут создавать все пользователи, что дало возможность упрочиться феномену гражданской журналистики. Она представляет собой деятельность непрофессиональных медиаавторов (обычных граждан) и реализуется, как правило, в интернет-проектах, имеющих массовое распространение, а также посредством сервисов традиционных СМИ.

ВидеохостингYouTube.com является площадкой для проведения видеодебатов в режиме реального времени. Первые интернет-дебаты были организованы телеканалом «Дождь», их трансляция осуществлялась на Youtube и на сайте канала. Интернет-дебаты проходили в 2016 г. (Алексей Навальный и Владимир Познер), в 2017 г. (Алексей Навальный и Артемий Лебедев; Алексей Навальный и Игорь Стрелков (Гиркин)). Указывается, что «размещение заявлений, обсуждений в социальных сетях, блогах, чатах – самый популярный способ политического участия в Сети, так как является наиболее удобным, эффективным и отчасти может заменить такие малоиспользуемые формы активности, как интернет-реклама, онлайн-конференции и заседания <…> В результате, по мнению экспертов, социальные сети – наиболее популярный канал коммуникации для политической активности в Интернете (92,06 %). На втором место в экспертном рейтинге – блоги (76,19 %), на третьем – электронные СМИ (57,14 %). На использование сайтов политических партий и общественных организаций указали 38,1% экспертов» [41]. Кроме этих инструментов, А.В. Соколов перечисляет следующие технологии: «форумы; рассылка фотовидеофайлов в соцсетях, вброс слухов, участие в обсуждениях на другие темы; посты в блогах, микроблоги; внутриорганизационные аудио- и видеочаты, почтовые рассылки, торрент раздачи, онлайн-конференции, онлайн-съезды» [42]. Через социальные сети и другие каналы коммуникации в Интернете организуются акции, к участию в которых привлекаются десятки тысяч людей, рассылаются мультимедийные материалы. В научно-исследовательской литературе поднимаются вопросы о проведении выборов с помощью интернет-голосования.

Продвижением кандидата в Сети является открытие и поддержание собственного сайта, то есть размещение по определенному адресу тематического информационного блока, обладающего также интерактивными возможностями (возможность организовать на сайте общение с посетителями в форме чата, форума). «Показательна в этом плане президентская кампания 2012 года Михаила Прохорова. Так, предвыборный сайт Прохорова сразу был интегрирован в социальные сети и оптимизирован под социальные медиа, то есть позволял посетителям «поделиться» понравившейся информацией с друзьями в социальных сетях нажатием одной кнопки. Размещение кнопок социальных сетей на сайте позволило обеспечить быстрый отток новостей и другой информации с сайта в социальные сети и дополнительный приток посетителей из социальных сетей <…> При этом страницы Прохорова в “Facebook”, “Twitter”, “ВКонтакте” и “Живом Журнале” регулярно обновлялись, дополнялись новыми сообщениями, здесь велись активные обсуждения, а сам кандидат (или его ответственные лица) регулярно отвечали на все комментарии посетителей своего блога и страниц в социальных сетях» [43]. Некоторые кандидаты на выборные должности руководители политических партий ведут блоги, создают каналы на видеохостингах.

Таким образом, агитационная деятельность в Интернете в настоящее время является необходимой частью коммуникационной программы избирательных кампаний, в рамках которой используются интернет-реклама, технологии работы с пользовательским контентом, своевременное и оперативное контент-наполнение своих официальных сетевых представительств. Информирование избирателей о ходе кампаний также осуществляется при помощи современных массмедийных ресурсов – онлайн-версий традиционных СМИ.

Контрольные вопросы

1. Роль Интернета в политическом процессе и избирательной кампании. Официальные интернет-представительства органов государственной власти и управления.

2. Интернет-технологии и ресурсы политического влияния.

3. Сайт субъекта выборов: структура, контент, функции.

4. Сайты политических партий и движений.

5. Блог политика: новостной и тематический аспект.

6. Роль новостных агрегаторов и информационных агентств в освещении избирательных кампаний.

7. Контент онлайн-СМИ во время избирательных кампаний: особенности повестки дня и жанровое своеобразие материалов.

8. Видеохостинги и подкасты в информировании избирателей и в агитационной деятельности.

9. Социальные сети и их роль в политической активности избирателей.

10. Гражданская активность пользователей социальных медиа.

 

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Укажите интернет-представительства политических субъектов (органы государственной власти и управления, политические партии и движения).

2. Охарактеризуйте сервисы Web 2.0.

3. Дайте определение социальным медиа.

4. Какие законы регулируют использование Интернета в массовых коммуникациях?

5. В чем причина успеха использования социальных сетей в избирательных кампаниях?

6. Перечислите три социальных медиа с самым большим количеством зарегистрированных пользователей.

7. Для чего используются в избирательных технологиях блоги?

Творческие задания

1. Прочитайте статью «Творческий конкурс: зачем Кремлю стратегия интернет-продвижения выборов», посвященную возможной подготовке ЦИК digital-стратегии по популяризации выборов среди пользователей социальных медиа (URL: https://www.rbc.ru/politics/09/08/2017/5983410f9a
79472cdd85ff2a). Напишите проблемную статью на данную тему.

2. Создайте футорологическое эссе на тему «Голосование во время избирательных кампаний в будущем: проблема интернет-голосования». При подготовке к эссе используйте материалы интервью с Н.И. Булаевым для РИА-медиа (URL: www.ria.ru, дата обращения: 16.03.2017).

3. Напишите лонгрид об истории использования социальных сетей
в избирательных кампаниях.

4. Создайте в мультимедийном формате имиджевую биографию любого преподавателя для размещения в электронной информационно-обра-зовательной среде вуза.

5. Составьте топ-10 мировых интернет-прорывов в избирательной кампании.

6. Создайте агитационный ролик об РГУ имени С.А. Есенина для размещения материала на канале YouTube.com.

7. Подготовьте проект телепередачи, посвященной влиянию сервисов Web 2.0 на электоральные установки в настоящее время.

8. Напишите обзорную статью о формах и жанрах гражданской журналистики в настоящее время.

9. Подготовьте проект дискуссионной радиопрограммы под названием «Страница политика в социальных медиа».

10. Создайте сообщение в формате эдьютеймент об официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: