Интернет-ресурсы и базы данных




1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

2. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/

3. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017). – Режим доступа: https://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/

4. «О выборах Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 18.06.2017). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/

5. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_44571/

6. «О референдуме Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/

7. «О средствах массовой информации» [Текст]: федер. закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 84.

8. «О политических партиях» [Электронный ресурс]: федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2016). – Режим доступа: https://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cikrf.ru/

10. Избирательная комиссия Рязанской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ryazan.izbirkom.ru/

 

 

1.3. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Повестка дня массмедиа и их контент во время выборов свидетельствуют о тяготении СМИ к осмыслению и освещению разных вопросов
и проблем, связанных с проведением избирательных кампаний и референдумов. Это обусловлено профессиональным стремлением к созданию интересного новостного месседжа, посвященного «топовым» событиям: участию в выборах представителей политических элит, их борьбе, интригам, сенсационным сведениям и т. д.

О степени воздействия на электоральное поведение, установки
и ориентации избирателей и роли в целом, которую играют СМИ в избирательном процессе, среди политтехнологов нет единого мнения. Насколько значимо данное воздействие и можно ли рассматривать избирателей только в качестве объекта влияния? По мнению некоторых исследователей (У. Липманна, Б. Коэна, Ш. Янгара, Р. Ривса, Д. Киндера, И.П. Яковлева и др.), роль СМИ в формировании политических установок электората носит определяющий характер. Другие ученые (Д. Лернер, К. Ховланд, П.Ф. Лазарсфельд и др.)настаивают, что избиратели не рассматривают массмедиа как монополиста политического информирования, а в качестве источника и ориентира таковых видят таких же избирателей.Но нельзя отрицать, что СМИ в соответствии со спектром их функций – информационной, просветительской, воспитательной и т.д. – выступают в качестве канала не только политического информирования, но и политического образования гражданина. Данная роль обретает особую значимость в свете современных масс-коммуникативных возможностей СМИ.

Прежде чем рассматривать влияние СМИ на избирательный процесс, следует указать на роль массмедийного сообщества в формировании современной политической культуры. Политической культурой можно считать сложившуюся в конкретном обществе или социальной группе систему политических знаний, представлений, установок (то есть отношений субъекта к политическим явлениям), ценностей, ориентаций, традиций
и принципов поведения. Политическая культура современного человека является результатом развития цивилизации,продуктом социально-полити-ческой и культурной эволюции общества. Она оказывает воздействие на внутреннюю и внешнюю политику, восприятие и оценку политических акторов, поведение избирателей и работу организаций. Политическая культура связывает элементы политического процесса, представляющего собой способ существования и функционирования политической системы. Кроме этого, политическая культура характеризует политическое сознание и является характеристикой политического поведения. Политическое сознание представляет собой отражающую разные стороны политической жизни систему образов, чувств, настроений и убеждений человека или социальной группы.

К функциям политической культуры относятся:

1) познавательная функция (формирование общественно-полити-ческих знаний);

2) коммуникативная функция (передача данных знаний от поколения к поколению и установление связей между участниками политического процесса);

3) консенсусная, или интегративная функция (установление согласия между ними);

4) воспитательная функция (формирование гражданского самосознания и политическую социализацию);

5) регулятивная функция (установление и закрепление в сознании политических установок и норм поведения).

В ходе предвыборной кампании выявляются такие стороны политической культуры, как избирательная культура и электоральная культура.

В связи с тем, что избирательная культура существует исключительно в правовых рамках, для ее анализа требуется обратиться к понятию «правовая культура», представляющему собой качественное состояние правовой жизни общества, в которую входит не только степень гарантированности гражданину государством прав и свобод, но и уровень развития правовой деятельности и правового сознания. Специфика избирательной культуры зависит от функционирования формально-правовых институтов, правовой культуры участников избирательного процесса, правового сознания населения и уровня его информированности.

Здесь также велика роль СМИ, поскольку их контент часто формируют материалы, посвященные судебным заседаниям и деятельности правоохранительных органов, политическим расследованиям и разоблачениям. Данные материалы (интервью, репортажи, расследования и т.д.) порождают эмоциональное отношение населения к функционированию политических структур, работе чиновников, фактам несоблюдения закона. Таким образом, СМИ обращают внимание аудитории на значимость политической активности, необходимость осмысленного электорального выбора, через которые и раскрывается избирательная культура.

Нужно указать, что на специфику избирательной культуры оказывают влияние экономические отношения, аксиосфера и социальные стереотипы конкретного общества. Следовательно, уровень развития избирательной культуры отражается в медиапространстве. В основе демократических выборов лежит правильное соотношение ответственности и свободы, которое не всегда соблюдается не только кандидатами и агитаторами, но и сотрудниками массмедиа.

Избирательная культура, таким образом, включает компетентностный аспект (наличие знаний об избирательном процессе и политической осведомленности в целом, умений и навыков работы с данной информацией) и отношенческий аспект (осознание значимости избирательного процесса и ответственность за политическую судьбу страны). Формирование знаний и отношений также связано со СМИ, которые в избирательном процессе выполняют информационную функцию (доводят до избирателей сведения об избирательной кампании), агитационную функцию (проводят предвыборную агитацию в соответствии с законами РФ), контролирующую функцию (выступают инструментом общественного контроля) и, по мнению исследователей, социокультурную функцию. Она «не только количественно расширяет «поле» функционирования средств массовой коммуникации, но и качественно преобразует, обогащает, придает культурную направленность всем остальным функциям. Информируя избирателей о функционирующих в процессе избирательной кампании культурных ценностях, вырабатывая у них культурную ориентацию, обеспечивая ознакомление избирателей с мировыми культурными ценностями, воздействуя не только на разум, но и на чувства людей, СМК в процессе выборов формируют общую и политическую культуру избирателей» [14].

Немаловажным представляется участие СМИ в формировании избирательной культуры еще и потому, что она охватывает процессы именно публичной политики.Современные СМИ представляют много возможностей для политического самовыражения. Затрагивая политические, зачастую злободневные темы, СМИ выполняют работу по интеграции населения. В настоящее время СМИ являются также эффективным каналом «обратной связи», который позволяет политически активным субъектам оперативно доносить до целевой аудитории свои проекты, а властным структурам – прислушиваться к общественному мнению. Подобная деятельность может способствовать увеличению числа политически грамотных людей.

Избирательная культура служит способом передачи политического опыта. Контент СМИ периода разных избирательных кампаний в России является свидетельством того, что механизм передачи политических норм
и ценностей из поколения в поколение совершенствовался, хотя в ее системе сохраняются не только функциональные, но и дисфункциональные элементы. Во время избирательной кампании и особенно предвыборной агитации происходит обострение конфликтов между политическими группами, усиления противоречий в обществе, а СМИ оказываются в центре данной борьбы. Часто топ-менеджмент СМИ испытывает воздействие административного ресурса и давление со стороны политических элит, а журналистские коллективы ощущают стремление руководителей массмедиа заработать на кампании. Также многие журналисты воспринимают избирательную кампанию в качестве источника побочных доходов: они участвуют в создании политической рекламы, «заказных» материалах («джинсе»), могут использовать методы нечестного информирования и манипулятивные технологии.

Эти сложные процессы до сих пор не урегулированы, но с начала века наблюдается последовательное влияние государства и общественных институтов на правовое упорядочение хода предвыборной агитации. Как было указано выше, работа со СМИ по повышению уровня избирательной культуры осуществляется Центральной избирательной комиссией и региональными избирательными комиссиями. Избирательные комиссии снабжают сотрудников массмедиа точными сведениями, проводят обучающие семинары, разъяснительную работу со СМИ, с молодежью (студенчеством)
и школьниками. В рамках освещения избирательной кампании и государственные, и коммерческие СМИ информируют потенциальный электорат
о ходе избирательного процесса, начале выборов, подаче данных в ЦИК, основных направлениях работы кандидатов на выборные должности и т д.

Электоральная культура представляет собой совокупность установок, мотивов, взглядов и ценностей избирателей, которые влияют,
а иногда и определяют отношение к выборам и позицию при голосовании. Уровень и специфика электоральной культуры служит отражением социально-политических традиций и стереотипов, интересов групп и ментальных установок, выявляется во время избирательных кампаний и/или в качестве общественно-политической активности, может определяться политической самоидентификацией.

Средства массовой информации являются не только создателями, но и проводниками политических ценностей. В спектр этих ценностей входят права и свободы личности. Кроме этого, СМИ активно участвуют в создании политических идеалов, которые можно рассматривать в качестве системы представлений о желаемой форме организации власти и социально-политического устройства. В результате из идей общественно-поли-тические идеалы могут трансформироваться в социальные факты. Под давлением общественного мнения властные структуры, политические кандидаты, заинтересованные в поддержке электората, вынуждены принимать ответные действия. Участвуя в создании политических идеалов, журналистика тем самым формирует новый уровень развития политического сознания населения. Большой объем сведений об активных участниках избирательного процесса граждане черпают из телевизионных программ, в том числе новостных, агитационных телевизионных роликов, аналитических обозрений, информационных сводок и репортажей. В процессе информирования об избирательной кампании и предвыборной агитации у избирателей формируются предпосылки для политического выбора.

Журналистика воздействует на формирование убеждений и взглядов избирателей. Активная деятельность СМИ становится причиной изменений политического сознания, ценностных ориентаций и целей широких слоев населения. Именно миру медиа под силу добиться поддержки социально-политических изменений. Как правило, деятельность СМИ активизируется во время предвыборных кампаний, когда обостряется политическая борьба и степень влияния СМИ на политический выбор возрастает, создает у населения определенные политические настроения. Это становится возможным, так как комментарии, статьи, аналитические обзоры, интервью, репортажи и расследования обнаруживают причины или скрытие мотивы в поведении кандидатов, выявляют внимание общественности на наиболее важные стороны их деятельности.

Как было указано выше, тактические формы использования СМИ во время избирательных кампаний сводятся к информированию (опубликованию и оповещению) и предоставлению в платной и бесплатной форме печатных площадей и эфира для агитации. В настоящее время сложно сказать, какое из традиционных медиа больше всего влияет на политический выбор. Трудности обусловлены кумулятивным характером влияния СМИ на население, масштабом выборов (федеральные, региональные, муниципальные), встраиванием массмедиа в избирательную стратегию кандидата и т.д. Каждое массмедийное средство обладает коммуникативной привлекательностью.

Радио является оперативным каналом доведения информации. Кроме этого, FM-и AM-форматы позволяют охватить численно большие аудитории. Но аналитическая сторона не всегда является доминантной на FM-радиостанциях, поэтому агитационные и информационные материалы тяготеют либо к формату инфотейнмента (радиоролик, джингль, диалог), либо к новостным жанрам.

Телевидение в качестве аудиовизуального источника информирования не только снабжает зрителей сведениями о ходе избирательной кампании. Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия, при помощи которого у телезрителя может возникнуть ощущение, что он «превратился» в непосредственного соучастника проходящих событий. К числу материалов, которые стимулируют эмоциональный отклик телезрителя, относятся телерепортаж, теледебаты и политические ток-шоу. Обладая большими возможностями для создания витального образа (имиджа), телевидение в состоянии усилить роль привлекательных для избирателей черт кандидата.

В избирательных кампаниях периодическая печать дольше всех сохраняла статус монопольного канала по освещению политических событий. Ее роль и сейчас продолжает оставаться достаточно значимой: многие избиратели до сих пор получают информацию о кандидатах и о ходе выборов из прессы. Кроме этого, по количеству разноплановых в жанровом отношении материалов периодическая печать обгоняет другие массовые информационные каналы. Но в настоящее время пресса «поменяла» не только избирателя, но и техническую «платформу»: избиратели все чаще обращаются к онлайн-версиям общественно-политических и других изданий.

Политические установки населения, например молодежи, формируются под воздействием не традиционных, а новых медиа. Их сервисы (социальные сети, блогосфера, видеохостинги) широко используются политическими силами. Влияние социальных медиа настолько велико, что очевидна необходимость посвятить им отдельный раздел. Вместе с этим, в сети Интернет представлен и профессиональный журналистский контент, подлежащий правовому регулированию. Поэтому в последнее время избиратели получают сведения о ходе избирательного процесса из информационных агентств, онлайн-версий традиционных медиа.

 

Контрольные вопросы

1. Специфика и функции политической культуры. Понятие политического сознания.

2. Избирательная культура. Правовые аспекты избирательной культуры.

3. Функции избирательной культуры.

4. Деятельность избирательных комиссий по формированию избирательной культуры. Формы взаимодействия избирательных комиссий СМИ.

5. Политическая культура во время избирательной кампании. Понятие электоральной культуры.

6. Формирование СМИ политических установок избирателей. Проблема политического выбора и СМИ.

7. Роли и функции СМИ в избирательном процессе.

8. Просветительская и социокультурная деятельность СМИ во время избирательных кампаний.

9. Политические идеалы и ценности в современных СМИ.

10. Специфика воздействия массмедия на избирателей.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Каким образом формируется политическая культура? Что является ее компонентами?

2. Как изменилась, на Ваш взгляд, система политических ценностей
в последние 10 лет и почему?

3. Перечислите политические ценности, которые создаются при участии СМИ.

4. Можно ли создавать материалы об избирательной кампании в формате инфотейнмент? Ответ обоснуйте.

5. Укажите причины, которые мешают формированию системы политической культуры молодежи.

6. Какие государственные институты участвуют в формировании правовой культуры?

7. Почему явления правовой и избирательной культуры во многом соотносятся? Почему избирательная культура невозможна без правовой?

8. Определите идеалы и ценности в структуре общественного сознания и политической практике.

9. Докажите, какой из видов СМИ по своим техническим характеристикам обладает большими возможностями по влиянию на электоральные установки.

10. Каким образом СМИ сохраняют и передают политический опыт? Приведите функциональные и дисфункциональные характеристики политического опыта на примере журналистских материалов.

 

Творческие задания

1. Составьте проект дискуссионной телепрограммы «Позитивное и негативное влияние СМИ на правовую и избирательную культуру молодежи».

2. Создайте радио- или телесюжет о ценности прав и свобод человека или о ценности правовой процедуры при решении политических споров.

3. Проведите опрос среди студентов отделения журналистики, нужно ли массмедиа воспитывать электоральную культуру и почему.

4. Выявите, каково эмоциональное отношение к представителям власти, закону, суду и правоохранительным органам, каков уровень информированности в правовом отношении студентов-бакалавров отделения журналистики разных курсов. На основании собранных данных составьте сводный отчет об уровне развития правого сознания студента отделения журналистики.

5. Создайте телевизионный репортаж об одном из актуальных направлений информационно-просветительской деятельности избирательных комиссий (например, о вебинарах).

6. Напишите проблемное эссе на тему «Насколько возросла роль СМИ в освещении политических процессов в XXI в.».

7. Составьте дайджест журналистских материалов, которые, на Ваш взгляд, повлияли на уровень правового сознания гражданина РФ.

8. Проанализируйте систему политических ценностей в трех федеральных общественно-политических изданиях. Результат оформите в виде презентации.

9. Подготовьте подборку тематических материалов ко Дню молодого избирателя. В состав подборки включите интервью с членами избирательной комиссии Рязанской области и с лидерами молодежного движения, заметку от истории проведения Дня молодого избирателя в регионе, материалы в формате инфотейнмент об событиях, которые традиционно организуются в рамках этого Дня (викторины, конкурсы, экскурсии в избирательную комиссию и т.д.).

10. На сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представлен раздел «Для молодежи» (URL: https://cikrf.ru/molod/). Подготовьте устное сообщение об этой рубрике, в котором отразите направления работы, новости, мероприятия. Для визуализации используйте скриншоты сайтов.

11. Ознакомьтесь с научной публикацией О.С. Морозовой «Добровольное или обязательное голосование: «за» и «против» в журнале «Выборы: теория и практика» (2013. № 3 (27). С. 40–44; то же URL: https://moiwibori.ru/
download/27.pdf). Напишите проблемную статью-размышление по материалам статьи о повышении уровня гражданской сознательности молодежи.

12. Создайте проект дискуссионной радиопрограммы «Борьба за избирателя: пользовательский контент vs профессиональный журналистский контент».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: