Научно-исследовательские задания




ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для учебно-методического обеспечения учебной дисциплины «Избирательная кампания и средства массовой информации» блока 1 (Б1.В.ОД.4) «Общепрофессиональные дисциплины» ФГОС ВО 42.04.02 «Журналистика» (профиль «Общественно-политическая журналистика»). В пособии рассматриваются правовые, организационно-управленческие и коммуникативные особенности избирательных кампаний, выявляются стратегии, формы и методы работы как самих средств массовой информации, так и избирательных штабов с массмедиа во время выборов.

Целью освоения дисциплины «Избирательная кампания и средства массовой информации», таким образом, является формирование компетенций, позволяющих магистрантам определять формы и специфику включенности СМИ в избирательный процесс, а также квалифицированно участвовать в реализации избирательных кампаний в рамках профессиональных журналистских функций. Для освоения материала необходимо знать, уметь и владеть материалом, формируемым в результате изучения таких дисциплин бакалавриата, как «Основы рекламы и PR в СМИ», «Социология», «Политология», «Основы творческой деятельности журналиста», «Правовые основы журналистики (включая «Международное гуманитарное право и СМИ»), «Организация и работа пресс-службы», и дисциплин по выбору магистратуры «Связи с общественностью в политической сфере» и «Политический PR».

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:

1. Готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации (ОПК-3). В рамках сформированной компетенции обучающийся должен:

‒ знать понятие избирательной кампании, классификацию и этапы избирательных кампаний в России; роль СМИ в рамках каждого этапа; историю избирательных кампаний в России; особенности правового регулирования деятельности СМИ во время выборов, имиджевые стратегии в избирательных кампаниях и СМИ, особенности освещения деятельности избирательной кампании в день голосования, формы включенности СМИ
в модели избирательных кампаний;

‒ уметь выявлять роль информационных агентств и новостных агрегаторов в выборном процессе, определять негативные избирательные технологии в медиа, в том числе характеризовать применение административного ресурса в СМИ в процессе выборов, выявлять роль СМИ в освещении избирательной кампании;

‒ владеть навыками целостного анализа интернет-ресурсов, задействованных в избирательной кампании: социальных медиа, сайтов субъектов выборов, новостных агентств и агрегаторов, навыками изучения целевой аудитории, ее характерных черт как электората.

2. Готовность аккумулировать, анализировать информацию из различных источников, необходимую для подготовки медиаконтента в форматах и жанрах повышенной сложности, разрабатывать аналитическое основание для медиапроектирования и медиамоделирования; способность общаться с экспертами, представителями различных областей деятельности, работать со статистикой, официальными материалами, данными опросов общественного мнения, медиаметрическими показателями (ПК-6).
В рамках сформированных компетенций обучающийся должен:

‒ знать порядок и формы освещения выборов в СМИ России, особенности выступлений и дебатов, модульные технологии выборов (пресс-конференции, пресс-туры, брифинги и т.д.);

‒ уметь характеризовать особенности организации агитационной кампании в традиционных медиа (радио, прессе, телевидении) и новых медиа, дифференцировать понятие агитации, пропаганды и рекламы в избирательных кампаниях, характеризовать субъектов выборов;

‒ владеть технологиями проведения медиаисследований, навыками создания некоторых видов агитационных материалов в избирательной кампании, навыками создания материалов в разных журналистских жанрах, посвященных избирательным кампаниям.

Пособие состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы. Разделы внутри глав включают краткий теоретический материал по дисциплине, контрольные вопросы, вопросы для обсуждения на практических занятиях, научно-исследователь-ские и творческие задания (последние, направлены на создание журналистских и агитационных материалов), а также задания для самостоятельного
и дополнительного изучения. Творческие задания предназначены как для небольшой группы учащихся с последующей проверкой материала, так и одного студента с представлением результатов своей работы на практических занятиях. Контрольные вопросы, творческие и научно-исследовательские задания входят в состав оценочных средств и являются обязательными для выполнения. Темы и задания для самостоятельного и дополнительного изучения носят рекомендательный характер. Все материалы пособия систематически отсылают к материалам изученных дисциплин.

Глава 1

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РОССИИ:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

И КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА –

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС –

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Выборы – важная часть политической и социальной жизни любого демократического государства, самая распространенная форма участия граждан в политической жизни страны и источник легитимизации власти. Голосованием совершеннолетние дееспособные избиратели выражают политическое участие, так как «выборы представляют собой технику выбора гражданами своих представителей во власти» [1]. По вовлеченности населения выборы могут считаться одним из самых масштабных социально-политических процессов. Например, на выборы Президента Российской Федерации в 2012 году явка избирателей составила 65, 34 процентов от их общего числа, на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ – 47, 8 процентов. Процедурные особенности, специфика, роль и технологии выборов становятся предметом изучения политологов, юристов, специалистов по массовым коммуникациям, социологов, историков, психологов, филологов и других ученых. Выборы включены в качестве главной темы в социально-политическую повестку дня, и повестку дня СМИ в частности. Их значение для жизни населения может в ряде случаев расцениваться как судьбоносное.

В нашей стране проводятся выборы исполнительной власти федерального (выборы Президента России) и регионального (выборы губернаторов краев и областей) уровней, выборы законодательной власти федерального уровня (депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации ), выборы в органы местного самоуправления. Выборы Президента России проходят в нашей стране с 1996 года (в 1991 году выбирали Президента РСФСР), в Государственную Думу ФС РФ – с 1993 года.
С начала 1990-х годов наблюдается не только интенсификация внимания, которое отводят выборам СМИ всех уровней, но и усиление активного участия массмедиа в самом процессе выборов в качестве каналов предвыборной агитации и информирования о ходе избирательных кампаний.

Под избирательной системой, или системой выборов, «понимается совокупность институтов, механизмов, норм, правил, процедур и отношений, обеспечивающих избрание ключевых органов публичной власти, для чего определяется порядок организации и проведения выборов» [2]. Избирательная система, с одной стороны, представляет собой свод тех правовых норм, которые регулируют реализацию избирательных прав и сам процесспроведения выборов, что образует избирательное право, с другой – формирует модель, по которой выявляются результаты голосования.

Избирательное право, будучи юридической основой формирования институтов представительной демократии, регулирует порядок выборов, формы участия в выборах и механизмы формирования выборных органов. «Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, которые регулируют порядок организации и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления <…> Избирательное право в субъективном смысле – это право граждан избирать и быть избранными, а также участвовать во всех мероприятиях по подготовке
и проведению выборов» [3]. Активным избирательным правом, то есть статусом избирателя, в нашей стране обладают граждане РФ, характеризующиеся право- и дееспособностью и достигшие на день голосования
18 лет. Пассивное избирательное право представляет собой право быть избранным в органы власти.

Компонентом избирательной системы является избирательный процесс,который можно определить как процедуру реализации избирательных прав граждан, как совокупность видов деятельности органов
и групп избирателей по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из нескольких стадий, в числе которых: назначение выборов; составление списков избирателей; образование избирательных округов, участки пунктов голосования; создание избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации, процедуры голосования с последующим подсчетом голосов, утверждение результатов выборов. Участниками избирательного процесса, то есть его субъектами, в нашей стране являются граждане, наделенные активными и пассивными избирательными правами, избирательные комиссии, избирательные объединения, кандидаты на выборную должность, их доверенные лица, общественные наблюдатели.

Голосование на выборах или референдуме является формой политического участия субъектов политического процесса. В рамках избирательного процесса кандидаты, претендующие на выборные государственные должности, участвуют в избирательной борьбе, главную роль в которой играет предвыборная агитация. Согласно Федеральному закону от 12 июня
2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии со статьей 48 предвыборной агитацией считаются:

«а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов».

Предвыборную агитацию могут осуществлять: 1) граждане, общественные объединения, в том числе политические партии; 2) зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения (блоки). Законодательство предоставляет, а соответствующие организации обеспечивают избирательным объединениям и кандидатам право выпуска агитационных материалов, право на доступ к СМИ, право на получение содействия в организации публичных дебатов, митингов, демонстраций и встреч с избирателями.

Отмечается, что «в широком смысле избирательной кампанией называют регламентированный законом и организуемый избирательными комиссиями набор мероприятий по организации свободного волеизъявления граждан <…> В более узком смысле избирательная кампания – это действия кандидата (партии) и его команды, направленные на обеспечение желательного результата выборов» [4]. Избирательная кампания, таким образом, – это «комплекс агитационных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах» [5]. В научной и учебной литературе встречаются понятия «избирательная кампания», «предвыборная кампания» и «электоральная кампания»,которые,как правило, выступают в качестве синонимов. Например, Е. Малкин и Е. Сучков относят к избирательной кампании «все действия кандидата и его команды с момента официального объявления выборов, а также все мероприятия по подготовке к указанным действиям: разработку проекта кампании, образование штаба, аккумуляцию ресурсов и т.д.», а предвыборной кампанией считают «агитацию избирателей, проводимую до начала выборов» [6].

Избирательные кампании можно классифицировать по типу избирательной системы:

1. Выборы Президента РФ и губернаторов проходят по мажоритарному типу по системе абсолютного большинства: избранным является тот кандидат, который набирает 50 процентов + 1 голос избирателей. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства, проходит второй тур, в котором выбирают из двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.

2. Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ проходят по смешанному типу: 225 мест – по мажоритарному типу относительного большинства, при котором кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов; 225 мест – по пропорциональной системе партийных списков по единому избирательному округу с барьером 5 процентов.

По уровню избирательные кампании в России могут быть федеральными ( выборы Президента РФ, выборы в Государственную Думу ФС РФ), региональными (выборы губернаторов, в региональные парламенты – Думы, собрания, советы)и муниципальными (выборы в представительный орган муниципального образования, местной администрации и т.д.).

Следует отметить, что в широком понимании избирательная кампания – это коммуникационная кампания, которая представлена системой мероприятий и сообщений, направленных на создание и поддержание общественного мнения о социальном субъекте. Значимая роль СМИ как массмедийных каналов позволяет говорить о наличии в избирательных кампаниях характерных черт пропагандистских, рекламных и PR-кампаний. Пропагандой, как указывает А.Н. Назаретян, можно назвать «целенаправленное распространение в обществе определённых идей, ценностей, норм и программ поведения» [7]. Рекламная кампания представляет собой комплекс целенаправленно спланированных и организованных мероприятий, объединённых единой концепцией, направленных на достижение конкретной маркетинговой цели. Что касается PR-кампании, то под ней понимается «целенаправленная, системно организованная и завершенная совокупность PR-операций и обеспечивающих их мероприятий, объединенных общим стратегическим замыслом, направленная на решение конкретной проблемы организации (базисного субъекта PR) и осуществляемая технологическим субъектом (субъектами) PR на определенном этапе деятельности организации» [8].

Наличие в избирательной кампании компонентов рекламной и PR-деятельности (системность, стратегическая заданность, продвижение интересов конкретного субъекта, привлечение внимания и поддержки населения и т.д.) позволило исследователям говорить о маркетинговом начале в реализации избирательных кампаний, о политическом маркетинге, или о маркетинге избирательных кампаний. Политический маркетинг –это совокупность действий, направленных на формирование, изменение и поддержание общественного отношения к определенным политическим партиям, деятелям или движениям. П. Линдон дал определение политическому маркетингу как «совокупности методов и теорий, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть при определении своих целей и программ и одновременном воздействии на поведение граждан» [9]. Сущность маркетинга избирательной кампании, по Р.Т. Мухаеву, «состоит в том, что кандидату на выборную должность следует изучить конъюнктуру политического рынка в пределах своего избирательного округа; выявить проблемы, представляющие повышенный интерес для населения; определить соотношение различных социальных интересов для выработки предвыборной стратегии и тактики» [10]. Политический маркетинг непосредственно соотносится с системой политических технологий, необходимых для реализации избирательной кампании.

Политические технологии представляют собой «совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач» [11]. Действенность политических технологий обусловлена сочетанием прикладного научного знания политических проблем, которыми должны владеть заказчики, технологи и исполнители, компетенций и процедур (умений и навыков по реализации конкретных действий), а также ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, технического и т.д.). Политические технологии обеспечивают продвижение идеи или проекта на политическом рынке. В рамках избирательных кампаний в сфере взаимодействия общества и власти принято указывать на избирательные технологии, используемые в стратегии и тактике кампании.

 

Контрольные вопросы

1. Выборы. Сущность, особенности и специфика организации.

2. Избирательные системы. Понятие и разновидности.

3. Сущность избирательного права.

4. Избирательный процесс как компонент избирательной системы. Понятие и особенности.

5. Избирательная кампания в избирательном процессе. Классификация избирательных кампаний.

6. Понятие предвыборной агитации.

7. Коммуникативная специфика избирательной кампании.

8. Пропаганда, реклама и PR в избирательной кампании.

9. Понятие политического маркетинга.

10. Роль и функции политических технологий в избирательных кампаниях.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Какую роль играют выборы в социально-политической жизни демократического государства? С какой целью они организовываются? Приведите необходимые аргументы.

2. С какого года в России проводятся выборы в органы исполнительной и законодательной власти?

3. Укажите, кто является субъектом избирательного процесса.

4. Укажите характеристики субъектов избирательного процесса, обладающих активным избирательным правом.

5. Перечислите компоненты избирательного процесса на примере последних избирательных кампаний.

6. Приведите примеры групп граждан, обладающих пассивным избирательным правом.

7. Дайте определение избирательной кампании. На каком основании исследователи приравнивают либо разграничивают понятия «избирательная кампания» и «предвыборная агитация»?

8. Приведите примеры избирательных кампаний за последние 10 лет: а) в России, б) странах Европы, в) США, г) Китае. Укажите, в каких странах избирательные кампании получили большее освещение в российских СМИ и почему.

9. На каком основании избирательную кампанию можно считать коммуникационной кампанией? Перечислите характерные черты избирательных кампаний.

10. Расскажите, по какому типу в России проходят выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, выборы в органы местного самоуправления.

Творческие задания

1. Напишите эссе о роли выборов в демократическом государстве.

2. Напишите информационную заметку об избирательной системе
в России.

3. Создайте подборку очерков-размышлений о политической активности разных социальных групп.

4. Составьте вопросы для интервью с куратором академической группы и со старостой студенческой группы об избирательном праве.

5. Создайте информационный материал о студентах отделения журналистики, задействованных в избирательной агитации. В материале укажите возраст студентов, причины, по которым они принимают участие
в этом процессе, формы участия и т.д.

6. Соберите сведения для обзорно-аналитической статьи под рабочим названием «Студенчество как электорат».

7. Напишите три материала в информационном, аналитическом и художественно-публицистическом жанрах под названием «Портрет политического технолога».

8. Используя знания, умения и навыки, сформированные в рамках изучения дисциплин бакалавриата («Теория и практика массовых коммуникаций», «Основы рекламы и PR в СМИ», «Организация и работы пресс-службы») и дисциплин магистратуры («Связи с общественностью в политической сфере», «Политический PR» и «Современный медиатекст»), напишите пропагандистский, рекламный и PR-текст о любом политическом деятеле.

9. Создайте аналитический лонгрид, посвященный любой избирательной кампании.

10. Создайте просветительский телевизионный ролик об избирательном процессе.

Научно-исследовательские задания

1. Осуществите реферирование диссертации, анализирующей избирательные кампании.

2. Найдите пять–семь дефиниций понятия «избирательная кампания». Укажите общие в данных определениях компоненты.

3. Выявите, когда в России впервые появились исследования избирательных кампаний. Подготовьте аналитическую справку по этому вопросу.

4. Подготовьте реферирование любого учебного пособия, изданного в последние пять лет, посвященного избирательной кампании.

5. Ознакомьтесь со списком политических партий, участвовавших
в выборах в Государственную Думу ФС РФ в 2016 году на сайте Избирательной комиссии Рязанской области (URL: https://moiwibori.ru/download/
pol_par2016.pdf). Подготовьте научный доклад-презентацию, содержащую краткую характеристику партий.

6. Соберите сведения о научных, научно-исследовательских и научно-практических конференциях, посвященные избирательному праву, избирательному процессу и избирательным кампаниям за последние три года и составьте таблицу, в которой укажите университеты и научные центры, города, в которых проводились конференции, географию участников, круг вопросов, которые были затронуты. Результаты мониторинга занесите в таблицу.

7. Составьте план-конспект монографии, посвященной избирательному процессу, например, монографии Медведевой В.К. «Избирательный процесс в современной России: от теории к практике» (М.: ЕврАзНИИ ПП, 2013. 108 c.).

8. Обобщите сведения о научных, научно-исследовательских и научно-практических журналах, посвященных избирательному праву, выходящих в регионах Центрального Федерального округа. Выявите, какие издания представлены в г. Рязани, какие вузы их выпускают.

9. Осуществите мониторинг публичных страниц в социальных сетях, на которые Вы подписаны. Выявите специфику, формы и количество упоминаний об избирательном процессе за неделю в рамках избирательной кампании.

10. Проанализируйте рекламный ролик любой политической партии. Укажите в нем черты, свидетельствующие о технологиях политического маркетинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: