Он тем брал людей, что был сам трепещущим человеком. 13 глава




Те же психологические особенности русской интеллигенции привели к тому, что она просмотрела оригинальную русскую философию, равно как и философское со­держание великой русской литературы <...>» [74, с. 6—8, 17].

Отметив, что по указанным выше причинам русская интеллигенция не приня­ла целого ряда выдающихся европейских (Кант, Гегель) и отечественных (Лопатин, Н. Лосский, Владимир Соловьев, кн. С. Трубецкой, Чичерин) мыслителей, Бердяев, в част­ности, пишет:

«<...> Величайшим русским метафизиком был, конечно, Достоевский, но его метафизика была совсем не по плечу широким слоям русской интеллигенции, он подо­зревался во всякого рода „реакционностях", да и действительно давал к этому повод. С грустью нужно сказать, что метафизический дух великих русских писателей и не почуя­ла себе родным русская интеллигенция, настроенная позитивно <...>» [74, с. 17].

Говоря о том, что «застаревшее самовластие исказило душу интеллигенции, по­работило ее не только внешне, но и внутренне» [74, с. 22], Бердяев вместе с тем заверша­ет свое предисловие следующим приговором:

«<...> Но недостойно свободных существ во всем всегда винить внешние силы и их виной оправдывать. Виновата и сама интеллигенция: атеистичность ее сознания есть вина ее воли, она сама избрала путь человекопоклонства и этим исказила свою душу, умер­твила в себе инстинкт истины. Только сознание виновности нашей умопостигаемой воли может привести нас к новой жизни. Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции» [74, с. 22].

Остальные авторы сборника (С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк), в целом разделяя позицию Бердяева, ис­следовали различные аспекты российской общественной жизни, критически отзываясь о различных ее сторонах. Интересно, что, по сути, авторы представляли собой всю па­литру общественных умонастроений России: например, марксист Струве, кадет Изгоев и т. д. Сборник, ставший популярным в среде российской интеллигенции, совершил по­ворот в общественном настроении, отвратил ее часть от противостояния власти и на­строил на сотрудничество с ней. «Вехи» прямо или косвенно поддерживали принципы, подходы Столыпина к переустройству и обновлению российского общества, а потому вызвали резкую критику левых.

В МАЕ 1909 ГОДА в высших государственных сферах начинает обсуждаться на­циональный вопрос, обострившийся ранее в общественной жизни. Русские литераторы, мыслители, общественные деятели с тревогой пишут об «оброссиивании» русских, утра­те ими национального лика, засилии нерусских деятелей в национальной культуре. По-


добные процессы наблюдаются в других сферах государственной жизни, особенно в тор­говле, финансах, нефтедобыче. Схожие обстоятельства определились в политике, осо­бенно, в Западном крае, где при подавляющем преимуществе русского населения в Госу­дарственный Совет избирались только поляки, численность которых едва достигала 3 процентов. Киевский профессор Д. И. Пихно обозначает эту проблему: вносит законо­проект о реформе выборов в Государственный Совет от Западного края. Речь, таким об­разом, стояла о выборных куриях, значение которых верно оценил и Столыпин. На по­вестку выносился, по сути, первейший для государства вопрос: может ли Империя, тыся­челетия собиравшая вместе народы Европы и Азии, поступиться своей целостностью и жизнеспособностью ради удовлетворения разрушительных центробежных стремлений и узконациональных инстинктов. К сожалению, осмысление значения этой проблемы было доступно не всем: даже в Государственном Совете влиятельные сановники выступи­ли против проекта Пихно. Возможно, Совет находился под гипнозом идеи о равенстве племен и народов перед русским Царем, возможно, дело было в другом: подход Столыпи­на и Пихно опротестовывал привилегии дворянской бюрократии — российского правя­щего сословия в пользу «низов». Например, в Западном крае пришлось бы пожертвовать польской аристократией ради избрания в Государственный Совет русских депутатов, цензовый уровень которых был значительно ниже.

Примечательно, что премьер в своих устремлениях опирался на поддержку об­щественных кругов Западного края. Например, еще в начале апреля 1909 года «состоя­лось собрание представителей православных братств Гродненской губернии... и мест­ных помещиков по вопросу об увеличении квоты представительства в Думе от русского (православного) населения 9-ти западных губерний. С этой целью решением общего со­брания была избрана депутация для поездки в Царское село в составе епископа Михаила, протоиерея Иоанна Корчинского, помещика Д. А. Орлова и депутата Думы В. К. Тычи-нина. Такие же депутации были созданы и в остальных белорусских губерниях» [109, с. 20]. В конце апреля депутаты отбывают в Петербург, где принимают участие в совме­стном предвыборном собрании, на котором обсуждают насущный вопрос. А 26 апреля де­путации от Гродненской и Минской губерний принимаются в Елагинском дворце пре­мьер-министром Столыпиным, который в своем выступлении перед избранниками гу­бернии обещает доложить Императору «о их желании выразить ему свои чувства» [109, с. 20]. Был составлен текст челобитной на имя Николая II, впоследствии при содействии Столыпина врученной Императору в Царском Селе. После обращения к Императору ар­хиепископа Виленского Никандра с приготовленной речью Самодержец ответил:

«Я был рад принять сегодня у себя представителей северо-западных и юго-за­падных губерний. Благодарю Вас искренне, а в Вашем лице все население Края за его лю­бовь и преданность Престолу и Отечеству. Я приложу все заботы и меры, от меня зави­сящие, для удовлетворения вашего ходатайства» [109, с. 20].

Затем депутация снова побывала у Столыпина на Елагинском острове. Премьер поздравил ее членов и выразил благодарность за содействие в важном государственном деле. В ответ депутация поблагодарила главу правительства «за твердую политику в отно­шении русского населения Западного края» [109, с. 20].

В конце концов премьер-министр, ощущая свою правоту и поддержку, несмот­ря на возможное противостояние, 8 мая 1909 года выступает перед высшей палатой страны по поводу Закона о выборах членов Государственного Совета от девяти За­падных губерний. Заявление П. А. Столыпина, сделанное членам верхней палаты после доклада действительного статского советника Д. И. Пихно, было вызвано необходимо­стью разъяснений о порядке пересмотра действующего закона о выборах, признанного несовершенным, и намерением правительства внести в Госдуму «законопроект о


продолжении полномочий теперешних членов Государственного совета от западных губерний на одну сессию или, говоря точнее, на один год, во время которого новый выборный за­конопроект может быть рассмотрен детально и спокойно» [57, с. 208].

Таким образом, решение обозначенной выше проблемы выносилось на обсуж­дение Думы. Между тем точка зрения, занятая в этом важнейшем вопросе Столыпиным, давала оппозиции основания для самых разных упреков: от имперских амбиций до шови­низма и национализма.

В мае 1909 года П. А. Столыпин изучает вероисповедный вопрос. В записке Гурлянду он вопрошает:

«В какие годы и сколько времени продолжалось заведывание Синодом делами католического, протестантского, еврейского и др. вероисповеданий и точна ли эта справка?

П. С.

Дайте мне также справку про положение патриарха в московский период (его приходы, суды, темницы).

Собирали ли хоть один поместный собор со времени учреждения Св. Синода?»

[131, Д. 79].

Следующая записка члену Совета министра Гурлянду следует 22 мая:

«В старообр. комиссии явилась, кажется, мысль предоставить право юридиче­ского лица не приходу, а молитвенному дому. Мне представляется это юридическим аб­сурдом. Представьте мне по этому поводу свои соображения.

Относительно метрополии надо иметь в виду, что по проекту она представлена наставниками лишь в общинах, а старообрядцы вне общин должны (далее неразборчиво, видимо, „представить".— Г. С.) метрики в городские и общественные учреждения.

Представьте мне также соображения по следующему вопросу:...при переходе из одного вероисповедания в другое говорится о „разрешении" такого перехода, против­ники проекта заявляют, что можно говорить лишь о снятии кары и репрессий, но не о „разрешении". Не выйдет ли при этой (второй) постановке путаницы в дальнейших гражданских правах лиц, перешедших из православия при попустительстве лишь, но без разрешения государства?

П. С.» [131, Д. 79].

22 мая того же года П. А. Столыпин выступает перед Государственной Ду­мой с речью о вероисповедных законопроектах и о взгляде правительства на свобо­ду вероисповедания. Излагая позицию правительства по данному вопросу, он отмечает, что «<...> на правительство, на законодательные учреждения легла обязанность пере­смотреть нормы, регулирующие в настоящее время вступление в вероисповедание и вы­ход из него, регулирующие вероисповедную проповедь, регулирующие способ осуществ­ления вероисповедания, наконец, устанавливающие те или другие политические или гражданские ограничения, вытекающие из вероисповедного состояния», и далее ставит вопрос: «...какое же участие в установлении нового вероисповедного порядка в стране должна принимать церковь господствующая, Православная церковь? <...>» [57, с. 210].

После краткого экскурса в историю церкви в России П. А. Столыпин подводит к мысли о том, что «естественное развитие взаимоотношений церкви и государства по­вело к полной самостоятельности церкви в вопросах догмата, в вопросах канонических,


к нестеснению церкви государством в области церковного законодательства, ведающего церковное устроение и церковное управление, и к оставлению за собой государством полной свободы в деле определения отношений церкви к государству» [57, с. 212].

Обращаясь далее к авторитету науки, Петр Аркадьевич приводит точку зрения известного ученого Чичерина на принципиальный момент: «чем выше политическое по­ложение церкви в государстве, чем теснее она входит в область государственного орга­низма, тем значительнее должны быть и права государства» [127, с. 212]. Отсюда, как считает докладчик, следует вывод о том, что «отказ государства от церковно-гражданско-го законодательства — перенесение его всецело в область ведения церкви — повел бы к разрыву той вековой связи, которая существует между государством и церковью, той свя­зи, в которой государство черпает силу духа, а церковь черпает крепость, той связи, ко­торая дала жизнь нашему государству и принесла ей неоценимые услуги» [57, с. 212].

Высказываясь в пользу сохранения установившихся ранее отношений между го­сударством и Православной церковью, далее П. А. Столыпин остановился на ряде вопро­сов, касающихся свободы вероисповедания,— вопросов, которые вызвали споры и не бы­ли разрешены думской комиссией. Выступая здесь против опасного «торжества теории» и предлагая сделать «уступку народному духу и народным традициям», он ссылается на традиции и опыт других государств — Австрии, Швейцарии, прусское законодательство. После такой основательной подготовки он ставит перед публикой резонный вопрос: «<...> если в других странах, более нашей индифферентных в религиозных вопросах, те­ория свободы совести делает уступки народному духу, народным верованиям, народным традициям,— у нас наш народный дух должен быть принесен в жертву сухой, непонятной народу теории? Неужели, господа, для того, чтобы дать нескольким десяткам лиц, уже безнаказанно отпавшим от христианства, почитаемых церковью заблудшими, дать им возможность открыто порвать с церковью, неужели для этого необходимо вписать в скрижали нашего законодательства начало, равнозначащее в глазах обывателей уравне­нию православных христиан с нехристианами? Неужели в нашем строго православном христианстве отпадает один из главнейших признаков государства христианского? На­род наш усерден к церкви и веротерпим, но веротерпимость не есть еще равнодушие» [57, с. 217-218].

Предлагая в этом непростом деле, в «деле совести... подняться в область духа» [57, с. 218] и отрешиться от политических соображений, он призывает преобразовывать «быт сообразно новым началам, не нанося ущерба жизненной основе нашего государст­ва, душе народной, объединившей и объединяющей миллионы русских» [57, с. 218].

В заключение он обращается к лучшим чувствам людей, собравшихся в Государ­ственной Думе:

«Вы все, господа, и верующие, и неверующие, бывали в нашей захолустной де­ревне, бывали в деревенской церкви. Вы видели, как истово молится наш русский народ, вы не могли не осязать атмосферы накопившегося молитвенного чувства, вы не могли не сознавать, что раздающиеся в церкви слова для этого молящегося люда — слова божест-венные. И народ, ищущий утешений в молитве, поймет, конечно, что за веру, за молитву каждого по своему обряду закон не карает. Но тот же народ, господа, не уразумеет зако­на, закона чисто вывесочного характера, который провозгласит, что православие, хри­стианство уравнивается с язычеством, еврейством, магометанством. (Голоса справа, пра­вильно! рукоплескания справа и в центре.)

Господа, наша задача состоит не в том, чтобы приспособить православие к от­влеченной теории свободы совести, а в том, чтобы зажечь светоч вероисповедной свобо­ды совести в пределах нашего русского православного государства. Не отягощайте же. господа, наш законопроект чужим, непонятным народу привеском. Помните, что веро-


исповедный закон будет действовать в русском государстве и что утверждать его будет русский царь, который для с лишком ста миллионов людей был, есть и будет Царь Пра­вославный (Рукоплескания справа и в центре.)» [57, с. 218—219].

Говоря о религиозном аспекте государственной деятельности П. А. Столыпи­на, нельзя обойти стороной его отношения к миссии русской церкви среди нехристиан­ского населения. Будучи православным человеком, вера которого была глубоко укорене­на в его внутреннюю культуру, Столыпин, всемерно поддерживая интересы господству­ющей церкви России, вместе с тем лояльно относился к другим верам и религиозным обычаям. Так, например, еще в 1908 в Петербурге проповедником католицизма Жерча-ниновым была открыта домашняя церковь нового обряда. «В 1811 г. Жерчанинов имел в Петербурге уже большую церковь, в которой служил с особого разрешения председате­ля Совета министров П. А. Столыпина (Г. С.)» [49, с. 311] и которая была официально закрыта сразу (3.09.1911) после убийства премьера, хотя фактически богослужения в ней не прекращались.

Как и в случае с вышеупомянутым еврейским вопросом, Столыпин хорошо со­знавал опасности, ожидавшие государство при слишком жестком подходе к чрезвычайно чувствительной сфере национального самосознания, носителем которого прежде всего становится вера. Если на западе России особое внимание уделялось проблеме, исходя­щей от униатской церкви, то почти в самом ее центре, в Поволжье, и на востоке — поло­жению, связанному с мусульманством. Например, среди мусульман Поволжья, где «в ка­честве реакции на культурную и политическую экспансию русского населения медленно, но упорно развивалось национальное самосознание» [57, с. 208].

Россия дорожила добрыми отношениями с мусульманским населением государ­ства, особенно с татарами, ревностно относящимися к воинской службе, отличавшими­ся храбростью в военных походах и вместе с тем уклонявшимися от участия в смутах, вос­станиях, революционном движении. Однако указы Екатерины II и Павла I, сделавшие ислам «почти привилегированной религией в стране» [57, с. 236], вносили трудности в решение такой проблемы внутренней политики государства, как растущее национальное самосознание татар с опорой на ислам.

«<...> В 1908 году в Святейший Синод поступило донесение Уфимского еписко­па Андрея Ухтомского, которое вызвало тревогу тем более, что было подтверждено съез­дом епископов в Казани в 1910 г. Андрей писал: „На наших глазах тихо, мирно, постепен­но, однако в то же время прочно и постоянно, происходит завоевание Казанского края и всего Поволжья магометанскими татарами. Если татаризация иноязычных народов пойдет дальше, если киргизы, башкиры, ногайцы и вотяки усилят татарскую народность и соединятся с нею, то в самом центре России возникнет страшный враг, который вме­сте с неспокойным Кавказом сможет в критические часы принести русским тяжелейшие беды". Под влиянием этой записки премьер-министр и министр внутренних дел России П. А. Столыпин созвал Особое совещание по выработке мер для противодействия тата­ро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае. Это совещание, состоявшееся в Пе­тербурге, насчитало 18 млн. мусульман в России и решило прибегнуть к следующим ме­рам: 1) всесторонней поддержке православной миссии; 2) расширению сети русских школ для инородцев; 3) проверке правового положения татар-мусульман и усилению пра­вительственного надзора. Миссионерские центры сообщили совещанию тревожные факты: в 1905—1910 гг. примерно 38 000 татар отпали от христианства, в 1908 г. были крещены 8000 татар, а в 1909 всего лишь 240; общее число новокрещеных инородцев в приволжских епархиях за 1905—1910 гг. составило около 49000 <...>» [57, с. 237—238].

Вот почему позже в секретном письме обер-прокурору Святейшего Синода П. А. Столыпин писал:


«<...> Для народа христианского столкновение с мусульманским миром знамену­ет не религиозную борьбу, а борьбу государственную, культурную. Этим объясняется тот успех, который получила за последнее время панисламская пропаганда, успех, который у нас в России имеет особо важное значение... Нельзя не иметь в виду, что почти вся мно­гомиллионная масса русского мусульманства охватывает многочисленные народности, принадлежащие, за немногими исключениями, одному тюркскому племени, говорящему хотя и на разных наречиях, но на одном языке. Нельзя далее упустить из виду и того, что наше пятнадцатимиллионное мусульманство населяет, живя почти в одном месте, гро­мадные пространства, имеющие свои, далеко не забытые, исторические и культурные традиции... Очевидно, что при таком положении мусульманский вопрос в России не мо­жет не считаться грозным... Государство наше, действовавшее во все времена в тесном единении с Церковью, и в данном случае не может и не должно обособляться от нее. По­этому, по моему убеждению, работа правительства в Поволжье, и в частности в Казан­ском крае, должна прежде всего идти рука об руку с православной Церковью. Только в этом случае можно рассчитывать на вящий успех» [57, с. 209—210].

30 МАЯ 1909 ГОДА на заседании в Государственной Думе обсуждался законо­проект об отсрочке выборов и о продлении полномочий членов Государственного Совета от 9 западных губерний. Внесенный министром внутренних дел законопроект соответствующей комиссией было предложено отклонить — под предлогом того, что «продление полномочий избранных от населения вообще принципиально неправиль­но», и потому, что в том «не усматривалось никакой государственной необходимости» [42, с. 257],— в расчете на скорое введение в Западном крае земских учреждений и выбо­ры от губернских земских собраний.

Однако П. А. Столыпин был не согласен с этим подходом. Во-первых, для уясне­ния значения этого дела он выявляет в нем главные положения и прежде всего вновь об­ращает внимание членов Думы на потрясающий факт: «в западных губерниях из всего на­селения поляков всего только 4%, а действительность показывает, что от девяти запад­ных губерний все девять членов Государственного совета — поляки» [57, с. 220].

Убеждая в несправедливости такого положения, он указывает на ошибку, коре­нящуюся во взглядах своих оппонентов, обращая внимание на то, что избранник в запад­ных областях является не представителем интересов всего населения, а защитником ин­тересов крупных землевладельцев, среди которых подавляющее большинство поляки. Подчеркивая далее, что «вследствие неправильного построения самого закона, в состав выборщиков входят только высшие слои населения, т. е. слои наносные, которые часто отсутствуют и тесно с землей не связаны» [57, с. 222], он со ссылкой на зарубежный и российский опыт отстаивает законность и целесообразность временного продления полномочий для спокойного и осмысленного определения нового справедливого поряд­ка. Столыпин также настаивает на важности установления годичного срока продления полномочий, без чего, по его мнению, «дело застрянет, дело завязнет». Указывая на не­которые перипетии этого дела, он уведомляет о поддержке правительством предложе­ний Государственного Совета и Государственной Думы о скорейшем распространении земского положения на западные губернии. Поддерживая более демократичный меха­низм, обеспечивающий национальные интересы России, он говорил:

«<...> Движимые необходимостью закончить дело в течение года, мы, господа, дружными усилиями, несомненно, проведем в течение этого срока новый законопроект о введении земства в Западном крае, законопроект немаловажный, который не может не вне­сти умиротворения в местную работу. Я прошу вас, господа, об этом ввиду восстановления справедливости по отношению к 15-миллионному русскому населению в Западном крае.



Не ненависть, не желание нанести полякам напрасное оскорбление руководит правительством — это было бы не только не великодушно, это было бы не государствен­но. Правительством руководит сознание, которое должно всегда и впредь руково­дить всяким русским правительством, сознание необходимости прислушиваться к справедливым требованиям природного русского населения окраин и, если эти тре­бования обоснованы, поддерживать их всею силою правительственного авторитета (Г. С.) (Рукоплескания справа и в центре.)» [57, с. 225].

После этих слов Столыпина депутат от Харьковской губернии Н. Н. Антонов выступил с заявлением от фракции «17 октября», касающимся порядка выборов в Госсо­вет. Глава правительства, снова затем взявший слово, с «одной оговоркой» на это пред­ложение октябристов от лица правительства выразил свое согласие.

Предвосхищая новые споры о положении русских в Западном крае, Столыпин ищет специалистов, которые могут обстоятельно исследовать этот вопрос. Поручение найти таковых передается Гурлянду, который, однако, вскоре уведомляет, что единст­венный кандидат по вопросу землевладения в Западном крае профессор Липинский «ук­лоняется от каких-либо более или менее ответственных работ». Гурлянд лично принима­ется за собирание и изучение материалов, уведомляя о содержании предполагаемых глав а также о том, что «работа может быть исполнена в кратчайший срок» [131, Д. 78].

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ переговоры на уровне послов Германии и России, которые велись с мая 1909 года, оказались непродуктивными и было решено их продолжить на очередном свидании германского Кайзера с Царем. Однако «с русской стороны встречу царя с Кайзером предполагалось немедленно дополнить его встречами с английским ко­ролем и французским президентом. Это должно было устранить опасения в России и за границей относительно возможности коренной смены курса внешней политики русско­го правительства и в то же время помочь использовать благоприятный момент, чтобы под страхом сближения с Германией выторговать у Англии и Франции определенные ус­тупки» [3, с. 304].

4 июня 1909 года Вильгельм II встречается с Николаем II в финских шхерах. Канцлер Германии Бюлов пытается договориться с премьером Столыпиным (фото 47) по ключевому вопросу — достижению «австро-германо-русского соглашения по балкан­ским делам с обещанием приостановки австрийской экспансии на Балканах и герман­ской экспансии в русской сфере влияния на севере Персии, а также с обещанием содей­ствия в вопросе о Проливах — и все это за обязательство России не примыкать к антигер­манской коалиции Англии и Франции, оставаясь по меньшей мере на позиции нейтрали­тета в случае англо-германской войны» [3, с. 307].

Переговоры по этому главному пункту результатов не дали: Столыпин не хотел делать поспешных шагов с непредсказуемыми последствиями.

Однако Вильгельм II остался чрезвычайно доволен личной беседой с П. А. Сто­лыпиным, которая произошла во время завтрака на яхте «Штандарт». По некоторым свидетельствам, Император Германии Вильгельм II давно желал познакомиться со зна­менитым русским премьером, который, однако, уклонялся от встречи. Стремление Виль­гельма II укрепилось после благополучного разрешения спорного вопроса о Боснии и Герцеговине, когда, благодаря ясной и твердой позиции российского главы правитель­ства, наша страна воздержалась от силового решения этой проблемы.

Во время завтрака на императорской яхте Петр Аркадьевич располагался по правую руку от высокого гостя. Между ними состоялась обстоятельная беседа, от кото­рой Вильгельм II остался в восторге. После завтрака он сказал генерал-адъютанту Тати­щеву, что «если бы у него был такой Министр, как Столыпин, то Германия поднялась бы


Фото 47. П.А. Столыпин и А.П. Фото 48. П.А. Столыпин на Высочайшем завтраке на

Извольский на «Штандарте», в «Штандарте», в финских шхерах, разговаривает с

Финских шхерах, в июне 1909 г. германским императором Вильгельмом II, сидевшим

(со снимка государыни на правой стороне от государыни императрицы,

Императрицы Александры 4 июня 1909 г.

Федоровны)

на величайшую высоту» [16, с. 193]. А суть разговора донесли до нашего времени воспо­минания секретаря премьер-министра — А. В. Зеньковского:

«Летом 1938 г. Великий Князь Дмитрий Павлович передал мне чрезвычайно интересный разговор его в мае 1938 г. с бывшим Германским Императором Вильгель­мом II-м. В разговоре с Великим Князем, делясь грустными воспоминаниями о всех тех причинах, которые привели после тяжелой войны 1914—1918 гг. к крушению трех вели­чайших Монархических Государств, Вильгельм II-й, в конце разговора, коснулся памяти покойного Столыпина. Бывший Германский Император сказал тогда Великому Князю: „Вот прошло уже почти 20 лет с того момента, как я вынужден был отказаться от престо­ла. За все годы своего царствования и все эти 20 лет я внимательно слежу за всеми меж­дународными событиями и за всеми теми государственными деятелями, что были на про­тяжении столь продолжительного времени у власти. Но государственного деятеля, тако­го исключительно дальновидного, такого преданного, как своему Монарху, своей роди­не, так и искреннему стремлению мира в мире, как был покойный Столыпин, я еще за все свои годы не мог встретить равного ему. Бисмарк был бесспорно величайшим государст­венным деятелем и преданным престолу и своей родине, но вне всякого сомнения, что Столыпин был во всех отношениях значительно дальновиднее и выше Бисмарка". Пере­давая свой разговор со Столыпиным Великому Князю Дмитрию Павловичу, Виль­гельм II-й вспомнил также, как был прав Столыпин в 1909 г., во время свидания в Бьерке с Государем, предупреждая его о недопустимости войны между Россией и Германией, и если не дай Бог случится такое несчастие, то все враги монархического государственно­го строя, воспользовавшись неизбежными экономическими осложнениями во время войны, примут все меры к тому, чтобы добиться революции» [16, с. 193—194].

На имеющемся в нашем распоряжении снимке (фото 48) хорошо запечатлен этот интересный момент: высокий гость, подавшийся к собеседнику, и невозмутимый


 

Фото 49. П.А. Столыпин в Полтаве во время прибытия Государя Императора

на торжества 200-летия Полтавской победы, 26 июня 1909 г.

 

Столыпин. Видна здесь и Александра Федоровна, занимавшая место напротив Нико­лая II, и по другую сторону от своего венценосного родственника Вильгельма II, кото­рый, увлеченный разговором с русским премьером, совершенно забыл об Императрице. По слухам, она, и без того не питая симпатий к Германскому Императору, была раздра­жена на него за допущенную бесцеремонность. Возможно, обостренное внимание гостя к П. А. Столыпину, в ущерб всем остальным, затронуло тогда самолюбие и других высо­чайших особ...

В КОНЦЕ ИЮНЯ того же 1909 года премьер-министр сопровождает Импера­тора Николая II в поездке в Полтаву по случаю торжественного празднования 200-летия Полтавской победы. Это празднество, по сути, вылилось в демонстрацию восстанавлива­ющегося могущества русской державы, подданные которой с прежним восторгом встре­чали своего императора и главу правительства. Прилагаемые снимки (фото 49—53) вос­создают пышную атмосферу полтавских торжеств: встречу гостей на вокзале, шествие на молебен в Сампсониевской церкви, на поле Полтавской битвы для совершения панихи­ды, крестный ход, посещение братской могилы.

Примечательно, что в этот период П. А. Столыпин в нарушение церемониаль­ной части привозит Императора в специально построенный лагерь, где разместились со­званные на полтавские торжества волостные старшины из соседних губерний. Государь очутился в замечательной атмосфере, обошел всех собравшихся, и к неудовольствию своего сановного окружения беседовал с мужиками около двух часов.

В последние июньские дни состоялось и посещение Российским Императором Киева, где его также сопровождал П. А. Столыпин.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: