Казалось бы, смерть Столыпина должна была успокоить его противника Витте, но далекий от христианской традиции сиятельный граф все клянет, все «пинает убитого льва». Сочинения Витте, многократно переизданные в зарубежье и следом в России, лишь подтверждают такие скверные свойства этой натуры, как высокомерие, крайне болезненное, доходящее до смешного тщеславие, которые вместе с образованностью и умом делали этого человека чрезвычайно опасным для тех, кто хоть на время своими достоинствами и успехами смог затмить сиятельного графа...
11 АПРЕЛЯ во всех петербургских газетах был напечатан «Высочайший Рескрипт, данный на имя Председателя Совета Министров, Министра Внутренних Дел, члена Государственного Совета, Статс-Секретаря, Гофмейстера Высочайшего Двора Столыпина.
«Петр Аркадьевич! Многосложная деятельность ваша на поприще высшего управления, проникнутая ревностным попечением о пользах дорогого Нам Отечества, заслужила вам совершенное Мое благоволение. Еще недавно, в Рескрипте на ваше имя от 19 февраля сего года Мною отмечен ряд благодетельных мер по устроению крестьянского населения, над разработкою коих вы столь плодотворно потрудились.
Искренно ценя ваши государственные заслуги, Я пожаловал вас кавалером ордена святого благоверного великого князя Александра Невского, знаки коего при сем препровождаются.
Пребываю в вам неизменно благосклонный».
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано:
«и уважающий вас
НИКОЛАЙ
В Царском Селе, 10-го апреля 1911 года».
27 АПРЕЛЯ 1911 ГОДА П. А. Столыпин произнес свою последнюю публичную речь в ответ на запрос Государственной Думы. Он вынужден был повторить собравшимся в Думе аргументы, приведенные ранее членам Государственного Совета, убеждая в том, что применение в создавшейся ситуации ст. 87 было единственной возможностью выхода из кризиса, в котором оказались и Государственная Дума и Госсовет. Указывая на то, что существующие расхождения во взглядах не должны закрывать главного — «охранения прав русского населения» [57, с. 363], он говорит в заключение слова, наполненные сознанием собственной правоты и своего долга перед отечеством:
«<...> Тут, как в каждом вопросе, было два пути, два исхода. Первый путь — уклонение от ответственности, переложение ее на вас путем внесения вторично в Государственную думу правительственного законопроекта, зная, что у вас нет ни сил, ни средств, ни власти провести его дольше этих стен, провести его в жизнь, зная, что это блестящая, но показная демонстрация. Второй путь — принятие на себя всей ответственности, всех
ударов, лишь бы спасти основу русской политики, предмет нашей веры (В правом центре рукоплескания и голоса: браво!).
Первый путь — это ровная дорога и шествие по ней почти торжественное под всеобщее одобрение и аплодисменты, но дорога, к сожалению, в данном случае не приводящая никуда... Второй путь — путь тяжелый и тернистый, на котором под свист насмешек, под гул угроз в конце концов все же выход к намеченной цели. Для лиц, стоящих у власти, нет, господа, греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности. И я признаю открыто: в том, что предложен был второй путь, второй исход, ответственны мы — в том, что мы, как умеем, как понимаем, бережем будущее нашей родины и смело вбиваем гвозди в вами уже сооружаемую постройку будущей России, не стыдящейся быть русской, и эта ответственность — величайшее счастье моей жизни (Г. С.) (Голоса, в правом центре: браво!)» [57, с. 363—364].
Между тем даже Государственный Совет также внес запрос о незакономерных действиях Столыпина, причем «как в Думе, так и в Совете, после его объяснений, признанных неудовлетворительными,— запрос был принят большинством» [32, с. 97].
Глава XIV
Проекты П.А. Столыпина.
Последнее лето
1911 г.
Проекты о преобразовании государственного управления России. Проект в области внешней политики: международный парламент, меры, намеченные для предотвращения мировой войны. Судьба записок. Новые неприятности. Последнее письмо Тихомирова. Накануне поездки. Кривошеин - Коковцов: развязка конфликта. Воссоздание русского флота. Последние заботы, воспоминанья А. Гучкова.
ПОСЛЕДНЯЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ главы правительства как бы подытоживают его трудный государственный путь, исполненный великими свершениями и отягощенный постоянной борьбой с оппозицией, кознями скрытых неприятелей и открытых врагов. Человек, считавшийся по праву создателем русского представительного строя, сохранивший ему в чрезвычайно сложных условиях жизнь, наполнивший большим смыслом и пользой деятельность обеих палат, сам в итоге стал жертвой разных политических сил. По свидетельству его близких, сотрудников и товарищей, душевное равновесие П. А. Столыпина в этот период было нарушено, он тяжело переживал окружившую его неприязнь. Сказывалось чрезвычайное переутомление от напряженной работы в течение бурных лет, которые были затрачены на усмирение революционной стихии, успокоение общества, проведение реформ. Подавленность, неуверенность и болезненная нервозность охватили его, он стал неузнаваем, потерял сон, всякая мелочь раздражала его.
В конце концов Столыпин вместе с чиновником по особым поручениям Яблонским отправляется в мае в кратковременный отпуск, в деревню Довторы, в имение своей старшей дочери Марии, к тому времени состоявшей в счастливом браке с бывшим морским офицером Борисом Ивановичем Бок. Через четыре дня к Пасхе он возвращается в Петербург.
По всей вероятности, именно в этот период Столыпин диктует труд исключительной важности — «Проект о преобразовании государственного управления России», который приводится ниже в изложении А. В. Зеньковского*, выполняющего тогда, по сути, роль секретаря.
«В области внутреннего управления России:
*По утверждению А. В. Зеньковского: «В мае 1911 г. Столыпин на протяжении 4 дней диктовал мне указанный <...> труд, для более детальной обработки проекта его доклада Государю. Несмотря на все осложнения и передвижения, мне все же удалось сохранить все записи, которые я вел между 1906—1911 гг. при исполнении всех тех поручений, что давал мне Столыпин».
1) Образование новых министерств, которые П. А. Столыпин предполагал создать еще в 1912 году.
а) Министерство труда.
Создание такого министерства являлось тогда особенно необходимым; положение рабочих в России тогда находилось сравнительно в неудовлетворительном состоянии — недопустимо, чтобы рабочий класс и в дальнейшем оставался тем беспочвенным пролетариатом, каким он был все годы, включая 1911 г. Ясно показал 1905 г., какую величайшую угрозу для государства представлял собою рабочий класс, в силу внутренних осложнений в России.
Министерство труда должно выяснить, в срочном порядке, положение рабочего класса в государствах Западной Европы и Америки и все, что найдут лучшего в других государствах в этом отношении, доложить Совету Министров; затем, в полном контакте с Министерствами торговли и промышленности, социального обеспечения, Министерством местных самоуправлений, а также со всеми земствами, разработать соответствующий законопроект об улучшении материального и культурного положения рабочего класса и через Совет Министров внести на рассмотрение Государственной думы и Государственного совета; по этому законопроекту все промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также все земства, связанные вопросами улучшения положения рабочих, должны быть поставлены, по новому закону, в своей деятельности под контроль Министерства труда. Бесспорный факт, что после удовлетворения культурных и экономических нужд рабочих они не будут тем революционным пролетариатом, каковым они были в 1905 г., а явятся равноправными и сознательными гражданами и мелкобуржуазным классом; как участники государственного и земского строительства, таковые уже не будут поддаваться пропаганде внутренних врагов России, а, наоборот, явятся защитниками существующего вновь преобразованного государственного строя России.
б) Министерство местных самоуправлений.
П. А. Столыпин имел в виду в своем проекте передать в ведение местных самоуправлений постепенно несколько тех отраслей государственной деятельности, каковые в то время выполнялись на местах всевозможными казенными учреждениями. П. А. Столыпин считал необходимым создание специального Министерства местных самоуправлений, для установления более полного контакта между Правительством, земствами и городами; к новому министерству должны были бы перейти все дела, находившиеся тогда в Министерстве внутренних дел по отделу местного хозяйства, и новое Министерство местных самоуправлений должно было бы немедленно заняться разработкой нового закона о земствах.
1 января 1864 г. закон о земских учреждениях был одной из величайших реформ Государя Александра II; по этому закону земствам были предоставлены широкие права, каких не было дано органам местного самоуправления ни в одном из западных государств, но, к большому сожалению, несколькими последующими законами, начиная с 1866 г. и в особенности при Государе Александре III, права земств были настолько урезаны, что земства были не в состоянии проводить в жизнь те мероприятия в интересах населения и государства, какие были намечены законом 1864 г. Поэтому новое Министерство местных самоуправлений, при разработке нового закона о земствах, в интересах не только населения, но и самого государства, должно было бы принять во внимание не только закон 1864 г., но еще значительно больше расширить права земств, в особенности губернских, применяясь, насколько возможно, к штатным управлениям Соединенных Штатов Северной Америки. Далее, новое Министерство должно было бы разработать законопроект о введении земских учреждений на
той территории России, где еще земства не введены. В некоторых местах на первое время земские учреждения могут быть введены применительно к закону от 2 апреля 1903 г. „О введении земских учреждений в юго-западных и западных губерниях"; также должен был быть разработан законопроект о введении в России волостных земств.
Имущественный ценз для участия в деятельности земств должен быть понижен по возможности в 10 раз, с таким расчетом, чтобы владельцы хуторских хозяйств и рабочие, владеющие небольшой недвижимостью, имели бы право участия в земских выборах. Все лица, за исключением умалишенных и уголовно преследуемых, достигшие 21 года, независимо от национальности и вероисповедания, владеющие хотя бы небольшой недвижимостью, облагаемой земским сбором, и прожившие в данном районе не менее 2 лет, должны обладать правом голоса в земских выборах; число гласных волостных земств должно быть определено законом в зависимости от количества лиц, располагающих правом участия в выборах.
Каждое волостное земское собрание избирает определенное законом число уездных гласных из числа лиц, располагающих правом участия в выборах в пределах волости.
В свою очередь, каждое уездное земское собрание избирает определенное законное число губернских гласных из состава лиц, располагающих правом участия в земских выборах в пределах уезда.
Волостные земства, по проекту П. А. Столыпина, получали бы от уездных земств в свое ведение заведование в пределах волости земскими школами, больницами, санитарными, ветеринарными и агрономическими пунктами. На волостные земства возлагались постройки, ремонт и содержание дорог, а также заведование всеми другими нуждами населения в пределах волости.
На уездные земства возлагались обязанности по ведению всех земских мероприятий, имеющих значение для нужд населения в пределах уезда, а также и содержание средних учебных заведений; кроме того, уездные земства должны принять на себя координацию земских мероприятий по отдельным волостям.
Губернские земства должны принять на себя обязанности по страхованию, как обязательному, так и добровольному, в пределах губернии как всех сельских построек, так равно и всех земских, рабочих и крестьян от несчастных случаев. Губернские земства должны также принять на себя обязанность страховки скота от падежа при эпидемических заболеваниях; кроме того, губернские земства проводят те земские мероприятия, которые затрагивают интересы населения не отдельных, а нескольких уездов. Губернские земства проводят те мероприятия, которые по финансовым соображениям являются непосильными для волостных и уездных земств; губернские земства координируют земские мероприятия между отдельными уездами. Затем губернские земства должны принимать меры к устройству и содержанию высших учебных заведений, как университетов, так и институтов: коммерческих, путей сообщения, технологических и пр.
Губернские земства обязаны организовать статистическое бюро для выяснения всех нужд населения и произвести переоценку всех недвижимых имуществ, а также выяснить их фактическую доходность для более правильного обложения как государственными, так равно и земскими сборами.
На губернские земства должна быть возложена, в полном контакте с волостными и уездными земствами, а также с Министерством труда, торговли и промышленности и социального обеспечения, помощь рабочим в их культурных и экономических нуждах, а также по постройке и устройству их домов. Губернские земства обязаны устраивать периодические съезды врачей, ветеринаров, агрономов, инженеров, юри-
сконсультов, бухгалтеров, страховых агентов и пр. лиц, работающих в волостных и уездных земствах; особенное внимание Министерство местных самоуправлений должно обратить на то, чтобы губернские земства, вместе с волостными и уездными, вели борьбу со всеми эпидемиями; равным образом Министерство местных самоуправлений всячески обязано стремиться к тому, чтобы помогать земствам в расширении их деятельности в полном контакте с другими министерствами и стремиться к тому, чтобы по государственному бюджету регулярно проводились суммы, в виде дотаций по тем мероприятиям, которые по финансовым соображениям являются непосильными для волостных, уездных и губернских земств. Равным образом Министерство по делам местных самоуправлений обязано устраивать периодически Всероссийские съезды земских специалистов по всем отраслям земского хозяйства, в целях координирования земских мероприятий в разных губерниях; особое должно обратить внимание Министерство по делам местных самоуправлений, в полном контакте с Министерством финансов, на изыскание всех необходимых источников, которые дали бы возможность земствам и городам располагать доходами, необходимыми для удовлетворения всех нужд населения.
в) Министерство национальностей.
Россия, как великое государство, в составе своего населения, кроме русских, имеет много разных национальностей, как то: поляков, малороссов, латышей, литовцев, эстонцев, евреев, грузин, армян, татар, киргизов и пр. и пр.
В целях удовлетворения религиозных и культурных нужд каждой национальности П. А. Столыпин имел в виду создание специального Министерства национальностей России, которое должно было бы тщательно изучить культурную, религиозную и социальную жизнь каждой национальности и создать все условия к тому, чтобы они были не врагами России, а ее верноподданными.
Все эти лица, населяющие Россию, независимо от их национальности и вероисповедания, должны быть совершенно равноправными гражданами России. Недопустимы никакие ограничения. Существующие ныне ограничения в отношении евреев должны быть отменены, так как являются исключительно позорными. Новое министерство должно создать условия, при которых культурные и религиозные пожелания каждой нации должны быть по возможности полностью удовлетворены.
Во главе этого министерства должен быть поставлен не бюрократ, а крупный общественный деятель, пользующийся определенным авторитетом в общественных кругах, как русских, так и не русских. Нынешние враги России всячески стремятся к тому, чтобы расчленить Россию. В частности, Австро-Венгрия все время подготавливает среди галичан пропагандистов, которые в случае каких-либо осложнений внутри России должны убеждать малороссов, что Российское государство угнетает их и что они должны стремиться к полной самостоятельности.
Как среди малороссов, так и среди поляков и некоторых других национальностей есть отдельные личности, которые стремятся к тому, чтобы отделиться от России. Но в массе ни в Польше, ни в Малороссии в данное время нет брожения; поэтому, пока не поздно, необходимо, чтобы новое Министерство национальностей очень внимательно изучило особенности и нужды каждой национальности и по возможности пошло бы по пути удовлетворения наиболее важных культурных, религиозных и экономических пожеланий всех народностей России.
Вопрос о национальностях, населяющих Россию, как Европейскую, так и Азиатскую, очень сложный и серьезный. С одной стороны, новое Министерство национальностей должно очень внимательно отнестись к социальным и политическим проблемам
каждой национальности, но с другой стороны, министерство должно не забывать о тех внешних и внутренних врагах России, которые всячески стремятся к расчленению России. Всякого рода неопределенности и колебания со стороны Правительства по отношению к отдельным народностям, под влиянием пропаганды врагов России, легко могут создать осложнения внутри государства.
г) Министерство социального обеспечения.
Создание такого нового министерства П. А. Столыпин считал крайне необходимым. Как рабочие в промышленности и в сельском хозяйстве, так равно и служащие в промышленных, банковских, общественных, государственных и др. учреждениях совершенно не обеспечены в случае инвалидности, болезни, безработицы и пр.
Необходимо, чтобы новое министерство, после очень тщательного изучения вопроса о социальном обеспечении трудящихся в государствах Западной Европы и Америки, разработало бы соответствующий законопроект о социальном обеспечении и представило бы Совету Министров для дальнейшего утверждения в законодательных учреждениях.
д) Министерство исповеданий.
Существовавшее в то время положение в Церкви, возглавляемой тогда Обер-прокурором Святейшего Синода, П. А. Столыпин считал крайне неудовлетворительным. Необходимо создание специального Министерства исповеданий, которое ведало бы не только нашей Церковью, но и внимательно следило за деятельностью других исповеданий. В Министерстве исповеданий как министр, так равно и все сотрудники министерства должны быть лица полностью закончившие высшее духовное образование и глубоко преданные православной вере. При министерстве должен быть Совет, нынешний Святейший Синод, состоящий из митрополитов, архиепископов и в полном контакте с Советом высших иерархов должно обсудить и разработать законопроект о восстановлении в России Патриаршества.
Министерство должно принять решительные меры к тому, чтобы не только значительно увеличить число духовных училищ, семинарий и академий, но, главное, расширить программу духовных учебных заведений. Священники, в особенности в бедных деревнях, живут в исключительно тяжелых материальных условиях. Жалованье за преподавание священниками закона Божия в земских школах установлено в размере 60 руб. в год, в то время как в земствах врачи, агрономы, инженеры, ветеринары, страховые агенты и др. земские интеллигентные работники получают от 1500 до 3000 руб. в год.
Такое отношение к священному сану в дальнейшем не должно продолжаться; так как священники в деревнях сплошь и рядом влачат нищенское существование, то неудивительно, что более даровитые и способные, окончившие духовную семинарию, не стремятся быть священниками, а, наоборот, по окончании духовной семинарии продолжают свое образование в других высших учебных заведениях или же стремятся устроиться куда-либо на службу. Между тем русский народ, будучи по природе верен православию, очень нуждается в хороших священниках, которые своими проповедями в церквах и постоянными беседами, преподаванием Закона Божия направили бы русский народ по тому христианскому пути, при котором не было бы места тем ужасным поступкам, которые были в 1905 г. во время революции.
Министерство исповеданий должно прежде всего озаботиться о лучшем вознаграждении священникам, которое было бы приравнено к ставкам, установленным для других интеллигентных работников.
Количество духовных академий должно быть настолько увеличено, чтобы была возможность назначать священников, только окончивших духовную академию.
Духовные семинарии должны быть теми средними учебными заведениями, которые подготовляют студентов для поступления в духовную академию так же, как гимназии подготовляют для поступления в университеты. Очень желательно, чтобы в духовных учебных заведениях было бы обращено особое внимание на умение студентов говорить проповеди. Внимание П. А. Столыпина было обращено на то, что как губернаторы, так равно и представители земств во время своих докладов указывали, какое исключительно большое значение в 1905—1906 гг. имели выступления образованных и умных священников в смысле успокоения крестьян; своими проповедями и назиданиями среди народа таковые священники пользовались большим авторитетом у крестьян и полностью предотвращали те зверские явления, происходившие в тех деревнях, где священники не отвечали своему назначению и абсолютно не пользовались авторитетом среди крестьян. Ни одна религия не в состоянии дать того душевного успокоения, того идеала стремления к христианскому образу жизни, как наша православная. Русский народ в массе религиозен, и необходимо, чтобы Министерство исповеданий создало те условия, при которых религиозная жизнь народов России была бы всегда на должной высоте. Восстановление в России Патриаршества может в этом отношении много помочь.
е) Министерство по обследованию, использованию и эксплуатации богатств
недр России.
Ни одно государство в мире не обладает такими богатствами в недрах земли, как Россия; в недрах земли, как европейской, так особенно азиатской, имеется бесконечное количество угля, нефти, железа, олова, цинка, вольфрама, никеля, меди, золота, серебра и пр. и пр. Недостаток железных дорог, а главное, недостаток финансовых средств, лишают возможности использовать богатства государства и создать промышленность, которая, при более чем достаточном количестве необходимого сырья, может дать многим миллионам людей хороший заработок и вместе с тем обогатить государство и поднять уровень жизни всего населения России. К большому несчастью России, в силу некоторых обстоятельств в составе правительства не было лиц, которые могли бы найти правильный подход к использованию природных богатств России. Граф С. Ю. Витте, по мнению Столыпина, хотя и являлся крупным государственным деятелем и Россия многим обязана ему, как бывшему министру финансов, в проведении им многих финансовых реформ, но все же он не нашел тех правильных путей, по которым давным-давно можно было бы обогатить государство и население и создать тот необходимый государственный бюджет, при котором можно было бы не только использовать все богатства недр земли России, но и полностью провести в жизнь все культурные и экономические нужды населения.
П. А. Столыпин был глубоко убежден в том, что как только евреям будут предоставлены все права, то сразу же образуется целый ряд крупных акционерных банков и предприятий для получения концессий по разработке и эксплуатации природных богатств России. Вновь образуемое Министерство по использованию и эксплуатации недр земли должно явиться тем государственным учреждением, которое сможет коренным образом изменить экономическую жизнь России.
ж) Министерство здравоохранения.
Земская медицина в России, вне всякого сомнения, заслуживает большого уважения, но недостаток финансовых средств лишает земства возможности расширять медицинскую помощь населению так, как это было бы желательно. А в связи с намеченным планом оказания бесплатной медицинской помощи со стороны земств рабочим промышленных предприятий, земства, естественно, должны будут значительно больше увеличить свои ассигновки на медицинскую помощь населению.
Кроме того, в тех губерниях, где еще не введены земства, медицинская помощь населению находится в довольно плачевном состоянии.
Намечаемое Министерство здравоохранения, по примеру Министерства народного просвещения и Министерства земледелия, должно очень широко пойти на помощь земствам в развитии их деятельности. С той же целью Министерство здравоохранения должно вносить ежегодно, по государственному бюджету, очень значительные суммы на выдачу земствам пособий в виде дотаций на расширение их деятельности по постройке и содержанию земских больниц. Министерство здравоохранения обязано также принять необходимые меры к тому, чтобы в тех губерниях, где еще не введены земства, медицинская помощь населению должна быть вполне обеспечена.
Особое внимание, в полном контакте со всеми земствами, новое министерство должно обратить на борьбу с эпидемиями.
Новое министерство должно, с одной стороны, координировать земскую медицинскую помощь населению, а с другой стороны, как можно чаще устраивать областные и всероссийские съезды как земских врачей, так равно врачей в неземских губерниях для выработки общей программы как по борьбе с эпидемиями, так и по оказанию бесплатной медицинской помощи населению.
Новое министерство, в полном контакте со всеми губернскими земствами, должно обратить особенно большое внимание на психиатрические больницы в земствах, а также и неземских губерниях.
Необходимо, чтобы новое министерство, в обязательном порядке, вносило необходимые суммы по государственному бюджету для оказания помощи земствам по командировкам врачей за границу — для ознакомления с постановкой медицины в других государствах.
2) Проект П. А. Столыпина о некоторой реорганизации существовавших тогда министерств.
а) Министерство финансов.
П. А. Столыпин был того мнения, что в наибольшей реорганизации нуждается именно Министерство финансов, так как в зависимости от благотворной деятельности этого министерства явится возможность не только провести в жизнь все необходимые реформы в интересах населения и государства, но и укрепить военную мощь России как в отношении армии, так равно и флота.
Министр финансов В. Н. Коковцов, по мнению П. А. Столыпина, был, бесспорно, очень трудолюбивым и честным государственным деятелем, искренно преданным России и Государю, но вместе с тем совершенно неподходящим Министром финансов для такого большого и безумно богатого Государства, как Россия; главным же минусом В. Н. Коковцова, по мнению П. А. Столыпина, было его самомнение, упрямство и нежелание принять во внимание все те доводы, разработанные финансовыми специалистами, при непосредственном участии П. А. Столыпина,— проект увеличения государственного бюджета с 3 до 10 миллиардов рублей. Проект увеличения государственного бюджета был предложен весной 1911 г. первоначально самому В. Н. Коковцову, а затем на частном совещании Совета Министров, но со стороны В. Н. Коковцова последовало настолько резкое и ничем не обоснованное возражение, что П. А. Столыпин пришел к заключению, что лишь при полном преобразовании государственного управления России может явиться возможность осуществить намеченный им план увеличения государственных доходов с 3 до 10 миллиардов рублей.
По плану П. А. Столыпина при Министерстве финансов должно быть образовано несколько специальных комиссий из выдающихся финансистов, как практиков,
так и теоретиков, профессоров по финансовым вопросам. В эти комиссии должны быть привлечены также и те выдающиеся земские деятели, обращавшие неоднократно внимание П. А. Столыпина на те источники обложения, которые в состоянии значительно увеличить бюджетные доходы как государства, так равно и органов местных самоуправлений.
В числе мер, предложенных для увеличения Государственного бюджета, П. А. Столыпиным были намечены следующие:
1) При содействии статистических бюро земств и городов должна быть произведена полная переоценка недвижимых имуществ, облагаемых государственным и местными налогами с определением как действительной ценности имущества, так равно и их действительной доходности. Почти во всей России действительная ценность недвижимых имуществ в 1911 г. была минимум в 10 раз больше той ценности, которая принималась тогда во внимание при обложении государством и местными самоуправлениями.
2) После выяснения действительных цен недвижимых имуществ и их доходности, естественно, появится значительное увеличение прямых налогов.
3) Должен быть повышен значительно акциз на водку, и в особенности на вина, ликеры и шампанское. Повышение акциза на водку в большой степени могло бы способствовать уменьшению употребляемости водки населением; предлагаемая многими деятелями и организациями мера о полном прекращении продажи водки населению только лишь способствует выделке самогона, последствием чего явится отравление лиц, которые будут пить, взамен водки, самогон.
4) На все предметы производства должен быть установлен сравнительно небольшой налог с оборота как в пользу государственного бюджета, так равно и в пользу бюджетов местных самоуправлений; конечно, Министерство финансов, совместно с Министерством торговли и промышленности, должно следить за тем, чтобы цены на предметы производства не были увеличены в большей мере, чем то вызывается увеличением заработной платы и взиманием налога с оборота.