Он тем брал людей, что был сам трепещущим человеком. 28 глава




5) Должен быть установлен прогрессивный подоходный налог с таким расче­том, чтобы малоимущие классы были бы по возможности совершенно освобождены от всяких налогов. Главная тяжесть прогрессивного налога должна, естественно, падать на наиболее зажиточный класс и на крупную промышленность; чем выше доходность от­дельных лиц или предприятий, тем, естественно, проценты прогрессивного налога дол­жны быть более повышены.

6) Для установления базы во всех министерствах при определении сумм на со­держание всех служащих как в самом министерстве, так равно и в разных учреждениях на местах при Министерстве финансов должна быть образована особая комиссия из вы­дающихся специалистов-финансистов, которая должна установить минимальную опла­ту труда, представляющую собою прожиточный минимум для семьи из 3 лиц; если же семья состоит более чем из 3 лиц, то должна быть установлена дополнительная плата для каждого дополнительного члена семьи. Исходя из прожиточного минимума должны быть установлены оклады для более высоко оплачиваемых чиновников. Установленные такой комиссией Министерства финансов оклады чиновников дадут возможность каж­дому министерству точно определить сумму, потребную для оплаты чиновников как в центре, так равно и на местах. Такие же нормы оплаты труда той же комиссией должны быть установлены как для служащих местных самоуправлений, так и для рабочих в про­мышленности и в сельском хозяйстве. Повышение окладов для лиц с высшей нормой оплаты труда должно быть проведено на первое время с большой осторожностью, что­бы не осложнять финансового положения государства. При исчислении прожиточного


минимума комиссия должна принять во внимание последующее увеличение стоимости жизни, так как в связи с увеличением заработной платы рабочим и увеличением налогов по производству, естественно, должна увеличиться стоимость всех предметов и продук­тов, употребляемых населением. Приняв во внимание новые оклады, установленные ко­миссией при Министерстве финансов, все министерства составят свои сметы для вклю­чения в общую сумму государственного бюджета. Министерство финансов, после выяс­нения общей суммы расходов по государственному бюджету, должно приступить к со­ставлению сметы доходов по государственному бюджету. Прежде всего должны быть значительно увеличены прямые налоги на недвижимые имущества в связи с новой пере­оценкой и определением действительной ценности и доходности недвижимых иму-ществ; разница между общей суммой доходов по отдельным министерствам должна быть покрыта суммой косвенных налогов и неокладных сборов в виде акциза, налога с оборота по производству и пр. и пр.

7) Увеличение расходов по содержанию железнодорожных служащих должно быть покрыто за счет увеличения железнодорожного тарифа.

8) Увеличение расходов по содержанию почтово-телеграфных служащих долж­но быть покрыто за счет увеличения железнодорожного тарифа.

9) В связи с намеченным обследованием, использованием и эксплуатацией
богатств недр земли должны быть произведены необходимые займы. Специальная ко­
миссия при Министерстве финансов, состоящая из выдающихся специалистов по фи­
нансовым вопросам, должна разработать проект в отношении как внутренних, так и
внешних займов; заключение займов крайне необходимо, с одной стороны, для обсле­
дования использования и эксплуатации богатств недр земли — России, а с другой сто­
роны — для производства целого ряда тех расходов, которые на протяжении несколь­
ких лет на первое время трудно будет провести в порядке государственного и земских
бюджетов.

б) Министерство народного просвещения.

Население в России в те годы по сравнению с населением других больших государств, вне всякого сомнения, являлось недостаточно культурным. Если в от­ношении низших учебных заведений, так называемых земских школ, за последние годы, начиная в особенности с 1908 г., было сделано, бесспорно, сравнительно много и Министерство народного просвещения ежегодно вносит по государствен­ному бюджету необходимые суммы, в виде субсидий, на постройку и содержание земских школ и согласно плану школьной сети в России, все дети школьного воз­раста должны получить бесплатно минимальное образование, то в отношении среднего, и в особенности высшего образования чувствуется исключительно боль­шой недостаток.

Министерством народного просвещения должны быть приняты энергичные меры, в полном контакте с местными самоуправлениями, для значительного увеличения средних и высших учебных заведений; организация и создание большого количества средних и высших учебных заведений должна заключаться не только в ассигновании не­обходимых сумм по государственному бюджету, но и в принятии Министерством народ­ного просвещения мер к тому, чтобы в срочном порядке подготовить необходимый пер­сонал в виде преподавателей средних учебных заведений и в особенности профессоров для высших учебных заведений; для этого необходимо, чтобы при каждом из существую­щих университетов и других высших учебных заведений число стипендиатов для подго­товки к профессорскому званию увеличить в 10—12 раз, для того чтобы подготовить про­фессоров, которые смогли бы читать лекции во вновь устраиваемых губернскими зем­ствами высших учебных заведениях.


Министерство народного просвещения в полном контакте со всеми земствами должно также принять все меры к тому, чтобы в течение 20—25 лет, т. е. приблизительно к 1933—1938 гг., число средних учебных заведений на всей территории России было бы около 5000, а число высших учебных заведений 1000—1500. Плата за право учения как в средних, так и в высших учебных заведениях должна быть такова, чтобы и малоимущие классы имели бы возможность дать своим детям минимум среднее, а по возможности и высшее образование. Также Министерство народного просвещения, в полном контакте с другими министерствами, должно организовать академию для подготовки лиц, необхо­димых для занятия ими ответственных мест в разных министерствах; занятие в такой академии должно продолжаться от 2 до 3 лет. Студентами такой академии могут быть только лишь те, кто с отличием по первому разряду окончили высшее учебное заведение и во все время прохождения курса в высшем учебном заведении проявили себя как наи­более способные и выдающиеся. Необходимо также, чтобы каждый кандидат знал не ме­нее двух иностранных языков.

В отделение академии по подготовке ответственных чиновников для Мини­стерства народного просвещения должны приниматься лица, окончившие университет по историко-филологическому или физико-математическому факультету.

В отделение академии по Министерству земледелия — лица, окончившие Пет­ровско-Разумовскую академию или же аналогичное высшее учебное заведение.

В отделение академии по Военному министерству — лица, окончившие специ­альное высшее морское заведение.

В отделение академии по Министерству путей сообщения — лица, окончившие институт путей сообщения или аналогичное учебное заведение.

В отделение академии по Министерству изыскания и использования богатств недр земли — лица, окончившие горный или технологический институт.

В отделение академии по Министерству юстиции — лица, окончившие юриди­ческий факультет университета или аналогичное высшее учебное заведение.

В отделение академии по Министерству финансов, по Государственному банку, Государственному контролю и по Министерству торговли и промышленности — лица, окончившие коммерческий институт или экономическое отделение Петербургского по­литехникума.

В отделение академии по Министерству иностранных дел — лица, окончившие специальные высшие учебные заведения.

В отделение академии по Министерствам труда, национальностей, социально­го обеспечения, местных самоуправлений, внутренних дел — лица, окончившие юриди­ческий факультет университета или же аналогичное высшее учебное заведение.

В отделение академии по Министерству исповеданий — лица, окончившие ду­ховные академии.

После осуществления идеи об академиях явится возможность предоставлять ответственные места в министерствах именно достойным лицам, могущим занимать та­ковые в соответствующих министерствах.

в) Министерство путей сообщения.

Пути сообщения в России, в особенности шоссейные и грунтовые дороги, на­ходятся в более чем неудовлетворительном состоянии. Главная причина такого печаль­ного явления — это недостаток сумм, ассигнованных как по государственному, так в особенности по земским бюджетам. Помимо всех неудобств путешествия по дорогам России такое состояние дорог может представлять собою большую опасность во время войны при передвижении войск и всего необходимого для снабжения армии. Большим минусом является также недостаточное число железнодорожных путей сообщения на


такой огромной территории, как Россия. Недостаток железных дорог лишает государ­ство возможности использовать все те богатства, что имеются как в недрах земли, так равно и на земле; каждая новая железнодорожная сеть, естественно, будет способство­вать в экономическом отношении обогащению как государства, так и самого населе­ния. Невольно бросается в глаза большая разница в ценах на продукты первой необхо­димости, как хлеб, масло, мясо, молоко и др. продукты продовольствия между района­ми, где железнодорожное сообщение находится в более или менее удовлетворитель­ном положении, и районами, где совершенно отсутствует железнодорожное или хотя бы находящееся в удовлетворительном состоянии шоссейное сообщение. Тяжелое и безотрадное впечатление производят наши пути сообщения на всех тех лиц, которые имели возможность ознакомиться с путями сообщения в Западной Европе, в особенно­сти в Германии. Необходимы не только очень крупные ассигнования по государствен­ному, и в особенности по земским бюджетам, но и производство больших займов как внешних, так и внутренних. Западные державы, которые во много, много раз беднее нашего Русского государства, в состоянии были найти правильные пути для большого развития железнодорожной сети и постройки хороших дорог для всех видов передви­жения по ним.

В России большинство шоссейных дорог, а в особенности земских грунтовых дорог таково, что ездить по ним, даже в экипажах, на лошадях, исключительно трудно. Граф С. Ю. Витте в свое время обратил внимание на плохое состояние дорог и тогда, в законодательном порядке, провел освобождение земских бюджетов от целого ряда обя­зательных расходов, с тем чтобы освободившиеся суммы были ассигнованы на образова­ние дорожного капитала, для постройки и содержания земских дорог, но эти суммы бы­ли настолько сравнительно ничтожны, что, конечно, почти никакого улучшения в состо­янии земских дорог не получилось.

В будущем, при реорганизации государственного управления России, при про­изводстве значительных внешних и внутренних займов и при составлении государствен­ного и в особенности земских бюджетов, должны быть ассигнованы настолько большие суммы, чтобы через 15—20 лет, т. е. приблизительно к 1930 г., как железнодорожная сеть, так равно и шоссейные дороги по всей территории России, в особенности ее европей­ской части, не должны уступать дорогам центральных держав.

Министерством путей сообщения не позже 1912 г. должен быть разработан на период 1913—1930 гг. общий план по сооружению железнодорожных и шоссейных путей сообщения. Все железнодорожные и шоссейные дороги, соединяющие несколько губер­ний, а также дороги, имеющие стратегическое значение, должны быть отнесены на счет государственного бюджета. Все сооружения шоссейных, грунтовых и по возможности железнодорожных путей сообщения и их содержание в пределах каждой губернии долж­ны быть отнесены насчет земских бюджетов. Министерство путей сообщения должно также обратить серьезное внимание на все водные пути. В Министерстве путей сообще­ния имеется целый ряд проектов по постройке каналов, при сооружении которых явит­ся возможность соединить не только реки, но и моря; но все эти проекты, из-за нежела­ния министра финансов В. Н. Коковцова найти необходимые источники, остаются без всякого движения.

Государственный бюджет России, принимая во внимание ее территорию и все ее природные богатства, при желании давным-давно мог бы быть доведен до такой суммы, при которой явилась бы полная возможность как проведения всех необходи­мых путей сообщений, так и использования всех богатств России, а также удовлетво­рения экономических и культурных нужд в интересах как населения, так и самого го­сударства.


Министерство путей сообщения не должно препятствовать тем предпринима­телям, которые на концессионных условиях согласны взять на себя сооружение желез­ных дорог.

г) Министерство торговли и промышленности.

Ни одно из государств не располагает таким количеством всех видов сырья, необходимого для развития промышленности, как Россия. Вместе с тем если срав­нить промышленность таких государств, как Германия, Австро-Венгрия, Англия и др., то получается более чем грустная картина; столь слабое развитие промышленно­сти, в особенности металлургической и машиностроительной, по мнению П. А. Сто­лыпина, является следствием, с одной стороны, режима экономии, проводимого Министерством финансов, а с другой стороны, ограничением прав в отношении ев­реев.

Нельзя отрицать того факта, что евреи являются способными финансистами и коммерсантами. В центральных державах промышленность и торговля, банковые операции широко развиты в силу предоставления евреям всех прав; вот почему П. А. Столыпин очень надеялся на то, что, как только в России будут отменены все ограни­чения в отношении евреев, появится возможность образовать большое число новых акционерных предприятий и таким образом промышленность России сразу же начнет широко развиваться. По мере развития в России промышленности появится спрос на большое количество рабочих и целый ряд сельских рабочих в сельском хозяйстве, по­лучающих ничтожное вознаграждение, смогут улучшить свое материальное положе­ние, работая в промышленности, где плата всегда была выше, чем в сельском хозяйст­ве; кроме того, все работающие в промышленности будут опекаемы земствами и Мини­стерствами труда, социального обеспечения и торговли и промышленности. Бесспор­ный также факт, что всякое развитие отечественной промышленности дает возмож­ность уменьшить импорт и тем самым сократить отлив золота и валюты за границу и одновременно увеличить наш экспорт и тем самым увеличить прилив золота и валюты из-за границы.

д) Министерство земледелия — Главное управление земледелия и землеустройства.

В полном контакте со всеми земствами и Крестьянским банком, Министер­ство земледелия, по предполагавшемуся плану реорганизации, должно все время стремиться к расширению земельной площади для крестьянских хозяйств. Одновре­менно Министерство земледелия должно сильно увеличить ассигнования по Госу­дарственному бюджету в виде пособий земствам для оказания самой широкой агро­номической помощи тем крестьянам, которые вышли из общины и образовали соб­ственные хозяйства. П. А. Столыпин был твердо убежден, что, благодаря закону 9 но­ября 1906 г. и энергичной деятельности главноуправляющего земледелием и земле­устройством А. В. Кривошеина, а также значительной помощи со стороны земств, стало возможным не только сильно увеличить площадь крестьянских хозяйств, но также поднять урожайность крестьянских полей с 30—35 пудов с десятины в среднем до 55 пудов с десятины. Средний ежегодный сбор всех хлебов поднялся с 2,5 милли­арда пудов до 4 миллиардов пудов. При очень значительном повышении вывоза за границу одновременно значительно возросло потребление хлеба на душу населения, несмотря на быстрый прирост населения. Главное управление земледелия и земле­устройства должно продолжать политику развития крестьянских хозяйств в духе за­кона 9 ноября 1906 г. и принять еще более энергичные меры к тому, чтобы в полном контакте со всеми земствами не только увеличить площадь крестьянских хозяйств, но и повысить урожайность путем значительного увеличения агрономической помо­щи крестьянским хозяйствам.


Находящийся в ведении Главного управления земледелия и землеустройства Переселенческий отдел П. А. Столыпин имел в виду в будущем выделить в особое само­стоятельное министерство по переселению.

е) Государственный банк.

Имперский банк в Германии играет исключительно большую роль в развитии кредитных операций в отношении промышленности, сельского хозяйства, а также внут­ренней и внешней торговли. К большому сожалению, в этом отношении Государствен­ный банк в России очень и очень отстает. При реорганизации Государственный банк, по­добно Английскому, должен быть разделен на два департамента: первый должен быть чи­сто эмиссионным, для выпуска кредитных билетов под обеспечение золота, валюты и обязательств Государственного казначейства.

Второй департамент должен быть исключительно кредитным, т. е. вести все те операции, которые ведут во всех государствах Европы все крупные коммерческие банки. Имперский банк в Германии на сравнительно небольшой территории имеет около 500 отделений. Наш Государственный банк на территории, во много раз большей, имеет все­го лишь приблизительно около 100 отделений. Отделения кредитного департамента дол­жны быть на всей территории России открыты не только во всех губернских и уездных городах, но и в тех местечках, где заметно развитие торговли и промышленности. Отде­ления кредитного департамента должны выполнять по всей территории финансовые операции с таким расчетом, чтобы его операции по возможности превышали таковые частных коммерческих банков. Отделения кредитного департамента должны содейство­вать расширению промышленности, сельского хозяйства и торговли путем открытия больших кредитов на условиях более льготных по сравнению с частными коммерчески­ми банками.

Во главе кредитного департамента Государственного банка должен быть не чи­новник-бюрократ, а выдающийся финансовый и банковский деятель, также и в отделени­ях кредитного департамента должны быть не чиновники, а финансовые банковские дея­тели. Россия не бедна способными и даровитыми торговыми, промышленными, финан­совыми и банковскими специалистами. Способные и деятельные специалисты по финан­совой и банковской отрасли предпочитали устраиваться не в Государственном банке, а в частных коммерческих банках, где вознаграждение бывает в 5—10 раз больше, чем в Го­сударственном банке.

ж) Государственный контроль.

Интересы государства требуют правильного контроля всех сумм, расходуемых по государственному бюджету, а между тем как в центре, так и во всех губерниях все чи­новники строго придерживаются правил, созданных чуть ли не 100 лет тому назад; поэ­тому чиновники на местах заботились не о том, чтобы тщательно проконтролировать де­ятельность учреждений или отдельных подотчетных лиц, а лишь соблюсти правила, ука­занные устаревшим законом. В соответствии с этим Государственный контроль должен оазработать и представить через Совет Министров в законодательные учреждения те ус­ловия, которые давали бы уверенность в том, что соблюдены не только все счетные и бухгалтерские правила, но и сама проверка должна быть произведена таким образом, чтобы не могло быть злоупотреблений в отношении сумм, расходуемых по государствен­ному бюджету.

з) Военное министерство.

Еще в 1909 г., во время осложнений с иностранными державами по поводу ан­нексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, П. А. Столыпин, как Председатель Со­вета Министров, имел возможность довольно близко ознакомиться с Военным мини­стерством и с положением в армии; ознакомившись с состоянием нашей армии, он настаивал


перед Государем согласиться на эту аннексию, ибо в противном случае война между Россией, с одной стороны, Австро-Венгрией и Германией — с другой стороны, явилась бы неизбежной и в силу неподготовленности нашей армии к войне легко могли бы наступить те осложнения, которые привели бы Россию к революции и даже круше­нию Монархии.

Поэтому П. А. Столыпин считал необходимым, чтобы Военное министерство представило бы в Совет Министров план той полной реорганизации нашей армии, и в особенности снабжения армии вооружениями, при которых, в случае войны с централь­ными державами, победа за Россией была бы обеспечена. Военное министерство обяза­но выяснить состояние положения армий центральных держав и в соответствии с этим добиться того, чтобы наша армия была бы снаряжена всеми боевыми снаряжениями вы­ше, чем все вместе взятые Германия и Австро-Венгрия.

Военное министерство обязано принять срочные меры по соглашению с мини­стром путей сообщения к проведению всех необходимых стратегических дорог на слу­чай войны с центральными державами. Командный состав должен быть на той высоте, при которой не могло бы иметь места в выступлениях членов Государственной думы (возможно, неправильное изложение.— Г. С), а именно: А. И. Гучков с трибуны Думы, в присутствии Военного министра Редигера, указывал, что в силу неподготовленности на­шей армии Россия вынуждена была уступить Австро-Венгрии, при ультимативной под­держке Германии, в вопросе об аннексии Боснии и Герцеговины. П. А. Столыпин считал недопустимым, чтобы и те сравнительно небольшие ассигнования, которые были прове­дены по государственному бюджету на предмет укрепления военного положения нашей армии, не были вовремя использованы Военным министерством.

и) Морское министерство.

После тяжелого поражения русского военного флота во время войны 1904— 1905 гг. с Японией было сделано сравнительно много в смысле увеличения боевых сил, но все это, по сравнению с боевой готовностью военного флота таких государств, как Ан­глия, Германия, Япония и др., по мнению Столыпина, являлось более чем недостаточ­ным. Крайне необходимы не только значительно более крупные ассигнования по госу­дарственному бюджету, но и производство для этой цели внутренних займов.

й) Военное интендантство.

Во время войны 1904—1905 гг., так в особенности во время всех позорных про­цессов против интендантов, выявилась настоятельная необходимость в серьезных ре­формах по интендантскому ведомству. Одной из причин позорного взяточничества со стороны интендантских чиновников были, бесспорно, очень низкие оклады содержа­ния их. Необходим прежде всего пересмотр всех окладов содержания чиновников ин­тендантства, в смысле увеличения их, что может способствовать привлечению в интен­дантское ведомство более культурных и более добросовестных лиц. Крайне необходи­мо, чтобы в дальнейшем снабжение армии всем необходимым было бы передано губер­нским земствам. При содействии третьего элемента губернских земств, в полном кон­такте с Военным интендантством, дело снабжения армии может быть поставлено на должную высоту.

На протяжении 47 лет существования в России земства жизнь показала, что в земствах, точно так же как и в судебных органах, взяточничество не имело места; вместе с тем земства, при полном содействии кооперации и касс мелкого кредита, смогут пере­дать значительную часть снабжения армии кустарным артелям.

к) Министерство юстиции.

Судебные учреждения, благодаря реформам Государя Александра Второго, по­казали исключительно много положительного, но в силу очень незначительных окладов


наших следователей, товарищей прокуроров, судейского персонала, судебных палат со­здалось то положение, что наиболее талантливые и способные судебные деятели часто переходят в адвокатуру, где заработки во много раз превышают оклады содержания чи­нов судебного ведомства. При реорганизации государственного управления и тем самым при очень значительном увеличении государственного бюджета должны быть очень зна­чительно увеличены оклады содержания всех чинов судебного ведомства, после чего, на­до надеяться, не будет уже такого бегства в адвокатуру среди наиболее способных судеб­ных деятелей.

л) Министерство внутренних дел.

Занимая на протяжении 5 лет пост министра внутренних дел, П. А. Столыпин ясно видел, что в его министерстве, так же как и в других министерствах, есть целый ряд недостатков. Его министерство является сложным аппаратом, ответственным за поря­док внутри огромной Российской империи. При реорганизации государственного управ­ления в Министерстве внутренних дел должно остаться лишь то, что относится непо­средственно к охране государства внутри страны и к наблюдению и руководству полити­ческой жизни населения. Значительная часть народов России в культурном отношении очень отстала и легко поддается пропаганде со стороны тех внутренних врагов России, которые все время стремятся как к крушению Монархии, так и к свержению существую­щего государственного строя.

Министерство внутренних дел должно нести абсолютно полную ответствен­ность за какие-либо происходящие внутри страны беспорядки; хотя еврейские погромы, которые имели место в прошлые годы, и пресекались на местах чинами полиции, тем не менее Министерство внутренних дел обязано принимать особенно суровые меры к недо­пущению каких-либо погромов или вообще беспорядков.

Все дела, связанные непосредственно с интересами населения, как, например, продовольственный вопрос и многие другие, которые находятся на местах в учреждени­ях Министерства внутренних дел, должны быть переданы земствам.

Все дела, связанные с органами местных самоуправлений и находящиеся в ве­лении Министерства внутренних дел, по отделу местного хозяйства, должны быть пе­реданы Министерству местных самоуправлений. Министерство внутренних дел будет иметь больше возможности посвятить свое внимание охране порядка внутри государ­ства.

В отношении целого ряда учреждений Министерства внутренних дел на мес­тах, в особенности полиции, необходимо обратить особое внимание на значительное улучшение в культурном отношении ее личного состава. Но все это возможно лишь по­сле того, когда, в связи с преобразованием государственного управления и проведения в жизнь во много раз увеличенного государственного бюджета, оклады полицейских чи­нов будут настолько увеличены, что явится возможность предоставлять места ответст­венных чинов полиции интеллигентным лицам с высшим образованием и в крайнем слу­чае со средним образованием. Необходимо увеличить оклады содержания младших чи­нов полиции, дабы не было оправдания в получении взяток ввиду недостаточного полу­чаемого ими содержания.

Отношение полицейских чинов ко всем слоям населения должно быть кор­ректное и внимательное. Взяточничество должно быть преследуемо в уголовном по­рядке.

м) Ведомство Управления государственными имуществами.

В распоряжении государства имеется много лесов и земель; хотя значительная часть этих земель уже передана крестьянам, но все же крайне необходимо, чтобы в деле передачи государственных земель крестьянским хозяйствам были бы приняты еще более


энергичные меры. Кроме того, среди земель, принадлежащих государству, имеется много таких, которые пока невозможно использовать для земледелия. Необходимо при содействии научных, агрономических и технических сил государства и земств найти пу­ти, которые дали бы возможность использовать эти земли в интересах земледелия. В распоряжении государства имеется много лесов, не использованных для эксплуатации, в то время как ценность их очень велика; необходимо использовать эти богатства — пу­тем предоставления концессии частным предпринимателям и проведения необходи­мых железных дорог. Одновременно с разработкой и эксплуатацией лесов необходимо создать там же, на местах, промышленность, могущую дать государству целый ряд изде­лий, для которых в виде сырья могли быть использованы лесные материалы. Но все это, конечно, со стороны Управления государственными имуществами требует, при помощи специалистов государства и земств, тщательного и внимательного изучения и исследо­вания.

н) Управление Удельного ведомства.

Земли и леса Удельного ведомства находятся почти в таком же положении, как земли и леса, принадлежащие государству; хотя по желанию Государя уже много земель, находившихся в ведении Удельного ведомства, передано для удовлетворения земельных нужд крестьянских хозяйств, но Государь неоднократно высказывал свое пожелание о принятии мер и в дальнейшем для дополнительной передачи крестьянам земель Удель­ного ведомства. Вместе с тем леса этого ведомства должны быть использованы на таких же началах, как и в Управлении государственными имуществами.

о) Министерство иностранных дел.

Правительство каждого государства в своей внутренней политике обязано счи­таться не только с общим международным положением, но и с отношением к нему от­дельных государств.

Министр иностранных дел России докладывал Государю как об общем междуна­родном положении, так равно и об отношении к России со стороны того или иного госу­дарства.

Вместе с тем Министр иностранных дел не обязан был ставить в известность о своих докладах Государю ни Совет Министров, ни его Председателя.

В связи с намеченным новым положением о Совете Министров П. А. Столыпин имел в виду, в целях общего согласования внутренней и внешней политики правительст­ва, установить порядок, при котором министр иностранных дел обязан бы осведомлять Председателя Совета Министров как об общем международном положении, так равно и об отношении к России со стороны отдельных государств.

п) Совет Министров.

П. А. Столыпин, принимая во внимание только лишь благо России и всех наро­дов, ее населяющих, не мог не думать о составе Совета Министров; как Председатель Со­вета Министров, он, естественно, видел все те недостатки, что имели место в составе ми­нистров.

Россия является не только очень большим государством, но и состоящим из многих народностей. Чтобы Монархия была сохранена, а Россия осталась бы не только великой, но единой и неделимой, П. А. Столыпин считал необходимым спокойно и ра­зумно подойти к вопросу о составе Совета Министров.

По мнению П. А. Столыпина, Государь, полностью ответственный перед Гос­подом Богом и своим народом, должен назначить из среды наиболее выдающихся госу­дарственных деятелей Председателя Совета Министров, который, будучи ответствен­ным перед Государем, должен пригласить всех необходимых министров и представить их для утверждения Государю. Конечно, если Государь не утвердит кого-либо из министров,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: