5) Должен быть установлен прогрессивный подоходный налог с таким расчетом, чтобы малоимущие классы были бы по возможности совершенно освобождены от всяких налогов. Главная тяжесть прогрессивного налога должна, естественно, падать на наиболее зажиточный класс и на крупную промышленность; чем выше доходность отдельных лиц или предприятий, тем, естественно, проценты прогрессивного налога должны быть более повышены.
6) Для установления базы во всех министерствах при определении сумм на содержание всех служащих как в самом министерстве, так равно и в разных учреждениях на местах при Министерстве финансов должна быть образована особая комиссия из выдающихся специалистов-финансистов, которая должна установить минимальную оплату труда, представляющую собою прожиточный минимум для семьи из 3 лиц; если же семья состоит более чем из 3 лиц, то должна быть установлена дополнительная плата для каждого дополнительного члена семьи. Исходя из прожиточного минимума должны быть установлены оклады для более высоко оплачиваемых чиновников. Установленные такой комиссией Министерства финансов оклады чиновников дадут возможность каждому министерству точно определить сумму, потребную для оплаты чиновников как в центре, так равно и на местах. Такие же нормы оплаты труда той же комиссией должны быть установлены как для служащих местных самоуправлений, так и для рабочих в промышленности и в сельском хозяйстве. Повышение окладов для лиц с высшей нормой оплаты труда должно быть проведено на первое время с большой осторожностью, чтобы не осложнять финансового положения государства. При исчислении прожиточного
минимума комиссия должна принять во внимание последующее увеличение стоимости жизни, так как в связи с увеличением заработной платы рабочим и увеличением налогов по производству, естественно, должна увеличиться стоимость всех предметов и продуктов, употребляемых населением. Приняв во внимание новые оклады, установленные комиссией при Министерстве финансов, все министерства составят свои сметы для включения в общую сумму государственного бюджета. Министерство финансов, после выяснения общей суммы расходов по государственному бюджету, должно приступить к составлению сметы доходов по государственному бюджету. Прежде всего должны быть значительно увеличены прямые налоги на недвижимые имущества в связи с новой переоценкой и определением действительной ценности и доходности недвижимых иму-ществ; разница между общей суммой доходов по отдельным министерствам должна быть покрыта суммой косвенных налогов и неокладных сборов в виде акциза, налога с оборота по производству и пр. и пр.
7) Увеличение расходов по содержанию железнодорожных служащих должно быть покрыто за счет увеличения железнодорожного тарифа.
8) Увеличение расходов по содержанию почтово-телеграфных служащих должно быть покрыто за счет увеличения железнодорожного тарифа.
9) В связи с намеченным обследованием, использованием и эксплуатацией
богатств недр земли должны быть произведены необходимые займы. Специальная ко
миссия при Министерстве финансов, состоящая из выдающихся специалистов по фи
нансовым вопросам, должна разработать проект в отношении как внутренних, так и
внешних займов; заключение займов крайне необходимо, с одной стороны, для обсле
дования использования и эксплуатации богатств недр земли — России, а с другой сто
роны — для производства целого ряда тех расходов, которые на протяжении несколь
ких лет на первое время трудно будет провести в порядке государственного и земских
бюджетов.
б) Министерство народного просвещения.
Население в России в те годы по сравнению с населением других больших государств, вне всякого сомнения, являлось недостаточно культурным. Если в отношении низших учебных заведений, так называемых земских школ, за последние годы, начиная в особенности с 1908 г., было сделано, бесспорно, сравнительно много и Министерство народного просвещения ежегодно вносит по государственному бюджету необходимые суммы, в виде субсидий, на постройку и содержание земских школ и согласно плану школьной сети в России, все дети школьного возраста должны получить бесплатно минимальное образование, то в отношении среднего, и в особенности высшего образования чувствуется исключительно большой недостаток.
Министерством народного просвещения должны быть приняты энергичные меры, в полном контакте с местными самоуправлениями, для значительного увеличения средних и высших учебных заведений; организация и создание большого количества средних и высших учебных заведений должна заключаться не только в ассигновании необходимых сумм по государственному бюджету, но и в принятии Министерством народного просвещения мер к тому, чтобы в срочном порядке подготовить необходимый персонал в виде преподавателей средних учебных заведений и в особенности профессоров для высших учебных заведений; для этого необходимо, чтобы при каждом из существующих университетов и других высших учебных заведений число стипендиатов для подготовки к профессорскому званию увеличить в 10—12 раз, для того чтобы подготовить профессоров, которые смогли бы читать лекции во вновь устраиваемых губернскими земствами высших учебных заведениях.
Министерство народного просвещения в полном контакте со всеми земствами должно также принять все меры к тому, чтобы в течение 20—25 лет, т. е. приблизительно к 1933—1938 гг., число средних учебных заведений на всей территории России было бы около 5000, а число высших учебных заведений 1000—1500. Плата за право учения как в средних, так и в высших учебных заведениях должна быть такова, чтобы и малоимущие классы имели бы возможность дать своим детям минимум среднее, а по возможности и высшее образование. Также Министерство народного просвещения, в полном контакте с другими министерствами, должно организовать академию для подготовки лиц, необходимых для занятия ими ответственных мест в разных министерствах; занятие в такой академии должно продолжаться от 2 до 3 лет. Студентами такой академии могут быть только лишь те, кто с отличием по первому разряду окончили высшее учебное заведение и во все время прохождения курса в высшем учебном заведении проявили себя как наиболее способные и выдающиеся. Необходимо также, чтобы каждый кандидат знал не менее двух иностранных языков.
В отделение академии по подготовке ответственных чиновников для Министерства народного просвещения должны приниматься лица, окончившие университет по историко-филологическому или физико-математическому факультету.
В отделение академии по Министерству земледелия — лица, окончившие Петровско-Разумовскую академию или же аналогичное высшее учебное заведение.
В отделение академии по Военному министерству — лица, окончившие специальное высшее морское заведение.
В отделение академии по Министерству путей сообщения — лица, окончившие институт путей сообщения или аналогичное учебное заведение.
В отделение академии по Министерству изыскания и использования богатств недр земли — лица, окончившие горный или технологический институт.
В отделение академии по Министерству юстиции — лица, окончившие юридический факультет университета или аналогичное высшее учебное заведение.
В отделение академии по Министерству финансов, по Государственному банку, Государственному контролю и по Министерству торговли и промышленности — лица, окончившие коммерческий институт или экономическое отделение Петербургского политехникума.
В отделение академии по Министерству иностранных дел — лица, окончившие специальные высшие учебные заведения.
В отделение академии по Министерствам труда, национальностей, социального обеспечения, местных самоуправлений, внутренних дел — лица, окончившие юридический факультет университета или же аналогичное высшее учебное заведение.
В отделение академии по Министерству исповеданий — лица, окончившие духовные академии.
После осуществления идеи об академиях явится возможность предоставлять ответственные места в министерствах именно достойным лицам, могущим занимать таковые в соответствующих министерствах.
в) Министерство путей сообщения.
Пути сообщения в России, в особенности шоссейные и грунтовые дороги, находятся в более чем неудовлетворительном состоянии. Главная причина такого печального явления — это недостаток сумм, ассигнованных как по государственному, так в особенности по земским бюджетам. Помимо всех неудобств путешествия по дорогам России такое состояние дорог может представлять собою большую опасность во время войны при передвижении войск и всего необходимого для снабжения армии. Большим минусом является также недостаточное число железнодорожных путей сообщения на
такой огромной территории, как Россия. Недостаток железных дорог лишает государство возможности использовать все те богатства, что имеются как в недрах земли, так равно и на земле; каждая новая железнодорожная сеть, естественно, будет способствовать в экономическом отношении обогащению как государства, так и самого населения. Невольно бросается в глаза большая разница в ценах на продукты первой необходимости, как хлеб, масло, мясо, молоко и др. продукты продовольствия между районами, где железнодорожное сообщение находится в более или менее удовлетворительном положении, и районами, где совершенно отсутствует железнодорожное или хотя бы находящееся в удовлетворительном состоянии шоссейное сообщение. Тяжелое и безотрадное впечатление производят наши пути сообщения на всех тех лиц, которые имели возможность ознакомиться с путями сообщения в Западной Европе, в особенности в Германии. Необходимы не только очень крупные ассигнования по государственному, и в особенности по земским бюджетам, но и производство больших займов как внешних, так и внутренних. Западные державы, которые во много, много раз беднее нашего Русского государства, в состоянии были найти правильные пути для большого развития железнодорожной сети и постройки хороших дорог для всех видов передвижения по ним.
В России большинство шоссейных дорог, а в особенности земских грунтовых дорог таково, что ездить по ним, даже в экипажах, на лошадях, исключительно трудно. Граф С. Ю. Витте в свое время обратил внимание на плохое состояние дорог и тогда, в законодательном порядке, провел освобождение земских бюджетов от целого ряда обязательных расходов, с тем чтобы освободившиеся суммы были ассигнованы на образование дорожного капитала, для постройки и содержания земских дорог, но эти суммы были настолько сравнительно ничтожны, что, конечно, почти никакого улучшения в состоянии земских дорог не получилось.
В будущем, при реорганизации государственного управления России, при производстве значительных внешних и внутренних займов и при составлении государственного и в особенности земских бюджетов, должны быть ассигнованы настолько большие суммы, чтобы через 15—20 лет, т. е. приблизительно к 1930 г., как железнодорожная сеть, так равно и шоссейные дороги по всей территории России, в особенности ее европейской части, не должны уступать дорогам центральных держав.
Министерством путей сообщения не позже 1912 г. должен быть разработан на период 1913—1930 гг. общий план по сооружению железнодорожных и шоссейных путей сообщения. Все железнодорожные и шоссейные дороги, соединяющие несколько губерний, а также дороги, имеющие стратегическое значение, должны быть отнесены на счет государственного бюджета. Все сооружения шоссейных, грунтовых и по возможности железнодорожных путей сообщения и их содержание в пределах каждой губернии должны быть отнесены насчет земских бюджетов. Министерство путей сообщения должно также обратить серьезное внимание на все водные пути. В Министерстве путей сообщения имеется целый ряд проектов по постройке каналов, при сооружении которых явится возможность соединить не только реки, но и моря; но все эти проекты, из-за нежелания министра финансов В. Н. Коковцова найти необходимые источники, остаются без всякого движения.
Государственный бюджет России, принимая во внимание ее территорию и все ее природные богатства, при желании давным-давно мог бы быть доведен до такой суммы, при которой явилась бы полная возможность как проведения всех необходимых путей сообщений, так и использования всех богатств России, а также удовлетворения экономических и культурных нужд в интересах как населения, так и самого государства.
Министерство путей сообщения не должно препятствовать тем предпринимателям, которые на концессионных условиях согласны взять на себя сооружение железных дорог.
г) Министерство торговли и промышленности.
Ни одно из государств не располагает таким количеством всех видов сырья, необходимого для развития промышленности, как Россия. Вместе с тем если сравнить промышленность таких государств, как Германия, Австро-Венгрия, Англия и др., то получается более чем грустная картина; столь слабое развитие промышленности, в особенности металлургической и машиностроительной, по мнению П. А. Столыпина, является следствием, с одной стороны, режима экономии, проводимого Министерством финансов, а с другой стороны, ограничением прав в отношении евреев.
Нельзя отрицать того факта, что евреи являются способными финансистами и коммерсантами. В центральных державах промышленность и торговля, банковые операции широко развиты в силу предоставления евреям всех прав; вот почему П. А. Столыпин очень надеялся на то, что, как только в России будут отменены все ограничения в отношении евреев, появится возможность образовать большое число новых акционерных предприятий и таким образом промышленность России сразу же начнет широко развиваться. По мере развития в России промышленности появится спрос на большое количество рабочих и целый ряд сельских рабочих в сельском хозяйстве, получающих ничтожное вознаграждение, смогут улучшить свое материальное положение, работая в промышленности, где плата всегда была выше, чем в сельском хозяйстве; кроме того, все работающие в промышленности будут опекаемы земствами и Министерствами труда, социального обеспечения и торговли и промышленности. Бесспорный также факт, что всякое развитие отечественной промышленности дает возможность уменьшить импорт и тем самым сократить отлив золота и валюты за границу и одновременно увеличить наш экспорт и тем самым увеличить прилив золота и валюты из-за границы.
д) Министерство земледелия — Главное управление земледелия и землеустройства.
В полном контакте со всеми земствами и Крестьянским банком, Министерство земледелия, по предполагавшемуся плану реорганизации, должно все время стремиться к расширению земельной площади для крестьянских хозяйств. Одновременно Министерство земледелия должно сильно увеличить ассигнования по Государственному бюджету в виде пособий земствам для оказания самой широкой агрономической помощи тем крестьянам, которые вышли из общины и образовали собственные хозяйства. П. А. Столыпин был твердо убежден, что, благодаря закону 9 ноября 1906 г. и энергичной деятельности главноуправляющего земледелием и землеустройством А. В. Кривошеина, а также значительной помощи со стороны земств, стало возможным не только сильно увеличить площадь крестьянских хозяйств, но также поднять урожайность крестьянских полей с 30—35 пудов с десятины в среднем до 55 пудов с десятины. Средний ежегодный сбор всех хлебов поднялся с 2,5 миллиарда пудов до 4 миллиардов пудов. При очень значительном повышении вывоза за границу одновременно значительно возросло потребление хлеба на душу населения, несмотря на быстрый прирост населения. Главное управление земледелия и землеустройства должно продолжать политику развития крестьянских хозяйств в духе закона 9 ноября 1906 г. и принять еще более энергичные меры к тому, чтобы в полном контакте со всеми земствами не только увеличить площадь крестьянских хозяйств, но и повысить урожайность путем значительного увеличения агрономической помощи крестьянским хозяйствам.
Находящийся в ведении Главного управления земледелия и землеустройства Переселенческий отдел П. А. Столыпин имел в виду в будущем выделить в особое самостоятельное министерство по переселению.
е) Государственный банк.
Имперский банк в Германии играет исключительно большую роль в развитии кредитных операций в отношении промышленности, сельского хозяйства, а также внутренней и внешней торговли. К большому сожалению, в этом отношении Государственный банк в России очень и очень отстает. При реорганизации Государственный банк, подобно Английскому, должен быть разделен на два департамента: первый должен быть чисто эмиссионным, для выпуска кредитных билетов под обеспечение золота, валюты и обязательств Государственного казначейства.
Второй департамент должен быть исключительно кредитным, т. е. вести все те операции, которые ведут во всех государствах Европы все крупные коммерческие банки. Имперский банк в Германии на сравнительно небольшой территории имеет около 500 отделений. Наш Государственный банк на территории, во много раз большей, имеет всего лишь приблизительно около 100 отделений. Отделения кредитного департамента должны быть на всей территории России открыты не только во всех губернских и уездных городах, но и в тех местечках, где заметно развитие торговли и промышленности. Отделения кредитного департамента должны выполнять по всей территории финансовые операции с таким расчетом, чтобы его операции по возможности превышали таковые частных коммерческих банков. Отделения кредитного департамента должны содействовать расширению промышленности, сельского хозяйства и торговли путем открытия больших кредитов на условиях более льготных по сравнению с частными коммерческими банками.
Во главе кредитного департамента Государственного банка должен быть не чиновник-бюрократ, а выдающийся финансовый и банковский деятель, также и в отделениях кредитного департамента должны быть не чиновники, а финансовые банковские деятели. Россия не бедна способными и даровитыми торговыми, промышленными, финансовыми и банковскими специалистами. Способные и деятельные специалисты по финансовой и банковской отрасли предпочитали устраиваться не в Государственном банке, а в частных коммерческих банках, где вознаграждение бывает в 5—10 раз больше, чем в Государственном банке.
ж) Государственный контроль.
Интересы государства требуют правильного контроля всех сумм, расходуемых по государственному бюджету, а между тем как в центре, так и во всех губерниях все чиновники строго придерживаются правил, созданных чуть ли не 100 лет тому назад; поэтому чиновники на местах заботились не о том, чтобы тщательно проконтролировать деятельность учреждений или отдельных подотчетных лиц, а лишь соблюсти правила, указанные устаревшим законом. В соответствии с этим Государственный контроль должен оазработать и представить через Совет Министров в законодательные учреждения те условия, которые давали бы уверенность в том, что соблюдены не только все счетные и бухгалтерские правила, но и сама проверка должна быть произведена таким образом, чтобы не могло быть злоупотреблений в отношении сумм, расходуемых по государственному бюджету.
з) Военное министерство.
Еще в 1909 г., во время осложнений с иностранными державами по поводу аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, П. А. Столыпин, как Председатель Совета Министров, имел возможность довольно близко ознакомиться с Военным министерством и с положением в армии; ознакомившись с состоянием нашей армии, он настаивал
перед Государем согласиться на эту аннексию, ибо в противном случае война между Россией, с одной стороны, Австро-Венгрией и Германией — с другой стороны, явилась бы неизбежной и в силу неподготовленности нашей армии к войне легко могли бы наступить те осложнения, которые привели бы Россию к революции и даже крушению Монархии.
Поэтому П. А. Столыпин считал необходимым, чтобы Военное министерство представило бы в Совет Министров план той полной реорганизации нашей армии, и в особенности снабжения армии вооружениями, при которых, в случае войны с центральными державами, победа за Россией была бы обеспечена. Военное министерство обязано выяснить состояние положения армий центральных держав и в соответствии с этим добиться того, чтобы наша армия была бы снаряжена всеми боевыми снаряжениями выше, чем все вместе взятые Германия и Австро-Венгрия.
Военное министерство обязано принять срочные меры по соглашению с министром путей сообщения к проведению всех необходимых стратегических дорог на случай войны с центральными державами. Командный состав должен быть на той высоте, при которой не могло бы иметь места в выступлениях членов Государственной думы (возможно, неправильное изложение.— Г. С), а именно: А. И. Гучков с трибуны Думы, в присутствии Военного министра Редигера, указывал, что в силу неподготовленности нашей армии Россия вынуждена была уступить Австро-Венгрии, при ультимативной поддержке Германии, в вопросе об аннексии Боснии и Герцеговины. П. А. Столыпин считал недопустимым, чтобы и те сравнительно небольшие ассигнования, которые были проведены по государственному бюджету на предмет укрепления военного положения нашей армии, не были вовремя использованы Военным министерством.
и) Морское министерство.
После тяжелого поражения русского военного флота во время войны 1904— 1905 гг. с Японией было сделано сравнительно много в смысле увеличения боевых сил, но все это, по сравнению с боевой готовностью военного флота таких государств, как Англия, Германия, Япония и др., по мнению Столыпина, являлось более чем недостаточным. Крайне необходимы не только значительно более крупные ассигнования по государственному бюджету, но и производство для этой цели внутренних займов.
й) Военное интендантство.
Во время войны 1904—1905 гг., так в особенности во время всех позорных процессов против интендантов, выявилась настоятельная необходимость в серьезных реформах по интендантскому ведомству. Одной из причин позорного взяточничества со стороны интендантских чиновников были, бесспорно, очень низкие оклады содержания их. Необходим прежде всего пересмотр всех окладов содержания чиновников интендантства, в смысле увеличения их, что может способствовать привлечению в интендантское ведомство более культурных и более добросовестных лиц. Крайне необходимо, чтобы в дальнейшем снабжение армии всем необходимым было бы передано губернским земствам. При содействии третьего элемента губернских земств, в полном контакте с Военным интендантством, дело снабжения армии может быть поставлено на должную высоту.
На протяжении 47 лет существования в России земства жизнь показала, что в земствах, точно так же как и в судебных органах, взяточничество не имело места; вместе с тем земства, при полном содействии кооперации и касс мелкого кредита, смогут передать значительную часть снабжения армии кустарным артелям.
к) Министерство юстиции.
Судебные учреждения, благодаря реформам Государя Александра Второго, показали исключительно много положительного, но в силу очень незначительных окладов
наших следователей, товарищей прокуроров, судейского персонала, судебных палат создалось то положение, что наиболее талантливые и способные судебные деятели часто переходят в адвокатуру, где заработки во много раз превышают оклады содержания чинов судебного ведомства. При реорганизации государственного управления и тем самым при очень значительном увеличении государственного бюджета должны быть очень значительно увеличены оклады содержания всех чинов судебного ведомства, после чего, надо надеяться, не будет уже такого бегства в адвокатуру среди наиболее способных судебных деятелей.
л) Министерство внутренних дел.
Занимая на протяжении 5 лет пост министра внутренних дел, П. А. Столыпин ясно видел, что в его министерстве, так же как и в других министерствах, есть целый ряд недостатков. Его министерство является сложным аппаратом, ответственным за порядок внутри огромной Российской империи. При реорганизации государственного управления в Министерстве внутренних дел должно остаться лишь то, что относится непосредственно к охране государства внутри страны и к наблюдению и руководству политической жизни населения. Значительная часть народов России в культурном отношении очень отстала и легко поддается пропаганде со стороны тех внутренних врагов России, которые все время стремятся как к крушению Монархии, так и к свержению существующего государственного строя.
Министерство внутренних дел должно нести абсолютно полную ответственность за какие-либо происходящие внутри страны беспорядки; хотя еврейские погромы, которые имели место в прошлые годы, и пресекались на местах чинами полиции, тем не менее Министерство внутренних дел обязано принимать особенно суровые меры к недопущению каких-либо погромов или вообще беспорядков.
Все дела, связанные непосредственно с интересами населения, как, например, продовольственный вопрос и многие другие, которые находятся на местах в учреждениях Министерства внутренних дел, должны быть переданы земствам.
Все дела, связанные с органами местных самоуправлений и находящиеся в велении Министерства внутренних дел, по отделу местного хозяйства, должны быть переданы Министерству местных самоуправлений. Министерство внутренних дел будет иметь больше возможности посвятить свое внимание охране порядка внутри государства.
В отношении целого ряда учреждений Министерства внутренних дел на местах, в особенности полиции, необходимо обратить особое внимание на значительное улучшение в культурном отношении ее личного состава. Но все это возможно лишь после того, когда, в связи с преобразованием государственного управления и проведения в жизнь во много раз увеличенного государственного бюджета, оклады полицейских чинов будут настолько увеличены, что явится возможность предоставлять места ответственных чинов полиции интеллигентным лицам с высшим образованием и в крайнем случае со средним образованием. Необходимо увеличить оклады содержания младших чинов полиции, дабы не было оправдания в получении взяток ввиду недостаточного получаемого ими содержания.
Отношение полицейских чинов ко всем слоям населения должно быть корректное и внимательное. Взяточничество должно быть преследуемо в уголовном порядке.
м) Ведомство Управления государственными имуществами.
В распоряжении государства имеется много лесов и земель; хотя значительная часть этих земель уже передана крестьянам, но все же крайне необходимо, чтобы в деле передачи государственных земель крестьянским хозяйствам были бы приняты еще более
энергичные меры. Кроме того, среди земель, принадлежащих государству, имеется много таких, которые пока невозможно использовать для земледелия. Необходимо при содействии научных, агрономических и технических сил государства и земств найти пути, которые дали бы возможность использовать эти земли в интересах земледелия. В распоряжении государства имеется много лесов, не использованных для эксплуатации, в то время как ценность их очень велика; необходимо использовать эти богатства — путем предоставления концессии частным предпринимателям и проведения необходимых железных дорог. Одновременно с разработкой и эксплуатацией лесов необходимо создать там же, на местах, промышленность, могущую дать государству целый ряд изделий, для которых в виде сырья могли быть использованы лесные материалы. Но все это, конечно, со стороны Управления государственными имуществами требует, при помощи специалистов государства и земств, тщательного и внимательного изучения и исследования.
н) Управление Удельного ведомства.
Земли и леса Удельного ведомства находятся почти в таком же положении, как земли и леса, принадлежащие государству; хотя по желанию Государя уже много земель, находившихся в ведении Удельного ведомства, передано для удовлетворения земельных нужд крестьянских хозяйств, но Государь неоднократно высказывал свое пожелание о принятии мер и в дальнейшем для дополнительной передачи крестьянам земель Удельного ведомства. Вместе с тем леса этого ведомства должны быть использованы на таких же началах, как и в Управлении государственными имуществами.
о) Министерство иностранных дел.
Правительство каждого государства в своей внутренней политике обязано считаться не только с общим международным положением, но и с отношением к нему отдельных государств.
Министр иностранных дел России докладывал Государю как об общем международном положении, так равно и об отношении к России со стороны того или иного государства.
Вместе с тем Министр иностранных дел не обязан был ставить в известность о своих докладах Государю ни Совет Министров, ни его Председателя.
В связи с намеченным новым положением о Совете Министров П. А. Столыпин имел в виду, в целях общего согласования внутренней и внешней политики правительства, установить порядок, при котором министр иностранных дел обязан бы осведомлять Председателя Совета Министров как об общем международном положении, так равно и об отношении к России со стороны отдельных государств.
п) Совет Министров.
П. А. Столыпин, принимая во внимание только лишь благо России и всех народов, ее населяющих, не мог не думать о составе Совета Министров; как Председатель Совета Министров, он, естественно, видел все те недостатки, что имели место в составе министров.
Россия является не только очень большим государством, но и состоящим из многих народностей. Чтобы Монархия была сохранена, а Россия осталась бы не только великой, но единой и неделимой, П. А. Столыпин считал необходимым спокойно и разумно подойти к вопросу о составе Совета Министров.
По мнению П. А. Столыпина, Государь, полностью ответственный перед Господом Богом и своим народом, должен назначить из среды наиболее выдающихся государственных деятелей Председателя Совета Министров, который, будучи ответственным перед Государем, должен пригласить всех необходимых министров и представить их для утверждения Государю. Конечно, если Государь не утвердит кого-либо из министров,