Ускользание из отношений




Нарцисс страстно нуждается в близких, принимающих от­ношениях, тех, что ему так и не удалось выстроить с его соб­ственными родителями. Он часто неудержимо стремится к слиянию в тайной и безуспешной надежде заиметь собствен­ное Я через слияние с другим, при этом одновременно у него присутствует страх того, что его Я при слиянии будет поглоще­но другим и исчезнет. Он никогда не способен открыться до конца, довериться, и понятно почему: в детстве, когда он был так открыт и незащищен, его ранили осуждения и критика его родителей, его Я было субъективно уничтожено невниманием, игнорированием, унижением. Для него довериться — значит, подвергнуть себя колоссальному риску, и потому нарцисс ско­рее ищет тех, кто может слиться с ним, он же всегда на страже собственных границ, и слияние с ним всегда иллюзорно.

Истинная близость подразумевает Встречу двух глубо­ких и подлинных Я, но Я нарцисса отчужденно от него само­го, вместо него он ощущает лишь пустоту, и потому Встреча с ним невозможна. Партнер в отношениях догадывается о на­личии подлинного Я нарцисса, и ему очень хочется до него «добраться». Вот почему нарциссы так притягательны. Их пар­тнеры «заинтригованы» невидимым, но где-то присутствую­щим Я, и они старательно «отогревают» замерзшее сердце Кая в бесперспективной надежде на Встречу. Полагаю, что без психотерапии это редко кому удается.

Если нарушения выражены, то отношения в результате ста­новятся разрушительными для обоих. Партнер нарцисса, го­дами отдавая мегатонны любви, заботы, принятия, взамен по­лучает редкие вспышки благодарности, нежности и признания вперемешку с постоянным обесцениванием и недовольством. От постоянной шрапнели несправедливых оценок и коммен­тариев партнер начинает терять силы, угасать, болеть, стареть, устав от родительской роли по обеспечению безусловной люб­ви и принятия. Но партнер никогда не сможет заменить нар­циссу «хорошего» родителя, сколько бы лет ни ушло на безу­словную любовь.

Отчаявшись получить всеобъемлющую любовь, которая так и не способна отогреть обледенелое сердце, ибо она не есть любовь материнская, нарцисс начинает искать хотя бы признания. Для этого ему не нужны близкие отношения, для этого нужны поклонники. Смена поклонников или поклон­ниц — это то, на чем, как правило, и останавливается нарцисс. В какой-то момент он готов поменять любовь на восхищение. Ему как бы становится «достаточно» поклонения. Его под­линное Я уже никого не интересует, до него никто не «дока­пывается», никто не «отогревает», просто восхищается и все. Важно лишь, чтобы поклонников всегда было достаточно, но если они начинают пропадать, то он готов быть с любым, кто восхищается, вне зависимости от того, чем за это ему прихо­дится платить.

Все, о чем я пишу, в сущности лишь платоновское «вос­поминание об идеях», поскольку все это уже описано тысячи лет назад в том самом мифе о Нарциссе в пересказе Овидия, на которого ссылается, например, Паскаль Киньяр:

«К шестнадцати годам Нарцисс стал так красив, что не только молодые девушки, не только юноши, но и нимфы вожделели к нему, особенно та, что звалась Эхо. Но он отвергал их всех. И девушкам, и юношам, и нимфам он предпочитал лесную охоту на оленей. Нимфа Эхо страдала от безответной любви. Любовь эта была столь сильна, что Эхо стала повторять все слова, что говорил ее возлюбленный. Пораженный Нарцисс оглядывался, не понимая, откуда исходит этот голос.

— Coeamus! (Соединимся!) — крикнул он однажды таин­ственному бестелесному голосу, который преследовал его. И таинственный голос ответил:

— Coeamus! (Сольемся в объятии!)

. Очарованная произнесенным словом, нимфа Эхо внезап­но выбежала из чащи. Она бросается к Нарциссу. Она обни­мает его. Но он тотчас бежит прочь. Отвергнутая Эхо возвращается в чащу. Мучимая стыдом, она худеет и тает.

Вскоре от влюбленной нимфы остаются лишь кости да голос. Кости превращаются в скалы. И тогда от нее остается лишь жалобный голос».

Впоследствии Афродита —женщина, возмутившаяся тем, как много и часто ранит Нарцисс окружающих его прекрас­ных нимф, наказывает, в общем-то, и без того совершенно несчастного юношу, неспособного к глубоким и зрелым отно­шениям, заманивая его возможностью узреть собственное Я в отражении ручья.

«Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:

— О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!» [1] [2] .

Так отчаявшийся Нарцисс осознает свою обреченность на вечное страдание вследствие отчужденности от собственного Я, на вечное желание с ним соединиться, вобрать, стать одним целым, стать собой. Вода как символ в юнгианской психологии означает психику, душу, и потому, глядя в воды ручья, юноша желает только одного: смотреть внутрь себя, в тщетной надеж­де себя обнаружить и присвоить.

Становится понятным, что взгляд на мифологического Нар­цисса лишь как на самовлюбленного героя слишком упрощен и не отражает глубины нарушений и страданий легендарного юноши, впрочем, как и бытовой взгляд на современных нар­циссов как на просто заносчивых и эгоистичных людей. Наша задача — понять основу и глубину их страданий и обозначить пути помощи.

Трагедия нарцисса заключается в невозможности узнать и присвоить свое подлинное Я (или сильной затрудненности этого процесса). Отсоединенное от него самого Я создает ощущение пустоты и отсутствия опоры, что рождает в нар­циссе базовую неуверенность и тревогу. Он вынужден опи­раться на оценки внешнего мира, а они все время противо­речивы и постоянно сменяют друг друга. Из этих оценок он стремится слепить свой образ, но он распадается из-за их не­последовательности и тотальной субъективности. Потому он никогда до конца не уверен в себе, не знает, что он может, что представляет собой и имеет ли «право жить с гордо поднятой головой».

Краткая радость нарцисса: победа, триумф, достижение, получение признания. В эти моменты он понимает, что он не просто имеет «право жить», а всесилен, особенно умен, пре­красен, проницателен, что сотворил нечто, что теперь позво­лит ему до конца жизни ощущать себя не просто хорошим, а великим. Радость сильна, но недолга, от нескольких минут до нескольких недель. Затем — сокрушительный обвал и снова сосущая пустота внутри.

Основная боль: сильное, постоянное и глубокое страдание от несовершенства мира — от неточностей, изъянов, оплош­ности, воинствующей глупости, неэстетичности, вульгарности, пошлости, той простоты, что хуже воровства. Гнетущее ощу­щение бессилия от невозможности создать собственный «пра­вильный и справедливый» мир. Ускользание окончательности, трудность в завершении чего-либо, невероятные усилия по на­чинанию чего-либо, страх перемен.

Часто испытываемые чувства

Стыд — как тотальное ощущение собственной плохости, ненужности, никчемности, неценности. «Внутренний критик» нарцисса постоянно на страже, от его критикующего взора не скроется ни одно движение души, ни одно дело, действие, по­ступок. За бездействие, кстати, также следует строгое осужде­ние от этого никогда не дремлющего внутреннего персонажа. «Обвинитель» внутри нарцисса давно завладел практически всем внутренним пространством и вершит свой строгий суд в нарушение всех юридических норм (то есть в обход внутрен­него судьи и адвоката). Когда-то таким обвинителем был кто-то из родителей нарцисса, теперь он отлично справляется и без посторонней помощи, теперь его внутренний критик — надеж­ный и вечный генератор стыда.

Нарцисс привык вытеснять стыд на задворки своего созна­ния, ибо он непереносим, поскольку присутствует постоянно, это даже не фон, а постоянная фигура, сквозь которую он смо­трит на мир. Встреча с психотерапевтом или консультирующим психологом — это неминуемая встреча с собственным стыдом, вот поэтому нарциссы часто долгие годы обходят наши кабине­ты стороной, а если и оказываются в них, то волокут перед со­бой грандиозный щит из своего стыда и злости, защищающих их от ужаса «разоблачения».

Вина — тоже постоянно живущее в нарциссе чувство. При­чем для него характерны все три вида вины. Вина реальная будет его преследовать после того, как его критикующие оценки достиг­нутушей его близких и он столкнется с их не всегда принимающей эти оценки реакцией. Вина невротическая у него присутствует по жизни, поскольку он так и не стал полностью соответствовать ожиданиям своих родителей, да и своим собственным. Вина он­тологическая так же всегда будет в фоне, поскольку, от невозмож­ности соединиться со своим подлинным Я нарцисс скорее всего не сможет стать тем, кем он мог бы стать, а значит, никогда не смо­жет «довоплотиться». За всю свою жизнь он может так и не узнать, кто же он такой и кем ему следует быть по своей природе, чем заниматься. Что неудивительно, поскольку его родители видели в нем лишь функцию приложения своих родительских ожиданий, видений, потребностей.

Как известно, вина, постоянно носимая в себе, часто при­зывает к высвобождению, поэтому нарциссы, уставая от посто­янного самообвинения, постоянно сваливаются в обвинение других людей. Они переносят обвинение вовне, принуждая своего внутреннего критика отвлечься от нападок на себя са­мого и заняться окружающим миром. К счастью и горю нарцис­са, окружающий мир чудовищно несовершенен и потому в нем всегда есть то, на что можно направить обвинения и критику.

Тревога — постоянный спутник нарциссов, что также неудивительно. Отсутствие опоры внутри, сравнение себя с другими, постоянная готовность к критике, невозможность окончательно присвоить себе свои достоинства, ресурсы, прежние достижения, опыт делают нарцисса неуверенным и тревожным. Он всегда в ожидании провала, в предчувствии ситуации, с которой он якобы не сможет справиться. Два злобных карлика, по Дж. Холлису, — Страх и Бездействие — каждое утро ждут его у изголовья кровати и «пожирают его заживо». Страх встречи с непредсказуемым и неидеальным часто парализует нарцисса на месяцы и даже на годы, застав­ляя его оставаться в том, в чем он есть: на плохой работе, в неудобной квартире, с «неподходящей» женой. Страх оши­биться часто делает выбор невозможным, а страх оказаться некомпетентным удерживает от развития и перемен.

То самое отсутствие дна, про которое мы говорили с са­мого начала, приводит к тому, что ничего не может быть при­своенным. Если бы в корзинке было дно, то, складывая туда яблоки, ее вскоре можно было бы наполнить. И полная яблок корзинка стала бы очевидностью, против которой трудно было бы возражать. Но поскольку родители нарцисса давали ему понять, что прежние заслуги всегда не в счет, а за каж­дый промах нужно расплачиваться стыдом и раскаянием, то у взрослого нарцисса внутри создана странная конструкция: все, что касается достижений и заслуг, у него легко и достаточ­но быстро проваливается в дыру, а любые промахи, неудачи, ошибки прочно застревают внутри, как бы облепляя собой стенки душевного колодца, долго помнятся, мучают, застав­ляют стыдиться и виноватиться. Невозможность опираться на свои ресурсы и достижения приводит к тому, что нарцисс почти все время находится в тревожном поиске внешнего носителя незыблемых достижений: кумиров, идолов, самых крупных и признанных специалистов, учителей, вождей, гуру и т.д. Для некоторых из них самому стать великим гуру — один из способов гиперкомпенсации по преодолению страха разоблачения собственной «ничтожности».

Основной страх нарцисса — столкнуться со своей незна­чительностью, ненужностью. Страх быть незамеченным или ни­чтожным у него даже сильнее, чем страх отвержения. Ругающая мама — это больно, обидно, но привычно, а вот игнорирование, послание о собственной незначительности — это по-настоящему страшно. Нарцисс согласен быть виноватым, но сделать так, что­бы он почувствовал себя ничтожным (а для этого много ему и не надо, он втайне всегда готов к этому), — прилюдно его разобла­чить, раздеть и выставить напоказ. Потому что все его защиты ра­ботают на то, чтобы он смог избегать ощущения внутренней дыры и собственного якобы ничтожества. Страх нарцисс переживает двумя способами: либо осуществляет нападение на обидчика, об­виняя его во всех мыслимых и немыслимых грехах, либо уходит в депрессию, часто сопровождаемую какой-нибудь психосомати­ческой болезнью, поскольку уход и забота во время болезни по­могают заодно залечить и его душевные раны.

Психологическая помощь
при нарциссических нарушениях

Совершенно понятно, что нарцисса могут «подлечить» только длительные и гармоничные отношения. Вот почему бы­страя помощь при нарциссических нарушениях практически невозможна. Можно оказать поддержку, и человек выйдет из депрессии, можно поработать с его виной и тревогой. Но для того, чтобы изменения были долговременными и устойчивы­ми, требуются месяцы и годы работы. Ведь задача предстоит немалая — обнаружить и присвоить собственное Я, пройдя че­рез сильнейший фоновый стыд, через неоднократное желание все обесценить и бросить.

«Ощущение собственного ничтожества — невыносимо, оно разъедает остатки самоуважения, оно подъедает крупицы смысла, оно грозит мне великим Отвержением, и тогда хочется только одного — самому отвергнуть всех на свете, вообще отвергнуть этот мир, отказаться от него, выбросить в форточку и задернуть шторы. Остаться в темноте и тишине и услышать стук собственного сердца, и понять, что жив. Жив без них всех. Понять, что сердцу не важно — плохой я или хороший, оно продолжает биться, оно меня не покидает, я для него всегда есть».

Практикующие психотерапевты говорят о том, что при ра­боте с клиентами, имеющими нарциссические нарушения, тре­буются особые качества и навыки:

• совершенно необходимо предварительно проработать собственные нарциссические явления и механизмы, для того чтобы выдерживать нарциссические провокации клиента и не вступать в автоматическую конкуренцию с ним, не «гнобить» его своей терапевтической властью;

• важно иметь сформированное и осознанное Я, иначе Встреча с Другим, чье Я пока весьма отчужденно, будет совершенно невозможна;

• требуется устойчивость, уверенность и способность пе­реносить агрессию и обесценивание со стороны клиен­та, которые непременно последуют;

• важно в принципе уметь выстраивать, удерживать и развивать близкие и долговременные отношения;

• важно уметь не торопить и не торопиться, разобравшись с собственным стремлением к психотерапевтической грандиозности;

• следует быть готовым к тому, что клиент внезапно бросит терапию с репликой: «Мне ничего не помогает» или «Вы не способны мне помочь», важно уметь завершать тера­пию, а не бросать ее. Для этого требуются строгие на этот счет контрактные условия и умение терапевта доносить до клиента важность их соблюдения;

• необходимо осознавать и быть готовым к тому, что не всем нарциссическим клиентам удастся помочь.

Цели психотерапии: помочь клиенту обнаружить и при­своить недосягаемое для него Я, постепенно снижая амплитуду маятника «Божественный — Ничтожный», шаг за шагом продви­гаясь к «достаточно хороший». Вылеплять Я клиента, проживая вместе с ним поражения и победы, очищая от шелухи критики и самообвинений, освобождая от этих наслоений стенки ко­лодца и постепенно создавая, выстраивая дно. Обнаружить его реального, подлинного, мало зависящего от внешних оценок, суждений, обвинений или признаний.

Задачи: наблюдение вместе с ним за тем, как он:

• испытывает почти постоянный стыд;

• боится близости и избегает ее самыми разными способами;

• то идеализирует, то обесценивает психотерапевта и лю­дей вокруг;

• то же самое делает и с собственными достижениями и опытом;

• «функционально» относится к себе и другим людям;

• испытывает агрессию, устав стыдиться и виноватиться;

• в значительной мере опирается на внешние оценки и суждения;

• отдает много полномочий своему внутреннему «обвини­телю» и не задействует «адвоката»;

• проявляет себя, чтобы быть замеченным и заметным;

• страдает от окружающего его несовершенства;

• не позволяет себе ошибаться и быть небезупречным;

• не доверяет себе и окружающим;

• боится нового из-за постоянной тревоги;

• не выносит непредсказуемости;

• пытается всех контролировать;

• отказывается от того, чтобы творить свой собственный мир, желая исправить что-то, уже созданное другими.

Во время работы практически всегда требуется экскурс в детство клиента для того, чтобы испытать самые разные чув­ства по отношению к собственным родителям в связи с тем, что они обращались с ним именно таким образом. Прожива­ние злости по отношению к ним позволяет в дальнейшем от­деляться от их идеализированных и обесцененных фигур, дает возможность испытать подлинное сочувствие к непонятому, неуслышанному и раскритикованному внутреннему ребенку и реальному ребенку из прошлого клиента. Часто неизбежно проживание глубокой печали по поводу, как правило, очень ранней и травматично произошедшей потери иллюзии, что он, такой как есть, со всем своим внутренним богатством и несо­вершенством нужен, будет любим и принят.

Главный инструмент: постепенно и неспешно выстраива­емое доверие и близость (как Встреча двух Я) между терапев­том и клиентом, устойчивая и принимающая фигура неидеаль­ного терапевта, понимание и эмпатия, бережное и участливое отношение к чувствам клиента, твердое и спокойное отноше­ние к его агрессии, жестким оценкам и попыткам обесценить происходящее.

Нарциссические нарушения будут проявляться у кли­ента тем значительнее, чем более «функционально» к нему относились в детстве, на значительность нарушений также влияет наличие или отсутствие у родителей нарциссического характера, наличие или отсутствие в жизни ребенка хотя бы одной принимающей фигуры. Безусловно, нарциссические черты или симптомы могут проявляться практически в каж­дом клиенте на определенном этапе психотерапии, и с ними придется столкнуться каждому практикующему психологу, но клиенте ярко выраженной нарциссической составляющей — непростая задача для начинающего психолога, и она требует непростого решения и немало времени. Даже выделение та­кого клиента среди других выраженных характеров требует некоторого опыта и практики, поскольку его легко спутать с другими акцентуированными личностями.

Нарцисс может быть весьма демонстративен, но в отли­чие от истероидно-демонстративного типа, для которо­го важно скорее внешнее признание, а наличие Я, где-то глу­боко зарытого, не представляет особого интереса, нарцисс находится в конфликте с невыраженным Я, и ему важно не внешнее признание, а тонкое прочувствование и признание его глубин. Ему важно не признание того, что он красив или интересен, а признание того, как он особенно умен, уникален и неповторим.

В отличие от классического невротика, считающего себя ничтожным, ненужным и не заслуживающим любви и принятия окружающих, нарцисс опять же находится в кон­фликте между ощущением собственной ничтожности и вели­чия. Если невротик убежден, что он «неценный», то нарцисс только догадывается и пытается с этим ощущением бороть­ся, доказывая всему миру обратное либо своими безоста­новочными достижениями, либо депрессией. В отличие от невротика он способен на открытую критику, подавление, борьбу за власть, несущую признание.

В отличие от обсессивно-компульсивных перфекцио­нистов, стремящихся достичь совершенства в деталях и тем самым избавиться от тревоги, нарциссы часто склонны отка­зываться от деятельности, поскольку они не могут выполнить ее совершенно, тем самым избегая ощущения стыда. В отли­чие от вечно деятельных компульсивных перфекционистов, готовых затрачивать много усилий для достижения совер­шенства, нарциссы пассивны и склонны впадать в депрессию от несовершенства мира или обесценивать предстоящую дея­тельность и те возможности развития, которые предоставля­ет им жизнь.

В отличие от клиентов, обладающих параноидаль­ными чертами, неудержимо стремящихся к власти, всех обе­сценивающих и обвиняющих вследствие своей неудержимой агрессии и подозрительности, нарциссы еще склонны к идеа­лизации, к тому же им не столько нужна власть, сколько сопут­ствующее ей признание. Существует и значительная разница в эмоциональном фоне: для параноидных клиентов основной фон — страх и активно выражаемая агрессия, для нарциссических — подавляемые стыд и тревога.

И в заключение вернемся к нарциссическим чертам, кото­рые есть у каждого, но выражены в умеренной степени и ско­рее помогают развиваться и жить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: