Должен ли тренер быть профессиональным психологом?




Вопрос, поставленный в заголовок, не простой. Предложу свои размышления по этому поводу, а читатель может выработать собственную точку зрения. На мой взгляд, тренер должен быть в первую очередь понятным заказчику и слушателям, позитивным человеком, поэтому не имеет принципиального значения, психолог тренер или не психолог.

 

И все же наличие у тренера психологического образования со специализацией по организационной психологии или психологии управления выступает его несомненным преимуществом в учебной и развивающей работе. Действительно, как может эффективно обучать и развивать своих участников тренер, не имеющий психологических знаний и, что важно, опыта относительно человеческой психологии?

 

Технология, предлагаемая на тренинге, должна быть воспринята участниками. Важно также, чтобы у них появилась мотивация к усвоению материала и его дальнейшему применению в работе. Кроме того, грамотный психолог не «ломает» характер участников при «подгонке» их к технологии, предлагаемой на тренинге, а учитывает их индивидуальность и работает на формирование у них индивидуального профессионального почерка, их собственных приемов работы.

 

Опытный психолог, кроме того, всегда имеет в виду, что один из важнейших результатов его работы – это повышение самооценки слушателей, их уверенности в себе. Причем не только за счет усвоенной технологии, но также за счет укрепления сильных индивидуальных особенностей каждого участника, которыми они обладали еще до тренинга

 

Наконец, психолог работает с группой как фасилитатор. Другими словами, он всегда учитывает групповую динамику и стремится к тому, чтобы освободить энергию группы, создать на тренинге легкую и радостную атмосферу успеха, крыльев за спиной и рывка к победе.

 

 

О дисциплине участников тренинга

 

Нередко я вспоминаю начало фильма «Малыш», в котором Брюс Уиллис играет консультанта по имиджу. Он летит в самолете с дамой, которая хотела бы с ним пообщаться. Чтобы она дала ему возможность отдохнуть, он откупается от нее тем, что быстро и четко формулирует личные рекомендации, как ей стать успешным тележурналистом. Без объяснений и аргументов он говорит об изменении прически, духов, манеры поведения и общения соседки-клиентки. Она внимательно слушает и, как показывают дальнейшие события, методично выполняет его рекомендации, что обеспечивает ей успех в карьере.

 

 

Этот фильм позволяет мне мечтать о том, что у нас тоже когда-нибудь сформируется консультативная культура, когда клиенты и слушатели, которые хотят добиться в работе серьезных успехов, будут доверять консультанту, опытному тренеру или эксперту и методично выполнять их рекомендации. А пока нам приходится говорить об учебной дисциплине на тренинге и формулировать ее правила для участников.

 

Первое правило для участников состоит в том, что нежелательно опаздывать на тренинг. Каждый день тренинга имеет такие обязательные этапы, как разминка, установки тренера, введение в тему, информация и проигрывание ситуаций, «разбор полетов», заключение тренера, впечатления участников, фиксация полученных результатов, эмоциональное завершение по типу happy end.

 

На тренинге создается атмосфера развивающего погружения, которая позволяет быстро усвоить большой объем новой информации, сформировать новый навык за короткое время, переключиться и эмоционально разгрузиться. Полноценный тренинг создает у слушателей состояние удовольствия от новизны, получения быстрых позитивных результатов, узнавания чего-то нового о самом себе.

 

Если тренинг корпоративный, то приятные эмоции появляются также от того, что люди узнают много нового и интересного о своих коллегах, с которыми они работают много лет. Если тренинг открытый, то удовлетворение у людей появляется в условиях искреннего общения и обмена опытом, когда участники видят, что сходные достижения и проблемы есть во многих компаниях и в разных профессиональных сферах. В любом случае чувства коллективности и совместности – приятные чувства для всех людей.

 

И вот представьте, что в «разогретую» группу через час – полтора после начала тренинга входят один-два участника или более. Всегда происходит одно и то же: опоздавшие начинают «перетягивать одеяло на себя». Они волнуются, задают вопросы, которые уже были обсуждены на тренинге, что заставляет тренера и группу возвращаться назад. В результате – серьезная потеря времени (час-полтора).

 

В условиях двухдневного тренинга это, к сожалению, проблема, потому что заявленная программа не выполняется полностью, а если все же выполняется, то за счет спешки в конце тренинга, что, конечно, не является положительным моментом.

 

Тренинг – это не лекция! Думаю, что опоздание на тренинг взрослых слушателей связано с нашими воспоминаниями о том, как они раньше учились в институтах и университетах. Все помнят, что когда опоздаешь на лекцию, преподаватель все равно спокойно рассказывает дальше, а то, что ты пропустил, можно списать у однокурсника.

 

Тренинг невозможно заново рассказать точно так, как это произошло несколько минут назад, тренинг нельзя переписать у коллеги. Успех тренинга во многом зависит от динамики содержания, а также атмосферы и настроения участников. Опоздавшие нарушают эту атмосферу, и получается феномен «рваного», неустойчивого ритма обучения, не доставляющего удовольствия ни тренеру, ни самим участникам.

 

Второе правило: на тренинге нужно отключать мобильные телефоны. Атмосфера тренинга нарушается не только при опоздании некоторых участников, но и при звонках мобильных телефонов. Нередко я наблюдаю, как после разминки слушатель успокоился, расслабился и сосредоточился на теме тренинга, и вдруг звонит его мобильный телефон. Он судорожно хватается за него, виновато смотрит на тренера, при получении разрешения выбегает из аудитории, а потом возвращается, расстроенный разговором, и долго не может включиться в обучение.

 

В некоторых случаях участник не выходит из аудитории, не желая пропустить новую информацию, и в то же время стараясь совместить обучение с разговором по телефону. Как правило, это не удается, он либо несколько раз переспрашивает абонента, либо после телефонного разговора просит тренера повторить то, что он не смог услышать. Прибавьте сюда еще и то обстоятельство, что его разговор по телефону мешал сосредоточиться другим участникам тренинга, – и делайте соответствующие выводы.

 

Третье правило: на тренинге нужно быть активным участником. Иногда бывает, что участники расслабляются и занимают пассивную позицию. Они садятся на задние ряды, открывают ноутбуки или мобильные телефоны, а то и просто вытягивают ноги и прикрывают глаза. Эти клиенты открыто не говорят, но интуитивно я чувствую, что они думают примерно так: «Хорошо, что у нас активный тренер! Мы заплатили деньги, пусть он работает! А мы отдохнем!»

 

По-человечески такая позиция понятна, но на тренинге она неэффективна. В активном развивающем обучении необходимо записывать новые идеи, фотографировать живые схемы, которые тренер рисует на флипчарте, выходить в центр для упражнений, играть в развивающие игры и т. п. А главное, каждую минуту помнить, что из тренинга нужно вытянуть информацию, идеи, подходы и технологию, которые помогут повысить успешность на работе.

 

Четвертое правило: на тренинге тренер дает домашние задания, которые нужно делать. Многие участники учатся в выходные дни, и вечером в субботу и воскресенье дома они хотят отдохнуть. Тоже понятное желание, однако тренинг – это пролонгированное обучение по типу погружения.

 

; Я всегда предлагаю домашние задания, напрямую связанные с темой обучения. Тем, кто просматривает дома раздаточные материалы и решает учебные задачи, на следующий день будет интересно, поскольку утро я начинаю с обсуждения домашнего задания. Те же, кто не успел поработать дома, начинают лихорадочно наверстывать упущенное, что снижает эффективность развивающего обучения на тренинге.

 

 

Эмоциональные и физические трудности тренерства

 

Приступая к описанию трудностей тренера, расскажу случай из своей жизни. Несколько лет назад промозглым февральским вечером я почувствовала себя плохо. Что-то болело внутри грудной клетки, и, опасаясь проблем с сердцем, мои близкие вызвали скорую помощь.

 

Приехали два молодых врача, стали делать кардиограмму. Показания были непонятны начинающим медикам, и один из них предложил мне госпитализацию. Поскольку на следующий день у меня был запланирован тренинг, я написала отказ. Мотивировала так: «Молодой человек! Если я буду чувствовать себя лучше, завтра я должна быть на работе. У меня легкая работа, я – преподаватель!» Он ответил: «Какая же это легкая работа? Преподавание – работа тяжелая!» И я впервые в жизни задумалась: да, у меня реально тяжелая работа!

 

К слову сказать, диагноз врача не подтвердился, на следующий день я нормально работала, потом проверила сердце, все было в порядке.

 

 

Итак, поговорим о трудностях в напряженной, интенсивной работе тренера.

 

Страхи, зажатость и скованность – обычные проблемы начинающего тренера, когда он проводит первые тренинги и семинары. «Горячее место», которое занимает тренер в центре учебной аудитории, задает напряжение и стресс, однако с собой нужно справляться: высокой стрессоустойчивости требует Профессия. Кроме того, несколько часов смотреть на зажатого и краснеющего тренера – для слушателей удовольствие не из приятных!

 

Что делать, если на тренинге возникла неуверенность и скованность? Сформулирую несколько рекомендаций.

 

· Для начала отнеситесь к этому моменту как нормальному явлению. Да, возникло волнение, это естественно.

 

· Хорошо, если тренер открыто скажет: «Друзья, извините, я волнуюсь!», никто не осудит его за эти слова. Все участники знают, что в публичной роли многие волнуются. Более того, некоторые слушатели поймут волнение тренера как комплимент их значимости.

 

· Полезно смотреть по телевизору выступления публичных людей, особенно тех, кто начинает карьеру, – многие из них волнуются перед камерой, но преодолевают это. Скажите себе: «Если известный человек волнуется, то я тоже могу поволноваться».

 

· Испытывая волнение, все равно продолжайте работать. Пусть вы покраснели, и голос задрожал, общайтесь с аудиторией как ни в чем не бывало, тема вас увлечет, и волнение постепенно пройдет.

 

Отсутствие эне ргии, немотивированность тренера. Падение энергии, бывает, я наблюдаю в работе коллег, да и сама периодически испытываю это состояние. Что делать, если тренер чувствует снижение мотивации к работе?

 

Обычно здесь сказывается влияние двух причин: усталости и падения интереса к теме тренинга (или группе).

 

Если тренер чувствует усталость, возникшую в ходе тренинга, то можно посоветовать следующее.

 

· Тренеру важно хорошо знать свой хронотип и четко фиксировать часы в тренинге, когда усталость ощущается наиболее сильно. Основные энергоемкие задачи тренинга необходимо решать в период биологической активности. Это, прежде всего, установки и правила, которые тренер вводит в обучение, информационный интерактив и работа с возражениями.

 

В период проявления усталости тренеру можно снизить активность и передать ее группе: выпить крепкий чай или кофе, а группу занять игрой или упражнением. Люди засиделись, многим х очется проявить себя, высказать свое мнение, и сейчас для этого – самое время.

 

· Некоторые консалтинговые компании сокращают время обеда до 15–20 минут, желая дать как можно больше информации своим слушателям.

 

При всей моей активной клиентоориентированности я настоятельно рекомендую: не сокращайте обеденный перерыв до 15 минут, это провоцирует усталость и снижает эффективность тренинга. Минимальное время отдыха для тренера в середине дня – 30 минут. В эти полчаса желательно легко перекусить, посидеть и помолчать. К концу перерыва необходимо настроиться на продолжение тренинга, подготовить презентации и флипчарт.

 

· Некоторые скромные участники в течение учебного времени молчат, а во время кофе-брейка или обеденного перерыва задают тренеру сложные вопросы наедине, когда в аудитории никого нет.

 

В этих случаях я говорю так: «Давайте не будем спешить и обсудим эти вопросы после завершения занятия. Я оста нусь в аудитории на 20–30 минут, и мы подробно разберем вашу ситуацию». Обычно участник соглашается, поскольку он получает преимущество неспешной и подробной консультации.

 

· Еще совет по обеденному перерыву. Чтобы не попадать в расслабленное послеобеденное состояние, как это происходит со многими слушателями, тренеру рекомендуется перекусить в обед легкой пищей. Например, я позволяю себе кофе или чай, а также бутерброд с нежирным сыром. Иногда – шоколад или что-то сладкое. Печенье, сухарики, хрустящие хлебцы и орешки не практикую, поскольку крошки попадают в связки и мешают говорению.

 

Если падение энергии тренера обусловлено другой причиной – падением интереса к теме занятия или группе, необходимо оперативно мотивировать себя, находя точки самомотивации по ходу тренинга. Рекомендую в этих случаях следующее.

 

· Более подробно разворачивать на тренинге те вопросы по программе, которые интересны самому тренеру. Интересно тре неру – интересно группе!

 

· Если тренинг проводится давно и программа стала для тренера скучной, рекомендуется показать новые нюансы привычных, ставших классическими вопросов, которые поднимут самомотивацию тренера.

 

· При падении интереса тренера к программе можно сделать переход к диалоговому семинару, при котором тренер формулирует утверждение, затем сам себе возражает и потом начинает отвечать на возражение. Например: «Я утверждаю, что… Однако во многих группах я слышу такое возражение на это мое утверждение: … В этих случаях я привожу такие аргументы: …»

 

Для активизации интереса тренера и группы иногда применяются учебные провокации. Так, тренер может спросить группу: «Важный вопрос, который мы сегодня обсуждаем, это – … Участники по-разному отвечают на этот вопрос, есть прямо противоположные мнения. Как бы вы ответили?»

 

· Если у тренера падает интерес к группе, можно найти самого активного и про двинутого участника и начать с ним диалог или корректную дискуссию. Тех, кто возражает с места, я нередко вызываю в центр группы и предлагаю проиграть ситуацию, относительно которой возникло возражение.

 

Такая спонтанная игра, как правило, быстро поднимает интерес тренера и группы.

 

· При падении мотивации к группе тренера спасает такой прием: возражающий участник выходит в центр, а тренер садится на его место. При обмене местами в коммуникациях участник вынужден находить аргументы в защиту своей позиции, а тренер может задавать вопросы и формулировать возражения.

 

При смене территориальных позиций тренера и участника возникает новый формат их коммуникаций, который задает подъем мотивации тренера и обновление интереса у группы.

 

· Наконец, при снижении мотивированности тренера к работе основной приток энергии и обновленной мотивации он получает, если снова обращается к своей профессиональной Миссии. Про яснение для самого себя ключевых ценностей и целей в работе всегда дает волну новых сил и свежей энергии. В таких моментах тренеру необходимо задать себе такие рефлексивные вопросы: «Какие ценности в работе для меня – ключевые? Почему я трачу свое жизненное время и силы на тренерство? Что важное и значимое для себя я получаю в тренингах? Какие важные и значимые ценности и цели реализуют мои слушатели на тренингах?»

 

Боли в ногах испытывают все профессионалы, работа которых связана с долгим стоянием. Я тоже периодически испытываю боли в ногах. Когда я обратилась к доктору, он посоветовал: «Если вы можете не стоять, а сидеть – сидите, можете не сидеть, а лежать – лежите». Поскольку долго сидеть, а тем более лежать, на работе тренер не может, могу дать такие простые, но действенные советы.

 

· Каждое утро делайте упражнения лежа (крутите велосипед, трясите ногами и пр.).

 

· Регулярно плавайте и делайте массажи тела, в том числе ног.

 

· Периодически пользуйтесь компрессионными носками (для мужчин), гольфами и колготами (для женщин).

 

· Вечером после тренинга полежите несколько минут с поднятыми ногами.

 

· Пользуйтесь гелями и мазями для обеспечения легкости в ногах (здесь потребуется совет врача).

 

Мышечные зажимы на лице, «спотыкания» в речи, сухость во рту, хрипота – такие ощущения испытывают многие тренеры, даже самые опытные и известные. Причина одна: частое и многочасовое говорение перед большими и малыми группами слушателей.

 

Мышечные зажимы на лице и «спотыкания» в речи – это следствия элементарной усталости и накопленного напряжения. По возможности нужно просто отдохнуть: взять тайм-аут, выспаться, встретиться с друзьями, сходить в театр или на выставку, посетить бассейн, заняться фитнесом, наконец, предпринять маленькое или большое путешествие.

 

Сухость во рту нередко возникает в бизнес-центрах, в которых сделан новый красивый ремонт с использованием синтетических материалов. В этих случаях совет простой: тренеру необходимо обеспечить себя питьем, вызывающим обильное слюноотделение, – газированной минеральной водой или кислым фруктовым соком.

 

Хрипота голоса – это уже серьезнее. Если голос хрипит утром, то я начинаю шутить: «Как говорила Алла Пугачева, я проснулась, а голос мой еще не проснулся!» Через несколько минут голос разогревается, и все проходит хорошо.

 

Если голос хрипит весь день и не восстанавливается за ночь, это может быть следствием нескольких причин – от усталости до заболевания. Понятно, что при усталости тренеру необходимо запланировать отдых, чтобы можно было помолчать несколько дней. При наличии постоянной хрипоты нужно показаться врачу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: