Отход от реальности и театр тренинга




Кроме кейсов, взятых и з реальной работы участников, на тренинге могут быть сыграны символические, даже сказочные сюжеты. Сказки всем понятны, они отражают архетипы в сознании каждого человека, имеют сценарий из последовательно развивающихся ситуаций и всегда заканчиваются успехом. В сказке есть герой, который с кем-то объединяется для решения проблемы и преодолевает трудности и препятствия, рискуя жизнью. В итоге все заканчивается хорошо, идет «пир на весь мир» и все довольны!

 

Так, в ходе тренинга по созданию корпоративного кодекса я всегда предлагаю разделиться на команды, придумать сценарий и проиграть «Сказку о компании». При этом можно повторить одну из известных русских сказок. Например, в моем опыте были разыграны такие сказки, как «Теремок», «Репка», «Иван-Царевич и серый волк», а также «Колобок» (причем с другим, позитивным концом, когда он убегает от лисы и остается несъеденным).

 

На общем обсуждении команды участников с удовольствием проигрывают маленькие спектакли. В символически-сказочных инсценировках они, как правило, узнают реальные события, происходившие в их компании. Как внешний тренер, я не знаю этих событий, однако по живой реакции своих клиентов вижу, как важно для них снова пережить успех преодоления трудностей и препятствий, почувствовать единство!

 

В некоторых случаях корпоративный тренинг можно завершить командообразующим кругом: группа садится в круг и каждый человек последовательно говорит фразу, продолжая фразу предыдущего участника. Общая задача участников тренинга состоит в том, чтобы по кругу рассказать «Сказку о компании», в которой будут отражены начало бизнеса, трудности его развития и успешное решение возникавших проблем. Начало круга может быть запущено с таких фраз из сказок, как «Жили-были…», «В одном царстве, в одном государстве…» и др.

 

Возможность свободы, импровизации, поиска новых идей, подходов и технологий – эти развивающие условия обязательно возникают на теа трализованном тренинге. Надо признать, что никогда в игре перед участниками и тренером люди не повторяют то, что обсудили накануне игры. Возникают новые формы поведения, новые нюансы и новые слова. Данный игровой феномен проявляется под влиянием «горячего места» на тренинге, когда участники выходят в центр группы и играют под внимательным наблюдением других участников и тренера.

 

В случае, когда кто-то восклицает: «Он говорит не то, о чем мы договорились в группе!», я замечаю: «На тренинге всегда возможна импровизация! Мы собрались, чтобы найти новые решения и идеи!» После таких слов все успокаиваются и с интересом следят за развитием событий в игре.

 

В таких эпизодах тренинга люди формируют навыки публичного общения, управления меняющимися коммуникациями, а также оперативного решения проблемы по ходу, в условиях «здесь и сейчас».

 

Выстраивание и организацию общего действа в театре осуществляет режиссер. На тренинге таким режиссером выступает тренер, который направляет коммуникации, выделяет главное, показывает достижения, создает и удерживает эмоциональную безопасность, а также нейтрализует конкурентность, иногда возникающую между участниками.

 

Режиссура тренинга основывается не столько на опыте тренера, сколько на его чутье и интуиции. Каждую минуту обучения тренер должен прислушиваться к своему состоянию как к камертону. По существу, сам тренер – лакмусовая бумажка для оценки настроения группы. Другого не дано, и это всегда так: состояние и настроение тренера такое же, как состояние и настроение каждого участника группы. Если тренер чувствует зажатость и неуверенность, то бомльшая часть группы чувствует то же самое. И наоборот, если тренер ощущает внутреннюю свободу и состояние творческого потока, то и слушатели испытывают эти пьянящие чувства!

 

Поэтому направлять коммуникации на тренинге тренеру нужно так, чтобы его собственное состояние было конструктивным, позитивным и комфортным. На тренинге все взаимосвязано: заботясь о себе, тренер заботится о группе, и, наоборот, заботясь о группе, он заботится о себе.

 

Напомню, что в тренинговом обучении важными выступают два фактора: создание живого театра тренинга, а также организация сотрудничества тренера с участниками с целью разработки учебного продукта. Оба фактора равнозначны и занимают одинаковое, важное положение в бизнес-образовании. Мы много обсуждали условия театрализации тренинга, сейчас выясним, с помощью каких инструментов создается учебный продукт на тренинге.

 

В качестве учебных продуктов выступают: новая информация, списки новых идей и подходов, новые решения, новая технология, новые впечатления и новые эмоциональные состояния. Оформление и фиксация учебных продуктов осуществляются на тренинге посредством таких инструментов, как вопросы тренера и ответы участников, формулирование выводов после обсуждения и проигрывание кейсов, оценка сильных компетенций слушателей и их зоны развития. Важными инструментами фиксации результатов тренинга выступают также краткие записи и схемы на флипчарте, презентации, сделанные в ходе занятия, конспекты участников, решение игровых задач, предоставленных в письменном виде. Главное, чтобы после окончания каждой темы в течение, в конце тренинг-дня и обязательно в заключение тренинга тренер подводил итоги (что люди обсуждали на тренинге и какие результаты получены).

 

В конце тренинга полезно спросить участников:

 

· Какие новые идеи и подходы они узнали на тренинге?

 

· Какие решения они приняли в ходе обучения?

 

· Что показалось интересным и достойным внедрения на работе, а что интересным, но пока не будет реализовано?

 

· Какие настроения и ощущения они пережили на тренинге?

 

При опросе участников по окончании тренинга необходимо сделать акцент на его результатах и нейтрализовать или исключить вопросы по оценке работы тренера – такую оценку, причем более объективную, нежели публично, участники сделают письменно, в анкете, которая всегда дается после обучения (см. приложение). Причины такого ограничения заключаются в том, что, получив заряд позитивной энергетики на тренинге, люди начинают хвалить тренера, и в завершение тренинга происходит не фиксация содержания, а звучат дифирамбы в адрес самого тренера. Если читатель занимается тренерской работой и заметил, что участники больше хвалят его самого, а не содержание, которое он продавал на тренинге, стоит задуматься: все ли правильно в его работе?

 

Обязательной частью театрализации тренинга является обозначение ближайшей зоны развития (5, 6). Дело в том, что даже при самом эффективном тренинге полностью раскрыть тему невозможно, всегда появляются вопросы, ждущие дальнейшего обсуждения, оформляются цели по выработке новых навыков и решению новых задач.

 

Напр имер, при завершении тренинга активных продаж могут быть поставлены задачи формирования корпоративных стандартов по работе с возражениями клиентов. Нередко я озвучиваю задачу разработки списка типичных возражений клиентов и формулирования правильных ответов продавцов на эти возражения, который впоследствии может быть использован в компании при оценке на аттестации и обучении новых сотрудников. Решение такой задачи могут взять на себя самые активные участники по окончании тренинга.

 

Кроме того, может быть поставлена задача организации в компании обмена информацией по технологии продаж в форме внутренних консультаций по корпоративной сети. Содержанием таких консультаций, например, выступают темы «Мой самый лучший день за неделю», «Моя самая успешная сделка за неделю», «Мой самый трудный клиент», «Моя ошибка и как я ее исправил» и др.

 

Наконец, при завершении тренинга обозначаются новые темы тренинга по данной проблематике. Так, по окончании классического тренинга «Управление персоналом» компании нередко заказывают тренинг «Новые идеи в российском менеджменте», на котором в течение одного тренинг-дня обсуждаются идеи национального и гендерного менеджмента, а также менеджмента хаоса. После тренинга «Личная эффективность руководителя» компании часто проявляют интерес к тренингу «Управляй сотрудниками, или они будут управлять тобой!» На этом тренинге организуется обсуждение ситуаций, в которых сотрудники стремятся осознанно или неосознанно манипулировать руководителем, снижая его возможности в контроле над ситуацией в компании или подразделении.

 

Таким образом, хороший тренинг – это всегда открытое пространство, когда формируется мотивация к дальнейшему движению и развитию, не имеющему завершения. Где-то я слышала: «Даже за пять минут до ухода можно развиваться». Это правда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: