Статистика как живая общественная наука




Понятие «статистика» происходит от латинского слова «status» - состояние, положение вещей. Первоначально эта категория характеризовалась как «политическое состояние» государства, отсюда итальянское «stato» – государство и «statista» - знаток государства. В научной литературе слово «статистика» первоначально в буквальном смысле понималось как «государствоведение», т.е. систематический сбор и предоставление данных о населении, государственном устройстве, территории, природных ресурсах, функционирование экономики страны, её взаимоотношениях с зарубежными государствами.

Термин «статистика» впервые в экономический оборот введен в 1749 году немецким ученым Готфридом Ахенвалем, в книге о государствоведении. Он писал: «статистика является государствоведением отдельного государства (наукой об управлении)».

Первый руководитель статистического отделения (СО) царской России К.Ф. Герман в 1828 годы сформулировал статистику так: «…наука сия необходима для правителей, полезна владельцу земли, купцу, любопытна для частного человека, удалившегося от службы и в мире наслаждающегося избытками своими». В начале ХХ века В.И. Ленин (Ульянов) писал, что «статистика – одно из самых могущественных орудий социального познания» (Полн. собр. соч. Т.19. с. 334).

Статистика является отраслью знаний, важнейшим разделом общественных наук базируется на диалектическом и историческом материализме и политэкономии. Статистика опирается на такие диалектические категории, как: количество и качество, необходимость и случайность, причинность, закономерность, единичное и массовое, индивидуальное и общее. Знание законов общественного развития создает фундамент, с помощью которого можно понять и правильно истолковать явления, подлежащие статистическому исследованию, выбрать научно обоснованную методику их изучения, измерения, анализа и прогнозирования.

Понятия «учет» и «статистика» часто смешивают. Многие полагают, что учет и статистика тождественны. На самом деле это не так. В чем же сходство и различие между этими понятиями?

Сходство учета и статистики заключается в том, что они пытаются отразить истину и правду о реальной действительности, жизнедеятельности домашних хозяйств и предприятий. Разные события и факты, явления и процессы, имеющие место в общественной жизни людей, фиксировались иногда без всякой записи или регистрации, либо оставляли некоторый след в виде определенных записей. Все сколько-нибудь значимые события и экономические факты отражаются в документах. Например, при появлении ребенка родителям государство выдает свидетельство о рождении. Перемещение товаров через границу страны отражается в грузовой таможенной декларации.

Современный учет - это деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией постоянных федеральных и региональных наблюдений, сбор и обработку данных, полученных в результате этих исследований, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации для власти и общественности.

Статистика - более широкое понятие, чем учет, она фиксирует результаты общественных отношений (их количественные и качественные характеристики) на основе первичного учета, многие случайные явления и процессы статистики могут просто не учитывать (слишком дорого государству). От случайных фактов статистика пытается освободиться, так как они часто не влияют на общие закономерности явлений. По закону больших чисел результат общего действия многих случайных фактов не зависит от конкретного случая или зависит в бесконечно малой степени.

Из вышеизложенного следует, что неверно отождествлять учет (даже статистический) со статистикой, но неверно также противопоставлять различные виды учетов - статистике, так как учет представляет собой сбор научно обоснованной информации для статистических исследований и является для статистики как бы основой и питательной средой наблюдений.

Статистика отражает изменения массовых общественных явлений и процессов по простой схеме: сначала измеряется «сколько нас», потом «какие мы» и затем «что мы делаем на конкретной территории», занимаемся производством товаров или производством услуг. Данные, полученные в результате учета любой деятельности человека или предприятия, превращают статистику в живую общественную науку, которая способна отразить реальную жизнь людей и деятельность организаций, условия и возможности населения, уровень и качество жизни домашних хозяйств, измерить человеческий, финансовый и нефинансовый потенциал страны, национальное богатство и др.

Реальная жизнь людей выражается в различного рода общественных отношениях, каждое из которых состоит в известной мере из массы однородных элементов (отдельных единиц). Эти элементы, будучи взятыми вместе в определенных границах времени и пространства, образуют статистическую совокупность. Например, статистика населения отражает совокупность людей и домашних хозяйств, проживающих на определенной территории. Это массовое явление, которое складывается из множества отдельных случаев рождения, вступления в брак, перемены места жительства, смерти и т.п.

Объединяет людей в статистическую совокупность их участие в общественной жизни. В то же время, образуя некоторое целое, по ряду своих свойств и особенностей единицы статистической совокупности отличаются друг от друга. Отдельные элементы статистической совокупности, имея определённую качественную основу, объединяющую все элементы в статистическую совокупность, не всегда тождественны друг другу, а обнаруживают определенные различия.

Выявление законов формирования характеристик в статистической совокупности и влияние на них особенностей, присущих отдельным единицам, является основной целью статистической науки (например, определение численности постоянного населения и её возможных вариаций в зависимости от определенных условий жизни).

Однако значение статистической науки этим не ограничивается. Она изучает также закономерности развития (например, исследует динамику производства валового внутреннего продукта и прогнозирует значение основных его характеристик) и причинные взаимосвязи между характеристиками, процессами и явлениями. Все эти закономерности проявляются только на фоне случайных фактов, могут быть выявлены, измерены и изучены только статистическими методами и называются статистическими закономерностями.

Каким же образом статистическая наука позволяет отыскать закономерности? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться предварительно в причинах, определяющие то или иное значение характеристики (показателя) конкретной единицы совокупности.

У каждой единицы наблюдается разный состав признаков и причин, определяющих значение характеристик, и различная интенсивность их воздействия. Это обстоятельство и создаёт такое разнообразие форм и видов единиц совокупности. Например, цена на один и тот же товар зависит от качества, производителя, условий поставки, от цен на сопутствующие и заменяющие товары и т.д. И даже при наличии одних и тех же причин последствия неодинаковы по степени их интенсивности.

Статистика даёт возможность определить влияние каждого из факторов, как бы исключая при этом влияние всех остальных. В каждом конкретном случае влияние общего фактора сливается с влиянием остальных факторов и причин. Поэтому судить о степени влияния каждого фактора на основе отдельных единиц совокупности не представляется возможным, т.к. может привести к ошибочным и ложным выводам.

Ясно, что факт наличия множества причин не дает возможности получить представление о влиянии какой-то одной причины в каждом отдельном случае. Выделить же влияние одной причины из общей массы можно только при использовании специальных приёмов обобщения, которые и предлагаются статистической наукой.

Подведем некоторый итог изложенного выше: предметом статистики являются общественные отношения, выраженные массовыми явлениями и процессами, все они выступают в виде отдельных фактов, которые фиксируются с помощью статистического учета. Регистрация фактов в статистике представляет собой отражение различных признаков, свойств, характеристик по каждой отдельной единице статистической совокупности в привязке к конкретным условиям и времени. Это позволяет определить, какие из свойств присущи именно этой конкретной единице, а какие являются общими для всей совокупности.

Общественные явления и процессы обычно имеют место в наиболее сложных областях познания, где тесно переплетается влияние большого числа факторов: в экономике, социальной сфере, социологии, биологи, психологии, медицине и т.п. Именно при изучении объектов из этих областей знаний статистическая методология нашла наиболее широкое применение.

Свойства и характеристики каждой единицы совокупности, определяющие её значение для экономики, описываются системой социально-экономических показателей и атрибутивных признаков. Атрибутивные признаки отражают только качественные характеристики единиц совокупности и не имеют количественного выражения (что такое атрибут? Это ярко выраженные отличия, например, мальчик, отличается от девочки). Социально-экономические показатели отражают количественную оценку свойств изучаемого объекта.

Статистика особыми методами анализирует данные информационной базы и обнаруживает закономерности. Система методов статистики и анализа образует научно обоснованную статистическую методологию для выявления и изучения закономерностей на фоне воздействия большого числа случайных факторов.

Статистическая методология базируется на действии закона больших чисел, с которым школьники ознакомились при изучении курса математики. Он имеет строгое математическое доказательство. Сущность этого закона состоит в следующем: закономерности массовых явлений общественной жизни проявляются на достаточно большом числе единиц статистической совокупности, так как именно тогда влияние второстепенных, случайных причин, действующих как в одном, так и другом направлении, взаимно погашается и проявляется влияние основных законов общественной жизни.

Действие закона больших чисел можно пояснить на простом примере: цена на один и тот же товар, указанная в различных контрактах, различна, но при этом в основном незначительно отличается от среднего или наиболее типично значения. Закон больших чисел, погашая все индивидуальные колебания, обнаруживает общие черты элементов совокупности. В то же время закон больших чисел не может применяться там, где нет колебаний, никаких вариаций, никакой изменчивости.

Основное содержание закона больших чисел состоит во взаимном погашении индивидуальных отклонений от некоторого уровня, характерного для всей совокупности в целом. Именно в результате этого взаимопогашения и проявляются закономерности. В результате действия закона больших чисел происходит процесс компенсации влияния различных случайных обстоятельств, нейтрализации влияния отдельных причин.

Всё нехарактерное, несущественное в данной связи уничтожается, аннулируется и вскрывается закономерность, которая проявляется сквозь массу отдельных наблюдений. Каждое отдельное явление, взятое само по себе, представляется случайным, но взятое в массе и в совокупности явления обнаруживают определенную закономерность. Таким образом, общий результат перестаёт зависеть от отдельного случая.

Элементы совокупности, взятые в отдельности, имеют тот или иной случайный характер. Однако эти элементы при объединении в массу, в совокупность обнаруживают внутреннюю необходимость, присущую этой совокупности как целому.

В научном исследовании специалисты всюду встречаются со случайностями, но наука стремится сквозь эти случайности выявить и открыть закономерности. Случайная форма, в которой проявляется объективная необходимость, является в известной степени помехой на пути познания законов. Статистика преодолевает эту оболочку, обнаруживает и измеряет закономерность.

В основе большинства статистических методов лежит простая идея, согласно которой закономерность проявляется в частом повторении фактов и явлений, а то, что встречается редко, - случайно. Однако при построении методологии статистики в различных статистических дисциплинах учитываются разные её аспекты.

Математическая статистика, которую изучают школьники, является разделом математики, тесно связанная с теорией вероятностей и теорией информации. В математической статистике основное внимание уделяется аналитическому представлению закономерностей и измерению воздействия случайных факторов, их влиянию на отклонение от закономерности, определению надёжности выводов, сделанных на основе результатов статистического анализа.

Данные статистики часто подвергаются сомнению у власти и пользователей. Все мы довольно часто говорим «это невероятно», «это маловероятно», «можно утверждать со стопроцентной вероятностью, что…» и т.д., когда пытаемся спрогнозировать наступление того или иного события или явления. При этом мы обычно опираемся на интуицию, жизненный опыт и здравый смысл. Но часто такие оценки оказываются недостаточными, и бывает важно знать, на сколько или во сколько раз одно случайное событие вероятнее другого. Иными словами, нужны точные количественные оценки, нужно уметь численно характеризовать возможность наступления того или иного события. Раздел математики, посвященный исследованию количественных оценок случайных событий, называют теорией вероятности.

Статистики не верят в интуицию или экстрасенсам, для них важны научные доказательства и обоснования изменений того или иного явления в жизни людей. Для этого можно применить комбинаторику – искусство подсчета числа различных комбинаций, соединений, сочетаний тех или иных элементов некоторых множеств. Этот метод, школьники изучали, он является начальным элементом теории вероятности. Вероятности различных случайных событий в ряде азартных игр (карты, кости и т.д.) вычислили французские математики XVII века Блез Паскаль и Пьер Ферма.

В то же время это простая физическая задача, в реальной жизни людей, когда мы решаем текстовые задачи, например, про «производительность труда», то имеем дело с моделями реальности - с абстрактным заводом или домашним хозяйством, у которых всё знаем про производительность труда. В экономике или статистике принято говорить о той или иной модели – модели развития общества или производственных отношений.

Вообще при решении задач с «жизненными» условиями мы, как правило, имеем дело с двумя разными вещами. С одной стороны, в условии задачи есть вроде бы достаточно реальный объект (завод) или ситуация. С другой стороны, решая задачу, мы работаем с моделью этого объекта или ситуацией. Модель обычно упрощает реальную ситуацию и делает возможным получение ответа. Надо только точно понимать, что ответ относится к модели, а возможность применять этот ответ в реальной жизни следует еще проверить другими методами.

Сущность статистического метода состоит в наблюдении достаточного для формирования статистических выводов количества (определяется теорией вероятности) случаев, в последовательном объединении их в однородные совокупности и в получении общих и средних характеристик.

Сегодня данные статистики, её методы и показатели используются везде и всюду: в астрономии, математике, физике, химии, биологии, медицине, кибернетике, эконометрике, природно-климатических расчетах и т.д.

Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так целых стран и мировой экономики. В равной мере невозможно принятие каких-либо научно обоснованных решений в любой области деятельности, а также составление программ и стратегий развития государства. Статистика черпает свои знания из данных научно обоснованного официального учета.

У статистики есть две важнейшие функции: описательная и объясняющая. В соответствии с первой статистика характеризует количественные и качественные стороны многочисленных общественных явлений с помощью систем показателей и представляет пользователю полученные при расчетах числовые значения используемых для этого параметров. Вторая функция предполагает формирование статистических выводов, объясняющих причины и факторы, обусловившие конкретные размеры исследуемых явлений и процессов, их соотношения и пропорции.

Изменения в общественно-политической жизни общества, переход на рыночные отношения вызывали необходимость проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по развитию статистической науки и модернизации национального учета. Модернизация официальной статистики нацелена на реализацию современных теоретических и методологических проблем статистической науки и практики.

Контрольные вопросы

1. Статистика – это наука или система сбора информации?

2. Кто является автором понятия «статистика»?

3. В чем состоит сущность статистического метода?

4. Какие функции статистики Вы знаете?

5. Что такое закон больших чисел?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: