Статистический учет - основа управления национальным хозяйством




Информация является не только предметом и продуктом труда в управлении, но и средством отражения реальной действительности,инструментом эффективной работы с кадрами, собственностью, финансами и другими ресурсами. Ее ставят в один ряд с фундаментальными понятиями мироздания: веществом и энергией.

Информация может быть: учетная (первичная, статистическая, бухгалтерская, оперативная и т.д.); нормативная (законы, стандарты, классификаторы, постановления, правила и т.д.); плановая, технологическая, конструкторская и прочая. Значительную долю в информационном пространстве страны занимают сведения полученные на основе статистического учета.

Без информации в современных условиях практически невозможно эффективное управление знаниями, кадрами и производством товаров и услуг. Упорядоченную, достоверную и доступную информацию оценивают как ресурс наряду с материальными, финансовыми, интеллектуальными, энергетическими и другими видами, а также важный фактор производства. Эффективное управление знаниями и информационными ресурсами становится специфической проблемой государства и менеджмента.

Под статистической информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы представления данных. Эта информация выступает как важнейшее инструмент управления страной, регионом и предприятием, а также как средство международного сопоставления данных.

Статистический учет сегодня позволяет объективно оценить ситуацию во многих сферах жизни населения, глубже анализировать происходящие процессы для проведения эффективной государственной политики, вырабатывать оптимальные управленческие решения и прогнозирования процессов. Это стало возможным благодаря разработке и внедрению в отечественную практику новой международной методологии наблюдений и учета, в частности, системы национальных счетов, статистики цен и финансов, уровня жизни, труда и других отраслей статистики.

Главной целью любого прогрессивного общества является повышение уровня жизни населения, поэтому статистический учет стремится отразить и измерить эти явления и процессы с наибольшей точностью. ООН в специальной резолюции рекомендовала странам мира: «Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост, социальную справедливость и стабильность в обществе».

В Конституции Российской Федерации (статья 7) записано: "Россия – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осущест­вляется через систему власти. С другой стороны, властные структурынесут ответственность перед народом за проводимую государственную политику, которая должна быть направлена на создание условий и возможностей населения, обеспечивающих их конституционное право на благополучную жизнь.

Для оценки эффективности деятельности органов власти и управления, статистическая система организует постоянные статистические наблюдения с целью измерения результатов общественных отношений. Анализ изменения показателей и тенденций уровня жизни населения позволяет судить о том, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.

Под управлением любой деятельности понимается направленное информационное воздействие органов власти на социально-экономические, демографические, экологические и хозяйственные процессы. Собственно управление сводится к учету всех процессов и явлений, постановке конкретных задач, принятию оптимальных решений, организации контроллинга, регулирования и оценки полученных результатов.

Статистическая информация является основой разработки и реализации стратегии развития и управленческих решений о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении тактических и стратегических задач. Например, для постановки конкретных задач по управлению знаниями, кадрами и производством на предприятии необходим значительный объем первичной, статистической, бухгалтерской, оперативной, нормативной и другой информации. Кроме того, на всех уровнях власти и управления требуются законодательство, система классификаций и кодирования, международные нормы и стандарты, программы развития и прогнозы.

Потребность в информации испытывают не только органы государственной власти и управления, но и руководители предприятий и организаций, предприниматели и ученые, средства массовой информации и население.

В ХХ веке подавляющее большинство стран мира пришло к пониманию необходимости государственного регулирования и управления знаниями, персоналом и производством благ. На это решение оказала влияние Великая депрессия 30-х годов и мировой финансовый кризис 2008 года, с одной стороны, и развитие макроэкономической теории, с другой, которые послужили значительным стимулом к работам в области статистики.

Многие экономисты-теоретики стремились пересмотреть основные принципы статистики и учета деятельности предприятий в условиях свободного рынка. Именно в организации саморегулирующего механизма рыночных отношений («невидимая рука рынка» по теории Адама Смита) возникли сомнения ученых, и было научно доказано, что наибольшая социально-экономическая эффективность достигается при взаимодействии государства и бизнеса. Государство обязано создать оптимальные условия жизнедеятельности населения и предприятий, а бизнес - обеспечить для них возможности дляувеличения доходов и прибыли.

Оптимальные и справедливые условия деятельности предприятий могут обеспечить только органы власти и управления, они способны повлиять на инфляционные процессы и деятельность монополий, принять меры для снижения безработицы и бедности, устранить диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, ликвидировать последствия наводнений, землетрясений и других природных явлений. Поэтому эти и многие другие явления преодолеть без государственного вмешательства порой невозможно.

Приоритет теории спроса над теорией предложения предлагался учеными, допускающими государственное регулирование экономических процессов (Дж. М. Кейнс, В.В. Леонтьев, Р. Стоун и др.). Напротив, ученые-либералы (Дж. Мутом, М. Фридмен, Н. Уоллес и др.) отвергали государственное вмешательство в рыночные отношения, они пытались доказать, что рынок сам все отрегулирует.

Идеи государственного регулирования и оптимизации отношений на рынке приняты государствами многих стран мира. Разработаны основные формы и механизмы воздействия на экономические и политические процессы, посредством проведения внутренней и международной государственной политики, осуществления стимулирования социально-экономических и других общественных процессов.

Чаще всего применяются следующие виды государственного регулирования:

- административно-правовое (административное: лицензирование, квотирование, рационирование, стимулирование инвестиционной активности, определение приоритетов; правовое: гражданское, уголовное, административное, хозяйственное законодательство, антимонопольное, антидемпинговое, таможенное и т.п.);

- прямое экономическое ( выделениесубвенций, субсидий, дотаций, пособий, льготное кредитование, выделение и стимулирование инноваций и инвестиций);

- косвенное экономическое ( денежно-кредитное:налогообложение, внешнеэкономическое регулирование, валютный контроль, страхование, контроль за ценами; корпоративное: создание многоотраслевых корпораций и конгломератов, финансово-промышленных групп и т.п.);

- программы общественных расходов ( социальное: адресное распределение ресурсов, определение социальных нормативов, создание эффективных институтов и инфраструктуры, установление критериев распределения доходов, активной социальной защиты населения и т.п.).

Регулирующие меры позволяют смягчить незащищенное население от негативных последствий кризисных явлений и дикого рынка. Кроме того, только государство способно обеспечить мир и согласие в обществе, уравновесить доходы и расходы, экспорт и импорт, потребление и производство, снизить социальное напряжение, эффективное и рациональное использование имеющиеся ограниченные людские, природные, материальные, финансовые и другие ресурсы.

В то же время для квалифицированного регулирования государственными органами экономической деятельности необходима достоверная статистическая информация, которая объективно бы отражала реальную действительность, ход и результаты процесса воспроизводства. С этой целью во всех странах функционируют службы государственной статистики, которые организуют постоянные наблюдения и учет социально-экономической деятельности, строят системы взаимоувязанных обобщающих показателей, характеризующих масштабы и тенденции в развитии национального хозяйства.

Основой построения такой системы показателей служат экономические теории, раскрывающие законы развития общества: теория воспроизводства, теория равновесия, теория стоимости, теория потребностей и другие. От решения теоретических вопросов в этой области зависит разработка концепции, методологии расчета и анализа обобщающих показателей, которые образуют фундамент социально-экономической статистики для разработки государством стратегии и политики развития страны.

Существует две основные концепции производства:

- марксистско-ленинская концепция материального производства;

- расширенная концепция воспроизводства.

Марксистско-ленинская концепция материального производства признает производительным лишь тот труд, который направлен на создание воспроизводимых материальных благ. В процесс производства не включается труд в сфере услуг и производство не воспроизводимых материальных благ (например, программные продукты, проекты, создание произведений искусства и т.д.). Труд, затраченный в так называемой непроизводственной сфере деятельности, считался общественно полезным, но непроизводительным. Ошибочно утверждалось, что отрасли социальной сферы, не участвуют в создании национального дохода. Недооценка роли услуг приводила к застою и отставанию в развитии капитала.

Расширенная концепция воспроизводства включает в себя создание материальных и нематериальных благ и услуг. Главный критерий оценки любой деятельности – это прибыль и доходы. Поэтому материальные блага и социальные услуги, обладающие полезностью, в настоящее время включаются в состав национального дохода. Эта расширенная концепция воспроизводства с теми или иными модификациями применяется в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Принципиальное значение для организации национального учета имеетвыбор теоретической концепции и модели производства, от которых зависит выбор методологии расчета обобщающих показателей социально-экономического развития страны, на основе которых разрабатывается стратегия и тактика деятельности власти.

Для повышения эффективности управления знаниями о человеческом, финансовом и нефинансовом потенциалах потребуется разработка стратегии развития и комплексной системы учета и измерения любой деятельности, механизмов управления, контроля и ответственности кадров.

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», принятой в 2008 г., отмечено, что увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, т.е. развития человеческого потенциала. Интеллектуальный капитал становится главным источником при создании эффективной экономики.

Государство научилось методами официального учета измерять количество и состояние основного капитала (фондов) и финансового капитала (денежного). Однако с достаточной точностью измерить человеческий потенциал пока не может, хотя он так же, как фонды и деньги, постоянно изнашивается. Общепризнанной теории человеческого капитала и критериев оценки важнейшего ресурса любого государства пока не создано. Нет единства взглядов среди ученых на принципы и методы при характеристике ценности труда и знанийконкретного индивида или домашнего хозяйства.

Основные противоречия ученых при формулировке понятия “человеческий потенциал” содержатся, по нашему мнению, в основах чисто политэкономического и идеологического характера: в оценке деятельности человека по труду или по имеющемуся у него капиталу; в государственном регулировании социально-экономических процессов или их либерализации; в социализации или капитализации человеческого капитала.

Модель комплексной стратегии управления информацией о человеческом, нефинансовом и финансовом потенциале приведена ниже.

 

          Система ответственности          
        Система показателей        
      Система бюджетирования      
    Система планирования и контроллинга    
  Система национального учета и отчетности  
Первичный Бухгалтерский Статистический Оперативный Похозяйственный
Единая информационная система государства
                             

Рис.1.2. Модель информационной системы стратегии развития

 

Содержательная часть предлагаемой модели предусматривает развитую систему национального учета, которая преимущественно поддерживается корпоративной информационной системой стратегии развития, включающей основные учетные и управленческие методики: сбора, обработки, анализа, использования информации и контроля за достижением конечных целей государства и предприятия.

Контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, учетом, планированием и управлением информацией.

Система индикативных показателей должна концептуально строиться на единой методологии (например, СНС), позиционировать в совокупности с другими обязательными для государства и субъектов хозяйствования элементами общего менеджмента.

С истема бюджетирования или бюджетного управления представляет собой распределение ограниченных ресурсов для оценки целесообразности притока и оттока активов, а также повышения эффективности управления экономикой.

Система планирования и ответственности охватывает все необходимые ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, инновационно-инвестиционные и т.д.) и системы мотивации (ответственности) за рациональное использование ограниченных ресурсов.

Система национального учета отражает результаты общественные отношения, важнейшие направления деятельности государства.

Статистический учет способен обеспечить объективную оценку эффективности деятельности исполнительной власти, работы руководителей и наемных работников, создать информационные условия для расширенного воспроизводства и экономического роста, увеличения потребления и степени удовлетворения потребностей населения и предприятий, что в конечном итоге позволит объективно отразить качество жизни домашних хозяйств.

 

Контрольные вопросы

1. На каких концепциях основывается статистический учет?

2. Какая роль и значение статистического учета для управления экономикой?

3. Какие виды государственного регулирования Вы знаете?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: