Прусская политика онемечения поляков стоила до сих пор 1 миллиард марок. Почему «п о л н е й-ш е е банкротство»? (161).
Немецкая школа озлобляет поляков: польские дети «знают вместе с тем по собственному опыту всю горечь чужеземного господства, так как ведь нет более глубокого оскорбления национального сознания», как с языком (162).
Поляки полонизируют города. Из четырех сословий (дворянство, духовенство, крестьяне, буржуазия) только последнее непримиримо. Немецкая колонизация озлобляет и сплачивает поляков национально. Бойкот торговый: «свой к своему».
Поляков нельзя «примирить» (с. 171), их надо разделить, помочь созданию прусско-польской партии (172).
«Примирившиеся поляки также остаются, конечно, по идее, как мы выразились, «пруссаками на срок»» (с. 174) — это-де неизбежно, но надо вести такую политику, чтобы «идеально возможный срок отказа (Kiindi-gung) никогда не стал фактическим».
«Для всякой иностранной политики имеет большое значение, какой репутацией пользуется народ у других великих культурных народов. Немецкий народ — на этот счет не следует предаваться никаким иллюзиям — самый нелюбимый из всех, и отнюдь не только зависть, на которую у нас охотно ссылаются в свое оправдание, заставляет другие народы так косо смотреть на нас. Наша неправильная национальная политика — вот что не в малой степени сделало нас столь ненавистными повсюду» (175): поляки и датчане (NB) всему свету кричат про нас!!
«НАРОДНЫЙ ГОЛОС» (ХЕМНИЦ)
«ПРОТИВ ОБОИХ ЮНИУСОВ»
«Volksstimme» (Хемниц), приложение к № 131 (8. VI. 1916).
Статейка: «Против обоих Юниусов».
«Кто судит только по чудовищным жертвам и тяготам этой войны, кто говорит только в порыве ожесточения и отчаяния, тому, разумеется, вообще нельзя ничего доказать политически. Но кто не хочет решать вслепую, кто исследует и мыслит, для того положение теперь, пожалуй, уже совершенно ясно. Наши читатели знают из наших сообщений о брошюре Юниуса, которая ставит себе задачей уговорить немецкий пролетариат, что он больше всего заинтересован в поражении Германии, что на это рабочий класс должен направить всю свою силу. Это не случайность, что анонимный автор пангерманской брошюры, травящей рейхсканцлера, вышедшей из кругов тирпицев-ской фронды и аннексионистской и кровожадной до безумия, назвался Junius Alter, вторым Юниусом. Оба Юниуса, пропагандирующие: один — поражение Германии, другой — мировое господство Германии, фактически действуют на руку друг другу. И, читая брошюру первого Юниуса, мы не раз сомневались, точно ли она написана каким-нибудь потерявшим всякий здравый рассудок
|
социал-демократом, а не просто-напросто русским провокатором! Германский рабочий класс прогонит прочь обоих Юниусов. Он будет и дальше вести упорную борьбу против внешних врагов, пока они не выразят готовности заключить разумный мир, и против внутренних врагов, желающих проливать драгоценную немецкую кровь ради безумных завоевательных планов. Такова политика социал-демократии, и история рабочего движения поблагодарит вождей, которые в эти дни так энергично представляют ее в рейхстаге наперекор всем нападкам и клевете».
Конец. Вся статейка.
«совершенно правильно»;
«Volksstimme» (Хемниц), 1916, № 133 (суббота, 10 июня 1916):
«Совершенно правильно. По поводу наших замечаний о речах по колониальному вопросу товарища д-ра Ленча «Bremer Burger-Zeitung» пишет:
|
«Хемницкий «Volksstimme» придает, по-видимому, значение прекращению партийной распри. Он при этом, вероятно, спекулирует на тех перспективах, которые открываются для объединения социал-патриотов, социал-империалистов и социал-пацифистов благодаря поведению даже крайне левого крыла партийного центра. Хемницкий партийный орган, пожалуй, при этом не ошибается. Что же касается левого радикализма, то на его воссоединение с социал-патриотами газета, конечно, рассчитывает напрасно».
Мы можем подтвердить бременской газете, что ее мнение совершенно правильно. Мы действительно придаем огромнейшее значение тому, чтобы партийная распря прекратилась или же, по крайней мере (sic!), была поставлена в такие рамки (sic!), чтобы она не создавала больше угрозы организационному единству. Мы и сейчас еще твердо надеемся, что социал-пацифисты — это означает на жаргоне «Bremer Burger-Zeitung» группу Гаазе — Ледебура — вновь соединятся с социал-патриотами (под последними подразумеваемся мы) и с социал-империалистами — тут имеются в виду профсоюзные лидеры Ленч, Кунов и т, д. — в единую, сплоченную
II социал-демократию. Что группа Рюлэ — Книфа, которая уже заявила, что раскол партии есть предпосылка ее дальнейшей деятельности» (курсив хемницкого «Volks-stimme»), «не пойдет на это, нам известно. Но эту потерю пролетариат может выдержать без ущерба для своей боеспособности».
((вся статейка)) «БРЕМЕНСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ГАЗЕТА»
«ИСГ И ГРУППА «ИНТЕРНАЦИОНАЛ»»
|
«Bremer Burger-Zeitung». 1916, № 139, 16. VI. 1916. «Интернациональные социалисты Германии и группа «Интернационал»» 62
Товарищ Книф пишет нам из своего отпуска:
««Bremer Biirger-Zeitung» поместила позавчера к воззванию группы «Интернационал» редакционное примечание, которое может способствовать распространению ошибочных взглядов на отношения между Интернациональными социалистами Германии (ИСГ) и группой «Интернационал»».
Мы-де не раз говорили об отношении этих групп, особенно в № 77 (от 31. III.) в передовой.
Там можно прочесть:
«Оппозиция состоит из двух принципиально различных групп: из партийного центра (Каутский... Гаазе — Леде-бур... «Die Neue Zeit»... «Leipziger Volkszeitung», «Vor-warts»)... и леворадикализма, к которому принадлежат... ИСГ и группа «Интернационал»... («Lichtstrahlen», «Bremer Biirger-Zeitung», брауншвейгский «Volksfreund», «Der Sozialdemokrat» (Штутгарт)), а также, хотя и не вполне последовательно, некоторые рейнские органы».
Брауншвейгский «Volksfreund» был леворадикальным под редакцией Тальгеймера — теперь же, под редакцией Веземейера, он «представляет точку зрения центра».
В № 74 (28. III.) «Bremer Burger-Zeitung» напечатала (в отсутствие Генке) заметку из брауншвейгского «Volksfreund» о том, что эта газета стоит (тогда стояла) на позиции группы «Интернационал» (и в «руководящих тезисах писем «Спартака»» видит свою «тактическую и принципиальную программу»)...
«ИСГ и группа «Интернационал», стало быть, не идентичны. Обе представляют леворадикализм и характеризуются в тактическом отношении особенно своей оппозицией против партийного центра и «Социал-демократического делового сотрудничества». Но в то время как ИСГ заняли эту позицию с самого начала, группа «Интернационал» лишь постепенно отошла от оппозиции, которая группировалась вокруг Ледебура — Гаазе. «Bremer Btirger-Zeitung» приветствовала в свое время этот процесс как дальнейший шаг, вносящий ясность (№ 74, 28. III.)... Группа «Интернационал» повела с тех пор резко и энергично борьбу против «Социал-демократического делового сотрудничества» в своих письмах «Спартака»»
(цитировано из последнего письма «Спартака»).
«В этом своем отношении к частной собственности» (частной собственности «Социал-демократического делового сотрудничества»??) «ИСГ и группа «Интернационал», как сказано, целиком согласны между собою, хотя они и расходятся в некоторых других вопросах».
Обе группы работают «в рамках данной организации», «пока это не окажется для них невозможным из-за тирании партийной бюрократии»...
Это-де все важно, ибо часто делают ошибки и пытаются «стереть границу между центром и леворадикализмом»...
«Как далеко еще продвинутся обе группы по пути обособленного организационного существования, это, конечно, целиком зависит от развития внутрипартийных отношений. Во всяком случае в интересах ясности следует приветствовать, что они и внешне разнятся своими именами». (Конец.)
Иоганн К н и ф
ГЕНКЕ. «НЕ ИДЕНТИЧНО, НО ТО ЖЕ САМОЕ»
Ibidem, № 140 (17. VI. 1916).
Ответ Генке. «Не идентично, но то же самое»...
...«Я не помнил уже, чтобы мне приходилось читать о различии обеих групп и их высшем единстве в леворадикализме. Этой забывчивости, быть может, способствовало отсутствие какого-либо интереса к таким сектантским группировкам».
«Я сам не принадлежу ни к той, ни к другой группе»...
я-де всегда стоял за «социалистические принципы» etc. etc. и т. д. фразы, ничего точного.
Генке
«ЕЩЕ ОДНО ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ В БРЕМЕНЕ»
№ 141 (19. VI. 1916) — перепечатка воззвания о «Рабочей политике» (еженедельное леворадикальное издание),
ЛИТЕРАТУРА О МИЛИЦИИ Милиция, армия — etc,
«Социал-демократия в армии. Реформа военной службы
в Германии в целях борьбы с социализмом». Иена,
1901 (Штамгаммер III). Гастон Мош. «Армия одного демократического государ-
ства». Париж, 1899 (по-немецки, Штутгарт, 1900). П. Швердт. «Офицер и социал-демократ». Мюнхен (Р. Абт),
1899? (Штамгаммер III). Лёбель. «Как противодействовать социал-демократии в ар-
мии?» Берлин, 1906 (2-е издание 1907). Р. Гюнтер. «Военное дело и социал-демократия» («Grenz-
boten». 1899, I). Ж. Шармон. «Армия и демократия» («Revue politique et
parlementaire». VI. 1900). «Военные и социал-демократия» («Neue Zurcher Zeitung»,
1907, 17-18. IX). К. Блейбтрей. «Армия демократии» («Die Zeit», Вена,
21. VII. 1900, № 303). фон Микос. «Социализм и армия». Гюнс, 1907. «Революционный социализм в германской армии». 4-е из--
дание. Париж (Эйтель), 1901. «Армия и стачки». Локарно, 1906. «Армия при стачках» (стачка X. — XI. 1902) лейтенанта 3,
(Париж, 1904) («Социалистическая библиотека»,
№ 23-4),
Артур Дикс. «Социал-демократия, милитаризм и колониальная политика на конгрессах социалистов». Бер-лин, 1908.
Анри Бейли. «Милитаризм, средства борьбы с ним». Лион, 1903.
Каутский. «Милитаризм и социализм в Англии». «Die
Neue Zeit», 18, I (1899-1900).
» «Шиппель и милитаризм». «Die Neue Zeit», 17, I
(1898-9).
P. Люксембург. «Социальная реформа или революция?» (Приложение: «Милиция и милитаризм»). Лейпциг, 1899. 2-е издание 1908.
Карский. «Международное право и милитаризм». «Die Neue Zeit», 17, 2 (1898/9).
К. Лейтнер. «Антимилитарист (К. Либкнехт)». «Die Neue
Gesellschaft». 1907, 20. III.
» «Армия и революция». Ibidem, 1906, 36.
«Цепной пес капитала» (Антимилитаристская лига). Цюрих, 1906.
«Позиция швейцарского рабочего класса в военном вопросе. Протоколы партийного съезда». О л ъ т е н (11.11.1906). Цюрих, 1906.
«Милитаризм и социал-демократия». «Die Neue Zeit», 19, 2 (1900-1).
Скиави. «Милитаризм и итальянские социалисты». «Le Mouvement Socialiste». 1903, № ИЗ.
К. Эмиль. «Антимилитаризм». «Die Neue Zeit», 25, 2 (1907). » «Буржуазные партии и милитаризм». «Die Neue Zeit», 25, 2 (1907).
Пьер Рамюс. «Историческое развитие антимилитаризма», («Kultur und Fortschritt», 153.) Лейпциг, 1908.
Деймиг. «Жертвы милитаризма». «Die Neue Zeit», 18, 2 (1899-1900).
Э. Вальтер. «Военная организация и рабочий класс», Цюрих, 1907.
К. Либкнехт. «Милитаризм и антимилитаризм». Лейпциг, 1907,
ЛЕНЧ О МИЛИЦИИ (1912)
П, Ленч. «Милиция и разоружение». «Die Neue Zeit», 1912 (30, 2).
?.? каша!! ?? |
— между прочим, такая фраза: «Милиционная система есть организация вооруженных сил демократического государства, имеющая своей целью обеспечить как внешнюю, так и внутреннюю безопасность страны. Для завоевательных войн милиция во всяком случае непригодна, и именно поэтому мы и стоим за нее» (с. 768).
Здесь же цитата из Энгельса, 1865 (выписать), какое-де большое государство верх возьмет, рабочим все равно, но обучаться ли военному делу, им не все равно.
ЭНГЕЛЬС О РАБОЧЕМ КЛАССЕ В АНГЛИИ»3
В этой же статье цитата из Энгельса (очевидно, из предисловия к новому изданию «Положения рабочего класса») (с. XXIII из «Положения», 2-ое издание).
Энгельс о рабочем классе в монополии Англии |
Энгельс об английском социализме |
«Пока сохранялась промышленная монополия Англии, английский рабочий класс в известной мере принимал участие в выгодах этой монополии. Выгоды эти распределялись среди рабочих весьма неравномерно: наибольшую часть забирало привилегированное меньшинство, но и широким массам хоть изредка кое-что перепадало. Вот почему, с тех пор как вымер оуэнизм, в Англии больше не было социализма. С крахом промышленной монополии Англии английский рабочий класс потеряет свое привилегированное положение. Наступит день, когда он весь, не исключая привилегированного и руководящего меньшинства, окажется на таком же уровне, на каком находятся рабочие других стран. И вот почему социализм снова появится в Англии» *,
* См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 23, стр. 102. Ред.
БЮРКЛИ. «ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ НАШЕГО ВОЕННОГО ДЕЛА»
Карл Бюркли. «Демократизация нашего военного дела». Цюрих, 1897. (Доклад 15. XI. 1896 на съезде социал-демократической партии в Винтертуре.) Уже в самом начале (с. 5), что буржуазия (Швейцарии) «привела лишь к ухудшенному изданию монархического милитаризма; подражать загранице, ввести у нас некое ново-пруссачество — вот к чему она неустанно стремилась».
КАУТСКИЙ 1910 и 1912
КАУТСКИЙ. «КОПЕНГАГЕНСКИЙ КОНГРЕСС»
«Die Neue Z е i I», 1910 (28, 2) (26. VIII. 1910). К. Каутский. «Копенгагенский конгресс»
с. 776: «В случае войны между Германией и Англией речь будет идти не о демократии, а о мировом господстве, т. е. об эксплуатации мира. Это — не такой вопрос, при котором социал-демократы должны были бы стоять на стороне эксплуататоров своей нации» (и далее (и раньше) прямо против Гайндмана).
Сравнить его же XXIII, 2 (о патриотизме и войне)*.
КАУТСКИЙ. «ЕЩЕ РАЗ РАЗОРУЖЕНИЕ»
и ха-ха!!! |
К. Каутский, 1912 (30, 2), 6. IX. 1912, статья «Еще раз разоружение», с. 851: «Исходный пункт идеи и названия империализма — объединение всех составных частей английских владении в одно замкнутое в себе гигантское государство, в империю, — этот исходный пункт в последние годы совершенно отошел на задний план и может считаться практически оставленным».
с. 850—851: империализм не есть «естественное, необходимое стремление» капитала к расширению etc., а лишь «особая метода» — именно: насилия.
* См. настоящий том, стр. 596—597. Ред.
КАУТСКИЙ О РЕЛИГИИ»1
!!?? Каутский о религии |
К. Каутский о религии. Между прочим с. 353: «наш агитатор» на вопрос о религии «должен отвечать, что этот вопрос на собраниях нашей партии не ставится и не разрешается, потому что мы хотим сделать религию частным делом отдельных лиц, а от государства требуем, чтобы и оно смо-трело на нее так же»... [пошляк!]
СОЦИАЛИСТЫИ НЕГРЫВ АМЕРИКЕ 65
отношение к неграм NB: социалисты и негры: негры и социали- с т ы!! |
Социалистическая партия и негры в Америке: с. 382 — 3: «.Индустриальные рабочие мира»66 за негров. Отношение Социалистической партии «н е вполне единодушное». Одно воззвание за негров 1901. Только!!!
Ibidem, с. 592: в штате Миссисипи социалисты организуют негров «в особые местные группы»!!
УКАЗАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
«Die Neue Zeit», 32, 1 (1913-14). Энгельс. «Об авторитете», Маркс, «Политический индифферентизм» 67. Рязанов против Брупбахера (и его защитника Ме-ринга) NB «Движение за выход из церкви»: ряд статей. «Die Neue Zeit», 30, 2 (1912, IV. — IX.). Статьи Каутского (и Ленча) о милиции и «разоружении». Ibidem Гримм о швейцарской милиции.
28, 2 (К. Каутский о Копенгагенском конгрессе 1910 и
«разоружении». Idem Ротштейн).
29, 1: Ротштейн против Гайндмана,
29, 2: Квелч о том же,
БЕЛЬФОРТ-БАКС ОБ ИМПЕРИАЛИЗМЕ (1900)
«Die Neue Zei t», XIX, 1 (1900—1) (21. XI. 1900), с. 247.
Белъфорт-Бакс. «Широко распростра- NB: 1900 ненный ошибочный вывод».
империализм об империализме |
«Одно из наиболее частых заблуждений, на которые наталкиваешься при обсуждении вопросов об империализме и новой колониальной политике, по-видимому, проникло в некоторые социалистические головы».., И дальше разбирается довод тех, кто за колониальную политику из-за прогрессивности капитализма. Бакс опровергает их...
...«Капиталистически-нацио-н а л ъ н ы й империализм — вот ответ, который дает капитализм международной социал-демократии... Всемирная история стоит сейчас перед таким поворотным пунктом — либо национально-капиталистический империализм, либо интернационально-социалистическая демократия!»...
...Современная хозяйственная система... (поскольку она овладевает новыми сферами деятельности)... «получает искусственное продление своего существования»...
между прочим полемика Бернштейна с Каутским. Бернштейн напоминает, что Бельфорт-Бакс уже в 1896/7 г. ругал Бернштейна, а Каутский-де тогда был за Бернштейна. Каутский отвечает: Бакс-де договорился тогда до того, что «лучше рабство, чем капитализм» — буквально — и я-де ни тогда ни теперь за Бакса так не стою, считая это «сентиментальным утопизмом». Но я-де всегда был против колониальной политики.
ср. <d)ie" Neue Zeit», XIX, 1 (1901), с. 804: N. В. о гниении Англии и об империализме. «Die Neue Zeit», XX, 1, с, 209: «Социальный империализм» (фабианцы), с, 243, «империалистически-социальная эра»,
О ДЕБСЕ
«Die New Zeit*, 1913—4, 32, 1, с. 1007—8. Д е б с в «Международном социалистическом обозрении» (1913, март) за единство Социалистической партии + Социалистической рабочей партии68 (Дебс основатель союза «Индустриальных рабочих мира») и союза «Индустриальных рабочих мира» против Американской федерации труда. Против Дебса бешено «New Yorker Volks-z e i t и n gt>, 7. III. 1913, говоря, что Дебс злоупотребляет своей «привилегией говорить глупости» (sic!), что-де «Индустриальные рабочие мира» = ноль, что Американская федерация труда = «американское рабочее движение» и что «невозможно «воспитывать в прогрессивном духе» рабочее движение данной страны посредством создания так называемых революционных организаций с радикальными программами» (sic!)... (Явно, и там обычная картина: «New Yorker Volkszeitung» = «ортодоксы», каутскианцы, а Дебс — революционер, но без ясной теории, не марксист.)
ИТАЛЬЯНСКИЕ И ПОЛЬСКИЕ РАБОЧИЕ В ШВЕЙЦАРИИ
Я. Л о р е н ц. «К вопросу об итальянцах в Швейцарии».
Цюрих?
» «Польские рабочие в Швейцарии». Цюрих,
1910. Указание литературы. Был мятеж итальянцев в Цюрихе 26-29. VII. 1896.
Число их: 1860 — 9 тысяч 1870 - 18 1900 - 117 Нищета ужасная. Пример: в 3-х комнатах 5 0 ч е л о-в е к!! (16 стр.). Углы, нары, 10—20 сантимов ночлег etc.
ср. его же в «Neues Leben», 1916, 1 |
в 1910 г. — 400 человек. Нищета ужасная.
Плата 1.50 фр. — 1.60 в день на хозяйских харчах
бывают и «побои» (с. 11)
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ В КАНАДЕ
Рабочее движение в К а н а д е («обуржуазилось »)
Рабочее движение (обуржуазилось) в Канаде |
42 человека... 1/3 всего богатства |
...«Квалифицированная часть р а-6 о ч е г о класса, особенно говорящая по-английски, совершенно обуржуазилась. Ее взгляды на профессиональные. союзы еще целиком совпадают со взглядами старых, узколобых английских тред-юнионов. К тому же в духовном отношении они еще полностью во власти церкви. Считаться «отщепенцем» — величайший позор, «респектабельность» —. высшая честь». Это становится иначе: дух недовольства... дороговизна. «42 человека держат сейчас фактически в своих руках больше одной трети всех богатств страны»....Мелкая буржуазия, особенно в сельском хозяйстве, против трестов. («Die Neue Zeit», 1913—4, 32, 1, с. 382, пересказ статьи Густава Мейера: «Аграрное недовольство в Канаде» из «The New Review», 1913, сентябрь.)
Южная Африка |
«вожди рабочих» узкие, бессердечные, старые тред-юнионисты |
Ibidem, с. 3 8 4, о Южной Африке («Ранд»). Рабочие из китайцев, кафров и белых (разоренных бурской войной). Гнусности без числа со стороны английских капиталистов, хозяев рудников и правительства. Понемногу развивается классовая борьба всех наемных рабочих, но медленно «в значительной степени из-за нерешительности, узости и бессердечия Рабочих вождей, еще целиком находящихся во власти старого тред-юнионизма» (из «The International Socialist Review», 1913, октябрь, пересказ).
ЛИССАГАРЕ. «ИСТОРИЯ КОММУНЫ1871»
Лиссагаре. «История коммуны». 1894, с. 193 (эпи
граф к 17-й главе): «Если бы французская нация
состояла из одних только женщин, какая бы это
была ужасная нация». «The Daily News», май 1871.
~—
Новый швейцарский военный закон принят 3. XI, 1907: + 329 953 - 267 605
МОНОПОЛИИ И ТЕХНИКА
Тресты, монополия и техника:
{(Монопольные образования скорее тормозят, чем ускоряют это техническое совершенствование, которое одно только обеспечивает развитие экспортной способности» («Die Neue Zeit», 32,1,1913—4, с. 383, пересказ статьи Луи К. Фрайна. «Концентрация, монополия, конкуренция: новое направление в народном хозяйстве», в «The New Review» (Нью-Йорк) (1913, сентябрь)),
ЛЕНЧ. «СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ, ЕЕ КОНЕЦ И ЕЕ УСПЕХИ»
П. Ленч. «Социал-демократия, ее конец и ее успехи», Лейпциг (Гирцель), 1916 (предисловие 22.V.1916). с, 11—12. Маркс только-де знал «насмешку» по отношению к таким «благонамеренным представлениям», как разоружение, «право самоопределения * народов» etc. (с. 41: «старая мелкобуржуазная догматика»)
с, 15------ с 90-х годов социал-демократия
«постепенно сбрасывает с себя все, что
в ней было сектантского».., (надежды на
1000-летнее царство-де и т. п. отпали etc.).--
Все-де оценивали с «агитаторской» точки зрения (17)...
«период энтузиазма» германской социал-демократии...
• Слово «самоопределения» в рукописи соединено стрелкой с позднейшей припиской; «(с, 41; «старая мелкобуржуазная догматика»)». Ред. |
(еще и 1889 с решением о 1.V.).
Рост империализма — конец 19 века — Англии, Фран- ции и Германии тоже (26—27)...
Рост ревизионизма: оба направления (и ревизионизм и радикализм) были необходимы и полезны (31—5)...
Маркс и Энгельс были не «мелкобуржуазно сентиментальны»: «Они знали, что на войне малость стреляют» (39)...
62 — 68. Надо бы голосовать 4 августа против кредитов (на деле все было бы так же), а 2. XII. 1914 — за, ибо интернациональность нарушили французы и англичане. [Жулик!!] Это бы уменьшило интернациональную ненависть к немцам и тем усилило их национальное дело: 69—70.
Ну, и жулик!!!
«Крах Интернационала» (глава 3) — в том, что французы и англичане пошли за войну (sic!!).
Конечно, будет и III Интернационал, только «менее утопичный» (112) и более сознательный к своей «хозяйственной основе»...
«Чем более зрелым был тот или иной пролетариат, тем активнее был он на войне» (ИЗ) — это положение Реннера-де «неверно», ибо не «зрелость» причина поведения в Англии и Франции, а борьба за мировое господство против Германии.
Английские рабочие защищали свое (монопольное) исключительное положение и свои привилегии (114—5)...
Аристократическая верхушка (115) английского про-летариата.
Говорить о международной солидарности рабочего класса «слишком рано» (117), пока есть нации-эксплуататорши, пока нет «равновесия» «держав» (116)...
и «каталог благочестивых пожеланий» (право на само-определение (мелкобуржуазно etc.), против аннексий etc.) — абстрактен, не считается с конкретной (121) за-дачей войны — сломить «классовое господство» (114) (+122) Англии, ее монополию (122), «исключительное положение» (120)...
— это «революция» (123 и предисловие), вот что есть теперешняя война!! «подъем этого» (пролетарского) «класса хотя совершается под гром революционной всемирной войны, но без молний революционной гражданской войны»... (124) (курсив автора). «Потрясение английского мирового господства» = революция.
подводные лодки и цеппелины (125)... «начало конца» английского господствующего положения (126) (их роль еще сильнее будет потом, после войны)
131 — В последние 3—4 десятилетия 19 века Англия
прибавила к своим колониям 15 миллионов кв. км.
еще 15 миллионов *
ср. цифры мои
Англия + Франция + Россия = «синдикат для раздела мира» (132 и в др. местах) с целью «weltpolitisch aushungern» Германию ** (132). 175: почти половина рабочего класса Англии лишена избирательного права. «Принцип организации» — вот суть прусской истории. Отсюда — сила Германии. Она, ближе всего к «социальной революции» (184), она — «революционный принцип», Англия — «реакционный». 186: «Символический визит в дом берлинских профсоюзов»... (правительство признало роль профсоюзов). (Хвала вождям профсоюзов) (185—6.) 188 — Я-де назвал сие «военным социализмом», и это слово приобрело «международное право гражданства». 195: Новые расходы (4 миллиарда в год) после войны неизбежно поведут к обобществлению и монополиям. 198: «Демократизация организации армии» — отсюда же... = «вооружение народа» (204) = смысл «нашей социал-демократической» программы.
* См. настоящий том, стр. 229. Ред. •* Непереводимое выражение. Дословно: «уморить Германию голодом в отношении мировой политики», т. е. взять Германию измором, лишив ее возможности вести мировую политику. Ред.