Основанная в 1790 году первая «школа» для глухих детей не была школой в обычном смысле слова, а представляла собой интернат для глухих детей и взрослых, обеспечивающий не только проживание и обслуживание, но и интеллектуальное и профессиональное развитие воспитанников.
Такое учреждение не является специфичным только для оказания помощи глухим детям, примерно до середины XIX века интернат является важнейшей организационной формой обслуживания инвалидов. Выбор такой организационной формы имеет как прагматическую, так и содержательную основу: недостаточная обеспеченность, ограниченные возможности транспортировки и стремление оградить ребенка-инвалида от общественного непонимания. Интернат как организационная форма подвергается критике при переходе к интеграции инвалидов в общество. Началом этой критики является дискуссия по вопросу способа подготовки детей-инвалидов к интеграции в обществе: готовить ли их путем воспитания в интернатах, через специальное образование или через массовое образование?
По следам этой дискуссии на рубеже веков, помимо интернатов, создаются также дневные школы для глухих детей. Таким образом, возникает ситуация, при которой существуют два типа оказания помощи глухим детям: один - в виде интернатов и другой - в виде дневных школ. Такая ситуация существует и по сей день. В Нидерландах сейчас насчитываются три интерната и две школы для глухих детей.
Первоначально данные учреждения были направлены на работу как с глухими, так и со слабослышащими детьми. Однако очень скоро стало целесообразным разделить глухих и слабослышащих детьми, что приводит к разделению на два типа специального образования. При этом количество учреждений для слабослышащих детей очень быстро стало преобладать над количеством учреждений для глухих. В настоящий момент существуют 36 школ для детей с нарушениями слуха. Большинство этих школ занимается не только детьми с нарушением слуха, но и детьми с проблемами языка и речи.
|
При выборе школы для глухих или школы для слабослышащих детей речь почти всегда идет о том, в какой степени ребенок может
использовать слуховой канал при усвоении языка. Если это ему удается, то ребенок направляется в школу для слабослышащих детей, если же (и при помощи аппаратуры) это не удается, выбор надает на школу для глухих.
Самым важным последствием глухоты является затрудненность коммуникации: контакты глухих детей с окружающими протекают значительно труднее, чем у других детей. При подходе к этой проблеме в Нидерландах существуют две конкурирующие точки зрения. Первая объединяет защитников орального метода, вторая - сторонников тотальной коммуникации. При этом оральный метод, направленный, прежде всего, на чтение по губам и обучение речи, долгое время обладал монополией. За прошедшие 20 лет в данной ситуации произошли изменения. В настоящий момент уже 4 из 5 центров образования глухих работают на основе принципа тотальной коммуникации, при которой используется не только метод зрительного восприятия речи и речевых навыков, но и язык жестов, обозначение букв с помощью пальцев, чтение и письмо.
Большинство глухих и слабослышащих детей поступают в школу в возрасте 3 лет, некоторые даже - в 2 года и 6 месяцев. Это не означает, что такие занятия, как использование жестов, зрительное восприятие речи, тренировка слуха, обучение речи и т. п. при этом впервые имеют место. Как только у ребенка подозревается нарушение слуха, он попадает в сферу внимания аудиологического центра, его родителям оказывается поддержка при приобретении и использовании слуховой аппаратуры. Те же самые центры обеспечивают и работу с семьями. Такая работа не сводится лишь к эмоциональной поддержке семьи, большое внимание уделяется способу, при котором родители и другие члены семьи наилучшим образом могут общаться с глухим ребенком.
|
Школы для детей с нарушением речи
В середине тридцатых годов некоторым школам для детей с нарушением слуха было дано разрешение принимать детей с серьезными проблемами речи, возникшими в результате челюстно-лицевой патологии. Выбор такого сочетания в обучении детей с расстройствами слуха и детей с проблемами речи имеет строго прагматичный характер. Обе категории детег! требуют внимания ЛОР-врача. В школах для детей с нарушением слуха уже работают такие специалисты. Присутствие ЛОР-врача позволяет в рамках образовательной политики принять решение об объединении детей с нарушением слуха и детей с серьезными речевыми расстройствами под одной крышей.
Такое совместное обучение детей с проблемами речи и детей с расстройствами слуха имеет место и в наши дни. В Нидерландах имеются только две самостоятельные школы для детей с проблемами языка и речи. Наряду с этим работают 34 школы, объединяющие детей с нарушением слуха и речи.
|
Естественен вопрос, насколько удачно такое сочетание. Мир ребенка с расстройством слуха полностью отличается от мира ребенка с про-
блемами речи: первый не понимает, второго не понимают. Уже поэтому объединение этих двух групп детей может являться предметом дискуссии.
Специальное образование для детей с нарушением речи включало до середины 50-х годов детей с нарушениями произношения из-за дефектов губ, горла и неба. В последние 30 лет здесь произошли важные перемены, теперь большинство детей составляют дети с нарушениями речевого развития, а не нарушениями дикции.
Такое изменение в составе детей влечет за собой следующую проблему: линии разграничения между школами для детей с нарушениями речи и рядом других школ специального образования становятся все более нечеткими, так нарушения речевого развития наблюдаются в значительно большей степени, чем нарушения дикции, и в сочетании с другими дефектами развития.
Школы для слепых детей
Несмотря на почти всеобщее признание недостатков интернатного подхода, для небольшого количества слепых детей все еще является неизбежностью пребывание в стенах интерната. Каждая четвертая школа для слепых детей имеет как «внутренних», так и «внешних» учащихся: детей, поживающих в интернате, и детей, всю неделю живущих дома.
Уже в 19 веке стало очевидно, что границу между слепотой и сла-бовидением определить гораздо сложнее, чем представлялось первоначально. Ряд слабовидящих детей обладают ограниченной способностью зрения, недостаточной для успешного обучения в общеобразовательной школе. Другая часть таких детей, напротив, попадает в школу для слепых, где они вместе со своими полностью слепыми одноклассниками обучаются по системе, при которой центральное место отводится шрифту Брайля.
С 1949 года существуют отдельные школы для слепых и слабовидящих детей.
Школы для слепых детей посещают учащиеся, пользующиеся шрифтом Брайля. Часть этих детей может при благоприятных условиях, например, с помощью телевизионной линзы, воспринимать увеличенные буквы, но при этом не может различать в минуту необходимое количество букв, для чтения визуального шрифта.
Школы для слабовидящих учащихся предназначены для детей, которые, с одной стороны, обладают недостаточной зрительной способностью для успешного пребывания в рамках общеобразовательной школы, а с другой стороны, способны (с помощью специальных средства) научиться читать обычный черный шрифт.
При этом разграничения критериев школ для слепых и слабовидящих детей далеко не всегда просты. Некоторые дети с расстройствами зрения имеют патологию глаз, которая постепенно ухудшается (дети из «слабовидящих» превращаются в «слепых»). Некоторые слепые дети,
напротив, с помощью медицинского вмешательства могут стать «слабовидящими».
При выборе школы уделяется внимание не только зрительным способностям ребенка. Возможности использования своих зрительных способностей зависят не только от «технических» факторов, но и от позиции родителей, индивидуального развития, умственных способностей.
До второй мировой войны интернаты для слепых функционировали как «всеобщие учреждения», где большинство слепых пребывало и после окончания учебы, занимаясь плетением корзин и стульев. То, что в результате этой работы на кончиках пальцев появлялись мозоли и чтение шрифта Брайля, таким образом, становилось со временем невозможным, внимания не привлекало.
В настоящее время наблюдается большое стремление сократить до минимума пребывание в интернате и/или школах для слепых детей. При этом оказывается, что для некоторых детей возможно даже пребывание в течение всего школьного периода в рамках массового образования. Последнее возможно только в случае, если обычной школе оказывается поддержка со стороны школы для слепых детей. Некоторые дети покидают школу для слепых уже во время периода базисного образования, другие переходят в массовую школу в момент перехода на стадию продолженного образования. Лишь небольшая часть продолжает посещать и по достижении 13-летнего возраста специальную школу для слепых детей, получая продолженное образование.