Формы специального образования | Число | % |
"Связанные с массовой школой: | ||
_ в классе | 1,97 | |
_ в клинике/группе | 7,28 | |
- индивидуальное | 1,64 | |
Несвязанные с массовой школой: | ||
- спец. класс при массовой школе | 0,96 | |
_ спец. школа муниципальная | 0,20 | |
- спец. школа районная | 0,38 | |
. индивидуальное | 0,07 | |
Школы наблюдения | 0,08 | |
Итого | 12,57 | |
Другие типы спец. образования | 0,65 |
В настоящее время в Дании существует 34 специальных школы, 26 из которых - для умственно отсталых учащихся, 3 - для глухих учащихся и по одной школе для слепых, физически недоразвитых, больных эпилепсией, дислексией и детей с аутизмом. В распоряжении этих школ имеется множество средств но коррекционно-развивающему обучению Детеи с конкретным типом отклонений. В них работают психолога, логопеды, физиотерапевты и врачи. Школа по речевым отклонениям пу^агает обучение и взрослым, в ней имеется отделение для детей с ринолалией.
Имеется также группа специальных педагогов, выезжающих на места, где обучаются дети со слуховыми и зрительными недостатками, а также с расстройствами речи.
В 1990 г. примерно 80000 учащихся получили специальное образование в той или иной его форме. Это составляет 12,5% от общего числа учащихся, такое процентное соотношение остается довольно постоянным в последние годы. Самое большое число детей соответствует возрастной группе от 9 до 13 лет. Большинство детей, получающих специальное образование, посещают «клиники» при массовой школе (Это можно заключить, основываясь на данных табл.).
ОТБОР ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Согласно Закону о Народной школе, ребенок с проблемами в развитии любого рода может быть помещен в то или иное специальное учебное заведение на основе проведенного психологического обследования и консультации с родителями и ребенком (по желанию).
Для помощи детям и отбора детей с проблемами в развитии существуют школьные службы психологической поддержки, в которых работают психологи-педагоги, учителя специального образования, медицинские психологи и социальные работники. Также в них задействованы консультанты и советники по узким проблемам, таким, как, например, речевые и слуховые расстройства и по проблемам, связанным с выбором профессии.
Как только учитель сталкивается на практике с проблемами ученика, он немедленно обращается в школьную службу психологической помощи. Сначала ребенок проходит обследование у педагога-психолога и в зависимости от природы и тяжести его проблем обследуется затем другими специалистами. Основываясь на проведенном обследовании, учителем и специальным педагогом при участии родителей разрабатывается индивидуальная учебная программа. Обучение по этой программе проводит учитель и специальный педагог. Эта программа может включать в себя различные формы обучения: от специальной поддержки в классе до отдельной от остальных форме специального обучения. Со временем эта программа может подвергаться изменениям на основе достигнутых учеником результатов.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Все усилия по пути достижения интеграции напрямую связаны с выбором концепции «нормализации», и направлены на то, чтобы помочь людям с проблемами в развитии вести жизнь, максимально приближенную к жизни нормальных людей, свести до минимума вторжение в нее специального образования.
Результатом этого является то, что большинство учащихся специальной школы обучаются в массовой школе. Специальная поддержка таких учеников находится под контролем муниципальных властей,
которые должны обеспечивать для их обучения всем необходимым массовую школу. Власти области несут ответственность за учеников с более тяжелыми отклонениями в развитии. Но, как уже отмечалось выше, кроме массовой школы существуют и другие типы учебных заведений для специального образования. В Дании различают четыре уровня интеграции: массовая и специальная школа сдвоены (школы-«близнецы»); класс или несколько специальных классов (классы-центры) при массовой школе; «клиника» при массовой школе и интегрированное обучение.
Некоторая степень социальной интеграции имеет место в игколах-«близнецах» (две разные школы взаимодействуют друг с другом ограниченное время). Что касается возможностей интегрирования в Народной школе, где имеется один или несколько специальных классов, то она в многом напоминает ситуацию, сложившуюся в школах-«близне-цах». В этом случае специальное и общее обучение проводится под одной крышей, но возможности интеграции сводятся только к интеграции в социальной сфере. Как это реализуется на практике целиком зависит от положения дел в конкретной школе. Если это касается только одного специального класса при школе, в котором учатся дети с трудностями в обучении, социальная интеграция возможна и осуществима. В случае, если при школе имеется несколько специальных классов (классов-центров), к примеру, для умственно отсталых детей, то даже здесь интеграция оставляет желать лучшего. Специальные классы, в основном, живут своей жизнью, где ученикам дают возможность развиваться индивидуально. Эти классы составляют свои планы на неделю на проведение праздников и спортивных соревнований отдельно от остальных учащихся. Желание учащихся со специальными нуждами обучаться вместе с другими очень серьезно рассматривается специалистами в Дании. Исследования показали, что среди других групп слабослышащие дети, которые учатся в обычных классах, предпочитают проходить обучение в маленьких группах, также состоящих из слабослышащих. Они, как правило, обучаются в очень маленьких (насколько позволяют возможности) группах при Народных школах, которые специализируются на обучении слабослышащих. Другими словами, специальные классы образуются на основе тщательно продуманного решения.
Клиника при массовой школе уже долгое время является стержнем процесса интеграции. В принципе, при каждой массовой школе есть клиника или доступ к ближайшей в данном районе клинике. Посредством клиник собирают все имеющиеся знания в области специального образования, вспомогательные средства и учебные пособия и предоставляют их в распоряжение учащихся, посещающих массовую школу. Учеггик может проходить обучение по одному или нескольким предметам посредством клиники в то время, когда его класс изучает эти же предметы. Здесь возникает проблема того, что специальное обучение по данному предмету, например, «языку», занимает намного больше времени, чем в обычном классе, а все привлекательные расслабляющие
действия, связанные с этим предметом, должны быть забыты. В результате этого, «язык» в клинике сведен, например, к обучению чтению и алфавиту. Однако оказалось, что ученик впадает в зависимость от обучения в клинике намного дольше, чем это требуется. Чтобы преодолеть эту зависимость, стали чаще организовывать интенсивные курсы обучения, в частности, для детей с задержкой психического развития. В течение 3—6 месяцев учащиеся проходят по 10—15 уроков в неделю по предмету, вызывающему трудности. Первые результаты такого опыта можно считать положительными: наблюдается значительное уменьшение проблем в обучении, а учащиеся стали нуждаться в специальном образовании на значительно меньший срок. С целью предотвращения повторного появления трудностей используется комбинированное обучение в клинике и на интенсивных курсах.
Формы обучения в группе и индивидуальное обучение относят к интегрированному обучению. В обоих случаях учащиеся со специальными нуждами остаются в своем классе и, частично, получают дополнительную помощь, занимаясь в маленьких группах или индивидуально. Для этой цели приглашают специалистов, не работающих в школе, например, консультантов по «чтению». Кроме специального обучения учащихся, в задачу приглашенного учителя входят консультации классного учителя. Очевидно, что по этой модели специальная помощь учащегося с проблемами в развитии наиболее приближена к учебной интеграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система образования Дании многими считается прогрессивной из-за ее далеко идущего процесса интеграции общего и специального образования.
Возможны две причины такого успеха. Во-первых, датское общество достаточно однородно в социальном, культурном плане и в финансовом благополучии. Это определяет принятие детей со специальными нуждами их «нормальными» сверстниками и учителями, которые делают интеграцию более реальной. Вторая причина связана с организацией образовательной системы. В датской школе один и тот же учитель работает с детьми на протяжении всего периода обучения. Три учителя-предметника (по чтению и языку, математике и по образовательным предметам) сопровождают своих учеников с первого до последнего класса. Следовательно, учителя очень хорошо знакомы со своими учениками (и наоборот), у них появляется настоящее взаимопонимание и большая ответственность за учеников. Кроме того, система образования в Дании характеризуется свободной атмосферой раскованности, которая улучшает климат в школе и освобождает мнопгх учеников от напряженного состояния. Однако это может привести и к медленному росту уровня обучаемости и успеваемости.
Последнее, что стоит упомянуть, связано с тем, что большое количество учащихся получают ту или иную форму специального образования
во время их учебы в школе. Выявлено, что 25% всех учащихся рано или поздно на меньший или большой срок получают специальное образование
Подводя итоги, нужно отметить, что специальное образование во вспомогательных школах/классах не отменено и не будет отменено в Дании. Однако делается все возможное для развития социальной интеграции в данном типе учебных заведений. Разработан целый ряд альтернативных решений для детей, которые не могут участвовать в процессе интегрированного обучения. Использование таких средств специальной поддержки является обычным и повседневным делом.
И. АББРИНГ, К. ДЖ. У. МЕЙЕР СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИТАЛИИ*
В Италии в 70-е годы количество школ специального образования, входящих в систему народного образования, уменьшилось. Большая часть учащихся в настоящее время посещает обычные школы. Оставлено только небольшое количество школ для учащихся с сенсорными, моторными и психическими нарушениями. Самая важная мера, которая была принята, чтобы сделать возможным обучение детей со специальными нуждами в обьиной школе, это введение должности так называемого учителя поддержки.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ
Система народного дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 5 лет (необязательное и бесплатное) была законодательно принята только в 1968 г. До этого времени она обеспечивалась церквями и частными учреждениями. В середине 80-х годов около 50% учащихся этой возрастной группы посещали негосударственные дошкольные учреждения, иногда платные.
Несмотря на их необязательность, 87,8% детей в возрасте от 3 до 5 лет посещают детские сады. В основном, система образования в детских садах состоит из трех классов, соответствующих возрастным группам, но имеются и классы, включающие в себя детей разных возрастных групп. Количество детей в классе может колебаться от тринадцати до тридцати. Если в классе есть ребенок с проблемами в развитии, то тогда класс может состоять из десяти-двадцати учеников. В детских садах большим влиянием пользуется подход Монтессори, но его часто пополняют современным пониманием.
82
* Печатается по изданию: Abbring [., Meijer С. J. W. New Perspectives in Special Education. London and New York, 1994. P. 9—24. Перевод с англ. Н. С. Хилько.
![]() |
Общее среднее образование является обязательным и бесплатным для детей от 6 до 14 лет и включает в себя два уровня: начальные классы - для детей от 6 до 11 лет и средние классы - для детей от 11 до 14 лет. Эти два школьных уровня разъединены не только пространственно, но и по степени образования учителей и содержания учебных планов. С 1988 г. правительство предприняло попытки связать эти два уровня (Январский Закон, 1988 г.). Например, для учителя поддержки, работающего в школе начальных классов, стал возможен переход за своими умственно отсталыми учениками в средние классы, чтобы помочь справиться с проблемами переходного периода из одной школы в другую.
Наиболее важные требования к обязательному среднему образованию:
Государственный учебный план: ученики должны обучаться в трех основных предметных направлениях и сдавать экзамен в возрасте 11 лет. Методы обучения и способ принятия экзамена решаются на местах.
Классы формируются на базе различных уровней интеллектуальных способностей как в начальной, так и в средней школе.
Обучение зависит от учителя, иногда обучение проходит в маленьких группах, но в исключительных случаях разрешено обучение с индивидуальным учителем в группах одинаковых интеллектуальных способностей, работа в выделенном направлении и индивидуальный план обучения.
Выпускной экзамен средней школы должен соответствовать школьной программе обучения.
Базисная модель организации обучения в начальной школе предполагает наличие трех учителей на два класса. Каждый из этих учителей несет ответственность за одно основное предметное направление. Используются формы совместной работы учителей, дополнительные занятия и другие виды работ в зависимости от нужд учащихся.
Трехлетнее среднее образование имеет общий план, примерно 30 часов в неделю. Кроме того, еще 10 часов в неделю могут составлять факультативные или дополнительные занятия. В таких школах имеется шесть учителей на один класс, один учитель по каждому основному предмету. Учащиеся проходят обучение по восьми предметам и экзаменуются в возрасте 14 лет. После чего они получают свидетельство об общем среднем образовании и имеют право продолжать свое образование дальше.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА И УПРАВЛЕНИЕ
Власть в Итальянской Республике действует на четырех уровнях: государство, регион, область и муниципалитет. В Италии 19 регионов и 84 области. Государственными министерствами, которые занимаются вопросами в сфере образования, являются: Министерство образования, Министерство народного здравоохранения и Министерство социальных нужд.
Государственному секретарю народного образования подчиняются несколько министров. На министерском уровне в их подчинении нахо-
дятся девять управлений, каждое из которых несет ответственность за определенную сферу образования (например, за начальное образование). Другой важнейшей управленческой единицей на министерском уровне является «Ufficio Studi e Programmazione», который координирует научно-исследовательскую работу, тренинг учителей и эксперименты в образовании. Есть специальный отдел, который занимается дошкольным образованием.
Государственный секретарь не только является главой центральной администрации при образовании, но и председателем Государственного совета народного образования, который является главным консультативным органом по всем вопросам образования, за исключением высшего образования. Государственный совет народного образования выбирается путем голосования на пять лет в количестве 71 члена, 75% которых составляют учителя. Совет определяет пути работы школ и составляет школьную программу обучения. Государственный секретарь обязан представлять на рассмотрение Совета все законы и правительственные указы.
Кроме школьных учреждений, входящих в систему народного образования, действует целая система независимых школ, управляемая городскими или муниципальными (районными) властями, и частные школы. Все эти школы также должны работать в соответствии с государственными законом и декретами.
Организация дошкольного образования, в основном, все еще находится в руках Римской католической церкви, но только 7% учащихся начальных и средних классов посещают католические школы.
В 1970 г. областным органам был дан новый статус и была предложена большая автономия. Центральное государственное руководство было децентрализовано и передало свои полномочия областным властям в некоторых сферах, например, в здравоохранении. Образование, как таковое, осталось централизованным. На областном уровне министерство образования действует через «Provveitorati agli Studi». В подчинении этого управления находятся государственные школы. «Provveditorati» несет в себе такие административные функции, как: размещение и распределение классов и учителей поддержки, план обучения, инспекции и т.д. Они также координируют, разрабатывают и поддерживают интегрированное обучение. Инспектора выбираются по рекомендации Областных школьных советов, они являются учителями, родителями, представителями объединений, областных и местных властей. Областные советы существуют с 1974 г. и переизбираются каждые три года. Их главной задачей является принятие мер, направленных на обеспечение нужд образования данного района. Они служат «мостом» между школой и местным руководством и принимают участие в руководстве школ, медицинских и психологических служб и в образовании взрослых людей.
На местном уровне начальные школы чаще всего сгруппированы по «округам образования». Каждый округ может включать в себя две или более школы. Эта группировка школ по округам проводится на областном уровне. Во главе школьного округа стоит директор (или главный
учитель), который назначается государством, такой округ должен стимулировать и координировать действия различных учреждений, которые вовлечены в сферу образования.
У детского сада есть собственное руководство, но оно находится в подчинении директора начальной школы вместе с инспекторами по образованию которые направляются в данный район для этой цели.
По сравнению с другими странами Европейского Экономического С общества (ЕЭС), в Италии со времен второй мировой войны самое большое число изменений на государственном уровне. В их число входили многочисленные реформы в области образования и других сфер. Наблюдаются прогрессивные решения в политике образования, но они не всегда выполняются. Это может быть объяснено существующими различиями в уровне развития, в основном, между преуспевающим индустриальным Севером и самой Южной частью страны, которая относительно^ ^ цТмеЧалось ранее, Закон о дошкольном образовании был инят в 1968 г. Он послужил отправной точкой для реформы образования детей от 3 до 5 лет. Существенным недостатком явилась нехватка соответствующих инструкций, которые позволили бы осуществлять тот Закон что привело к путанице и к бесполезной трате сил как в области нововведений в образовании, так и в планировании.
Первым наиболее значительным законом о начальном образова
нии был Закон Коппино (1877 г.), который предусматривал четы
рехгодичное обучение. С 1922 г. и до конца второй мировой войны
v власти в Италии стоял фашистский режим, и это, безусловно, от-
иожило отпечаток на образовательные реформы того времени. В пе-
пиопе с 1923 г. по 1928 г. (реформа Джентайл) обеспечение образо
вания как и классификация школ, школьные инспектора, легаль
ный статус учителя начальных классов и т. д., - все это исходило из
Королевских Указов. __
Новая Конституция 1948 г. стала началом повои эры. В ней говорилось что каждый гражданин (6—14 лет) имеет право на, по крайней меое 8-годичное бесплатное образование независимо от его социаль-ого положения, пола, политических взглядов и религиозной принад-
ТТРЖТ1ОСТЙ
Начиная с 1971 г., произошли глубокие изменения в законодательстве направленные на интеграцию учащихся со специальными нуждами в систему общего среднего образования.
Реорганизация системы средней школы в 1962 г. может считаться аиболее важной вехой в эволюции школьного образования в послево-нный период. Это решение было только частью обширного плана, включающего в себя и другие образовательные реформы.
Введение униформы, обязательного и бесплатного среднего образо-
ания должно было бы положить конец существованию элитных школ,
социальной дискриминации и предвзятому отбору в школы. Хотя этого
е произошло до 1977 г., новая концепция школьного образования, в
действительности, была реализована.
В последние 30 лет дискуссии о школьной реформе в Италии большей частью касаются образования в старших классах средней школы. В 1963 г. парламентский Комитет выдвинул программу реформы образования старших классов средней школы и университетов, этот документ находился в проработке с 1965 по 1975 гг. Однако в 1968 г. законодательная деятельность по этому вопросу была прекращена без каких-либо реальных результатов.
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По сравнению с другими европейскими странами специальное образование в Италии было введено относительно поздно. Долгое время считалось, что забота и воспитание детей со специальными нуждами не входит в компетенцию школы; в городе этим занимались церкви и благотворительные организации, в то время как в провинции такие дети, в основном, находились на попечении своих родителей. Они чаще всего работали подсобными рабочими на фермах или пасли скот. В провинции большинство детей не посещали школу, они были вынуждены работать в своих фермерских хозяйствах. И более того, небольшие муниципальные общины не были обязаны открывать школы.
Специальное образование детей в Италии не существовало до 1923 г., до принятия Закона 3126/1923 о специальном образовании. Законом было введено обязательное образование для слепых и глухонемых детей. Для них обязательное образование предусматривалось до достижения ими 16-летнего возраста. Эти положения были повторно утверждены Законом о начальном образовании 1928 г. Умственно отсталые дети и дети со значительными отклонениями в поведении не посещали школу. Были открыты не только специальные школы, в основном, для слепых и глухих учащихся (которые, кстати, должны были переходить в обычные школы после 4 класса), но и специальные классы, где особое внимание уделялось детям с отклонением в поведении и с трудностями в обучении. Но эти «классы» больше напоминали места содержания под арестом, чем школы. Религиозные заведения для слепых и глухонемых превратились в школы, и были одобрены государством.
Такое положение дел не изменилось за время фашистского режима, а принятое до этого времени законодательство о специальном образовании действовало до конца 60-х годов. Только, начиная с 1933 г., согласно Закону 786/1933, государство учредило специальные школы, и начальное образование перешло из ведения муниципальных властей в ведение государства. Закон 786/1933 был последним Законом о специальном образовании до второй мировой войны. Можно выделить три периода в развитии специального образования после войны:
Гг.
До 1958 г., фактически, не было изменений. С 1958 г. наблюдалось громадное расширение системы специального образования. В 1960/1961
учебном году количество учащихся в специальных классах составляло 0,35% от общего числа учащихся в системе народного образования. В последующие годы их число выросло и в 19б7/°8 учебном rcW L0~ ставило 1,23% от общего числа учеников, посеШа1О111ИХ ШК0ЛУ- ь пе~ риод 1961—1970 гг. количество учащихся специальных школ возросло от 24151 до 66404 человек; число специальных классов возросло от 967 до 6626, а количество учащихся специальных классов увеличилось от 13768 до 60670 человек.
Причиной такого роста числа специальных П&-оЛ послужило _ухуд-
шающееся экономическое развитие страны после второй мировой во
ны, когда изменилась не только структура предлаГаемых раоочих мест,
но и возникла проблема урбанизации, результатом которой стало мас
совое переселение с юга страны на север. Все это усилило замкнутос1ь
людей с проблемами в развитии в своем кругу.,.
Более того, образовательные организации, которые открывались, выли уверены в том, что лучшее обеспечение образования может проходить в однородных группах. Это послужило начаЛ°м разделения сов специального образования по типам и ypoBH*M неполноценности детей; короче говоря, система специального обра308811113 станови все более дифференцированной.
Согласно7ре^дентРскому Указу 1518/1967 ^ школьным медицинским службам и принят закон " ственно отсталые дети, социально неприспособленные дети и деп незначительными отклонениями в поведении, для которых о учен обычной школе могло быть признано возможный теп Р ■ К ie дить обучение в так называемых «дифференциальных» классах, ро того, Закон 444/1968 о дошкольном образований гласил, что дошкольные учебные заведения должны иметь специальны6 отделения для д тей с проблемами воспитания и обучения, с откЛонениями поведения, умственно отсталых детей и детей с сенсорными отклонен ми и должны быть открыты специальные дошкольные заведения для глу ко недоразвитых детей.
Гг.
Число специальных учебных заведений, несомненно, продолжало бы расти, если бы не изменилось общественное мнение по поводу о р вания. Его изменение было особенно сильным в объединениях родителей детей с особыми нуждами. Они были убеждены в том, что ооразо^-вание учащихся с проблемами в развитии не доЛ*но азироваться общеобразовательных учебных планах, а должно проходить на оазе дифференцированного подхода к их образованию и воспитанию, то изь нение мнения можно проследить в контексте об1НеГ° КУЛЬТУРНОГО Д жения, которое началось в 60-е годы. Наиболее важными моментами этих изменений стали:
- реформа здравоохранения (превенция, реабилитация, антипсихиатрия);
- реорганизация социальных служб;
- более тесное сотрудничество школ и социальных служб;
- более тесное сотрудничество школ и рынка рабочей силы;
- децентрализация государственных служб.
Г. по настоящее время
Это время - период реформ. Специальные классы и школы закрываются, происходит массовая интеграция учащихся со специальными нуждами в общеобразовательные школы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ
Развитие законодательной основы интеграции относительно начального и среднего общего образования может быть охарактеризовано как сложное, разнообразное и противоречивое.
В 1971 г. в итальянском парламенте прошел Закон о социальном обеспечении, в который вошли несколько статей по интеграции. В жарких дискуссиях об образовании того времени высказывалось мнение о том, что интеграция детей с проблемами в развитии возможна, если они к ней подготовлены в первые годы своей жизни и если они адаптированы к начальной школе. Закон предписывает всем детям с проблемами в развитии проходить обучение в массовых классах обычных школ. Дошкольное и начальное образование, как и среднее общее и старшее общее образование, должно быть приспособленным для детей с отклонениями в развитии. Закон установил обеспечение обязательным образованием в обычных классах школ народного образования всех детей, за исключением тех (например, с тяжелыми формами умственных или физических отклонений), для которых образование в обычной школе невозможно или является очень трудным. Однако этот Закон не установил уровень тяжести отклонений, который бы принимался объективно, и решение по помещению детей в школы принималось родителями, школой и специалистами.
Согласно Закону 1971 г., все необходимые меры по обеспечению посещения обычных школ учащихся с проблемами были приняты, а именно: бесплатный транспорт и устранение всех препятствий в школе и вокруг здания школы. Четыре или пять лет Закон не имел никакого реального действия, но он дал толчок для широкой дискуссии. Более того, во многих областях страны стали отдавать детей с отклонениями в развитии в обычные школы. Такие эксперименты, в основном, проводились в северной и центральной частях Италии. Эмилия-Романья стал единственным регионом, где интеграция применялась последовательно и координировано в нескольких городах.
На основании законодательных актов 1975 г. (законы, положения) были предприняты дальнейшие шаги по интеграции учащихся с отклонениями в развитии в общеобразовательные школы: тщательная регистрация всех детей со специальными нуждами; максимальное число
учеников в дифференцированном классе не должно превышать 20 человек; в обычном классе максимально может быть два недоразвитых ученика; поддержка социально-психолого-педагогических служб; гибкое дневное обучение в обычных классах и создание рабочих групп при методических объединениях, чьей задачей является изучение проблем в сфере интеграции и контакты с 1руппами экспертов, организациями родителей, специальными учителями и администрацией.
Согласно Положению 227/1975 стало невозможным исключение ребенка из системы обычного образования на основе степени его неполноценности, в то время как это было возможным по Закону 118/1971. Реальный возраст неполноценного ребенка всегда бьш критерием при определении его в детский сад. Положение позволило сделать возможным посещение детского сада детьми с проблемами в развитии старше 6 лет.
Опасаясь «дикой и неуправляемой интеграции, в 1974 г. бьш учрежден комитет под председательством сенатора Фалкуцци, которьш должен бьш выработать основные положения Закона 517/1977 о Реформе образования, в котором интеграция учащихся с отклонениями в развитии была окончательно узаконена и приобрела четкие формы, так же как и необходимые для этих дета! педагогические и медицинские службы поддержки.
Меры, принятые этим Законом:
- упразднение «дифференциальных» классов;
- отмена степеней недоразвитости и ярлыка недоразвитости. Вме
сто этого было введено личное дело, состоящее из:
- сведений из государственных и школьных служб учета и наблю
дений, являющихся важными для обучения учащегося;
- сведений об участии ученика в школьной жизни, описаний его
процесса обучения и уровня исполнительности, а также приводятся ре
зультаты обязательного тестирования, которое проводится раз в три ме
сяца; эти результаты должны также сообщаться и родителям.
Специальная служба поддержки в Законе 517/1977 не упоминает об учителях поддержки, а только о специальных формах поддержки. Понятие «специальный учитель» было принято официально позднее, в Положении 199/1979. Этот учитель не прикрепляется к определенному ученику, а помогает и оказывает поддержку любому ученику школы.
Закон 270/1985 выработал основной принцип численного отбора учителей поддержки, число которых должно пересматриваться каждый год. Школа обязана иметь одного учителя поддержки для двух учащихся с проблемами в развитии в случае их тяжелой патологии (как, например, синдром Дауна или тяжелые психомоторные отклонения), и одного учителя поддержки на четверых детей со слабыми и средними отклонениями (слабослышащие дети, дети с параплегией и др.). Учителя поддержки в дошкольном образовании работают 30 ч. в неделю, в начальной школе - 24 ч. и в средней школе - 18 ч. в неделю.
- Были введены занятия в маленьких группах с гибкой структурой
и новые учебники по наиболее важным предметам. Создаются социаль
но-психолого-педагогические команды; сначала они организовывались
при муниципалитете, позднее - стали организацией местных медицин-
ских служб. Службы поддержки (службы социального обеспечения, медицинские и школьные службы) специального образования попали под начало министерства здравоохранения. Эти службы управлялись по региональной структуре. В 60-е годы профессия медика заняла свое место в образовании, вначале, чтобы проводить вакцинации и обследовать учащихся с проблемами поведения. В конце 60-х годов психологи и педагоги также назначались местными службами здравоохранения. В так называемых психопедагогических группах они давали информацию учителям. В настоящее время поддержка обеспечивается многоотраслевыми командами (группами), которые обычно состоят из психологов, логопедов, медиков и педагогов. Кроме того, классный ассистент является важным вспомогательным звеном в обычных классах.
После Закона 1977 года последовало много других законов и министерских положений, исходящих из «Специальной службы по проблемам недоразвитых учеников», которая поддерживала реализацию интеграции: в Положении 169/1978 тотальная интеграция снова находит поддержку, было уделено внимание и необходимости использования индивидуальных приемов обучения; в Положении 258/1983 особое внимание уделялось сотрудничеству пшол, местных органов власти и местных медицинских служб заботе об отстающих учениках. Считалось особенно важным, чтобы меры оыли приняты вовремя с целью предотвращения сегрегации и дезадаптации. Каждый год учебная программа должна разрабатываться учителем для ребенка с отклонениями в развитии. Положение 250/1985 идет вглубь этой проблемы. В нем говорится о «функциональной диагностике, результатом которой путем широкого сотрудничества всех служб, задействованных в этом процессе (местные медицинские службы, школа, ученик, родитель), должна стать индивидуальная программа обучения, которая может быть безболезненно внедрена в общую программу обучения».
Функциональная диагностика должна выявить главные направления отклонений и потенциал развития ученика таким образом, чтобы было возможно выбрать надлежащие образовательные средства. В процессе разработки данной программы образования было решено использовать все многообразие методов и средств, а также отмечено, что совместную ответственность за всех учеников с проблемами в развитии несут все учителя школы.
Недавний Закон о Реформе образования 104/1992, касающийся «социального обеспечения, социальной интеграции и прав людей с отклонениями в развитии, попытался завершить и утвердить предыдущую законодательную основу школьной интеграции.
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Начиная с 70-х гг., большая часть учащихся специальных школ и классов была интегрирована в систему общего образования, и только несколько школ специального направления было оставлено. В основном, это школы и учреждения для слепых, глухих детей и для умственно отсталых детей. В последние десять лет статистика показывает умень-
шение числа специальных школ и детей, посещающих специальные школы. В тоже время количество детей со специальными нуждами, посещающих обычные школы, возрастает.
Направление и отбор детей ведется врачами психиатрами или группами различных специалистов. Такая группа состоит из врача, психолога и социального работника. Чтобы получать постоянную специальную поддержку в обычном классе, ребенок должен быть зарегастриро-ван как ребенок с отклонениями в развитии. При этом ему выдают «сертификат». В сертификате, который является действительным на один год и по прошествии этого срока принимается решение о продлении или отмене специальной помощи, - указывается размер помощи и детально описывается, как эта помощь будет оказываться.
Родители имеют право знать, каким образом их дети обеспечиваются образованием. Если они не хотят, чтобы их ребенка регистрировали как с отклонениями в развитии, то в таком случае школа не прилагает никаких усилий по обеспечению ребенка специальной поддержк