Обучение высшей и средней специальной ступени
Возраст 19-24 |
Университет, вуз |
Профессиональное училище 40-120 уч.н. |
Профессиональный
вуз 120-160 уч.н.
Обучение второй с|гупени
Возраст 16-19 |
Профессиональное обучение, 80-120 уч.н. |
Обучение по контракту об ученичестве, 80-120 уч.н. (Под учебной неделей подразумевается в среднем 40-часовая работа учащегося) |
Обучение в гимназии, 120 уч.н.
Обязагельная общеобразовательная школа s
Возраст 6-7 |
Основная школа 9 лет, начинается с 6—7-летнего возраста
С февраля 1991 года согласно новому законодательству проведена децентрализация начальных, неполных средних школ, вследствие чего все типы муниципальных учебных заведений обрели небывалую доселе свободу методических экспериментов и независимость от местных и центральных властей, аналогичную школам независимого сектора.
Вследствие подписания Финляндией Международной декларации прав человека в Конституции страны закреплена свобода выбора родителями школы для их детей и права на домашнее образование. До 1970 года государство медлило с основанием как государственных, так и независимых (частных) школ, особенно после децентрализованной системы просвящения в 1968 году, вследствие чего с 1983 года число их снизилось с 364 до 40. Сейчас этих школ около 30, причем большинство представляют высшие средние школы (гимназии). Особый закон 1977 года определяет субсидирование более чем десятка работающих
по методике Штайнера независимых школ, большинство из которых невелики. Кроме того, в стране функционирует несколько школ независимого сектора, а именно Международная интернациональная школа в Хельсинки, английская и германская школы, 12 Финских школ за рубежом, Еврейская школа в Хельсинки и школа Адвентистов Седьмого дня с пансионом.
|
Субсидируемые школы страны функционируют на основе контрактов этих учебных заведений с муниципальными властями. По контрактам оплачивается около 55% расходов независимых школ, а остальная их часть этими учебными заведениями оплачивается самостоятельно за счет благотворительных взносов частного бизнеса. Законодательные преобразования 1985 и 1994 годов обеспечивали расширение автономии школ независимого сектора и их свободу методического экспериментирования. По инициативе Министерства народного образования в феврале 1991 года законодательно закреплено создание новых, так называемых «альтернативных школ», программный материал которых преобразовался в русле общеевропейских тенденций развития школ независимого образования, причем такие преобразования должны были быть согласованы с муниципалитетами по контрактам с ними.
Уровень образования в Финляндии высок. После основной школы приблизительно 90% из молодежи продолжает учебу. Можно выбрать или общеобразовательную гимназию или профессиональную учебу. Оба варианта обучения дают хорошую подготовку для поступления в вуз. Профессиональную подготовку можно пройти также на основе контракта об ученичестве, работая у работодателя. Обучение для взрослых значительно расширилось. Взрослые получают профессиональное образование, обучаясь или в учебных заведениях для молодежи, или в специальных учебных заведениях для взрослых.
Обучение по получению образования высшей ступени ведется в университетах, профессиональных вузах и училищах.
|
Территория Финляндии разделена на 15 районов специального обслуживания. Назначение этих районов - это предоставление предписываемого законодательством страны спецобслуживания тем людям, физическое или умственное развитие которых приостановилось или нарушилось вследствие либо врожденных причин, либо в результате болезни или травм, полученных в периоде развития организма. В Финляндии насчитывается около 35 000 лиц с физическими и психическими отклонениями в развитии.
В Финляндии имеется специальный, вступивший в силу с 1978 года, закон, так называемый «дополнительный» закон, который гарантирует умственно и физически неполноценному человеку право на получение социального обслуживания (попечения), в том случае, если это попечение не может быть им получено со стороны обычной сферы социального обеспечения и не предполагается общим законодательством. Первоочередную ответственность в организации обеспечения психически или физически недоразвитых людей несут коммуны (общины). Для выполнения обязываемых законодательством функций губернии
страны обязаны создать специальный орган - Союз общин. Все учреждения такого рода содержаться союзами общин. Подавляющее число данных учреждений было создано в 1960-х и начале 1970-х годов.
Общим планированием, управлением и контролем за системой помощи физически и умственно неполноценным занимается Министерство социального обеспечения и здравоохранения (в Финляндии это одно министерство). Оно же занимается обучением тяжело и глубоко умственно отсталых. Обучением слабо- и средне умственно отсталых занимайся Министерство образования.
|
Задачей управления по социальным вопросам, которое подведомственно Министерству социального обеспечения и здравоохранения, является руководство и контроль за предоставлением спецобслуживания. В то же время руководство и контроль за медицинским обслуживанием, входящим в функции спецобслуживания, осуществляется Управлением по делам медицины. За процесс обучения несет ответственность школьное управление и управление по профессиональной подготовке, которые, в свою очередь, подведомственны Министерству образования Финляндии. Отделы по вопросам спецобслуживания и здравоохранения, а также отдел по школьным делам, являясь подведомственными указанным выше центральным органам, ведут руководство и контроль за социальной, медицинской и педагогической деятельностью в районе спецобслуживания.
За практическую организацию социальных, медицинских и образовательных служб несут ответственность муниципалитеты, которых в стране около 460. Они совместно с государством также обеспечивают работу этих служб материально. Величина государственной дотации зависит от степени богатства муниципалитета. В среднем государство берет на себя половину расходов. Для обеспечения дорогих и редких служб, таких, как специализированные медицинские службы и попечение умственно отсталых муниципалитеты объединяются в союзы. В системе специального попечения умственно отсталых таких союзов 15.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Закон об организации услуг и подсобных мер лицам с физической недостаточностью вступил в действие с начала 1988 года, заменив прежний закон об обслуживании инвалидов. От последнего в силе остаются законоположения о труде с облегченными условиями.
Закон об обслуживании при физической недостаточности предусматривает такие формы поддержки как, транспортные услуги, обслуживание переводчиком, программы реабилитации и адаптации. Плюс к названным могут быть организованы и другие услуга. Закон предусматривает также отдельные формы материальной поддержки.
Муниципалитеты отвечают за осуществление услуг, предусмотренных законом об обслуживании при физической недостаточности. При этом за инвалидными организациями и фондами сохраняется их важная роль в практической организации обслуживания.
Школьное обучение ребенка с физическими недостатками осуществляется в муниципальной общеобразовательной школе с привлечением при необходимости реабилитационных и подсобных услуг. Для тяжело инвалидизированных детей существуют специальные школы.
Программа адаптации включает профориентирование, консультации и подготовку. К участию в ней привлекают и родственников. Программа адаптации призвана служить обретению человеком при физической недостаточности психической и социальной самостоятельности. На практике программа строится в форме краткосрочных курсов.
Человек с тяжелыми нарушениями имеет право на жилье с обслуживанием, если стационарный уход для него не обязателен. Устройство жилья с обслуживанием связано со стремлением создать для тяжело инвалидизированного человека возможность к нормальному быту.
К числу приспособлений, машин и аппаратов, помогающих справиться в повседневном быту, относятся, в частности, автомобиль, инвалидный мотороллер, дополнительные устройства к автомобилю, информационно-текстовая аппаратура к телевизору, телефон, бытовые машины. Как правило, на них выплачивается дотация в размере половины их стоимости.
Право человека с тяжелыми изъянами на транспортное обслуживание с проводником включает, наряду с доставкой на работу и учебу, еще по 18 проездов в одном направлении каждый месяц в рамках нормальной жизни и времяпровождения.
Обслуживание переводчиком предоставляется лицу с тяжелыми дефектами слуха и зрения или речи, который нуждается в обслуживании переводчиком в работе, учебе, текущих делах, при отдыхе, участии в общественной жизни или по иной причине.
Уплата компенсации за расходы на нанятого личного помощника производится в случае, если человеку с физическими недостатками дома требуется многочисленная посторонняя помощь.
Экстренные затраты на одежду и питание подлежат компенсации, если дефект или болезнь приводят к изнашиванию одежды больше нормального или показано специальное питание.
Ведомство трудовых ресурсов несет главную ответственность за занятость лиц с физическими недостатками наравне со всем населением. Но при этом по линии обеспечения инвалидов организованы также особые места работы с облегченными условиями.
Каждый ребенок с отклонениями в развитии проходит через консультативное обследование. Врач пытается выявить причины нарушения, наблюдает за хроническими заболеваниями и лечит их, дает свои заключения, направленные на предоставление пациенту социальных привилегий и услуг. Психолог определяет степень умственных способностей, логопед выявляет степень коммуникабельности подопечного. В качестве иных специалистов выступают, по мере необходимости, тренеры по лечебной гимнастике и терапевт по поддержанию или восстановлению дееспособности. Работник сети социального обеспечения дает информацию по предоставляемым льготам и оказывает помощь се-
мье по приобщению ее к сложившейся ситуации. По результатам обследований группой специалистов составляется программа мероприятий по улучшению физического здоровья организма подопечного.
Союз общин располагает дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Для подопечных дошкольного возраста проводится коррекция по восстановлению утерянных функций организма. Здесь же ведется работа по приобретению навыка «быть вместе», поскольку привыкнуть друг к другу и освоиться в группе - это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время никто не освобождается от школьного обучения. Даже для самых сложных случаев недоразвитости составляется своя программа обучения. Целью такого обучения ставится развитие навыков социализации и коммуникации, а также бытовая адаптация.
Обучение детей средней сложности нарушений перенесено в начальную школу. В программу обучения входит также и подготовка к рабочей деятельности и выполнению жизненно важных функций.
Инструкторы по уходу за подопечными на дому ведут обучение пациентов в домашних условиях и, одновременно с этим, оказывают помощь в разрешении проблем, связанных с пребыванием недоразвитого ребенка дома. Кроме того, инструкторы организуют экскурсии, лагеря отдыха и вечера-клубы.
Взрослые лица с физическими отклонениями и хорошим состоянием здоровья переводятся в последние годы из пансионатов в небольшие спецобщежития на 5—20 мест. Эти общежития располагаются или в обычных многоэтажных жилых зданиях, или в специально для этого выстроенных домиках. Размещенные в одно- или двухкомнатных квартирах жилых домов инвалиды ведут довольно самостоятельный образ жизни. Специальные службы оказывают инвалидам следующие услуги:
- консультативные;
- инструктаж по обслуживанию подопечного в домашних условиях;
- инструктаж и рекомендации родственникам, курсы для родителей;
- обучение;
- инструктаж по рабочей деятельности.
Для трудовой деятельности взрослых людей с недоразвитой умственной или физической деятельностью организма созданы трудовые центры.
В центрах трудовой деятельности выполняются поделки из ткани, а также из дерева и металла. Часть подопечных работает по благоустройству близлежащей территории.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В Финляндии проживает около 30000 умственно отсталых, т. е. 0,7% от всего населения. Психическое недоразвитие замечается обычно уже в родильном отделении или в раннем детском возрасте, так как все дети бесплатно и регулярно проходят профилактические медицинские осмотры.
Попечение умственно отсталых в Финляндии с самого начала было частью социального обеспечения. Основание ему было положено Николаем I (Указ о попечении страждущих). С 1977 г. в Финляндии действует Закон о специальном попечении люден с нарушениями психического развития. Этот закон очень точно определяет организацию попечения, но в то же время дает широкие возможности для деятельности и развития системы. Закон распространяется на людей, чья душевная деятельность и развитие задержаны или нарушены врожденной или в детском возрасте приобретенной болезнью или травмой.
Раньше основным критерием при определении степени умственной отсталости была величина IQ - коэффициента интеллекта. Теперь это делается на основании качественного анализа социальных и функциональных дефектов умственно отсталого и с учетом того, в каких видах помощи, уходе и условиях жизни он нуждается.
Люди с нарушениями психического развития имеют право пользования всеми общими медицинскими, социальными и образовательными службами. Помимо этого им предоставляется особая помощь.
По закону целью системы попечения умственно отсталых (или как принято ее называть - системы специального попечения) является:
- необходимая помощь в повседневной жизни;
- обеспечение необходимого материального уровня жизни;
- адаптация к жизни в обществе;
- обеспечение образования, медицинского и социального обслужи
вания.
Закон определяет также виды услуг, которые должны входить в систему попечения умственно отсталых:
- обследование (медицинское, психологическое, социальное, проф
пригодности);
- медицинское и санитарное обслуживание;
- обучение и воспитание;
- обеспечение жильем и трудоустройство;
- предоставление вспомогательных устройств и оборудования;
- индивидуальные услуги и прочая помощь;
- консультации семей, родителей и опекунов умственно отсталых;
- информация о возможных видах услуг;
- профилактика умственной отсталости;
- иная необходимая деятельность.
В последнее время основное внимание уделяется нормализации и интеграции (интеграция т. е., проживание там же, где живут здоровые люди того же возраста) жизни людей с психическим недоразвитием. Такие люди должны перестать быть «невидимками» в обществе, они имеют право, в основном, пользоваться теми же общественными благами, что и остальные граждане.
Попечение умственно отсталых началось и долюе время было сконцентрировано в специальных интернатах. С начала 80-х годов количество мест в таких учреждениях значительно уменьшилось. Кроме того, были организованы специальные общежития, сначала для легко умст-
венно отсталых, а позднее и для гаубоко умственно отсталых. Дети составляли когда-то 60-70% пациентов интернатов, сейчас меньше 10%. Детей дошкольного возраста в настоящее время крайне редко помещают в стационарные учреждения, так как считается, что их эмоциональное и социальное развитие от этого нарушается.
Умственно отсталого человека с детства необходимо готовить к участию в жизни общества. В Финляндии умственно отсталые дети посещают обычные детские сады или домашние детские сады. Их матери чаще, чем матери нормальных детей, находятся с детьми дома.
По закону все дети в Финляндии в возрасте от 7 до 16 лет обязаны посещать школу, в том числе умственно отсталые дети, независимо от уровня отсталости. Такие дети начинают учебу в школе с 6 лет и учатся на один год дольше, чем нормальные дети. Обучение проходит, в основном, в специальных школах или классах по особой программе. Некоторое количество умственно отсталых обучается и в массовой школе. Глубоко умственно отсталые дети обучаются пока еще в больницах-интернатах.
Финская семья, в которой есть дети до 17 лет, получает денежное пособие на каждого ребенка. Семья умственно отсталого ребенка получает особое пособие, величина которого зависит от тяжести поражения. С 16 лет умственно отсталый получает пенсию.
За глубоко умственно отсталым кто-либо из членов его семьи при желании может ухаживать дома, при этом ему выплачивается приличное пособие, предоставляется один свободный день в месяц, а если уход особо труден, то дается один свободный день в неделю, плюс дополнительно одна полная неделя отпуска в год. Но в это время за его опекаемым устанавливается необходимый уход, например, в больнице-интернате.
Люди с нарушениями психического развития имеют право на профессиональное обучение и получение профессии. Умственно отсталые в легкой степени обычно учатся в специальных школах при профтехучилищах. Средне и глубоко умственно отсталые обучаются в специальных профессиональных училищах.
Умственно отсталые могут получить профессии в следующих областях: автослесарное дело, общественное питание, машино- и метал -лотехника, вязание, специальная уборка помещений, сельское и лесное хозяйство, садоводство, деревообработка, ткачество и шитье, складское хозяйство.
Обучение длится 2—3 года, в группах по 7—8 человек.
Кроме этого устраиваются многочисленные годичные курсы по подготовке к самостоятельной жизни и учебе. На этих курсах проводится профессиональное ориентирование - помощь в выборе профессии, тренируются социальные навыки и самостоятельность.
В Финляндии существует система «защищенного» труда, при которой умственно отсталые, работая в различных учреждениях, получают либо зарплату, либо, в большинстве случаев, небольшие карманные деньги как дополнение к пенсии. В последнее время эта система всесторонне
развивается и изменяется. В каждом округе есть свои мастерские и трудовые центры для умственно отсталых. Общественно полезный труд очень важен для умственно отсталых, их психического и социального благополучия.
Союз помощи умственно отсталым — это государственная социально-политическая центральная организация. Его задача - защита прав умственно отсталых, развитие системы специальною попечения и научных исследований в области умственной отсталости.
Целью работы Союза является создание возможности для умственно отсталою жить полноценной жизнью равноправного члена общества. Союз оказывает влияние на создание законов и служб, отвечающих потребностям умственно отсталых.
Финская система обеспечения физически и умственно отсталых лиц по праву считается одной из лучших и передовых в мире. За время ее существования накоплен большой опыт и найдены многие оптимальные формы работы, в то же время эта система постоянно развивается и совершенствуется.
Литература
1. Винтер-Хейккиля М. Роль общественных организаций в Финлян
дии // Совместно на благо ребенка. Петрозаводск, 1995. С. 74—78.
2. Мепсон П. Ориентир на Европейские стандарты // Экстерн. № 2
(24), 1996. С. 14—15.
3. Политика и организация здравоохранения в Финляндии. Мин. соц.
обеспечения и здравоохранения. Helsinki, 1995.
4. Профессиональное обучение в Финляндии. Мин. соц. обеспече
ния и здравоохранения. Helsinki, 1993.
5. Система обучения взрослых в Финляндии. Министерство про
свещения. Helsinki, 1993.
6. Система помощи людям с нарушениями психического развития
в Финляндии // Финская Ассоциация помощи людям с нарушениями
психического развития. Helsinki, 1996.
7. Система попечения умственно отсталых в Финляндии // Финский
Союз помощи умственно отсталым. Helsinki, 1995.
8. Социальное обслуживание в Финляндии. Мин. соц. обеспечения
и здравоохранения. Helsinki, 1993.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ*
Некоторые из принципов, на которых зиждется система образования во Франции, были сформулированы еще в период Революции 1789 года. Законы, принятые между 1881 и 1889 годом, а также законы IV и V Республики лежат в основе современной структуры, включающей в себя публичные школы всех ступеней, финансируемые государством в обязательном порядке, и частные школы, которые получают финансовую поддержку государства при соблюдении определенных условий. Система образования основана на следующих общих принципах: 1. Свобода образования
Республика признает законность сосуществования публичных школ и частных учебных заведений, находящихся под ее контролем и имеющих возможность получать поддержку государства. Эта поддержка предоставляется частным школам, подписавшим с государством соглашение о том, что преподавание в их стенах будет соответствовать официальным программам.
2. Бесплатность
Обучение в государственных школах и учебных заведениях бесплатное. В начальных и средних школах учебники выдаются за счет государства. Некоторым семьям предоставляются стипендии.
3. Светскость
Государственные школы занимают нейтральную позицию в вопросах религаи, философии и политики. Религиозное воспитание не предусмотрено учебными программами, однако может осуществляться вне школы для младших школьников и в средних школах, где имеются священники.
126
* Печатается с сокращениями но изданию: Система образования во Франции. Министерство просвещения. Париж, 1994.
4.Обязательность "*'
Образование обязательно для всех детей обоего пола от 6 до 16 лет, проживающих во Франции.
5. Подтверждение государством степеней и дипломов
Только государство имеет право выдавать дипломы и присваивать ученые степени. Дипломы, выдаваемые некоторыми частными школами, имеют законную силу лишь в том случае, если они признаны государством.
Государство организует открытые экзамены для всех учеников, желающих получить диплом той или иной степени. Экзамены регламентируются документами общегосударственного характера.
Закон об образовании (от 10 июля 1989 г.) подтверждает право на образование. В статье 1 упомянутого закона говорится, что реализация этого права является «важнейшим национальным приоритетом», а в докладе, опубликованном в качестве приложения к закону, отмечается, что «на основе принципов равенства, свободы и светскости государство гарантирует осуществление этого права для всех детей, юношей и девушек, проживающих на территории Франции, независимо от социального происхождения, культурного уровня и национальной принадлежности».
Этот закон ставит перед системой образования следующие цели:
- каждый молодой человек последовательно осуществляет свою ори
ентацию в сфере образования (начиная с детского сада, в который дол
жен быть принят любой ребенок с трехлетнего возраста, если это же
лает его семья);
- каждый юноша и каждая девушка достигают признанного уровня
подготовки (получая, как минимум, свидетельство об окончании про-
фучилища);
- четверо учащихся из пяти получают аттестат о среднем образовании;
- все лица, успешно окончившие средние школы или приравнен
ные к ним учебные заведения, имеют право на поступление в высшие
учебные заведения;
- по своим методам и содержанию французская система образова
ния становится все более открытой для международного сотрудничест
ва и для строительства общеевропейского дома.
ОБУЧЕНИЕ В ДЕТСКИХ САДАХ
Детские сады во Франции всегда представляли собой один из самых оригинальных аспектов во французской системе воспитания. Имея довольно давнюю историю, «школы вязания», а затем «приютные комнаты» появились впервые и в немалом количестве в начале XIX века.
Свое право гражданства детские сады получили в 1860 году. Приютные дома блшотворительного характера очень скоро по инициативе их первых генеральных инспекторов мадам Папекарпантье и мадам