Структура образования в Финляндии




Обучение высшей и средней специальной ступени

Возраст 19-24
Университет, вуз
Профессиональ­ное училище 40-120 уч.н.

Профессиональный

вуз 120-160 уч.н.

Обучение второй с|гупени

Возраст 16-19
Профессиональное обучение, 80-120 уч.н.
Обучение по контракту об ученичестве, 80-120 уч.н. (Под учебной неделей подразумевается в среднем 40-часовая работа учащегося)

Обучение в гимназии, 120 уч.н.

Обязагельная общеобразовательная школа s

Возраст 6-7

Основная школа 9 лет, начинается с 6—7-летнего возраста

С февраля 1991 года согласно новому законодательству проведена децентрализация начальных, неполных средних школ, вследствие чего все типы муниципальных учебных заведений обрели небывалую доселе свободу методических экспериментов и независимость от местных и центральных властей, аналогичную школам независимого сектора.

Вследствие подписания Финляндией Международной декларации прав человека в Конституции страны закреплена свобода выбора роди­телями школы для их детей и права на домашнее образование. До 1970 года государство медлило с основанием как государственных, так и независимых (частных) школ, особенно после децентрализованной сис­темы просвящения в 1968 году, вследствие чего с 1983 года число их снизилось с 364 до 40. Сейчас этих школ около 30, причем большин­ство представляют высшие средние школы (гимназии). Особый закон 1977 года определяет субсидирование более чем десятка работающих


по методике Штайнера независимых школ, большинство из которых невелики. Кроме того, в стране функционирует несколько школ неза­висимого сектора, а именно Международная интернациональная школа в Хельсинки, английская и германская школы, 12 Финских школ за рубежом, Еврейская школа в Хельсинки и школа Адвентистов Седьмо­го дня с пансионом.

Субсидируемые школы страны функционируют на основе контрак­тов этих учебных заведений с муниципальными властями. По контрак­там оплачивается около 55% расходов независимых школ, а остальная их часть этими учебными заведениями оплачивается самостоятельно за счет благотворительных взносов частного бизнеса. Законодательные пре­образования 1985 и 1994 годов обеспечивали расширение автономии школ независимого сектора и их свободу методического эксперимен­тирования. По инициативе Министерства народного образования в фев­рале 1991 года законодательно закреплено создание новых, так назы­ваемых «альтернативных школ», программный материал которых пре­образовался в русле общеевропейских тенденций развития школ неза­висимого образования, причем такие преобразования должны были быть согласованы с муниципалитетами по контрактам с ними.

Уровень образования в Финляндии высок. После основной школы приблизительно 90% из молодежи продолжает учебу. Можно выбрать или общеобразовательную гимназию или профессиональную учебу. Оба варианта обучения дают хорошую подготовку для поступления в вуз. Профессиональную подготовку можно пройти также на основе контракта об ученичестве, работая у работодателя. Обучение для взрослых значи­тельно расширилось. Взрослые получают профессиональное образова­ние, обучаясь или в учебных заведениях для молодежи, или в специ­альных учебных заведениях для взрослых.

Обучение по получению образования высшей ступени ведется в уни­верситетах, профессиональных вузах и училищах.

Территория Финляндии разделена на 15 районов специального об­служивания. Назначение этих районов - это предоставление предписы­ваемого законодательством страны спецобслуживания тем людям, фи­зическое или умственное развитие которых приостановилось или нару­шилось вследствие либо врожденных причин, либо в результате болез­ни или травм, полученных в периоде развития организма. В Финлян­дии насчитывается около 35 000 лиц с физическими и психическими отклонениями в развитии.

В Финляндии имеется специальный, вступивший в силу с 1978 го­да, закон, так называемый «дополнительный» закон, который гаранти­рует умственно и физически неполноценному человеку право на полу­чение социального обслуживания (попечения), в том случае, если это попечение не может быть им получено со стороны обычной сферы со­циального обеспечения и не предполагается общим законодательст­вом. Первоочередную ответственность в организации обеспечения пси­хически или физически недоразвитых людей несут коммуны (общины). Для выполнения обязываемых законодательством функций губернии


страны обязаны создать специальный орган - Союз общин. Все учреж­дения такого рода содержаться союзами общин. Подавляющее число данных учреждений было создано в 1960-х и начале 1970-х годов.

Общим планированием, управлением и контролем за системой помощи физически и умственно неполноценным занимается Министер­ство социального обеспечения и здравоохранения (в Финляндии это одно министерство). Оно же занимается обучением тяжело и глубоко умст­венно отсталых. Обучением слабо- и средне умственно отсталых зани­майся Министерство образования.

Задачей управления по социальным вопросам, которое подведомст­венно Министерству социального обеспечения и здравоохранения, являет­ся руководство и контроль за предоставлением спецобслуживания. В то же время руководство и контроль за медицинским обслуживанием, входя­щим в функции спецобслуживания, осуществляется Управлением по де­лам медицины. За процесс обучения несет ответственность школьное управ­ление и управление по профессиональной подготовке, которые, в свою очередь, подведомственны Министерству образования Финляндии. Отде­лы по вопросам спецобслуживания и здравоохранения, а также отдел по школьным делам, являясь подведомственными указанным выше централь­ным органам, ведут руководство и контроль за социальной, медицинской и педагогической деятельностью в районе спецобслуживания.

За практическую организацию социальных, медицинских и образо­вательных служб несут ответственность муниципалитеты, которых в стране около 460. Они совместно с государством также обеспечивают работу этих служб материально. Величина государственной дотации за­висит от степени богатства муниципалитета. В среднем государство бе­рет на себя половину расходов. Для обеспечения дорогих и редких служб, таких, как специализированные медицинские службы и попечение ум­ственно отсталых муниципалитеты объединяются в союзы. В системе специального попечения умственно отсталых таких союзов 15.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Закон об организации услуг и подсобных мер лицам с физической недостаточностью вступил в действие с начала 1988 года, заменив преж­ний закон об обслуживании инвалидов. От последнего в силе остаются законоположения о труде с облегченными условиями.

Закон об обслуживании при физической недостаточности предусмат­ривает такие формы поддержки как, транспортные услуги, обслужива­ние переводчиком, программы реабилитации и адаптации. Плюс к на­званным могут быть организованы и другие услуга. Закон предусмат­ривает также отдельные формы материальной поддержки.

Муниципалитеты отвечают за осуществление услуг, предусмотрен­ных законом об обслуживании при физической недостаточности. При этом за инвалидными организациями и фондами сохраняется их важная роль в практической организации обслуживания.


Школьное обучение ребенка с физическими недостатками осуще­ствляется в муниципальной общеобразовательной школе с привлечени­ем при необходимости реабилитационных и подсобных услуг. Для тя­жело инвалидизированных детей существуют специальные школы.

Программа адаптации включает профориентирование, консультации и подготовку. К участию в ней привлекают и родственников. Програм­ма адаптации призвана служить обретению человеком при физической недостаточности психической и социальной самостоятельности. На прак­тике программа строится в форме краткосрочных курсов.

Человек с тяжелыми нарушениями имеет право на жилье с обслу­живанием, если стационарный уход для него не обязателен. Устройст­во жилья с обслуживанием связано со стремлением создать для тяжело инвалидизированного человека возможность к нормальному быту.

К числу приспособлений, машин и аппаратов, помогающих спра­виться в повседневном быту, относятся, в частности, автомобиль, инва­лидный мотороллер, дополнительные устройства к автомобилю, инфор­мационно-текстовая аппаратура к телевизору, телефон, бытовые маши­ны. Как правило, на них выплачивается дотация в размере половины их стоимости.

Право человека с тяжелыми изъянами на транспортное обслужива­ние с проводником включает, наряду с доставкой на работу и учебу, еще по 18 проездов в одном направлении каждый месяц в рамках нор­мальной жизни и времяпровождения.

Обслуживание переводчиком предоставляется лицу с тяжелыми де­фектами слуха и зрения или речи, который нуждается в обслуживании переводчиком в работе, учебе, текущих делах, при отдыхе, участии в общественной жизни или по иной причине.

Уплата компенсации за расходы на нанятого личного помощника производится в случае, если человеку с физическими недостатками до­ма требуется многочисленная посторонняя помощь.

Экстренные затраты на одежду и питание подлежат компенсации, если дефект или болезнь приводят к изнашиванию одежды больше нор­мального или показано специальное питание.

Ведомство трудовых ресурсов несет главную ответственность за за­нятость лиц с физическими недостатками наравне со всем населением. Но при этом по линии обеспечения инвалидов организованы также осо­бые места работы с облегченными условиями.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии проходит через кон­сультативное обследование. Врач пытается выявить причины наруше­ния, наблюдает за хроническими заболеваниями и лечит их, дает свои заключения, направленные на предоставление пациенту социальных при­вилегий и услуг. Психолог определяет степень умственных способно­стей, логопед выявляет степень коммуникабельности подопечного. В качестве иных специалистов выступают, по мере необходимости, тре­неры по лечебной гимнастике и терапевт по поддержанию или восста­новлению дееспособности. Работник сети социального обеспечения да­ет информацию по предоставляемым льготам и оказывает помощь се-


мье по приобщению ее к сложившейся ситуации. По результатам об­следований группой специалистов составляется программа мероприя­тий по улучшению физического здоровья организма подопечного.

Союз общин располагает дошкольными и школьными образователь­ными учреждениями. Для подопечных дошкольного возраста проводит­ся коррекция по восстановлению утерянных функций организма. Здесь же ведется работа по приобретению навыка «быть вместе», поскольку привыкнуть друг к другу и освоиться в группе - это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время никто не освобождается от школьного обучения. Даже для самых слож­ных случаев недоразвитости составляется своя программа обучения. Це­лью такого обучения ставится развитие навыков социализации и ком­муникации, а также бытовая адаптация.

Обучение детей средней сложности нарушений перенесено в началь­ную школу. В программу обучения входит также и подготовка к рабо­чей деятельности и выполнению жизненно важных функций.

Инструкторы по уходу за подопечными на дому ведут обучение па­циентов в домашних условиях и, одновременно с этим, оказывают по­мощь в разрешении проблем, связанных с пребыванием недоразвитого ребенка дома. Кроме того, инструкторы организуют экскурсии, лагеря отдыха и вечера-клубы.

Взрослые лица с физическими отклонениями и хорошим состояни­ем здоровья переводятся в последние годы из пансионатов в небольшие спецобщежития на 5—20 мест. Эти общежития располагаются или в обычных многоэтажных жилых зданиях, или в специально для этого выстроенных домиках. Размещенные в одно- или двухкомнатных квар­тирах жилых домов инвалиды ведут довольно самостоятельный образ жизни. Специальные службы оказывают инвалидам следующие услуги:

- консультативные;

- инструктаж по обслуживанию подопечного в домашних условиях;

- инструктаж и рекомендации родственникам, курсы для родителей;

- обучение;

- инструктаж по рабочей деятельности.

Для трудовой деятельности взрослых людей с недоразвитой умствен­ной или физической деятельностью организма созданы трудовые центры.

В центрах трудовой деятельности выполняются поделки из ткани, а также из дерева и металла. Часть подопечных работает по благоуст­ройству близлежащей территории.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ С ПСИХИЧЕ­СКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В Финляндии проживает около 30000 умственно отсталых, т. е. 0,7% от всего населения. Психическое недоразвитие замечается обычно уже в родильном отделении или в раннем детском возрасте, так как все дети бесплатно и регулярно проходят профилактические медицинские осмотры.


Попечение умственно отсталых в Финляндии с самого начала было частью социального обеспечения. Основание ему было положено Николаем I (Указ о попечении страждущих). С 1977 г. в Финляндии действует Закон о специальном попечении люден с нарушениями пси­хического развития. Этот закон очень точно определяет организацию попечения, но в то же время дает широкие возможности для деятельно­сти и развития системы. Закон распространяется на людей, чья душев­ная деятельность и развитие задержаны или нарушены врожденной или в детском возрасте приобретенной болезнью или травмой.

Раньше основным критерием при определении степени умственной отсталости была величина IQ - коэффициента интеллекта. Теперь это делается на основании качественного анализа социальных и функцио­нальных дефектов умственно отсталого и с учетом того, в каких видах помощи, уходе и условиях жизни он нуждается.

Люди с нарушениями психического развития имеют право пользо­вания всеми общими медицинскими, социальными и образовательными службами. Помимо этого им предоставляется особая помощь.

По закону целью системы попечения умственно отсталых (или как принято ее называть - системы специального попечения) является:

- необходимая помощь в повседневной жизни;

- обеспечение необходимого материального уровня жизни;

- адаптация к жизни в обществе;

- обеспечение образования, медицинского и социального обслужи­
вания.

Закон определяет также виды услуг, которые должны входить в сис­тему попечения умственно отсталых:

- обследование (медицинское, психологическое, социальное, проф­
пригодности);

- медицинское и санитарное обслуживание;

- обучение и воспитание;

- обеспечение жильем и трудоустройство;

- предоставление вспомогательных устройств и оборудования;

- индивидуальные услуги и прочая помощь;

- консультации семей, родителей и опекунов умственно отсталых;

- информация о возможных видах услуг;

- профилактика умственной отсталости;

- иная необходимая деятельность.

В последнее время основное внимание уделяется нормализации и интеграции (интеграция т. е., проживание там же, где живут здоровые люди того же возраста) жизни людей с психическим недоразвитием. Такие люди должны перестать быть «невидимками» в обществе, они имеют право, в основном, пользоваться теми же общественными блага­ми, что и остальные граждане.

Попечение умственно отсталых началось и долюе время было скон­центрировано в специальных интернатах. С начала 80-х годов количе­ство мест в таких учреждениях значительно уменьшилось. Кроме того, были организованы специальные общежития, сначала для легко умст-


венно отсталых, а позднее и для гаубоко умственно отсталых. Дети со­ставляли когда-то 60-70% пациентов интернатов, сейчас меньше 10%. Детей дошкольного возраста в настоящее время крайне редко помеща­ют в стационарные учреждения, так как считается, что их эмоциональ­ное и социальное развитие от этого нарушается.

Умственно отсталого человека с детства необходимо готовить к уча­стию в жизни общества. В Финляндии умственно отсталые дети посе­щают обычные детские сады или домашние детские сады. Их матери чаще, чем матери нормальных детей, находятся с детьми дома.

По закону все дети в Финляндии в возрасте от 7 до 16 лет обязаны посещать школу, в том числе умственно отсталые дети, независимо от уровня отсталости. Такие дети начинают учебу в школе с 6 лет и учат­ся на один год дольше, чем нормальные дети. Обучение проходит, в основном, в специальных школах или классах по особой программе. Некоторое количество умственно отсталых обучается и в массовой шко­ле. Глубоко умственно отсталые дети обучаются пока еще в больни­цах-интернатах.

Финская семья, в которой есть дети до 17 лет, получает денежное пособие на каждого ребенка. Семья умственно отсталого ребенка по­лучает особое пособие, величина которого зависит от тяжести пораже­ния. С 16 лет умственно отсталый получает пенсию.

За глубоко умственно отсталым кто-либо из членов его семьи при желании может ухаживать дома, при этом ему выплачивается прилич­ное пособие, предоставляется один свободный день в месяц, а если уход особо труден, то дается один свободный день в неделю, плюс допол­нительно одна полная неделя отпуска в год. Но в это время за его опекаемым устанавливается необходимый уход, например, в больни­це-интернате.

Люди с нарушениями психического развития имеют право на про­фессиональное обучение и получение профессии. Умственно отсталые в легкой степени обычно учатся в специальных школах при профтех­училищах. Средне и глубоко умственно отсталые обучаются в специ­альных профессиональных училищах.

Умственно отсталые могут получить профессии в следующих об­ластях: автослесарное дело, общественное питание, машино- и метал -лотехника, вязание, специальная уборка помещений, сельское и лесное хозяйство, садоводство, деревообработка, ткачество и шитье, складское хозяйство.

Обучение длится 2—3 года, в группах по 7—8 человек.

Кроме этого устраиваются многочисленные годичные курсы по под­готовке к самостоятельной жизни и учебе. На этих курсах проводится профессиональное ориентирование - помощь в выборе профессии, тре­нируются социальные навыки и самостоятельность.

В Финляндии существует система «защищенного» труда, при кото­рой умственно отсталые, работая в различных учреждениях, получают либо зарплату, либо, в большинстве случаев, небольшие карманные деньги как дополнение к пенсии. В последнее время эта система всесторонне


развивается и изменяется. В каждом округе есть свои мастерские и тру­довые центры для умственно отсталых. Общественно полезный труд очень важен для умственно отсталых, их психического и социального благополучия.

Союз помощи умственно отсталым — это государственная социаль­но-политическая центральная организация. Его задача - защита прав умственно отсталых, развитие системы специальною попечения и на­учных исследований в области умственной отсталости.

Целью работы Союза является создание возможности для умствен­но отсталою жить полноценной жизнью равноправного члена общест­ва. Союз оказывает влияние на создание законов и служб, отвечающих потребностям умственно отсталых.

Финская система обеспечения физически и умственно отсталых лиц по праву считается одной из лучших и передовых в мире. За время ее существования накоплен большой опыт и найдены многие оптималь­ные формы работы, в то же время эта система постоянно развивается и совершенствуется.

Литература

1. Винтер-Хейккиля М. Роль общественных организаций в Финлян­
дии // Совместно на благо ребенка. Петрозаводск, 1995. С. 74—78.

2. Мепсон П. Ориентир на Европейские стандарты // Экстерн. № 2
(24), 1996. С. 14—15.

3. Политика и организация здравоохранения в Финляндии. Мин. соц.
обеспечения и здравоохранения. Helsinki, 1995.

4. Профессиональное обучение в Финляндии. Мин. соц. обеспече­
ния и здравоохранения. Helsinki, 1993.

5. Система обучения взрослых в Финляндии. Министерство про­
свещения. Helsinki, 1993.

6. Система помощи людям с нарушениями психического развития
в Финляндии // Финская Ассоциация помощи людям с нарушениями
психического развития. Helsinki, 1996.

7. Система попечения умственно отсталых в Финляндии // Финский
Союз помощи умственно отсталым. Helsinki, 1995.

8. Социальное обслуживание в Финляндии. Мин. соц. обеспечения
и здравоохранения. Helsinki, 1993.


СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ*

Некоторые из принципов, на которых зиждется система образова­ния во Франции, были сформулированы еще в период Революции 1789 года. Законы, принятые между 1881 и 1889 годом, а также законы IV и V Республики лежат в основе современной структуры, включающей в себя публичные школы всех ступеней, финансируемые государством в обязательном порядке, и частные школы, которые получают финансо­вую поддержку государства при соблюдении определенных условий. Система образования основана на следующих общих принципах: 1. Свобода образования

Республика признает законность сосуществования публичных школ и частных учебных заведений, находящихся под ее контролем и имею­щих возможность получать поддержку государства. Эта поддержка пре­доставляется частным школам, подписавшим с государством соглаше­ние о том, что преподавание в их стенах будет соответствовать офици­альным программам.

2. Бесплатность

Обучение в государственных школах и учебных заведениях бесплат­ное. В начальных и средних школах учебники выдаются за счет госу­дарства. Некоторым семьям предоставляются стипендии.

3. Светскость

Государственные школы занимают нейтральную позицию в вопро­сах религаи, философии и политики. Религиозное воспитание не пре­дусмотрено учебными программами, однако может осуществляться вне школы для младших школьников и в средних школах, где имеются свя­щенники.


 


126


* Печатается с сокращениями но изданию: Система образования во Франции. Министерство просвещения. Париж, 1994.



4.Обязательность "*'

Образование обязательно для всех детей обоего пола от 6 до 16 лет, проживающих во Франции.

5. Подтверждение государством степеней и дипломов

Только государство имеет право выдавать дипломы и присваивать ученые степени. Дипломы, выдаваемые некоторыми частными школа­ми, имеют законную силу лишь в том случае, если они признаны госу­дарством.

Государство организует открытые экзамены для всех учеников, же­лающих получить диплом той или иной степени. Экзамены регламен­тируются документами общегосударственного характера.

Закон об образовании (от 10 июля 1989 г.) подтверждает право на образование. В статье 1 упомянутого закона говорится, что реализация этого права является «важнейшим национальным приоритетом», а в док­ладе, опубликованном в качестве приложения к закону, отмечается, что «на основе принципов равенства, свободы и светскости государство га­рантирует осуществление этого права для всех детей, юношей и деву­шек, проживающих на территории Франции, независимо от социально­го происхождения, культурного уровня и национальной принадлежно­сти».

Этот закон ставит перед системой образования следующие цели:

- каждый молодой человек последовательно осуществляет свою ори­
ентацию в сфере образования (начиная с детского сада, в который дол­
жен быть принят любой ребенок с трехлетнего возраста, если это же­
лает его семья);

- каждый юноша и каждая девушка достигают признанного уровня
подготовки (получая, как минимум, свидетельство об окончании про-
фучилища);

- четверо учащихся из пяти получают аттестат о среднем образовании;

- все лица, успешно окончившие средние школы или приравнен­
ные к ним учебные заведения, имеют право на поступление в высшие
учебные заведения;

- по своим методам и содержанию французская система образова­
ния становится все более открытой для международного сотрудничест­
ва и для строительства общеевропейского дома.

ОБУЧЕНИЕ В ДЕТСКИХ САДАХ

Детские сады во Франции всегда представляли собой один из самых оригинальных аспектов во французской системе воспитания. Имея до­вольно давнюю историю, «школы вязания», а затем «приютные комна­ты» появились впервые и в немалом количестве в начале XIX века.

Свое право гражданства детские сады получили в 1860 году. При­ютные дома блшотворительного характера очень скоро по инициативе их первых генеральных инспекторов мадам Папекарпантье и мадам




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: