Общеобразовательная спецшкола




 

Обязательное посещение школы Добровольное с 1996/97 уч. г.
Начальная ступень (1—3 классы) Промежу точ ная ступень (4—6 классы) Высшая ступень (7—9 классы) Год факульта­тивных занятий (10 класс)
       

Изложенный порядок обучения действует с 1993/1994 учебного го­да для школьников, которые в указанный год начали обучение в 7 классе. Количество учебных часов в различные годы обучения состав­ляет сейчас от 20 до 33 (35) часов в неделю.

 

Учебный план для общеобразовательной спецшколы  
      Соличество часов в неделк      
Предметы Младшие классы   Средние классы   Старшие
              классы
                     
    Обязательные дисциплинь        
Шведский язык                    
Математика                    
Предметы   б     б б 5,5 5,5 4,5 4,5
ознакомительного                    
плана                  
Музыка                    
Труд                    
Рисование _ - -              
Домоводство _ _ _              
Физкультура                    
Воспитание детей - - - - - - - - - -
Английский язык _ _ _ - - -        
На выбор _ _ _ _ _ _        
Итого             34.5 34,5 34,5 34,5

 




Почасовой план для специализированной школы

 

  Количество часов в нелепю
Предметы Начальные Промежуточные Старшие
  классы классы классы
                     
Обязательные                    
предметы                    
Коммуникация и          
социальная адап-          
тация          
Тренировка сооб-          
разительности и          
ориентации в сре-          
де обитания          
Физкультура          
Творчество         10,5
Повседневная дея-          
тельность          
По выбору       | |        
Итого:         ■ 34.5 •

Спецшкола для желающих

Молодые люди по окончании общеобразовательной школы имеют право продолжить обучение в спецшколе для желающих вплоть до за­вершения первого полугодия того календарного года, в котором им ис­полняется 20 лет, если:

— правление спецшколы по месту жительства приняло решение, что
они не могут учиться в гимназии вследствие психических нарушений в
развитии;

- они не получили образования в спецшколе.

Каждая коммуна обязана обеспечить обучение молодых людей в спец­школе для желающих в течение 4 лет. Ученик, продолживший обуче­ние в спецшколе для желающих до завершения первой половины того календарного года, в котором ему исполняется 20 лет, имеет право на доведение до конца своего образования. Спецшкола для желающих про­должает программу обязательной спецшколы.

В спецшколе для желающих ученики проходят курс профобучения, курс обучения профессии и общеподготовительный курс.

Профобучение преследует цель подготовить учеников к производ­ственной деятельности по выбранной ими специальности.

 

Спецшкола для желающих (1—4 гг.)
Профобучение Обучение профессии Общая подготовка
Профориентация Овладение основами избранной специально­сти Развитие личностных качеств и сноровки

Спецшкола для взрослых

Взрослые (от 20 лет и старше), являющиеся инвалидами детства (пси­хические расстройства), независимо от степени инвалидности имеют возможность учиться в спецшколе для взрослых.

Спецшкола для взрослых, наряду с муниципальными учебными за­ведениями для взрослых и учебными заведениями для иммигрантов (SFI), является составным элементов общественной системы образования для взрослых.

Спецобразоваиие для взрослых-инвалидов детства (нарушение пси­хики) преследует цель усовершенствования их знаний и адаптаци­онных возможностей путем базового и углубленного изучения от­дельных предметов или путем получения ими более основательной подготовки для:

- формирования чувства уверенности в себе;

- развития адаптационных навыков к повседневной и обществен­
ной жизни;

- создания предпосылок овладения специальностью и общественно
полезным трудом;

- продолжения образования.

Преподавание в спецшколе для взрослых представляет собой сово­купность курсов разного уровня сложности, которые можно комбини­ровать по выбору.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Большинство детей с особыми нуждами интегрированы в обычные классы, в которых они получают необходимую поддержку. Это зна­чит, что ребенок может получать поддерживающее обучение у специ­ального педагога или другого специалиста, а также пользоваться спе­циальными вспомогательными средствами.

Умственная отсталость: умственно отсталые дети направляются в соответствующую спецшколу. Эта школа интегрирована в общеоб­разовательную. Ее классы размещаются в здании обычной школы. По просьбе родителей умственно отстальш ребенок для того, чтобы учиться вместе с «нормальными» детьми, может быть индивидуально интегри­рован в класс обычной школы. Некоторые родители используют та­кую возможность. Ребенок учится в обычном классе, а финансирова­ние специального обучения (специальный педагог, вспомогательные средства) поступает из бюджета спецшколы для умственно отсталых. Часть родителей, напротив, считает, что их дети получают больше поль­зы, обучаясь в спецшколе.

Около 14% учеников специальной школы индивидуально интегри­рованы в классы общеобразовательной школы. Процент индивидуаль­но интегрированных детей с тяжелой формой умственной отсталости составляет около 1 %.


 




Слепые и слабовидящие: в Швеции нет спецшкол, предназначен­ных исключительно для слепых и слабовидящих детей. Такие дети учатся в обычных классах. В 1986 году школы для слепых были преобразова­ны в Центры ресурсов для поддержки интеграции слепых и слабовидя­щих детей в классы общеобразовательной школы. В Центрах ресурсов работают консультанты, помогающие школам справляться с проблема­ми, возникающими при обучении слепых детей. Тем не менее в Шве­ции есть одна спецшкола, предназначенная для слепых детей с соче-танной патологией.

Глухие и слабослышащие: обучение глухих детей и детей с тяже­лой формой тугоухости производится в 5 общегосударственных спец­школах. Имеются также общегосударственные спецшколы для обуче­ния глухих умственно отсталых детей и для детей, у которых наруше­ние речи сочетается с другими нарушениями функций. Все эти школы имеют Центры ресурсов, которые с помощью вспомогательных средств облегчают интеграцию детей в классы общеобразовательной школы.

Число умственно отсталых учащихся увеличилось за период с 1989/1990 до 19931994 it. с 10500 до 12400.

Число учащихся с нарушением разных функций в классах общеобра­зовательной школы (слепые, слепо-глухие, глухие, опорники) в 1993/1994 году составляло 5 300, что превышало в 7 раз число подобных учащих­ся в спецшколах. Около 10% из 5 300 учащихся обучались в специаль­ных классах вместе с другими детьми с подобной патологией.

Около 20% детей с нарушением разных функций посещают клас­сы обязательной общеобразовательной школы, получают помощь в клас­се от специального педагога или ассистента. Обычно преподаватель работает только с одним учеником в классе, а не со всем классом. Почти все дети с тяжелым нарушением зрения имеют своего специаль­ного педагога.

Большинство детей с нарушением сенсорных и моторных функ­ций, также как и «нормальные» ученики, после окончания обязатель­ной школы продолжают свое обучение в средней школе. Число уча­щихся с нарушением функций в средней школе в 1993/1994 гг. со­ставляло 1 900. Большинство учащихся с нарушением слуха посещали общегосударственную школу для глухих. Менее 30% учащихся с на­рушением слуха посещают специальную среднюю школу для глухих.

Сложную проблему в Швеции, как и во всем мире, сегодня пред­ставляет специальное обучение детей с ранним детским аутизмом. 0,5 процентов новорожденных являются аутичными. Каждый пятый ребе­нок страдает тяжелым аутизмом. В Стокгольме насчитывается 50 де­тей с тяжелым аутизмом. Обычно эти дети живут в семьях, но наибо­лее тяжелые - в интернатах. Специальные школы для аутичных детей отсутствуют, эти дети обычно обучаются в малых группах в обычной школе. В Стокгольме имеется 2 класса для таких детей в массовых школах. На каждые 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент. Ме­тод Левэ (поведенческая терапия) достаточно успешно используется в этих классах с последующей оценкой его эффективности психологом.


В Швеции особо выделена роль семьи в обучении детей со специ­альными нуждами. Основной целью является сохранение семей насколь­ко это возможно. Закон о специальной поддержке распространяется на лиц с физическими и психическими нарушениями, с аутизмом и др. И предполагает наличие персонального помощника, которого име­ет право выбрать лицо со специальными нуждами или его семья.

Детские поликлиники осуществляют контроль за развитием детей, обучение родителей, включая и формирование навыков общения с ре­бенком. В случае необходимости дети по согласованию с родителями направляются в специальные детско-подростковые психиатрические по­ликлиники. В таких поликлиниках осуществляется комплексное об­следование детей и окружающей их среды различными специалистами с использованием различных диагностических методов. Различные фор­мы семейной терапии позволяют решить большинство проблем. В бо­лее сложных случаях ребенок направляется на обследование в детскую психиатрическую клинику, где он проходит усугубленное обследование, в том числе с привлечением невропатолога и специального педагога.

Родителям сообщаются результаты обследования и индивидуальные программы по специальному обучению, которые составляются на каж­дого ребенка.

ПРОБЛЕМЫИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ НУЖДАМИ

Большие изменения в образовательной системе требуют много вре­мени. Оглядываясь назад, нужно отметить, что в Швеции с 80-х годов проделана огромная работа. Было закрыто много спецшкол и сокра­щено много видов специального образования. Ученики спецшкол на­чали посещать общеобразовательную школу. Эта тенденция, безуслов­но, увеличила возможность для интеграции детей с умственными и фи­зическими недостатками. Хотя интеграция еще полностью не законче­на, и существует масса проблем, все же основные меры уже приняты. Исходя из идеологии шведского общества о равных возможностях лю­бого его члена, интеграция в общества детей с умственными и физиче­скими недостатками - это самое малое, чего добились в системе обра­зования.

Более серьезная форма интеграции, такая, как итерированное обу­чение в массовых школах, пока еще не удовлетворяет всех заинтере­сованных лиц. Многие учителя из массовых школ все еще отправляют детей с серьезными проблемами, например, с такими, как, эмоциональ­но-личностными нарушениями и социальными трудностями, к специ­альным педагогам и даже предпочтительнее в специальный класс.

То, что в Швеции за короткий период времени произошли ощути­мые перемены, говорит о том, что идеологические моменты програм­мы интеграции были верно просчитаны. Но это вовсе не значит, что все идет гладко и без борьбы. Оппоненты указывают, что процесс ите­рации внедряется слишком поспешно, что интеграция имеет много


отрицательных моментов, а также, что ученики с проблемами в разви­тии нуждаются в своих отдельных специальных школах, где они чув­ствуют себя более комфортно. Также многие считают, что не оправда­ло себя интегрированное обучение в массовых школах.

По сути, еще мало проведено научных исследований о влиянии ин­теграции на систему образования в целом. Но самое главное, что пра­вительство заинтересовано продолжать начатое, оно делает инвести­ции и всецело поддерживает саму идею интеграции специального и массового образования. И возвращения к старому в образовательной политике в ближайшее время не ожидается.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫИНТЕГРАЦИИ

Положительные аспекты:

1. Дети с особыми нуждами воспринимаются как равные «нормаль­
ным» детям.

2. Ребенок не отделен от «нормальных» детей, которые могли бы
способствовать его социальной стигматизации, несмотря на господство
в Швеции демократических идей равенства в обществе.

3. Если ребенок посещает местную школу, то нет необходимости
отрывать его от родителей.

4. Предполагается, что контакт детей с родителями способствует
их нормальному развитию. «Нормальные» дети учатся воспринимать
«особых» детей как нормальных членов общества.

Отрицательные аспекты:

1. Ребенок со специальными нуждами, учась в обычном классе, не
всегда получает необходимую помощь.

2. Ребенок со специальными нуждами требует много внимания со
стороны учителя, что негативно сказывается на других учениках.

3. Специалисты разных областей специального образования не всегда
доступны всем школам страны.

4. Проблемы с государственными и муниципальным финансирова­
нием могут привести к тому, что незначительные средства, выделяе­
мые для детей со специальными нуждами, будут рассеяны по многим
школам и классам.

5. Ребенок с трудностями в обучении может чувствовать себя «ту­
пым» по сравнению с одноклассниками. Ему трудно найти друзей. Так­
же есть риск дискриминации со стороны других учеников.

Резюмируя сказанное, следует сделать вывод: Интеграцияэто не цель, а инструмент для абнлитации и нормализации детей со специальными нуждами.


Раздел II



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: