Обязательное посещение школы | Добровольное с 1996/97 уч. г. | ||
Начальная ступень (1—3 классы) | Промежу точ ная ступень (4—6 классы) | Высшая ступень (7—9 классы) | Год факультативных занятий (10 класс) |
Изложенный порядок обучения действует с 1993/1994 учебного года для школьников, которые в указанный год начали обучение в 7 классе. Количество учебных часов в различные годы обучения составляет сейчас от 20 до 33 (35) часов в неделю.
Учебный план для общеобразовательной | спецшколы | |||||||||
Соличество часов в неделк | ||||||||||
Предметы | Младшие классы | Средние классы | Старшие | |||||||
классы | ||||||||||
Обязательные дисциплинь | ||||||||||
Шведский язык | ||||||||||
Математика | ||||||||||
Предметы | б | б | б | 5,5 | 5,5 | 4,5 | 4,5 | |||
ознакомительного | ||||||||||
плана | • | |||||||||
Музыка | ||||||||||
Труд | ||||||||||
Рисование | _ | - | - | |||||||
Домоводство | _ | _ | _ | |||||||
Физкультура | ||||||||||
Воспитание детей | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Английский язык | _ | _ | _ | - | - | - | ||||
На выбор | _ | _ | _ | _ | _ | _ | ||||
Итого | 34.5 | 34,5 | 34,5 | 34,5 |
Почасовой план для специализированной школы
Количество часов в нелепю | ||||||||||
Предметы | Начальные | Промежуточные | Старшие | |||||||
классы | классы | классы | ||||||||
Обязательные | ||||||||||
предметы | ||||||||||
Коммуникация и | ||||||||||
социальная адап- | ||||||||||
тация | ||||||||||
Тренировка сооб- | ||||||||||
разительности и | ||||||||||
ориентации в сре- | ||||||||||
де обитания | ||||||||||
Физкультура | ||||||||||
Творчество | 10,5 | |||||||||
Повседневная дея- | ||||||||||
тельность | ||||||||||
По выбору | | | | |||||||||
Итого: | ■ 34.5 • |
Спецшкола для желающих
|
Молодые люди по окончании общеобразовательной школы имеют право продолжить обучение в спецшколе для желающих вплоть до завершения первого полугодия того календарного года, в котором им исполняется 20 лет, если:
— правление спецшколы по месту жительства приняло решение, что
они не могут учиться в гимназии вследствие психических нарушений в
развитии;
- они не получили образования в спецшколе.
Каждая коммуна обязана обеспечить обучение молодых людей в спецшколе для желающих в течение 4 лет. Ученик, продолживший обучение в спецшколе для желающих до завершения первой половины того календарного года, в котором ему исполняется 20 лет, имеет право на доведение до конца своего образования. Спецшкола для желающих продолжает программу обязательной спецшколы.
|
В спецшколе для желающих ученики проходят курс профобучения, курс обучения профессии и общеподготовительный курс.
Профобучение преследует цель подготовить учеников к производственной деятельности по выбранной ими специальности.
Спецшкола для желающих (1—4 гг.) | ||
Профобучение | Обучение профессии | Общая подготовка |
Профориентация | Овладение основами избранной специальности | Развитие личностных качеств и сноровки |
Спецшкола для взрослых
Взрослые (от 20 лет и старше), являющиеся инвалидами детства (психические расстройства), независимо от степени инвалидности имеют возможность учиться в спецшколе для взрослых.
Спецшкола для взрослых, наряду с муниципальными учебными заведениями для взрослых и учебными заведениями для иммигрантов (SFI), является составным элементов общественной системы образования для взрослых.
Спецобразоваиие для взрослых-инвалидов детства (нарушение психики) преследует цель усовершенствования их знаний и адаптационных возможностей путем базового и углубленного изучения отдельных предметов или путем получения ими более основательной подготовки для:
- формирования чувства уверенности в себе;
- развития адаптационных навыков к повседневной и обществен
ной жизни;
- создания предпосылок овладения специальностью и общественно
полезным трудом;
- продолжения образования.
Преподавание в спецшколе для взрослых представляет собой совокупность курсов разного уровня сложности, которые можно комбинировать по выбору.
|
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Большинство детей с особыми нуждами интегрированы в обычные классы, в которых они получают необходимую поддержку. Это значит, что ребенок может получать поддерживающее обучение у специального педагога или другого специалиста, а также пользоваться специальными вспомогательными средствами.
Умственная отсталость: умственно отсталые дети направляются в соответствующую спецшколу. Эта школа интегрирована в общеобразовательную. Ее классы размещаются в здании обычной школы. По просьбе родителей умственно отстальш ребенок для того, чтобы учиться вместе с «нормальными» детьми, может быть индивидуально интегрирован в класс обычной школы. Некоторые родители используют такую возможность. Ребенок учится в обычном классе, а финансирование специального обучения (специальный педагог, вспомогательные средства) поступает из бюджета спецшколы для умственно отсталых. Часть родителей, напротив, считает, что их дети получают больше пользы, обучаясь в спецшколе.
Около 14% учеников специальной школы индивидуально интегрированы в классы общеобразовательной школы. Процент индивидуально интегрированных детей с тяжелой формой умственной отсталости составляет около 1 %.
Слепые и слабовидящие: в Швеции нет спецшкол, предназначенных исключительно для слепых и слабовидящих детей. Такие дети учатся в обычных классах. В 1986 году школы для слепых были преобразованы в Центры ресурсов для поддержки интеграции слепых и слабовидящих детей в классы общеобразовательной школы. В Центрах ресурсов работают консультанты, помогающие школам справляться с проблемами, возникающими при обучении слепых детей. Тем не менее в Швеции есть одна спецшкола, предназначенная для слепых детей с соче-танной патологией.
Глухие и слабослышащие: обучение глухих детей и детей с тяжелой формой тугоухости производится в 5 общегосударственных спецшколах. Имеются также общегосударственные спецшколы для обучения глухих умственно отсталых детей и для детей, у которых нарушение речи сочетается с другими нарушениями функций. Все эти школы имеют Центры ресурсов, которые с помощью вспомогательных средств облегчают интеграцию детей в классы общеобразовательной школы.
Число умственно отсталых учащихся увеличилось за период с 1989/1990 до 19931994 it. с 10500 до 12400.
Число учащихся с нарушением разных функций в классах общеобразовательной школы (слепые, слепо-глухие, глухие, опорники) в 1993/1994 году составляло 5 300, что превышало в 7 раз число подобных учащихся в спецшколах. Около 10% из 5 300 учащихся обучались в специальных классах вместе с другими детьми с подобной патологией.
Около 20% детей с нарушением разных функций посещают классы обязательной общеобразовательной школы, получают помощь в классе от специального педагога или ассистента. Обычно преподаватель работает только с одним учеником в классе, а не со всем классом. Почти все дети с тяжелым нарушением зрения имеют своего специального педагога.
Большинство детей с нарушением сенсорных и моторных функций, также как и «нормальные» ученики, после окончания обязательной школы продолжают свое обучение в средней школе. Число учащихся с нарушением функций в средней школе в 1993/1994 гг. составляло 1 900. Большинство учащихся с нарушением слуха посещали общегосударственную школу для глухих. Менее 30% учащихся с нарушением слуха посещают специальную среднюю школу для глухих.
Сложную проблему в Швеции, как и во всем мире, сегодня представляет специальное обучение детей с ранним детским аутизмом. 0,5 процентов новорожденных являются аутичными. Каждый пятый ребенок страдает тяжелым аутизмом. В Стокгольме насчитывается 50 детей с тяжелым аутизмом. Обычно эти дети живут в семьях, но наиболее тяжелые - в интернатах. Специальные школы для аутичных детей отсутствуют, эти дети обычно обучаются в малых группах в обычной школе. В Стокгольме имеется 2 класса для таких детей в массовых школах. На каждые 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент. Метод Левэ (поведенческая терапия) достаточно успешно используется в этих классах с последующей оценкой его эффективности психологом.
В Швеции особо выделена роль семьи в обучении детей со специальными нуждами. Основной целью является сохранение семей насколько это возможно. Закон о специальной поддержке распространяется на лиц с физическими и психическими нарушениями, с аутизмом и др. И предполагает наличие персонального помощника, которого имеет право выбрать лицо со специальными нуждами или его семья.
Детские поликлиники осуществляют контроль за развитием детей, обучение родителей, включая и формирование навыков общения с ребенком. В случае необходимости дети по согласованию с родителями направляются в специальные детско-подростковые психиатрические поликлиники. В таких поликлиниках осуществляется комплексное обследование детей и окружающей их среды различными специалистами с использованием различных диагностических методов. Различные формы семейной терапии позволяют решить большинство проблем. В более сложных случаях ребенок направляется на обследование в детскую психиатрическую клинику, где он проходит усугубленное обследование, в том числе с привлечением невропатолога и специального педагога.
Родителям сообщаются результаты обследования и индивидуальные программы по специальному обучению, которые составляются на каждого ребенка.
ПРОБЛЕМЫИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ НУЖДАМИ
Большие изменения в образовательной системе требуют много времени. Оглядываясь назад, нужно отметить, что в Швеции с 80-х годов проделана огромная работа. Было закрыто много спецшкол и сокращено много видов специального образования. Ученики спецшкол начали посещать общеобразовательную школу. Эта тенденция, безусловно, увеличила возможность для интеграции детей с умственными и физическими недостатками. Хотя интеграция еще полностью не закончена, и существует масса проблем, все же основные меры уже приняты. Исходя из идеологии шведского общества о равных возможностях любого его члена, интеграция в общества детей с умственными и физическими недостатками - это самое малое, чего добились в системе образования.
Более серьезная форма интеграции, такая, как итерированное обучение в массовых школах, пока еще не удовлетворяет всех заинтересованных лиц. Многие учителя из массовых школ все еще отправляют детей с серьезными проблемами, например, с такими, как, эмоционально-личностными нарушениями и социальными трудностями, к специальным педагогам и даже предпочтительнее в специальный класс.
То, что в Швеции за короткий период времени произошли ощутимые перемены, говорит о том, что идеологические моменты программы интеграции были верно просчитаны. Но это вовсе не значит, что все идет гладко и без борьбы. Оппоненты указывают, что процесс итерации внедряется слишком поспешно, что интеграция имеет много
отрицательных моментов, а также, что ученики с проблемами в развитии нуждаются в своих отдельных специальных школах, где они чувствуют себя более комфортно. Также многие считают, что не оправдало себя интегрированное обучение в массовых школах.
По сути, еще мало проведено научных исследований о влиянии интеграции на систему образования в целом. Но самое главное, что правительство заинтересовано продолжать начатое, оно делает инвестиции и всецело поддерживает саму идею интеграции специального и массового образования. И возвращения к старому в образовательной политике в ближайшее время не ожидается.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫИНТЕГРАЦИИ
Положительные аспекты:
1. Дети с особыми нуждами воспринимаются как равные «нормаль
ным» детям.
2. Ребенок не отделен от «нормальных» детей, которые могли бы
способствовать его социальной стигматизации, несмотря на господство
в Швеции демократических идей равенства в обществе.
3. Если ребенок посещает местную школу, то нет необходимости
отрывать его от родителей.
4. Предполагается, что контакт детей с родителями способствует
их нормальному развитию. «Нормальные» дети учатся воспринимать
«особых» детей как нормальных членов общества.
Отрицательные аспекты:
1. Ребенок со специальными нуждами, учась в обычном классе, не
всегда получает необходимую помощь.
2. Ребенок со специальными нуждами требует много внимания со
стороны учителя, что негативно сказывается на других учениках.
3. Специалисты разных областей специального образования не всегда
доступны всем школам страны.
4. Проблемы с государственными и муниципальным финансирова
нием могут привести к тому, что незначительные средства, выделяе
мые для детей со специальными нуждами, будут рассеяны по многим
школам и классам.
5. Ребенок с трудностями в обучении может чувствовать себя «ту
пым» по сравнению с одноклассниками. Ему трудно найти друзей. Так
же есть риск дискриминации со стороны других учеников.
Резюмируя сказанное, следует сделать вывод: Интеграция — это не цель, а инструмент для абнлитации и нормализации детей со специальными нуждами.
Раздел II