Раздел III СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АЗИИ




П. ЮНСИН СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ*

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Так же как и история самого Китая, история изучения данного во­проса уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в IV в. до н. э. в античном китайском эпосе «Цзо Чжун» говорилось: «Ухо, которое не слышит в совокупности пять тонов, является глухим». По времени это высказьтание о глухоте близко к аналогичным высказьшаниям Ари­стотеля в Европе (384—322 гг. до н. э.). Согласно древнему понима­нию, «пять тонов» в Китае соответствовали конкретным нотам «до-ре-ми-соль-ля». Подобный подход означал понимание того, что причиной глухоты является потеря слуха, а не кара небесная.

В древних китайских книгах мы находим записи, касающиеся разных дефектов: слепоты, глухоты, идиотии - наряду с описанием случаев осо­бой одаренности. В «Книге обрядов» II в до н. э. упоминается о том, что «все дефективные люди должны получить специальную заботу».

Почти две тысячи лет тому назад у Конфуция появилась весьма про­грессивная по тем временам идея по поводу лиц с дефектами, согласно которой «...надо кормить, содержать вдовцов, вдов, осиротевших, а также и дефективных». А ведь примерно в эти же времена в Древней Греции дефективные дети уничтожались в самом раннем возрасте, фактиче­ски - сразу по обнаружении у них дефектов.

В середине XIX в. один из вождей антифеодального крестьянского восстания Хун Женган выдвинул предложение «создать специальные

* Печатается по изданию: Юнсин П. Воспитание аномальных детей и развитие спе­циального обучения и образования в Китае // Дефектология. 1989. № 3. С. 54—58.


учреждения для слепых, глухонемых и хромых, учить их письму, сче­ту, мастерству, чтобы превратить их в полезных людей». Однако этой идее не суждено было осуществиться из-за поражения восстания.

Специальные школы для слепых и глухих детей впервые появились в Китае чуть более века назад. Первая школа для слепых бьиа основа­на в 1874 г. в Пекине английским миссионером (W. Moor), а в 1887 г. в Дэнчжоу (теперь - округ Пэнлай) в провинции Шандун американ­ские миссионеры С. R. Mills и Ammenta T. Mills открыли первую шко­лу для глухих детей (позже она была переведена в Янтэй). В 1987 г. в Китае отмечалась столетняя годовщина этой школы. Позже частные шко­лы для слепых и глухих основываются в некоторых крупных городах и в прибрежных районах.

Национальные школы для слепых и глухих, основанные китайцами, появились в начале XX в. Но специальных школ для умственно отста­лых детей не было до создания КНР. К 1948 г. в Китае насчитывалось всего 10 школ для слепых, 23 - для глухих (позже они будут называть­ся школами для глухонемых), 9 школ для немых. Во всех этих школах было 2380 учащихся, а штат учителей и обслуживающего персонала насчитывал 360 человек. Только 8 из этих школ (1 - для слепых, 4 -для немых, 3 — для глухонемых) были государственными; остальные — частными или миссионерскими.

1 октября 1949 г. была основана Китайская Народная Республика. В период восстановления национальной экономики китайское прави­тельство берет курс на преобразование частных и миссионерских школ в государственные. В законопроекте 1951 г. о реформе школьной сис­темы четко указано: «Народное правительство должно создавать спец­школы для слепых и глухих, давать образование всем детям, подрост­кам и взрослым, имеющим физические дефекты». Так, специальное об­разование стало частью национальной системы образования и начало быстро развиваться. В ответ на это решение правительственными ве­домствами, имеющими к этому отношение, принимаются меры в отно­шении образования аномальных лиц, а именно:

- реорганизованы старые школы и осуществлено введение учебно­
го материала, предписываемого государством;

- учрежден специальный отдел при Центральном Министерстве про­
свещения, который обязан заботиться о воспитании слепых и глухих
во всей стране.

В 1958 г. в школе № 2 для глухонемых в г. Пекине был открыт спе­циальный класс для умственно отсталых детей.

Создаются программы обучения, которые определяли цели и задачи для специальных школ, руководствуясь принципом - дать ученикам воз­можность развиваться нравственно, интеллектуально и физически. Уча­щиеся должны получать общее начальное и профессиональное обуче­ние, которое давало бы им возможность более полноценно участвовать в трудовой деятельности.

Активно (на основе исследований) проводились реформа методов обучения. В прошлом обучение в школе глухих велось только на ис-


пользовании «языка символов» Но затем, вследствие экспериментов, сис­тема китайского фонетического алфавита в дактильной форме развива­лась и начала широко использоваться в школах для обучения устной речи. Одновременно используются и другие формы: письменная, язык жес­тов, дактильная речь и считывание с губ. А для слепых создан и широко используется в преподавании новый шрифт Брайля. Одновременно разра­батывалось шповое оборудование для производства учебных материалов; определилось количество школьного служебного персонала и количество учащихся в классе (их число было установлено от 12 до 15 человек).

Установлены фонды, предназначенные для этих школ. Повышена зарплата директорам этих заведений, руководителям обучения и учите­лям в целях стимулирования работников (зарплата в итоге на 15% вы­ше, чем у педагогов обычных школ).

Был составлен и пересмотрен учебный материал для предметов на китайском языке и по математике. А некоторые специальные учебные материалы разработаны заново.

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

После окончания так называемой «культурной революции» КПК и правительство КНР руководствуются курсом на перестройку и расши­рение связей с внешним миром.

Усилилось внимание государства к проблемам специальной помо­щи и специального обучения. Согласно ст. 45 Конституции Народной Республики Китай, принятой в декабре 1982 г., государство и общест­во помогают организовать жизнь, получение образования и работу для слепых, гаухих, немых. О специальном образовании упомянуто и в «За­коне об обязательном образовании в Народной Республике Китай». Раз­витие специального образования также рассматривается как один из важнейших критериев оценки состояния современного образования в Китае в целом, это обеспечивает юридическую защиту развития специ­ального образования.

Развиваются концепция специального обучения и система специаль­ного образования. Сейчас в Китае специальное образование включает обучение не только слепых и глухих, но и тех, кто умственно неполно­ценен, страдает коммуникативными нарушениями, физическими недос­татками или же неспособен к учебе. Обучение умственно отсталых де­тей быстро развивается. Специальное воспитание и обучение аномаль­ных детей получает новое развитие в разных аспектах.

Число специальных школ расширяется, и количество учащихся в них возрастает. По статистическим данным, в 1987 г. в Китае име­лось 504 спецшколы разных типов и 578 специальных классов для ум­ственно отсталых детей в массовых школах; учащихся, которых насчи­тывалось 52 876 человек, обучали 9 480 учителей. Кроме того, многие аномальные дети с легкой степенью тех или иных нарушений учатся в массовых школах и детских домах. Следует отметить, что, несмотря


на прогресс в этой области, количество специальных школ все еще яв­ляется недостаточным.

 

Спецшколы для слепых Спецшколы для глухих Спецшколы для слепых и глухих Спецшколы для умственно отсталых Спец классы для умственно отсталых в обычных шко­лах
         

По официально опубликованным статистическим данным (в резуль­тате выборочной переписи лиц с дефектами), в 1987 г. в Китае насчи­тывалось около 51 млн. 640 тыс. человек с разными нарушениями. Ко­личество детей с нарушениями школьного возраста составляло не ме­нее 6 млн. Однако уровень охвата аномальных детей специальным обу­чением ниже, чем в России, США, Японии и других странах. В связи с тем, что такое положение чрезвычайно беспокоит специалистов в КНР, в 1988 г. был составлен план развития специального воспитания и обу­чения в Китае, направленный на развитие комплексной реабилитации с усилением участия в этой работе специалистов таких отраслей, как медицина, социальное обеспечение, трудовая подготовка и др.

В последнее десятилетие в Китае формируется система специаль­ного воспитания и обучения и соответствующая ей сеть учреждений. В 50—60-х гг. в Китае специальное воспитание ограничивалось обучени­ем слепых и глухонемых, действовали главным образом начальные спец­школы. Сейчас в нашем понимании специальное обучение имеет два определения:

а) в широком смысле — это обучение всех детей с проблемами, а
именно: с отклонениями, талантливых, педагогически запущенных, ма­
лолетних преступников;

б) в узком смысле - обучение только детей и подростков с откло­
нениями в развитии.

В Китае осуществляется специальное образование в широком смысле, но в настоящее время главные силы направлены на специальное обуче­ние в узком смысле слова, т. е. на развитие дефектологии. В результа­те работы в этом направлении в последнее десятилетие кроме началь­ных спецшкол для глухих и слепых детей созданы и некоторые экспе­риментальные специальные дошкольные учреждения (например, детский сад для умственно отсталых детей, речевой и слуховой центр для глу­хонемых дошкольников, дошкольные классы для слепых и глухих и др.), в которых воспитываются аномальные дети в возрастном диапазо­не от 3 до 6—7 лет. Проведен эксперимент по обучению аномальных дошкольников как отдельно, так и совместно с нормальными детьми. Созданы специальные средние школы, спецшколы с профессиональ­ной подготовкой, специальные техникумы для глухих и для лиц с на­рушениями опорно-двигательного аппарата, средние училища, в кото­рых слепые получают специальность массажиста, и др. Начался специ-


ально организованный прием аномальных лиц в высшие учебные заве­дения. В вузах провинций Шандун и Дилин организованы специальные факультеты (или отделения) для лиц с нарушениями слуха, зрения и с другими отклонениями, где они мо1ут получить целый ряд доступных им специальностей.

Начата специальная подготовка специальных педагогов. Еще 20 лет тому назад в Китае не было специальных учебных заведений, в которых готови­ли бы учителей - дефектологов. Большинство учителей приходили в спе­циальные школы из обычных школ или педучилищ. В настоящее время уже созданы три специальных училища и несколько специальных классов для подготовки таких учителей. В этих специальных училищах имеются три отделения: олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагоги­ки; логопедических отделений пока не открыто.

В 1988 г. в Пекинском педагогическом университете впервые открыто дефектологическое отделение на педагогическом факультете, где готовят преподавателей - дефектологов для упомянутых выше спецучилищ.

Для спецучилищ составлен единый учебный план. Будущие учите­ля для специальных школ осваивают общеобразовательные предметы, циклы педагогических и психологических дисциплин, получают осно­вы медицинских знаний, необходимых для данной специальности, изу­чают специальные педагогические, психологические предметы, ряд спе­циальных методик и проходят практику в специальных школах. Чтобы удовлетворить запросы и потребности специального воспитания и обу­чения в провинциальных условиях, учащимся в педучилищах и студен­там дефектологического отделения дается более широкий профиль спе­циальностей.

Осуществление всеобщего обучения аномальных детей требует со­тен тысяч учителей — дефектологов, поэтому кроме регулярной подго­товки в спецучилищах созданы годичные, полугодичные и трехмесяч­ные курсы для ускоренной подготовки и переподготовки учителей для специальных школ.

Ведется укрепление профессионального обучения. В специальных школах помимо общих знаний по различным предметам и культуре ве­дется профессиональное обучение, чтобы дать возможность учащимся работать в различных производственных сферах после окончания уче­бы. Китайская ассоциация слепых и глухих борется за ликвидацию без­грамотности аномальных, старается организовать учебные занятия и культурную жизнь аномальных взрослых в свободное для них время.

Придается большое значение созданию производственных мастер­ских, относящихся к области соцобеспечения. Фабрика освобождается от подоходного налога, если в ее штате работают 35% аномальных ра­ботников. Новые фабрики, связанные системой соцобеспечения (даже если они не достигают нужного в процентном количестве числа ано­мальных рабочих), также освобождаются от подоходного налога на 1 год. Сейчас доля работающих аномальных людей на этих фабриках в боль-гпих и мелких городах достигает 70%, а в некоторых местах доходит почти до 100%.


Проводится научно-исследовательская работа. В 1980 г. была орга­низована кафедра дефектологии в Пекинском педагогическом универ­ситете, а с 1983 г. создана массовая научно-исследовательская органи­зация - Ассоциация по научным исследованиям в области дефектоло­гии при Педагогическом обществе Китая. Сейчас почти в каждой про­винции созданы такие ассоциации. Научная работа активно расширя­ется как по масгптабам, так и в плане совершенствования се организа­ции. В 1987 г. в Центральном педагогическом научно-исследователь­ском институте был создан специальный отдел дефектологии.

В 1988 г. в Пекинском педагогическом университете по решению Государственного педагогического комитета был создан научно-иссле­довательский центр дефектологии. Специалисты по педагогике, психо­логии, медицине, социологии и смежным наукам ведут исследования по специальному образованию. В провинциях и на местах ежегодно про­водятся педагогические чтения по специальной педагогике один раз в два года собирается всекитайский симпозиум.

В настоящее время в Китае обучение и воспитание аномальных детей интенсивно развивается.

Сеть специальных учебных учреждений недостаточна, и, уже было сказано выше, не хватает специальных педагогов. Поэтому китайское правительство приняло ряд активных мер для развития и улучшения специального образования.

Главные силы сейчас направлены на развитие начального этапа спе­циального обучения и профессионально-технического обучения в раз­ных формах и на разных уровнях; на активное развитие дошкольного специального воспитания, с постепенным переходом к среднему и выс­шему образованию для тех, кому это доступно. В предстоящие 5 лет во многих районах страны процент аномальных детей, поступающих в школу, должен достигнуть 70—80%. Формы обучения различаются в зависимости от конкретных условий и возможностей местности (т. е. создаются или специальные школы, или специальные классы в массо­вой школе, или проводится совместное обучение).

Расширение расходов и обеспечение средств на развитие специаль­ного образования достигается путем ассигнований из правительствен­ного бюджета, но и другими путями (благотворительными пожертвова­ниями, помощью общественных организаций, отчислениями из дохода самих школ и т. д.), т. е. усилением и государственного и обществен­ного внимания к проблемам воспитания, обучения и социальной адап­тации аномальных детей.


СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ*

СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальным образованием в Японии обеспечиваются дети в спе­циальных школах и в специальных классах при массовых школах в рамках начальной и общей средней школы.

Существует три типа специальных школ: школы для слепых, шко­лы для глухих и школы для детей с отклонениями в развитии. Школы для детей с отклонениями в развитии были в большей мере образованы для детей с нарушениями в различных областях, чем для глухих и сле­пых, и делятся на три типа: школы для умственно отсталых, школы для физически недоразвитых и школы для детей со слабым здоровьем, вклю­чая физически ослабленных детей.

В соответствии с требованиями всеобщего обязательного образова­ния в рамках начального и младшего среднего образования, закон по такому же принципу требует обеспечения этих двух ступеней образо­вания в школах для слепых, глухих и отсталых детей, и если нужно, также организацию образования в детском саду и в системе старшего среднего образования.

Для детей с незначительными отклонениями в развитии организу­ются специальные классы (их количество зависит от потребности в них) при массовой школе в рамках начального и общего среднего образова­ния. Специальные классы делятся на семь типов: для умственно отста­лых, для физически недоразвитых, для детей с ослабленным здоровьем и физически слабых детей, для слабовидящих, для слабослышащих, для детей с задержкой психического развития и эмоциональными наруше­ниями.

Образовательные средства и возможности находятся в зависимости от типа и степени отклонений в развитии каждого ребенка. В контек­сте системы школьного образования как единого целого каждому ре-

* Печатается с сокращениями по изданию: Специальное образование в Японии. То­кио, 1992. Перевод с англ. Н. С. Хилько.


бенку с отклонениями в развитии предлагается надлежащее, наиболее подходящее типу и степени его нарушения образование.

Степени нарушений детей, которые могут быть отобраны в специ­альные школы, определены в Приказе о Приведении в действие Закона о школьном образовании (Статья 22-2). Подробное описание этой ста­тьи закона дано в Инструкции об «Обеспечении образования учащихся и студентов, нуждающихся в специальной образовательной поддерж­ке» (1978). В этой инструкции также описываются степени нарушений детей, которых отбирают в специальные классы. В целом можно сде­лать вывод, что глубоко отсталые дети проходят обучение в специаль­ных школах, а дети со слабой степенью отсталости учатся в спец. классах или обычных классах со специальных поддержкой в рамках начально­го и общего среднего образования.

В Законе о школьном образовании говорится, что каждая префектура должна обеспечивать специальными школами слепых, глухих и отсталых детей школьного возраста, проживающих на территории данной префек­туры и в обязательном порядке обеспечить их образованием.

В Законе также отмечается, что в обязанности родителей входит помещение своих детей в возрасте то 6 до 15 лет в массовую началь­ную и общую среднюю школу или в их отделения в специальных шко­лах. Подробно это процедура описана в Приказе о Приведении в дей­ствие Закона о школьном образовании, целью которого является гаран-тированность обязательного посещения школы.

Специальные классы в массовых школах находятся, если требует­ся, под контролем муниципальных советов по образованию, которые участвуют в образовательном процессе внутри самих этих школ.

НАПРАВЛЕНИЕ И ОТБОР ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Очень важно поместить ребенка со специальными нуждами в под­ходящее для него учебное учреждение. Префектурные и муниципаль­ные советы разделяют эту важную функцию между собой. Эти советы должны четко определить и дать оценку способностям детей со специ­альными нуждами, исходя из результатов проведенного медицинского обследования, для дальнейшего поступления их в школу и другие дан­ные о ребенке, а также направить ребенка в подходящее для него учеб­ное учреждение.

Для четкой и слаженной работы по отбору детей в учебные учреж­дения эти Советы учредили Консультативные комитеты по отбору в учебные заведения, в которые вошли врачи, учителя, работники служ­бы социального обеспечения и другие специалисты. Эти Советы осу­ществляют также отбор в специальные классы при массовой школе.

Обучение в начальных и средних классах специальной школы было объявлено обязательным по Закону о школьном образовании в 1947 г. Однако, в связи с тем, что к этому времени специальные школы еще были недостаточно оборудованы, введение обязательного обучения


в системе специального образования отставало от массовой школы. Обя­зательное обучение в 1 классах начальной школы стало обязательным для слепых и глухих с 1948 г. В последующие годы этот процесс по­степенно развивался, и к 1956 г. было осуществлено полное введение обязательного обучения во всех классах. Однако введение обязатель­ного обучения в школах для отсталых детей (умственно отсталых, де­тей с физическими нарушениями и с отклонениями здоровья) отстава­ло по сравнению со школами для слепых и глухих, потому что было открыто всего несколько таких школ с того момента, когда они впер­вые были учреждены Законом о школьном образовании в 1947 г. По­этому правительство выделило специальные средства на строительные расходы и на зарплату педагогических работников для того, чтобы сис­тема государственных школ для отсталых детей развивалась более бы­стрыми темпами. Эти меры привели к быстрому росту числа вспомога­тельных школ, что позволило ввести обязательное обучение для умст­венно отсталых детей с 1979 г.

Открытие таких школ позволило обеспечить надлежащим образо­ванием умственно отсталых, детей с физическими нарушениями и с недостатками здоровья, которые до этого не имели возможности полу­чить образование или им предлагалось образование, не отвечающее их требованиям. Более того, это привело к значительному снижению чис­ла детей, частично или полностью освобожденных от посещения шко­лы. В 1974 г. таких детей насчитывалось 3 384 человека, что составило всего 1/3 по сравнению с их числом в 1978 г., в дальнейшем их число снизилось до 1 331 человека в 1987 г.

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель образования в специальных школах состоит не только в обес­печении эквивалентом образования обычной школы, но также и в обес­печении необходимыми знаниями, умениями, навыками отсталых детей для того, чтобы они научились преодолевать различные трудности, воз­никающие в связи с их отклонениями в развитии. Хотя образец учеб­ных планов специальных школ соответствует образцу учебных планов обычных школ, в дополнении к нему в плане специальных школ суще­ствует специальная область, которая называется «Образовательно-те­рапевтические занятия». Содержание обучения в этой области варьи­рует в зависимости от типа специальной школы, например, в школе для слепых - это обучение по ориентации в пространстве и мобильно­сти, в школах для глухих - обучение слуховому восприятию и речи, в школах для детей с физическими недостатками - обучение сохранять, держать позу и двигаться в пространстве. Эти коррекционные занятия и другие различные обучающие программы, касающиеся образования учащихся с проблемами в развитии, позволяют менять содержание учеб­ной программы в зависимости от структуры дефекта каждого ребенка.

Хотя образование в специальных классах при массовой школе в принципе ведется в соответствие с планом обычных классов, т. е.


в соответствие с государственной учебной программой, все же там при­меняется метод обучения в маленьких группах, что позволяет уделять внимание каждому ребенку с отклонениями в зависимоети от особен­ностей его недоразвития. По необходимости разрабатывается индиви­дуальный план обучения, который соответствует в общих чертах обыч­ному курсу обучения. Некоторые дети обучаются в специальном клас­се и получают там образование, соответствующее структуре их дефек­та, и одновременно посещают занятия в массовых классах по другим предметам вместе с другими учащимися.

Так как существуют различные условия и возможности для детей с особыми нуждами, им требуется индивидуальное обучение и коррек-ционно-развивающие программы. Этот вывод стал основным при орга­низации маленьких классов. Предлагаемое стандартное число учащих­ся в классах обязательного обучения: 10 чел. - в специальном классе массовой школы, 7 чел. - в классе специальной школы и 3 чел. -в классе для детей с двумя и более видами нарушений. В дополнение к классному учителю в специальной школе обучение проводит учи­тель, который отвечает за «образовательно-терапевтическую область обу­чения». 12-ти годичный план по полному введению выше изложенной организации классов действует с 1980 г.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ

Слепые дети в Японии обучаются в школах для слепых, а слабови­дящие дети получают различные формы образования в зависимости от их специальных нужд, которые различаются по степени нарушения зре­ния. Слабовидящие дети, требующие специальной поддержки при обу­чении, проходят обучение в школах для слепых, в то время как дети с легкой формой зрительных расстройств обучаются или в массовой школе или в специальных классах при массовой школе.

В большинстве школ для слепых есть начальные, средние и стар­шие классы. В последнее время возросло число детских садов при этих школах. Во многих школах есть спальни для детей.

Образование в детских садах при школах для слепых, главным об­разом, направлено на развитие в различных областях, которые счита­ются важными в периоде детства. Особое внимание уделяется обуче­нию различным навыкам и умениям применительно к повседневной жиз­ни, умению двигаться и использовать различные сенсорные каналы, как посредством индивидуального обучения, так и в группах.

Цели и содержание обучения по каждому предмету на начальной и средней ступени обучения не отличаются от целей и содержания обучения в массовой школе, за исключением «Образовательно-тера­певтического курса», направленного на преодоление трудностей, воз­никающих при зрительных расстройствах. Этот курс включает в се­бя обучение по ориентации и движению в пространстве, осязанию предметов и т. д.


По каждому предмету слепые учащиеся пользуются учебными посо­биями по Брайлю, в то время, как слабовидящие учатся по учебникам, которые используют в массовой школе. Учебники на основе Брайля явля­ются копиями обычных учебников, но с некоторыми поправками. По не­обходимости слабовидящие дети используют учебные материалы, напеча­танные большими буквами. Для слепых детей учебные пособия и обору­дование создаются с целью применения ими осязания и слуха, в то время, как для слабовидящих детей подготовлены учебные материалы для того, чтобы облегчить им различение предметов зрительно.

Обучение в старших классах включает в себя общий и специальный (коррекционньш) курс обучения. В коррекционный курс входит: оздоро­вительно-физическая терапия, физиотерапия, учебная физкультура, курс музыки и игры на фортепиано, каждый из которых направлен на получе­ние учениками социальной независимости через профессиональное ори­ентацию. В последнее время все возрастающее число учащихся продолжа­ют свое обучение в вузах после окончания средней школы.

В специальных классах при массовых школах на начальной и сред­ней ступенях обучения прилагаются усилия по улучшению наглядно­сти учебных пособий, например, специальная подсветка и т. д. Допол­нительно но каждому предмету дается коррекционно-развивающая про­грамма, похожая на «Образовательно-терапевтический курс», например, руководство по улучшению наглядности. Образование слабовидящих детей проходит в тесном контакте с классами массовой школы.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В основном, при всех школах для глухих есть дошкольная, началь­ная, средняя и старшая ступени образования. Некоторые школы вклю­чают в себя только старшие классы, либо только дошкольную ступень образования.

Почти во всех детских садах при школах для глухих имеется про­грамма раннего обучения для детей с затрудненным слухом, начиная с 3-х летнего возраста. В дополнение к основному курсу обучения мас­сового детского сада содержание обучения в этих садах включают в себя обучение языку и речи, развитие слухового восприятия и обуче­ние навыкам коммуникации.

Опираясь на образование, полученное в детском саду и постоянно совершенствуя речевые навыки, приобретенные ранее, в начальных клас­сах главной задачей обучения уже является переход к предметному обу­чению. Содержание обучения, в принципе, такое же, как и в массовой начальной школе. В рамках «Образовательного-терапевтического кур­са», обучение, главным образом, направлено на развитие восприятия как основы развития языка и речи, на развитие умений и навыков, ис­пользуя остаточный слух и приобретенную речь.

В средних классах продолжается развитие образования, полученно­го в младших классах. Также образовательный процесс включает в се­бя профессиональное обучение.


Курс обучения в старших классах делится на два направления: об­щее и специализированное. Специализированный курс предлагает ши­рокий круг профессиональных образовательных направлений, напри­мер, швейный курс, промышленные ремесла и обучение парикмахер­скому делу, для того, чтобы обеспечить профессией в соответствии с возможностями и способностями каждого учащегося.

Так как язык является средством обучения, в большинстве школ для глухих используют слухо-речевой метод, при котором обучение язы­ку проходит посредством чтения с губ, языка жестов и аудирования. В нескольких школах для глухих был апробован одновременный метод, при котором язык жестов применяется одновременно с устным рече­вым проговариванием и языком реплик, где специфическая реплика, соответствующая каждому звуку речи, используется для разговора.

Дети со сравнительно легкой степенью отклонений слуха обучают­ся в специальных классах для слабослышащих при массовой школе в начальных и средних классах. Содержание обучения в специальных клас­сах для слабослышащих также опирается на обучение речи, как и в школе для глухих. Однако наблюдаются различия в методике. В специ­альных классах для слабослышащих аудирование проводится главным образом посредством использования остаточного слуха.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Дети с легкой степенью умственной отсталости и с проблемами в социальной адаптации, а также дети со средней и глубокой степенью нарушений интеллекта проходят обучение в школах для умственно от­сталых. Дети с легкой степенью умственной отсталости, у которых на­блюдаются незначительные проблемы в социальной адаптации, обуча­ются в специальных классах для умственно отсталых в начальной и в общей средней массовой школе.

Школа для умственно отсталых включает в себя дошкольное, на­чальное и среднее образование, хотя в настоящее время всего при не­скольких школах есть детские сады.

Цели и содержание обучения на начальной стадии обучения: обу­чить здоровому образу жизни, приобрести основные навыки, необхо­димые при повседневной жизни, развить речевое понимание и социаль­ную адаптацию.

На начальной ступени образования в дополнение к речевому обуче­нию, необходимому для социальной жизни, особое внимание уделяется межличностным отношениям и участию в коллективной деятельности и творчеству. На этой ступени обучения также предусмотрено обуче­ние в форме профессиональной ориентации, которое помогает умст­венно отсталым учащимся приобрести прочные навыки и испытать ра­дость труда.

Главной целью обучения на общей средней ступени образования яв­ляется овладение знаниями, навыками и умениями для независимой тру­довой жизни. Профессиональное обучение на этой ступени обучения,


в основном, опирается на профессиональную ориентацию, включающую такие предметы, как работа по дереву, металлу, сельское хозяйство, садо-водегао, керамика, типографское дело, домоводство, швейное дело. Со­вместно с муниципалитетом учащиеся проходят трудовую практику с це­лью освоения или профессий и ознакомления с трудовой жизнью.

В специальных классах для умственно отсталых обучение ведется в маленьких группах, принимая во внимание индивидуальный подход, опи­раясь на различные задания, обучающие материалы и пособия и на раз­личные методы обучения. На начальной ступени обучения главное вни­мание обращается на приобретение основных жизненно необходимых навыков и на участие в коллективной деятельности. На общей средней ступени образования делают упор на овладение умениями и знаниями, необходимыми для трудовой деятельности, и в социальной жизни для обеспечения их социальной независимости в будущем. Поощряется уча­стие детей в жизни школы с целью обогащения их жизненного опыта.

ДЕТИ С ФИЗИЧЕСКИМИ (ДВИГАТЕЛЬНЫМИ) НЕДОСТАТКАМИ

Принято считать, что ребенок с физическими недостатками - это такой ребенок, который нуждается в специальной программе обучения в зависимости от нарушений его моторных функций, неблагоприятно влияющих на выполнение им программы обучения.

В зависимости от степени нарушений, дети с физическими недос­татками проходят обучение либо в специальных школах для детей с двигательными нарушениями, либо в специальных классах при массо­вой школе на начальной и средней ступени обучения, либо в обычных классах массовой школы, но со специальной поддержкой. Школы и специальные классы для детей, которые помещены в больницу, нахо­дятся на территории больницы или недалеко от нее.

В школах для детей с двигательными нарушениями средства обучения и оборудование специально разработаны, чтобы отвечать нуждам таких детей. В некоторых школах сделаны более широкие коридоры, что позво­ляет свободно двигаться на инвалидных креслах и костылях. Специально оборудованы перила на лестницах и в туалетах здания школы. Движущий­ся пол (мягкие отлогие скаты) и лифты позволяют без труда передвигаться на инвалидных креслах и костылях. В некоторых школах есть кабинеты функционального тренинга и развития речи, которые организованы для улучшения моторных функций и речевых недостатков. В некоторых шко­лах есть автобусы с подъемниками для инвалидных колясок.

Около 70% школ для детей с двигательными нарушениями обеспе­чивают средним образованием, которое включает в себя начальное сред­нее и общее среднее образование. В некоторых школах имеются дет­ские сады. Согласно последним статистическим данным, примерно 60% детей в этих школах - это дети с церебральным параличом.

Обучение в детских садах направлено на общее развитие различ­ных аспектов умственных способностей и развития организма, которые


считаются важными в детском возрасте. Особое внимание уделяется ов­ладению навыкам по самообслуживанию в повседневной жизни, глав­ным образом, проводится обучение, направленное на совершенствова­ние моторных функций.

Содержание обучения по каждому предмету, этическое обучение и специальные мероприятия в начальных, средних и старших классах прак­тически не отличаются от обучения в массовой школе. В дополнении к этому проводятся «обучающе-терапевтические мероприятия» для улуч­шения моторных функций и навыков общения, которые помогают де­тям с физическими недостатками преодолевать различные трудности, возникающие вследствие расстройства моторных функции.

Обучение в старших классах ведется по основным предметам, а та­кие предметы, как сельское хозяйство, промышленность и торговля уча­щиеся могут выбрать сами.

В специальных классах при массовой школе на начальной и сред­ней ступенях обучение ведется в зависимости от нарушений моторных функций каждого ребенка, согласно программе и методам обучения школ для детей с двигательными нарушениями.

Чтобы обеспечить эффективное обучение и дать возможность де­тям учиться с интересом, бьии разработаны различные учебные мате­риалы и оборудование с помощью вспомогательных средств, таких, как звуковые процессоры и электрические пе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: