П. ЮНСИН СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ*
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Так же как и история самого Китая, история изучения данного вопроса уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в IV в. до н. э. в античном китайском эпосе «Цзо Чжун» говорилось: «Ухо, которое не слышит в совокупности пять тонов, является глухим». По времени это высказьтание о глухоте близко к аналогичным высказьшаниям Аристотеля в Европе (384—322 гг. до н. э.). Согласно древнему пониманию, «пять тонов» в Китае соответствовали конкретным нотам «до-ре-ми-соль-ля». Подобный подход означал понимание того, что причиной глухоты является потеря слуха, а не кара небесная.
В древних китайских книгах мы находим записи, касающиеся разных дефектов: слепоты, глухоты, идиотии - наряду с описанием случаев особой одаренности. В «Книге обрядов» II в до н. э. упоминается о том, что «все дефективные люди должны получить специальную заботу».
Почти две тысячи лет тому назад у Конфуция появилась весьма прогрессивная по тем временам идея по поводу лиц с дефектами, согласно которой «...надо кормить, содержать вдовцов, вдов, осиротевших, а также и дефективных». А ведь примерно в эти же времена в Древней Греции дефективные дети уничтожались в самом раннем возрасте, фактически - сразу по обнаружении у них дефектов.
В середине XIX в. один из вождей антифеодального крестьянского восстания Хун Женган выдвинул предложение «создать специальные
* Печатается по изданию: Юнсин П. Воспитание аномальных детей и развитие специального обучения и образования в Китае // Дефектология. 1989. № 3. С. 54—58.
учреждения для слепых, глухонемых и хромых, учить их письму, счету, мастерству, чтобы превратить их в полезных людей». Однако этой идее не суждено было осуществиться из-за поражения восстания.
Специальные школы для слепых и глухих детей впервые появились в Китае чуть более века назад. Первая школа для слепых бьиа основана в 1874 г. в Пекине английским миссионером (W. Moor), а в 1887 г. в Дэнчжоу (теперь - округ Пэнлай) в провинции Шандун американские миссионеры С. R. Mills и Ammenta T. Mills открыли первую школу для глухих детей (позже она была переведена в Янтэй). В 1987 г. в Китае отмечалась столетняя годовщина этой школы. Позже частные школы для слепых и глухих основываются в некоторых крупных городах и в прибрежных районах.
Национальные школы для слепых и глухих, основанные китайцами, появились в начале XX в. Но специальных школ для умственно отсталых детей не было до создания КНР. К 1948 г. в Китае насчитывалось всего 10 школ для слепых, 23 - для глухих (позже они будут называться школами для глухонемых), 9 школ для немых. Во всех этих школах было 2380 учащихся, а штат учителей и обслуживающего персонала насчитывал 360 человек. Только 8 из этих школ (1 - для слепых, 4 -для немых, 3 — для глухонемых) были государственными; остальные — частными или миссионерскими.
1 октября 1949 г. была основана Китайская Народная Республика. В период восстановления национальной экономики китайское правительство берет курс на преобразование частных и миссионерских школ в государственные. В законопроекте 1951 г. о реформе школьной системы четко указано: «Народное правительство должно создавать спецшколы для слепых и глухих, давать образование всем детям, подросткам и взрослым, имеющим физические дефекты». Так, специальное образование стало частью национальной системы образования и начало быстро развиваться. В ответ на это решение правительственными ведомствами, имеющими к этому отношение, принимаются меры в отношении образования аномальных лиц, а именно:
- реорганизованы старые школы и осуществлено введение учебно
го материала, предписываемого государством;
- учрежден специальный отдел при Центральном Министерстве про
свещения, который обязан заботиться о воспитании слепых и глухих
во всей стране.
В 1958 г. в школе № 2 для глухонемых в г. Пекине был открыт специальный класс для умственно отсталых детей.
Создаются программы обучения, которые определяли цели и задачи для специальных школ, руководствуясь принципом - дать ученикам возможность развиваться нравственно, интеллектуально и физически. Учащиеся должны получать общее начальное и профессиональное обучение, которое давало бы им возможность более полноценно участвовать в трудовой деятельности.
Активно (на основе исследований) проводились реформа методов обучения. В прошлом обучение в школе глухих велось только на ис-
пользовании «языка символов» Но затем, вследствие экспериментов, система китайского фонетического алфавита в дактильной форме развивалась и начала широко использоваться в школах для обучения устной речи. Одновременно используются и другие формы: письменная, язык жестов, дактильная речь и считывание с губ. А для слепых создан и широко используется в преподавании новый шрифт Брайля. Одновременно разрабатывалось шповое оборудование для производства учебных материалов; определилось количество школьного служебного персонала и количество учащихся в классе (их число было установлено от 12 до 15 человек).
Установлены фонды, предназначенные для этих школ. Повышена зарплата директорам этих заведений, руководителям обучения и учителям в целях стимулирования работников (зарплата в итоге на 15% выше, чем у педагогов обычных школ).
Был составлен и пересмотрен учебный материал для предметов на китайском языке и по математике. А некоторые специальные учебные материалы разработаны заново.
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
После окончания так называемой «культурной революции» КПК и правительство КНР руководствуются курсом на перестройку и расширение связей с внешним миром.
Усилилось внимание государства к проблемам специальной помощи и специального обучения. Согласно ст. 45 Конституции Народной Республики Китай, принятой в декабре 1982 г., государство и общество помогают организовать жизнь, получение образования и работу для слепых, гаухих, немых. О специальном образовании упомянуто и в «Законе об обязательном образовании в Народной Республике Китай». Развитие специального образования также рассматривается как один из важнейших критериев оценки состояния современного образования в Китае в целом, это обеспечивает юридическую защиту развития специального образования.
Развиваются концепция специального обучения и система специального образования. Сейчас в Китае специальное образование включает обучение не только слепых и глухих, но и тех, кто умственно неполноценен, страдает коммуникативными нарушениями, физическими недостатками или же неспособен к учебе. Обучение умственно отсталых детей быстро развивается. Специальное воспитание и обучение аномальных детей получает новое развитие в разных аспектах.
Число специальных школ расширяется, и количество учащихся в них возрастает. По статистическим данным, в 1987 г. в Китае имелось 504 спецшколы разных типов и 578 специальных классов для умственно отсталых детей в массовых школах; учащихся, которых насчитывалось 52 876 человек, обучали 9 480 учителей. Кроме того, многие аномальные дети с легкой степенью тех или иных нарушений учатся в массовых школах и детских домах. Следует отметить, что, несмотря
на прогресс в этой области, количество специальных школ все еще является недостаточным.
Спецшколы для слепых | Спецшколы для глухих | Спецшколы для слепых и глухих | Спецшколы для умственно отсталых | Спец классы для умственно отсталых в обычных школах |
По официально опубликованным статистическим данным (в результате выборочной переписи лиц с дефектами), в 1987 г. в Китае насчитывалось около 51 млн. 640 тыс. человек с разными нарушениями. Количество детей с нарушениями школьного возраста составляло не менее 6 млн. Однако уровень охвата аномальных детей специальным обучением ниже, чем в России, США, Японии и других странах. В связи с тем, что такое положение чрезвычайно беспокоит специалистов в КНР, в 1988 г. был составлен план развития специального воспитания и обучения в Китае, направленный на развитие комплексной реабилитации с усилением участия в этой работе специалистов таких отраслей, как медицина, социальное обеспечение, трудовая подготовка и др.
В последнее десятилетие в Китае формируется система специального воспитания и обучения и соответствующая ей сеть учреждений. В 50—60-х гг. в Китае специальное воспитание ограничивалось обучением слепых и глухонемых, действовали главным образом начальные спецшколы. Сейчас в нашем понимании специальное обучение имеет два определения:
а) в широком смысле — это обучение всех детей с проблемами, а
именно: с отклонениями, талантливых, педагогически запущенных, ма
лолетних преступников;
б) в узком смысле - обучение только детей и подростков с откло
нениями в развитии.
В Китае осуществляется специальное образование в широком смысле, но в настоящее время главные силы направлены на специальное обучение в узком смысле слова, т. е. на развитие дефектологии. В результате работы в этом направлении в последнее десятилетие кроме начальных спецшкол для глухих и слепых детей созданы и некоторые экспериментальные специальные дошкольные учреждения (например, детский сад для умственно отсталых детей, речевой и слуховой центр для глухонемых дошкольников, дошкольные классы для слепых и глухих и др.), в которых воспитываются аномальные дети в возрастном диапазоне от 3 до 6—7 лет. Проведен эксперимент по обучению аномальных дошкольников как отдельно, так и совместно с нормальными детьми. Созданы специальные средние школы, спецшколы с профессиональной подготовкой, специальные техникумы для глухих и для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, средние училища, в которых слепые получают специальность массажиста, и др. Начался специ-
ально организованный прием аномальных лиц в высшие учебные заведения. В вузах провинций Шандун и Дилин организованы специальные факультеты (или отделения) для лиц с нарушениями слуха, зрения и с другими отклонениями, где они мо1ут получить целый ряд доступных им специальностей.
Начата специальная подготовка специальных педагогов. Еще 20 лет тому назад в Китае не было специальных учебных заведений, в которых готовили бы учителей - дефектологов. Большинство учителей приходили в специальные школы из обычных школ или педучилищ. В настоящее время уже созданы три специальных училища и несколько специальных классов для подготовки таких учителей. В этих специальных училищах имеются три отделения: олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагогики; логопедических отделений пока не открыто.
В 1988 г. в Пекинском педагогическом университете впервые открыто дефектологическое отделение на педагогическом факультете, где готовят преподавателей - дефектологов для упомянутых выше спецучилищ.
Для спецучилищ составлен единый учебный план. Будущие учителя для специальных школ осваивают общеобразовательные предметы, циклы педагогических и психологических дисциплин, получают основы медицинских знаний, необходимых для данной специальности, изучают специальные педагогические, психологические предметы, ряд специальных методик и проходят практику в специальных школах. Чтобы удовлетворить запросы и потребности специального воспитания и обучения в провинциальных условиях, учащимся в педучилищах и студентам дефектологического отделения дается более широкий профиль специальностей.
Осуществление всеобщего обучения аномальных детей требует сотен тысяч учителей — дефектологов, поэтому кроме регулярной подготовки в спецучилищах созданы годичные, полугодичные и трехмесячные курсы для ускоренной подготовки и переподготовки учителей для специальных школ.
Ведется укрепление профессионального обучения. В специальных школах помимо общих знаний по различным предметам и культуре ведется профессиональное обучение, чтобы дать возможность учащимся работать в различных производственных сферах после окончания учебы. Китайская ассоциация слепых и глухих борется за ликвидацию безграмотности аномальных, старается организовать учебные занятия и культурную жизнь аномальных взрослых в свободное для них время.
Придается большое значение созданию производственных мастерских, относящихся к области соцобеспечения. Фабрика освобождается от подоходного налога, если в ее штате работают 35% аномальных работников. Новые фабрики, связанные системой соцобеспечения (даже если они не достигают нужного в процентном количестве числа аномальных рабочих), также освобождаются от подоходного налога на 1 год. Сейчас доля работающих аномальных людей на этих фабриках в боль-гпих и мелких городах достигает 70%, а в некоторых местах доходит почти до 100%.
Проводится научно-исследовательская работа. В 1980 г. была организована кафедра дефектологии в Пекинском педагогическом университете, а с 1983 г. создана массовая научно-исследовательская организация - Ассоциация по научным исследованиям в области дефектологии при Педагогическом обществе Китая. Сейчас почти в каждой провинции созданы такие ассоциации. Научная работа активно расширяется как по масгптабам, так и в плане совершенствования се организации. В 1987 г. в Центральном педагогическом научно-исследовательском институте был создан специальный отдел дефектологии.
В 1988 г. в Пекинском педагогическом университете по решению Государственного педагогического комитета был создан научно-исследовательский центр дефектологии. Специалисты по педагогике, психологии, медицине, социологии и смежным наукам ведут исследования по специальному образованию. В провинциях и на местах ежегодно проводятся педагогические чтения по специальной педагогике один раз в два года собирается всекитайский симпозиум.
В настоящее время в Китае обучение и воспитание аномальных детей интенсивно развивается.
Сеть специальных учебных учреждений недостаточна, и, уже было сказано выше, не хватает специальных педагогов. Поэтому китайское правительство приняло ряд активных мер для развития и улучшения специального образования.
Главные силы сейчас направлены на развитие начального этапа специального обучения и профессионально-технического обучения в разных формах и на разных уровнях; на активное развитие дошкольного специального воспитания, с постепенным переходом к среднему и высшему образованию для тех, кому это доступно. В предстоящие 5 лет во многих районах страны процент аномальных детей, поступающих в школу, должен достигнуть 70—80%. Формы обучения различаются в зависимости от конкретных условий и возможностей местности (т. е. создаются или специальные школы, или специальные классы в массовой школе, или проводится совместное обучение).
Расширение расходов и обеспечение средств на развитие специального образования достигается путем ассигнований из правительственного бюджета, но и другими путями (благотворительными пожертвованиями, помощью общественных организаций, отчислениями из дохода самих школ и т. д.), т. е. усилением и государственного и общественного внимания к проблемам воспитания, обучения и социальной адаптации аномальных детей.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ*
СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальным образованием в Японии обеспечиваются дети в специальных школах и в специальных классах при массовых школах в рамках начальной и общей средней школы.
Существует три типа специальных школ: школы для слепых, школы для глухих и школы для детей с отклонениями в развитии. Школы для детей с отклонениями в развитии были в большей мере образованы для детей с нарушениями в различных областях, чем для глухих и слепых, и делятся на три типа: школы для умственно отсталых, школы для физически недоразвитых и школы для детей со слабым здоровьем, включая физически ослабленных детей.
В соответствии с требованиями всеобщего обязательного образования в рамках начального и младшего среднего образования, закон по такому же принципу требует обеспечения этих двух ступеней образования в школах для слепых, глухих и отсталых детей, и если нужно, также организацию образования в детском саду и в системе старшего среднего образования.
Для детей с незначительными отклонениями в развитии организуются специальные классы (их количество зависит от потребности в них) при массовой школе в рамках начального и общего среднего образования. Специальные классы делятся на семь типов: для умственно отсталых, для физически недоразвитых, для детей с ослабленным здоровьем и физически слабых детей, для слабовидящих, для слабослышащих, для детей с задержкой психического развития и эмоциональными нарушениями.
Образовательные средства и возможности находятся в зависимости от типа и степени отклонений в развитии каждого ребенка. В контексте системы школьного образования как единого целого каждому ре-
* Печатается с сокращениями по изданию: Специальное образование в Японии. Токио, 1992. Перевод с англ. Н. С. Хилько.
бенку с отклонениями в развитии предлагается надлежащее, наиболее подходящее типу и степени его нарушения образование.
Степени нарушений детей, которые могут быть отобраны в специальные школы, определены в Приказе о Приведении в действие Закона о школьном образовании (Статья 22-2). Подробное описание этой статьи закона дано в Инструкции об «Обеспечении образования учащихся и студентов, нуждающихся в специальной образовательной поддержке» (1978). В этой инструкции также описываются степени нарушений детей, которых отбирают в специальные классы. В целом можно сделать вывод, что глубоко отсталые дети проходят обучение в специальных школах, а дети со слабой степенью отсталости учатся в спец. классах или обычных классах со специальных поддержкой в рамках начального и общего среднего образования.
В Законе о школьном образовании говорится, что каждая префектура должна обеспечивать специальными школами слепых, глухих и отсталых детей школьного возраста, проживающих на территории данной префектуры и в обязательном порядке обеспечить их образованием.
В Законе также отмечается, что в обязанности родителей входит помещение своих детей в возрасте то 6 до 15 лет в массовую начальную и общую среднюю школу или в их отделения в специальных школах. Подробно это процедура описана в Приказе о Приведении в действие Закона о школьном образовании, целью которого является гаран-тированность обязательного посещения школы.
Специальные классы в массовых школах находятся, если требуется, под контролем муниципальных советов по образованию, которые участвуют в образовательном процессе внутри самих этих школ.
НАПРАВЛЕНИЕ И ОТБОР ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Очень важно поместить ребенка со специальными нуждами в подходящее для него учебное учреждение. Префектурные и муниципальные советы разделяют эту важную функцию между собой. Эти советы должны четко определить и дать оценку способностям детей со специальными нуждами, исходя из результатов проведенного медицинского обследования, для дальнейшего поступления их в школу и другие данные о ребенке, а также направить ребенка в подходящее для него учебное учреждение.
Для четкой и слаженной работы по отбору детей в учебные учреждения эти Советы учредили Консультативные комитеты по отбору в учебные заведения, в которые вошли врачи, учителя, работники службы социального обеспечения и другие специалисты. Эти Советы осуществляют также отбор в специальные классы при массовой школе.
Обучение в начальных и средних классах специальной школы было объявлено обязательным по Закону о школьном образовании в 1947 г. Однако, в связи с тем, что к этому времени специальные школы еще были недостаточно оборудованы, введение обязательного обучения
в системе специального образования отставало от массовой школы. Обязательное обучение в 1 классах начальной школы стало обязательным для слепых и глухих с 1948 г. В последующие годы этот процесс постепенно развивался, и к 1956 г. было осуществлено полное введение обязательного обучения во всех классах. Однако введение обязательного обучения в школах для отсталых детей (умственно отсталых, детей с физическими нарушениями и с отклонениями здоровья) отставало по сравнению со школами для слепых и глухих, потому что было открыто всего несколько таких школ с того момента, когда они впервые были учреждены Законом о школьном образовании в 1947 г. Поэтому правительство выделило специальные средства на строительные расходы и на зарплату педагогических работников для того, чтобы система государственных школ для отсталых детей развивалась более быстрыми темпами. Эти меры привели к быстрому росту числа вспомогательных школ, что позволило ввести обязательное обучение для умственно отсталых детей с 1979 г.
Открытие таких школ позволило обеспечить надлежащим образованием умственно отсталых, детей с физическими нарушениями и с недостатками здоровья, которые до этого не имели возможности получить образование или им предлагалось образование, не отвечающее их требованиям. Более того, это привело к значительному снижению числа детей, частично или полностью освобожденных от посещения школы. В 1974 г. таких детей насчитывалось 3 384 человека, что составило всего 1/3 по сравнению с их числом в 1978 г., в дальнейшем их число снизилось до 1 331 человека в 1987 г.
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель образования в специальных школах состоит не только в обеспечении эквивалентом образования обычной школы, но также и в обеспечении необходимыми знаниями, умениями, навыками отсталых детей для того, чтобы они научились преодолевать различные трудности, возникающие в связи с их отклонениями в развитии. Хотя образец учебных планов специальных школ соответствует образцу учебных планов обычных школ, в дополнении к нему в плане специальных школ существует специальная область, которая называется «Образовательно-терапевтические занятия». Содержание обучения в этой области варьирует в зависимости от типа специальной школы, например, в школе для слепых - это обучение по ориентации в пространстве и мобильности, в школах для глухих - обучение слуховому восприятию и речи, в школах для детей с физическими недостатками - обучение сохранять, держать позу и двигаться в пространстве. Эти коррекционные занятия и другие различные обучающие программы, касающиеся образования учащихся с проблемами в развитии, позволяют менять содержание учебной программы в зависимости от структуры дефекта каждого ребенка.
Хотя образование в специальных классах при массовой школе в принципе ведется в соответствие с планом обычных классов, т. е.
в соответствие с государственной учебной программой, все же там применяется метод обучения в маленьких группах, что позволяет уделять внимание каждому ребенку с отклонениями в зависимоети от особенностей его недоразвития. По необходимости разрабатывается индивидуальный план обучения, который соответствует в общих чертах обычному курсу обучения. Некоторые дети обучаются в специальном классе и получают там образование, соответствующее структуре их дефекта, и одновременно посещают занятия в массовых классах по другим предметам вместе с другими учащимися.
Так как существуют различные условия и возможности для детей с особыми нуждами, им требуется индивидуальное обучение и коррек-ционно-развивающие программы. Этот вывод стал основным при организации маленьких классов. Предлагаемое стандартное число учащихся в классах обязательного обучения: 10 чел. - в специальном классе массовой школы, 7 чел. - в классе специальной школы и 3 чел. -в классе для детей с двумя и более видами нарушений. В дополнение к классному учителю в специальной школе обучение проводит учитель, который отвечает за «образовательно-терапевтическую область обучения». 12-ти годичный план по полному введению выше изложенной организации классов действует с 1980 г.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ
Слепые дети в Японии обучаются в школах для слепых, а слабовидящие дети получают различные формы образования в зависимости от их специальных нужд, которые различаются по степени нарушения зрения. Слабовидящие дети, требующие специальной поддержки при обучении, проходят обучение в школах для слепых, в то время как дети с легкой формой зрительных расстройств обучаются или в массовой школе или в специальных классах при массовой школе.
В большинстве школ для слепых есть начальные, средние и старшие классы. В последнее время возросло число детских садов при этих школах. Во многих школах есть спальни для детей.
Образование в детских садах при школах для слепых, главным образом, направлено на развитие в различных областях, которые считаются важными в периоде детства. Особое внимание уделяется обучению различным навыкам и умениям применительно к повседневной жизни, умению двигаться и использовать различные сенсорные каналы, как посредством индивидуального обучения, так и в группах.
Цели и содержание обучения по каждому предмету на начальной и средней ступени обучения не отличаются от целей и содержания обучения в массовой школе, за исключением «Образовательно-терапевтического курса», направленного на преодоление трудностей, возникающих при зрительных расстройствах. Этот курс включает в себя обучение по ориентации и движению в пространстве, осязанию предметов и т. д.
По каждому предмету слепые учащиеся пользуются учебными пособиями по Брайлю, в то время, как слабовидящие учатся по учебникам, которые используют в массовой школе. Учебники на основе Брайля являются копиями обычных учебников, но с некоторыми поправками. По необходимости слабовидящие дети используют учебные материалы, напечатанные большими буквами. Для слепых детей учебные пособия и оборудование создаются с целью применения ими осязания и слуха, в то время, как для слабовидящих детей подготовлены учебные материалы для того, чтобы облегчить им различение предметов зрительно.
Обучение в старших классах включает в себя общий и специальный (коррекционньш) курс обучения. В коррекционный курс входит: оздоровительно-физическая терапия, физиотерапия, учебная физкультура, курс музыки и игры на фортепиано, каждый из которых направлен на получение учениками социальной независимости через профессиональное ориентацию. В последнее время все возрастающее число учащихся продолжают свое обучение в вузах после окончания средней школы.
В специальных классах при массовых школах на начальной и средней ступенях обучения прилагаются усилия по улучшению наглядности учебных пособий, например, специальная подсветка и т. д. Дополнительно но каждому предмету дается коррекционно-развивающая программа, похожая на «Образовательно-терапевтический курс», например, руководство по улучшению наглядности. Образование слабовидящих детей проходит в тесном контакте с классами массовой школы.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В основном, при всех школах для глухих есть дошкольная, начальная, средняя и старшая ступени образования. Некоторые школы включают в себя только старшие классы, либо только дошкольную ступень образования.
Почти во всех детских садах при школах для глухих имеется программа раннего обучения для детей с затрудненным слухом, начиная с 3-х летнего возраста. В дополнение к основному курсу обучения массового детского сада содержание обучения в этих садах включают в себя обучение языку и речи, развитие слухового восприятия и обучение навыкам коммуникации.
Опираясь на образование, полученное в детском саду и постоянно совершенствуя речевые навыки, приобретенные ранее, в начальных классах главной задачей обучения уже является переход к предметному обучению. Содержание обучения, в принципе, такое же, как и в массовой начальной школе. В рамках «Образовательного-терапевтического курса», обучение, главным образом, направлено на развитие восприятия как основы развития языка и речи, на развитие умений и навыков, используя остаточный слух и приобретенную речь.
В средних классах продолжается развитие образования, полученного в младших классах. Также образовательный процесс включает в себя профессиональное обучение.
Курс обучения в старших классах делится на два направления: общее и специализированное. Специализированный курс предлагает широкий круг профессиональных образовательных направлений, например, швейный курс, промышленные ремесла и обучение парикмахерскому делу, для того, чтобы обеспечить профессией в соответствии с возможностями и способностями каждого учащегося.
Так как язык является средством обучения, в большинстве школ для глухих используют слухо-речевой метод, при котором обучение языку проходит посредством чтения с губ, языка жестов и аудирования. В нескольких школах для глухих был апробован одновременный метод, при котором язык жестов применяется одновременно с устным речевым проговариванием и языком реплик, где специфическая реплика, соответствующая каждому звуку речи, используется для разговора.
Дети со сравнительно легкой степенью отклонений слуха обучаются в специальных классах для слабослышащих при массовой школе в начальных и средних классах. Содержание обучения в специальных классах для слабослышащих также опирается на обучение речи, как и в школе для глухих. Однако наблюдаются различия в методике. В специальных классах для слабослышащих аудирование проводится главным образом посредством использования остаточного слуха.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дети с легкой степенью умственной отсталости и с проблемами в социальной адаптации, а также дети со средней и глубокой степенью нарушений интеллекта проходят обучение в школах для умственно отсталых. Дети с легкой степенью умственной отсталости, у которых наблюдаются незначительные проблемы в социальной адаптации, обучаются в специальных классах для умственно отсталых в начальной и в общей средней массовой школе.
Школа для умственно отсталых включает в себя дошкольное, начальное и среднее образование, хотя в настоящее время всего при нескольких школах есть детские сады.
Цели и содержание обучения на начальной стадии обучения: обучить здоровому образу жизни, приобрести основные навыки, необходимые при повседневной жизни, развить речевое понимание и социальную адаптацию.
На начальной ступени образования в дополнение к речевому обучению, необходимому для социальной жизни, особое внимание уделяется межличностным отношениям и участию в коллективной деятельности и творчеству. На этой ступени обучения также предусмотрено обучение в форме профессиональной ориентации, которое помогает умственно отсталым учащимся приобрести прочные навыки и испытать радость труда.
Главной целью обучения на общей средней ступени образования является овладение знаниями, навыками и умениями для независимой трудовой жизни. Профессиональное обучение на этой ступени обучения,
в основном, опирается на профессиональную ориентацию, включающую такие предметы, как работа по дереву, металлу, сельское хозяйство, садо-водегао, керамика, типографское дело, домоводство, швейное дело. Совместно с муниципалитетом учащиеся проходят трудовую практику с целью освоения или профессий и ознакомления с трудовой жизнью.
В специальных классах для умственно отсталых обучение ведется в маленьких группах, принимая во внимание индивидуальный подход, опираясь на различные задания, обучающие материалы и пособия и на различные методы обучения. На начальной ступени обучения главное внимание обращается на приобретение основных жизненно необходимых навыков и на участие в коллективной деятельности. На общей средней ступени образования делают упор на овладение умениями и знаниями, необходимыми для трудовой деятельности, и в социальной жизни для обеспечения их социальной независимости в будущем. Поощряется участие детей в жизни школы с целью обогащения их жизненного опыта.
ДЕТИ С ФИЗИЧЕСКИМИ (ДВИГАТЕЛЬНЫМИ) НЕДОСТАТКАМИ
Принято считать, что ребенок с физическими недостатками - это такой ребенок, который нуждается в специальной программе обучения в зависимости от нарушений его моторных функций, неблагоприятно влияющих на выполнение им программы обучения.
В зависимости от степени нарушений, дети с физическими недостатками проходят обучение либо в специальных школах для детей с двигательными нарушениями, либо в специальных классах при массовой школе на начальной и средней ступени обучения, либо в обычных классах массовой школы, но со специальной поддержкой. Школы и специальные классы для детей, которые помещены в больницу, находятся на территории больницы или недалеко от нее.
В школах для детей с двигательными нарушениями средства обучения и оборудование специально разработаны, чтобы отвечать нуждам таких детей. В некоторых школах сделаны более широкие коридоры, что позволяет свободно двигаться на инвалидных креслах и костылях. Специально оборудованы перила на лестницах и в туалетах здания школы. Движущийся пол (мягкие отлогие скаты) и лифты позволяют без труда передвигаться на инвалидных креслах и костылях. В некоторых школах есть кабинеты функционального тренинга и развития речи, которые организованы для улучшения моторных функций и речевых недостатков. В некоторых школах есть автобусы с подъемниками для инвалидных колясок.
Около 70% школ для детей с двигательными нарушениями обеспечивают средним образованием, которое включает в себя начальное среднее и общее среднее образование. В некоторых школах имеются детские сады. Согласно последним статистическим данным, примерно 60% детей в этих школах - это дети с церебральным параличом.
Обучение в детских садах направлено на общее развитие различных аспектов умственных способностей и развития организма, которые
считаются важными в детском возрасте. Особое внимание уделяется овладению навыкам по самообслуживанию в повседневной жизни, главным образом, проводится обучение, направленное на совершенствование моторных функций.
Содержание обучения по каждому предмету, этическое обучение и специальные мероприятия в начальных, средних и старших классах практически не отличаются от обучения в массовой школе. В дополнении к этому проводятся «обучающе-терапевтические мероприятия» для улучшения моторных функций и навыков общения, которые помогают детям с физическими недостатками преодолевать различные трудности, возникающие вследствие расстройства моторных функции.
Обучение в старших классах ведется по основным предметам, а такие предметы, как сельское хозяйство, промышленность и торговля учащиеся могут выбрать сами.
В специальных классах при массовой школе на начальной и средней ступенях обучение ведется в зависимости от нарушений моторных функций каждого ребенка, согласно программе и методам обучения школ для детей с двигательными нарушениями.
Чтобы обеспечить эффективное обучение и дать возможность детям учиться с интересом, бьии разработаны различные учебные материалы и оборудование с помощью вспомогательных средств, таких, как звуковые процессоры и электрические пе