ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ






Интерес к альтернативным педагогическим системам вызван тем, что современная ситуация в сфере образования характеризуется появлени­ем и широким использованием в педагогической практике таких форм обучения, которые являются нетрадиционными по отношению к госу­дарственной системе образования.

Особый интерес представляет опыт перенесения в наши условия це­лостных, сложившихся педагогических систем, имеющих собственные традиции, отработанную технологию процесса обучения, а также опре­деленную концепцию, лежащую в основании данной системы. Приме­ром может служить педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педаго­гика и т. п.

Каждая педагогическая система с необходимостью содержит в себе представление о психологическом развитии ребенка, движущих ме­ханизмах его развития. Она также ориентируется на определенный тип ученика и особые организации общения между учеником и учи­телем в процессе обучения, предъявляет собственные конкретные тре­бования к учителю, его профессиональной деятельности.

Кроме того, целостная педагогическая система (такая, как Вальдорф­ская педагогика, например) возникает в рамках определенной культу­ры. Использование и повторение опыта Вальдорфской или Монтессо-рианской педагогики в иных культурных условиях ставит проблему либо усвоения и адаптации тех культурных норм, с которыми связана дан­ная педагогическая система, либо наполнение ее новым культурным со­держанием.


Действительно, опыт создания и функционирования Вальдорфских школ в разных странах, показывает, что успех имеет место в тех слу­чаях, если обучение строится с учетом культурных норм, которые свой­ственны данной стране. В нашей стране в 1992 г. открылась первая Вальдорфская школа, но еще раньше в ряде общеобразовательных школ начали работать классы, в которых обучение шло по Вальдорфской методике.

Л. М. ШИПИЦЫНА ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА



Вальдорфская педагогика - международное культурно-образователь­ное движение, широко известное во всем мире. Есть не только Валь­дорфские школы, которые особенно распространены в ФРГ, Голлан­дии, Швейцарии, Скандинавии, Австрии Англии, США, но также Валь­дорфские детские сады, лечебно-педагогические сельскохозяйственные общины и другие типы организации педагогической работы.

Создатель Вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер (1861— 1925) - известный немецкий ученый, исследователь Гете, основатель нового духовного движения - антропософии.

В 1919 году к нему обратилась дирекция табачной фабрики «Валь-дорф-Астория» (отсюда и название) с предложением создать школу для детей рабочих. Штайнер имел репутацию разностороннее образован­ного и творческого человека. Было известно и о его педагогической деятельности.

Штайнер предложил новое содержание образования, основанием ко­торого был гетеанизм. Гете выработал свое отношение к природе и создал новый тип естествознания, кардинально отличающийся от Ньютонов­ского. Штайнер, идя за Гете, развивал живое мышление, строил его на диалоге с природой. Он создавал науку, которая не приносила бы в жертву человечность.

Сегодня Вальдорфские школы есть не только в Европе и Америке, но и в Африке, в Австралии и в Японии. Всего их около 500. Но их распространению мешал нацизм, потом война. Только в 70—80-е годы к ним появляется настоящий интерес: половина действующих школ открылась в прошедшее десятилетие. На организацию такой школы ухо­дит около 10 лет. Вальдорфская педагогика вырастает постепенно: эн­тузиазм родителей значит не меньше, чем подвижничество учителей.


Изучая труды Р. Штайнера, можно выделить следующие основные принципы Вальдорфской педагогики, составляющие ее суть:

- антропоцентризм, то есть человек, рассматривается как исходная
причина развития всех остальных земных царств - минералов, расте­
ний и животный (а не наоборот, как в материализме);

- воспитание и обучение, исходя из потребностей развития челове­
ка-ребенка, который будет жить в эпоху Водолея, а не из сиюминутно­
го социального заказа, формируемого обществом;

- гармоничность развития составных частей человеческого сущест­
ва - физического тела, воли, чувств и разума;

- дедукция - изучение предметов и явлений от общего к частному,
от целого к составляющим, от идеи к реализации;

- историчность, то есть воспроизведение в процессе обучения ос­
новных этапов человеческой эволюции - земледелия, ремесла, искусст­
ва, науки;

- цикличность - использование естественных суточных сезонных и
астрономических (астрологических) ритмов, возможны забегания впе­
ред при освоении материала, затем повторение его на новом уровне;

- эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возмож­
ность сделать вывод самим, умело подводя их к очередному открытию;

- художественность всего обучения, любых видов деятельности (сре­
ди обязательных предметов - рисование, рукоделие, ремесла, музыка,
эвритмия).

Эти принципы происходят из антропософии как оккультно-релига-озного мировоззрения и пронизывают всю Вальдорфскую педагогику

Свою задачу Вальдорфские учителя видят в том, чтобы привести ученика к свободному и плодотворному самоопределению. Принцип сво­боды заложен в организации школ, которые представляют собой соци­альный организм нового типа - союз свободных людей, независимых ни от каких управляющих организаций.

В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекают­ся родители. Обычно именно они инициаторы открытия какой-либо кон­кретной школы.

Свобода - в отсутствии общих и единых методик, точных учебных планов. Учителю предоставлена полная самостоятельность действии. Да­ются лишь рекомендации, связанные с возрастом учеников.

Необычен строй всего обучения: здесь душевные переживания стано­вятся стимулом к осознанию, от образно-художественного дети постепен­но переходят к интеллектуальному. Развивается новая, несвойственная со­временной цивилизации природа понимания, живой взгляд на природу.

Вальдорфские учителя считают, что главное в образовании - разви­тие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание при­роды и развитие художественного вкуса.

Для ученика Вальдорфской школы обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. Таков принцип трудового воспитания - ученик должен видеть закон­ченные результаты своего труда.


Вальдорфская педагогика представляет собой сложное явление, ко­торое анализируется с позиций: философской, социокультурной, педа­гогической и т. п.

В Вальдорфской школе поддерживается определенный ритм рабо­ты. Каждый учебный день делится на повторяющиеся три части.

В первой части дня, составленной всего из одного - основного или «главного урока», изучаются предметы, опирающиеся преимуществен­но на усвоение знания и понимание, требующие обдумывания и мыс­лительного процесса (например, математика, родной язык, ботаника, физика, история и т. д.). В течение нескольких недель (от 3 до 5) глав­ный урок посвящен только одному учебному предмету, что составляет определенный учебный цикл - «эпоху».

Такое погружение в предмет, исключающее калейдоскоп сменно­сти форм и предметов, дает возможность прочного, глубокого усвое­ния предлагаемого материала.

Принцип преподавания по «эпохам» позволяет сконцентрировать­ся на какой-то заданной теме до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута. Такой прием благотворно сказывается на ребенке, дисциплинирует его. После того как «эпоха» заканчивается, дети на­чинают изучать новый предмет, а предыдущую дисциплину оставля­ют на время.

Основной урок длится 1,5—2 часа. Он предваряется тщательно со­ставленной ритмической частью, когда происходит активизация позна­вательных процессов, настрой детей на собственно обучение. Учащие­ся играют на флейте, поют, читают стихи, «протопывают» и «прохло­пывают» (в начальных классах) ритмические упражнения, занимаются разнообразными языковыми упражнениями.

Основной урок обязательно заканчивается сказкой или легендой. После него может быть прогулка на свежем воздухе.

Во второй части дня изучаются предметы, нуждающиеся в постоян­ном повторении, тренировке. К таким относятся иностранные языки, музыка, живопись, эвритмия (по 2—3 урока каждую неделю).

В третьей части дня (послеобеденное время) проводятся занятия по ручному труду, уроки рукоделия и ремесел. Включая занятия рукоделием и ремеслом как обязательные, Р. Штайнер рассматривал их как подготов­ку к формированию интеллекта. По мнению Р. Штайнера «люди, не умею­щие ловко владеть пальцами рук, обладают столь же «неловким интеллек­том», лишены гибкости идей и мыслей» (Р. Штайнер, 1920). Кроме этого занятие ремеслом рассматривалось как свободное художественное творче­ство, в котором осуществляются собственные замыслы детей.

В ходе обучения Вальдорфские школы готовят не специалистов уз­кого профиля, а разносторонних, физически здоровых, заинтересован­ных людей, которые смогут найти свое место в жизни. Вот почему од­но из ведущих направлений в Вальдорфской школе принадлежит заня­тиям искусством. Без непрерывных упражнений в таких областях ис­кусства, как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки образование будет недостаточным.


Центральное место в жизненном ритме Вальдорфской школы при­надлежит классному учителю, который на протяжении 8 лет (с 1 по 8 класс) не только ведет «главные уроки», но и следует за учеником, сопровождая его развитие. Это - одно из основных требований процес­сов формирования души ребенка. Каждьш день в течение 8 лет учитель не только прорабатывает с детьми школьные предметы, но и помогает разобраться в жизненных ситуациях. Восемь лет - большой срок. За это время и для учеников и для учителей происходит ряд существен­ных изменений. Из «заместителя» родителей в начальных классах учи­тель превращается во взрослого друга - в старших классах.

В Вальдорфских школах стремятся к такому методу работы и та­ким человеческим отношениям, в результате которых учителя и учени­ки становятся по настоящему близкими людьми. Не случайно главной фигурой в школе является учитель.

При экзамене для учителя школы Р. Штайнера не столько важной была проверка предметных знаний, сколько возможность человека в про­цессе воспитания и преподавания успешно контактировать с детьми, его способность проникновения в душу и во всю сущность ученика.

Рудольф Штайнер учил учителей прежде всего тому, чтобы они в каждом ребенке могли увидеть ту божественную загадку, которую вос­питатель, благодаря искусству воспитания, проникнутого любовью, дол­жен решать до тех пор, пока этот ребенок не найдет сам себя.

Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ре­бенка, поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. По мне­нию Вальдорфских учителей, низкие успехи - это часто не проблема мотивации. Решением этой проблемы может быть индивидуализация пре­подавания, которая заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным направлениям, а в реализации индивидуа­лизации учителя при его подготовке к уроку.

Традиционная педагогика («педагогика интеллекта») рассматривает ребенка как будущего взрослого, которому недостает совокупности зна­ний, умений и навыков. Ученик в традиционной педагогике оценивает­ся по параметру овладения совокупными умениями и навыками, поэто­му процесс обучения подчинен стремлению сообщить как можно боль­ше знаний ученику. По мнению антропософов, чтобы заниматься есте­ствознанием, нужно иметь определенную развитость душевной жизни, жить в эпоху «души сознательной». А особенность души сознательной состоит в способности человека наблюдать процессы, протекающие в его собственном сознании. С маленьким ребенком невозможно гово­рить о процессах, происходящих в его сознании, о мышлении, о слове и т. д. У него, с точки зрения антропософов, нет еще души сознатель­ной. Она начинает появляться у современного ребенка только к 8-10 годам. Таким образом, давая детям готовые вещи, знания, т.е. то, что есть плоды души сознательной, мы не позволяем им пройти того нуги, который бы привел к развитию души сознательной. Дети в обычной школе действуют как бы по подражанию. Основной же принцип Валь­дорфской педагогики - никогда не давать что-то готовое. Дается очень


мало, и ребенок должен сам восполнять основное - фантазией, мышле­нием, чувством. Основной принцип Вальдорфской педагогики начинает применяться уже тогда, когда, например, ребенок получает куклу, сверну­тую из простой салфетки. У нее есте голова и какое-то тело. А все осталь­ное, что еще должно быть у человека и что можно увидеть в кукле, дове­рено фантазии ребенка. Для ребенка подобная ситуация нормальна.

В Вальдорфской школе не существует общей системы оценок. Учи­тель старается оценить индивидуальные качества и общий прогресс ре­бенка. В балльной системе оценок Вальдорфские педагога видят уни­жение достоинства и искушение ложного тщеславия ученика. Вместо оценок приняты годовые свидетельства-характеристики учеников, в ко­торых описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способно­сти и прилежание, слабости и прогнозы. Что же касается экзаменов, то они вводятся для получения аттестата зрелости по окончании школы, если обучение длилось все 12 лет, или для получения так называемого «абитура», если обучение продолжалось еще 1 год (13-й), дающего право на поступление в высшую школу.

В Вальдорфской школе, начиная с 1-го класса, вводится обучение иностранным языкам через слово учителя. Именно в этом возрасте ре­бенка легко научить новым звукам, он достаточно легко овладевает чу­жеродным звучанием. При изучении языка происходит обогащение ду­ши, расширяется представление об окружающем мире. Главный метод обучения иностранным языкам основан на подражании.

В Вальдорфских школах принято свободное христианское религи­озное обучение, которое находится вне общего распорядка школы и, в определенной мере, ведется как частное обучение в ее рамках. Осно­ва - христианская, без всякой связи с конкретным вероисповеданием. Ученики определяют собственную позицию в религиозных вопросах, начиная с пубертатного периода. В 1—4-х классах детям читаются рас­сказы, побуждающие почитать Бога, Божественное в природе и спо­собствующие развитию таких человеческих качеств, как благодарность, любовь к правде, уважение к людям. В 5—8-х классах даются рассказы из Евангелия и биографии исторических личностей, в том числе и пред­ставителей различных религий. В 9—12-м классах - описания из исто­рии религии и церкви, знакомство с нехристианскими религиями.

Резюмируя вышесказанное, отметим характерные особенности Валь­дорфской педагогики. Ее основой является антропософская концепция, рассматривающая целостного человека в единстве его духовной жизни и физического существования, в контексте поиска смысла человече­ского бытия. Такая методология гуманитарного знания находит свое отражение в особой организации педагогического процесса, в понима­нии единства обучения и воспитания, социализации через обучение.

Обучение строится в соответствии с телесным и душевным разви­тием ребенка, в частности, выделяются три главные фазы в развитии, которым соответствуют три первых семилетия жизни детей. Препода­вание предметов ведется эпохами, каждая эпоха занимает 3—5 недель. Содержание эпох, их длительность и последовательность определяется


учителем. Учитель ведет преподавание основных предметов на протя­жении первых 8-ми лет обучения. Каждый день он проводит главный (основной) урок длительностью 1,5—2 часа. Безоценочное обучение со­провождается составлением годового свидетельства-характеристики на каждого ученика в конце учебного года. Большое внимание уделяется преподаванию искусств и ремесел, раннему преподаванию иностран­ных языков.

Организация Вальдорфской школы основана на принципах само­управления. Коллегиальное руководство школой реализуется на еже­недельных конференциях, в которых равноправно участвуют все учи­теля. Темами этих конференций являются все вопросы педагогической работы и организации школы.

Общий статус учителя, без каких-либо рангов, выражается также в одинаковой зарплате. Учитель-предметник в старших классах с ученой степенью доктора и коллега, преподающий ручной труд в младших и средних классах, имеют одинаковую зарплату и одинаковые социаль­ные льготы (для семей и детей). Экономические вопросы Вальдорф­ской школы решает школьное объединение, которое образуется из всех учителей и родителей. Такого рода учебные заведения, как правило, существуют за счет пожертвований, благотворительных фондов, а так­же за счет установленных законом взносов предприятий. Разносторон­нее сотрудничество родителей и учителей в Вальдорфских школах по­могает успешно преодолеть изоляцию между родительским домом и шко­лой, обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта коо­перация выражается в таких формах, как многократные (в течение школьного года) родительские вечера, посещения семей классным учи­телем, разнообразные курсы для родителей, учителей и детей в подго­товке, проведении школьных спектаклей и т. д.


Э. ШУБЕРТ

ИСТОРИЯ И ЦЕЛИ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ*

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Когда в конце первой мировой войны в Германии произошел общест­венный перелом и были найдены новые демократические государствен­ные формы, Рудольф Штайнер (австриец, 1861—1925 гг.) выразил в сво­их докладах и сочинениях мысли по поводу «трехчленности социального организма»: в политическом государстве разделение власти на законода­тельную, исполнительную и юрисдикцию может обеспечить правовое го­сударство; таким образом, духовная сфера, правовая сфера и экономиче­ская сфера должны иметь автономное управление, при помощи которого гарантируется, что переплетение интересов не деформирует и серьезно не вредит этим трем основным общественным процессам.

Задача духовной сферы состоит в том, чтобы развивать способно­сти людей и учитывать их индивидуальные духовные потребности в сво­бодомыслящей обстановке. Поэтому одной из основных задач является руководство народным образованием.

Задачей экономической сферы является организация производст­ва, распределения и потребления, ориентированная на справедливость распределения. При помощи создания различных ассоциаций опыт спе­циалистов по экономике должен быть приведен в тесный контакт с ин­тересами потребителег!.

Задачей правовой государственной сферы является создание и ох­рана правопорядка на основе демократического равноправия граждан, защита отдельных личностей и общества в целом.

В исторической ретроспективе можно утверждать, что осуществ­ление разделения этих трех членов социального организма могло бы


 


212


* Печатается по изданию: Шуберт Э. История и цели Вальдорфской педагогики // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994.


воспрепятствовать национал-социалистическому единому государству в злоупотреблении идеологического давления на образование и эконо­мику в целях власти (военной экономики).

Эмиль Мольт, владелец сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, так же как многие другие люди, подхватил эти идеи и, наряду с другими мерами, направил свой первый шаг на курс по образованию своих рабочих в оплачиваемое рабочее время. От этих рабочих исходил вопрос, не могла ли для их детей быть построена школа, которая бы осно­вывалась на ставших им понятными идеях. В сентябре 1919 года в резуль­тате финансовых пожертвований рабочих и Эмиля Мольта дело дошло до учреждения Свободной Вальдорфской школы в Штутгарте, руководство которой было поручено Рудольфу Штайнеру. В этой школе решающими должны быть не экономические интересы (например, при ранней специа­лизации по профессиям) и не государственные интересы (при политиче­ском давлении), а исключительно педагогическая точка зрения: формиро­вание человека в человеке; условия развития ребенка должны стоять в центре этого процесса. Воспитатель должен нести ответственность за со­общество воспитателя, родителей и детей.

Эта школа быстро нашла громадный общественный интерес; таким образом, она росла и повлекла за собой дальнейшие подобные школь­ные учреждения в Европе и в Америке.

В Германии в результате национал-социалистического господства эти школы были закрыты, однако они могли продолжить свою работу в дру­гих странах таких, как Швейцария и Великобритания. После второй ми­ровой войны в Германии и в других странах состоялось открытие много­численных Вальдорфских школ. В настоящее время на всех континентах имеются Вальдорфские школы, или, как их часто называют, школы Ру­дольфа Штайнера. В общей сложности это приблизительно около 500 школ.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ

Каждая Вальдорфская школа в Германии - и, вероятно, в большин­стве стран - учреждена как самостоятельная юридическая ассоциация родителей, учителей и друзей школы. Это сообщество воспитателей об­разует внутри различные органы, которые несут ответственность за пра­вовые, экономические или педагогические интересы. На конференциях знакомятся с требованиями различного рода и эти требования взаимно уравновешиваются. Таким образом должны обсуждаться педагогические мероприятия, например, количество учеников класса, деление классов на группы, принятие на работу новых учителей и т. д. также в рамках экономических возможностей.

Педагогическое руководство школой осуществляется коллегией учи­телей, которая работает по принципу самоуправления. Каждый воспи­татель разрабатывает свой урок самостоятельно в рамках поставленной задачи и отвечает за развитие детей перед родителями и перед коллеги­ей. При очевидном обнаружении своей несостоятельности он может быть уволен коллегией. Здесь речь идет о «свободе, основывающейся на от-


ветственности», а не о любви или произволе. Оплата учителей осуще­ствляется по-разному лишь в зависимости от возраста и социальных условий (компенсация зависит от количества человек в семье), но не зависит от степеней и предметов.

Во многах странах Вальдорфские школы, или школы Рудольфа Штайнера, объединены в один союз, при помощи которого происходит решение совместных задач, например, подготовка педагогических кад­ров, проведение открытых и закрытых конференций и т. д. В отличие от отдельной школы у союза нет полномочий на распоряжения. При появляющихся трудностях он может действовать лишь как совещатель­ный орган, но при этом он часто выполняет очень важную задачу.

Финансирование Вальдорфских школ осуществляется в международ­ном масштабе по-разному: здесь имеют место все формы - от полного государственного финансирования до чисто частного финансирования, в зависимости от традиций школы в данной стране. Когда происходит опла­та обучения в школе, то пытаются не создавать социальный отбор по ко­личеству взносов в зависимости от доходов семьи. Но там, где одинокие родители должны финансировать школу (например, в США), имеется, во­преки распределению по взносам, избирательное влияние на родительские дома, что со стороны Вальдорфских школ нежелательно.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ

Вальдорфские школы являются обычно школами, состоящими из 12 классов и относящегося к ним детского сада. С этими школами мо-i-ут быть связаны группа продленного дня, школа досуга или другие учреждения. При приеме учитываются сначала те дети, у которых уже есть в школе братья и сестры. Затем следуют дети из Вальдорфского детского сада и дети сотрудников. Впрочем, очередность осуществля­ется по мере поступления заявлений. Не имеет места отбор по принци­пу одаренности детей или по социальному статусу родителей. Детей обследует школьный врач и один или два учителя на уровень физиче­ского и умственного развития ребенка, необходимый для начала школь­ного образования. Дети, которые нуждаются в особом подходе, как пра­вило, не принимаются. Для этого существует кэмпхильское движение, которое также представлено во многих странах и которое имеет пре­восходную международную репутацию.

В Вальдорфских школах пытаются, по возможности, сохранить со­став класса на протяжении 12-ти лет. Поэтому на второй год оставляют лишь в исключительных случаях с чисто педагогической точки зрения.

Классный учитель принимает первый класс и сопровождает его в течение 8 лет. Он хорошо знает детей, поддерживает контакт с их ро­дительским домом и представляет интересы своего класса по отноше­нию к коллегии. Наряду с ним преподает большое количество учите­лей по иностранным языкам, физкультуре и т. д. Задача классного учи­теля состоит в том, чтобы преподать «главный урок», который является


первым в течение школьного дня, а также преподавание научных пред­метов по эпохам продолжительностью от двух до пяти недель каждая. Это конкретно означает, что какое-то продолжительное время ежедневно преподается, например, математика, затем последовательно по эпохам литература, физика, история и т. д. Это преподавание но эпохам зна­чительно сокращает количество одновременно изучаемых предметов и позволяет ученикам и учителям каждый раз сконцентрировать внима­ние на одном предмете. Конечно, такие предметы, как математика и родной язык, преподаются в старших классах также еженедельно.

Наличие классного учителя является значительным педагогическим элементом в Вальдорфских школах. Это помогает при объединении раз­личных предметов и защищает от слишком ранней специализации по предметам, что таит в себе опасность утраты единства знаний. Также в процессе 8-летнего руководства классом учитель избегает того, чтобы работать по какому-то заведенному порядку. Он должен ежедневно ос­ваивать новый материал и, таким образом, может способствовать об­новлению собственного процесса обучения. Разумеется, такую задачу может поставить перед собой только в достаточной степени широко образованный учитель, и именно в этом состоит важная задача семина­ра Вальдорфских учителей. Способность к обучению - это одно из са­мых важных требований к классному учителю.

С 9-го по 12-й классы, когда начинается период полового созрева­ния и когда молодые люди ищут новые социальные отношения, «глав­ные уроки» также преподаются учителями-предметниками.

После «главного урока» продолжительностью от 90 до 110 минут следуют отдельные уроки в обычной форме с еженедельным ритмом. Это иностранные языки, а также художественные и практические за­нятия: музыка, физкультура, рукоделие, эвритмия и эпохи ремесла. В большинстве стран ведется также преподавание закона божьего по вы­бору родителей. Детям, которые не принадлежат ни к какой религиоз­ной общине, учителя преподают закон божий в «свободной» форме.

Общее время занятий увеличивается и составляет в зависимости от возраста от 24-х до 36-ти уроков в неделю. Наряду с уроками может занимать важное место художественная и практическая деятельность: театральные игры, игра в оркестре.

Учебный план ориентирован на развитие детей; посредством вклю­чения научных, художественных и практических занятий в школе ре­бенка пытаются всесторонне обучить и подготовить его к жизни.

В Вальдорфских школах не проходят формальные экзамены. Разу­меется, учителя могут создать о каждом ребенке точную картину его развития, его успехов в обучении, его способностей и слабостей. Наря­ду с устной работой на уроке учитель проводит письменные проверки, а также он имеет «эпохальные тетради», написанные детьми, для обос­нования оценок. Портрет, который может нарисовать учитель о разви­тии каждого ребенка, ежегодно подробно формулируется в письмен­ном виде и играет важную роль в ориентации родителей и детей. В общем, это очень популярный вид отчета. Несмотря на отсутствие оце-


нок, Вальдорфская школа является школой, строго ориентированной на учебный процесс. Но ребенок должен учиться не под внешним на­жимом (внутренняя мотивация). Задача классного учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка этот интерес посредством стиля пре­подавания, а для школьника именно наличие классного учителя имеет исключительное значение.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ

Самая суть основной недштаической идеи Вальдорфской школы мо­жет быть обобщена в следующем высказывании: человек должен быть вос­питан всесторонне. Но эту фразу необходимо конкретизировать. Великий швейцарский педагог Песталоцци утверждал, что следует развивать «голо­ву, сердце и руки». Подобным образом в Вальдорфской педагогаке гово­рится о трех душевных силах: мышлении, чувствовании и воле, которые в процессе воспитания необходимо поддерживать и развивать. В противовес широкому одностороннему развитию интеллектуальных способностей Валь­дорфская педагогика видит свою задачу в том, чтобы сформировать эмо­циональные (чувствование) и практические (воля) способности, так как их развитие имеет наибольшее значение в жизни. Для этого она предлага­ет упомянутую совокупность научных, художественных и ремесленных дисциплин. Но они не должны находиться изолированно друг от друга, а должны взаимно проникать одна в другую. Уже при изучении букв в пер­вый год обучения это пытаются сделать в художественном стиле. По пре­подаванию научных дисциплин прежде всего в старших классах постоян­но создается взаимосвязь с практикой. Ученик должен конкретно пони­мать, какое значение имеют знания данного предмета для общественной жизни. Так, например, по окончании курса тригонометрии проводится гео­дезическая практика. Сельскохозяйственная, общественная или промыш­ленная практика в старших классах предоставляют отличную возможность ознакомиться с различными сферами жизни.

При наличии широкого наименования предметов и их взаимного про­никновения эта задача может быть преодолена, хотя иначе она, пожа­луй, едва разрешима: комплексное преподавание по-разному одарен­ных детей. Односторонняя ориентация интеллектуальных способностей неизбежно подвергает дискриминации детей, слабых в интеллектуаль­ном отношении, и создает таким образом тип «человека-неудачника» со всеми вытекающими отсюда вредными для дальнейшей жизни по­следствиями для психики. Отказ от школы, страх перед школой и ухуд­шение успеваемости - и вот вредный и неизбежный результат односто­роннего воспитания, ориентированного на интеллектуальное развитие. Именно профессиональная карьера так называемых «слабых» учени­ков, которые посещали Вальдорфскую школу, показывает, сколько ода­ренных личностей лишается общество, когда проводится слишком ран­няя селекция по интеллектуальным критериям.

Незнание фактических соотношений и противоречие всех стати­стических исследований привело случайно к такому мнению, что


I


Вальдорфские школы особенно полезны для слабых учеников. Но мы, разумеется, считаем также ценным, с точки зрения педагогики, когда интеллектуально одаренный ученик сопереживает в успеваемости сво­ему более слабому однокласснику на художественных и практических занятиях. Позже они должны будут также взаимодействовать в общест­ве согласно своим способностям. Задача учителя состоит в том, чтобы на каждом уроке посредством внутреннего расчленения обращаться к трем основным душевным способностям и их дидактически включать. Посредством этого происходит тесный контакт с учениками и содейст­вие также внутренней мотивации, о которой было сказано.

Формирование трех основных душевных сил должно происходить в любом возрасте. В дошкольном возрасте (первое воспитание в семье и в детском саду) доминирует, правда, в обучении методом подражания воле­вой, деятельный элемент. Настоятельно отговаривают от раннего интел­лектуального воспитания. Между уровнем физического и умственного раз­вития ребенка, необходимым для начала школьного образования, и перио­дом полового созревания должен пройти весь процесс обучения от худо­жественного элемента. В юношеском возрасте доминирует формирование индивидуальных умственных способностей. Учитель стремится к генети­чески развивающемуся, не назойливому стилю преподавания, при кото­ром ученик становится причастным к процессу получения знаний, как, естественно, делает повсюду в мире каждый хороший учитель!

ПРОГРАММА

Для Вальдорфских школ существует общая программа, которая по своей основной структуре восходит к тем же импульсам, которые давал Рудольф Штайнер учителям первой Вальдорфской школы. Но конференции актив­ных учителей-предметников и влияние измененного общества привел! с тех пор к многочисленным вариациям учитывающим в особенности также национальные условия и потребности. Перед российскими Вальдорфски-ми школами стоит также задача, разрешимая только россиянами, - разра­ботать свой собственный учебньш план. При этом первоначальная общая программа может в соотношении с этапами развития ребенка оказать на­правленную помощь. Но разработка с точки зрения содержания должна осуществляться, исходя из культуры и условий данной страны.

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

В основе педагогического замысла Вальдорфской школы важное ме­сто принадлежит ответственности учителя за свой предмет. Даже когда общий учебньш план имеет границы и цели, каждый учитель несет от­ветственность за содержание. В помощь учителю существует обшир­ная литература по каждому предмету, а для учеников - учебники и другие источники, но это не школьные учебники в узком смысле этого слова. Напротив, каждый ученик ведет в течение эпохи свою собствен­ную «эпохальную тетрадь», которую он должен предъявить учителю


для проверки. Таким образом, ученик Вальдорфской школы но окон­чании ее имеет в распоряжении представительную библиотеку учебни­ков, написанных им самим. Богатое предложение юношеских учебни­ков имеется как дополнение, и во многих классах и школах эти удоб­ные книга находятся в распоряжении учеников.

Осознанный отказ от предписанного педагогического процесса по школь­ным учебникам компенсируется, помимо книг для учителей, также боль­шим выбором конференций по повышению квалификации и сотрудничест­вом с учителями-предметниками старших классов и опытными коллегами.

ЭКЗАМЕНЫ

На всех ступенях развития учитель может, основываясь на работе во время урока, и, где это подобает, при помощи письменных проверок соз­дать картину о знаниях, способностях и слабостях каждого ученика. Эта картина сообщается в отзывах и беседах родителям и ученикам. В стар­ших классах может происходить дифференцирование учеников, например, по принципу предоставления возможности не изучать иностранный язык, а усилить практические занятия. Для этой цели в международном школь­ном движении существуют различные модели. Известна школа гиберна-ции в Херне (Германия), которая способствует получению многими уче­никами двойной квалификации посредством профессионального обучения и сдаче экзаменов на аттестат зрелости.

Но по окончании школы ученики, как правило, сдают соответственно своим способностям экзамены, которые необходимы в упомянутой стране для дальнейшего образования. Длительный опыт показывает, что это, во­преки отсутствию селекции по интеллектуальным способностям, удается с большим успехом. Обычно при создании новых Вальдорфских школ, как это сейчас происходит в России, существует период неопределенно­сти, когда родители задают себе вопрос, возможна ли вообще в свободо­любивой атмосфере сдача экзаменов. Эта неуверенность понятна и обыч­но ослабевает после двух-трех успешно оконченных классов.

Разумеется, эти экзамены не затрагивают педагогические интересы Валь­дорфских школ. Он



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: