Одним из основных инструментов деятельности по педагогическому сопровождению является "досье" ученика. Досье представляет собой совокупность диагностических материалов, собранных и обработанных по определенной методике. Структура досье во многом характеризует само существо подхода.
Практически всегда досье украшено цветной фотографией ребенка, далее приводятся следующие данные:
Социальные данные.
История и современное положение:
- в семье;
- в школе.
Взгляд на проблему:
- по мнению семьи;
- по мнению школы.
Медицинские данные.
История.
Общее состояние.
Сенсорная система.
Моторика.
Оценка специфических физических проблем.
Психологические и педагогические данные.
Уровень интеллекта.
Уровень успехов в школе.
- чтение;
- письмо;
- счет.
Поведение:
- концентрация;
- самоконтроль.
Отношение к учебным заданиям:
- общая ориентация;
- самоконтроль;
- самооценка.
Уровень языкового развития:
- произношение;
- словарный запас;
- развернутость речи;
- морфология.
Сформированность навыков: ■■"■
- коммуникативных;
- повседневной жизни;
- общеучебных.
Социальный статус.
Эмоциональное положение.
Мотивация к различным видам деятельности.
В дополнение к основной задаче, т.е. обеспечению соответствующего обучения детей с нарушениями в развитии, но закону такие дети и подростки должны получать психолого-педагогическую, социальную и медицинскую помощь. С этой целью в Бельгии созданы так называемые PMS-центры специального образования.
PMS-центры специального образования
Обязанности и ответственность сотрудников PMS-центров четко распределены.
Основной целью является помощь учащимся, имеющим нарушения в развитии, их родителям и персоналу школы.
Помощь ученику, имеющему нарушения в развитии
Прием в специальную школу осуществляется на основе тщательного обследования. Общий объем информации, необходимой для принятия решения относительно выбора школы для ребенка, должен состоять, по меньшей мере, из следующих компонентов:
Медицинского заключения - медицинской истории и заключения о состоянии сенсорных систем и соматическом и психическом здоровье.
Социального заключения — истории семьи и состояния социального и эмоционального развития.
Психологического и педагогического заключения - автобиографической информации, состояния физического развития, развития мышления, языка и учебной деятельности ребенка.
PMS-центры несут ответственность за вынесение заключения и решения о возможности или невозможности приема ученика в специальную школу, решения о выборе правильного школьного уровня и/или наиболее подходящей формы обучения.
Вслед за обследованием должно быть проведено консультирование, особенно подростков, для обеспечения конструктивного отношения к процессу обучения, прогноза его/ее будущего или помощи ему /ей выйти из личных проблем.
Помощь школам
Центр играет роль советчика в связи с классификацией и организацией групп детей внутри школы, т.е. при создании специальных педагогических групп.
Также центр вместе со школьной комиссией принимает участие в создании Индивидуальных планов обучения и в профилактической работе внутри школы.
Центр подсказывает, а иногда и играет решающую роль в ориентации и переориентации детей, имеющих нарушения в развитии, внутри или вне школы.
Во взаимодействии со школьной комиссией центр изучает возможность перевода ребенка на более высокий уровень образования: из дошкольного учреждения - в начальную школу, из начальной - в среднюю специальную школу.
Помощь родителям
Для больпшнства родителей форма специального образования является незнакомой. PMS-центры во многих случаях являются первыми, кто предлагает профессиональную информацию родителям относительно специфики организации и специфических задач специального образования.
PMS-центры также помогают родителям принять решение и привыкнуть к тому, что их ребенок посещает новое учреждение.
Большая помощь оказывается родителям в решении проблем развития их ребенка, а также в связи с переходом подростка из школы в реальную жизнь; подбираются специальные условия работы и проживания.
Для детей с нарушениями в развитии, вышедших из социально и культурно неблагополучного окружения, которое часто является причиной психических и социальных нарушений взаимоотношений, такое интенсивное, комплексное руководство является очень важным, так как оно улучшает потенциальные возможности для таких детей.
УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ И РАБОТЫПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ
Когда подростки, имеющие нарушения в развитии, заканчивают школу и вступают во взрослую жизнь, они часто должны выйти из-под попечения одной службы (специальною образования и PMS-центра) и перейти под попечение целого ряда служб, а также следовать растущим требованиям общества, в особенности касающихся социальной жизни и работы.
Специальные условия социальной жизни
Наиболее оптимальный процесс интеграции в нормальную социальную жизнь должен согласовываться с семьей ребенка. Однако это не всегда возможно. В момент перехода во взрослую жизнь 21-летнего человека его родители, как правило, уже не так молоды для того, чтобы ухаживать в течение многих лет с утра до вечера за умственно или физически отсталыми сыном или дочерью.
В самом деле, во многих случаях забота, питание и медицинское обслуживание не могут быть обеспечены стареющими родителями. Для обеспечения этих потребностей существуют следующие социальные учреждения:
- Центры для кратковременного пребывания (взрослых) - такие дома
созданы для предоставления специальных условий для людей, имею
щих различные нарушения, в целях облегчения положения их родите
лей, которые временно находятся в затруднительных условиях (напри
мер, болезнь).
- Центры однодневного пребывания для взрослых - эти учрежде
ния предоставляют условия для пребывания в течение одного дня нера
ботающих людей, имеющих нарушения в развитии.
- Дома попечения - эти учреждения принимают неработающих лю
дей с нарушениями в развитии. В отличие от Центров однодневного
пребывания Дома попечения предоставляют специальные условия для
пребывания в течение полного дня.
- Проживание под наблюдением - недавно была организована сис
тема проживания под наблюдением. Такая система обеспечивает час
тичную свободу проживания, отдыха и работы. Человек, имеющий на
рушения в развитии, живет достаточно свободно в комнате (или не
большой квартире) в здании, где в таких же условиях живут люди с
подобными нарушениями.
Наблюдение производится воспитателями и социальными работниками. Главной целью этого типа учреждений является полная независимость больных. Такого типа учреждения созданы для людей, вступающих во взрослую жизнь, живущих со своими родителями, но понимающих, что они уже выросли из условий зависимого проживания.
Иногда родители сами выбирают эти учреждения для своих детей-подростков, осознавая, что не могут всю свою жизнь ухаживать за своим, теперь взрослым ребенком. Конечно, и сам человек с нарушениями в развитии, который уже живет независимо, но осознает недостаточность своих практических и социальных навыков, также может обратиться с просьбой о таком альтернативном проживании.
Специальные условия работы: специальная мастерская
Среднее специальное образование, в особенности 2-й год обучения, предоставляет своим ученикам специальные условия работы, в частности, для обеспечения в дальнейшем работой в специальной мастерской.
Специальные мастерские обеспечивают не только полезную и качественную работу людям с нарушенным развитием, в дополнение к этому, они предлагают возможности профессионального обучения, которое может обеспечивать переход на постоянную работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бельгийский Закон о Специальном образовании, принятый 6 июля 1970 г., является, в основном, хорошим законом.
Работа над ним началась в "золотые" 60-е годы на основе экстенсивного эксперимента; однако он вступил в законодательную силу в период экономического спада. Бьшо бы несправедливо обвинять его создателей в недостатке реализма: в действительности недостатки, в основном, должны быть отнесены к эффектам экономического кризиса.
Каждая попытка что-то реализовать, даже попытка привести в действие Закон, сталкивается с недостаточностью бюджета, имеются недостатки в специальном обучении учителей.
Специальное образование сейчас имеет свою специфическую организацию; свою структуру школы, собственных инспекторов, свой собственный PMS-центр, центральное руководство, консультационный центр и т.д., - все это неизбежно ведет к отделению от образования массовых школ, а иногда препятствует интеграции.
Как мы уже говорили ранее, Закон о Специальном образовании применяется в отношении детей и подростков, которые хотя и справляются с некоторыми формами образования, но не могут посещать (успешно) обычные уроки в массовых школах. Это означает, что принадлежность ребенка к специальному образованию но закону зависит от возможности или невозможности обучения в массовой школе в данное время. Формулировка Закона не способствует решению основной задачи или проблем, относящихся к выбору школы.
Тем не менее, следует надеяться, что расширение интегрированного обучения в массовой школе приведет к большим образовательным возможностям, и все больше и больше детей с отклонениями в развитии будут обучаться вместе с их нормальными сверстниками, что улучшит их адаптацию и социализацию.
В результате этого, специальное образование также станет лучшего качества для тех детей с отклонениями, у которых меньше возможностей для обучения в массовой школе, но им необходима хорошо организованная форма специального обучения.
С. ГЕГАРТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ*
ВВЕДЕНИЕ
В Объединенном Королевстве существуют разные системы образования в Англии и Уэльсе, Северной Ирландии и Шотландии. В статье пойдет речь об Англии и Уэльсе. Важной чертой образовательной системы Англии и Уэльса является ее децентрализация.
Длительное время в Англии и Уэльсе системы общего и специального образования были разделены. Законодательно было обеспечено деление умственно отсталых детей в зависимости от степени нарушения их интеллекта. Примерно 2% от всех детей были признаны умственно отсталыми и помещены в специальные школы или специальные классы в общеобразовательных школах. Хотя легально можно было направлять умственно отсталых учеников в обычные школы, это случалось редко.
В 60—70 гг. возросло недовольство по поводу существования раздельных систем общего и специального образования. Классификация детей в зависимости от степени их умственной отсталости не признавалась удовлетворительной, так как в ней не учитывались индивидуальные различия детей, их социальное окружение и уровень развития. Кроме того, являлось проблемой, куда помещать детей с различными видами умственной отсталости, если они не подпадали под одну из категорий умственной отсталости. Как только ребенок подпадал под определение «умственная отсталость», возрастала опасность навешивания на него этого ярлыка и клейма. В связи с растущим интересом к правам человека и положению социальных мень-
* Печатается по изданию: Hegarty S. England and Wales / New Perspectives in Special Education. London and New York, 1994. P. 79—94. Перевод с англ. Н. С. Хилько.
шинств, под влиянием зарубежного опыта (США, Дании, Швеции), специальное образование пережило ряд изменений. Это выражалось возросшим неприятием раздельного образования и растущим предпочтением интегрированного обучения. Идея, которая стояла за всем этим, состояла в том, что умственно отсталые люди должны были иметь возможность вырасти в окружающей их среде, максимально приближенной к нормальным условиям существования. В 1974 г. Комитет по исследованиям под руководством М. Уорнок (так называемый Комитет Уорнок) был призван пересмотреть систему обеспечения образования умственно отсталых детей в Великобритании. Их доклад оказал огромное влияние на изменения в специальном образовании. Комитет ввел новую процедуру идентификации и оценки детей со специальными нуждами и стал по-новому рассматривать образовательные средства, которые требовались, чтобы удовлетворить эти нужды.
Многие рекомендации М. Уорнок были внесены в Акт об образовании 1981 г. Формально был принят Акт об образовании детей со специальными нуждами как концептуальная основа, которая пришла на смену отошедшим в прошлое степеням умственной отсталости. В этот Акт вошли рекомендации по идентификации, оценке учеников со специальными нуждами и организации надлежащего обеспечения процесса обучения таких учеников в обычных школах.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ
В Великобритании школу обязаны посещать все дети с 5 до 16 лет. Школьное образование является бесплатным по всей стране, в том числе и в школах помощи (в основном, церковных). Лишь около 7% учащихся посещают частные платные школы.
Дошкольное образование факультативно, и его формы очень различны. Чуть меньше половины детей 3—4 лет посещают детские сады или детские классы при начальной школе, многие из них на основе неполного учебного дня. Другие виды образования для детей до 5 лет включают в себя различные формы приходящих детских садов и игровых групп на добровольной основе.
Начальное образование установлено для детей с 5 до 11 лет. (В некоторых частях страны была введена трехступенчатая система образования - начальные, средние, общие средние школы).
Государственные экзамены сдаются большинством учащихся в возрасте 16 лет. Наиболее распространенным является экзамен на получение свидетельства об общем среднем образовании, который заменил как свидетельство о начальном образовании, так и свидетельство о среднем образовании. В 1988 г. окончательная оценка, выставляемая в свидетельстве, обычно учитывает оценку за текущую работу учащегося, охватывающую период предыдущих 2-х лет его учебы, и основывается на оценке выпускного экзамена.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА, УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Акт об образовании 1944 г. и последующие его поправки обеспечивают основу управления всеми школами. Главные преобразования школ были осуществлены реформой образования 1988 г. Наиболее значимыми преобразованиями явились следующие: введение общегосударственной программы и стандартных форм государственных оценок, передача финансовой и управленческой ответственности из рук местных образовательных органов в государственные школы.
Государственный секретарь образования несет ответственность за политику образования в Англии, контролирует качество обучения, распределение годовых дотаций между местными органами образования и эффективное использование этих средств. Государственный секретарь имеет трех заместителей в лице трех министров дочерних министерств, которые разделяют с ним эту ответственность, как и Государственный Департамент (Департамент Образования) и Инспекторат Ее Величества. Различные государственные и другие образовательные структуры полностью или частично имеют поддержку со стороны Департамента Образования, включают Государственный Совет по программе образования и Совет по школьным экзаменам и оценкам.
Образование в Уэльсе (исключая университетское образование) находится в ведении Государственного секретаря Уэльса. Системы образования в Англии и Уэльсе идентичны, за исключением того, что образование в Уэльсе может проходить на уэльском (валлийском) языке и включать национальные элементы в некоторые предметы, не выходя за рамки государственной программы.
Местные органы образования несут ответственность за организацию общего среднего образования на местах. В Англии и Уэльсе существует 116 местных образовательных органов. Этими органами руководят люди, выбранные избирателями, и Акт требует от них организации комитета по образованию.
Бюджет, выделенный на образование, идет на зарплату учителям, текущие расходы, обеспечение школ, оборудование и материалы, административные расходы таких центров-служб, как:
- инспектора/консультанты;
- учительские объединения;
- консультации и службы помощи;
- службы для людей со специальными нуждами;
- психологические центры образования;
- служащие социального обеспечения в образовании;
- социальные работники, которые занимаются воспитанием нуждаю
щихся детей у себя дома, в своих семьях (опекуны);
- школьные библиотеки.
Первоочередной обязанностью местных органов образования является обеспечение достаточным количеством школ и учителей, что позволит добиться эффективного уровня образования и реализовать ну-
жды населения данной области в образовании. Однако роль местных органов образования постепенно меняется, и скорее всего в ближайшем будущем они будут подвергнуты дальнейшим преобразованиям. Разграничение обязанностей становится важным фактором, и советы школ берут на себя все больше управленческих функций. В частности, два новшества стали результатами этих преобразований: местное управление школами и появление школ, существующих на дотации.
Введение местного управления школами, которое установилось с 1989—1994 гг., радикальным образом изменило систему распределения средств между школами. Все средние и большое количество начальных школ теперь сами несут ответственность за свой бюджет. Каждый местный орган образования обязан офаничить размер годового бюджета школ, исходя из количества учащихся данной школы, делать некоторые послабления школам, учитывая такие факторы, как: нужды на специальное образование и социальную депривацию. Это приводит к тому, что многие решения в плане финансового обеспечения принимаются теперь самими школами, а не местными органами образования.
Школы, существующие на дотации, это новая категория школ, образовавшаяся в результате принятия Акта об образовании в 1988 г. Школы, если они того желают, могут выйти из под контроля местных органов и получать субсидии напрямую из Департамента Образования. К марту 1992 г. только 1% школ по всей стране вышли из под контроля местных органов, среди них существенное количество школ избрали статус существования на дотации, и область влияния местных властей значительно сократилась.
Всеми государственными школами руководят попечительские советы, в которые входят члены местных органов образования, муниципальные представители, родители и педагоги школы. Попечительские советы должны определять общее направление школы и ее программу, не выходя за рамки государственной национальной программы.
Государственная программа, представленная Актом об образовании 1988 г., состоит из трех стандартных предметов: английского языка, математики и естествознания плюс семи других «основных» предметов. Для каждого предмета существует свой стандарт образования, разделенный на 10 уровней выполнения, которые устанавливают цели и задачи обучения, а «программа обучения» определяет учебные приемы, при помощи которых эти цели могут быть достигнуты. Предписана добавочная к школьной государственная система оценки знаний, предусматривающая выставление оценок всем учащимся в конце каждого из этапов обучения. (Это производится у учащихся в возрасте 7, 11, 14 и 16 лет.)
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
И ПРАВОВАЯ ОСНОВА)
Как и в других европейских странах, специальное образование в Англии и Уэльсе стало развиваться в XIX в. В то время было открыто
несколько специальных школ, сначала для детей с сенсорными нарушениями, позднее, когда начальное образование стало общедоступным, также и для детей с проблемами в обучении. Эти первые специальные школы были результатами частной инициативы, а не законодательных актов. Основное внимание в этих школах было направлено на физическое воспитание детей, а их образование было на втором плане.
В самом начале XX в. местные органы образования были обязаны обеспечивать обучение определенных категорий умственно отсталых учащихся. В соответствии с Актом об образовании 1921 г., умственно отсталые дети должны были обучаться только в специальных школах и классах. Это и стало результатом того, что появилась раздельная от основной система специального образования. В то время умственную отсталость считали не поддающейся изменениям особенностью отдельных людей. Однако уже в эти годы предпринимались отдельные попытки к интеграции. В 1929 г. Комитет труда предложил общую систему образования для детей с нарушением в развитии, которые не могли посещать школу. Этот комитет провозгласил, что специальное и обычное образование должны быть взаимосвязаны друг с другом, как на законодательном, так и на административном уровнях и что специальные школы должны считаться полезной «разновидностью» общеобразовательных школ.
Следующей значимой вехой в обучении детей с проблемами в развитии стал Акт об образовании 1944 г. Он расширил пределы понятия «дети со специальными нуждами» и обязал местные органы обеспечивать специальным образованием таких детей. Свод правил, принятых в 1945 г., различал 11 видов умственной отсталости (эта цифра была уменьшена до 10 в 1953 г., включив «диабетиков» в число «слабо умственно отсталых»). Этот свод правил наметил рамки работ по обеспечению образования, которые велись на протяжении 40 лет до вступления в силу в 1983 г. Акта об образовании 1981 г.
Акт 1944 г. выдвинул специальные школы на первое место по обеспечению специальным образованием, но и обычным школам было разрешено принимать в этом участие. Акт гласил, что слепые, глухие, больные эпилепсией, физически недоразвитые и дети-афазики могут обучаться в обычной школе, если там имеются соответствующие для этого условия.
Ограниченное правовыми нормами развитие интеграции в этом направлении едва велось, за исключением обучения слабосльпнащих учащихся. В первые послевоенные годы обычные школы вели борьбу с внешними трудностями и с нехваткой специально обученных учителей. Вводя специальное образование в систему обычных школ, ему не уделяли должного внимания, так как ресурсы были истощены, и школа обеспечивала образованием только нормально развитых детей.
На протяжении нескольких лет существовали две системы образования параллельно. Специальные школы отводились для обучения учащихся с умственной отсталостью, в то время как в обычных школах учились «не умственно отсталые». В обычных школах, конечно, тоже имелись дети с проблемами, и, если их не удавалось перевести в специальную школу, то их обеспечивали соответствующим обучением, на-
сколько это было возможно. Это не всегда давало хорошие результаты из-за того, что не хватало специалистов, не было возможности уделять внимание каждому ребенку индивидуально или из-за нежелания связывать себя обязательствами, обучая таких детей.
Акт об образовании 1970 г. стал отправной точкой в образовании детей с наиболее глубокими трудностями в развитии. В Законе говорилось, что образование должно быть предоставлено всем детям, несмотря на глубину и тяжесть умственной отсталости. Начиная с апреля 1971 г., ответственность за их обучение несут местные органы образования. С тех пор по Акту все дети считаются обучаемыми, и каждому ребенку должно было быть предоставлено место в школе.
В 1974 г. был образован Исследовательский Комитет, который вел наблюдение за обеспечением образования умственно отсталых детей и подростков и давал рекомендации по его улучшению. Доклад этого комитета, опубликованный в 1978 г. и широко известный как доклад М. Уорнок, оказал огромное влияние и послужил основой Акта об образовании 1981 г. Акт выдвигал новую концепцию образования для детей со специальными нуждами и разграничивал области обеспечения специального образования. В Акте говорилось, что даже если один из шести детей нуждается в какой-либо форме специального образования, оно должно быть дополнительным и отличным от форм обычного образования. Среди других статей Акта появилась новая статья об отмене четко установленных категорий умственной отсталости, являющихся основой идентификации детей, нуждающихся в специальном образовании. Им на смену были введены особые детально проработанные параметры выявления детей со специальными нуждами, было расширено их дошкольное и послешкольное обучение.
Наибольшим изменениям Акт об образовании подвергся в 1981 г., хотя они и не были претворены в жизнь до апреля 1983 г. Ключевые статьи Акта 1944 г. были исправлены в Акте об образовании, принятом в 1981 г., и он стал основным в области специального образования в Англии и Уэльсе. В 1983 г. Акт был дополнен рядом пунктов, расширяющих процедуру классификации детей по степени умственной отсталости, в дополнении давались рекомендации, как проводить и вести записи по данной процедуре.
Согласно Акту 1981 г., ребенок признавался нуждающимся в специальном обучении, если он или она имели трудности в обучении, значительно превышающие трудпости, которые испытывало большинство детей того же возраста или если у них имелись какие-либо виды отклонений, которые не позволяли или препятствовали им участвовать в образовательном процессе, доступном большинству их сверстников. Акт 1981 г. устанавливал четкое деление внутри таких групп детей. За некоторых из них должны были нести ответственность местные органы образования, определяя их как «нуждающихся в специальном образовании». Они же должны были обеспечивать им специальное образование. Таким образом, детей делили на две группы: те, за обучение которых несла ответственность школа, и те, за обучение которых несли
ответственность местные органы образования. В Законе ничего не говорилось о том, как и по каким параметрам определять детей в I или II группы в зависимости от степени умственной отсталости, но обе ipyn-иы могли включать в себя детей и с легкой и с тяжелой степенью умственной отсталости.
Согласно Акту, дети со специальными нуждами могли обучаться в образовательной школе. Это обучение осуществлялось по желанию родителей, при этом нужно было выполнить три условия:
- предоставление необходимого специального обучения;
- обеспечение других детей в классе достаточным уровнем обучения;
- использование по возможности детей со специальными нуждами
во всех видах деятельности наиболее эффективно.
В Акте подчеркивается, что если ребенок со специальными нуждами проходит обучение в обычной школе, то он или она должны принимать самое активное участие в школьной жизни бок о бок с теми детьми, которые не имеют специальных нужд.
Как уже говорилось выше, Акт об образовании 1988 г. произвел значительные изменения в государственной системе образования Англии и Уэльса. Хотя в этом Акте очень мало говорилось об учащихся со специальными нуждами, он оказал большое влияние на развитие специального образования. Многие специалисты обратили внимание на то, что обучение учащихся со специальными нуждами было почти исключено из начального проекта Акта, что вызвало большую тревогу за судьбу специального образования.
Положительной стороной Акта стало расширение содержания обучения. Предлагалось четыре вида посильной работы для учащихся с трудностями в обучении: раздельная работа в рамках совместного обучения, делающая возможной учебу детей с различными способностями бок о бок; совместный учебный план; гарантия расширенного курса обучения; необходимость оценки знаний учащихся в определенные интервалы времени.
Негативной стороной Акта являлось то, что поправки в государственной программе обучения и пересмотр системы оценки еще в большей степени раз1раничивали учащихся со специальными нуждами от их нормально развивающихся сверстников. Основные положения этого Акта противоречили друг другу.
ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обеспечение специального образования определено Актом об образовании 1981 г. как «обеспечение образованием, которое является дополнительным или отличным от общего образования детей в школах, которые находятся в ведении местных органов образования». Предполагается, что около 20% детей нуждаются в специальном образовании. Но только небольшое число детей (около 2%) местные органы обеспечивают специальным образованием, выявляя их путем диагностирования, как и записано в Положении об образовании детей со специаль-
ными нуждами. Многие из этих детей обучаются в специальных школах, другие дети обеспечиваются образованием в специальных классах в общеобразовательных школах или, чаще, различных видоизмененных формах обучения, отличных от основного образования.
В 1990 г. насчитывалось 1439 специальных школ в Англии и Уэльсе, в которых обучалось 1,3% учащихся. Около четверти школ набирали учеников только из числа местных жителей. Исторически сложилось так, что специальные школы открывались для обучения детей с каким-то определенным типом нарушений: для глухих, физически неполноценных, с задержкой в развитии и т. д. Школы для детей с задержкой в развитии и для детей с физическими недостатками были наиболее многочисленными. Когда официально разделение по категориям умственной и физической отсталости было упразднено, информация о типах нарушений уже не собиралась. Специальные школы индивидуального типа развития продолжали набирать себе учеников только из числа местных жителей, в то время как обычные школы расширили область приема учеников, обращая, главным образом, внимание на специфику отклонений детей, нуждающихся в специальном образовании.
В совершенствовании системы специального образования важную роль играет обмен опытом между общеобразовательными и специальными школами. Сопоставляя их работу, в 1985 г. пришли к выводу, что три четверти специальных школ имели в своем расписании часы, которые отводились их ученикам для занятий в общеобразовательной школе. Наблюдалось перемещение педагогов из специальных школ в обычные, были и отдельные случаи обратного плана.
В местных органах образования наблюдаются значительные изменения по развитию специальных школ и объединений. На деятельность местных органов повлияла практика прошлого, состояние бюджета и специфические местные факторы. Отдельные местные органы образования выбрали путь интеграции детей со специальными нуждами в общеобразовательную школу насколько это было возможным, что привело к тому, что в некоторых регионах пришлось закрыть специальные школы. Наибольшее уменьшение числа специальных пшол наблюдалось там, где учеников набирали только из числа жителей данного региона.
Общественные организации играют важную роль в обеспечении специального образования. По традиции эти организации основывались, чтобы обеспечить обучение детей, главным образом с сенсорными отклонениями и тяжелой степенью умственной отсталости. Но эта ситуация изменилась с тех пор, как роль местных органов образования была определена более четко и стало больше внимания уделяться на направление детей в местные муниципальные учреждения и обычные школы. Общественные организации до сих пор обеспечивают образование в некоторых учебных заведениях, но теперь многие из них зависят от поддержки их местными органами образования; немногие из таких заведений, которым удалось выжить, в основной своей массе идут по пути узкой специализации. Крупнейшие агентства, как, например, Королевский национальный институт для слепых, нанимают профессиональных
специалистов для работы на консультативной основе как на местном, так и на государственном уровне.
Дети, посещающие обычную школу, обеспечиваются специальным образованием путем определения их в специальные классы, на основе полного или частичного посещения занятий, или их направляют в обычные классы, где им уделяется особое внимание. Как уже говорилось выше, современные проблемы в наибольшей мере сфокусированы на том, как внедрить специальное образование в «единое школьное образование» так, чтобы оно стало составной частью школьного образования, которое должно быть доступно всем учащимся вне зависимости от вида и степени их отклонений в развитии.
СЛУЖБЫПОМОЩИ
Помощь специальному образованию оказывается различными организациями. Обычно они находятся в ведении местных органов образования, хотя некоторые из них относятся к системам здравоохранения и социального обеспечения. Некоторые службы помощи действуют, опираясь на поддержку общественных организаций.
Наиболее важным типом помощи является помощь в процессе обучения детей. Это, главным образом, работа в обычных школах с детьми с трудностями в обучении. Помощь при обучении детей может быть очень разной по своей структуре, по способу работы и по видам. Некоторые специалисты приходят из передвижных служб коррекции, другие представляют собой специалистов по сенсорным отклонениям, третьи готовы оказать любую помощь школе.
Специалисты, оказывающие помощь в обучении детей, проводят много времени в школах, обучая детей, давая консультации учителям. Их помощь наиболее необходима, так как обычные школы несут все большую ответственность за учащихся, у которых имеются специальные нужды. Специалисты из службы помощи в большинстве случаев предоставляют помощь отстающим ученикам.
С большинством местных органов образования сотрудничают и специалисты мобильных служб для учащихся с различными нарушениями зрения и слуха. Наряду с учителями в школах работают специалисты по сенсорным нарушениям. Специалисты служб помощи работают как в специальных, так и в общеобразовательных школах. В функции, которые они выполняют, входят: диагностика, составление методических пособий для учителей, мониторинг, консультации для учителей, тренинг внутри структуры такой службы, рекомендации по использованию учебных пособий и работа с дошкольниками и их родителями.
Во всех местных органах образования работают консультанты/инспектора, в обязанности которых входит обеспечение профессиональной помощью этих органов и контроль за ее оказанием. В последнее время количество консультантов по проблемам специального образования значительно возросло. Их основными обязанностями являются организация, обеспечите образования и проведение тренинга внутри службы.
В школах также действуют психологические службы, которые представляют собой четко организованные структуры, их сеть значительно расширилась за последние несколько лет. Главными функциями психологов являются диашостика и отбор детей в зависимости от их отклонений. Это привело к однобокому и относительно статичному решению проблем детей, испытывающих трудности в обучении. Многие психологи были против выполнения только этих функций, стремясь найти более тесные пути сотрудничества со школами, наполовину выполняя функции консультантов.
НАПРАВЛЕНИЕ И ОТБОР ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Акт об образовании 1981 г. и исходящие из него документы предлагают процедуры диагностирования детей со специальными нуждами в образовании и проведение тестирования с целью установить, какие в действительности специальные нужды имеются у ребенка. Эти процедуры бывают двух типов, в зависимости от того, в чьем ведении будет находиться обеспечение специальным образованием: в ведении школы или местных органов. Разделение, в основном, ведется в зависимости от объема и сложности спец<