Отличительные черты специального образования




Индивидуальный учебный план

Принимая во внимание результаты обследования, результаты наблю­дений специалистов, заключение о выборе школы, наблюдения за по­ведением ребенка в течение первых дней в школе составляется Инди­видуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план описывает основные и специфиче­ские потребности ребенка и устанавливает образовательные, психоло­гические, педагогические, медицинские, парамедицинские и социаль-


ные задачи, которые необходимо решить в ближайший и отдаленный периоды времени.

Другими элементами, включенными в план, являются условия рабо­ты с ребенком (где, когда и кто) и критерии оценки.

Ребенок с нарушениями в развитии имеет потребности разного ха­рактера, неоднородность которых при принятии решения требует уча­стия целого ряда специалистов.

Индивидуальный учебный план осуществляется: директором, классным учителем, учителем-дефектологом индивидуальной работы, логопедом, фи­зиотерапевтом и др. и персоналом соответствующего PMS-центра (психо­логом, педагогом-психологом, социальным и медицинским работником).

Специальный дополнительный учебный план

Для стимуляции развития ребенка применяются специальные кор-рекционные программы сенсомоторного и речевого развития, зритель­ного и слухового восприятия.

Педагогические объединения

Отстающий ребенок определяется в педагогическое объединение, ос­нованное на свободной "системе групповых уровней". Это означает, что классические системы разделения учеников по классам, согласно возрасту, опускаются.

Обычным является то, что ученик в соответствии со своими обучаю­щими способностями (например, в чтении) должен посещать уроки в груп­пе "А", в то время как он числится в группе "В", изучая другой предмет (например, математику) на более высоком или низком уровне.

Специальный учитель для индивидуальной адаптации

В дошкольных учреждениях и начальных школах существуют спе­циальные учителя для индивидуальной адаптации, которые обеспечи­вают дополнительную помощь и поддержку индивидуально каждому или небольшим группам детей, согласно программе Индивидуального учеб­ного плана.

Специальный учитель индивидуальной адаптации также является от­ветственным за принятие вновь прибывших, за проведение первых на­блюдений, за оказание помощи ребенку в процессе адаптации в школе, ее персоналу и сверстникам. Он также уполномочен предоставить вре­менную поддержку ученикам с проблемами в эмоциональной сфере, чье первоначальное принятие в группу (группы) задерживается или на­рушено.

Домашнее обучение

Для детей и подростков с проблемами в развитии, которые прожи­вают в домашних условиях и неспособны посещать школу в силу серь­езности своего дефекта, по просьбе их родителей или школьного ин­спектора может быть рекомендовано домашнее обучение (Закон о Спе­циальном образовании, гл.7, п.2).


После окончания начальной школы ребенку с проблемами в разви­тии выдается сертификат, удостоверяющий его обучение в школе и по­зволяющий ему перейти в среднюю специальную школу.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Дети поступают в среднюю школу в возрасте 13 лет. Обычно ученик заканчивает обучение в 18 лет. Случается, что они продолжают свое обу­чение еще 1-2 или 3 года в том случае, если Совет школы и PMS-центр считают продление этого срока целесообразным для ученика.

В средней школе различают 4 формы обучения, каждая из которых имеет свои специфические цели в соответствии со способностями де­тей с различными отклонениями в развитии.

Форма обучения ]

Эта форма обучения направлена на максимальную социальную адап­тацию детей с отклонениями для того, чтобы они могли вести как мож­но более независимый социальный образ жизни в полностью защищен­ной окружающей среде. Форма обучения 1 предназначена для детей с отклонениями, относящихся к школьным типам 2 и 4.

Для достижения этих намерений у детей необходимо развивать по­знавательные стороны и социальные навыки. Обучение профессии не производится.

Обучение занимает минимум 4 школьных года, необходимость его продолжения определяется Советом школы под руководством PMS-центра.

Ученикам, прошедшим эту форму обучения, выдается сертификат, удостоверяющий процесс обучения в школе.

Форма обучения 2

Эта форма обучения направлена на максимальную адаптацию к ра­боте в щадящих жизненных условиях (например, в специальных мас­терских). Форма обучения 2 предназначена для детей с отклонениями в развитии школьных типов 2, 3, 4, 6 и 7.

Она направлена на общее и социальное образование учеников, на­ряду с необходимыми навыками работы, чтобы позволить ученикам адап­тироваться к защищенной жизни как дома, так и в мастерской.

Обучение состоит из двух фаз. Каждая фаза занимает, по меньшей мере, 2 школьных года. В первой фазе акцент делается на общее и соци­альное образование. Во второй фазе осуществляется профессиональная ориентация, дифференцированное профессиональное обучение.

Ученикам, прошедшим эту форму обучения, выдается удостоверяю­щий сертификат.

Форма обучения 3

Эта форма обучения направлена на интеграцию ученика в нормаль­ную жизнь, как социально, так и профессионально. Форма обучения 3


рассчитана на учеников с отклонениями в развитии школьного типа 1, 3, 4, 6 и 7.

Профессиональное обучение охватывает, по меньшей мере, 5 школь­ных лет и подразделяется на 3 этапа:

I. Этап - этап обсервации (1 год). Его задача - ознакомить учени­
ков с различными доступными материалами и техникой, чтобы выявить
их возможности и способности и выбрать подходящий курс трудового
обучения.

II. Этап - этап обучения (2 года). На протяжении первых двух лет
(2-й и 3-й год) дается общее профессиональное обучение, оно сфоку­
сировано на определенных сферах деятельности. Ученики сгруппиро­
ваны в группы, но этот этап еще не ведет к специализации.

III. Этап - этап специализации (4-й и 5-й год). Главное место зани­
мает специализация, которая направлена на определенный вид деятель­
ности. Специализация может осуществляться по таким видам деятель­
ности, как, например, поварское дело, швейное дело, садоводство, сто­
лярное дело, домоводство и другие.

Ученикам, которые прошли ступень 4-го и 5-го годов обучения по отдельной специальности, выдается квалификационный сертификат.

Форма обучения 4

Эта форма обучения сравнима с образованием, получаемым в обыч­ной средней школе. Она направлена на интеграцию и активную жизнь, подготовку к дальнейшей учебе. Эта форма существует для тех учени­ков, которые, несмотря на свои отклонения в развитии, способны дос­тичь того же уровня, что и ученики обычных школ. Форма обучения 4 не распространяется на умственно отсталых детей. По окончании фор­мы обучения 4 выдается Сертификат Качества.

СВЯЗЬ С МАССОВЫМИ ШКОЛАМИ: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Для некоторых учеников с проблемами в развитии существует ре­альная возможность того, что они могут посещать уроки в обычной школе, получая при этом дополнительную помощь.

Для адекватного обеспечения этой возможности учителя должны по­лучить помощь специалистов, таких, как логопед, физиотерапевт, пе­диатр и др.

Однако такая дополнительная помощь невозможна в обычных шко­лах; только специальная школа может обеспечить решение этой про­блемы. Возникает необходимость организации взаимодействия между образовательной и специальной школой.

Закон о Специальном образовании (1970) предусматривал воз­можность такого взаимодействия, 10 лет спустя проект интегриро-


ванного образования (GON-проект) начал решение разнообразных проблем интегративного обучения в ходе организации конкретного эксперимента.

В основном, интегрированное обучение обозначает взаимодействие двух систем образования, когда ученик, имеющий нарушения в разви­тии, рассматривается как способный (успешно) посещать уроки в мас­совой школе и которому оказывается специальная помощь специали­стами из специальных школ.

Для интеграции детей с нарушениями развития в массовую школу вначале должна быть проведена комплексная диагностика ребенка с оценкой его когнитивных и учебных способностей, способов выполне­ния заданий, социальных и эмоциональных возможностей.

Составляется письменный заключительный протокол, заключение о выборе школы. Исходя из потребностей ребенка, определяются цели и задачи, способы и методы обучения.

Комиссией по интегрированному обучению решаются следующие вопросы:

1. Какого типа требуется дополнительная коррекционная помощь?

2. Кем будет обеспечиваться эта помощь?

3. Где все это будет происходить?

4. Когда, в какое время будет проходить этот процесс?
Результаты решения заносятся в план интегрированного обучения.
Комиссия по интегрированному обучению состоит из:

а) родителей ребенка с нарушениями в развитии;

б) директоров и/или представителей

- массовой школы (школа-гость);

- школы специального образования;

- PMS-центра, курирующего массовую школу;

- PMS-центра, курирующего специальную школу.

Комиссия по интегрированному обучению составляет план интег­рированного обучения, в котором указываются:

а) описание нарушения;

б) дополнительная коррекционная помощь, которая считается не­
обходимой (парамедицинская, образовательная, медицинская и др.);

в) дополнительная помощь специалистов (т.е. логопедов, физиоте­
рапевтов и др.);

г) как часто должна оказываться специальная помощь;

д) место оказания специальной помощи;

е) время оказания помощи.

Документ подписывается всеми перечисленными участниками. Ограничения в интегрированном обучении:

- Интегрированное обучение не разрешено (ограничено) для детей,
имеющих тяжелые сенсорные и физические нарушения.

- Интегрированное образование осуществляется в дошкольных, на­
чальных и средних образовательных учреждениях (не выше предуни-
верситетского уровня, т. е. уровня старших классов).


СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (PMS-ЦЕНТРЫ)

История возникновения в Бельгии PMS-центров восходит к I960 го­ду, в этом году был принят Закон о создании службы психолого-медико-социалыюго сопровождения. Собственно система PMS-сопровождения воз­никла на базе существовавших ранее профориентационных центров и психологических служб. Первоначально в центре внимания PMS-центров находились проблемы выбора маршрута обучения; в настоящее время -главная задача деятельности центров связана с непрерывным сопровож­дением учащихся. Так же изменилась и направленность деятельности: от чисто индивидуального сопровождения учащихся к сопровождению школьных систем и коррекции социального фона.

PMS-центры подчеркивают три группы своего влияния: на школы, родителей и детей.

В настоящее время PMS-центры - обязательный независимый эле­мент бельгийской системы образования. Образовательное учреждение получает права деятельности только в том случае, если заключает до­говор о сотрудничестве с тем или иным PMS -центром. В свою очередь, PMS-центр получает финансирование в зависимости от заключенных с образовательным учреждением договоров. Примерные нормативы ра­боты центра: 8 сотрудников на 6 000 учащихся. Контр акт-договор за­ключается на 6 лет.

Принципы и содержание деятельности PMS-центров

Фундаментальные принципы деятельности:

- автономность, независимость (от образовательных учреждений);

- приоритет интересов ребенка (всегда на стороне ребенка);

- совещательный характер;

- непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность (объединение специалистов).
Области деятельности центров:

- выбор образовательного маршрута;

- преодоление затруднений в учебе;

- решение проблем личностного развития.
Основные функции деятельности:

- диагностика;

- консультации;

- информация;

- сопровождение.

Особую роль PMS-центры играют:

- при переходе с этапа на этап обучения;

- при переходе в систему специального образования;

- при необходимости системных изменений в образовательном уч­
реждении.


Родители могут принять или не принять совет и помощь PMS-цен­тра, без согласия родителей центр не имеет права работать с ребенком. Конфликтные ситуации (например, оспаривание диагноза центра) ре­шает специальная Комиссия или специализированный диагностический центр.

Как и все образовательные учреждения, PMS-центры могут учреж­даться коммунами, государством и частными организациями.

Существует система самоуправления центров. Государственные, ча­стные и коммунальные центры создают орган самоуправления (купол) для: организации повышения квалификации, обмена опытом, выработ­ки единых технологий, связи с университетами, выпуска специализи­рованной литературы и т.д. Куполом создаются также профессиональ­ные объединения специалистов: директоров, психологов, социальных работников, медицинских сестер.

Непосредственное подчинение PMS-центров осуществляется по ли­ниям: учредителя и Министерства образования.

Каждый сотрудник центра (психолог, социальный педагог, педа­гог) курирует одно из образовательных учреждений, то есть отвечает за организацию всей работы центра в этом учреждении. Именно этот сотрудник обеспечивает связь с администрацией, участвует в проведе­нии педагогических советов, выступает на родительских собраниях, про­водит консультации для детей, родителей, педагогов. При проведении массовой диагностики, при решении сложных проблем куратор учреж­дения обращается к помощи других сотрудников центра.

Существует 2 вида PMS-центров:

- для общего нормального образования;

- для специального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: