Индивидуальный учебный план
Принимая во внимание результаты обследования, результаты наблюдений специалистов, заключение о выборе школы, наблюдения за поведением ребенка в течение первых дней в школе составляется Индивидуальный учебный план.
Индивидуальный учебный план описывает основные и специфические потребности ребенка и устанавливает образовательные, психологические, педагогические, медицинские, парамедицинские и социаль-
ные задачи, которые необходимо решить в ближайший и отдаленный периоды времени.
Другими элементами, включенными в план, являются условия работы с ребенком (где, когда и кто) и критерии оценки.
Ребенок с нарушениями в развитии имеет потребности разного характера, неоднородность которых при принятии решения требует участия целого ряда специалистов.
Индивидуальный учебный план осуществляется: директором, классным учителем, учителем-дефектологом индивидуальной работы, логопедом, физиотерапевтом и др. и персоналом соответствующего PMS-центра (психологом, педагогом-психологом, социальным и медицинским работником).
Специальный дополнительный учебный план
Для стимуляции развития ребенка применяются специальные кор-рекционные программы сенсомоторного и речевого развития, зрительного и слухового восприятия.
Педагогические объединения
Отстающий ребенок определяется в педагогическое объединение, основанное на свободной "системе групповых уровней". Это означает, что классические системы разделения учеников по классам, согласно возрасту, опускаются.
Обычным является то, что ученик в соответствии со своими обучающими способностями (например, в чтении) должен посещать уроки в группе "А", в то время как он числится в группе "В", изучая другой предмет (например, математику) на более высоком или низком уровне.
Специальный учитель для индивидуальной адаптации
В дошкольных учреждениях и начальных школах существуют специальные учителя для индивидуальной адаптации, которые обеспечивают дополнительную помощь и поддержку индивидуально каждому или небольшим группам детей, согласно программе Индивидуального учебного плана.
Специальный учитель индивидуальной адаптации также является ответственным за принятие вновь прибывших, за проведение первых наблюдений, за оказание помощи ребенку в процессе адаптации в школе, ее персоналу и сверстникам. Он также уполномочен предоставить временную поддержку ученикам с проблемами в эмоциональной сфере, чье первоначальное принятие в группу (группы) задерживается или нарушено.
Домашнее обучение
Для детей и подростков с проблемами в развитии, которые проживают в домашних условиях и неспособны посещать школу в силу серьезности своего дефекта, по просьбе их родителей или школьного инспектора может быть рекомендовано домашнее обучение (Закон о Специальном образовании, гл.7, п.2).
После окончания начальной школы ребенку с проблемами в развитии выдается сертификат, удостоверяющий его обучение в школе и позволяющий ему перейти в среднюю специальную школу.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Дети поступают в среднюю школу в возрасте 13 лет. Обычно ученик заканчивает обучение в 18 лет. Случается, что они продолжают свое обучение еще 1-2 или 3 года в том случае, если Совет школы и PMS-центр считают продление этого срока целесообразным для ученика.
В средней школе различают 4 формы обучения, каждая из которых имеет свои специфические цели в соответствии со способностями детей с различными отклонениями в развитии.
Форма обучения ]
Эта форма обучения направлена на максимальную социальную адаптацию детей с отклонениями для того, чтобы они могли вести как можно более независимый социальный образ жизни в полностью защищенной окружающей среде. Форма обучения 1 предназначена для детей с отклонениями, относящихся к школьным типам 2 и 4.
Для достижения этих намерений у детей необходимо развивать познавательные стороны и социальные навыки. Обучение профессии не производится.
Обучение занимает минимум 4 школьных года, необходимость его продолжения определяется Советом школы под руководством PMS-центра.
Ученикам, прошедшим эту форму обучения, выдается сертификат, удостоверяющий процесс обучения в школе.
Форма обучения 2
Эта форма обучения направлена на максимальную адаптацию к работе в щадящих жизненных условиях (например, в специальных мастерских). Форма обучения 2 предназначена для детей с отклонениями в развитии школьных типов 2, 3, 4, 6 и 7.
Она направлена на общее и социальное образование учеников, наряду с необходимыми навыками работы, чтобы позволить ученикам адаптироваться к защищенной жизни как дома, так и в мастерской.
Обучение состоит из двух фаз. Каждая фаза занимает, по меньшей мере, 2 школьных года. В первой фазе акцент делается на общее и социальное образование. Во второй фазе осуществляется профессиональная ориентация, дифференцированное профессиональное обучение.
Ученикам, прошедшим эту форму обучения, выдается удостоверяющий сертификат.
Форма обучения 3
Эта форма обучения направлена на интеграцию ученика в нормальную жизнь, как социально, так и профессионально. Форма обучения 3
рассчитана на учеников с отклонениями в развитии школьного типа 1, 3, 4, 6 и 7.
Профессиональное обучение охватывает, по меньшей мере, 5 школьных лет и подразделяется на 3 этапа:
I. Этап - этап обсервации (1 год). Его задача - ознакомить учени
ков с различными доступными материалами и техникой, чтобы выявить
их возможности и способности и выбрать подходящий курс трудового
обучения.
II. Этап - этап обучения (2 года). На протяжении первых двух лет
(2-й и 3-й год) дается общее профессиональное обучение, оно сфоку
сировано на определенных сферах деятельности. Ученики сгруппиро
ваны в группы, но этот этап еще не ведет к специализации.
III. Этап - этап специализации (4-й и 5-й год). Главное место зани
мает специализация, которая направлена на определенный вид деятель
ности. Специализация может осуществляться по таким видам деятель
ности, как, например, поварское дело, швейное дело, садоводство, сто
лярное дело, домоводство и другие.
Ученикам, которые прошли ступень 4-го и 5-го годов обучения по отдельной специальности, выдается квалификационный сертификат.
Форма обучения 4
Эта форма обучения сравнима с образованием, получаемым в обычной средней школе. Она направлена на интеграцию и активную жизнь, подготовку к дальнейшей учебе. Эта форма существует для тех учеников, которые, несмотря на свои отклонения в развитии, способны достичь того же уровня, что и ученики обычных школ. Форма обучения 4 не распространяется на умственно отсталых детей. По окончании формы обучения 4 выдается Сертификат Качества.
СВЯЗЬ С МАССОВЫМИ ШКОЛАМИ: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Для некоторых учеников с проблемами в развитии существует реальная возможность того, что они могут посещать уроки в обычной школе, получая при этом дополнительную помощь.
Для адекватного обеспечения этой возможности учителя должны получить помощь специалистов, таких, как логопед, физиотерапевт, педиатр и др.
Однако такая дополнительная помощь невозможна в обычных школах; только специальная школа может обеспечить решение этой проблемы. Возникает необходимость организации взаимодействия между образовательной и специальной школой.
Закон о Специальном образовании (1970) предусматривал возможность такого взаимодействия, 10 лет спустя проект интегриро-
ванного образования (GON-проект) начал решение разнообразных проблем интегративного обучения в ходе организации конкретного эксперимента.
В основном, интегрированное обучение обозначает взаимодействие двух систем образования, когда ученик, имеющий нарушения в развитии, рассматривается как способный (успешно) посещать уроки в массовой школе и которому оказывается специальная помощь специалистами из специальных школ.
Для интеграции детей с нарушениями развития в массовую школу вначале должна быть проведена комплексная диагностика ребенка с оценкой его когнитивных и учебных способностей, способов выполнения заданий, социальных и эмоциональных возможностей.
Составляется письменный заключительный протокол, заключение о выборе школы. Исходя из потребностей ребенка, определяются цели и задачи, способы и методы обучения.
Комиссией по интегрированному обучению решаются следующие вопросы:
1. Какого типа требуется дополнительная коррекционная помощь?
2. Кем будет обеспечиваться эта помощь?
3. Где все это будет происходить?
4. Когда, в какое время будет проходить этот процесс?
Результаты решения заносятся в план интегрированного обучения.
Комиссия по интегрированному обучению состоит из:
а) родителей ребенка с нарушениями в развитии;
б) директоров и/или представителей
- массовой школы (школа-гость);
- школы специального образования;
- PMS-центра, курирующего массовую школу;
- PMS-центра, курирующего специальную школу.
Комиссия по интегрированному обучению составляет план интегрированного обучения, в котором указываются:
а) описание нарушения;
б) дополнительная коррекционная помощь, которая считается не
обходимой (парамедицинская, образовательная, медицинская и др.);
в) дополнительная помощь специалистов (т.е. логопедов, физиоте
рапевтов и др.);
г) как часто должна оказываться специальная помощь;
д) место оказания специальной помощи;
е) время оказания помощи.
Документ подписывается всеми перечисленными участниками. Ограничения в интегрированном обучении:
- Интегрированное обучение не разрешено (ограничено) для детей,
имеющих тяжелые сенсорные и физические нарушения.
- Интегрированное образование осуществляется в дошкольных, на
чальных и средних образовательных учреждениях (не выше предуни-
верситетского уровня, т. е. уровня старших классов).
СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (PMS-ЦЕНТРЫ)
История возникновения в Бельгии PMS-центров восходит к I960 году, в этом году был принят Закон о создании службы психолого-медико-социалыюго сопровождения. Собственно система PMS-сопровождения возникла на базе существовавших ранее профориентационных центров и психологических служб. Первоначально в центре внимания PMS-центров находились проблемы выбора маршрута обучения; в настоящее время -главная задача деятельности центров связана с непрерывным сопровождением учащихся. Так же изменилась и направленность деятельности: от чисто индивидуального сопровождения учащихся к сопровождению школьных систем и коррекции социального фона.
PMS-центры подчеркивают три группы своего влияния: на школы, родителей и детей.
В настоящее время PMS-центры - обязательный независимый элемент бельгийской системы образования. Образовательное учреждение получает права деятельности только в том случае, если заключает договор о сотрудничестве с тем или иным PMS -центром. В свою очередь, PMS-центр получает финансирование в зависимости от заключенных с образовательным учреждением договоров. Примерные нормативы работы центра: 8 сотрудников на 6 000 учащихся. Контр акт-договор заключается на 6 лет.
Принципы и содержание деятельности PMS-центров
Фундаментальные принципы деятельности:
- автономность, независимость (от образовательных учреждений);
- приоритет интересов ребенка (всегда на стороне ребенка);
- совещательный характер;
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (объединение специалистов).
Области деятельности центров:
- выбор образовательного маршрута;
- преодоление затруднений в учебе;
- решение проблем личностного развития.
Основные функции деятельности:
- диагностика;
- консультации;
- информация;
- сопровождение.
Особую роль PMS-центры играют:
- при переходе с этапа на этап обучения;
- при переходе в систему специального образования;
- при необходимости системных изменений в образовательном уч
реждении.
Родители могут принять или не принять совет и помощь PMS-центра, без согласия родителей центр не имеет права работать с ребенком. Конфликтные ситуации (например, оспаривание диагноза центра) решает специальная Комиссия или специализированный диагностический центр.
Как и все образовательные учреждения, PMS-центры могут учреждаться коммунами, государством и частными организациями.
Существует система самоуправления центров. Государственные, частные и коммунальные центры создают орган самоуправления (купол) для: организации повышения квалификации, обмена опытом, выработки единых технологий, связи с университетами, выпуска специализированной литературы и т.д. Куполом создаются также профессиональные объединения специалистов: директоров, психологов, социальных работников, медицинских сестер.
Непосредственное подчинение PMS-центров осуществляется по линиям: учредителя и Министерства образования.
Каждый сотрудник центра (психолог, социальный педагог, педагог) курирует одно из образовательных учреждений, то есть отвечает за организацию всей работы центра в этом учреждении. Именно этот сотрудник обеспечивает связь с администрацией, участвует в проведении педагогических советов, выступает на родительских собраниях, проводит консультации для детей, родителей, педагогов. При проведении массовой диагностики, при решении сложных проблем куратор учреждения обращается к помощи других сотрудников центра.
Существует 2 вида PMS-центров:
- для общего нормального образования;
- для специального образования.