В условиях демократии, утверждает Х.Х. Боков, каждый гражданин независимо от его отношения к политике самим фактом проживания в стране “занимает государственную должность”, каждый находится на своём “ответственном государственном посту”. И, в конечном счёте, от того, как мы выполняем свои обязанности, зависит, какое у нас правительство. Народ обязан быть хозяином. У него должно быть такое политическое руководство, хорошее или плохое, какого он требует и какое заслуживает.
По мнению Хажбикара Бокова, для того, чтобы быть мужественным, не нужно иметь каких-либо исключительных талантов или обладать какой-нибудь магической формулой, не требуется и особо благоприятного совпадения времени, места и обстоятельств. Эта возможность предоставлена всем в равной мере.
Мужество – это всеобщая добродетель, драгоценный многогранный камень, владеть которым может только высокоморальный человек, поскольку это замечательное человеческое качество означает моральную стойкость в трудных ситуациях. В какой бы области жизни не возникала у человека необходимость проявить мужество, какая бы жертва (например, потеря друзей, утрата состояния, благополучия и даже уважения общества) при следовании велению своей совести от него ни потребовалась, каждый сам должен для себя решить, по какому пути он пойдёт.
Одним из наилучших качеств государственного деятеля, подчёркивает он, по праву считается мужественность в деле служения своему народу. Без наличия этого качества ни один представитель власти не может состояться как выдающийся государственный муж. Политика представляет собой некую арену, выступление на которой подвергает мужество человека особым испытаниям. Многие ли в ряду власть предержащих смогут во имя принципа противостоять страстям коллег, а то и большей части своего народа, обманутого властолюбивыми популистами? Думается, немногим под силу такая ноша.
|
Нравственное мужество само по себе достойно восхищения, хотя и является лишь одной из черт того большого целого, что называется характером и включает в себя понятия честности, серьёзности, принципиальности, искренности, решительности и т.д. Мужество у человека, не обладающего сильным характером, может проявляться вспышками. Ни один слабохарактерный человек не в состоянии быть последовательно мужественным.
В перипетиях политической жизни, когда требуется напряжение всех сил, когда приходится идти на честные компромиссы, когда ни одно из выбираемых решений не является вполне удовлетворительным и не всегда ясно, какой путь правильный, мужество редко проявляется в простой форме. Даже великие люди не всегда с уверенностью могут сказать, в чём и как следует проявлять мужество. И это притом, что народ в государственных деятелях ценит, прежде всего, характер, а не его интеллект.
Точка зрения, с которой расценивается мужественность поведения политического деятеля, является определяющей в данном вопросе. Так, фанатики, без сомнения, обладают мужеством. В чём же тогда различие между истинным мужеством и мужеством фанатика? Здесь единственным критерием, позволяющим отделить зёрна от плевел, может служить только нравственность мыслей и поступков.
Когда человек убеждён, что поступать вполне определённым образом ему повелевает долг, его действиям не могут помешать ни враждебное большинство взбудораженного общества, ни дисциплинарные рамки его должностных или общественных обязанностей. Это первый вид мужества.
|
Другой вид мужества – это мужество ложного или, по-другому, мужество прелести. Оно может порождаться необузданным темпераментом, что, как правило, делает его абсолютно бесцельным. Спорадические случаи проявления мужества по отдельным незначительным поводам не имеют большого значения. Мужество сыграет большую роль, если будет проявлено во имя большого дела или значительного принципа.
Мало кого трогает и мужество тех, кто одержим духом противоречия. Главным образом, среди нормальных разумных людей речь должна идти о мужестве умных, дальновидных, рассудительных государственных деятелей, стремящихся вести дело по правильному пути. Те, кто обладают таким мужеством, могут даже дистанцироваться от привычного круга общения ради поддержания в критических ситуациях чести нации. Правда, в таком случае они почти однозначно рискуют столкнуться с волной ярости и озлобления тех, во имя будущего кого приносятся все эти жертвы морального плана. Х.Х. Боков непоколебимо уверен, что подобные волны обычно инициируются временщиками, а мужественные государственные руководители, прорицая перспективный ход развития событий, идут на преодоление этих инсинуаций сознательно и без страха.
Примером такой решимости действовать вопреки давлению заблуждающегося большинства может служить позиция самого Хажбикара Бокова, когда от него потребовалось незаурядное мужество всенародно и открыто сказать своему народу правду об антиобщественных проявлениях в Грозном в 1973 году. Ситуация развивалась тогда настолько в критическом направлении, что возникла безотлагательная потребность размежевать народные массы, далёкие от хитросплетений политических интриг, и отщепенцев, рядившихся в маски радетелей за судьбу народа, а по сути стремившихся рассорить вайнахов с братскими народами и противопоставить образ их жизни существовавшим на тот период в стране структурам власти.
|
В целом, же публичные выступления Х.Х. Бокова в пятидесятые-шестидесятые годы XX века позволяют сделать однозначный вывод, что конъюнктурного приспособленчества за ним не наблюдалось. Этого шакальего качества он лишён был по своему рождению и происхождению. По стилю руководства, он с самого начала своей деятельности принадлежал к той категории людей, о которых в кругу вышестояших властителей говорят не иначе, как о “неудобном человеке”. Он всегда был непредсказуем, ибо постоянно выдвигал совершенно нетривиальные предложения, которые несли конструктивное решение существующих проблем и не поддавались измерению мерками личной выгоды и наживы. Так, своей книге «Слово о вайнахах» Хажбикар Боков поместил такое обращение к своим землякам:
«Нам, вайнахам, совершенно нелишне было бы оглянуться и поизучать себя. Надо распознавать собственные болячки и лечить их, не давая им застаревать. Тем более, что при попытке скрыть их, люди всё равно это увидят. Мы, однако, никак не можем избавиться от ложного стыда признания своих недочётов. Чаще пытаемся демонстрировать друг перед другом собственное превосходство, ум, гордость, храбрость и тщательно скрываем недостатки. Если бы среди современных вайнахов всего этого было поменьше, то, кажется, тогда на нашей земле установился бы, наконец, мир, больше было бы чести. Тот, кто действительно любит свой народ, прямо и смело говорит о его достоинствах и промахах. А тот, кому безразлична его судьба, будет умалчивать о пороках, давая им углубляться и, как ржавчина, разъедать душу народа. Нужен зов набата, чтобы разбудить, объединить, настроить и равнодушных на искоренение зла».
Естественно, подобная деятельность Хажбикара Хакяшевича далеко не всем была по нраву, поскольку касалась важнейших аспектов экономики, политики и поведения конкретных персон. Требовалось недюжинное политическое мужество, чтобы правдиво заявлять о нелицеприятных вещах как с высоких трибун в Москве, так и в письменных обращениях к правительству страны. В такие ответственные моменты своей жизни он всегда соизмерял любой свой поступок, любое своё слово с честью и достоинством своего древнего горского рода. Он всегда жил жизнью ингушского народа, бескомпромиссно став на защиту его законных прав. Вся его деятельность была направлена на создание условий реализации счастливого будущего своего народа. При решении конкретных дел этот мудрый человек был движим доселе несбывшимися мечтами и надеждами своих сородичей о светлом будущем Ингушетии.
Без всякой рисовки на публике Х.Х. Боков не единожды поднимал щепетильную национально-территориальную проблему перед органами власти всех уровней, борясь с равнодушием к судьбе своего народа. Его принципиальная позиция в части решения многих вопросов, связанных с жизнью Чечено-Ингушской республики, у многих руководителей не находила понимания, хотя при этом он болел в равной степени и в целом за судьбу России. Так на заседании Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 25 октября 1989 года Хажбикар Хакяшевич, будучи в то время Председателем Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и Заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР, говорил о национальных проблемах страны, давая отпор антинациональным силам:
“При нынешнем ущемлённом положении России в её адрес и в адрес русского народа раздаются обвинения в каком-то привилегированном положении, высокомерии, ограничении прав и свобод других наций.
В России кроме русских проживают почти 25 млн. человек более ста наций. И я, как представитель одной из них, заявляю с этой высокой трибуны, что невозможно, несправедливо упрекать ни Россию, ни русский народ ни в одном из тех грехов.
Гласность породила бурные потоки информации. Но вот пытаешься из этих потоков отобрать то, что помогло бы честно и беспристрастно разобраться в прошлом нашей Родины и начинаешь ужасаться обилию мрачных красок. Следуя за пером иных публицистов, прошлое видишь холодной пустыней, из глубин которой слышны лишь стоны да проклятия. Такой изо дня в день рисуется эпоха наших отцов и дедов.
Прошлое преступно – именно это они пытаются внушить молодёжи, и не всегда безуспешно. Не в этом ли корни крайнего нигилизма, уже осязаемого чувства неприязни между поколениями, моральной деградации и нравственной опустошённости части молодых людей?
Библейские старцы, пророчествуя, предупреждали, что будет время разбрасывать камни, но настанет время и собирать камни. Наши доморощенные ниспровергатели уяснили лишь первую часть мудрости. Они не только завалили камнями прошлое. Теперь с не меньшим рвением занялись настоящим и преуспевают.
В истории многих народов, в том числе и нашего чечено-ингушского народа, есть одна особенная, страшная страница. На 13 мучительных и долгих лет растянулась бесправная высылка, каторжная жизнь. Наши народы, пройдя через все круги ада, потеряв треть своего населения, не потеряли своего человеческого достоинства. Вернулись в свои родные места, сохранив в себе свою традиционную открытость для людей, свою родовую гордость. И главное – благодарность другим народам, особенно русскому, за братское соучастие в его горестной судьбе.
Но рана, нанесённая народу, не перестаёт кровоточить и по сей день, ибо не восстановлена политическая и юридическая справедливость к нему. И я считаю своим долгом и как Председатель Президиума Верховного Совета автономной республики, и как представитель своего чечено-ингушского народа заявить, что Верховный Совет страны мог бы принести официальное извинение чеченцам, ингушам, балкарцам, карачаевцам, калмыкам, немцам Поволжья, крымским татарам, грекам, туркам-месхетинцам, курдам, репрессированным в те годы, за допущенные к ним беззаконие и произвол.
И чечено-ингушский народ надеется на рассмотрение Верховным Советом России обращения недавно прошедшего съезда ингушского народа об образовании его автономии, восстановлении попранных прав, как отмечалось на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС”.
Следует заметить, что выступать с такой авторитетной и ответственной общероссийской трибуны со своим особым мнением, даже на толику отличающемся от общепринятой линии, было, по меньшей мере, не модно. Тем более, когда за спиной выступавшего находились первые руководители страны, от которых зависело дальнейшее нахождение Хажбикара Бокова в такой высокой должности, как Заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР. Но это не могло остановить его: он нёс правду людям, какой бы опасной она для него не была. В период наибольшего всплеска националистических настроений на Северном Кавказе, выступая в 1994 году в Черкесске, он не побоялся воздать должное жителям тех мест, куда были высланы репрессированные народы: «Представим себе, что произошло бы с нашими людьми, если бы в те морозные дни двери домов оказались закрытыми перед нами. А ведь нас представляли предателями Родины, бандитами. Нет. Люди приняли нас по-человечески. Как только могли в тех условиях. И вот та готовность поделиться последним куском хлеба, душевная участливость в нашей судьбе была для нас единственным якорем спасения от уготованной нашим народам гибели. Иначе бы мы потеряли гораздо больше, нежели треть своего населения.
А сколько благородных поступков было совершено русскими, украинцами, казаками, киргизами в защите нас от надругательства и произвола официальных органов власти?! Люди относились к нам как к своим незаслуженно обездоленным братьям. Несправедливость власти не разделила, а, напротив, сблизила, сроднила людей разных национальностей и разной веры. Люди заслонили нас от уготованной кары исчезновения как нации. А ведь мы уже были вычеркнуты из перечня живых. Возьмите трёхтомный энциклопедический словарь, последний том которого вышел в 1955 году. Вы не найдёте в нём ингушей, карачаевцев, калмыков, балкарцев, чеченцев и других репрессированных народов. Будто их вообще не было».
С другой стороны, всестороннее и объективное разъяснение исторической правды о той ситуации в республике, когда в годы Великой Отечественной войны националистические элементы становились на путь предательства и измены Родине, требовало от него также проявления нравственного мужества. Связано это было не только с тем, что люди, возвратившиеся после тринадцатилетней ссылки в свои родные места, встречали упорное противодействие и враждебное отношение со стороны жителей, привезённых из других районов страны и принудительно поселённых в их опустевших родовых домах, на их исконной земле. Нетрудно понять, что всё это, в свою очередь, приводило к зарождению и вызреванию злобы, возникновению ненависти к тем, кто проживал в родных для вернувшихся из высылки людей домах, сёлах и районах. Однако наибольшая угроза, требующая от него нравственной стойкости в своих убеждениях, заключалась в том, что его правдивая информация шла вразрез с пропагандой рвущихся к власти националистов нового времени, поддерживаемых всеми возможными способами мировой закулисой. Предвидя неизбежную конфронтацию с этими прислужниками наднациональных сил Нового Мирового Порядка, Хажбикар Хакяшевич, не смотря ни на что, твёрдо придерживался избранного по велению сердца пути. И нравственная победа оказалась за ним. Так, 25 октября 1991 года, занимая должность заместителя Председателя Госкомнаца, Х.Х. Боков напрямую обратился к Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину со следующими словами: «…Нынешняя ситуация в Чечено-Ингушетии характеризуется полным развалом структур власти, возрастающим напряжением между этническими группами населения и фактической узурпацией власти в республике то одной, то другой национал-карьеристскими группировками.
Политика национал-сепаратистов, направленная на выход из состава РСФСР и в последующем на создание самостоятельного государства, далеко не однозначно воспринимается населением. Уверен, что авантюристический бум вчерашних и сегодняшних «героев» недолговечен, националистический угар, охвативший определённую часть населения, рассеется, и народы осознают, что их будущее – в семье российских народов».
Прошедшее время показало правильность его позиции, ибо только отчётливое понимание горскими народами, особенно молодым поколением горцев, этой сложной проблемы способно разоблачить подлые действия националистических элементов. Поэтому, несмотря на то, что это достаточно болезненный процесс, историческая правда обо всех сторонах недавнего прошлого ингушского народа должна быть восстановлена и всеми доступными способами доведена до всего населения республики. Это подорвёт действия националистов, этих беспринципных легионеров Нового Мирового Порядка, рядящихся сегодня в личину радетелей народной судьбы и усиленно спекулирующих на вопросе высылки и реабилитации репрессированных народов.
ХРАНИТЕЛИ ЖИВОЙ ПАМЯТИ
Индикатором жизнестойкости народа служит наличие в его среде носителей Живой Памяти этого народа. У каждого народа, как правило, существует в летописных или любых иных формах материальной фиксации в предостаточном объёме масса запротоколированных, купированных, отредактированных, мифологизированных, художественно обработанных, фальсифицированных исторических свидетельств о событиях, произошедших в глубине веков с этим народом. Эти, так называемые, “исходники” официальной истории объективно проверить не представляется возможным. А посему такая умело “препарированная” история, насыщенная имплантированными в её летописный свод вымышленными легендами и мифами документального характера, служит надёжным идеологическим обоснованием действиям современных заправил скрытного управления человечеством.
Обычно подложные исторические документы, свидетельствующие о якобы происходивших в прошлом событиях, что приводит к искажению в заданном ракурсе исторической реальности, находятся в прекрасном состоянии с точки зрения их сохранности и легко доступны для специалистов и историков-любителей. С другой стороны, замечено, что любые документальные свидетельства, проливающие свет Истины на прошлое наций и народов в трактовке, отличающейся от детерминированной позиции официальной исторической науки, верно служащей незыблемости статуса власть имущих, самыми невероятными способами физически исчезают из поля зрения исследователей.
То в каком-то хранилище случается пожар или затопление водой, в результате чего, к примеру, бесценные ветхие манускрипты банально уничтожаются. То материальные свидетельства истории в результате бросающейся в глаза безответственности ответственных за их сохранность лиц похищают неизвестные поклонники старины. То они утрачиваются при транспортировке на какую-нибудь выставку или арестовываются по смехотворным причинам, чтобы затем быть проданными с аукциона в счёт погашения долгов…
В особых случаях, по неизвестным причинам их по указанию не имеющих на то права чиновников изымают из списка общего доступа и переводят на режим “спецхрана”.
Короче, в то время как реальные свидетельства инспирированности общепринятой исторической канвы усиленно выводятся за рамки исследовательских изысканий современных и будущих историков, происходит неприкрытое массированное навязывание мировой общественности “доказательной” базы фиктивной истории народов. Повсеместное сокрытие и варварское уничтожение фактологических источников подлинной истории, которую уже мало кто знает и уж точно не изучают в школах и институтах, сопровождает мощный процесс массового подлога свидетельствами мнимой истории.
Всё происходящее – зримое подтверждение закулисного манипулирования человечеством посредством подмены исторических фактов реально происходивших на Земле событий с целью инициации ложных тенденций общественного развития человечества. Ретроспективный анализ этих искусственно выведенных “исторических закономерностей” земной цивилизации однозначно констатирует их губительный итог для людей.
Якобы объективно обоснованная на основе лжеистории человечества перспектива развития рода человеческого, на самом деле, ведёт не к расцвету, а к деградации и депопуляции больших и малых наций и народностей.
Кому это нужно? Кто стоит за кулисами грандиозной работы по фальсификации всеобщей истории землян? Каковы истинные цели этих тайных манипуляторов?
Ответы на эти вопросы станут понятными любому человеку, у которого ещё не окончательно подавлена способность к критическому мышлению, в результате ответа на простой вопрос: “Каким силам необходимо освободить жизненное пространство Земли от людей, запустив маховик их самоуничтожения в соответствии с принудительно навязанной им идеологической концепцией разрушения земной цивилизации и физического вымирания её носителей?”
Естественно, подобный ход событий может устраивать только нечеловеческие силы, которым вполне подходят для жизни геофизические параметры нашей планеты.
Людей, к примеру, убедили с помощью фальсифицированной истории, что им архетипически свойственно решать свои проблемы исключительно с помощью силы (драки, войны, геноцид, расизм…). Тем самым был сформирован культ сильного, поклонением которому сильнейшие оправдывают своё насилие как в бытовых обстоятельствах, так и на межгосударственном уровне над более слабыми. И люди стали истреблять друг друга в больших и малых количествах с непоколебимой уверенностью в том, что и их древние предки решали свои проблемы только с позиции силы, при каждом удобном случае обильно поливая человеческой кровушкой нашу землю-матушку.
Так действует на практике вид оружия массового поражения, которое современными патриотами Земли классифицировано как “фактологическое оружие”. Противодействовать ему крайне сложно, поскольку максимальное разрушение поражаемого им объекта (в данном случае под объектом поражения подразумевается всё человечество Земли) происходит спустя сотни лет в земном летоисчислении. Мировоззрение, наука, идеология, культура, традиции и быт, сложившиеся на основании ложных посылок истории древних времён, практически невозможно быстро переиначить в обозримые исторические сроки. Да и сами ложные исторические факты, события и убеждения абсолютно нереально ликвидировать в полном объёме из информационного поля человеческой цивилизации. Хотя даже 20%-ная зачистка официальной истории от ложных наслоений могла бы считаться выдающимся достижением правдоискателей.
Особенно сложна попытка прояснения исторической правды на внутрисистемном уровне, то есть когда за такую сверхзадачу берутся какие-то представители земного человечества. Как правило, в лучшем для них случае они подвергаются жесточайшей обструкции со стороны своих же соплеменников. А вот, к примеру, желание Михайло Ломоносова хотя бы частичного восстановления истории русского народа стоило ему жизни. В данном случае вполне уместна народная мудрость: “Нет пророка в своём отечестве”.
Если же говорить о противодействии землян фактологическому оружию с опорой на внутренние резервы, то каждому землянину, для которого не безразлична судьба людей на планете и, в частности, будущее его рода, следует помнить о наличии у земных народов, даже у самых немногочисленных народностей и этнических групп, хранителей Живой Памяти истории, включающей в себя подлинные события, происходившие с людьми в данном месте с древнейших времён вплоть до наших дней. Эти ведуны, носители устного Предания, по эстафете получают бесценные крупицы знаний о временах и людях, оставивших весомый след в истории, от более старших представителей ведического братства мировых служителей. Изначальная ведическая цивилизация землян, сохранившаяся в неявном виде повсеместно на Земном Шаре вопреки всем мыслимым и немыслимым ударам по её основам, избирает из всего многообразия рода человеческого для подобного служения таких людей, которые наименее подверглись духовному разложению и которые абсолютно устойчивы к самоубийственным идеологическим установкам, привитыми человечеству в стародавние времена представителями неземной формы жизни.
Хранители Живой Памяти истории человечества вынуждены жить двойной жизнью. Ни по своему внешнему облику, ни по своему поведению в обществе они практически неотличимы от обычных людей. Но наедине с собой они преображаются в былинных ведунов, каждый день развивающих устное Предание, добавляя к нему события текущего времени. Кроме того, каждый из них в постоянном режиме передаёт Предание новоизбранным служителям, призванным пронести его сквозь всю свою физическую жизнь и достоверно передать его следующему поколению служителей.
Любой человек, чистый помыслами и приверженный высокой морали, может получить интересующую его реальную историческую фактологию. Если эти знания необходимы ему для созидательных целей во благо человека Земли, он обретёт эти знания. Хранители Живой Истории найдут способ передачи ему этих знаний в привычной для него форме. Находить таких людей, которые способны употреблять полученное сокровенное знание во имя добра, не позволяя Мировому Злу в очередной раз очернить полученные сведения, – входит в круг обязанностей Хранителей-ведунов. Как они определяют таких людей – это их тайна. Главное в таком действе – результат: если необходима подлинная, а не фальсифицированная история, любой разумный землянин может быть приобщён к ней.
Рано или поздно Истина восторжествует, и все стороны жизни землян будут приведены в полное соответствие с укладом ведической цивилизации Земли. В проявлении духовного и культурного достояния народа Ингушетии также неоценима роль Хранителей Живой Памяти истории, к числу которых относится и Х.Х. Боков, всей своей жизнью вершащий великий духовный подвиг во имя счастья людей.
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА – СВЯЩЕННА
Боль и тревога за судьбу своего народа помноженные на богатый опыт прожитых лет никогда не позволяли Хажбикару Хакяшевичу воздерживаться от болезненных для многих экскурсов в далёкое прошлое, от обнародования малоизвестных страниц драматической истории свободолюбивого вайнахского народа, его уникальной культуры, традиций и обычаев. Объяснения для забвения прошлого нашлись бы вполне основательные. К примеру, можно было прикрыться обилием каждодневных дел, связанных с судьбами конкретных людей. Тем более, что судьба почти каждого чеченца и ингуша – драма, переходящая в трагедию. Так, находясь на посту Председателя Президиума Верховного Совета республики, ему приходилось распутывать самые сложные персональные и групповые конфликты, быть, так сказать, нравственным судьёй, мирить непримиримых, защищать обиженных. Преданность подлинным интересам своего народа и страны в целом помноженные на недюжинный талант руководителя позволяли ему искусно переводить в конструктивное русло энергию взбудораженной людской массы, порой, доведённой до крайней точки кипения по причине грубого административного произвола других руководителей республики. Его же стиль – искусство разумного руководства, основанном не на принципах административно-материального пресса, а на Слове, умном слове, находящем отклик в душах людей. Чтобы управлять людьми, надо быть, прежде всего, знатоком человеческих душ, быть широко образованным человеком. Повелительный тон в работе вообще, а тем более в воспитании, в разборе межнациональных конфликтов, просто неприемлем, а, по сути, - вреден. В этих крайне щепетильных вопросах учить людей необходимо на личном примере преданности своей Родине, своему народу, заветам предков.
Но чтобы люди доверяли человеку, его душа должна вмещать в себя живую память своего рода-племени. Поэтому Хажбикар Боков, честно относясь к прошлому своих отцов и дедов, к их жизни и деяниям, считал своим моральным долгом не позволять многочисленным приспособленцам замалчивать трагическое прошлое вайнахов, ясно понимая, что без пристального взгляда в прошлое едва ли возможно понять настоящее и, тем более, прогнозировать будущее. Вне зависимости от того, понравится или нет кому-то историческая правда, он в своих частых выступлениях, вооружившись архивными материалами, воспоминаниями живых свидетелей вкупе со своими личными наблюдениями, рассказывал своим многочисленным слушателям о прошлом вайнахского народа, о его трагедиях, об их внутренней подоплёке. Выступал всегда честно, мужественно повествуя о трагической судьбе народов, изгнанных со своей земли и лишённых самых элементарных гражданских прав.
Да и как можно было молчать о том недавнем времени, живым очевидцем которого был сам. Был свидетелем трагической судьбы ингушского народа, который в числе одиннадцати других, был сослан, как определялось Указом Президиума Верховного Совета СССР, “в отдалённые восточные районы страны… без права возвращения к прежнему месту жительства”, то есть навечно. Эти народы, подвергшись репрессиям и выселению, в соответствии с официальными государственными актами были лишены своих национально-территориальных образований, которые были зафиксированы в Конституции.
Высланные народы были обречены на жесточайшие муки и страдания, на деградацию и национальное исчезновение. Однако ничто не могло сломить волю репрессированных народов к жизни. Никакие тяготы и лишения не могли заставить их опуститься на колени, даже несмотря на то, что голод, неприспособленность к суровым климатическим условиям, неведомые для южан сибирские морозы, массовые эпидемии за первые три года высылки оборвали жизнь более ста тысячам его земляков, что превышало треть их общей численности на момент высылки. Народы вернулись в отчие края, не поддавшись озлоблению и сохранив свои честь и достоинство.
И в таком служении своему народу, не впавшему в чувство уныния и безнадежности, не покорившемуся горестной судьбе, вернувшемуся к родным местам гордым и непокорённым, Хажбикар Боков видел исполнение своего долга перед памятью народной, нравственной обязанности перед людьми всех национальностей, сохраняющих в памяти и передающих из поколения в поколение воспоминания и рассказы о тех мучениях и страданиях, которые выпали на долю людей во время высылки.