В ненастный и холодный день 1 глава




ПОСЛАННИК МУДРЫЙ ГОР КАВКАЗСКИХ

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

 

1. Покаяние творчеством

2. Слово о Кавказе

3. Явление мудреца

4. Ведающий жизнь философ

5. Ода Волку

6. Белый Волк в структурах власти

7. Совершенная мудрость правителя

8. Совершенство мудрости во славу горского рода

9. Хранители живой памяти

10. Живая память народа – священна

11. Новый мировой порядок

12. Щупальца нового мирового порядка на Кавказе

13. Духовное братство

14. Истоки нравственной чистоты

15. Проявление человечности в человеке

16. Воитель с нечистью

17. Звёздное одиночество провидца

18. Дешёвый блеск примитивизма

19. Искусство компромисса – удел одарённых людей

20. Власть беззакония

21. Возмущение духа

22. Послание потомкам

23. Нашествие «новых кочевников»

24. Научные исследования

25. Трансмутация космополитизма

26. Русские. Кто они?

27. Миссия народов России

28. Изучение комплексных проблем национальной политики – веление времени

29. Укоренённость народов

30. «Новые кочевники» советского производства

31. Пришло время защищать русских

32. Тактика и стратегия центра мировой власти

33. Биотропное оружие

34. Всемирная кабала тайных мировых старшин

35. Имя им – легион

36. Ползучая экспансия номадов

37. Обращение вайнахов в «новые кочевники»

38. Национализм – оружие массового поражения из арсенала легионеров

39. Народное самоуправление

40. Творчество души

41. Сердечность слов

42. Благая весть

Глубок и чист родник незамутнённый

Сверкает мудростью души в глазах

Прошедших жизни путь уединённый,

Раскрепощая спящий дух в сердцах.

 

 

Предисловие

 

Вайнахский народ гордится своими великими мыслителями, среди которых особо выделяются Сугаин-Мулла, Эльдарханов, Шерипов, Ахриев, Гарданов, Алимитаев. И в этой череде горцев, которые, свято исполняя заветы предков, жили и творили в традиционной народной среде, блистая своей энциклопедической образованностью и глубоким умом, звучит чистым тоном и имя самобытного ингушского философа, государственного деятеля, учёного, писателя и публициста Бокова Хажбикара Хакяшевича. Имя этого выдающегося человека стало известным в противовес, казалось бы, принципиальной невозможности во времена господства усреднённого мышления государственных и партийных работников появления среди них одарённого и талантливого руководителя, твёрдо придерживающегося принципов человечности во всех своих поступках, в мыслях и мечтах. Личным примером он везде и всюду утверждал приоритет нравственности над расхожим штампом окрашивания личности в цвета занимаемой человеком должности. Такие должностные личности, разукрашенные в инструктивную палитру, не понимали глубокого смысла его слов. Его взвешенная позиция по самым щепетильным вопросам часто просто тонула в визге, поднятом презренными шакалами, кликушествующими самое мерзкое развитие событий…

 

ПОКАЯНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

 

Всегда и везде люди что-то производили или что-либо выполняли. Их усилия, естественно, в корне отличны по различным степеням исполнительского качества, оригинальности и талантливости. Но какими бы не были результаты людских деяний, все они могут быть разделены на две неравные части – на творческие произведения и на нетворческую работу. Всё зависит от человека, от состояния его души, от осознания им своего предназначения в жизни.

 

Испокон веков не прекращаются жаркие споры о движущей силе человеческого творчества. Чем только не пытались обосновать творческий процесс! Проистекание его выводили и из материальной выгоды, и из стремления к блеску популярности, и из жажды власти, и из мессианства, и из психического расстройства, и из интеллектуального хулиганства, и из одержимости бесами, и из...

 

Многие, очень многие позиции в этом вопросе может примирить такой всеобъемлющий критерий истинного творчества, как исповедь перед людьми, являющейся предтечей покаяния.

 

И в самом деле, все мы знаем, что наиболее талантливые произведения создаются художниками своего дела только тогда, когда они имеют Честь открыть людям душу в своих творениях, когда они обнажают перед всем миром все тайники своего сердца. Именно в этом состоит признак высочайшего нравственного потенциала человека-творца.

 

Что же заставляет того или иного мастера творить? Неподвластная ему тяга к покаянию перед родом человеческим, поскольку в каждом индивидууме творческий человек видит воплощение божественной воли. Если побуждения личности к деятельности не носят покаятельной мотивации, результат такой деятельности не несёт в себе творческого заряда. В лучшем случае – это хорошо отлаженное ремесло: настоящий творец далёк от мыслей о материальном воздаянии своей созидательности. Да и какой мерой можно определить денежную значимость душевных граней человека?! Нет такой мерки.

 

Конечно, многим из числящих себя творческими натурами, мерящим всё и вся в денежном выражении, такой подход к пониманию истинности творчества не понравится, вызовет в среде “заказных творцов” злобные и циничные окрики. Более того, само слово “покаяние” спровоцирует у них приступ бешеной ярости. Но такая реакция ловкачей от искусства околотворческой стряпни легко прогнозируема ввиду того, что выдача низкопробных поделок за мастерские творения – это широко распространенный и высокодоходный вид бизнеса. И эти псевдотворцы крайне не заинтересованы в том, чтобы их вывели на чистую воду. Кстати, проворные дельцы, что стяжают дешёвую публичную славу заслуженных художников, литераторов, журналистов, учёных, архитекторов, строителей, конструкторов, программистов и т.д. и т.п., при жизни процветают в материальном плане. И опять же общеизвестно, что выдающиеся творцы обречены, в основном, на посмертную славу, находясь при жизни в весьма стеснённых обстоятельствах. Шедевры же их сияют светом Истины в веках, олицетворяя собой всю мощь божественной природы человека, а поделки продавшихся Мамоне теряют свою притягательность сразу, как только падают стоимостные показатели их стряпни в угоду денежным мешкам.

 

Душа творческого человека настолько обострённо воспринимает всё несовершенство окружающего мира, все пороки людей, что каждое его произведение заключает в себе покаяние как от него самого, так и от лица всех, кто вошёл в унисон с мыслями и чувствами автора. Поэтому творцы в нашей жизни – это божьи люди, неосознанно жертвующие собой во имя искупления грехов людских, во имя очищения Земли, во имя указания пути к спасению. Подобное осознание смысла творчества для самих авторов, создающих высочайшие по внутренней красоте произведения, по большей части недоступно, ибо в случае достижении подобного осознания такой творец-художник превращается уже в духовного лидера, исполняющего свою миссию другими способами и средствами.

 

Приведённая интерпретация творческого процесса многое расставляет по своим местам. К примеру, становится понятным, почему одни производят что-либо только в силу необходимости при глубоком внутреннем равнодушии, а другие буквально болеют душой, пока не создадут что-то важное для людей. Творить можно и в большом, и в малом. Любое действие человека может быть творческим. И ни один профессиональный цех не в праве монополизировать понятие “творческих работников”. Потому-то люди так чутко различают творческих и равнодушных на любых рабочих местах, будь то на заводе, в поле, в лаборатории, в руководящем кресле или в художественной мастерской.

 

Покаяние – это великий очистительный процесс. Вслед за покаянием человек начинает ощущать себя творческой частицей Вселенной. Он как бы вновь рождается. Это возрождение в Духе. После такого знаменательного события материальное уже принципиально не может доминировать в его жизни. Он становится великой творящей личностью.

 

Всё вышесказанное имеет прямое отношение и к пишущим людям. Писатель, штампующий печатные труды только ради денег, славы и удовлетворения своих амбиций, – бумагомаратель, да и только. Обычно такие писаки – закоренелые циники и снобы, получающие неимоверное удовлетворение от моральных издевательств над описываемыми персонажами. Этим заблудшим душам неведомо творчество. И в мир они несут не очищение от скверны, а наоборот – новую порцию грязи. Ознакомившись с материалами таких бумагомарателей, ощущаешь себя брошенным на дно выгребной ямы. Остаётся только пожалеть этих людишек, мнящих себя великими ассенизаторами, поскольку рано или поздно все те нечистоты, что они выплёскивали на читателей обернутся против них самих. И многие, как это ни печально констатировать, наверняка захлебнутся в вызванных ими же потоках людской мерзости. Поэтому далеко не всё, что печатается, полезно читать. Зрячая душа легко распознаёт незамутнённые источники мудрости в потоке многочисленных печатных изданий, среди которых всегда есть и несущие в себе хаос и разрушение. В зависимости от того, что мы читаем или смотрим по телевизору, происходит очищение или осквернение нашей духовной природы. Каждому – своё.

 

Писательские творения, созданные огнём души мастера пера, буквально светятся радостью помощи ближнему. Они притягивают к себе. Этическая глубина этих животворящих текстов подвигает читателя на неоднократное возвращение к ним. И каждое их новое прочтение даёт ему дополнительные силы на пути самосовершенствования. Через такие откровения многие приходят, наконец, к осознанию себя истинного. Писатель, кающийся перед людьми своим творчеством, помогает и читателям совершить покаяние, тем самым, пробуждая их к новой, духовно богатой жизни. Такой творец – это призванный светлыми силами Мастер Слова!

 

 

Хажбикар Хакяшевич Боков – это блестящий Мастер Слова, поведавший миру о своём родном крае и о мужественном вайнахском народе, испокон веков проживающем на этой священной земле. От него потребовалось проявление большого личного мужества для сохранения в своих творениях непорочной чистоты заветов предков, из глубины веков остерегающих вайнахов от гибельных для них жизненных путей. Слова этого признанного Мастера возжигали и продолжают возжигать огонь сердец у чистых в своих помыслах людей вне зависимости от их национальной принадлежности. В современные времена межцивилизационных и межнациональных столкновений таких светлых творческих людей стремится поглотить в своём чреве толпа беспринципных стяжателей власти и денег. В связи с этим деяния богоблагословенных Мастеров Слова становятся во сто крат ценнее как для каждого отдельно взятого человека, так и для всего земного человечества.

 

Давайте же и мы с Вами, глубокоуважаемый читатель, припадём к этому животворящему источнику, каковым является творчество этого великого человека.

 

СЛОВО О КАВКАЗЕ

 

Ингушетия, родина Хажбикара Хакяшевича, привольно раскинулась на северных склонах Большого Кавказского хребта. А родное его село, Сагопши, находится на стыке четырёх национальных республик – Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. В целом же Северный Кавказ – это уникальный и самый многонациональный регион России. Здесь, на сравнительно небольшом пространстве бывшего Терского края Российской империи, проживает столько разноязычных народов, что вся Западная Европа на стольких языках не разговаривает. Свыше 70 национальностей насчитывается в Северо-Кавказских субъектах Российской Федерации. Именно поэтому анализ межнациональных отношений на Северном Кавказе показателен и для любого российского региона.

 

В основном народы Северного Кавказа вошли в состав России к концу XYIII века. Завершился этот долгий противоречивый процесс только к середине XIX века. Смыкание территорий России и Северного Кавказа явилось результатом добровольного принятия российского покровительства северокавказскими народами во главе с их феодальными и родоплеменными владетелями, войн с Османской империей и колониальных войн царизма.

 

Многие десятилетия Северный Кавказ жил как бы на обочине истории. Революционные взрывы, сотрясавшие Россию, глохли в его предгорьях. Многоязычные и разноплеменные народы этих мест жили своей жизнью, освящённой религией и подчинённой вековым родовым традициям. Родовая рознь мешала сплочению этносов в прочное единство, рвала на части единую душу народа, а экономическая отсталость и духовная обворованность обрекали его на обездоленность.

 

Горские народы с их могучими духовными возможностями и самобытной культурой находились под двойным гнётом – собственной феодально-родовой верхушки и царского самодержавия. В те времена из каждых ста чеченцев и ингушей лишь двое были грамотны. Безземелье, скудное питание, тяжёлые бытовые условия при полном отсутствии влияния достижений научно-технического прогресса – вот что было характерно для жизни горских народов. Подобное положение дел не могло не породить недоверие и конфликты как между горскими народами, так и между ними и русским населением Предкавказья и Северного Кавказа.

 

Непросто, в сложных и грозных противоречиях утверждалась новая жизнь народов на Северном Кавказе. Сказывалось и яростное сопротивление старейшин их родов, духовенства различных конфессий. На все происходящие события влияла и сдержанная настороженность крестьянских масс, соблюдавших традиционный образ жизни и не понимавших сути нахлынувших перемен, памятуя о ещё недавно существовавшем Имамате, независимость которого отчаянно отстаивало большинство населения региона. Перипетии гражданской войны на Северном Кавказе, кипящий котёл межнациональных противоречий, застаревшие обиды и новые несправедливости – всё это накладывало свою печать на сложные узоры межнациональных отношений.

 

Процесс строительства новой жизни здесь был исполнен драматическими событиями. Помимо общих обстоятельств, широко освещённых историками и публицистами, осложнения происходили и в результате вспыхивавших на Северном Кавказе очагов вооружённого уголовно-политического бандитизма, опиравшегося на реакционные моменты в религиозно-родовых устоях жизни горцев. Пробуждение народов Северного Кавказа, обретение ими интернационалистского сознания шло тяжело, избавление от религиозно-родовых догм давалось с большим трудом.

 

Говоря о народах Северного Кавказа, всегда следует помнить и об одной специфической особенности их духовной жизни. В представлениях ингушей, чеченцев, даргинцев, балкарцев и других горских этносов мир начинался и кончался в пределах кавказского предгорья. Эта этническая ограниченность являлась результатом истории этих народов и была связана с тем, что проистекавшие за пределами Кавказа явления жизни в прошлом приносили горцам одни только беды и поэтому были чужды их миропониманию. В сознании большинства горцев цепко держалось передаваемое из поколения в поколение недоверие к инородцам. Вековая стена феодально-родовых установлений питала настроения национальной обособленности, мешала формированию широты воззрения на окружающий мир.

 

Без учёта этой особенности очень сложно понять поведение людей этого края. Тем более вредно пытаться внедрять в их среду различные штампы и шаблоны межнациональных взаимоотношений. Там, где речь идёт о судьбе нации, нужно быть предельно внимательным и осторожным, бережно подходить к экономической, социальной, культурной и духовной сфере жизни народа. В любом случае эмоции – никудышный советчик в вопросах национальной политики. Нельзя допускать ни в какой форме противопоставления одной части народа другой, вбивания клиньев в его единство и неделимость, под каким бы благовидным предлогом это не подавалось, какими бы высокими авторитетами это не было освящено. Поэтому-то левацкие заскоки в государственной национальной политике времён Советского Союза, заражённость имперскими убеждениями ряда руководящих работников, присылавшихся на Северный Кавказ по партийной линии из других регионов страны, не позволяли правильно подходить к разрешению существовавших здесь национальных коллизий. Вся история нашей страны, с её изгибами и катаклизмами, с поворотом к НЭПу, свершениями, муками и потерями коллективизации, с насаждением общечеловеческих ценностей потребительского общества даже в патриархальных уголках Северного Кавказа, весьма своеобразно отразилась на процессе становления интернационалистского сознания населения региона.

 

При советской власти народы Северного Кавказа обрели различную форму административно-политической самоидентичности: Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия – в форме дуальных автономий; Дагестан – в форме полиэтнической автономии, Осетия – в форме однородной автономии. В результате, в регионе возникло современное промышленное производство, развитое земледелие, производительное животноводство, расцвела народная культура, была создана система образования, включая высшие учебные заведения, окрепла сеть научных учреждений.

 

Репрессии тридцатых годов не прошли мимо Северного Кавказа, унеся жизни почти всей народившейся национальной интеллигенции, множества честных рабочих и крестьян. Трагедия позорной высылки, постигшая несколько народов Северного Кавказа, обрекла их на длительное прозябание в качестве «спецпереселенцев», перекрыв возможности приобщения к культуре и сохранения национальной самобытности. Это вдохнуло новые силы в жизнь народов этого края.

 

Лишь через 13 лет около миллиона высланных вновь смогли вернуться на свою родину. Началась трудная работа по возрождению национальной жизни вайнахов, возвращению их из небытия. Все последующие после этого годы были исполнены двуединым процессом нарастания интернационализации жизни и сознания людей, а также развёртывания их национальной жизни и сознания с опорой на прогрессивные исторические традиции.

 

Понятно, что общие для всей страны негативные процессы той полосы развития, которая получила название «эпоха застоя и упущенных возможностей», имели место и на Северном Кавказе. С ними были связаны и обострения в сфере национальных отношений, эксцессы на этой почве в Чечено-Ингушетии и Осетии, гальванизация националистических настроений и устойчивое равнодушие к реальным национальным проблемам.

 

Умаление национальной культуры одновременно с её односторонним выпячиванием, к сожалению, происходит и в настоящее время. Эти явления не ушли в прошлое – они и сегодня провоцируют людей на низкие поступки, недостойные звания человека.

 

Разрядке обострённой обстановки в плане национальных отношений на Северном Кавказе мешает целый ряд специфических проблем, длительное время не решаемых ни на региональном уровне, ни на федеральном.

 

В первую очередь, к таким проблемам относится историческая память народов о кавказских войнах царской империи XIX века. Люди помнят, что города Грозный, Сочи, Туапсе, Владикавказ и ряд других возникли в качестве военных фортов Кавказской линии. Конечно, апелляция к глубинам истории при выяснении межнациональных коллизий не всегда оправдана: за столетия иными становятся и сами этносы, и характер их отношений. Ясно, например, что на поле Куликовом сходились в сече русские и татары совсем других кровей и миропонимания. И те, и другие сегодня совсем иные. То, что в прошлом все «дрались» за место под Солнцем, – не является основанием для того, чтобы лелеять древние обиды. И всё же игнорировать историю нельзя – иначе она повторится на новом своём витке, что уже нашло своё подтверждение в болезненных событиях недавнего прошлого, связанных со «спецпереселением» народов, обвинённых в измене и предательстве.

 

Прошлое коренных северокавказских народов не знает сколько-нибудь серьёзных столкновений между ними. Дьявольская политика выборочной высылки отдельных народов этого региона страны, наряду с протестом против унижающих их достоинство действий властей в прошлом, проложила межу отчуждения и вражды в целом между населением Северного Кавказа. Чураться друг друга стали, к примеру, аварцы, лакцы и чеченцы-акинцы, ингуши и осетины, балкарцы и кабардинцы, карачаевцы и черкесы. Возникшее напряжение между людьми усиливалось тем, что в установленном Законом порядке государственные правовые акты о необоснованном обвинении высланных народов в измене Родине не были своевременно отменены, что означало существование до последнего времени законодательного подтверждения несправедливости по отношению к репрессированным народам. Не способствуют оздоровлению возникшей межнациональной розни и морально-психологические факторы, связанные с тем, что, например, кабардинцы не испытали горькой судьбы балкарцев, ходя жили с ними в одной автономной республике, на одной земле. То же самое относится и к черкесам, которые в отличие от карачаевцев избежали адских мук голодного мора и унижений.

 

Все годы, прошедшие после высылки, репрессированные народы ждали от советского государства, его правительства извинений за политику геноцида по отношению к ним. Но ответственный за геноцид государственный строй советской системы власти ушёл с политической арены, так и не пожелав извиниться.

 

Другая группа проблем – серьёзные ошибки в аграрной политике, массовое безрассудное сселение горцев с «гор на плоскость», резко нарушившее привычную для них среду обитания, традиционную технологию земледелия и животноводства, природный компонент национальной культуры.

 

Следующую важнейшую группу проблем составляют необычайно стойкие и живучие в народной среде проявления реликтов родоплеменных отношений, что пестует в людях стремление к национальной замкнутости. Вайнахские тейпы и аналогичные им структуры у других горских народов подчас оказываются более действенными регуляторами жизнеотправления людей, чем различные государственные или общественные организации.

 

К последней группе вплотную примыкают такие характерные для Северного Кавказа явления, как напряжённая демографическая ситуация, набирающие неодолимую силу миграционные потоки, порождённые избыточностью трудовых ресурсов.

 

Весь приведённый сгусток проблем, блестяще описанных Хажбикаром Боковым в своих произведениях, позволяет утверждать, что Северный Кавказ в данное время представляет собой вулкан, таящий в себе колоссальный заряд разрушительной силы. И только людям с особой жизненной миссией миротворцев доступна возможность трансформации накопленной в этом регионе энергии разрушения в энергию созидания. В жизни Х.Х. Бокова именно эта миссия миротворца с раннего возраста стала судьбоносной.

 

 

ЯВЛЕНИЕ МУДРЕЦА

 

Предотвратить или остановить извержение вулкана межнациональных противоречий на Северном Кавказе способны только люди, отмеченные божественной печатью высокой мудрости. Таких мудрецов немного на земле, и среди популистских политиканов искать их бесполезно. Как правило, современники не только не понимают таких великих людей, не принимают их мудрые наставления, но и под влиянием сатанинских сил гонят этих провидцев от себя, бросая камни им вослед.

 

Когда же разразится беда, грозящая уничтожением целых народов, эти рьяные гонители пророков, которых, как известно, не должно быть в своём отечестве, вдруг вспоминают об этих мудрецах как о последней надежде на выживание нации, умоляя о прощении за напавшую на них духовную слепоту и призывая стать во главе движения народного возрождения.

 

…Главное, чтобы прозрение людское не было слишком запоздалым и из-за пазух были выброшены все камни.

 

Теперь и для вайнахского народа, вовлечённого не по своей воле в водоворот смутных времён, пришла пора чёткого осознания угрозы потери своей национальной идентичности и признания истинности пророческих наставлений своих мудрецов, легкомысленно отвергнутых им в период эйфории «суверенизации». Если люди смогут прозреть в своих вчерашних заблуждениях, то тогда такие высокомудрые люди, как Хажбикар Хакяшевич Боков, плоть от плоти ингушского народа, во всеоружии своего творческого потенциала и жизненного опыта выведут их на магистральную дорогу процветания и благоденствия. Разумные люди знают о силе мудрецов, апеллируя к ним в трудные для народов времена. Главный редактор казанского журнала «Чаян» Рашид Закиев в послании к Х.Х. Бокову отразил в концентрированном виде народные чаяния проявления мудрости правителей: «Дорогой Хажбикар Хакяшевич! Ваша многогранная научная деятельность, талант писателя и журналиста служили и служат добрым отношениям народов России. Молимся, чтобы в эти тревожные дни политики прислушивались к советам таких мудрых людей, как Вы ».

 

Мало их – наделённых от рождения мудростью души. Однако великий промысел жизни, часто непостижимый для обыденного ума, в критические моменты истории являет людям таких мудрецов. Не часто такое явление случается. Среди чванливых приобретателей земных богатств терниста дорога мудрых жизнью людей – этих предстоятелей пред вечностью за род людской… Но они идут, ступая по терниям, падая, разбиваясь, калечась, погибая. Верность завету жизни выше всех невзгод и испытаний. Ибо дух их крепок и помыслы чисты. Следующие за ними идут уже по торному пути. Так было всегда у всех народов. Так будет и впредь. Иначе жизнь прекратится, и погибель обрушится на незрячих в мудрости людей.

 

В любые смутные времена в обществе, потерявшем ориентиры своего развития, всегда будируется вопрос о доминантной национальности, способной выдвинуть мыслителя, чей пророческий взор сквозь времена и событийный хаос сможет определить единственно верное направление развития человеческого сообщества. Почему-то большинство уверено в том, что мыслители такого масштаба могут выйти исключительно из рядов наиболее массовой части народонаселения страны, переживающей смуту нравов, мыслей и деяний.

 

Толпа напряжённо высматривает внутри себя вожделенного Данко, без колебаний готового вырвать из своей груди сердце, дабы осветить путь слепым. Горлопан, авантюрист, витийствующий перед телекамерами, солдафон, бросающий в толпу рубленные командные фразы, короче, любой слегка выделяющийся на общем сером фоне член этой толпы заставляет млеть нищих духом сердца: “Ура! Вот, ОН! Мы дождались пророка! Мы все воедино пойдём туда, куда будет направлен его указующий перст. – А Он ли это? – Да, Он! Он! Бежим скорей за ним!”. Никчёмные людишки, влекомые всего лишь непомерной гордыней да жадностью к властному пирогу, споро надуваются и быстро сдуваются – на роль Данко пустозвоны и властолюбцы не только не способны, но и панически боятся её.

 

Вот и очередной “мыльный пузырь” из политического бомонда лопнул, завравшись вконец… А толпа уже вожделеет нового “халифа на час”. Глупость толпы уже стала притчей во языцех. Против этой закономерности бессильны доводы разума.

 

Но есть и другая закономерность, гласящая о том, что мудрецы чураются толпы с её нескончаемой суетой и чрезмерными потребительскими запросами. Разумеющие знают, где искать мудрых людей. Хочешь узнать их – направь свою мысль в места уединённые, ощути необыкновенную мощь духа в человеке, не подчиняющемуся логике толпы, окинь взором беспристрастным деяния вроде бы обычного человека, которых хватило бы на несколько жизней рвущихся к власти новых вождей с гнилой душонкой. Да, мудрецы, на которых держится жизнь, часто находятся рядом, не узнанные массой, глаза которой застит примитивный типаж с квадратным подбородком, мясистым торсом и линейным мышлением. Пред истинной мудростью человека не грех склониться в почтительном поклоне любому человеку Земли вне зависимости от его национальности. И это правильно, поскольку и глупость человеческая также не имеет национальности.

 

И многие из мудрецов, появляясь как бы неожиданно на общественном небосклоне часто из самых отдалённых поселений и представляя в своём лице немногочисленные народы, на нашей исторической памяти способствовали спасению от уничтожения и неизмеримо более многочисленные этносы.

 

Мудрец божьей милостью, доктор философских наук Х.Х. Боков, в смутные времена последней четверти ХХ века своими научными изысканиями способствовал возрождению прерванной в силу трагических обстоятельств традиции философствования на злободневные темы национальной культуры, существовавшей в общественной мысли России ещё с XIX века. Сейчас труды выдающихся мыслителей прошлого, которые в своё время были подвергнуты обструкции идеологическим штабом компартии, стали доступны широким массам населения страны. После десятилетий забвения из небытия, искусственно устроенного трибунами революции, к нам возвратилось философское наследие по национальной тематике русских, украинских, белорусских, казахских, грузинских, армянских и многих других мыслителей – представителей различных народов нашей страны. В связи с жесточайшим мировоззренческим кризисом современного российского общества всем нам жизненно необходимо освоить и включить в качестве органичной части новой концепции общественного развития страны всё то положительное, что измышлено этими интеллектуалами прошлого.

 

 

ВЕДАЮЩИЙ ЖИЗНЬ ФИЛОСОФ

Отечественная философская мысль во все времена воистину являлась всенародным достоянием, поскольку любому вольнодумающему народу всегда было свойственно философски подходить ко всем перипетиям жизни. Без этого такой народ просто не выжил бы, постоянно подвергаясь на протяжении тысячелетий неимоверным моральным и материальным испытаниям на этническую прочность, на национальную жизнестойкость, на физическое выживание. Исконному родовому обществу помимо отправления традиционных воинских, управленческих и хозяйственных функций, отменно формализованных и отлаженных следованием вековым традициям предков, было крайне необходимо для поддержания здоровой нравственной атмосферы наличие неформальной прослойки, представители которой с позиции традиционного народного миропонимания осмысливали происходящие события и растолковывали суть происходящего другим членам общества. Практически в каждой семье спонтанно выделялась философически одарённая личность. Вольнодумство испокон веков являлось фактически одной из самых характерных национальных особенностей народов, проживающих в России. Так вот, эта национальная черта наших народов зиждилась как раз на таких стихийных мыслителях (ведунах), которых по-гречески принято называть философами. Им довелось на протяжении всех изгибов непростой истории выступать хранителями духа народного. Благодаря этим стяжателям народной мудрости мы имеем сегодня такое богатое духовно-культурное наследие наших предков, которое просто обязывает нас поддерживать глубину, разносторонность и своеобразность осмысления бытия жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: