В ненастный и холодный день 7 глава




Многомудрые учёные понасоздавали всякой всячины, пытаясь насытить страдающее непомерным потребительским аппетитом современное людское сообщество. Просто физически невозможно перечислить все эти ненужные вещи технократической цивилизации. Гений ученых толкает их на все новые и новые изобретения. Инженерный гений толкает общество ко всё большему расширению производства разнообразной продукции. Торгашеский гений подталкивает потребителей все быстрее и быстрее опустошать свои кошельки ради очередной бесполезной безделушки. Ну а инстинкт самосохранения вновь и вновь заставляет безумного человека наших дней заворожено обегать порочный круг добывания денег ради удовлетворения своих биологических потребностей, которые через наркотик агрессивной рекламы подменяются навязчивыми желаниями купить очередную бестолковую вещицу.

 

Интересно, что сказал бы Аристотель, Диоген или Конфуций, глядя на дегенеративное поведение наших современников? Неужели человек вынужден был так долго эволюционно развиваться только лишь для того, чтобы так низко пасть в конце ХХ века? Почему, создавая великолепные образцы бытовой, общественно значимой или военной техники, ни один ученный не сотворил до сих пор аппарат по измерению уровня нравственности человека, печатных публикаций или радиотелевизионных передач? Очевидно, ещё никто не смог "алгеброй поверить гармонию".

 

А как здорово было бы иметь у себя в кармане или в сумочке такой измеритель морального совершенства окружающего пространства! Не приходится сомневаться в том, что все голливудские мазилки, прочно обжившие наш телеэкран, показали бы на таком приборе уровень нравственности, соизмеримый с поведением скорпиона - единственного живого существа, способного смертельно ужалить самого себя. Воистину, примитивизм, запечатанный в блестящую упаковку, становится священным жупелом нашего времени. Ну а, соответственно, символ героя нашего времени - это бездушный, практичный, искушённый, откормленный дегенерат. Дополнительная характеристика такой атавистичной особи, взращенной потребительскими идеалами общества, – умственный уродец с плоскостным сознанием и бинарной логикой.

 

Наверное, думающим (пока ещё) людям противно осознавать свою причастность к обществу двуногих примитивов. Ради выживания человека, как такового, безжалостное время диктует нам жёсткую целевую установку: как можно больше людей должны постараться взглянуть на мир новым взглядом. Взглядом человека, готового ради приближения Золотого Века рода людского, произвести на планете глобальную ассенизацию.

 

Так что же всё-таки нас окружает в повседневной жизни? Построенное кем-то прокрустово ложе нашей жизни. Почему-то поведение человека кем-то жестко детерминировано. Причём, нам разрешили только путь технократического развития, уводящий человека все дальше и дальше от Матери-природы. А кто пытается отойти от навязанного человеку образа жизни, тот сразу становится изгоем общества и на него обрушивается вся мощь общественной защиты некрепких умов основной массы населения от подобного смутьяна.

 

И, тем не менее, Хажбикар Боков вместе с другими служителями Истины видят свой путь в бескорыстном служении народу, выраженном в соборности чистейших душой и открытых сердцем людей. Мало таких служителей, но их с каждым днем становится все больше и больше.

 

Каждый служитель, принося на святоотеческий алтарь крепость своей веры, напрямую способствует изгнанию из мира всякой скверны. Вокруг становится все больше и больше света. Светосознание нравственного человека - меркаба - становится неодолимой крепостью для грязных душой людей, соблазнов тела, стяжательства и прочих примитивных звериных инстинктов безнадежно погрязших в болоте потребительской гонки человечков современности.

 

Зов милосердия не повторяется дважды. После прозрения многие начинают задаваться вопросами: " А что же делать? Где выход? И есть ли он?" Рано или поздно, оставшийся человеком человек находит ответ на эти вопросы, в соответствии со степенью своего нравственного совершенства. Другие же, подвергшиеся жёсткой обработке служками Мамоны, увидев и осознав всю закабалённость людей в цепях примитивизма, противоестественность общественных установок, часто впадают в депрессивное состояние безысходности. Смысл жизни для них исчезает, поскольку они явственно начинают различать в блеске примитивизма, заполоняющего всё пространство жизни цивилизованного общества, отблески пламени "геенны огненной". Помощь людям, услышавшим своим сердцем зов милосердия, никогда не придёт со стороны национал-сепаратистов, низкопробных карьеристов, жадных до власти и денег людишек. Только светоносные люди, дружина Воинов Духа, принадлежащих к роду Белых Волков, способны вывести прозревающих в своём потребительском рабстве людей из тьмы к свету.

 

Уже недалёк час массового осознания вайнахами явления Белого Волка в лице Хажбикара Бокова. Благословенен народ, сумевший идентифицировать Белого Волка в лице конкретного своего сородича. В качестве исторического примера достаточно привести легендарного Шамиля, выдающегося представителя воинства Белых Волков.

 

 

ИСКУССТВО КОМПРОМИССА – УДЕЛ ОДАРЁННЫХ ЛЮДЕЙ

 

Хажбикар Боков, находившийся на различных политических и государственных должностях страны свыше 45 лет, имеет исчерпывающее личное мнение о морально-этических процессах системы российской государственной власти. Умудрённый жизненным опытом, по сути, охватывающем несколько исторических эпох развития страны, он даёт часто крайне нелицеприятные характеристики существующему положению дел во “властном хозяйстве”. Вот лишь некоторые из его высказываний.

 

“Есть строгая закономерность в том, что народ, забывший о мужестве, проявлявшемся в общественной жизни его предками, обычно не требует, чтобы избранные им лидеры обладали этим качеством, и, тем более, не вознаградит их за это, если они вдруг начнут проявлять мужество в своей практической деятельности. Да это, собственно, на руку многим современным представителям властных структур, которые постоянно находятся под давлением теневых сил, лишающих обладателя властных полномочий способности проявлять политическое мужество и заставляющих его пренебрегать велением своей совести, заглушая её голос. Но народ может совершать ошибки и иметь таких правителей, которых он заслуживает.

 

В политической и законодательной деятельности бескомпромиссная линия, основанная на следовании жёстким принципам или прекраснодушным идеалам, обычно приводит к различным общественным коллапсам. Готовность идти на компромисс означает чёткое понимание возможного и невозможного, их диалектическое единство. Политика является такой сферой человеческих взаимоотношений, в которой постоянно приходится выбирать между двумя заранее предполагаемыми ошибками. При демократическом общественном устройстве и федеративном устройстве государственной власти успешная законотворческая деятельность предполагает компромиссность подходов к разрабатываемым законопроектам каждого депутата любого уровня законодательной власти. Всякое законодательство основано на принципе взаимных уступок. Существует даже образное выражение: “Компромисс – это тот цемент, который связывает союз в единое целое”.

 

Пусть тот, кто ставит себя выше человечества, выше его слабостей, его недостатков, его нужд, его потребностей, гордо заявляет: “Я никогда не пойду на компромисс”. Но пусть никто из тех, кто выше слабостей, присущих природе человека, не отвергает компромисса. И тогда для многих станет ясной мудрость людей, посвятивших себя служению тонкому искусству примирения, уравновешивания и истолкования интересов различных сил и политических группировок, искусству, необходимому для сохранения единства своего народа. Время от времени их совесть требует от них большей принципиальности, но разум говорит им, что справедливый или плохой законопроект лучше, чем никакой, и что только путём взаимных уступок, путём компромисса можно добиться позитивных результатов. Время всё расставит на свои места. Некоторые из людей, на которых навесили ярлык беспринципных конформистов, наверняка окажутся мудрыми провидцами, пожертвовавшими своим авторитетом ради счастья своих народов. Всё дело в том, что государственный деятель должен ставить интересы нации выше своих личных интересов и принципов.

 

Однако, компромисс компромиссу – рознь: можно менять политические позиции, но себя нельзя приносить в жертву компромиссу, можно идти на компромиссы по практическим вопросам и никогда по принципиальным. Можно уладить конфликт, не отступаясь от своих идеалов. В этом случае его никак нельзя рассматривать как проявление трусости и отсутствие стойкости. Когда в дело вступает политиканство, разумный компромисс посредством неоправданных уступок превращается из средства законного разрешения конфликтов в способ “плыть по течению”, получая различные земные блага за свою уступчивость. При взаимодействии с людьми во власти всегда необходимо помнить о том, что выдвинувшиеся в руководители люди, подобно артистам, хотят нравиться. Это относится в равной степени и к депутатскому корпусу. Одобрение друзей, товарищей, подчинённых, избирателей и, конечно же, начальства – бальзам души руководящего работника. Мироощущение многих людей в руководящих креслах в большинстве случаев деформировано постоянными мыслями о том, как понадёжнее сохранить за собой руководящую должность.

 

Искусство компромисса помогает многим талантливым руководящим деятелям длительное время осуществлять свою деятельность во имя благих намерений в отношении людей, достояние и уклад жизни которых зависят от успешности действий этих руководителей. Такие руководители думают не только о себе, но и обо всех тех людях, которые способствовали его карьере и, естественно, ждут от него положительных результатов его деятельности. Нередко именно политическое мужество тех, кто идёт на компромиссы, на примирение людей подвергаются самым суровым испытания, когда им приходится бороться с экстремистскими взглядами своего окружения или своих избирателей.

 

В нашей стране только политический деятель или государственный руководитель могут пожертвовать всем, включая карьеру, почести и авторитет, ради благородного принципа во имя и на благо нации. В иных сферах деятельности человек может в рамках закона добиваться личных целей и тем самым способствовать прогрессу всего общества. Адвокатам, бизнесменам, учителям, врачам – всем периодически приходится принимать трудные решения, затрагивающие их совесть, но никто из них это не делает под пристальными взглядами массы людей, подобно людям, занимающим государственные посты.

 

Сегодня политическими деятелями, к сожалению, становятся зачастую серые люди, не очень умные и совершенно непригодные для роли руководителя. Некоторые из них – просто грубые демагоги, другие – нувориши, купившие свой статус за деньги, третьи – ограниченные, тупые, заражённые низкопробными групповыми предрассудками. Карьера их складывается в зависимости от того, насколько им удаётся задабривать, умиротворять, подкупать, совращать, обманывать или иными способами обхаживать тех, от кого зависит карьерный рост. Однако история не простит политиков, смело произносящих звучные фразы националистического толка, не задумываясь при этом над глубинной сущностью происходящего в народной среде. Брошенный же лозунг, высказанная фраза без серьёзного размышления над сутью и последствиями сказанного, может нанести непоправимый ущерб межнациональным отношениям. Чтобы взвешенно подходить к любым провозглашениям, надо очень хорошо разбираться в истории своего народа, его нравах и обычаях. В этом состоит признак политической культуры руководителей в наше взбудораженное, взрывоопасное время.

 

Профессия политического деятеля не является безнравственной – она просто не связана с моралью. Вероятно, самым большим и единственным достижением для человека, обладающего политическим честолюбием, является утончённая способность создавать видимость того, что он что-то сказал, в действительности не говоря ничего. Задача завоевания голосов избирателей – это сугубо практическое дело, в которое недопустимо привносить соображения морали, правды и неправды. При решении вопросов отстаивают не то, что правильно, а то, что пользуется популярностью, пусть даже и отлично от собственных убеждений этого деятеля или реальных фактов.

 

Не все руководящие деятели или депутаты признают, но не многие станут отрицать, что стремление сохраниться в руководящей должности или переизбраться на новый срок депутатом является для них серьёзной помехой проявления профессионального мужества.

 

Самым же важным фактором, лишающим совестливого руководителя, губернатора или депутата способности проявлять политическое мужество в их непосредственной деятельности является давление его сторонников, так или иначе позволивших ему занять должность или избраться. Противостоять им – сложнейшая задача, поскольку в него вложены чьи-то силы и средства, которые надо отрабатывать. Он, может быть, и рад был бы игнорировать их, но не в состоянии это сделать, ибо от них зависит и дальнейшая судьба его карьеры. Решать, в какой момент и по какому вопросу ему следует рисковать карьерой, дано ограниченному кругу прирождённых руководителей.

 

Ведь речь идёт не только о давлении. Здесь нечто большее, поскольку у нас существует федеральная система, нации и национальные территориально-государственные образования. Интересы каждого субъекта (республики, края, области, округа), а также нации сильно отличаются. В обязанности руководителя входит представительство своей республики (нации) в российских органах власти. Поэтому местные интересы, интересы отдельных наций существенным образом влияют на поведение верховодников в дополнение к интересам единого российского государства, деятелями которого они являются одновременно с представительством определённых наций и субъектов федерации.

 

В будущем только очень мужественные люди смогут принимать трудные и непопулярные решения, необходимые для того, чтобы можно было выжить в борьбе с могущественным врагом, имеющим таких лидеров, которым нет нужды считаться с общественным мнением, формируемым ими самими и которые не боятся возмездия при выдвижении на руководящий пост или участвуя в выборах.

 

Современность бросает вызов политическому мужеству руководителей, более серьёзный, чем когда-либо ранее, поскольку им ни на минуту нельзя забывать о том, что ХХ век – это век национализма, способного взорвать любые отстроенные социальные механизмы в любых государствах мира”.

 

В согласии на компромисс, в призывах к примирению, в готовности заменить вражду сотрудничеством выражалось личное мужество Хажбикара Хакяшевича. И нет никакого сомнения, что это было проявление политического мужества.

 

ВЛАСТЬ БЕЗЗАКОНИЯ

 

По воле национал-карьеристских и сепаратистских элементов ещё в начале 1991 года Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР одним из первых в Российской Федерации на своей сессии принял решение о суверенитете автономной республики, по существу – о выходе её из состава России. Этим актом она становилась на один уровень с Россией, но не в России. В результате этого Чечено-Ингушская республика пала жертвой националистических происков местных политиканов, без разбора средств стремившихся к власти, с одной стороны, и недальновидных псевдодемократических манёвров центральных органов власти, с другой стороны.

 

Прибыв в Грозный 21 августа 1991 года по поручению Председателя Совета Министров РСФСР И.С. Силаева, Х.Х. Боков вынужден был констатировать всеобъемлющий коллапс властных структур республики:

 

«Анализ положения в республике показал всю сложность положения здесь, созданную главным образом политической близорукостью, неустойчивостью позиций и нерешительностью многих руководителей республики.

 

Наибольшую активность здесь проявляет так называемый «исполком чеченского национального конгресса». Это объединение ставит перед собой цель свержения правительства Чечено-Ингушетии и захвата власти в свои руки. Его сторонников становится всё больше из-за отсутствия всякого противодействия ему со стороны как законодательных, так и исполнительно-распорядительных органов руководства республики. В результате отсутствия в республике чёткой, устойчивой политики сторонникам «исполкома чеченского национального конгресса» удаётся всё больше нагнетать обстановку в республике, совершать антизаконные действия, в том числе и под благовидным предлогом защиты демократических сил.

 

Расплывчатые, беспринципные позиции многих руководящих работников республики не способствовали направлению в нужное русло деятельности отдельных неформальных объединений и различных групп людей, действительно занимающих правильные позиции. Ныне в республике царят хаос и разногласия. Всё больше разгорается межгрупповая борьба за власть.

 

Не исключено и такое положение, когда различные карьеристские группы попытаются использовать обстановку в своих сепаратистских целях противопоставления нашего народа демократической России.

 

В стойкости, непоколебимости, политическом мужестве, единстве и сплочённости руководства республики как законодательной, так и исполнительной ветвей власти нужно пожелать много лучшего. И со стороны российского центра должно быть соответствующее принципиальное влияние вопреки принятому здесь «суверенитету». «Суверенитет» будет здесь играть разлагающую, пагубную роль для будущего чечено-ингушского народа, для его единства с Россией, в составе которой может быть его дальнейший расцвет во всех отношениях.

 

В республике много проблем, которые не решить без твёрдости, мужества, решительности, непоколебимости руководства республики. Твёрдость позиций без тени колебаний и всяких виляний требуется со стороны всех руководящих работников Чечено-Ингушетии. Им необходимо в этих условиях идти и на определённый риск, чтобы давать решительный отпор тем течениям, которые пытаются, пользуясь сложной обстановкой в республике и в целом по стране, ориентировать чечено-ингушский народ на противопоставление русскому народу и раскол с Россией.

В сложившейся обстановке борьба между различными противоборствующими карьеристскими группировками в целом носит антироссийский характер. В орбиту этой борьбы попадает всё больше и больше людей.

 

Клевета, наговоры, шантаж, угрозы и даже покушения на жизнь принципиальных, преданных делу работников могут принять в республике опасные формы и вызвать необратимый негативный процесс».

 

К великому сожалению, прогноз Хажбикара Хакяшевича полностью оправдался: в дальнейшем в республике были нарушены все Законы, и при безучастном отношении Российского Центра Верховный Совет был насильственно свергнут силами общественной организации, которая привела к власти генерала Дудаева и других его сподвижников. Всё это делалось по воле национал-сепаратистов, которым потворствовал Центр.

 

Фактически в Чечено-Ингушетии был совершён переворот, который, к удивлению многих, не получил правовой оценки ни в Верховном Совете России, ни в Конституционном Суде. Так была разрушена целостность республики. Те силы, которые держали твёрдый ориентир на Россию, были раздроблены. Началось выживание из Чечено-Ингушетии русскоязычных жителей, которые составляли треть населения республики и на которых держалась почти вся её нефтяная и нефтехимическая промышленность. Словом, в результате всей этой псевдодемократической вакханалии с национал-карьеристскими целями Чечено-Ингушетия превратилась в край бесправия и нищеты, где вопросы межнациональных отношений доведены до крайне опасной черты. Кстати, для населения так и осталось непонятной та правовая основа, на которой была ликвидирована Чечено-Ингушская республика с образованием двух отдельных – Чечни и Ингушетии.

 

Власть в Чечне оказалась в руках честолюбивых, но некомпетентных лиц, доведших экономику республики до полного развала. Основная отрасль – нефтехимическая – обанкротилась, поскольку осталась без квалифицированных кадров, покинувших республику в результате шовинистической политики в отношении лиц русской национальности.

 

ВОЗМУЩЕНИЕ ДУХА

 

Пытаясь остановить разрушительные тенденции в республике, Хажбикар Хакяшевич Боков, работая в должности Председателя Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, за четыре года до этих событий совершил волевой поступок мужественного человека, обратясь 15 июля 1987 года с политическим обращением в Политбюро ЦК КПСС через голову своих партийных руководителей. Нужно было свято верить в идеалы добра и справедливости, чувствовать в себе необычайную силу для борьбы со злом, полонившим рядом стоящих товарищей и манипулирующим ими, чтобы решиться на подобный поступок. В обращении многие замалчиваемые факты и процессы смело и недвусмысленно названы своими именами, прямо и честно изложены собственные взгляды на происходящее в республике перерождение партийной и советской элиты. Подобное откровенное послание к верхушке партийно-политического руководства страной по плечу человеку исключительно высокого нравственно-этического строя души.

 

Ниже приводится текст этого обращения, осмысленный в категориях философской образности.

 

“Обстоятельства, побудившие меня обратиться в Политбюро ЦК КПСС, представляются мне настолько серьёзными, что замалчивать нельзя, а разрешить на месте невозможно. Хотя поводом для этой решимости явились вроде бы частные эпизоды из практической жизни. Но, как свидетельствует исторический опыт, провалы в политике и экономике возникают тоже не на пустом месте. Всему есть своя исходная точка, которой не всегда своевременно придаётся должное значение.

 

Один из таких частных эпизодов. Постоянные Комиссии обеих палат Верховного Совета СССР на своём совместном заседании рассмотрели вопрос о практике применения Указа Президиума Верховного Совета СССР “Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов” в Чечено-Ингушской АССР. Обсуждение было обстоятельным, строгим, жёстким, но справедливым и полезным.

 

По возвращении из Москвы я обстоятельно доложил о характере обсуждения и принятом решении Президиуму Верховного Совета АССР с участием членов Правительства и председателей исполкомов районных и городских Советов народных депутатов республики. Было также доложено на обкоме партии. При этом, я считал себя обязанным, опираясь на конкретные примеры и факты, откровенно сказать, что среди населения республики с каждым годом всё более чётко вырисовывается имущественное неравенство, в основе которого не лежит честный труд и справедливое вознаграждение за него, что в республике сформировалась и продолжает почти беспрепятственно развиваться целая социальная прослойка, которая паразитирует на общественном, государственном богатстве, созданном руками честных тружеников. Признаюсь, что я сознательно обострял ситуацию, обнажал корни этого явления, но всё только в пределах существующего положения.

 

Я ожидал, что первый секретарь обкома партии даст соответствующую политическую оценку существующему в республике тревожному положению с сохранностью социалистической собственности, крупным хищениям, рвачеством, тунеядством, что является питательной средой для всякого рода антиобщественных проявлений, в том числе для извлечения нетрудовых доходов и, не в последнюю очередь, для возникновения всяких нездоровых проявлений в межнациональных отношениях. И был не то, что достаточно удивлён, а поражён, когда он только заявил, как бы между прочим, что этими вопросами надо заниматься, хотя, по его заключению, я сгустил краски, драматизировал обстановку. И никто больше не выступил, будто для нас это малозначительный вопрос.

 

Я не сгущал и не драматизировал, но и не упрощал, а говорил горькую правду, как она есть. Не думаю, чтобы руководители республики, бывая в сёлах, не обращали внимания на двухэтажные особняки с подземными гаражами и высокими кирпичными или металлическими заборами. Видели, конечно, может быть, и возмущались, отдавали соответствующие поручения: навести порядок в индивидуальном строительстве. Между тем количество особняков, не вмещающихся ни в какие архитектурные нормы, с каждым годом возрастает. Кому же принадлежат эти особняки? Механизаторам, животноводам, полеводам, агрономам, учителям, то есть тем, кто работает в поле, на ферме, учит детей или охраняет здоровье крестьян? Нет. К сожалению, самый честный и трудолюбивый тракторист или комбайнёр на свои заработанные деньги не сумеет осилить подобного строительства. Хозяевами этих величавых домов в абсолютном большинстве являются или лица, работающие в заготовительных органах, в снабжении, торговле, партийные, ответственные, хозяйственные руководители, или лица, не занятые в общественном производстве.

 

Другой пример. В Чечено-Ингушетии на каждые 12 жителей приходится один легковой автомобиль. Если к оценке этого количественного показателя подойти с позиций чистой статистики, то окажется верным утверждение о заметном повышении материального благосостояния трудящихся. Но вот опять вопрос: каково социальное лицо этой категории людей? И опять-таки большая часть владельцев автомобилей – это не слесарь или токарь завода, не колхозный механизатор или зоотехник, не сельский учитель или врач, то есть не работники непосредственно сферы материального производства, просвещения или здравоохранения. Больше того, владельцами не одной сотни машин являются учащиеся, студенты, не сделавшие и шага в своей трудовой биографии. Необходимо заметить, что значительная часть автомобилей приобретается не в торговой сети, а у частных лиц и по спекулятивным ценам. Получается так, что, к примеру, монтажник годами собирает деньги, чтобы приобрести автомашину, а сын, скажем, заготовителя или директора торговой базы, не имеющий понятия о трудовых мозолях, подкатывает к институту на дорогом автомобиле, принадлежащем ему лично. И дочери таких родителей уже со школьной скамьи выделяются среди сверстниц украшениями, которые стоят не одну тысячу.

 

Всё это мы видим и знаем. Произносим гневные речи. Но вот, что нам ныне характерно: за речами дело не следует. Есть у нас явное нежелание разгадать будто бы ещё неразгаданную загадку: как это люди, не совершившие никаких открытий, за что были бы вознаграждены государством, и вообще не занимающиеся общественно полезным трудом, тем не менее, располагают огромными суммами денег, на которые возводят особняки, обставляют их дорогой мебелью, приобретают по спекулятивным ценам дорогие автомобили и содержат их в бетонированных подземных гаражах? Четыре года назад Президиум Верховного Совета республики с одобрения обкома партии глубоко изучил проблемы, связанные с распределением материальных благ, удовлетворение разумных потребностей. Мы подготовили научно-практическую конференцию с участием партийных, советских, хозяйственных работников. К исследованиям были привлечены учёные Москвы: экономисты, социологи и др. Конференция была намечена на середину июня 1984 года. Однако за два дня до назначенного срока неожиданно последовало указание – конференцию не проводить. Полезное дело было загублено на корню. Почему? На этот вопрос до сих пор не ответа. Хотя я понимаю, откуда ветер дул: многим очень не хотелось раскрывать тайны материального обогащения, ибо в числе обладателей нетрудовых доходов оказывалась та плеяда новоявленных “князей”, которым некоторые из руководящих работников республики обязаны своим стремительным возвышением по службе. Обязаны не своему уму, не своим способностям, а толстым кошелькам родственников или просто благодетелей, уверенных, что их затраты с лихвой окупятся выдвиженцами, которые фактически будут служить их интересам. При подобном раскладе те и другие боятся происходящих перемен и всеми способами сопротивляются им, понимая, что ветры социального обновления дуют не на их мельницу.

 

А пока деревня в значительной степени живёт по обычаям патриархальной старины: у кого деньги, у того и сила. Это может показаться невероятным, но это так. Конечно, на селе есть и Советы, и партийные, комсомольские организации. Здесь произносятся на собраниях и сходах горячие речи. Но всё это почти не мешает материальному процветанию владельцев нетрудовых доходов. На их охране твёрдо стоит род со своими тайными и явными представителями в руководящих органах районов, республики, обязанными ему своим служебным положением.

 

Как могло случиться, что при существовавшем порядке строгого регулирования общественных процессов произошли такие социальные перекосы? Думается, что долгие годы мы были пленниками ложных теорий, согласно которым считалось бесспорным, что с ликвидацией эксплуататорских классов устанавливается классовая гармония в обществе и исчезает база для возникновения антагонистических проявлений, частнособственнических тенденций, стяжательства и прочих язв прошлого.

 

Прошлое было напрочь перечёркнуто, как будто его и не существовало. Хотя прошлое – это не просто временное понятие: там лежит и родословная каждого народа. А её анафеме не предашь, и не годится в новый мир входить с обветшалыми патриархально-родовыми жизненными принципами. Вошли, однако, со всем скарбом (имею в виду чеченцев, ингушей…) и революционным упорством бесстрашных и преданных идеалам коммунизма революционеров трудной поры становления Советской власти на Северном Кавказе, убеждённо считавших, что должно быть сметено с лица земли всё, что стоит на пути социальных преобразований. Сметено силой. Теперь мы осознаём, что силы способны породить страх и таким образом заставить умолкнуть всё, что содержит противодействие силе. Мы теперь понимаем, что никакая сила не может подчинить строго определённому стандарту сознание человека и при определённых условиях худшие стороны прошлого могут возвратиться в определённой степени и форме…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: