В ненастный и холодный день 6 глава




 

Именно в неукоснительном следовании принципу разрушения фальши античеловеческого образа жизни современной цивилизации потерявших себя людей состоит стержень процесса проявления человечности в человеке. Все приверженцы этого золотого правила, оживляющие его необоримой силой реальность бытия людей Земли, неимоверно взрастают в духе по мере своего подвижнического служения роду человеческому.

 

Помыслы Х.Х. Бокова всегда были чисты. Он в принципе не подвержен духу стяжательства. Поэтому в его присутствии становится явной ложь и фальшь национал-карьеристов. Они от этого впадали в состояние бешенства, проводили постоянную грязную кампанию ложных наветов на него, стремились сформировать его негативный образ в глазах населения республики. И, в конце концов, их усилия увенчались успехом. Правда, это была пиррова победа. Но это обманутые ими люди поняли много позже, когда смертоносный смерч пронёсся над домами и судьбами жителей ЧИАССР.

 

ВОИТЕЛЬ С НЕЧИСТЬЮ

 

За весь период своей государственной и политической деятельности Х.Х. Боков неоднократно имел возможность на практике осознать всю степень опасного и тяжкого труда по неукоснительному и твёрдому следованию высокоморальным принципам жизни.

 

ЧИАССР настолько была охвачена духом политических интриг, борьбой за места под солнцем, карьеристскими происками, материальным рвачеством, что его принципы в глазах окружающих его земляков были равносильны преступным деяниям. И от него требовали искупления этого “ужасного преступления” через проявление откровенного национализма в компании национал-сепаратистов. Попав под такой пресс ещё в начальный период своей политической деятельности, ему поначалу казалось невыносимо трудным и даже почти невозможным следовать велениям своей собственной совести без утраты всех надежд не только на успех, но и на то, что удастся сохранить в чистоте качества своего характера и своё доброе имя. Но, несмотря на такое давление обстоятельств и людей, он всё-таки смог, во всём следуя голосу сердца и разуму, найти свою дорогу служения стране, честно, добросовестно и без остатка отдавая ей все свои силы и знания.

 

Будучи патриотом Советского Союза, или по-другому – Великой России, Хажбикар Боков исходно был убеждён в ложности посыла о том, что представитель какой-либо нации обязан быть преданным интересам только своей нации. “Государственный деятель, - считал он, - какой бы он ни был национальности, должен быть слугой не своих личных интересов или интересов своей национальности. Он должен служить идеалам добра и справедливости ради счастья всей своей страны и даже всего разумного человечества”.

 

Его всеобъемлющий подход к национальным делам, естественно, вызывал чувства уважения у благоразумных граждан страны, но, вместе с тем, и раздражал многих окружающих его национал-карьеристов и просто националистов. Нарастало его отчуждение и от ближайшего своего окружения, уже подвергшегося заражению вирусом национальной исключительности. Его изолированность от узконациональных устремлений и постоянная неприязнь к нему уже созревших национал-шовинистов обесценивали его инициативы, делали малоэффективной его кипучую деятельность во имя процветания своего народа.

 

Конечно, он не мог безразлично относиться к своей, всё более увеличивающейся, политической и практической изоляции. Горестно было сознавать, что все его разумные предложения обречены на провал в ЧИАССР. Рассчитывать на поддержку первых лиц республики тоже не приходилось, поскольку, оказавшись под влиянием националистических, авантюрных кругов из числа сепаратистов, они относились к нему со скрытой враждебностью, отвергая на корню все исходящие от него мысли и проекты.

 

Тем временем, в республике националистический угар, лишённый каких-либо серьёзных противовесов, стремительно нарастал. Чувства интернационалиста и патриота Х.Х. Бокова в буквальном смысле бунтовали, при виде несправедливого отношения взбудораженных вайнахов к представителям так называемых “неместных национальностей”. Этот человек, с врождённым чувством благородства, негодовал в связи с массовыми фактами притеснения тех же русских людей по национальному признаку со стороны родовитых вайнахов. Он решительно пресекал в меру своих возможностей любые подобные проявления межнациональной вражды, вёл беспощадную борьбу с носителями таких пороков. Успел сделать немало на этом поприще, хотя всё это было весьма болезненно и приводило к серьёзным моральным страданиям. И всё же, действуя таким образом, он не только не сожалел о свершённом, но снова и снова утверждал себя на этом тернистом пути правдолюбца.

 

17 лет Х.Х. Боков, избираясь депутатом Верховного Совета ЧИАССР, занимал пост председателя Президиума. Получая каждые четыре года народный мандат на продолжение своего служения людям всех национальностей, он каждый раз был до глубины души растроган таким проявлением почти единогласного доверия к нему со стороны простых людей. Все эти 17 лет он направлял деятельность республиканской комиссии по примирению кровников, которой удалось примирить тысячи людей, десятилетиями находившихся в кровной вражде.

 

15 лет Хажбикара Хакяшевича выбирали и депутатом Верховного Совета РСФСР, где он назначался на должность заместителя председателя Президиума Верховного Совета Российской Федерации. Для обсуждения на сессиях Верховного Совета РСФСР и на заседаниях его Президиума в различных регионах страны ему поручалось подготавливать вопросы по национальной тематике. Руководил работой различных комиссий Верховного Совета России. Не раз входил в состав официальных делегаций и возглавлял их официальные делегации во время поездок как внутри страны, так и за рубежом. Весть о его славных делах перешагнула границы Советского Союза: в 1988 году Х.Х. Боков получил предложение от издателя Джона Лесли по включению своего имени во всемирно известный труд «Кто есть кто в мире»,

 

За годы его деятельности Чечено-Ингушская республика пережила несколько сложных и трудных периодов. Ни один из них не прошёл мимо глубинной сути его жизни. Некоторые из этих периодов дали зелёный свет для активизации националистов и авантюристов, настраивавших людей против страны, против других народов. В этих провокациях заключена сущность всех националистов, призывающих людей своих наций жить только своими интересами в ущерб интересам других народов и страны в целом. Для тех же, кто оставался верен одновременно и своей нации, и народам других национальностей, проживающих в единой интернациональной семье Великой России, эти периоды были неимоверно трудными, хотя их позиция способствовала сглаживанию межнациональных трений внутри республики.

 

В своих выступлениях на различных форумах и в многочисленных публикациях в прессе Хажбикар Хакяшевич настойчиво проводит мысль о том, что непоследовательность во взглядах, вызываемая изменившимися обстоятельствами, порой может иметь разумное оправдание. Но один вид непоследовательности всегда при любых обстоятельствах однозначно заслуживает порицания, и заключается эта непоследовательность в проявлении несоответствия между убеждениями человека и тем, как он относится к единству народа, между его совестью и реальным поведением. К чести Х.Х. Бокова, ни один человек никогда не мог обвинить его в непоследовательности такого рода. Подтверждением этому служат его неоднократные выступления на бюро обкома и пленумах ЦК КПСС, сессиях Верховного Совета ЧИАССР и РСФСР. Его всегда слушали очень внимательно, но после этого мнения людей по самым животрепещущим вопросам национальной политики, к сожалению, разделялись и большинство, состоящее из больших и маленьких националистов, не воспринимало его идеи. Однако, эти выступления, которым сопутствовали долгие бессонные ночи в течение многих лет, предотвращали назревавшие негативные моменты конфликта наций.

 

Он всегда был независим в своих действиях, но не ради самой независимости. Не ставил он и цели упорного отказа от каких бы то ни было компромиссов. Не проявлял чрезмерную гордыню, слепую приверженность своим личным убеждениям. Ему хотелось показать людям, что в каждом вопросе имеются две стороны – правильная и неправильная, и что все государственные и политические деятели когда-нибудь найдут возможность стать на правильную позицию, кроме, конечно, проходимцев и авантюристов.

Хажбикар Хакяшевич постоянно помнит истину, что в мире есть очень немного вещей целиком плохих или целиком хороших. Почти все они, особенно в сфере государственной политики, представляют собой неразрывное сочетание того и другого, так что приходится в каждом конкретном случае тщательно анализировать, какая же из двух сторон является главенствующей.

 

Преисполненный духом интернационализма и патриотизма он проявляет любовь к своей нации достаточно своеобразным образом – через ненависть к национальным недостаткам как главным врагам этой нации. Когда ему приходилось защищать свои позиции среди близких друзей и коллег, он утверждал, что даже под угрозой казни и новой ссылки он не откажется от своих убеждений и до последнего вздоха будет бороться за единство народа. Некоторые делали вид, что поддерживают его. Впоследствии же ему приходилось разочаровываться в таких лицемерах, поскольку обладал достаточно обострённым чутьём, чтобы распознавать многие лживые заверения окружающих людей флюгерного характера.

 

Его не пугали наскоки на него ни националистов, ни сепаратистов, ни шовинистов, ни великодержавных держиморд. Более всего тревожила никогда не покидавшая его мысль о том, что ему не суждено быть популярным среди собственного народа. Но это не мешало ему честно служить народу, укрепляя его единство со всеми братскими народами страны. И за это он готов был и пострадать, считая сиё деяние достойным настоящего мужественного человека.

 

На пике сепаратистских настроений внутри республики во имя интересов всех народов страны Хажбикар Хакяшевич Боков пошёл поперёк националистической лавы вайнахов. Им двигали соображения национальных интересов всей России, а не стремление к личной выгоде, не корысть и не желание нажить себе политический капитал. Определённое честолюбие государственного и политического деятеля, в разумных пределах всегда ему присущее, явилось стимулом для поиска достойного выхода из того трудного положения, в котором он в результате оказался.

 

Одно безусловно верно – он действовал так прямо и мужественно потому, что любил свой народ больше самого себя. Поступать так он мог потому, что любил и себя. Его потребность сохранить уважение к самому себе была для него важнее заботы о своей популярности у других людей. Его желание сохранить репутацию честного, мужественного человека было сильнее желания сохранить свой пост. Его совесть, его личный критерий этичности, его честность и моральные принципы были сильнее опасения навлечь на себя недовольство своей нации. Его вера в то, что его линия – самая лучшая из возможных – всё же когда-нибудь будет оправдана, одержала верх над страхом публичного возмездия со стороны национального окружения, включая друзей и родственников.

 

Заклание Хажбикаром Боковым себя на гражданское жертвоприношение во имя жизни своего народа в результате пошло на благо вайнахам, пусть даже и косвенным образом.

 

Как бы там ни было, но ему удалось сохранить самоуважение к себе. «Когда государственный или политический деятель не любит ни народного блага, ни себя самого или когда любовь к себе носит характер самодовольства и удовлетворяется теми чисто внешними, показными преимуществами, которые дают ему занимаемый им должностной пост, государственные интересы находятся в загоне, – считает он, что не раз подчёркивал в своих выступлениях. – Но, когда государственный или политический деятель настолько высоко себя ценит, что его чувство собственного достоинства приказывают ему идти дорогой мужества и чистой совести, он действует на благо всех. И тогда его уверенность в правильности своего поведения позволяет ему чётко представлять, о чём думают люди из его народа, его окружения и круга его родных, как они относятся к тому или иному его действию, даже если он и не советуется с ними по этим вопросам. Поступки такого руководителя основываются на разумности рассуждений и велении совести. Если при этом его нация, родные, близкие, друзья одобрят его действия, по это будет благим делом. Если же нет, если они осудят его, перестанут доверять ему, даже, возможно, отрекутся от него, это будет преходящим деянием, а время всё расставит по своим местам».

 

 

ЗВЁЗДНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ПРОВИДЦА

 

Сегодня Хажбикар Боков в памяти большинства своей нации как общественно-политический деятель постепенно предаётся забвению, несмотря на то, что он входит в плеяду самых талантливых людей не только ингушского народа, но и всех вайнахов. Эрудиция учёного, публицистический и художественный талант, широкий кругозор устремляли его выше узконациональных, групповых интересов и позиционировали его в обществе как человека с глубоко укоренившейся верой в себя, в свою безупречную честность, справедливость своего дела.

 

Опыт жизни этого человека, непреклонного, неподатливого, судящего себя более сурово, чем могли бы осудить самые заклятые его враги, со всей убедительностью показывает, что даже этого необычайно внушительного багажа оказалось недостаточным для справедливой оценки его деяний со стороны населения Чечено-Ингушетии, введённого в заблуждение и погружённого в духовную слепоту легионерами Нового Мирового Порядка и их националистическими прислужниками. Тот потенциал манипулирования общественным мнением, которым они в совершенстве владеют, не оставляет шансов для победы на выборах никому из политиков, если он не присягнёт их целям и не встанет в их ряды.

 

В результате многолетних манипуляций человеческим сознанием общественная мораль превратилась в мораль абсурда, который выражается в том, что чем более глубоко человек приобщается к знаниям жизни, тем более одиноким становится его путь среди людей. Познавший абсолютную Истину в её земном ракурсе – это неизмеримо одинокий человек. Поэтому идущий путём познания обязан быть готовым к возрастанию стены непонимания вокруг себя. Но ещё большего мужества требуется от него в отчётливом осознании принципиальной невозможности объяснить людям своё понимание жизнеустройства. Объяснить причины своих поступков, своих высказываний, своего строя мыслей. Просветлённость знаниями влечёт за собой изоляцию мудреца от общества “усреднённых ценностей”. Человек на тропе познания Истины убеждается в этом каждый день, причём зачастую в весьма болезненной форме, испытывая незаслуженно жестокое отношение к себе и к своим чистосердечным благодарениям миру людей, с его потребительскими и непритязательными мотивами телесной жизни.

 

Аморальность общества материального изобилия привела к тому, что, чем примитивнее, проще и ограниченнее внутренний мир человека, тем менее его персона подвергается остракизму толпы. В этом случае, он для неё – свой, понятный ей предсказуемостью своих действий. Порождённые стадными чувствами и желаниями его поступки, пусть и неправые с точки зрения нравственности общечеловеческих устоев, лежат в обывательских допусках массового сознания человеческих сообществ. Этими сообществами человеку, пока он является плоть от плоти толпы, легко прощаются многие прегрешения его поведения. Так происходит потому, что, придерживаясь позиции “как все”, его образ мыслей и жизненных проявлений не выходит за границы прокрустова ложа общественной морали. Каждый член таких сообществ может без особой боязни совершать соответствующие этой морали проступки во множестве случаев. Это допускается. Это морально: так делают все, и поэтому его поведение адекватно в данное время, в данном месте и среди данного общества людей.

 

Но вот ежели кто-либо вываливается из стада, следует принципам более высокой морали, часто непонятной простому обывателю, вот тогда такому гордецу следует ожидать серьёзных неприятностей в качестве закономерной реакции толпы на его поведение, угрожающее её стабильному и комфортному существованию. Более всего оскорбляет толпу потеря внимания к ней, пренебрежение её сущностными ценностями ради чего-то высокого, непонятного обыденному сознанию её правоверных членов, а потому пугающему её. Этим объясняется такой парадоксальный факт, что наиболее жестоко толпа наказывает отшельников-мечтателей, а своими крикунами, пусть даже и громогласно бичующими эту самую толпу, призывающими к погромам и другим хулиганским акциям она восторгается и для острастки может только легко пожурить.

 

Так было отринуто от “общечеловеческой” культуры множество праведников, которые так и не смогли до конца понять, почему в ответ на их прекраснодушные устремления в попытках улучшить нравы общества и поднять конкретного индивида на более высокую ступень развития они были биты и изгоняемы тем самым простым людом, ради которого они и растрачивали свои душевные силы, а зачастую теряли здоровье и даже свои жизни. Законы толпы скорее простят изверга, чем морализатора, искренне отдающего всего себя людям, прогрессу общества, нравственному улучшению природы человеческого естества.

 

Всем тем, кто вознамеривается плыть супротив течения, то есть против морали толпы, нужно прислушаться к мудрости народной, гласящей, что, мол, если “взялся за гуж – не говори, что не дюж”. Такому “пловцу” нужно, прежде всего, разобраться с внутренней мотивацией своего желания осчастливить “весь подлунный мир”.

 

Если в основе этого лежит всего лишь тривиальная гордыня, толкающая человека таким способом на обретение власти и богатств мира, которые в его ирреальных мечтах “осчастливленные” людишки принесут и положат к его ногам, то значит, этот гордец находится у черты падения в Тартар, откуда не удалось вырваться даже прекрасной Эвридике.

 

Если же им движет воплощённая в нём сила родной земли, сила духа народного, то путь его светел, хотя и тернист. Получая заветные знания как бы интуитивно, такой подвижник будет с течением времени становиться всё более одиноким. Он будет всё более отдаляться от общепризнанных потребительских благ общества, от его институциональных образований. И рецидива возврата не должно быть: иначе - моральное разложение и возможное его превращение в злого гения. Как это ни печально, но толпа в силу примитивных инстинктов, определяющих её поведенческие реакции, скорее возведёт гения зла в ранг своего кумира и властелина, нежели встанет под праведные знамёна светоносного духовного поводыря. К такому эксцессу нужно относиться спокойно, поскольку в наличии такого общественного явления, как “толпа”, видится не свидетельство всеобщего и окончательного падения людей, а объективное проявление в земных условиях законов космической иерархии Света. Реальный статус каждого человека однозначно определяется уровнем его духовного развития – так звучит закон, расставляющий людей по ранжиру во всемирной иерархии.

 

К кардинальному изменению своего общественного положения, человек, решившийся отказаться от морально комфортабельных условий жизни полноправного члена толпы, должен быть готов как с материальной точки зрения, так и с чувственно-интеллектуальной. В любом обществе присутствует пограничная его часть, состоящая из индивидов, почти готовых отправиться в “заплыв против течения”, но по тем или иным причинам воздерживающихся от последнего шага за ту черту, которая разделяет жизненные пути среднего человека толпы и подвижника, с более широким мировоззренческим кругозором…

 

Неудача и поражение, которые постигли Х.Х. Бокова в период выборов народных депутатов в 1990 году, когда он занимал высокий пост главы законодательной власти своей республики, были неизбежным результатом его непримиримости в тот период по отношению к вакханалии национализма, овладевшего толпой и прикрывающегося видимостью становления новой демократии, его преданности общенациональным интересам государства, а также неспособности его земляков-современников подняться до того же высокого уровня честности и нравственной чистоты, который был присущ ему как мудрому государственному деятелю.

 

Было много случаев, когда большая часть нации несправедливо обрушивала свой гнев на него, на человека, всегда остающегося верным своим принципам. Но не это явилось главной причиной того, что он не был избран депутатом. Основную роль сыграл узко-этнический национализм, с одной стороны, взятки и прочие манипуляции в период голосования, с другой. А с третьей стороны – открытая и наглая клевета на него из лагеря многочисленных претендентов на депутатский мандат.

 

Демократия – это нечто большее, чем просто власть большинства, и значительно больше, чем система политических приёмов, призванных угождать влиятельным группам избирателей или обманывать их. Демократия, не признающая личностей являющихся олицетворением индивидуальной совести человека на фоне общей массы людей, не заслуживает названия демократии. Так называемая “демократия”, а на самом деле – разгул анархизма, позволила беспринципным эгоистам занять места полномочных представителей нации на высших политических подмостках страны. Подлинная демократия – жизнеутверждающая, растущая и созидающая – зиждется на вере в то, что народ не просто изберёт людей, способных достойно и добросовестно выражать его точку зрения, что он изберёт именно таких людей, которые будут действовать согласно велению своего разума и своей совести; подлинная демократия зиждется на вере в то, что народ не только не осудит тех, чья верность принципам толкнёт их на путь, идущий вразрез с его сиюминутными желаниями, но и вознаградит их за мужество, с уважением отнесётся к их чести и признает их правоту.

 

В отношении Хажбикара Хакяшевича был применён наиболее иезуитский приём, когда всячески восхвалялась его честность, какой, по мнению тех же супостатов, трудно встретить у других крупных вайнахских политических и государственных деятелей; признавались в качестве движущей силы всех его действий незапятнанная совесть и глубоко осознанное стремление быть достойным своих благородных и духовно чистых предков. И одновременно массе людей обыденного склада характера внушалось, что на современном этапе суверенизации республики такая принципиальность и честность со стороны руководителя республиканского уровня – это просто преступление перед нацией. За это его поносили люди с отсталым пониманием и не видящие завтрашнего дня. Он знал, что большинство из них – наивные и обманутые обыватели, которым безразлично, под каким знаменем идти.

 

Да, собственно, у них вообще не было знамени. Легко достающиеся деньги, нежданные богатства, всё более раздувающиеся политические организации разного рода и явная коррупция буквально разъедали общество. Точным отражением этого положения стала вновь созданная верховная власть республики, куда ринулись многие авантюристы, политиканствующие невежды. При этом всё больше государственных и общественных деятелей уходили в финансовую сферу. Стал преобладать митинговый стиль работы. Пышным цветом расцвёл протекционизм.

 

Естественно, Хажбикар Боков, как Белый Волк по рождению, всегда оставался непоколебимым борцом со служками культа Золотого Тельца. Исполняя свой долг, он мужественно призывал земляков к сопротивлению этой напасти, пожирающей сердца людей. Так ему повелевали совесть и чувство неподкупного патриотизма. Он действовал во имя межнационального мира, во имя единства страны и недопущения раздела её на различные противоборствующие национальные уголки. Действовал, не взирая на болезненные нападки на него со всех сторон, хотя и сознавал, что это оборачивается против него.

 

И до этого случая было много попыток со стороны его противников “прокатить” его со всех постов в республике, но ему это было не страшно. Он открыто заявлял с трибуны, что не боится этих угроз и знает о том, что большинство населения республики за него. Такая уверенность давала ему силы пренебрегать призывами следовать лёгким путём, поднимала его духовный настрой снова и снова идти с открытым забралом в бой за истинное счастье людей. Но даже сегодня, по истечение многих лет те же клеветники и лжецы не упускают возможности бросить в его адрес ком грязи, называя его то «партийной звездой», то ещё кем-нибудь.

 

Х.Х. Боков с детства мечтал быть честно служить своему народу. Однако, он страшно не любил словесную шелуху о его достоинствах. Ценил настоящую популярность - уважение, которое питают хорошие люди к человеку за его добрые дела для народа, и презирал дутую популярность, которую быстро и незаслуженно завоёвывают и также быстро и заслуженно теряют.

 

Он был государственным и общественным деятелем ЧИАССР много лет. Иногда ему приходилось действовать наперекор предвзятым мнениям и впечатлениям избирателей, но при этом он всегда рассчитывал на то, что большинство людей достаточно разумны, чтобы понять его и достаточно беспристрастны, чтобы поступить с ним справедливо. Вера в людей никогда не оставляла его, и он никогда не испытывал разочарования в мудрости людей. Поэтому он мог забывать, что его порой называли предателем интересов своей нации, национальным нигилистом. Вера в людей оправдывала его ярое противодействие тому, чтобы одни местнические интересы торжествовали над другими местническими интересами: все они должны отступать перед общенациональными интересами. Это чувство уверенности в своей позиции всегда присутствовало у него – всю его сознательную жизнь. И он проявлял его всюду, где только это было возможно. За это его поносили, прежде всего, из своей национальной среды.

 

В марте 1990 года распоряжением Совета Министров РСФСР Х.Х. Боков был переведён из Грозного в Москву для работы в аппарате Правительства России. С апреля 1990 года он в течение восьми лет работал в должности заместителя председателя Госкомнаца, а после его преобразования в дальнейшем в Миннац – заместителем министра.

 

Этот гордый и мудрый человек спокойно уехал из республики после того, как большинство избирателей не отдали за него свои голоса, или, скорее всего, результаты выборов были подтасованы. Уезжая, он заявил своим явным и скрытым противникам, равно, как и своим друзьям, что все его действия в республике на всех постах, которые ему доверялись, были продиктованы исключительно интересами страны и всего народа:

 

«Меня совесть не мучает за прошлое. Я жил жизнью своего народа, предлагая всего себя для честного и бескорыстного служения чеченскому и ингушскому народам, населявшим нашу республику в составе России. Я сберегал свой маленький народ от опрометчивых шагов, от безответственных националистических проповедников, терпеливо сносил оскорбительные выпады, когда в 1973 году уберёг народ от безрассудных действий, которые могли привести к кровавым столкновениям. Мне вместе с истинными патриотами своего народа удавалось вовремя гасить конфликты, возникавшими между ингушами и осетинами, и устанавливать мир между людьми.

 

Следовательно, я могу с чистой совестью оглядываться на свой пройденный жизненный путь. Мои руки не запачканы ничьей кровью. В течение того периода я вместе с авторитетными людьми примирил не одну сотню кровно враждующих групп. Мне приходилось быть в странах Европы, в Америке и в Арабских странах. И я честно представлял интересы своей Родины, народов России, а значит – и ингушского. Но народ сам разберётся, и каждому воздаст должное».

 

Спустя годы многие, отвергшие его в 1990 году, воочию убедились в правильности его позиций по многим вопросам жизни республики. Однако, время вспять повернуть нельзя. Как показывает практика общественной жизни, ни одно поколение вайнахов не может прожить, не имея хотя бы одного невинного правителя, которого бы не травили в течение многих лет его руководства на самых разных ответственных участках. К величайшему сожалению, исключением являются факты в истории нации, когда бы кто-либо из тех, кто стоически противостоял нажиму общественного мнения, с успехом продолжали свою политическую деятельность.

 

 

ДЕШЁВЫЙ БЛЕСК ПРИМИТИВИЗМА

 

Оценивая своих противников – сепаратистов и националистов всех мастей, Хажбикар Боков ясно понимал всю примитивность их страстей, желаний, мыслей. Понимал, что в своей националистической риторике они апеллируют к самым низменным побуждениям людей, составляющим в итоге толпу, поклоняющуюся Золотому Тельцу. Обещание изобилия материальных утех в случае национального обособления под жупелом суверенизации – единственный аргумент, на котором строилась вся их велеречивая многоголосица. Уши, копыта и хвост Золотого Тельца торчали за всеми их словоизлияниями. Казалось бы, весь этот примитивизм должен был быть виден всем разумным людям, и потому националисты, заставляющие народные массы преклонять главу перед блеском золота Мамоны, должны были быть изгоняемы с позором людьми, сохраняющими верность духовным ценностям национальной культуры. Однако действенность ослепляющего блеска примитивных стремлений к обогащению оказалась настолько мощной, что призрачность всех этих воздушных замков не была воспринята массой. Сказался и эффект толпы, который блестяще использовали в своих целях служки Золотого Тельца. История в очередной раз продемонстрировала доминирование материального над духовным в мотивационных установках людей при массовом пренебрежении ими этической стороной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: