Цель: вызвать интерес и дать представления детям, о том, что в Ленинградской области проживают разные народы, дружно соседствуют и любят и берегут свою малую Родину.
Задачи:
1.Заинтересовать детей и дать основные представления о культуре традициях и укладе жизни народов населяющих наш родной край. Обращать внимание детей на ценность разных культур, которые могут дружно существовать на одной земле, дополняя друг друга.
2.Развивать речевую активность, желание вступать в диалоги с игровыми персонажами, другими детьми, обсуждая проблемные вопросы, решая загадки и выполняя задания Ученого архивариуса.
3.Развивать творческую активность, художественное восприятие в процессе рассматривания произведений народного искусства. Стимулировать желание включаться в собственную художественную деятельность по мотивам народных орнаментов разных народов края.
5.Воспитывать культуру взаимоотношений детей; потребность в контактах и совместных действиях со сверстниками, родителями.
Материалы:
1. Плоские фигурки игровых персонажей: детей (Ваня и Таня) и Ученого Архивариуса.
2. Карта Ленинградской области.
3. Печатные буквы для выкладывания на стенде или магнитной доске.
4. Плоские изображения: полоска (река времени) из бумаги или ткани, которую можно разместить на карте области; лодка для путешественников по реке времени.
5. Иллюстративный материал: плоские фигурки людей в национальной одежде (русские, ижоры, водь, вепсы).
6. Иллюстрации, связанные с бытом и культурой народов, населяющих Ленинградскую область (занятия, ремесла, кухня...) – см. приложение.
7. Материалы для дидактических игр.
8. Презентация Power Point «Народы».
9. Аудиозаписи народных песен.
|
10. Мультфильмы о народах ЛО (видеохостинг https://www.youtube.com)
11. Мультимедийное оборудование.
Вводная часть:
Ваня и Таня сегодня опять открыли Азбуку и увидели на странице новое слово НАРОД.
Воспитатель предлагает детям выложить его на стенде из печатных букв.
Воспитатель:
Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. | Один рыбак с рожденья, Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна! В. Степанов |
Таня и Ваня: Значит все мы – народ большой страны – России!
На слайде карта России с обозначенным контуром Ленинградской области.
Воспитатель:
Но у каждого человека есть и малая родина – это то место, где он родился.
Дети, а где у вас малая Родина? Подскажите Ване и Тане, а где их малая Родина, ведь они ваши соседи? (малая Родина детей – Ленинградская область)
Воспитатель обращает внимание детей, что на стенде снова появился Ученый Архивариус.
Ученый Архивариус:
Дети, приглашаю вас сегодня в путешествие по необычной волшебной Реке Времени. По ней можно попасть в давние-давние времена и познакомиться с народами, которые жили на территории нашего родного края давным-давно, а сейчас живут их потомки. Итак, в путь!
II. Основная часть:
На слайде – карта Ленинградской области, по ее длине вьется голубая полоска реки, на ней – лодка, в которой Ученый архивариус, Ваня и Таня уже готовы отправиться в путешествие.
|
Путь наш начинается от самого моря. Может, подскажете какого? (плывем от берега Финского залива Балтийского моря) Поплыли? Полный вперед!
Ученый Архивариус:
Выполните задание. Соедините точки на карточках, и вы узнаете, с каким народом мы встретимся на берегах Финского залива.
У детей на столах карточки со словом «ижоры», которое изображено точками.
К кому мы приплыли в гости? (ижоры нас встречают)
Таня и Ваня: Ой, какие нарядные костюмы у ижор?
Дети рассматривают слайды с картинами из жизни ижор, предметами национальной одежды, музыкальными инструментами, народными куклами, национальными блюдами.
Воспитатель:
Посмотрите, чем занимались ижоры? (рассуждения детей: женщины вышивали, пояса красивые плели; мужчины из дерева да бересты музыкальные инструменты изготавливали – берестяные трубы да рожки…)
Ученый Архивариус:
Давайте попросим ижор рассказать легенду-сказ, откуда ведут они свой род, очень он интересный.
Просмотр фрагмента мультфильма: https://www.youtube.com/watch?v=uXfiq-g6tE8
Ученый Архивариус:
Но не только песни пели. Посмотрите, какие угощения можно было увидеть на столе у ижор? Что было главной едой у этого народа? Где же они рыбу добывали?
(рассуждения детей, игровых персонажей Вани и Тани: ижоры жили на берегу моря, значит главное занятие у них – рыболовство…)
Ученый Архивариус:
Давайте проверим, точно ли мы угадали главное занятие ижор? Посмотрите мультфильм.
Просмотр фрагмента мультфильма.
Что мы еще узнали об ижорах из мультфильма? (что были они мужественными, сильными людьми и в давние времена оберегали наш родной край от врагов)
|
Воспитатель:
Давайте поиграем.
Игра «Собери ижорское полотенце». Дети могут действовать малыми подгруппами, парами или индивидуально, собирая из плоских бумажных фрагментов вышитое полотенце, подбирая мотивы ижорской вышивки. Звучит народная ижорская колыбельная песня.
Воспитатель:
Погостили? Отправляемся дальше в путь?
Ученый Архивариус:
А теперь новая загадка. Распутайте буквы и узнаете, какой народ встретился нам в плаванье по Реке Времени дальше.
У детей на столах карточки со словом «водь», буквы которого перепутаны и детям надо записать его печатными буквами правильно, двигаясь от буквы к букве по линиям.
О |
Ь |
Д |
В |
Таня и Ваня: Дети, к кому же мы в гости попали? (встретились с народом «водь»)
Ученый Архивариус: Мы зашли к вожанам в гости.
Таня и Ваня: Ой, какие красивые костюмы! Видно, что большими мастерами вожане были!
Воспитатель:
Посмотрите, какие цвета больше всего вожане любили.
Дети рассматривают элементы костюмов, вышитые полотенца, отмечают, что любимые цвета вожан - белый и красный.
Ученый Архивариус:
У вожан тожелегенды-сказы об их жизни есть, хотите услышать?
Дети смотрят мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=GFDPlkbZhmM
Таня и Ваня: Вожане – трудолюбивый и веселый народ. Посмотрите, чем занимались вожане?
Дети рассматривают слайды с картинами из жизни вожан, предметами национальной одежды, музыкальными инструментами, народными куклами, национальными блюдами… (рассуждения детей, игровых персонажей Вани и Тани: вожане тоже были рыболовами, в реке Луге рыбу ловили; земледельцами – ячмень, рожь сажали, и песни петь любили…)
Воспитатель:
А мы одной из мастериц можем помочь. Она узор вышивала, но не успела его доделать. Давайте поможем мастерице, закончим узор. (дети дорисовывают и раскрашивают элементы водского орнамента)
Воспитатель:
А чай вожане необычный пили, очень ароматный – из цветов «иван-чая». И для вас угощение приготовили.
Детей можно угостить традиционным чаем для этих мест – «копорским», с цветами иван-чая.
Воспитатель:
Прощаемся с вожанами, и опять в путь!
Ученый Архивариус:
Долго ли коротко, а половину пути проплыли. На середине у большой реки Волхов русский народ встретили…Особенные эти места были для древних славян, так русских людей называли в давние времена. Проходил здесь Великий путь!
Воспитатель:
Путь из «варяг в греки» проходил! Мореплавателями славяне были, торговлю вели с другими народами. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Волхов и дальше, по другим рекам наши предки доплывали до самых жарких стран – Греции и даже самой Африки!
Просмотр мультфильма: https://www.youtube.com/watch?v=AEzb-YYyC2o
Длинный это путь, сейчас на самолетах его пролетают. Может быть, кто-то из Вас бывал в этих странах?
Воспитатель:
Посмотрите, а чем же занимались на этих землях славяне?
Дети рассматривают слайды с картинами из жизни славян, предметами национальной одежды, киришским кружевом, новоладожскими прялками, крепостью Старая Ладога (рассуждения детей, игровых персонажей Вани и Тани: были землепашцами, мастерами отменными, кружево плели, прялки изготавливали да расписывали «волховской росписью»…)
Давайте попробуем, как волховские мастера, составить волшебный цветок- розан.
У детей – плоские части-лепестки, листья розана. Игра «Волховские мастера».
Воспитатель:
Со славянами прощаемся, дальше в путь отправляемся! Плывем мы по реке времени к северу нашего края.
Ученый Архивариус:
А кого встретили, узнаете, если ребус разгадаете!
ПСЫ |
Таня и Ваня: Ребята, кто уже угадал?
Дети решают ребус и отгадывают, что встретились с народом – Вепсы.
Воспитатель:
Нас в гости приглашают!
Ученый Архивариус:
И у вепсов есть легенды-сказы о жизни, хотите узнать?
Просмотр мультфильма: https://www.youtube.com/watch?v=0uA7yiPHvvE
Очень вепсы лес любили! Духам леса поклонялись!Чем же занимались вепсы? Дети рассматривают слайды с картинами из жизни вепсов, предметами национальной одежды, народными куклами, красно-белой вепской вышивкой, вепскими половичками, оятской керамикой, национальными блюдами… (рассуждения детей, игровых персонажей Вани и Тани: посуду керамическую лепили, берестяных дел мастерами были…)
Ученый Архивариус:
Пекли вкусные угощенья – «калитки» – ватрушки картофельные, да пироги с лесными дарами. Песни петь любили.
Воспитатель:
Давайте, поиграем! Игра «Ткем (собираем) вепские половички». Звучит народная вепская песня.
III. Заключительный этап:
Ученый Архивариус:
Вот и закончилось наше путешествие по «Реке времени», и я с вами прощаюсь. Вас понравилось путешествие?
Таня и Ваня: Мы опять вернулись в наше время! И увидели, как же много народов, которые жили в нашем родном крае.
Воспитатель: Дети, а сейчас много народов живут в Ленинградской области? Конечно! И может быть, кто-то из вас является потомками тех далеких народов. Поговорите со своими мамами, папами, дедушками и бабушками о вашем роде!
Литература для педагогов:
1. Взгляни на Балтийское море – наше общее уникальное достояние. Балтийский экологический форум, 2009 – https://www.infoeco.ru/
2. Википедия – https://ru.wikipedia.org
3. Давайте познакомимся. Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А. Пазухина – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2004.
4. Дом-музей Н.А.Римского-Корсакова. Буклет. – СПб., 1989.
Память о великом земляке. Сборник материалов научной конференции. – Тихвин,1999.
5. Душечкина Е.В. Русская ёлка. История, мифология, литература. – СПб., 2014.
6. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области. – СПб.: Специальная литература, 2011.
7. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1987.
9. Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей. – М.: Владос, 2004.
10. Шангина И. Русские дети и их игры. – СПб.: Искусство, 2000.
11. Этнокалендарь Санкт-Петербурга. – СПб.: ЗАО «Фрегат», 2015.
Литература для детей:
1. Абрамцева Н. День рождения старой Ели – https://peskarlib.ru/
2. Алексеев С. П. Рассказы об обороне Ленинграда. – М.: Дрофа, 2003.
3. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М. Педагогика, 1988.
4. Дудинова Т. Сказка о ладожском нерпенке. – https://avtor.karelia.ru/elbibl/dudinova/o_ladozhskom_nerpenke.pdf
5. Житков Б. Что я видел (Пароход) – https://deti-online.com/skazki/rasskazy-zhitkova/chto-ya-videl/
6. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане (с иллюстрациями разных художников).
7. Сахарнов С. Сказки о львах и парусниках. Кто в море живет. Морские сказки. Самый лучший пароход. – https://libatriam.net/read/957193/0/
8. Ходза Н. А. Дорога жизни. – Л., Детская литература, 1984.
О тдых