Цель: вызвать интерес и дать представления детям, о том, что посещение музея – увлекательное и познавательное занятие, в Ленинградской области есть разные музеи, в которых сохраняются предметы, ценные для сохранения памяти об истории и культуре родного края.
Задачи:
1. Заинтересовать дать детям основные представления о музее как особой эстетической и художественной среде, где каждый экспонат – память о прошлых временах, помогает сохранять людям их традиции и историю.
2. Развивать речевую активность, желание вступать в диалоги с игровыми персонажами, другими детьми, обсуждая проблемные вопросы, решая загадки и выполняя задания Ученого архивариуса.
3. Развивать творческую активность, воображение в процессе рассматривания произведений искусства, подмечать их выразительные средства.
4. Стимулировать желание включаться в собственную художественную, игровую деятельность, связанную с содержанием музейных экспозиций. Заниматься коллекционированием как увлекательным занятием.
5. Воспитывать культуру взаимоотношений детей; потребность в контактах и совместных действиях со сверстниками, родителями.
Материал и оборудование:
1. Плоские фигурки игровых персонажей: детей (Ваня и Таня) и Ученого Архивариуса.
2. Иллюстративный материал или презентация «Музей».
3. Аудиозапись песни «Богатырская наша сила» (Н. Добронравов, А. Пахмутова); менуэт Луиджи Боккерини в исполнении симфонического оркестра.
4. Мультимедийное оборудование.
5. Материалы для дидактических игр: «Собери щит древнерусского воина» и « Наш краеведческий музей».
I. Вводная часть:
Воспитатель обращается к детям:
У нас сегодня в гостях опять наши старые друзья – Ванечка и Таня и, конечно, вас ожидает какое-то новое открытие с нашей Азбукой ЛО. На новой странице дети увидели слово – МУЗЕЙ.
|
Таня и Ваня: Замечательное слово. Мы очень в музеях любим бывать, там столько всего интересного можно увидеть и услышать. В городе Санкт-Петербурге – нашем соседе их очень много. Его даже называют город-музей.
Воспитатель обращает внимание детей, что в гости пришел их старый знакомый – Ученый Архивариус и приготовил для них загадку.
II. Основная часть:
Ученый Архивариус:
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Посмотреть на них идет. (Музей)
Ученый Архивариус:
Молодцы, отгадали, я хочу вас сегодня пригласить в музеи Ленинрадской области. Итак, идем на экскурсию!
Воспитатель:
Что же мы сможем увидеть в музее? (возможные ответы детей: разные предметы, красивые залы, здание и пр.)
Ученый Архивариус:
Я приготовил для вас сказку-легенду про музей.
Слайд с изображением дворца-храма и – красивых девушек-богинь.
Музеи появились давным-давно в далекой стране Греции. Греки строили большие красивые дворцы-храмы для Муз – красивых девушек-богинь, которые помогали и оберегали всех художников, поэтов, музыкантов. А художники несли в подарок музам свои работы и постепенно во дворце Муз стали собираться коллекции картин, поэты там читали свои стихи. А сам дворец – дом муз стали называть – музеем. Прошло много лет, и место, где собирают работы художников или разные старинные вещи стали называть – музеями.
Таня и Ваня:
А в какой музей мы пойдем на экскурсию?
Ученый Архивариус:
|
Мы начнем нашу экскурсию в одном из самых больших музеев нашего края-
Гатчинском дворце-музее. Там жил император Павел I – главный правитель того времени в России со своей семьей. Построил это дворец для царя – императора архитектор Антонио Ринальди. Во дворец приезжали разные гости из разных стран.
Слайд с изображением Гатчинского дворца-музея, парадного входа.
Хотите побыть сегодня такими гостями?
Таня и Ваня:
Мы поднимаемся по красивой мраморной лестнице в главные залы дворца.
В тронном зале, на золотом красном троне, восседает император Павел I, спрашивает гостей заморских по каким делам приехали.
Слайд с изображением Тронного зала дворца.
Потом дворец любимый показывает. Комнаты-залы во дворце большие, по- разному украшены, гости ходят, любуются, картины до скульптуры рассматривают. А в огромном зале – балл, звучит музыка и кружатся в танце дамы и кавалеры.
Слайд с изображением залов музея, звучит фрагмент знаменитого менуэта Луиджи Боккерини.
Ученый Архивариус:
Есть в Гатчинском дворце и тайны! Хотите узнать?Будем спускаться в подвал Гатчинского дворца. Там видим подземный ход – длинной целых 100 метров и заканчивается он гротом, который к озеру выходит. И живет в этом подземном ходе Эхо, которое может отзываться.
Слайд с изображением подвала Гатчинского дворца.
Таня: А, что такое эхо?
Воспитатель:
Дети, а может кто-нибудь из вас знает, что такое эхо, подскажите Танечке.
Ученый Архивариус:
Есть специальные «кричалки», для дворцового Эхо. Если, громко прокричать, да еще знать с какого места, у вторых фонарей, которые освещают подземный ход, то Эхо отвечает!
|
Таня и Ваня: Давайте вместе покричим в подземном ходе!
Ученый Архивариус:
Дети, может быть, кто догадается, как эхо будет отзываться? (воспитатель предлагает детям сложить ладошки рупором) Вот дворцовые «кричалки», которые сохранились они еще с давних времен: «Какой цветок не боится мороза?! Спрашивали гости, которые во дворец приехали, а Эхо отвечает: … (роза!) «Кто украл хомуты?! А в ответ: … (ты!)А можно и про хозяина дворца спросить:«Кто нами правил?! И эхо ответит: … (Павел!) Иногда последнее слово эхо повторяет иногда до 30 раз! Вот какие секреты есть у Гатчинского дворца-музея!
Воспитатель: Давайте и мы поиграем в игру: «Эхо».
Игра на сообразительность, внимание к словам, развитие фонематического слуха. Детям необходимо отыскать «спрятавшиеся» слова в предложенных высказываниях. Ответ может подсказать «эхо», ведь разгадка скрыта в самом конце предложений.
Догадайтесь, чтобы ответило эхо на наши «кричалки»:
Кто принёс куклу из мага зина?
Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Каран даша?
Кто не пьёт кеф ира?
Кто покажет дом, в котором живёт растер яша?
Кто боится Деда Мо роза?
Как зовут девочку, которая поехала на юг седьмого ян варя?
А восьмого и юля?
Ученый Архивариус:
Наша экскурсия продолжается в Музее-Крепости.
Одна из самых знаменитых крепостей – Старая Ладога.
Слайды с изображением крепости.
Как вы думаете, почему такие крепости еще называли твердынями? Для чего они были построены?..
Воспитатель обращает внимание детей, какие толстые стены у крепости(наверное, чтобы защищаться от врагов).
Ученый Архивариус:
Верно, город - крепость был построен древними славянами, для защиты земли русской. Про Старую Ладогу говорят, что это – первая столица Руси. Она дала название Ладожскому озеру – самому большому в нашем крае.
Не раз дружина Ладожского князя тут врагов-варягов встречала, да в бою разбивала.
В музее можно не только крепость рассматривать да истории слушать, но и самим в играх богатырских поучаствовать! Познакомимся с княжеской дружиной!
Ваня: Кем же можно побывать в дружине ладожского князя, когда в музей на фестиваль «Старая Ладога» придешь.
Дети рассматривают изображения и обсуждают: можно из лука пострелять, шлем воинский примерить, меч богатырский попробовать поднять, посмотреть на бои смелых воинов, на ладье покататься, ремесленником побывать и древнерусский сувенир сделать (звучит аудиозапись «Богатырская наша сила»).
Ваня: Давайте поиграем в игру: «Собери щит древнерусского воина».
У каждого ребенка – плоскостная фигурка богатыря, для его защиты он собирает из фрагментов изображения щита (по ходу игры звучит аудиозапись «Богатырская наша сила»).
Таня и Ваня: А в каком музее дальше продолжится наша экскурсия?
Ученый Архивариус:
Ой, дети я расстроился. Хотел вас пригласить в краеведческий музей, но таких музеев так много, в каждом районе Ленинградской области есть, и я никак не смог выбрать, чтобы никого не обидеть.
Посмотрите дети, в одном костюмы народные замечательные есть, в другом коллекция самоваров, в третьем - прялки расписные.
(Воспитатель обращает внимание детей, что в каждом районе есть, что то интересное, знаменитые, люди, что- то красивое художники делаю и люди, которые там живут, стараются сберечь об этом память и музеи открывают)
Слайды с изображением экспозиций краеведческих музеев.
Воспитатель:
Не расстраивайся Архивариус, кажется, мы с детьми можем тебе помочь. Они много уже знают о своем районе – его природе, о том чем, люди занимались. Давайте создадим музей нашего края и Архивариуса пригласим на экскурсию.
Проводится игра: «Наш краеведческий музей».
Деятельность в подгруппах по 3-4 ребенка. У детей плоские бумажные музейные витрины-стенды (природа, занятия людей, ремесла и пр.) и картинки на общем столе на разные темы. Подгруппе детей надо отобрать картинки и оформить свою витрину на определенную тему, закрепив на ней картинки на 2-х сторонний скотч. Затем все созданные витрины воспитатель собирает на стенде в «музейную экспозицию» и приглашают Архивариуса. Выбирают от подгруппы «экскурсовода» и проводят экскурсию по своей витрине.
Ученый Архивариус:
Я вам очень благодарен за экскурсию. И хочу вам открыть вам еще один секрет про музей. А знаете ли вы, что почти у каждого в доме есть музей. Например, он может быть на дверце холодильника
Таня: Ну, у нас точно дома музея нет. А на дверце холодильника у меня только коллекция магнитиков.
Ученый Архивариус:
Танечка, но ведь это и есть твой маленький домашний музей. Ведь ты магнитики собираешь, рассматриваешь, наверное, из разных путешествий привозишь и гостям свою коллекцию показываешь. Все как в музее, где собирают, изучают, и демонстрирую предметы разные.
Воспитатель рассматривает с детьми изображения разных коллекций, обсуждает, что можно коллекционировать.
Ванечка: Тогда и у меня музей на полочке есть – я солдатиков собираю.
Воспитатель:
Архивариус, а некоторые дети сегодня принесли свои домашние коллекции и хотят провести экскурсию по своему домашнему музею. А для рассказа о коллекции у нас есть – «цепочка помогалочка» (мнемоцепочка).
1. Что ты коллекционируешь?
2. Сколько у тебя предметов в твоей коллекции?
3. Откуда к тебе попали эти предметы: из путешествий привезли, или кто-то подарил?..
4. С кем ты составляешь коллекцию: мамой, папой, братом?..
5. Меняешься ли ты свои предметами с друзьями, если два одинаковых, даришь ли кому-то?
6. Какой предмет или несколько в твоей коллекции самый любимый и почему?
Архивариус, Ваня и Таня прощаются с детьми до следующей встречи и благодарит их за рассказы о домашних коллекциях. Воспитатель объявляет, что начинается «Неделя музея», выделяет место в группе для «музейных экспозиций». Объясняет детям, что все, кто еще хочет показать свои домашние коллекции, могут их приносит в детский сад и показывать друзьям.
III. Заключительная часть:
Воспитатель:
Вам понравилась экскурсия? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? В каком музее вам хотелось бы побывать с мамами и папами?
Народ