Дети становятся в круг, с помощью жеребьёвки или считалки выбирается Лебёдушка и Сокол. Все дети идут по кругу и поют:
Вдоль по бережку лебедушка плывет.
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
В круг входит Лебедушка, Сокол выходит за круг. Дети, сужая круг, поют песню:
Не летай, ясный сокол, высоко.
Не маши да ты крылами широко,
Лебедь белая совсем недалеко.
В круг входит Сокол, кланяясь Лебедушке:
Ты, Лебедушка, лучше всех,
Ты, Лебедушка, краше всех,
Я возьму тебя за белое крыло,
За собою поведу да далеко.
Все:
Ты её, дружок, поймай.
А потом и забирай!
Сокол ловит лебедушку, затем берет её за руку и ведет по кругу русским шагом. Дети идут за ними и поют:
Вдоль по шелковой травушке,
По зеленой по муравушке,
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку.
Да по чистому по полюшку
Прямо к синему морюшку.
Ой-ли, ой-люли, ой-люли,
Прямо к синему морюшку.
История/героЙ
Тема «История Ленинградской Блокады – Город-герой Ленинград»
(содержание реализуется на протяжении нескольких встреч)
Цель: расширение знаний детей о героической истории Города-героя Ленинграда в годы Блокады.
Задачи:
1. Дать общее представление о понятии «история», не как об эпизодическом событии, а как о последовательных событиях в течение определенного времени на примере истории Ленинградской блокады.
2. Расширять представления детей о понятиях: «герой», «героический поступок», «подвиг».
3. Познакомить детей с медалью «Золотая звезда», как наградой за героический поступок.
4. Познакомить детей с понятием «город-герой» на примере героических событий жизни Блокадного Ленинграда.
5. Дать детям элементарные представления об исторических событиях, связанных с Великой Отечественной войной: нападение войск Германии на Россию, военные действия на фронте, окружение Ленинграда вражескими войсками.
|
6. Используя зрительный ряд из фотографий блокадного периода, дать детям общие представления о трудностях жизни людей в блокадном Ленинграде; о работе «Дороги жизни»; о военных действиях по освобождению Ленинграда от Блокады.
7. Формировать чувство гордости за подвиг своих земляков и уважение к защитникам Ленинграда.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми на темы истории ВОВ с целью определения их элементарных представлений.
2. Рассматривание иллюстративного материала по теме и карты Ленинградской области.
3. Подбор литературы по теме, чтение отрывков произведений, заучивание стихов.
4. Проведение праздников в детском саду «День защитника отечества», «День Победы», «День прорыва Блокады».
5. Участие (вместе с родителями) в праздничных мероприятиях, посвященных ВОВ.
6. Посещение музеев, выставок посвященных ВОВ и Блокаде Ленинграда.
Материал и оборудование:
1. Презентация Power Point по теме.
2. Мультимедийное оборудование.
3. Аудиозапись7-ой «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича.
Содержание для рассказывания детям:
Ребята, я вам сегодня принесла звезду, но необычную - помотрите!
Показ слайда с изображением медали «Золотая звезда».
Кто из вас знает, что это за звезда? (рассуждения детей на тему, что это награда, медаль, ее дают военным и т.д.)
Вы правы, это – настоящая медаль, она называется «Золотая звезда» и вручают ее только самым смелым, самым мужественным людям, которые совершили подвиги.
|
Показ слайда с фотографией ветеранов – героев ВОВ.
Как еще таких людей называют? (герой!) Медаль «Золотая звезда» – звезда героя. Но медаль эту не вручали человеку-герою! У «Золотой звезды» – своя история. Хотите узнать?..
Эту быль пишу я детям...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских –Это значит - против нас. Тихим фоном звучит отрывок из 7-ой «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича, на экране – слайды с изображением немецких войск. ……Он велел, чтоб разгромили,Растоптали и сожглиВсе, что дружно мы хранили,Пуще глаза берегли,Чтобы мы нужду терпели,Наших песен петь не смелиВозле дома своего,Чтобы было все для немцев,Для фашистов-иноземцев,А для русских и для прочих,Для крестьян и для рабочих -Ничего! Тихим фоном звучит отрывок из песни «Вставай страна огромная», на слайде – воины-защитники Отечества. «Нет! - сказали мы фашистам, -Не потерпит наш народ,Чтобы русский хлеб душистыйНазывался словом «брот»… И от моря и до моряПоднялись большевики,И от моря и до моряВстали русские полки. (Сергей Михалков)Да, ребята, так началась Великая Отечественная Война. На нашу страну (Россию) напали войска другой страны – Германии. А возглавлял эти немецкие войска Гитлер. Тогда на фронт ушли воевать и защищать свою Родину почти все мужчины. Женщины и дети, провожая на фронт мужа, папу, брата, – плакали. Тогда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, и многие из них тоже ушли сражаться с фашистами.
Показ слайда с добровольцами.
|
У гитлеровских войск было много танков, самолетов, орудий и они побеждали нашу армию, захватывали и бомбили наши города, деревни; убивали жителей. Приказал Гитлер захватить Москву и Ленинград (так раньше назывался Санкт-Петербург).
Показ слайда с фотографией военного Ленинграда.
Огромная немецкая армия несколько раз пыталась захватить Ленинград, но наши военные сражались очень храбро и говорили: «Пусть мы погибнем, но родной Ленинград врагу не отдадим!». И тогда Гитлер приказал своим войскам окружить город со всех сторон. Ленинград оказался в кольце Блокады. Ни въехать в город, ни вырваться из него было невозможно. Посмотрите на карту.
Показ карты с обозначением нахождения немецких и русских позиций войск.
А в блокадном городе оставалось много жителей – женщин, детей. Наша армия никак не могла прорвать окружение, чтобы помочь ленинградцам. И тогда жители города: женщины, пожилые мужчины и совсем мальчишки, пошли воевать.
Показ слайда с добровольцами.
Другие же – пошли на защиту города: каждый день копали вокруг города глубокие рвы-окопы, ставили заграждения из металла и камня, чтобы не прошли немецкие танки.
Показ слайда с противотанковыми «ежами».
Очень тяжелая была работа. Но все старались – никто не хотел, чтобы фашисты захватили город. Все защищали город!
Педагог прикрепляет иллюстрацию и надпись «Защищали город» или помещает изображение на экран к одному из лучей звезды.
А немцы каждый день обстреливали город из пушек и сбрасывали с самолетов бомбы.
Показ слайда с изображением немецких самолетов.
Взрывались и горели дома, целые улицы, погибали люди.
Показ слайда с фотографией военного Ленинграда.
Наши артиллеристы старались сбивать вражеские самолеты.
Показ слайда с артиллеристами – защитниками Ленинграда.
Когда самолеты приближались к городу, на улице по радио громко звучали слова: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!». И раздавался вой сирены. Люди бежали в бомбоубежища, в подвалы домов, чтобы спрятаться от взрывов.
Показ слайда с изображением жителей Блокадного Ленинграда.
Люди сидели там, почти в темноте, прижавшись друг к другу, пока не улетали самолеты и не заканчивалась бомбежка.
Показ слайда с изображением жителей Блокадного Ленинграда.
Но самое тяжелое время наступило, когда фашистские самолеты разбомбили склады с продовольствием. Там хранился большой запас продуктов для всего города: для магазинов, для больниц, для хлебозаводов. И все в огромном пожаре сгорело. Магазины закрылись. Еды в городе почти не осталось. И тогда всем раздали карточки, для получения продуктов. Но продукты в городе заканчивались и паек выдавали все меньше и меньше…
Показ слайда с изображением детей Блокадного Ленинграда.
Самый маленький паек был для детей и тех, кто не работал – всего 125 грамм хлеба на целый день и больше ничего. Посмотрите!
Воспитатель показывает на ладони кусочек хлеба весом 125 грамм.
Вот такой кусочек надо было разделить на 3 части – завтрак, обед и ужин.
Люди ослабевали от голода, падали прямо на улицах… Все время хотелось есть. Не хватало сил, чтобы встать и идти в бомбоубежище; чтобы стоять в очереди за кусочком хлеба.
Фанерой забито наше окно,
В комнате холодно и темно,
Гул самолетов слышен -
Низко летят над крышей.
Шепчу знакомое маме,
Шепчу одними губами:
«Мама, мне страшно, мама!»
сто двадцать пять – и больше ни грамма!
О, как бесценен каждый грамм!
Свой хлеб разрезает на части мама
И делит со мной пополам.
Пришла зима. Фашисты разбомбили в городе водопровод, и в домах не было воды, отопления. Стояли очень сильные морозы, и в домах без отопления было так же холодно, как на улице. Люди дома ходили в пальто, и спать ложились одетые. Стали ставить железные печки, чтобы топить дровами. На дрова разбирали паркетный пол, мебель, жгли книги – все, чтобы только согреться, погреть еду или вскипятить воду.
Показ слайда с изображением жителей Блокадного Ленинграда.
Не было и электричества. Комнату освещала только свечка. Да от печки в темноте шел теплый свет. У кого не было печки или дров – замерзали и умирали от голода и холода.
Когда зимой город остался без воды – к людям пришла новая беда – нечего пить, без горячего чая не согреться. Где взять воду? Река Нева замерзла.
Показ слайда с изображением жителей Блокадного Ленинграда у замерзшей Невы.
Люди прорубали лед, черпали воду в ведро или в чайник, а потом, не расплескав ни капли, нужно было донести ее до дома (даже если далеко). Иногда возили на саночках. Транспорт не ходил – по замерзшим улицам люди шли пешком.
Ненадежные сани на спусках скользят,
Довести бы пол чайника – меньше нельзя!
Невской воды драгоценный глоток,
Греющий кровь кипяток.
Показ слайда с изображением жителей Блокадного Ленинграда.
В таких тяжелых условиях (без еды, воды, тепла, под постоянными бомбежками) многие люди еще ходили на работу. Все заводы и фабрики в городе вместо посуды, игрушек, машин, мебели стали выпускать оружие, снаряды, танки, самолеты для фронта. В основном работали женщины, старики и даже дети. Работали много часов: и днем, и ночью. Ходили пешком на завод, чтобы делать оружие; в больницу или госпиталь, чтобы лечить раненых; в швейные цеха, чтобы шить военную форму для бойцов; на хлебозавод, чтобы испечь хлеб для всего города из совсем небольшого количества муки. Так город жил и не сдавался врагу! «Все для фронта, все для Победы!» «Не сдадим врагу наш любимый город!»
Показ слайда с изображением жителей Блокадного Ленинграда на работе.
Без ружья и без гранатыИ от фронта в сторонеЭти люди, как солдаты,Тоже были на войне.
Работали для фронта!
Педагог прикрепляет иллюстрацию и надпись «Работали для фронта» или помещает изображение на экран лучу звезды.
Больше всего люди хотели спасти детей.
Показ слайда с изображением детей Блокадного Ленинграда.
Но как вывести их из блокадного города? Ведь город со всех сторон окружен немецкими войсками, которые все время ведут обстрел. Но в блокадном кольце все-же оставался один проход. Посмотрите на карту.
Показ слайда с изображением Ладожского озера.
Это – Ладожское озеро, его фашисты не смогли захватить. И с одного берега (там, где находится Ленинград), можно было переплыть на кораблях, на баржах на другой берег, – туда, где были другие наши города и поселки, не захваченные немцами. И там не было блокады. Туда и стали переправлять детей, женщин, раненых бойцов; а оттуда в Ленинград – продукты, оружие.
Зимой Ладожское озеро замерзло, и по льду проложили дорогу. На грузовых машинах вывозили из города детей, больных и раненых, а в блокадный город грузовики везли продукты.
Показ слайда с изображением «Дороги жизни».
Это была очень опасная дорога. Водители работали по многу часов, стараясь успеть перевести как можно больше грузов и людей. Немецкие самолеты постоянно обстреливали и бомбили дорогу. Некоторые машины подрывались или проваливались под лед. Тонули машины с продуктами, тонули люди. Но все же, многих удалось вывезти, а привезенные в блокадный город продукты, помогли спасти город от голода. Так дорогу по Ладоге люди назвали «Дорога жизни».
Когда пришло лето – жители Ленинграда на всех газонах, во всех парках устроили огороды, выращивали картошку, капусту, другие овощи.
Показ слайда с изображением жителей Блокадного Ленинграда, выращивающих овощи.
И хотя город по-прежнему был в немецком окружении, жить стало немного легче. Осенью открылись школы и детские сады.
Показ слайда с изображением детского сада Блокадного Ленинграда.
По радио шли интересные передачи, открылся театр, выпускали газеты.
Каждый день немцы бомбили город, и не понимали, почему город еще жив? Почему, почти 900 дней и ночей город жил в Блокаде, выпускал военную технику, воевал, и не сдался врагам, не попросил о пощаде?
Да, жили и не сдавались!
Педагог прикрепляет иллюстрацию и надпись «Жили и не сдавались» или помещает изображение на экран к третьему лучу звезды.
Наши войска много раз пытались прорвать немецкое окружение и освободить Ленинград. Очень тяжелые были бои, но только через 2 года войска Ленинградского фронта прорвали кольцо блокады.
Показ слайда с изображением воинов-освободителей.
А через год – собрав все силы, наша армия пошла в наступление и прогнала фашистов с Ленинградской земли.
Вот так воевали! Педагог прикрепляет иллюстрацию и надпись «Воевали» или помещает изображение на экран к четвертому лучу звезды. Спать легли однажды дети -Окна все затемнены,А проснулись на рассвете -В окнах свет и нет войны!Можно больше не прощаться,И на фронт не провожать,И налетов не бояться,И ночных тревог не ждать.И погнала наша армия немцев обратно в Германию, с боями освобождая другие города и деревни. А Ленинград уже праздновал Победу салютом!
Слайд с изображением салюта Победы над Ленинградом.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди….
Победили врага!
Педагог прикрепляет иллюстрацию и надпись «Победили врага» или помещает изображение на экран к пятому лучу звезды.Давно закончилась эта война. Но чтобы люди не забывали тех, кто жил в Блокаду, кто сражался за город, кто не сдался врагу, в Ленинграде поставилипамятники.
Дети с педагогом рассматривают фотографии обелисков, обсуждают, в честь какого события они были установлены.
На этой площади стоит особый обелиск…
Показ и рассматривание слайда с фотографией обелиска «Город-герой Ленинград» на площади Восстания.
Посмотрите, он увенчан «Золотой звездой». Это значит, что городу присвоили звание «Город-герой» и наградили медалью «Золотая звезда». Посмотрите, на обелиске так и написано: «Город-герой Ленинград».
Ребята, посмотрите на звезду: каждый ее луч напоминание о подвиге.
Показ слайда с изображением медали «Золотая звезда».
Какой же подвиг совершил город-герой Ленинград и его жители? (высказывания детей)
Вот это и есть история медали «Золотая звезда».
Крепость