Тема «От лесной ели к новогодней ёлке»




(проводится накануне новогоднего праздника)

Цель: знакомство с историей новогодней детской ёлки в России и Ленинградской области; обогащение представлений о ели, как уникальном дереве, растущем на территории родного края.

Задачи:

1. Обогащать представления детей об уникальных свойствах и качествах ели.

2. Познакомить с историей праздника новогодней детской ёлки.

3. Развивать детскую любознательность; умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственные мысли, делать выводы.

4. Развивать коммуникативные умения в процессе общения со взрослым и детьми; связную речь, речевое творчество в процессе «оживления картины», игры-фантазирования.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства.

6. Воспитывать бережное отношение к родной природе; развивать умение вести себя экологически грамотно в природной среде.

7. Побуждать детей к оформлению группы к празднику, способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

Материал и оборудование:

1. Презентация Power Point со зрительным рядом по теме: ельник; древние динозавры в еловом лесу; животные и птицы – любители еловых шишек; Ропшинский дворец; картины художников: И.И. Шишкин «Зима», В. Юхансен «Счастливое Рождество»,А. Гуляев «Новый год» и др.

2. Иллюстрации: ель, сосна, пихта.

3. Еловая палочка с кисточкой на конце – остатки шишки (следы лесного обеда зверей и птиц).

4. Искусственная новогодняя ёлка.

5. Коробка с новогодними игрушками (в контексте стихотворения Е. Григорьевой «Магазинная ёлка»).

6. Шишки еловые, сосновые, кедровые.

7. Разрезные картинки по сказке «День рождения старой Ели».

8. Картинки с обитателями леса: белки, дятлы, клесты, снегири и другие – для создания проблемной ситуации выбора.

9. Игрушечный микрофон.

10. Мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки Натальи Абрамцевой «День рождения старой Ели».

2. Рассматривание фотографий с изображением родного города (Где растут ели?)

3. Рассматривание репродукций картин Жуковского С.Ю. «Зима», Васнецова А.М. «Зимний сон».

I. Вводная часть:

Воспитатель загадывает загадки:

«Кто летом и зимой в рубашке одной?»
«Что это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а иголки – круглый год?»

Вы догадались, что это? Почему так говорят? (ответы детей)

Воспитатель предлагает найти среди изображений отгадку и назвать места, где можно встретить ель в родном городе?

II. Основная часть:

Приглашает детей отправиться в путешествие в лес (используется презентация Power Point).

Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель показывает слайдфотографию с изображением елового леса.

В какой лес мы с вами попали? Как называется лес, где растут одни ели? (хвойный, еловый, ельник)Ель – жительница лесов нашего родного края. А знаете ли вы, сколько лет живет ель? (ответы детей) Кто помнит, сколько лет исполнилось ели из сказки, которую мы недавно читали? (сто лет) Но сто лет для ели – это только начало. Ели – долгожители и могут жить 300 или даже 600 лет.

Воспитатель показывает фантазийный слайд с изображением динозавра на фоне елового леса.

Ель – одно из самых древних деревьев на нашей планете. Ученые обнаружили, что ели росли на Земле еще 300 миллионов лет назад, тогда, когда жили динозавры.

Воспитатель показывает слайд с изображением иллюстрации к сказке Натальи Абрамцевой «День рождения старой Ели» (или дети собирают разрезные картинки и узнают по иллюстрациям недавно прочитанную сказку).

Почему в народе так говорят: «Шумит еловый лес – ожидай оттепели»? Как ель предсказывает погоду? (ответы детей на основе прочитанной сказки)

Ветры и даже маленькие ветерки являются добрыми друзьями ели. Они и научили ее узнавать погоду. Прилетит ли завтра туча, принесет ли дождь или улетит далеко, и погода будет ясной? Перед снегопадом, метелью, дождём тонкие длинные сухие еловые ветки начинают опускаться вниз, а перед ясной погодой поднимаются.

Может ли ель помочь животным в лесу? (ответы детей на основе прочитанной сказки, например: «Если ель показывает, что погода будет ясной, солнечной – белкам можно грибы назиму сушить на старых еловых веточках. Если ель показывает, что сильный дождь приближается,звери успеют в норки спрятаться»).

Воспитатель показывает слайд с изображением птиц на ели в зимнем лесу.

Почему птицы зимой в непогоду летят в ельник? (ответы детей)

Зимой густые еловые лапы не пропускают в лес злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Он и от метели укроет, и на ночь приютит.

Воспитатель предлагает найти еловые шишки среди других (сосновых, кедровых) и отыскать среди зверей и птиц только тех, кто ест семена ели – проводится игра «Кто лишний».

В холодное время года белки, дятлы, клесты, снегири ловко расправляются с твердыми шишками ели, достают из них семена, отшелушивая чешуйки. Такие шишки легко узнать, посмотрите: после лесного обеда они становятся похожими на палочки с кисточкой на конце.

Физминутка с использованием ИКТ «Елочка». (https://www.youtube.com)

Воспитатель показывает слайд с изображением картины с елями, например, «Зима» И.И. Шишкина. Знакомит с картиной художника. Предлагает поиграть в игру «Оживи картину»:

Давайте дотронемся воображаемой волшебной палочкой до картины и оживим ее. Почувствуйте запахи и расскажите о них, услышьте звуки и передайте их, дотроньтесь до елей и опишите, какие они на ощупь. А если бы деревья могли говорить, как люди, что бы они могли нам сказать? «Как мне повезло – сказала ель…», «Как мне не повезло – сказала ель…» (рассказать, почему повезло/не повезло). А теперь пусть палочка перенесет вас в те места картины, которые не вошли на полотно художника: влево, вправо, вверх, вниз, за картину. Расскажите, что там? (дети передают друг другу «волшебную палочку» и оживляют картину).

Почему ель называют деревом здоровья? (рассуждения детей)

Огромную пользу приносит людям одно ценное свойство ели – она очищает воздух от пыли. Поэтому в еловом лесу очень чистый воздух, и там полезно гулять.

С помощью волшебной палочки дети возвращаются из «леса» в детский сад. Воспитатель предлагает отгадать ребус со словом «ёлка»: (сначала буквы спрятаны)

Ё
Л
К
А

Воспитатель показывает слайд с изображением картины художника Вигго Юхансена «Счастливое Рождество».

А вы знаете, когда появился в России обычай наряжать ёлку? Давным-давно это было, 300 лет назад, когда жил царь Петр Первый. Издал он указ: украшать накануне Нового года еловыми или сосновыми ветками дома на улицах городов, зажигать огни и устраивать праздничные фейерверки. А позже, когда уже жил другой царь – Николай I, его жена, Александра Федоровна, стала устраивать для своих детей праздники «детской ёлки».

Далее воспитатель показывает слайд с изображением Ропшинского дворца.

Интересно, что первые праздники детской ёлки, которые устраивала княгиня Александра Федоровна, связаны с историей нашего родного края. Они не раз проводились вот в этом дворце, который находится в поселке Ропша Ленинградской области. Ёлка украшалась позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. А детям дарили подарки – разные игрушки и обязательно конфеты. Ёлка с подарками – была наградой мальчикам и девочкам от взрослых за хорошее поведение. Эта традиция так понравилась людям, что со временем, во многих семьях папы и мамы стали устраивать праздники ёлки для своих детей.

Воспитатель предлагает игру-интервью: «Как проходит праздник у вас дома?», «Как вы готовитесь к празднику?», «Какой подарок ждете от Деда Мороза?» и т.д. (с игрушечным микрофоном).

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается -
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

(С.Михалков)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Я дарю тебе». Дети передают по цепочке друг другу разные воображаемые предметы (игрушки) со словами «Я дарю тебе…». Предлагается придумать подарок и передать «дарение» конкретного предмета движением.

III. Заключительная часть:

Воспитатель привлекает детей к коробке с несколькими новогодними игрушками (их должно быть немного, так как в дальнейшем дети будут делать их сами) и искусственной ёлке, поставленной в группе накануне Нового года, обыгрывает стихотворение (разговор игрушек с ёлкой):

«Магазинная ёлка» Весь год пролежали игрушки в коробке: Ежи, обезьянки и божьи коровки. Весь год пролежали на мягкой перинке Стеклянные бусы, шары и снежинки. И вот наконец-то коробку открыли, И в изумленьи игрушки застыли: - Какая пушистая стройная ёлка, Но только - не пахнет, Не пахнет нисколько!.. И ёлка, смущаясь, сказала: - Я тоже в коробке лежала, Лежала на складе, на полке, Как все магазинные ёлки… - А где же лесная? - спросили игрушки.   - Осталась в лесу, где живые зверушки. Где все настоящее: звезды, метели, Где рядом такие же стройные ели. И вдруг из часов прокричала кукушка: - И я не лесная, я тоже игрушка! Так что ж, нам теперь не встречать Новый год? А ну-ка, быстрее на ёлку, народ! - И правда! - сказали ежи и коровки, И побежали быстрей из коробки. И ёлка от радости вся засветилась, И в праздничном вихре все закружилось! А ёлка лесная в лесу отдыхала И глядя на звезды, тихонько вздыхала… (Е. Григорьева)

Как вы думаете, обрадовалась или загрустила ёлка, которая осталась в лесу? Почему? (ответы детей)

Способы дальнейшего «погружения» в тему
Что мы увидим? Репродукции картин художников Э. Хохловкиной «Дети у елки», Е. Хмелевой «Новый год», А. Левченкова «Утро Нового года», Сары Вебер «Хоровод вокруг елки», Анри Мослера «Рождественское утро», А. Гуляева «Новый год». Фотоколлаж: «Семейный праздник Новый год» Выставка «Новогодние игрушки наших бабушек». Коллекции новогодних открыток. Опыты: «Как ель предсказывает погоду?» (делаем самодеятельный барометр из елового сучка с веточкой) Наблюдение/рассматривание: «Сколько лет ёлке?» (количество мутовок, новых веточек, растущих с одного места в разные стороны, плюс один).
Что мы услышим? Рассказы из истории новогодней елки. Рассказ о музее новогодней ёлки в школе поселка Ропша. Рассказы, стихи, загадки, песни о ели, новогодней елке.
Что мы сделаем? Новогодние открытки и игрушки. Художественный труд «Елки бывают разные». Плакаты на тему «Сохраним елку - красавицу наших лесов».
Во что мы поиграем? Режиссерская игра «Новый год в Солнечном городе». Игра-фантазирование «Как мне повезло/не повезло», «Я дарю тебе…». Словесная дидактическая игра «Найди красивые слова» (в стихотворениях). Досуговые игры «Елочные игралочки».

Тематические загадки:

Если лес укрыт снегами, Если пахнет пирогами, Если ёлка в дом идёт, Что за праздник? …(Новый Год)

Что ни пожелается – Всё всегда сбывается, Всё всегда произойдёт, Верят все, под … (Новый год)

Елка в праздник Новый Год

Взрослых и детей зовет.

Приглашает весь народ

В новогодний … (хоровод).

Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель)

Эко ты дерево, и зиму и лето зелено. (ель)

Зимой и летом одним цветом. (ель)

Тематические стихи:

Птичья ёлка.У серебряной дорожки, лишь наступит Новый год, На высокой тонкой ножке чудо-ёлочка встаёт. Эта ёлка не простая, и она не для ребят, Возле ёлочки летая, птицы весело свистят. Тут и дятел, и синицы, снегири и воробей - Все хотят повеселиться возле ёлочки своей! Не блестят на ней игрушки и не светится звезда, Но зато для птиц кормушки мы повесили туда! Прилетают птичьи стаи к нам на ёлку в зимний сад, И в саду не умолкая колокольчики звенят. (З. Александрова) В снегу стояла ёлочка. В снегу стояла ёлочка, зелёненькая чёлочка! Смолистая, здоровая, полутораметровая! Произошло событие в один из зимних дней: Лесник решил срубить её! (так показалось ей!) Какое чувство странное – исчез куда-то страх, Фонарики стеклянные горят в её ветвях! Сверкают украшения – какой нарядный вид! При этом, без сомнения, она в лесу стоит! Не срубленная, целая, красива и крепка! Кто спас, кто нарядил её? Сынишка лесника! (С. Михалков)
Игрунья. Ночью, когда все вокруг замирает, Ёлка тихонько в игрушки играет. Возится с ними совсем как девчонка: Прячет от серого волка зайчонка, Шар золотистый по полу катает, Ленту Снегурке в косу заплетает, Нежно мышонка на лапах качает, - В общем, ночами она не скучает! Днем же, у ёлочки вид притворюшки - Будто бы ей безразличны игрушки. (Г. Дядина) Подарки для Ёлки. Набор цветной бумаги для детского труда — Волшебники и маги, пожалуйте сюда! Художникам, художницам достанется по ножницам. А что ещё? Ещё бы взять большую банку с клеем, И всё, что будем разрезать, мы соберём и склеим: Бумажный сад, бумажный дом с бумажным солнцем за окном! Снуют по веткам золотым серебряные птицы, И восседает белый дым на красной черепице. Как хорошо, что мир цветной, и матовый, и глянцевый! Как хорошо, что я такой глазастый и румянцевый! (М. Яснов)
Сюрприз. Игрушки для ёлки мы делали сами: И Деда Мороза с большими усами, И крошку-Снегурочку в шубке богатой … И все это в тайне от младшего брата. Он в комнате рядом на мягкой кроватке Улегся удобно и спит себе сладко. А мы потихоньку собрались сегодня Ему приготовить сюрприз новогодний! Чего только нету на ёлочке нашей! Вот клоун веселый со свинками пляшет. Вот дождь золотистый по веткам струится. Тут - зайчик пушистый, а рядом - жар-птица… Осталось подвесить на веточке колкой Лишь красненький шарик, и - убрана ёлка. Вдруг голос братишки из комнаты слышим: - А красненький шарик повесьте повыше! (Л. Зеленевская) Стихи о ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе. Люблю я у ёлки одна посидеть. Люблю я как следует все разглядеть: Какие игрушки, не скучно ли им Иль кто не доволен соседом своим. Вот рядом с Морозом висит стрекоза. А с волком зубастым, смотрите, — коза. Я думаю, холодно тут стрекозе И очень уж страшно бедняге козе. Я рядом с Морозом повешу звезду, А козочку эту сюда отведу. Тут, кстати, цветочек расцвел золотой И солнышко светит… – Ну, козочка, стой! А вот колокольчик. Фарфоровый он. К нему прикоснешься – послышится звон. А вот балерина, а вот петушок. С ним рядом – цыпленок, как желтый пушок. А это – хлопушка, а это – флажок, А это – пастух, он играет в рожок. Постойте, козу я повешу сюда. Коза и пастух – замечательно, да? Вот шар полосатенький, это – медведь. Вот птичка – она собирается петь. А это – грибочек, а это – луна, А это – душистого сена копна. Постойте, козу я повешу сюда. Коза у копны – замечательно, да? Но жалобно вдруг закричала коза. Гляжу – из-за сена сверкают глаза. Смеюсь до упаду: вот это дела! Козу-то я к волку опять привела! Я, стало быть, елку кругом обошла. (Е. Благинина)

Это интересно:

В 1846 году в Петербурге вышло подготовленное детской писательницей и педагогом А. М. Дараган методическое руководство по домашнему обучению детей грамоте «Елка. Подарок на Рождество», посвященное автором «Августейшим детям ее Императорского Высочества». Хорошим детям обещалось, что они непременно получат на Рождество елку в качестве награды: «В праздник Рождества Христова умным, добрым, послушным детям дарят елку. На елку вешают конфеты, груши, яблоки, золоченые орехи, пряники и дарят все это добрым детям. Кругом елки будут гореть свечки голубые, красные, зеленые и белые.

Под елкой на большом столе, накрытом белой скатертью, будут лежать разные игрушки: солдаты, барабан, лошадки для мальчиков; а для девочек коробка с кухонной посудой, рабочий ящик и кукла с настоящими волосами, в белом платье и с соломенной шляпой на голове. Прилежным детям, которые любят читать, подарят книгу с разными картинами. Смотрите, дети! Старайтесь заслужить такую прекрасную елку, вот как эта» (давался рисунок наряженной, с горящими свечами елки).

Животные



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: