(содержание реализуется на протяжении нескольких занятий)
Цель: расширение представлений детей о море, реках и озерах в Ленинградской области как о «водных дорогах».
Задачи:
1. Дать детям представление о многообразии водных объектов в Ленинградской области.
2. Закрепить представления детей о водных объектах (море, озеро, река) и их обозначениях на картах; понятии «течение реки».
3. Закреплять навыки элементарного ориентирования на карте Ленинградской области.
4. Дать детям представление о транспортном сообщении по территории Ленинградской области и, в первую очередь – водном.
5. Расширить словарный запас детей за счет названий озер: Ладожское, Онежское, Чудское; моря: Балтийское; рек: Нева, Свирь, Волхов, а также названия реки «своего» района.
6. Воспитывать интерес к родному краю; поддерживать желание отражать краеведческое содержание в разных видах детской деятельности.
Предварительная работа:
1. Подборка и рассматривание иллюстративного материала о морях, реках, озерах, о водном транспорте.
2. Тематическое оформление книжного уголка.
3. Подборка литературы по теме, чтение отрывков из произведений, заучивание стихов.
4. Совместная с родителями экскурсия к водному объекту (река, озеро).
5. Презентация семейных проектов об отдыхе на море «О, море, море…» и других водных объектах (на озере, на реке).
6. Беседа с детьми о разных далеких странах, их названиях, впечатлениях о поездках (в том числе, о Швеции).
Материал и оборудование:
1. «Письмо» с текстом (в бумажном или электронном виде).
2. Изображение или фотография человека – путешественника из Швеции.
3. Карта Ленинградской области с ярко прорисованными водными объектами (море, озера, реки).
|
4. Бумажные карточки с названиями водных объектов Ленинградской области, значки (или мелкие игрушки) с изображением различных видов транспорта (для игры на карте).
5. Подборка иллюстраций либо слайдов с пейзажными видами моря, 3-х рек и
3-х озер.
6. Подборка для звукового сопровождения показа слайдов – шум воды, ветра, крик чаек.
7. Тематическая презентация Power Point.
8. Мультимедийное оборудование.
Вводная часть:
Ребята, посмотрите – нам прислали новую карту Ленинградской области. Не знаете, зачем? Может опять какой-нибудь секрет? Давайте посмотрим?
Дети с воспитателем рассматривают карту Ленинградской области с ярко обозначенными водными объектами, делятся впечатлениями.
Ребята, а здесь еще письмо. Прочитаем?
«Здравствуйте ребята! Я прибыл к вам в Россию из далекой страны Швеции. Мой корабль плыл по Балтийскому морю…»
Показ фотографии или слайда с портретом путешественника.
Ребята давайте найдем на карте Балтийское море?
Дети с воспитателем рассматривают карту.
«Дальше я отправился путешествовать на катере по вашим красивейшим рекам и озерам».
Показ соответствующего зрительного ряда.
«Но их в Ленинградской области так много, что я заблудился. К тому же – не знаю, как они называются. А мне уже пора возвращаться домой, в Швецию, и мой корабль уже стоит в порту Финского залива. Ребята, мне очень нужна ваша помощь! Ваш гость из Швеции».
Основная часть:
Ребята как же нам помочь гостю? Давайте внимательно рассмотрим карту. Каким цветом обозначены на карте реки, озера, ручейки? (синим, голубым). Покажите их на карте. Их действительно много? А какой из водоемов здесь самый большой? (море) Да, самое большое здесь море. Ребята, это по нему плыл наш гость? Кто помнит, как оно называется? (Балтийское) А где залив, в котором стоит корабль нашего гостя из Швеции?
|
Дети находят его на карте и вспоминают название – Финский.
А где же озера, а где реки? (дети находят и показывают) Ребята, а как отличить озеро от реки?
Воспитатель поддерживает рассуждения детей о течении реки.
Ребята, как же мы поможем гостю, если мы не знаем названий озер и рек?...
Давайте сами узнаем все названия, отметим их на карте и отправим нашему гостю. Согласны?
Найдите на карте Ленинградской области самое большое озеро. Кто знает его название? Это Ладожское озеро.
Показ слайда с Ладожским озером, ладьёй.
В древние времена люди, жившие на берегу озера, строили здесь деревянные корабли под парусом и назывались они «ладьи». Ребята, давайте нанесем на карту название озера.
Дети, из карточек с названиями выбирают «Ладожское» с крупно выделенной первой буквой «Л».
Ребята, а наш гость мог оказаться в Ладожском озере? Как? Давайте посмотрим по карте.
Дети с воспитателем определяют, где иностранный гость сошел с корабля (Финский залив), где находится Ладожское озеро. Убеждаются, что между ними есть транспортное сообщение по железной или автомобильной дороге, находят линии, их обозначающие, вспоминают виды наземного транспорта.
Ребята, но наш гость отправился на лодке. Разве можно на катере ехать по дороге или по рельсам? Давайте искать для него путь.
Дети находят на карте линию реки Нева.
|
Действительно, для водного транспорта – река, как дорога, по которой можно плыть. Ребята, давайте нанесем на карту название реки.
Дети, из карточек с названиями выбирают «Нева» с крупно выделенной первой буквой «Н».
Когда-то, в глубокой древности, (рассказ обязательно сопровождается показом слайдов по его содержанию и рассматриванием водных объектов на карте) – Ладожское озеро очень дружило с Балтийским морем, но случилась беда – море становилось все меньше и меньше; и тогда Ладожское озеро стало отдавать свою воду другу – Балтийскому морю. Так появилась река… (Нева). До сих пор, эта большая, широкая, сильная река, несет свои воды …
Показ слайда с изображением Невы.
Откуда, ребята? (из Ладожского озера) Кому? (Балтийскому морю) Дети, давайте нанесем на карту название моря.
Дети из карточек с названиями выбирают «Балтийское» с крупно выделенной первой буквой «Б».
Ребята, хотите услышать дальше историю дружбы?.. Совсем рядом с Ладожским озером было другое озеро – очень красивое, голубое, нежное – Онежское. (произнести с выделением первого звука «О»)
Показ слайда с изображением Онежского озера.
Давайте найдем его на карте.
Опечалилось Онежское озеро: «Друг его – Ладожское озеро отдаст всю воду и само высохнет!». И стало оно отдавать свою воду другу. И потекла из Онежского озера в Ладожское – река.
Показ слайда с изображением Свири.
Бежит весело вода, журчит: свирь, свирь, свирь; кружатся над ней птицы, радуются: «свирь», «свирь». Так и река называется радостным словом «Свирь». Дети, из карточек с названиями выбирают «Свирь» с крупно выделенной первой буквой «С».
Услышали эту историю дальние озера и тоже решили помочь. Принесла воды Ладожскому озеру красивая, сильная река Волхов.
Показ слайда с изображением реки.
Как будто сильный ветер погнал ее: «Волхов!», «Волхов!»…
Дети, из карточек с названиями выбирают «Волхов» с крупно выделенной первой буквой «В».
А чудесное (!) озеро на самом краю Ленинградской области (показ по карте) отдало свои воды сразу Балтийскому морю. И называлось это озеро – Чудское.Давайте подумаем, почему именно такое название у этого озера?
Дети высказывают предположения, связанные со словами: чудо, чудесный, чудеса, чудак и др.
Показ слайда с изображением Чудского озера.
Дети, из карточек с названиями выбирают «Чудское» с крупно выделенной первой буквой «Ч».
Название реки «Нарва» дается по аналогии в том случае, если дети сами заинтересовались; либо, если ваш район Сланцевский или Кингисеппский.
Ребята, наша карта с названиями рек и озер готова? Можем отправить ее нашему другу – путешественнику? Давайте, одну отправим иностранному гостю, и такую же оставим себе.
Отправляют с помощью интерактивной доски или компьютера.
Отправили! А пока ждем ответа, давайте поиграем в игру. Но сначала отгадайте загадки:
По какому водоему Ленинградской области нельзя проплыть на корабле? (по ручью)
Играем в игру «Ручеек».
На каком водоеме бывают бури? (на море)
Играем в игру «Море волнуется»
Ребята, кажется, пришел ответ от нашего гостя:
«Дорогие ребята, спасибо вам за карту. Благодаря ей, я из Онежского озера дошел на катере по реке Свирь до Ладожского озера, а оттуда по Неве – до Финского залива».
Дети прослеживают путь по карте.
«Отправляюсь домой в Швецию. Мне очень понравилось путешествовать по России. Отправляю вам фотографии вашей Ленинградской области. Она очень красивая. Ваш друг».
III. Заключительная часть:
Ребята, мы хорошее дело сделали, что помогли нашему другу? А как нам удалось ему помочь?
Рассуждения детей с наводящими вопросами педагога по содержанию занятия.
Теперь я уверена, что вы точно не потеряетесь, если отправитесь с родителями в путешествие по Ленинградской области.
Учим стихи наизусть: | |
Я рисую море. Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали! У меня такая Краска голубая, Что волна любая Просто как живая! Я сижу тихонько Около прибоя - Окунаю кисточку В море голубое. В.Орлов | У реки волна речная. У реки волна речная. У ручья волна – ручная. У лесной тропинки Мы к ручью присядем И по мокрой спинке Мы ручей погладим. С. Махотин |
Художественная деятельность:
Рисование. Пейзаж. «Гляжу в озера синие»
Предварительно: просмотр слайдов с пейзажами Ленинградской области, имеющими водные объекты.
Дополнительно: предложить детям, придумать название своему озеру и его историю.
Рисование. Пейзаж. Море. «Плывет, плывет кораблик».
Предварительно: просмотр большого количества слайдов с пейзажами Балтийского моря, с видами кораблей.
Дополнительно: предложить детям, придумать кораблю название и историю его путешествия.
Раскрашивание на контурной карте Ленинградской области рек, озер и моря.
Предварительно: рассмотреть в контурной карте водные объекты.
Дополнительно: буквы из азбуки разложить сверху, в соответствии с названиями объектов (Б – Балтийское, Л – Ладожское, Н – Нева и т.д.)
Такую же игру-раскраску можно сделать и по своему району Ленинградской области.