Адрес
Тема «Мой адрес – Ленинградская область»
Цель: закрепление у детей понятия «адрес»как места проживания и расположения на карте Ленинградской области.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления о том, что такое Ленинградская область как географическое понятие (территория с определенным местом нахождения - «бабочка над заливом»).
2. Формировать умение ориентироваться на карте, определяя место Ленинградской области (на территории России, рядом с Балтийским морем, вокруг города Санкт-Петербурга).
3. Дать общее представление о районах Ленинградской области, как о составных частях ее территории (в процессе игры в «пазлы»).
4. Расширить словарный запас детей за счет географических названий: Ленинградская область, Балтийское море, Финский залив, город Санкт-Петербург, а также название своего района и населенного пункта (города, поселка, села, деревни).
5. Закрепить знания детей о личном адресе, адресе детского сада.
6. Воспитывать интерес к малой родине в процессе элементарной поисковой и творческой деятельности.
Предварительная работа:
1. Рассматривание и выборочное чтение книги «Бабочка над заливом»
Т.А. Кудрявцевой.
2. Знакомство детей с картой России; географическими понятиями: море, залив, озеро; страна, область, город.
Материал и оборудование:
1. Бабочка (выполненная из любого материала либо представленная на интерактивной доске), крылья которой по форме повторяют очертания Ленинградской области.
2. Географические карты:
§ карта России с очерченными границами регионов и более ярким выделением границ Ленинградской области и Санкт-Петербурга;
§ карта Ленинградской области с ярко обозначенными границами районов;
|
§ карта «своего» района с ярко выделенным обозначением «своего» и близлежащих населенных пунктов;
§ небольшие контурные карты «своего» района для раскрашивания (по количеству детей)
3. Самодельная игра-пазлы «Карта Ленинградской области» (игровое поле – контурная карта Ленинградской области, детали (пазлы) разных цветов – районы).
4. Тематическая презентация Power Point.
5. Мультимедийное оборудование.
Вводная часть:
Прилетает бабочка – воспитатель показывает слайд с её изображением:
Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Я – бабочка. Я, кажется, потерялась и не могу найти свой дом. А вы никогда не терялись? Что нужно знать, чтобы совсем не потеряться? Адрес? А что такое адрес? (рассуждения детей)
Основная часть:
Значит, адрес - это место, где ты живешь. Это название города или поселка, где ты живешь, потом название улицы, № дома, № квартиры. А вы, ребята, поможете мне найти то место, где я живу? Спасибо! Но я – бабочка не простая. У меня нет № дома, квартиры. Я живу на карте России. Вот она…
Воспитатель показывает слайд с изображением карты России, на которой обведены границы регионов, в том числе – Ленинградская область. Предлагает рассмотреть карту:
Ребята, какая у нас страна большая, правда?
Необъятная страна. Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, | Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймём тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. |
Подскажи, бабочка, Как же нам тебе помочь?..
|
Живу я рядом с большим морем…
Дети ищут и показывают области на карте России, находящиеся рядом с морем.
Моя земля называется Ленинградская область. Говорят, она очень похожа на меня – на бабочку. Может, вы найдёте мой «портрет» на карте?
Дети рассматривают карту, педагог помогает найти на ней очертание региона, напоминающего бабочку.
Да, действительно, похожа. Спасибо вам. Посмотрите, я живу на берегу Финского залива, который является частью моего родного – Балтийского моря. Поэтому и называют меня иногда – «бабочка над заливом».
А еще, я раскинула свои крылышки вокруг большого и красивого города на берегу Финского залива.
Обводит на карте очертания города:
Он называется… (Санкт-Петербург)
В качестве подсказки могут быть использованы иллюстрации с видами
Санкт-Петербурга.
А раньше, ребята, он назывался Ленинград. Поэтому, земли вокруг него называются Ленинградской областью.Хотите, я вам открою один секрет? Здесь (загадочным голосом), рядом с Балтийским морем, рядом с Санкт-Петербургом, в Ленинградской области живу не только я, но и вы! Не верите? Полетели со мной! Дети «перелетают» к месту, где расположена большая карта Ленинградской области с выделенными границами районов.
Посмотрите, кто-то как будто разделил мои крылышки на разноцветные лоскутки. Как их много! Хотите, посчитаем? (дети считают: 17) Я совсем забыла, – ведь это наша Ленинградская область, а разноцветные лоскутки – это её районы.
Воспитатель показывает слайд с изображением Ленинградской области с цветным изображением районов.
|
Здесь, на карте Ленинградской области, каждый район художник раскрасил своим цветом.
Дети рассматривают игру-пазлы «Карта Ленинградской области», составленную из отдельных деталей разных цветов (районов).
Выберите себе один район (цветной лоскуток), можно это сделать вместе с другом, но прежде чем его взять, постарайтесь запомнить, где он находился (вверху, внизу, справа, слева), чтобы мы смогли снова собрать карту Ленинградской области.
Когда дети разобрали детали игры, можно предложить им представить, что налетел сильный ураган, и полетели на ветру лоскутки. Пока воспитанники произвольно двигаются по группе, на игровом пространстве - расположить 2 или 3карты: России, Ленинградской области и своего района. Вернувшимся к игровому полю детям - предложить найти нужную им карту и обосновать свой выбор.
Есть один особый район – тот, в котором вы все живете. А где же он? Как он называется?..
Дети с помощью воспитателя находят свой район на карте, пытаются придумать, на что похожи его очертания.
Давайте попробуем раскрасить ваш любимый район, чтобы он на что-то оказался похожим.
Дети берут цветные карандаши и контурные карты своего района с обозначенными населенными пунктами и водными объектами, обозначения которых также могут использовать в создании образа.
Бабочка:
Спасибо ребята, теперь я запомню ваш район. И адрес ваш знаю: как называется ваш район (…), знаю, что он находится в области… Забыла только, в какой. В Московской? В Санкт-Петербургской? Нет? (в Ленинградской)
Ребята, а это весь адрес? Я смогу прилететь к вам в гости в детский сад? Сейчас посмотрю. (разворачивается детальная карта района) Какой у вас большой район! Где же ваш детский сад?..
Воспитатель показывает слайд с фотографией детского сада и табличкой с адресом на нём. Дети вспоминают название своего города (поселка, села, деревни) и находят его на карте, называют улицу и № дома – детского сада.
Это ваш настоящий адрес? Тогда помогите мне его запомнить. Детский сад находится в доме №…., на улице ………, в городе…….. (показ на карте), в ……. районе (показ очертания района на карте области) в Ленинградской области (показ очертаний области на карте России) в России (показ очертаний границ России). Ребята, я все правильно сказала? Кто хочет мне помочь - еще раз повторить адрес?
Заключительная часть:
А если вы захотите позвать меня в гости, где вы будете меня искать? (ответы детей: на карте России, на берегу Финского залива, около города Санкт-Петербург и др.)
Спасибо ребята, вы рассказали мне, что такое адрес, помогли найти на карте мое место жительство – Ленинградскую область, я выучила вместе с вами адрес детского сада.
Бабочка может поблагодарить за помощь как отдельных детей, так и подгруппы: лучше всех…, быстрее…, понятнее…, интереснее.. и т.д.
Теперь я точно не заблужусь! До свидания!
Балтийское море
Тема «Мы живем у Балтийского моря»
(проводится 22 марта, в День охраны окружающей среды Балтийского моря)
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников на краеведческом содержании, воспитание экологической культуры.
Задачи:
1. Формировать представление о Земле, как общем доме людей и животных; о России как родной стране; о Ленинградской области как родном крае, в котором мы живем; о соседях – странах Балтии, в которой живут люди других национальностей.
2. Познакомить с животными – обитателями Балтийского моря; развивать умение чувствовать, замечать и эмоционально откликаться на красоту и проблемы родной природы.
3. Формировать правила речевого этикета (приветствие), воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
4. Обогащать представление о профессиях, связанных с морем, формировать интерес к различным видам труда взрослых.
5. Развивать познавательную активность дошкольников, коммуникативные умения в процессе обсуждения, установлении договоренности со сверстниками.
6. Создавать условия для реализации творческих проектов краеведческого содержания, совместного сговора детей на предстоящую деятельность.
Материал и оборудование:
1. Географическая карта, на которой цветом выделены Россия, Ленинградская область, Эстония, Финляндия.
2. Куклы и плоскостные фигурки кукол в национальных костюмах: русском, эстонском, финском.
3. Видеофильм (мультфильм, презентация) с рассказами детей – представителей стран-соседей о Балтийском море.
4. Условное изображение Балтийского моря из синей бумаги или ткани.
5. Слайды (фотографии) с изображением Балтийского моря.
6. Аудиозапись шума моря в разную погоду.
7. Карточки-подсказки: корабли (баржа, траулер, круизный лайнер); отдых людей у моря (загорают, плавают, играют, смотрят в бинокль, ловят рыбу).
8. Карточки с изображением млекопитающих (кольчатая нерпа, обыкновенный тюлень, серый тюлень, морская свинья) и рыб – обитателей Балтийского моря.
9. Настольно-печатная игра «Сложи корабль», сделанная по аналогии с развивающей игрой Б.П. Никитина «Сложи квадрат» (четыре варианта разрезных картинок).
10. Мнемодорожка для рассказывания (по одной на каждую из четырех подгрупп детей).
11. Мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение познавательной литературы, детских энциклопедий, рассказывание о животных – обитателях Балтийского моря.
2. Знакомство с русским народным костюмом, детский дизайн.
I. Вводная часть:
Воспитатель обращает внимание на новых жителей уголка краеведения - кукол в народных костюмах: русском, эстонском, финском.
Эти куклы живут в разных странах. Чем они похожи? Чем отличаются?..
Арво и Анника приехали к нам из Эстонии.
От имени кукол здоровается:
«Тере!» – так звучит «здравствуйте» на эстонском языке.
Тойво и Хельми – прибыли из Финляндии. «Хей!» – так звучит «здравствуйте» на финском языке.
А этих кукол зовут Ваня и Таня. Как вы думаете, из какой страны эти куклы? Как вы догадались? Ваня и Таня, как и мы – жители нашей родной страны России. Как они могли бы поприветствовать гостей из других стран? (здравствуйте, добрый день, рады вас видеть, приветствуем вас …)
II. Основная часть:
Воспитатель приглашает детей подойти к карте, на которой цветом выделены Россия, Ленинградская область как часть нашей страны, Эстония, Финляндия и прикреплены плоскостные фигурки кукол в национальных костюмах на соответствующие территории. Предлагает найти страны, в которых живут Арво и Анника, Тойво и Хельми, Ваня и Таня.
А в какой области России живем мы с вами? Кто покажет ее на карте? Почему, глядя на карту, о Ленинградской области говорят – «бабочка над заливом»?
Загадывает загадку:
В нём солёная вода, по воде плывут суда, волны, ветер на просторе,
чайки кружатся над …(морем).
Посмотрите на карту – что объединяет нашу Ленинградскую область и страны-соседи Эстонию и Финляндию? Мы все живем у берега Финского залива, который является частью Балтийского моря.
Привлекает внимание к слайдам (фотографиям) с изображением Балтийского моря. Предлагает послушать аудиозапись шума моря и определить, когда оно так шумит (когда дует ветер, когда идет дождь, когда погода хорошая…).
Как вы думаете, зачем человеку море? (ловить рыбу, плавать в другие страны, перевозить грузы, изучать морских обитателей, любоваться, отдыхать у моря…). Давайте найдем карточки-подсказки и выложим их на макете.
Можно ли Балтийское море назвать чьим-то домом? Каких жителей Балтийского моря знаете вы?
Воспитатель предлагает посмотреть видеофильм (мультфильм, презентацию) с рассказами детей – представителей стран-соседей и зрительным рядом, сопровождающим этот рассказ.
Ваня и Таня (в русских народных костюмах):
Мы живем в России, в Ленинградской области. Наши папы – рыбаки. Они работают на корабле, который называется траулер. Трал – это огромная сеть для ловли рыбы. А вы знаете, какую рыбу называют морской? А речной? Может ли речная рыба жить в море? Почему в Балтийском море живет не только морская, но и речная рыба?..
Балтийское море – самое несоленое в мире. Поэтому оно является домом не только для морской рыбы – балтийской сельди, кильки, трески. В нем хорошо чувствует себя и речная рыба – окунь, щука, лещ.
Ваня:
Когда я вырасту – стану рыбаком, как мой папа. А пока мы с Таней ходим в детский сад. Там мы играем в разные игры. Наша любимая – «Рыбаки и рыбки». Давайте в нее поиграем?
Русская народная игра «Рыбаки и рыбки»:
- Эй вы, кильки и бычки! - Что вам нужно, рыбачки? - Будем вас сейчас ловить И в бочоночках солить. - А мы дырочку найдем И от вас мы уплывем. | С помощью считалки выбирают двух рыбаков. Рыбаки «натягивают сеть» – берутся за руки и поднимают их вверх. Остальные играющие – рыбки. Рыбки держатся за руки и цепочкой проплывают сквозь сети. Игра проводится аналогично игре «Золотые ворота». Тех, кого словили, называют название рыб, живущих в Балтийском море, и становятся «сетями» – таким образом, сеть с каждым коном увеличивается. |
Арво и Анника (в эстонских народных костюмах):
Мы живем в Эстонии. Наши папа и мама – ученые-зоологи. Они изучают жизнь животных, домом которых является Балтийское море. Мы очень обрадовались, когда папа и мама рассказали нам, что охота на морских млекопитающих в Балтийском море запрещена. Ведь если они исчезнут – мир станет намного беднее, и люди смогут увидеть морских обитателей только на картинках. Мы приглашаем вас отправиться в научную экспедицию – необходимо найти и сосчитать млекопитающих – жителей Балтийского моря. А вы знаете, каких животных называют млекопитающими? (животных, которые кормят своих детенышей молоком)
Воспитатель предлагает узнать, на каком корабле каждая команда отправится в экспедицию – проводится игра «Сложи корабль» (четыре варианта разрезных картинок). Таким образом, происходит деление детей на четыре подгруппы. Далее, каждой из команд дается задание найти одного из млекопитающих – обитателей Балтийского моря: кольчатую нерпу, серого тюленя, обыкновенного тюленя или морскую свинью (картинки или фотографии). После этого дети подгруппой готовят «отчет» о научной экспедиции – рассказ о животном по мнемодорожке (см. приложение). После рассказывания дети помещают найденных млекопитающих на макете Балтийского моря.
Тойво и Хельми (в финских народных костюмах):
Мы живем в Финляндии. Наши папа и мама – экологи. Они изучают причины, из-за которых загрязняется Балтийское море. Папа и мама говорят, что море – в опасности! Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже могут погибнуть. Давайте вместе с вами подумаем, почему? (люди бросают мусор, заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, на судах случаются аварии – и в море выливается нефть…)
Воспитатель предлагает подумать, какая деятельность человека может еще нанести вред морским млекопитающим (шум морских суден может беспокоить животных, морские млекопитающие могут попасть в рыболовные сети, если люди будут ловить много рыбы – морским млекопитающим может не хватить еды…)
Что делать людям, чтобы предотвратить гибель Балтийского моря?..
Воспитатель уточняет:
Ребята, знаете ли вы, что такое Красная книга России? (эта книга содержит сведения о редких, исчезающих животных, которые нуждаются в охране). Какие млекопитающие, о которых вы рассказали сегодня, занесены в эту книгу? (балтийские нерпа и морская свинья)
Воспитатель показывает слайд с логотипом Фонда друзей балтийской нерпы и фотографией, где волонтеры ухаживают за малышом тюленя.
Знаете ли вы, что в Ленинградской области создан Фонд друзей балтийской нерпы – самого маленького тюленя в мире? Кто помнит, где мамы тюленей выкармливают своих детенышей? (на льду) Но если зима была теплой – лед рано начинает таять, разрушаться, и беспомощных нерпят и тюленят уносит на льдинах от мам.Без помощи человека им не выжить. Когда люди их находят, нерпята и тюленята напуганы, простужены и голодны… Их лечат и откармливают, сначала через трубочку, а потом настоящей селедкой. Когда животные поправятся и научатся самостоятельно ловить рыбу в уличных бассейнах – их отпускают в море. А вы хотели бы стать друзьями балтийских тюленей?..
III. Заключительная часть:
Знаете, какая общая традиция объединяет жителей наших стран, живущих у Балтийского моря? Каждый год, весной, 22 марта, мы отмечаем День охраны окружающей среды Балтийского моря.
Воспитатель предлагает создать в группе Клуб защитников природы, придумать и нарисовать его герб и подумать, какое полезное дело можно сделать в детском саду в День Балтийского моря.
(например, создать в группе мини-музей Балтийского моря и пригласить на экскурсию детей из другой группы; провести совместную акцию с родителями «Поможем балтийским тюленям» и др.)
Способы дальнейшего «погружения» в тему | |
Что мы увидим? | Иллюстрации, репродукции картин художников, фотографии, видеофильмы, повествующие о морских обитателях Балтийского моря; профессиях взрослых, связанных с морем; странах-соседях. Географическая карта Балтийского моря с его обитателями. Коллекции марок, камней, солнечного янтаря, кукол в народных костюмах стран Балтии. Фотоколлажи: «Как я отдыхал на Балтийском море», «Путешествие в страны-соседи». Опыт: «В какой воде легче плавать – пресной или соленой?». |
Что мы услышим? | Рассказы детей об отдыхе на Балтийском море, в Эстонии, Финляндии. Рассказы детей о морских обитателях Балтийского моря, подготовленные совместно с родителями. Рассказ взрослых – представителей профессий, связанных с морем. Рассказы, стихи, загадки о море и его обитателях. Аудиозаписи звуков моря, китов; песен о море. |
Что мы сделаем? | Рисунки, аппликации, фигурки из пластилина, поделки из природного морского материала на тему «Удивительный мир Балтийского моря». Мини-музей или макет Балтийского моря. Коллаж «Море в опасности». Оригами «Рыбка», «Кораблик». Корабли из строительного материала. |
Во что мы поиграем? | Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие в страны-соседи», игра-викторина «Знатоки Балтийского моря». Тематические подвижные игры: «Удочка», «Берег и море», «Радиограмма», «Селдь», «Море волнуется», «Окуньки и щука», «Удочка». |
Тематические игры и игровые упражнения:
«Жили-были»
Цель: развитие связной речи, воображения и фантазии.
Ведущий задает вопрос: Жил-был маленький окунек. Что с ним потом стало? (вырос и стал большим окунем). Жила-была мама-нерпа на льдине. Что с ней потом стало? (у нее появился детеныш – белек). И т.д.
«Радиограмма»
Цель: развитие внимания, выдержки, согласованности действий.
Дети сидят на стульях в полукруге.
Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
«Сельдь» (Херингас), эстонская народная игра.
Цель: развитие внимания, произвольности поведения, двигательной активности.
По жребию выбирают водящего - «сельдь». На площадке на расстоянии чертят два кона (две линии). На одном кону спиной к играющим становится «сельдь», на другом - остальные игроки. «Сельдь» громко считает до трех. Во время счета играющие, прыгая, стараются как можно ближе подойти к «сельди». По окончании счета «сельдь» оглядывается, в этот момент все прыгающие должны стоять неподвижно. Кому не удалось замереть, должен идти на первоначальное место. Теперь «сельдь» считает снова, все опять прыгают, «сельдь» оглядывается и т. д. Кто первым окажется на линии, где стоит «сельдь», тот становится новой «сельдью». Игра повторяется с новым водящим. Игроки должны приближаться к территории «сельди» только прыжками. Кто приближается иначе, должен возвратиться на первоначальное место. Нельзя после остановки двигаться вперед, пока «сельдь» не начнет считать. Кто начал двигаться раньше, возвращается на начальную линию.
«Море волнуется» (Козе), эстонская народная игра.
Цель: развитие внимания, выдержки, согласованности действий.
Играющие сидят на стульях, поставленных по кругу. Капитан (при необходимости - помощь воспитателя) присваивает каждому играющему название какого-либо предмета из корабельной обстановки. Затем он начинает двигаться по внешнему кругу за спинами сидящих и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания.
Все названные капитаном «предметы» встают, выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки, капитан выкрикивает:- «Море волнуется!» Дети начинают двигаться, изображая волны. Команда капитана «Море, утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях. Оставшийся без стула становится новым капитаном. Строиться за капитаном нужно в порядке названных предметов. Занимать места можно только по сигналу. Садиться разрешается на любой свободный стул.
«Окуньки и щука»
Цель: развитие внимания, ловкости, двигательной активности.
Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг - это камешки, другая - окуньки, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать окуней. Окуньки спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой окуньки уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой Щукой. По окончании игры, которая повторяется 3-4 раза, воспитатель отмечает водящего, поймавшего больше всего окуней.
«Удочка»
Цель: развитие внимания, ловкости, двигательной активности.
Играющие стоят по кругу, в центре - воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек.
Тематические загадки:
Кругом вода, а с питьем беда. (море)
В нём солёная вода, по воде плывут суда, волны, ветер на просторе,
чайки кружатся над …(морем).
По морю идет, идет, А до берега дойдет-тут и пропадет. (волна на море)
Мой парус ловит ветер,
О волны бьется киль,
Могу на море встретить
И ураган, и штиль. (корабль)
Я без моря - никуда,
В море - вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Там детишек стерегу.
Лапы - что-то вроде ласт.
Я как морж, но не клыкаст. (тюлень)
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (рыбы)
В воде она живет, нет клюва, а клюет. (рыба)
Тематические физминутки:
Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно! Брызги пены, шум прибоя, А над морем мы с тобою! Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселей загребай Морских рыбок догоняй! | Дети машут руками, словно крыльями Дети делают плавательные движения руками |
Море очень широко, Море очень глубоко. Рыбки там живут, друзья, А вот воду пить - нельзя. | Дети широко разводят руки в сторону Приседают, коснувшись руками пола Выполняют движение «Рыбка» Разводят руки в сторону, приподняв плечи |
Примерные рассказы воспитателя об обитателях Балтийского моря:
Кольчатая нерпа
Хотите познакомиться с самым маленьким тюленем в мире? Это кольчатая нерпа. Свое название этот симпатичный зверек получил за рисунок на шерсти – у него светлые пятна в виде колец на спине и темные пятна в виде колец на брюхе. Увидеть целое стадо этих животных вряд ли кому-то удастся, так как нерпы предпочитают жить поодиночке. В конце зимы у мамы-нерпы появляется детеныш – белек. Он белый как снежок – чёрные у него только носик и большие глаза. Живет он на льду в специальной норе, сделанной из снега, куда мама-нерпа попадает через лунку. В «домиках» новорожденные нерпята надежно защищены от хищников, холода и ветра, пока мама охотится. Малышей даже не видно на снегу, так они сливаются с ним. Выкармливает мама детёныша молоком почти два месяца. Всё это время малыш не покидает логово. Через месяц шёрстка у бельков темнеет. Подрастая, они становятся похожими на взрослых нерп.
У нерпы короткие ласты, с помощью которых она неуклюже передвигается на льду. Но она - отменный пловец и ныряльщик, который не прочь полакомиться рыбой.
Морская свинья
Как вы думаете, живут ли в Балтийском море киты? Единственный кит, обитающий балтийских водах – это морская свинья. В воде она выглядит темно-серой. Одно из прозвищ морской свиньи - «пыхтящая свинья», происходит от звука ее сопения, когда она выныривает на поверхность. Этот звук похож на человеческий храп или пыхтенье. Морские свиньи - общительные морские млекопитающие, которые имеют острый слух и разговаривают между собой, издавая щелкающие и скрипящие звуки. Киты держатся маленькими группами. Они не очень быстрые пловцы, зато хорошие ныряльщики, которые в поиске рыбы могут находиться под водой до 6 минут. При выныривании морские свиньи совершают скользящие движения, при этом можно увидеть только маленький треугольный спинной плавник и небольшую часть тела. Морская свинья – очень заботливая мама, которая кормит своего детеныша молоком целых семь месяцев.
Мнемодорожка
Кто? | Какой? | Где живет? | Чем питается? | Как заботится о детеныше? | Есть ли то, что нас удивило? На какой вопрос мы бы еще хотели найти ответы? |
Водные просторы