Тема: Животные из Красной книги: ладожская нерпа и белка-летяга»




Цель: формирование основ понимания необходимости создания «Красной книги России» и привлечение детей к экологической проблеме – сохранение животного мира края.

Задачи:

1. Подвести воспитанников к пониманию необходимости сохранения животных края.

2. Развивать познавательный интерес к животному миру редких и исчезающих видов.

3. Симулировать проявление любознательности и поисково-исследовательских действий в решении предлагаемых заданий.

4. Способствовать развитию содружественных действий, желанию вместе (в парах, подгруппах) решать проблемные задачи.

5. Воспитывать у детей желание и потребность сохранять и заботится о живой природе края.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций и выборочное чтение описательных рассказов из «Красной книги России».

2. Чтение книг: «Белка с бельчатами», «Про больших и маленьких» Е.И.Чарушина; «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Я. Снегирева; «Как белочка зимует» Г.А. Скребицкого; «Доверчивая белка» Г.И.Королькова.

Материал и оборудование:

1. Тематическая презентация Power Point.

2. Мультимедийное оборудование.

Вводная часть:

Педагог вносит в группу «Красную книгу России», обращая внимание ребят на первый слайд.

Дорогие, маленькие друзья, путешественники по «Азбуке»! Эта страничка открывается буквой «Ж». Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить сегодня?... Вы много слов назвали с этой буквой и, конечно, слова «жизнь», «животные».

Каких животных вы знаете?..

После перечисления детьми знакомых животных педагог просит ребят обратить внимание на «Красную книгу» и отметить животных, которые встречаются в нашем крае (олень, росомаха, барсук, речная выдра, ласка, белка-летяга и уникальное животное, которое водится в Ладожском озере и только в нашем крае - ладожская нерпа).

Основная часть:

Рассказ педагога о ладожской нерпе.

Ладожская нерпа – пресноводный тюлень живет только у нас в Ладожском озере. Держится небольшими группами по 7 – 15 зверей, но часто встречается один зверек. Окрас меха тёмный, почти чёрный с белыми кольцами. Ласты короткие и на берегу они не дотягивают до земли. Питаются рыбой: налимом, бычками, колюшками, ершами и корюшками. Естественные враги нерпы — волки и лисицы. Если на суше нерпа выглядит беспомощной и неуклюжей, то в воде она проявляет чудеса ловкости. Торпевидное тело, лапы-ласты, плотная, не намокающая шерсть и толстый слой жира под кожей - все это помогает тюленю комфортно чувствовать себя в воде. Нерпа часто запутывается в сетях рыболовов и так погибает. Сегодня охота на нерпу полностью запрещена. Беспокойство у нерпы вызывает и появление человека на моторных лодках и снегоходах в местах ее отдыха и размножения. Весной самки приносят по одному беленькому как снег детенышу в норах, которые выкапывают в снежных торосах на льду. Кормят маленьких – молочком. Когда Ладога свободна от льда, животные выходят для отдыха на сушу.

Рассказ о нерпе педагог сопровождает иллюстрациями или слайдами, затем вносит «лэпбук»папку с иллюстративными материаламиизаданиями /.

Педагог с помощью заданий погружает ребят в тему «Животные - обитатели нашего края, занесенные в Красную книгу» и обращает внимание на двух представителей животного мира - это ладожская нерпа и белка-летяга. Предлагает выполнить задания в парах и подгруппах.

Ребята, вы будете работать вместе в парах и группах, давайте договоримся не ссорится и помогать друг другу.

Задания: Задачи:
1. Рассмотрим нерпу Составить описательный рассказ.
2. Потрогаем мех нерпы Описать мех нерпы по ощущениям.
3. Рассмотрим иллюстрации как нерпа готовится к появлению потомства Составить рассказ о поведении нерпы перед рождением белька.
4. Расскажем по картинке о нерпе Ориентироваться в пространстве, используя в речи предлоги.
5. Найдем нерпе место на схеме («Где она живет?», «Кто и где живет?») Определить место, где живет и обитает нерпа (в снежной или ледяной норе, логове или берлоге); волк в логове, барсук и лиса в норе, бобер в хатке, медведь в берлоге.
6. Найдем разные книжки и иллюстрации о нерпе (в книжном уголке, дома, в библиотеке) Подготовить ребят к поисковым действиям в книжном уголке для подбора художественной литературы и иллюстраций о нерпе.
7. Поищем следы нерпы. («Кому принадлежат?», «Чьи следы вы узнали?») Определить по оставленным на снегу следам животное, которому они принадлежат.
8. Расскажем о нерпе с помощью плана и вопросов Составить описательный рассказ с опорой на вопросы: 1. Опиши внешний вид нерпы. 2. Где живет нерпа? 3. Чем питается нерпа? 4. Есть ли у нерпы враги? 5. Как спасти и сохранить нерпу?
6. Составим слово «нерпа» (с помощью материала «Подготовка к обучению грамоте») Составить слово, используя материал по подготовке к обучению грамоте: зеленый кружок + красный + синий + зеленый + красный.
7. Подберем слова, рифмующиеся со словом «белек» («Рифмовочки») Развивать речевые творческие способности в рифмовании слов: «снежок», «пушок», «огонек», «зверек».
8. Познакомимся с разными видами нерп. Сравним их. Познакомить ребят с ладожской и балтийской нерпой, сравнить их, определив сходство и различие.
9. Составим описательный рассказ о нерпе. Развивать монологическую речь, передавая эмоционально отношение к зверьку.
10. Составим рассказ о нерпе по мнемотаблице, пиктограмме («Расскажи о нерпе») Стимулировать исследовательские и познавательные действия в самостоятельном подборе пиктограмм для запоминания и последующего рассказа с опорой на созданную модель.
11. Решим «Задачки от нерпы»: «Четвертый лишний», «Назови одним словом» (двумя словами), «Составь и реши задачу», «Реши кроссворд», «Рисуем по клеточкам», «Кто спрятался на картинке?», «Сосчитай, сколько бельков – детенышей нерпы?» Обеспечить освоение, закрепление и систематизацию знаний по теме, связав их с другими образовательными областями: игровое упражнение «назови одним словом», н-р, тюлень, нерпа и морж – это ластногие.
12. Решим занимательную задачу: «Что забыл нарисовать художник?» Стимулировать развитие памяти, внимания в восприятии рисунка, н-р, художник не дорисовал нос, ушки, ноги-ласты и т.д.
13. «Чего не хватает? » Стимулировать развитие внимания, восприятия и памяти, н-р, необходимо отметить, что есть на одном рисунке и нет на другом.
14. «Составь картинку» Упражнять в составление целого из отдельных частей (разрезные картинки или пазлы)
15. «Найди силуэт нерпы», «Чьи это силуэты?» Определить по силуэту животное, которое изобразил художник.
16. Как мы будем нерпу охранять? Составить правила охраны животных водоемов.
17. Нарисуем плакаты на выставку и для проведения экологической акции «Сохраним животный мир планеты!» Развивать художественный вкус, желание любоваться миром природы, отражая его в рисунках; воспитывать потребность сохранять представителей животного мира на нашей планете
Рассказываем и читаем сами. Рассказали мне три нерпы, Что толсты не из-за лени: - Мы без дела не сидим, Рыбу ловим и едим - Сытно в завтрак, плотно в ужин, Нам ведь жир подкожный нужен. С ним мы в злые холода Не замерзнем никогда! (Сергей Михайлов) Нерпа в зоопарке. От мороза не страдает – Толстый жир ее спасает. И в любую непогоду Она булькается в воду. Быстро плавает, резвится. Вод холодных не боится, Ведь от них ее надёжно Защищает жир подкожный. В рационе только рыба. Формой тела словно глыба Омываема водой Сверху меха тонкий слой. Непонятны ей заборы, Снятся Ладоги просторы. Сердцу милые картины - В море плавающие льдины, В синей дымке берега, Где сейчас лежат снега. Нерпа Очень нравится мне нерпа — Нет приятнее зверька! Не похожа на оленя, На собаку, на хорька — Из воды она выходит — Плюх на берег животом. Словно гусеница летом Нерпа движется ползком. Пусть медлительна на суше Неуклюжа и толста, Но совсем преображает Нерпу Ладоги вода. Вид в воде совсем другой — Зверек ловкий, озорной. С круглой милой головой, В тёмной шубке меховой, Но совсем другая шубка У детёнышей - нерпят, Ведь они среди торосов На снегу одни лежат. Ожидают молча маму И белы, как свежий снег Потому-то их "бельками" Называет человек. (Анатолий Панихидин) Загадка: Этот зверь легко ныряет - Ловит рыбу под водой, Он как в цирке выступает - Так вращает головой; Умный, быстрый, сильный, ловкий - Я б хотел таким же быть, И с такою же сноровкой Под водою быстро плыть. Вместо лап у него ласты, Шерсть короткая блестит: Кто ещё бы смог похвастать, Что всегда водой обмыт?
   

Рассказ педагога о белке-летяге:

Белка – дикое животное, живущее в наших лесах, она грациозный и проворный зверёк. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. Цепкие коготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки, перепрыгивать с дерева на дерево и свободно планировать, перелетая на расстояние до 400 метров, потому что у нее есть боковые кожистые перепонки для полетов. Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост, она управляет им словно рулём. Белочка бережет свой хвостик, чистит его и старается не замочить. Ловко орудуя передними лапками, как маленькими ручками, белка сплетает из тонких веточек гнездо, аккуратно складывая прутик за прутиком. Так она сплетает гайно – большой шар с боковым отверстием для входа. Белочка сплетает не одно гнездо, а два или три, чтобы в случае опасности перенести в них бельчат. Она устилает гайно мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.
Морозные дни она любит проводить в своем уютном жилище. Часто она зимует в глубоком дупле старого дерева. Белочка любит лакомиться орехами и семенами кедра, сосны, ели. Любит белка и ягоды, грибы, почки, соцветия. Белочка – хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая, недаром в народе её называют «хлопотунья». В конце лета и осенью белочка делает запасы, она наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. Грибы она сначала высушивает, нанизывая их на голые сучки.Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата. Бельчиха – старательная мама, она ухаживает за ними, кормит, воспитывает, учит уму-разуму.

 

Задания: Задачи:
1. Рассмотрим белку. Составить описательный рассказ.
2. Потрогаем беличий мех. Описать беличью шубку по ощущениям (от кисточки с беличьим хвостиком).
3. Рассмотрим иллюстрации, как белка готовится к зиме. Составить рассказ о поведении белки осенью и зимой.
4. Расскажем по картинке, где белка. Ориентироваться в пространстве, используя в речи предлоги.
5. Найдем белочке место на схеме («Куда прыгнула белка?», «Где она живет?», «Кто где живет?») Определить место, где живет и обитает белка (в дупле, но не в норе, логове, норке или берлоге).
6. Найдем разные книжки о белке (в книжном уголке, дома, в библиотеке)   Подготовить ребят к поисковым действиям в книжном уголке для подбора художественной литературы и иллюстраций о белке: Чарушин Е.И. «Белка с бельчатами», «Про больших и маленьких». Снегирев Г.Я. «Как птицы и звери к зиме готовятся». Скребицкий Г.А. «Как белочка зимует». Корольков Г.И. «Доверчивая белка».
7. Найдем беличьи следы. («Кому принадлежат?», «Чьи следы вы узнали?») Определить по отпечатку следа на снегу животное.
8. Расскажем о белке с помощью плана и вопросов. Составить описательный рассказ с опорой на вопросы: 1. Опиши внешний вид белки. 2. Где спит белка? (в дупле дерева, в гайно). 3. Чем питается белка? /(орехами, грибами, семенами шишек) 4. Что происходит с белкой перед наступлением зимы? (меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую) 5. Как белка готовится к зиме? (готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи)
6. Составим слово «белка» (с помощью материала «Подготовка к обучению грамоте») Составить слово, используя материал по подготовке к обучению грамоте: зеленый кружок + красный + синий + синий + красный.
7. Подберем слова, рифмующиеся со словом «белка» («Рифмовочки») Развивать речевые творческие способности в рифмовании слов: «белка», «стрелка», «тарелка», «отделка»…
8. Познакомимся с разными видами белок. Сравним их. Познакомить с разными видами белок: обыкновенная, кистеухая, бурундуковая, длинноносая и летяга.
9. Составим описательный рассказ о понравившейся белке. Развивать монологическую речь, передавая эмоционально отношение к зверьку.
10. Составим рассказ о белке по мнемотаблице, пиктограмме «Расскажи о белке») Стимулировать исследовательские и познавательные действия в самостоятельном подборе пиктограмм для запоминания и последующего рассказа с опорой на созданную модель.
11. 14. Решим «Белкины задачки»: «Четвертый лишний», «Назови одним словом» (двумя словами), «Составь и реши задачу», «Реши кроссворд «Белкины запасы», «Рисуем по клеточкам», «Кто спрятался на картинке?», «Сосчитай, сколько белок?» Обеспечить освоение, закрепление и систематизацию знаний по теме, связав их с другими образовательными областями: игровое упражнение «Кто спрятался на картинке?» (н-р, несколько животных изображены в одной плоскости и нужно их найти и правильно назвать); Игровое упражнение «Рисуем по клеточкам» (н-р, нужно соединить точки в клеточках, чтобы узнать животное, которое изображено).
12. Решим «Белкины задания»: «Что забыл нарисовать художник?» Стимулировать развитие памяти, внимания и восприятия рисунка (н-р, художник не дорисовал нос, ушки, лапки и т.д.)
13. «Чего не хватает?» (родительный падеж) Стимулировать развитие восприятия и памяти рисунка (н-р, отметить что есть на одном рисунке и нет на другом).
14. «Составь картинку» (использовать картонные разрезные картинки или пазлы) Упражнять в составление целого из отдельных частей.
15. «Найди силуэт белки», «Чьи это силуэты?» Определить по силуэту животное, которое изобразил художник.
16. Как мы будем охранять белочку-летягу? (составление правил по охране лесных жителей) Составить правила охраны животных леса.
17. Нарисуем плакаты на выставку и для проведения экологической акции «Сохраним животный мир планеты!» Развивать художественный вкус, желание любоваться миром природы, отражая его в рисунках; воспитывать потребность сохранять представителей животного мира нашей планеты.
   
Рассказываем и читаем сами. Можно жить. Весна теплом своим согрела, Открыл ручей в снегу окно. У бедной белочки продукты Уже закончились давно. Но эта чудная малышка Не собирается тужить. Нашла под старым кедром шишку, Повеселела: можно жить. (Евгений Кохан) Белка. Кто там прыгает, узнай-ка - Это белочка-хозяйка. На еловой ветке Расшалились детки. Суетятся, верещат, Маму слушать не хотят. Шел медведь, сломал сучок, Детки – к маме под бочок (Василий Морозов) Загадка: Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белочка) Уронила белка шишку. Уронила белка шишку. Шишка стукнула зайчишку. Тот пустился наутек, Чуть не сбил медведя с ног. Под корнями старой ели Размышлял медведь полдня: «Что-то зайцы осмелели… Нападают на меня! (Валерий Шульжик) В лесу. В глухом лесу бродить Мне как-то довелось… Я видел там, как пил из речки лось. Как чуткий заяц, Уши навострив, следил за мной Под тенью краснотала. И как лиса с лисятами играла. Синицы слушал тоненький мотив. И мне хотелось, чтоб с руки моей Синичка или белочка кормилась… Я уходил, И как же пригодилось: На пне оставил горстку сухарей. (Валентин Сидорюк)    

Заключительная часть:

Педагог дает оценку работы ребят на занятии. Подводит ребят к систематизации знаний и спрашивает:

Что нового вы узнали? Чему научились? Какие задания были самыми интересными? Были ли трудные и сложные задания?

Педагог отмечает детей, которые хорошо работали вместе в парах и подгруппах, выполнили удачно отдельные задания. Поддерживает ребят, не нарушавших нормы культуры взаимоотношений, благодарит за активную помощь во время занятия и, подводя итог, говорит:

Лес нашего края очень богат и красив, в нем есть и редкие исчезающие животные, которых мы видели в «Красной книге» и о которых вы сегодня рассказывали. Это большой дом для лесных жителей. И, приходя в лес, надо помнить, что мы у него в гостях. Поэтому в лесу нельзя: ломать и губить без надобности деревья, ловить и трогать руками маленьких бельчат, зайчат и ежат, убивать змей и жуков, ловить ради забавы лесных обитателей. И лес за нашу доброту отблагодарит нас свежим воздухом, удивительными приключениями, наполнит наши корзинки своими дарами (ягодами и грибами) и просто оживит и украсит нашу планету!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: