Цель: формирование основ понимания необходимости создания «Красной книги России» и привлечение детей к экологической проблеме – сохранение животного мира края.
Задачи:
1. Подвести воспитанников к пониманию необходимости сохранения животных края.
2. Развивать познавательный интерес к животному миру редких и исчезающих видов.
3. Симулировать проявление любознательности и поисково-исследовательских действий в решении предлагаемых заданий.
4. Способствовать развитию содружественных действий, желанию вместе (в парах, подгруппах) решать проблемные задачи.
5. Воспитывать у детей желание и потребность сохранять и заботится о живой природе края.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций и выборочное чтение описательных рассказов из «Красной книги России».
2. Чтение книг: «Белка с бельчатами», «Про больших и маленьких» Е.И.Чарушина; «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Я. Снегирева; «Как белочка зимует» Г.А. Скребицкого; «Доверчивая белка» Г.И.Королькова.
Материал и оборудование:
1. Тематическая презентация Power Point.
2. Мультимедийное оборудование.
Вводная часть:
Педагог вносит в группу «Красную книгу России», обращая внимание ребят на первый слайд.
Дорогие, маленькие друзья, путешественники по «Азбуке»! Эта страничка открывается буквой «Ж». Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить сегодня?... Вы много слов назвали с этой буквой и, конечно, слова «жизнь», «животные».
Каких животных вы знаете?..
После перечисления детьми знакомых животных педагог просит ребят обратить внимание на «Красную книгу» и отметить животных, которые встречаются в нашем крае (олень, росомаха, барсук, речная выдра, ласка, белка-летяга и уникальное животное, которое водится в Ладожском озере и только в нашем крае - ладожская нерпа).
|
Основная часть:
Рассказ педагога о ладожской нерпе.
Ладожская нерпа – пресноводный тюлень живет только у нас в Ладожском озере. Держится небольшими группами по 7 – 15 зверей, но часто встречается один зверек. Окрас меха тёмный, почти чёрный с белыми кольцами. Ласты короткие и на берегу они не дотягивают до земли. Питаются рыбой: налимом, бычками, колюшками, ершами и корюшками. Естественные враги нерпы — волки и лисицы. Если на суше нерпа выглядит беспомощной и неуклюжей, то в воде она проявляет чудеса ловкости. Торпевидное тело, лапы-ласты, плотная, не намокающая шерсть и толстый слой жира под кожей - все это помогает тюленю комфортно чувствовать себя в воде. Нерпа часто запутывается в сетях рыболовов и так погибает. Сегодня охота на нерпу полностью запрещена. Беспокойство у нерпы вызывает и появление человека на моторных лодках и снегоходах в местах ее отдыха и размножения. Весной самки приносят по одному беленькому как снег детенышу в норах, которые выкапывают в снежных торосах на льду. Кормят маленьких – молочком. Когда Ладога свободна от льда, животные выходят для отдыха на сушу.
Рассказ о нерпе педагог сопровождает иллюстрациями или слайдами, затем вносит «лэпбук» – папку с иллюстративными материаламиизаданиями /.
Педагог с помощью заданий погружает ребят в тему «Животные - обитатели нашего края, занесенные в Красную книгу» и обращает внимание на двух представителей животного мира - это ладожская нерпа и белка-летяга. Предлагает выполнить задания в парах и подгруппах.
|
Ребята, вы будете работать вместе в парах и группах, давайте договоримся не ссорится и помогать друг другу.
Задания: | Задачи: |
1. Рассмотрим нерпу | Составить описательный рассказ. |
2. Потрогаем мех нерпы | Описать мех нерпы по ощущениям. |
3. Рассмотрим иллюстрации как нерпа готовится к появлению потомства | Составить рассказ о поведении нерпы перед рождением белька. |
4. Расскажем по картинке о нерпе | Ориентироваться в пространстве, используя в речи предлоги. |
5. Найдем нерпе место на схеме («Где она живет?», «Кто и где живет?») | Определить место, где живет и обитает нерпа (в снежной или ледяной норе, логове или берлоге); волк в логове, барсук и лиса в норе, бобер в хатке, медведь в берлоге. |
6. Найдем разные книжки и иллюстрации о нерпе (в книжном уголке, дома, в библиотеке) | Подготовить ребят к поисковым действиям в книжном уголке для подбора художественной литературы и иллюстраций о нерпе. |
7. Поищем следы нерпы. («Кому принадлежат?», «Чьи следы вы узнали?») | Определить по оставленным на снегу следам животное, которому они принадлежат. |
8. Расскажем о нерпе с помощью плана и вопросов | Составить описательный рассказ с опорой на вопросы: 1. Опиши внешний вид нерпы. 2. Где живет нерпа? 3. Чем питается нерпа? 4. Есть ли у нерпы враги? 5. Как спасти и сохранить нерпу? |
6. Составим слово «нерпа» (с помощью материала «Подготовка к обучению грамоте») | Составить слово, используя материал по подготовке к обучению грамоте: зеленый кружок + красный + синий + зеленый + красный. |
7. Подберем слова, рифмующиеся со словом «белек» («Рифмовочки») | Развивать речевые творческие способности в рифмовании слов: «снежок», «пушок», «огонек», «зверек». |
8. Познакомимся с разными видами нерп. Сравним их. | Познакомить ребят с ладожской и балтийской нерпой, сравнить их, определив сходство и различие. |
9. Составим описательный рассказ о нерпе. | Развивать монологическую речь, передавая эмоционально отношение к зверьку. |
10. Составим рассказ о нерпе по мнемотаблице, пиктограмме («Расскажи о нерпе») | Стимулировать исследовательские и познавательные действия в самостоятельном подборе пиктограмм для запоминания и последующего рассказа с опорой на созданную модель. |
11. Решим «Задачки от нерпы»: «Четвертый лишний», «Назови одним словом» (двумя словами), «Составь и реши задачу», «Реши кроссворд», «Рисуем по клеточкам», «Кто спрятался на картинке?», «Сосчитай, сколько бельков – детенышей нерпы?» | Обеспечить освоение, закрепление и систематизацию знаний по теме, связав их с другими образовательными областями: игровое упражнение «назови одним словом», н-р, тюлень, нерпа и морж – это ластногие. |
12. Решим занимательную задачу: «Что забыл нарисовать художник?» | Стимулировать развитие памяти, внимания в восприятии рисунка, н-р, художник не дорисовал нос, ушки, ноги-ласты и т.д. |
13. «Чего не хватает? » | Стимулировать развитие внимания, восприятия и памяти, н-р, необходимо отметить, что есть на одном рисунке и нет на другом. |
14. «Составь картинку» | Упражнять в составление целого из отдельных частей (разрезные картинки или пазлы) |
15. «Найди силуэт нерпы», «Чьи это силуэты?» | Определить по силуэту животное, которое изобразил художник. |
16. Как мы будем нерпу охранять? | Составить правила охраны животных водоемов. |
17. Нарисуем плакаты на выставку и для проведения экологической акции «Сохраним животный мир планеты!» | Развивать художественный вкус, желание любоваться миром природы, отражая его в рисунках; воспитывать потребность сохранять представителей животного мира на нашей планете |
Рассказываем и читаем сами. Рассказали мне три нерпы, Что толсты не из-за лени: - Мы без дела не сидим, Рыбу ловим и едим - Сытно в завтрак, плотно в ужин, Нам ведь жир подкожный нужен. С ним мы в злые холода Не замерзнем никогда! (Сергей Михайлов) Нерпа в зоопарке. От мороза не страдает – Толстый жир ее спасает. И в любую непогоду Она булькается в воду. Быстро плавает, резвится. Вод холодных не боится, Ведь от них ее надёжно Защищает жир подкожный. В рационе только рыба. Формой тела словно глыба Омываема водой Сверху меха тонкий слой. Непонятны ей заборы, Снятся Ладоги просторы. Сердцу милые картины - В море плавающие льдины, В синей дымке берега, Где сейчас лежат снега. | Нерпа Очень нравится мне нерпа — Нет приятнее зверька! Не похожа на оленя, На собаку, на хорька — Из воды она выходит — Плюх на берег животом. Словно гусеница летом Нерпа движется ползком. Пусть медлительна на суше Неуклюжа и толста, Но совсем преображает Нерпу Ладоги вода. Вид в воде совсем другой — Зверек ловкий, озорной. С круглой милой головой, В тёмной шубке меховой, Но совсем другая шубка У детёнышей - нерпят, Ведь они среди торосов На снегу одни лежат. Ожидают молча маму И белы, как свежий снег Потому-то их "бельками" Называет человек. (Анатолий Панихидин) Загадка: Этот зверь легко ныряет - Ловит рыбу под водой, Он как в цирке выступает - Так вращает головой; Умный, быстрый, сильный, ловкий - Я б хотел таким же быть, И с такою же сноровкой Под водою быстро плыть. Вместо лап у него ласты, Шерсть короткая блестит: Кто ещё бы смог похвастать, Что всегда водой обмыт? |
Рассказ педагога о белке-летяге:
|
Белка – дикое животное, живущее в наших лесах, она грациозный и проворный зверёк. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. Цепкие коготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки, перепрыгивать с дерева на дерево и свободно планировать, перелетая на расстояние до 400 метров, потому что у нее есть боковые кожистые перепонки для полетов. Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост, она управляет им словно рулём. Белочка бережет свой хвостик, чистит его и старается не замочить. Ловко орудуя передними лапками, как маленькими ручками, белка сплетает из тонких веточек гнездо, аккуратно складывая прутик за прутиком. Так она сплетает гайно – большой шар с боковым отверстием для входа. Белочка сплетает не одно гнездо, а два или три, чтобы в случае опасности перенести в них бельчат. Она устилает гайно мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.
Морозные дни она любит проводить в своем уютном жилище. Часто она зимует в глубоком дупле старого дерева. Белочка любит лакомиться орехами и семенами кедра, сосны, ели. Любит белка и ягоды, грибы, почки, соцветия. Белочка – хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая, недаром в народе её называют «хлопотунья». В конце лета и осенью белочка делает запасы, она наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. Грибы она сначала высушивает, нанизывая их на голые сучки.Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата. Бельчиха – старательная мама, она ухаживает за ними, кормит, воспитывает, учит уму-разуму.
Задания: | Задачи: |
1. Рассмотрим белку. | Составить описательный рассказ. |
2. Потрогаем беличий мех. | Описать беличью шубку по ощущениям (от кисточки с беличьим хвостиком). |
3. Рассмотрим иллюстрации, как белка готовится к зиме. | Составить рассказ о поведении белки осенью и зимой. |
4. Расскажем по картинке, где белка. | Ориентироваться в пространстве, используя в речи предлоги. |
5. Найдем белочке место на схеме («Куда прыгнула белка?», «Где она живет?», «Кто где живет?») | Определить место, где живет и обитает белка (в дупле, но не в норе, логове, норке или берлоге). |
6. Найдем разные книжки о белке (в книжном уголке, дома, в библиотеке) | Подготовить ребят к поисковым действиям в книжном уголке для подбора художественной литературы и иллюстраций о белке: Чарушин Е.И. «Белка с бельчатами», «Про больших и маленьких». Снегирев Г.Я. «Как птицы и звери к зиме готовятся». Скребицкий Г.А. «Как белочка зимует». Корольков Г.И. «Доверчивая белка». |
7. Найдем беличьи следы. («Кому принадлежат?», «Чьи следы вы узнали?») | Определить по отпечатку следа на снегу животное. |
8. Расскажем о белке с помощью плана и вопросов. | Составить описательный рассказ с опорой на вопросы: 1. Опиши внешний вид белки. 2. Где спит белка? (в дупле дерева, в гайно). 3. Чем питается белка? /(орехами, грибами, семенами шишек) 4. Что происходит с белкой перед наступлением зимы? (меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую) 5. Как белка готовится к зиме? (готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи) |
6. Составим слово «белка» (с помощью материала «Подготовка к обучению грамоте») | Составить слово, используя материал по подготовке к обучению грамоте: зеленый кружок + красный + синий + синий + красный. |
7. Подберем слова, рифмующиеся со словом «белка» («Рифмовочки») | Развивать речевые творческие способности в рифмовании слов: «белка», «стрелка», «тарелка», «отделка»… |
8. Познакомимся с разными видами белок. Сравним их. | Познакомить с разными видами белок: обыкновенная, кистеухая, бурундуковая, длинноносая и летяга. |
9. Составим описательный рассказ о понравившейся белке. | Развивать монологическую речь, передавая эмоционально отношение к зверьку. |
10. Составим рассказ о белке по мнемотаблице, пиктограмме «Расскажи о белке») | Стимулировать исследовательские и познавательные действия в самостоятельном подборе пиктограмм для запоминания и последующего рассказа с опорой на созданную модель. |
11. 14. Решим «Белкины задачки»: «Четвертый лишний», «Назови одним словом» (двумя словами), «Составь и реши задачу», «Реши кроссворд «Белкины запасы», «Рисуем по клеточкам», «Кто спрятался на картинке?», «Сосчитай, сколько белок?» | Обеспечить освоение, закрепление и систематизацию знаний по теме, связав их с другими образовательными областями: игровое упражнение «Кто спрятался на картинке?» (н-р, несколько животных изображены в одной плоскости и нужно их найти и правильно назвать); Игровое упражнение «Рисуем по клеточкам» (н-р, нужно соединить точки в клеточках, чтобы узнать животное, которое изображено). |
12. Решим «Белкины задания»: «Что забыл нарисовать художник?» | Стимулировать развитие памяти, внимания и восприятия рисунка (н-р, художник не дорисовал нос, ушки, лапки и т.д.) |
13. «Чего не хватает?» (родительный падеж) | Стимулировать развитие восприятия и памяти рисунка (н-р, отметить что есть на одном рисунке и нет на другом). |
14. «Составь картинку» (использовать картонные разрезные картинки или пазлы) | Упражнять в составление целого из отдельных частей. |
15. «Найди силуэт белки», «Чьи это силуэты?» | Определить по силуэту животное, которое изобразил художник. |
16. Как мы будем охранять белочку-летягу? (составление правил по охране лесных жителей) | Составить правила охраны животных леса. |
17. Нарисуем плакаты на выставку и для проведения экологической акции «Сохраним животный мир планеты!» | Развивать художественный вкус, желание любоваться миром природы, отражая его в рисунках; воспитывать потребность сохранять представителей животного мира нашей планеты. |
Рассказываем и читаем сами. Можно жить. Весна теплом своим согрела, Открыл ручей в снегу окно. У бедной белочки продукты Уже закончились давно. Но эта чудная малышка Не собирается тужить. Нашла под старым кедром шишку, Повеселела: можно жить. (Евгений Кохан) Белка. Кто там прыгает, узнай-ка - Это белочка-хозяйка. На еловой ветке Расшалились детки. Суетятся, верещат, Маму слушать не хотят. Шел медведь, сломал сучок, Детки – к маме под бочок (Василий Морозов) Загадка: Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белочка) | Уронила белка шишку. Уронила белка шишку. Шишка стукнула зайчишку. Тот пустился наутек, Чуть не сбил медведя с ног. Под корнями старой ели Размышлял медведь полдня: «Что-то зайцы осмелели… Нападают на меня! (Валерий Шульжик) В лесу. В глухом лесу бродить Мне как-то довелось… Я видел там, как пил из речки лось. Как чуткий заяц, Уши навострив, следил за мной Под тенью краснотала. И как лиса с лисятами играла. Синицы слушал тоненький мотив. И мне хотелось, чтоб с руки моей Синичка или белочка кормилась… Я уходил, И как же пригодилось: На пне оставил горстку сухарей. (Валентин Сидорюк) |
Заключительная часть:
Педагог дает оценку работы ребят на занятии. Подводит ребят к систематизации знаний и спрашивает:
Что нового вы узнали? Чему научились? Какие задания были самыми интересными? Были ли трудные и сложные задания?
Педагог отмечает детей, которые хорошо работали вместе в парах и подгруппах, выполнили удачно отдельные задания. Поддерживает ребят, не нарушавших нормы культуры взаимоотношений, благодарит за активную помощь во время занятия и, подводя итог, говорит:
Лес нашего края очень богат и красив, в нем есть и редкие исчезающие животные, которых мы видели в «Красной книге» и о которых вы сегодня рассказывали. Это большой дом для лесных жителей. И, приходя в лес, надо помнить, что мы у него в гостях. Поэтому в лесу нельзя: ломать и губить без надобности деревья, ловить и трогать руками маленьких бельчат, зайчат и ежат, убивать змей и жуков, ловить ради забавы лесных обитателей. И лес за нашу доброту отблагодарит нас свежим воздухом, удивительными приключениями, наполнит наши корзинки своими дарами (ягодами и грибами) и просто оживит и украсит нашу планету!