Методические рекомендации:
1. Игра проводится после освоения навыка элементарного ориентирования на карте.
2. Игровое поле (Карта Ленинградской области) должна быть достаточно большой с ярко выделенными водными объектами.
3. После проигрывания несколько раз вместе с педагогом (с разными игровыми заданиями по выбору направления и вида транспорта), дети могут играть самостоятельно.
4. После занятия «Шлиссельбург» – может добавится тема «Из варяг – в греки».
5. Аналогичное занятие можно провести после того, как дети познакомятся с отдельными достопримечательностями своего района или Ленинградской области, тогда разработанный маршрут дополнится указанием достопримечательностей.
Ребята, я предлагаю вам отправиться на катере в путешествие по карте. Давайте рассмотрим карту – какие у нас есть дороги?
Воспитатель показывает детям, как можно на карте увидеть линии дорог и предлагает детям пальчиком по ним вести, пока кто-нибудь из детей не догадается, что лодка по дороге ехать не может: ей нужна вода.
А где в Ленинградской области вода, по которой можно плыть? На чем вообще можно путешествовать по Ленинградской области?
Дети называют разные виды транспорта, перечисляют, какие виды дорог для них нужны. Воспитатель уточняет, что поезд и самолет подходят для поездок на большие расстояния, и нам не подходят.
В путешествие первым капитаном выбирается тот, кто хорошо ориентируется по карте и знает названия морей, рек.
1. Кто запомнил, какая крупная река течет из Ладожского озера в Балтийское море? (Нева) Покажите на карте.
2. А как называются две большие реки, которые отдают свои воды Ладожскому озеру? (Свирь, Волхов) Покажите их на карте.
|
3. Какое озеро стоит на краю Ленинградской области? (Чудское). Покажите на карте.
4. Какое озеро отдает свои воды Ладожскому озеру? (Онежское). Покажите на карте.
5. Какой водный транспорт может проходить по реке? (корабли, лодки, катера, баржи).
Молодцы! Теперь я за вас спокойна, вы точно не потеряетесь. Правильнее всех отвечал… (Коля), он первым становится капитаном.
Задание 1:
Мы с вами очутились около Онежского озера. Найдите его на карте. А нам надо добраться до Балтийского моря. Какой вид транспорта выберем? (водный: катер, корабль) Предлагаю отправиться на старинном русском корабле, который назывался «Ладья».
Капитану вручается значок «ладья» для перемещения по карт е.
Ребята, помогайте нашему капитану, подсказывайте, по каким рекам и озерам мы должны проплыть. Замечательно! Ура! Ребята, мы доплыли до моря! Как оно называется? (Балтийское)
Ребята, когда мы проплывали по рекам и озерам – по берегам я видела еще небольшие города и поселки Ленинградской области. А вы видели? Давайте найдем на карте их место и названия.
Ребята показывают, где отмечены города, поселки, деревни.
Найдите города на карте своего района. Найдите свой город (поселок, село, деревню). Как он называется? Молодцы, в нашем путешествии никто не потерялся.
Мы с вами очутились на реке Волхов. Как нам добраться до Онежского озера? Далее игра проходит по аналогии с предыдущим маршрутом. Варианты маршрутов могут быть предложены как педагогом, так и детьми.
Задание 2:
А теперь нам надо добраться из Санкт-Петербурга до... (название населенного пункта, где расположен детский сад). Какой вид транспорта выберем? (машина, электричка, автобус) Сережа повезет нас на машине.
|
Далее предлагаются роли водителя автобуса, электрички; вручается значок указанного вида транспорта, который ребенок перемещает по карте в нужном направлении туда или обратно.
Ребята, помогайте нашему водителю, подсказывайте, вдоль каких рек или озер можно проехать. Может, вы знаете названия городов, через которые проходит ваш путь? Вот, наконец, мы добрались до детского сада. Никто не заблудился?
А что нам помогало в путешествии? (высказывания детей)
Герб
Тема «Герб»
Цель: формирование представлений детей о геральдике и символике герба России и Ленинградской области.
Задачи:
1. Расширять представления детей о государственной символике.
2. Развивать интерес к геральдике и желание создавать герб своей семьи.
3. Обогащать словарный запас и развивать связную речь детей в составлении описательных рассказов о гербах.
4. Способствовать развитию культуры взаимоотношений со сверстниками, желание оказывать помощь и эмоциональную поддержку.
5. Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес и внимательное отношение к символике края и страны.
Предварительная работа:
1. Рассматривание основных символов России: флаг, герб.
2. Знакомство с местоположением Ленинградской области (вдоль берегов Балтийского моря).
3. Выборочное чтение книги «Бабочка над заливом» Т.А. Кудрявцевой.
Материал:
1. Настольная игра «Соберем герб» (детали: «крепостная стена», «ключ», «якорь»).
2. Игровые наборы солдатиков (2-3 разновидности).
|
3. Тематическая презентация Power Point.
4. Мультимедийное оборудование.
Вводная часть:
Педагог приветствует ребят и предлагает посмотреть, что изменилось в центре творчества. Ребята обращают внимание на появление солдатиков. Педагог говорит:
Ребята, постарайтесь рассмотреть их внимательно. Они очень похожи друг на друга, но у каждого из них есть важное отличие, какое? (рассуждения детей) Конечно, это щиты, они имеют разную форму и на каждом щите что-то изображено. Что? (можно использовать лупу)
Дети называют: дракон, медведь, орел, сова и даже ящерица.
Да, воин изображал на щите то животное, на которое хотел быть похожим.
Дети совместно с педагогом отмечают качества, характерные для животных, которые нашли отражение на щитах воинов. Дракон – отважный, медведь – сильный, сова – мудрость, орел – смелый и быстрый, ящерица – ловкость и быстрота. Со временем, такое изображение на щите стали называть гербом. Давайте еще раз посмотрим, какие разные бывают щиты и гербы. Где вы встречали гербы? (ответы детей)
Педагог поддерживает ребят:
Да, герб – это символ любой страны, города и отдельной спортивной команды, и даже есть семейный герб.
Основная часть:
Педагог продолжает:
А какой герб считается самым главным у нас, в нашем государстве? Это герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Давайте рассмотрим наш российский герб, ведь каждый элемент герба имеет свое значение: двуглавый орел, жезл и шар означают сильную власть, защиту государства; всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.
Педагог предлагает ребятам поиграть в настольную игру «Соберем герб». Дети подходят к столу и педагог поясняет, что собрав пазлы, они получат изображение знакомого им герба. Дети собирают герб и догадываются, что это герб Ленинградской области. Педагог говорит:
Верно, это герб нашей области и он отличается от герба нашей страны. Скажите, в чем это отличие? (рассуждения детей)
Педагог дополняет рассказы ребят:
Это герб нашей Ленинградской области. Каждый герб имеет четыре части. Посмотрите, это поле, это глава, это сердце, это – подножие. На лазоревом (голубом) поле, этот цвет символизирует красоту нашего края, изображен серебряный якорь, пересеченный золотым ключом. Якорь означает, что наша область – «ключ» к морю. Известно, что российский флот начинался здесь. И сегодня наша область имеет два морских порта: город Санкт-Петербург и город Выборг. Ключ (он изображен ушком вверх и бородкой вниз) подчеркивает, что наша область – пограничная, и граница России надежно закрыта. В красной главе щита изображена серебряная зубчатая стена – это крепость, она символизирует, что Ленинградская область является защитой Отечества, крепостью нашей Родины.
Есть слово «герб». Есть слово «флаг». Их знает с детства каждый. А «символ»? Символ-это знак. Условный знак, но важный. И герб, и флаг стране нужны. | Пусть их запомнит всякий: Ведь это - символы страны, Ее отличья знаки! Не ради денег или благ, не ради изобилия Они даются – герб и флаг – Как имя и фамилия! (Н.Голь) |
Ребята, а помните, нам «бабочка над заливом» рассказала, что в нашей Ленинградской области много разных районов, а ведь у каждого района, ребята, тоже есть свой герб. Смотрите, какие они разные. (показ гербов районов) Найдите гербы, на которых нарисованы якоря, стены крепости, корабли, деревья, птицы и ангелы?
А какие еще интересные изображения вы увидели на гербах? (медведь, лукошко с рыбой, корона, дворец). Как вы думаете, о чем говорят эти символы? Что нам гербы рассказывают? (рассуждения детей)
А где же герб нашего района (города)?
Педагог называет основные символы на гербе своего района (города). Дети по описанию находят его на слайде.
Это, действительно, наш герб. Ребята, вы теперь умеете разгадывать многие символы герба и стали юными герольдами. Как вы думаете, что означают символы на гербе? (нашего города, района) Поговорите со своими мамами, папами, а завтра мы поделимся друг с другом своими открытиями.
Как Вы думаете, ребята, кто такие герольды? Это люди, которые изучают и создают разные гербы: семьи, города, государства. Флаг и герб государства называются государственными символами. Давайте попробуем угадать, как называется наука, изучающая гербы? (геральдика)
Педагог предлагает ребятам стать юными герольдами и нарисовать свой герб. Вместе с детьми вспоминают части герба (поле, глава, сердце и подножие).
По окончании работы рассказывают о выбранном цветовом поле рисунка, о верхней и нижней части герба и его центре – сердце.
Заключительная часть
В конце занятия все рисунки выставляются, а ребята могут по предложению сверстника или педагога рассказать о своем гербе.
Педагог может приобщить родителей к совместной изобразительной деятельности с ребенком, к совместной разработке и созданию герба своей семьи. Возможна презентация совместной семейной работы или запись рассказа ребенка о гербе своей семьи.
Сведения о гербах городов и районов Ленинградской области:
Выборг и район (имеют один герб)
Выборг – один из старейших городов нашей области, а его гербу более пятисот лет. Вверху – на красном фоне три золотые короны – знак шведских королей. Потому что город-крепость Выборг был основан шведами. Внизу – на голубом поле латинская буква W. Это первая буква в названии города по-шведски. Пояс на щите говорит о том, что крепость стояла на границе и границу охраняла. Щит держат два ангела. Выборг в переводе со шведского – «святой город». Может быть, поэтому щит держат именно ангелы, а не воины?
Светогорск
На голубом поле золотое сияющее солнце и серебряная облачная гряда. В центре три зеленые ели. В гербе просто обыграно название города. Но в облачной гряде, отстраняемой лучами солнца, видится и географическая символика: граница на северо-западе, поддерживаемая лучащейся русской, ленинградской районообразующей мощью.
Приозерск и район (имеют один герб)
Вверху - в красном поле две руки в серебряных латах, держащие вверх мечи. Это символ долгой борьбы, которую вели за Корелу русские и шведы. Внизу – на голубом поле серебряный журавль, держащий в лапе золотой камень. Журавль – умная и очень осторожна птица. Это символ настороженности. Северо-западные рубежи России охраняются, но нужно быть осторожными.
Приморск
Д вухцветный щит, красного и голубого цвета, поле пересечено волнообразной линией (символ морского города). На щите четыре золотых листа березы, символизируют острова района.
Сертолово
На голубом поле золотая сосна с четырьмя корнями, переплетенными с серебряным мечом, положенным внизу щита. Герб символизирует рост новой жизни на местах давних и недавних (в районе Сертолово шли ожесточенные бои и в Финскую и в Великую Отечественную войну) боев. Здесь очень много воинских захоронений.
Всеволожск
В верхней части герба видна разорванная дуга монумента прорыва блокады Ленинграда (это событие произошло зимой 1944 г. на территории нынешнего Всеволожского района). Белая ладья на голубой воде – это символ древних торговых путей через Ладожское озеро и Неву в Европу.
Всеволожский район
На пересеченном черном и лазоревом поле золотая парусная ладья и над ней серебряная дуга, выходящая снизу и разорванна я посередине. Золотая ладья в синем поле указывает на расположение района по берегам Ладожского озера и реки Нева – древнейших водных путей. Серебряная дуга в красном поле напоминает очертаниями «Разорванное кольцо» и указывает на роль района в годы ВОВ, когда по его территории проходила «Дорога жизни».
Кингисепп и район (имеют один герб)
На зеленом поле виден сидящий на камне черный орел, взирающий на солнце.
Город-крепость Яма (от финского племени "ямь") был основан новгородцами, в конце XVI в. город отошел к Швеции и стал именоваться Ямбург. Петр I отвоевал этот город. В 1922 г. город переименован в Кингисепп (в честь фамилии эстонского коммуниста).
Сосновый Бор и район (имеют один герб)
По диагонали герба проходит крепостная зубчатая стена – геральдическое изображение из старинного герба княжества Ижорского. Волнистая линия и рыбки означают, что город стоит на морском берегу. Вверху – золотая «энергетическая корона» над знаком ядра и электронных орбит, символизирует Ленинградскую атомную элекктростанцию. «Крепость» внизу – детский городок Андерсенград.
Гатчина
Вверху – на золотом фоне двуглавый орел с тремя императорскими коронами, на груди красный щиток с вензелем – символы царской власти. За щитком мальтийские крест и корона. В нижней, голубой, части латинская литера G. Гатчина была любимой загородной резиденцией Павла I, а он, как известно, был мальтийский кавалер, отсюда и геральдическая символика.
Гатчинский район
На голубом поле серебряное здание, подобное античному храму, с флюгером в виде райской птицы на шпиле. Золотые охотничьи рога – это память об охотничьих угодьях. Еловая ветвь – знак лесных богатств района, колос – знак развитого сельского хозяйства.
Новая Ладога
На красном поле герба часть Ладожского канала (голубой вертикальный столб), а по сторонам два рога изобилия. Ладожский канал был прорыт вдоль южного берега Ладожского озера для обеспечения безопасного судоходства по Волго-Балтийскому пути (бури на озере были слишком опасны для плоскодонных барок того времени).
Лодейное Поле и район (имеют один герб)
Лодейнопольский район издавна славился своими боевыми кораблями – ладьями. Петр Великий именно там построил одну из первых российских верфей. Оттого на гербе и плывет по голубым волнам золотой корабль с серебряными флюгерами и парусами. На самой высокой его мачте развевается императорский штандарт (так в те времена называли знамена).
Подпорожье
Герб имеет форму воинского щита (в древности Присвирье было окраиной государства и местным крестьянам приходилось, идя на пашню, брать с собой оружие). В центре – круг, имеющий форму вверху – пилы, внизу – шестерни (пила и шестерня обозначают развитие отраслей промышленности в городе). В центр круга вписан силуэт Верхне-Свирской ГЭС.
Подпорожский район
В рассеченном и чешуйчато пересеченном зеленью и серебром поле – золотой речной якорь с четырьмя зубцами и лазоревый руль накрест, сопровождаемые вверху переменяющим цвет с золота на лазурь крестом в виде ромба с углами. Речной якорь – символ надежды, руль – символ лоцманов. Крест в виде ромба символизирует богатые традиции деревянного зодчества. Рассечение и чешуйчатое пересечение герба показывает географическое расположение района на судоходной реке Свирь. Серебряные части герба напоминают о порогах, где было основано первое поселение.
Шлиссельбург
На голубом поле герба крепость, над ней золотой ключ под короной.
Герб великолепно передает главную особенность географического положения города: ключ к выходу из Ладожского озера в Неву, а затем в Мировой океан.
Волхов
В центре герба силуэт Волховской ГЭС. Вверху, на красном поле, золотой крылатый огненный меч (символ ратной доблести), внизу – на голубом поле (воды реки Волхов) и серебряная звезда с четырьмя лучами, накрытая красным колесом (значение города как железнодорожного пути).
Волховский район
В серебряном поле зеленая сосновая глава, с закругленным концом острие треугольника, обремененное серебряным трезубцем. Сосны символизируют лесные угодья района, треугольник – курган «Олегова могила», купольные главы Староладожской крепости, серебряный трезубец – слияние с Ладожским озером рек Волхов, Сясь, Паша.
Тихвин и район (имеют один герб)
На гербе изображен щит, который разрезан надвое серебряной дугой, означающей часть зодиака. На ней год преобразования слободы в город Тихвин. Верхняя часть голубая, вверху золотое сияние (указание на то, что это место было знаменито). На нижнем, красном поле корона (символ милости Екатерины II, учредившей город).
Луга и район (имеют один герб)
Главная фигура герба – лосось в кадке, символизировавшая рыбные богатства реки Луги.
Кириши и район (имеют один герб)
Белая старинная ладья, символизирующая проходивший здесь путь из варяг в греки на синем фоне (река Волхов). Ладья плывет по белоснежному кружеву (старинный промысел в районе).
Пикалево
На зеленом щите герба серебряные контуры завода с тремя тубами. В золотой оконечности серебряный экскаватор.
Бокситогорск
Силуэты индустриальных построек, отвалы переработки руды алюминия (бокситов), лес и пашня.
Бокситогорский район
В серебряном поле на зеленом холме – стоит черный медведь и пять зеленых елей. Зеленый холм символизирует начало Валдайской возвышенности, медведь и ели – лесные богатства района. Красные ромбы – условные обозначения залежей полезных ископаемых – бокситов, из которых получают очень ценный металл алюминий.
Волосовский район.
На зеленом поле сквозной ромб, сопровождаемый во внутренних междукрестиях безантами. В верхнем правом углу – голова быка, в верхнем левом углу – ель. В оконечности щита – три безанта, окруженные кольцом, сопровождаемым по сторонам двумя колосьями, положенными дугообразно и направленными в стороны вверх. Все фигуры – золотые. Голова быка и колосья символизируют животноводство и растениеводство – основу экономики района, а ромбы (элемент древнерусского орнамента) и три безанта в окружности – это богатая культура. Бык связан также с древнеславянским богом скота Велесом (Волосом), от имени которого происходят топонимы Волосово и Волосовский район.
Кировск и район (имеют один герб)
На красном поле лазоревой (синей) волнистой оконечности, обремененной серебряным поясом и тонко окаймленной серебром, золотая ладья с двумя выходящими из нее наискось в стороны золотыми знаменами, между которыми – положенный в столб меч того же металла. Синяя волнистая оконечность указывает на реку Нева, на берегу которой расположен район. Золотая ладья – на древний «Путь из варяг в греки», пролегавший по Неве, и на старинные традиции российского судоходства.
Сланцевский район
На гербе – поле, покрытое лазоревой чешуей и золотая стоящая женщина в одеянии древнерусской княгини, опирающаяся согнутой в локте правой рукой на золотой длинный посох, на ее плече - сидящий золотой сокол, обращенный вправо. Волнистый правый серебряный боковик обернул столб красными двумя цветками и между ними перистым листом, соединенными и окруженными выходящими сверху и снизу стеблями с листьями и соцветиями. Княгиня Ольга (по преданию) была на территории района и установила там каменный крест.
Дерево