Игра-путешествие «Экскурсия по Ладожскому озеру»




Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников на краеведческом содержании, воспитание экологической культуры.

Задачи:

7. Формировать представление о Ленинградской области как родном крае, в котором мы живем; Ладожском озере как водном объекте в Ленинградской области и обозначении его на карте.

8. Познакомить с животными – обитателями Ладожского озера и Нижнесвирского природного заповедника; развивать умение чувствовать, замечать и эмоционально откликаться на красоту родной природы.

9. Развивать познавательную активность дошкольников, коммуникативные умения в процессе обсуждения, установлении договоренности со сверстниками.

10. Развивать связную речь в процессе рассказывания с помощью моделей.

11. Создавать условия для реализации творческих проектов краеведческого содержания, совместного сговора детей на предстоящую деятельность.

Материал и оборудование:

1. Тематическая презентация Power Point со зрительным рядом по теме: достопримечательности Санкт-Петербурга, которые знакомы детям; виды Ладожского озера; животные – обитатели озера и Нижнесвирского заповедника.

2. Фотография Дворцового моста; условное обозначение причала.

3. Игрушечные рупор, микрофон.

4. Строительный материал для строительства корабля.

5. Игровые атрибуты: штурвал, рында, канат, якорь, рация, корабельные флажки, фонарик.

6. Туристические атрибуты: бинокли, фотоаппараты.

7. Карта-схема «дороги» к Коню-камню Ориентировка в пространстве группы), фотография с изображением камня на острове Коневец.

8. «Путаница» - перепутанные дорожки следов разных животных – обитателей Нижнесвирского заповедника.

9. Мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

1. Чтение отрывков: Татьяна Дудинова Сказка о ладожском нерпенке https://avtor.karelia.ru/elbibl/dudinova/o_ladozhskom_nerpenke.pdf

I. Вводная часть:

Воспитатель заранее договаривается с мальчиками группы о строительстве корабля, его названии, наборе команды матросов и в установленное время делает через рупор объявление:

Внимание, внимание, уважаемые жители Ленинградской области и её гости – мы приглашаем вас на увлекательную экскурсию. Круизный корабль (например, «Россия») ждет гостей на причале реки Невы у Дворцового моста.

Воспитатель приглашает туристов пройти на палубу и занять свои места. Дает команду:

Отдать швартовы! (конец веревки, который был закреплен за стойку на причале) Поднять якорь! Полный вперед!

Уважаемые туристы, наша экскурсия начинается в самом красивом городе России – Санкт-Петербурге. Мы плывем с вами по реке Неве. Оглянитесь по сторонам, полюбуйтесь…

Показ слайдов с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Кто из вас узнал достопримечательности города, мимо которых мы сейчас проплываем?.. (ответы детей)

II Основная часть

Показ слайда с Ладожским озером:

Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляют причёски.

И месяц и звёзды – всё в нём отражается.

Как зеркало это у нас называется? (озеро)

Посмотрите – река Нева привела нас к Ладожскому озеру. Полюбуйтесь, какое оно красивое! Это одно из самых больших озер нашей страны России. Только представьте – чтобы объехать его на автомобиле, понадобится больше 2-х дней. Ладожское озеро не только большое, но и очень глубокое. Представьте только, что в нём мог бы поместиться многоэтажный дом, у которого целых 50 этажей. Посмотрите – капельки воды блестят на солнце, как маленькие звёздочки. Какая чистая и прозрачная вода! В озере живет много разной рыбы. Если всмотреться в воду, то можно увидеть, как проплывают целые косяки!

Показ слайда Ладожского озера с островам.

Воспитатель дает команду матросам:

Справа по борту мель – лево руля! По носу корабля – остров. Опустить якорь!

Уважаемые туристы, на Ладожском озере много островов. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по острову Коневец. Как вы думаете, почему этот остров так называется?..

На острове Коневец находится необычный Конь-камень. Это огромный валун, который напоминает голову коня. Вы хотели бы его увидеть?..

Воспитатель предлагает туристам отправиться на поиски чудо-камня.

Физминутка:
По лесной дорожке шли,
Много камешков нашли. (дети шагают на месте)
Присели, посмотрели, (садятся)
Дальше пошли. (дети шагают на месте)

Но Конь-камень не нашли!..

Воспитатель предлагает найти Конь-камень по карте-схеме (ориентировка в пространстве группы). После рассматривания камня на фотографии или слайдеприглашает туристов пройти на палубу и дает команду

об отплытии:

Поднять якорь! Полный вперёд! Внимание слева по борту маленький каменный остров. Юные путешественники, настройте свои бинокли. На острове наблюдается какое-то движение… Смотрите, они уже в воде! Как весело они хлопают ластами!..

Показ слайда с ладожскими нерпами.

Вы узнали уникальных жителей Ладожского озера?.. Давайте передадим радиограмму на сушу расскажем об удивительном животном, которое мы встретили.

Воспитатель вместе с детьми придумывает синквейн – передают «радиограмму»:

Кто? Нерпа
Какая? Кольчатая, ладожская, гладкая, мокрая, блестящая, маленькая, усатая, заботливая…
Что делает? Охотится, плавает, ныряет, ловит рыбу, заботится о малыше…
Самое удивительное – это… Маленький белёк не похож на маму. Мама-нерпа кормит белька-малыша молоком. У нерпы есть ласты…
Как другими словами можно назвать нерпу? Маленький тюлень, ластоногий, животное-млекопитающее…

 

Уважаемые туристы, наше путешествие по Ладожскому озеру продолжается. Мы с вами подплываем к природному Нижнесвирскому заповеднику. Как вы думаете, почему он так называется – «Нижнесвирский»? (рассуждения детей) Заповедник находится в месте, где река с красивым названием Свирь впадает в Ладожское озеро. Вы помните, почему река так называется?.. (обращение к опыту ребенка)

Показ слайда с логотипом Нижнесвирского природного заповедника.

Кто из вас знает, что такое заповедник?.. Заповедник это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные животные и растения. Посмотрите на символ Нижнесвирского заповедника. Как вы думаете, кто здесь изображён и почему?.. (рассуждения детей)

Это орлан-белохвост – редкая птица, которая гнездится в заповеднике и внесена в Красную книгу России. Я вам предлагаю совершить увлекательную прогулку по заповеднику, но сначала давайте подумаем, какие правила поведения необходимо там соблюдать?..

После обсуждения правил – виртуальное путешествие по Нижнесвирскому заповеднику (презентация Power Point).

Далее воспитатель предлагает юным следопытам по перепутанным дорожкам следов найти животных – обитателей заповедника (игра «Путаница»).

 

После нахождения зверей по дорожкам следов воспитатель предлагает детям:

Давайте передадим еще одну радиограмму на сушу – придумаем загадку(и) о животном(ых), которого(ых) мы встретили (коллективная или подгрупповая работа):

Как придумать загадку?
Медведь
Какой? На что (кого) похож? Что делает? Чем отличается?
мохнатый как шуба   да не наденешь
  как кот любит рыбу да в доме не живёт
  как ёж спит зимой но в норе другой (берлоге)
Волк
Какой? На что (кого) похож? Что делает? Чем отличается?
умный как собака   да в доме не живёт
  как ветер воет да не холодно
  как лиса живет в лесу но не в норе
  как лиса охотится но не в одиночку (стаей)
Рысь
Какая? На что (кого) похожа? Что делает? Чем отличается?
мохнатенькая усатенькая как кошка   да в доме не живёт
  как кошка охотится но на зайцев
уши с кисточками как у белки   но шубка с пятнышками
  как белка лазает по деревьям но в дупле не живет

Воспитатель дает команду об отплытии: Поднять якорь! Полный вперёд!

Физминутка:
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход,
Раз, два,
Он шагнул назад сначала, (шаг назад)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл по озеру, (волнообразное движение руками)
Набирая полный ход. (ходьба на месте в разном темпе)

Внимание справа по борту птичий остров. Уважаемые туристы, настройте свои бинокли.

Показ слайда с чайками, звучит аудиозапись с голосами чаек.

Кружат птицы над водой.
Рыбку примечают.
И за нею с головой
В озеро ныряют.
Все владенья облетят
Гордые хозяйки.
А потом с небес кричит
Что-то громко …(чайки)

Каждую весну чайки собираются в большие или маленькие стаи на островах. Там они откладывают яйца в самодельные гнёзда, которые мастерят из лишайников и водорослей, а иногда просто кладут яйца прямо на камни. Оба родителя по очереди насиживают яйца. С появлением птенцов у чаек прибавляется забот, потому что птенцы любят поесть и постоянно требуют еду. Взрослые чайки, поймав добычу, несут её птенцам и снова летят ловить рыбу. И так целый день. Но скоро молодые чайки начинают летать и самостоятельно ловить рыбу.

А удиозапись с голосами чаек звучит громче.

Слышите, как волнуются чайки?! Рулевой, полный вперед, крепче держи штурвал!

Показ слайда с изображением Ладожского озера в шторм, звучит аудиозапись шторма.

Внимание, внимание! Уважаемые туристы, надвигается шторм – займите свои каюты. Слышите, как вздыхает Ладога? Посмотрите, как дрожит, бурлит… вода в озере. Эти звуки возникают из-за небольших землетрясений, которые происходят на дне озера. Но они не опасны. А давным-давно, тысячи лет назад, Ладожское озеро содрогалась по-настоящему: дно двигалось, а вода пенилась и бушевала...

Показ слайда Ладожского озера ночью, аудиозапись с легким плеском воды.

Послушайте, ветер утих, и озеро успокоилось… Юные путешественники, оглянитесь вокруг – стало совсем темно. Посмотрите, в озере живут настоящие звёзды! Их много, и они переливаются серебристым светом.

Слайд с изображением звездного неба.

Как же нам добраться домой?.. Чтобы идти в темноте по курсу, надо быть очень внимательным…

Игра «Повтори движение». Взрослый показывает движение, а дети повторяют. «Догонялки» – правая рука опущена, – левая на поясе; правая рука на пояс – левая к плечу; правая рука к плечу – левая на пояс; правая на пояс – левая вниз, правая вниз.

Дорог в озере нет, но на воде появилась лунная дорожка! Может, по ней доберемся? (рассуждения детей о том, как можно найти путь домой – по звездам, по компасу…)

Слайд с изображением Осиновецкого маяка (включаем фонарик – свет маяка).

Посмотрите, впереди какой-то свет! Что это? (рассуждения детей)

Это Осиновецкий маяк самый высокий на Ладоге. Он стоит на мысе Осиновец и устремлен в небо на 70 метров, как 20-этажный дом. А называется он так потому, что когда его строили (а было это больше ста лет назад) росла здесь осиновая роща.

Как вы думаете, зачем нужен маяк? (рассуждения детей)

Маяк – это высокая башня с сигнальным огнём наверху. Он указывает путь к берегу и предупреждает, если берег скалистый.

Рулевой, полный вперёд! Юные путешественники, наша экскурсия подходит к концу. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями.

Проводится игра-интервью (с игрушечным микрофоном).

Воспитатель дает команду: Слева по борту мель – право руля! Стоп! Опустить якорь! Принять швартовы! Уважаемые жители Ленинградской области и её гости, ждём вас на нашем круизном корабле, чтобы совершить новые увлекательные путешествия. До свидания.

В дальнейшем педагог может предложить открыть туристическое агентство и разработать туристический маршрут по Ладожскому озеру – предварительная работа к сюжетно-ролевой игре:

 

Куда? На чем? Что может произойти в путешествии? Что необходимо взять в дорогу? Чем закончится путешествие?

Приложение:

Игра «Берег и озеро»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности действий, умения работать в команде.

На полу выкладывается круг из шнура – озеро, по краям – берег. Все дети стоят на берегу вокруг озера. Ведущий подает команду: «озеро», и все прыгают в озеро. По команде «берег» – дети выпрыгивают на «берег». Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих детей. Например: «берег, озеро, озеро, берег, озеро, озеро, озеро…». Если по команде «берег» кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Также выходят из игры невнимательные игроки, которые во время команды «озеро» оказались на берегу. Игра может продолжаться до тех пор, пока не определится самый внимательный участник.

Занимательная задача:

Подогрела

Чайка
Чайник,
Пригласила
Девять (восемь)
Чаек:
Приходите
Все на чай! –
Сколько
Чаек?
Отвечай!

 

Музей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: