Цель: знакомство дошкольников с Финским заливом - местом отдыха жителей области.
Задачи:
1.Учить детей видеть красоту Финского залива (много воды, вода блестит на солнце, вокруг залива растут деревья и кустарники);
2.Сравнивать залив в разные времена года, отмечая характерные признаки;
3.Развивать внимание, память и логику мышления в понимании взаимосвязей деятельности человека с временем года;
4.Закреплять представления детей о том, как вести себя на заливе;
5.Воспитывать желание сохранять красоту природы Финского залива.
Предварительная работа:
Наблюдение за Финским заливом во время экскурсии, обращая внимание на красоту природы и особенности отдыха людей в разный период времени года.
Подготовить мольберты с картинами Финского залива.
Запись шума воды.
Вводная часть:
Педагог обращается к детям:
Дорогие маленькие друзья, путешественники по " Азбуке"! Эта страничка открывается буквой "О".
Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить сегодня? Вы много слов назвали с этой буквой и, конечно, есть еще одно слово " о тдых".
Педагог обращает внимание ребят на Танечку и Ванечку, которые пришли в гости. Они спрашивают у детей, где они любят отдыхать с родителями. Дети рассказывают и показывают фотографии мест, где они отдыхали (в парке, на детской площадке, в кукольном театре, на Ладожском озере, на берегу Финского залива).
Таня и Ваня спрашивают ребят:
Ребята, а на чем можно добраться до Финского залива?
Дети отвечают:
На автобусе, троллейбусе, машине, можно и пешком дойти, если живешь недалеко от залива.
Таня и Ваня обрадовались и попросили детей показать Финский залив.
Основная часть:
Дети "отправляются" на залив. Подходят к мольбертам, на которых изображен Финский залив в разные времена года. Останавливаются перед весенним пейзажем. Педагог рассказывает о заливе.
|
Финский залив очень большой и красивый, вода в нем чистая и прозрачная. Вокруг залива растут деревья - сосны, ольха и очень много кустарников ивы. В Финском заливе водится много рыбы. Люди здесь летом купаются, ловят рыбу. Залив - это место отдыха родителей с детьми.
«Мы в заливе накупались, кувыркались, и плескались.
Ракушки мы собирали и, конечно, загорали.
Море, утренней волной, принесёт на берег свой
И оставит для детей уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло (ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос с гребешка стряхнул утес;
И принцесс морских игрушки – настоящие ракушки». (Н. Белостоцкая)
Педагог в рассказе руководствуется планом:
Как называется залив?
Почему? (он омывает берега трех стран мира Финляндии, России и Эстонии)
Какая в нем вода?
Что растет вокруг залива? (хвойные деревья: сосна, ель, а также лиственные: береза, ива, рябина, осина, черная и серая ольха)
Какой берег у залива?
Кто обитает в Финском заливе? (карась, минога, красноперка, лещ, судак, окунь, плотва и др.)
Что было бы, если б не было залива?
Опираясь на данные пункты плана, дети составляют описательный рассказ о Финском заливе.
Физкультминутка
Таня и Ваня предлагают сделать небольшую зарядку у залива.
"Мы к заливу все спустились,
Наклонились и умылись,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз - это брасс,
Одной рукой - это кроль"
|
А теперь мы покатаемся на лодочке с одного берега на другой.
Игра "Пускание корабликов"
Дети развивают умение делать плавный вдох и длительный выдох. Дуют на кораблики, которые находятся в тазу с водой. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь. Когда "подует ветер", дуть сильнее.
Звучит запись "Шум воды".
Педагог спрашивает ребят о том, что делает вода. Дети выполняют словесное упражнение "Кто больше слов назовет?" Вода льется, струится, булькает, переливается, хлюпает... Педагог снова задает вопросы:
Какая вода?
(дети отвечают: чистая, прозрачная, холодная...)
Какую песенку она поет?
(С-с-с)
Что делает ветер?
(Дует, воет, задувает, покачивает, колышет, надувает паруса...)
Танечка с Ванечкой пытаются войти в воду. Дети их останавливают.
Разве можно купаться весной?
Нет!
Почему? (Вода холодная и можно заболеть).
Педагог проводит дидактическую игру "Когда это бывает?".
Дети задают вопросы Тане и Ване по картинкам, а они отгадывают - какое время года на них изображено.
Залив покрыт льдом и снегом. Какое это время года? (зима)
А что можно делать на заливе зимой? (кататься на лыжах, санках, коньках)
Дети подбирают картинки, которые соответствуют определенному времени года.
А что можно делать летом? (купаться, загорать, ловить рыбу, кататься на лодке)
Что можно делать весной?(ловить рыбу, кататься на лодке)
Далее педагог предлагает Тане и Ване посмотреть на картинки и отгадать, как правильно вести себя на заливе.
Дети, предварительно получив картинки, пытаются с помощью мимики и жестов подсказать Тане и Ване, что на них изображено.
На картинках - правила поведения на воде.
Нельзя нырять в незнакомом месте!
Нельзя баловаться на воде!
Далеко не заплывать!
В холод и дождь не купаться!
Не бросать в воду опасные предметы!
Заключительная часть:
Таня и Ваня дают детям слово, что никогда не будут нарушать эти правила поведения на воде, теперь они знают как себя вести. Благодарят ребят за экскурсию на Финский залив.
П исатели и п оэты- П ушкин А.С.