Цель: расширение представлений детей о том, что богатства родного края создаются трудом многих людей, жителей Ленинградской области
Задачи:
1. Показать разные направления трудовой деятельностей жителей родного края, в связи с его социально-климатическими и географическими особенностями
2. Развивать речевую активность, желание вступать в диалоги с игровыми персонажами, другими детьми, обсуждая проблемные вопросы, решая загадки и выполняя задания Ученого архивариуса.
3. Развивать творческую активность в процессе рассматривания иллюстраций, отгадывания загадок и в игровых ситуациях.
4. Воспитывать культуру взаимоотношений детей, потребность в контактах и совместных действиях со сверстниками, родителями.
5. Гордиться трудовыми успехами земляков.
Материалы и оборудование:
1. Плоские фигурки игровых персонажей: Ваня и Таня, Ученый Архивариус
2. Печатные буквы, для выкладывания на стенде или магнитной доске
3. Иллюстративный материал по теме «Труд»
4. Тематическая презентация Power Point.
5. Мультимедийное оборудование.
Вводная часть:
Воспитатель обращает внимание детей на появление Ученого Архивариуса /изображение на стенде или в презентации/ с заданием – пословицей для детей и Танечки с Ванечкой.
Послушайте пословицу: «Землю красит солнце, а человека — труд» и догадайтесь какое слово на новой странице Азбуки.
Дети отгадывают слово - труд, выкладывают слово на стенде с помощью печатных букв.
Воспитатель предлагает ребятам рассказать Архивариусу, почему человека труд красит (высказывания детей). Ученый Архивариус говорит, что ему понравились ответы детей и он приглашает их познакомиться с некоторыми трудовыми делами жителей нашего края, а поэтому у нас сегодня серьезное трудовое путешествие.
|
Основная часть:
Ребята слышат звук порта и моря. Входом или морскими воротами нашего края являются морские порты, ведь мы живем, помните у какого море? (около Балтийского моря).
Много людей в порту трудятся: корабли встречают, грузы разгружают. Посмотрите, какие огромные корабли везут много грузов из разных стран в разноцветных сундуках-контейнерах. Подходит корабль к причалу, а тут его поджидает... Угадайте кто?
«Он высокий и железный,
А катается по рельсам.
Не течёт с него вода.
Носит груз туда-сюда.
Не верблюдов караван,
А силач...(портовый кран) »
Верно, кран - портовый поджидает судно, поворачивает свою большую стрелу зацепляет целую стопку контейнеров и начинается разгрузка.
Как вы думаете, а какие грузы могут везти корабли, например из теплых стран?
Вы бананы, ананасы, апельсины любите?
Танечка отвечает:
Очень люблю бананы и киви!
Подключается Ванечка:
А как они в магазин из порта в магазин попадают?
Ученый Архивариус говорит:
После разгрузки с корабля к контейнерам еще один кран подкатывает.Отгадайтееще одну загадку:
«Быстро, бережно, легко
Груз поднимет высоко
Очень сильный великан –
Наш помощник... (автокран)»
Автокранзацепил контейнер и на машину поставил. И покатился сундук-контейнер, повез по магазинам вкусные заморские фрукты. От портовых ворот дальше отправимся. Мы с вами на большом знаменитом заводе в г. Кириши. Течет из далекой Сибири по трубам и попадает в руки мастеров, угадайте что:
«Без нее не побежит,
|
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (нефть)»
Ванечка отвечает:
Я догадался! Мастера превращают нефть в бензин. А без него все машины остановятся...
Посмотрите, сколько всего из нефти делают ...
Воспитатель с детьми обсуждают, что это бензин, чтобы могли ездить машины, искусственный каучук для изготовления шин, краски, удобрения для растений, даже лекарства и многое другое...
Воспитатель предлагает:
Давайте и мы потрудимся – конкурс«Назови пословицу о труде»:
(дети делятся на две подгруппы, и по очереди называют пословицы о труде, выигрывает подгруппа, которая больше вспомнит пословиц о труде).
Ученый Архивариус говорит:
Много вы, ребята, пословиц о труде знаете. Молодцы!
А дальше, наш путь на электростанцию, которая на реке Волхов построена – тут энергетики трудятся. Шумит вода, падает на турбины и превращается…
Отгадайте загадку:
Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно» (Электричество)
Воспитатель подключается:
По проводам бежит электричество и к нам в детский сад!
Ученый Архивариус:
Дальше идем познакомимся с трудом бумажных дел мастеров.
Посмотрите, с какими огромными бумажными рулонами они в цехах, где бумагу делают, справляются.
Что делают из бумаги бумажных дел мастера?
Дети рассматривают иллюстрации /или слайд/ и называют бумажную продукцию:
Салфетки, пакеты, бумажная посуда, альбомы для рисования и пр.
Что нужно сделать с бумагой, чтобы она превратилась в салфетки, пакеты?
Дети обсуждают с педагогом, что бумагу нарезают, окрашивают, украшают рисунками и пр.
|
Ученый Архивариус говорит:
А сейчас наш путь, вы очень удивитесь – на болото. Попробуйте отгадать загадку и узнаете, что на болоте добывают:
«Росли на болоте растения...
Теперь это топливо и удобрение» (Торф)
Танечка говорит:
И зачем на болоте трудиться?
Ученый Архивариус:
Кто видел, или сам с бабушкой или мамой сажал рассаду для огорода или цветника в торфяные горшочки? Или засыпал торф вокруг деревьев, чтобы они хорошо росли? Вот на болотах области и добывают торф. Посмотрите, что делают из торфа.
Дети рассматривают изображения и называют: горшочки торфяные делают, в пакеты торф упаковывают и продают для посадки и удобрения рассады овощей и цветов.
А вот еще одна загадка:
«На болоте родится,
На топку годится» (Торф)
Конечно, это тоже про торф. Торфом и печки можно топить как дровами. Вот какой важный продукт добывают на болотах нашей области.
А теперь приглашаю вас во дворец.
Ванечка говорит:
Но у нас сегодня путешествие про работу, а во дворце отдыхают, на красивые залы, картины любуются.
Ученый Архивариус:
Нет, Ванечка это особый стеклянный дворец, а живет в нем огурец.
Отгадайте загадку:
«Помидорчики и перцы,
Чудо-дом открыл вам дверцы.
Тех, кто сквозняков боится,
Ждет стеклянный дом... » (теплица)
В нашей Ленинградской области много тепличных хозяйств.
Люди там трудятся, чтобы в наших магазинах были всегда разные овощи.
Педагог предлагает ребятам поиграть в дидактическую игру: «Назови овощи, которые выращивают на большой агрофирме «Выборжец».
А чтобы узнать какой подарок они приготовили жителям Петербурга и Ленинградской области, нужно отгадать загадки:
«Красная ягода вся в семенах, И созревает она на кустах, Мякоть сочная приятна, Сладок вкус не вероятно! » | «Собираются в лукошки Толстощекие матрешки В зелененьких платочках, Сарафаны в точках. А матрешки все красны, Очень сладки и вкусны! » |
Конечно, обе загадки о клубнике. Так, что скоро можно будет покупать в магазинах и лакомится, даже зимой клубникой нашего края. А закончим мы свое трудовое путешествие в гостях у фермера.
«Фермер славится делами.
Сам хозяйство он ведёт.
Молоком и овощами
Нас снабжает круглый год.
В поле высеет пшеницу,
Вырастит на ферме птицу,
Пчёл семейство заведёт,
Соберёт душистый мёд». (О. Повещенко)
Много фермерских хозяйств в нашей области. Мы с вами побываем в гостях на ферме, где особенных птиц выращивают. Отгадайте загадку, каких птиц выращивают на этой ферме:
«Крупней всех птиц вот эта птица, Она быстрей машины мчится, Крылья у неё, как парус, Летать не может птица... (страус)» | «Ростом выше он людей, птицы нет его крупней. Не летает так бежит, что под ним земля дрожит. Зорок он и осторожен, конь догнать его не может. У него две красных лапы, перья модницам на шляпы, Вес его для птиц гигантский, это -... (страус африканский) ». |
Вот даже какие фермеры у нас есть – заморских птиц выращивают из жарких стран! Из одного страусиного яйца можно сделать яичницу, как из 30 куриных! Вот такие они огромные!
Заключительная часть:
Педагог спрашивает у ребят:
С какими людьми вы сегодня повстречались? Что особенно запомнилось?
Много разных хороших товаров, которые делают в нашем крае, можно отметить знаком – «Сделано в Ленинградской области!»
Урожай