Цель: формирование первичных представлений о сельскохозяйственном труде в Ленинградской области; укладе жизни в деревне.
Задачи:
1. Обобщить представления детей об овощных и фруктовых культурах, выращиваемых в Ленинградской области, способах ухода за ними для получения богатого урожая.
2. Учить различать семена овощных культур, познакомить с элементами профессиональной деятельности земледельцев в процессе подготовки семян и посева их для получения рассады.
3. Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам.
4. Вызывать эмоциональный отклик на произведения русского народного фольклора.
5. Развивать творческие способности и воспитывать культуру общения в игровой и коммуникативной деятельности детей.
Предварительная работа:
1. Проведение конкурса семейных поделок «Чудеса с грядки».
2. Оформление коллажа «У бабушки в деревне».
3. Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Деревня»; И. Бродского «Золотая осень», Ф. Васильева «Деревня» и др.
4. Придумывание загадок на тему «Овощи и фрукты».
Материал и оборудование:
6. Тематическая презентация Power Point.
7. Мультимедийное оборудование.
8. Платок, фартук для Хозяйки.
9. Элементы русской избы, выставка «чудес» с грядки.
10. Карточки с фруктами, овощами.
Вводная часть:
Слайд с изображением фотографий детей в деревне, у бабушек.
Летом кто куда – я к бабушке в деревню –
Для здоровья там и воздух и река,
Яркие цветы, высокие деревья,
Жёлтые поля, зелёные луга.
Деревенька, деревенька, то лесочки, то поля.
В той деревне-деревеньке бабушка живёт моя.
(Т. Рядчикова)
Кто из вас отдыхал у бабушки в деревне? А как называется деревня, в которой вы отдыхали? Что такое деревня?.. (рассуждения детей)
|
Много в нашем родном краю деревень. А почему про деревню говорят –
«кормилица»?.. (рассуждения детей)
Жители деревни – земледельцы, они выращивают овощи, фрукты. Вот почему деревня – кормилица!
Хочешь есть калачи – не сиди на печи!– так говорят деревенские жители. А почему они так говорят?.. (рассуждения детей)
Воспитатель может предложить другие пословицы и поговорки для обсуждения: Была бы охота – будет ладиться работа! Умелые руки не знают скуки! От скуки бери дело в руки! И др.
Любят в деревне трудиться, не любят лентяев, смеются над ними: Не колода, не пень, а лежит целый день! Почему так говорят?.. (рассуждения детей)
Воспитатель может предложить другие пословицы и поговорки для обсуждения: Не жнет и не косит, а обедать просит! Люди – жать, а ты – на солнышке лежать! И др.
Основная часть:
Приглашаю вас в путешествие в деревню. Согласны? Тогда поехали!
Звучит аудиозапись – стук колес поезда, на слайдах – фотографии из жизни деревни Ленинградской области. Воспитатель в образе Хозяйки:
Милости просим ко мне в дом. Рассаживайтесь поудобнее.
Здоровье тому, кто в нашем дому! Так, в деревне встречают дорогих гостей.
Слышала я, что в деревне у бабушки многие из вас гостили. Вот и я вас сегодня пригласила к себе в дом – побеседовать, потрудиться да поиграть. В деревне нашей говорят: долог день до вечера, коли делать нечего! Вот и трудимся мы от зари до темна…
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (урожай)
|
А что нужно сделать, чтобы урожай хороший был? (рассуждения детей)
Чтобы урожай хороший уродился – нужно, чтобы каждый потрудился! Лето в нашем родном краю короткое, солнечных дней немного, поэтому знать надо, что вырастет, а что нет. А вы знаете, какие овощи и фрукты выращивают в Ленинградской области?
Игра «Что в саду – что в огороде» (среди фруктов и овощей Ленинградской области для создания проблемной ситуации – южные и экзотические). Одна подгруппа среди картинок или на интерактивной доске ищет овощи, другая фрукты, третья отбирает, что не растет в нашей области.
Но чтобы урожай был богатым – люди в деревне трудятся большее время года. Кто отгадает, когда это бывает?
На земле живут сестрички,
У сестричек по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает.
(Весна)
Хозяйка предлагает рассмотреть семена разных овощей, какие они (круглые, овальные, без запаха, сухие…). А потом некоторые – посадить.
Ребята, давайте проверим, какие семена пригодны к посадке, а какие нет. Для этого их нужно опустить в воду. Посмотрите, что произошло? (одни семена всплыли, а другие опустились на дно). Почему так произошло? (рассуждения детей) Одни семена тяжелые, другие легкие. Те семена, которые опустились на дно, пригодны к посадке, а те, которые всплыли – нет.
Посадка семян детьми.
В деревне нашей, когда сажают семена, приговаривают: Репа-репонька,
родись крепонька! Давайте и мы придумаем хорошие слова, чтобы вырос наш урожай.
Детское словотворчество.
Воспитатель показывает детям яблочные семечки.
Вы узнали эти семена? Почему яблоню в нашей Ленинградской области сажают саженцами – маленькими деревцами? Может просто посадить в землю вот эти семечки? (в Ленинградской области лето короче и холоднее, чем на юге, поэтому яблонька из семечка не успеет вырасти)