Тема: « Город Шлиссельбург».




Цель: расширение представлений детей об отдельных страницах истории Ленинградской области знакомство с историей города и крепости Орешек.

Задачи:

1. Дать представление о месте расположения города в Ленинградской области с помощью ориентировки на карте.

2. Подвести к пониманию термина «город-ключ» через рассказ персонажа о закрытии/открытии Ладожского озера.

3. Подвести к пониманию особого значения города Шлиссельбурга и крепости Орешек в исторических событиях войн разных времен.

4. Познакомить с деятельностью исторических персонажей повлиявших на историю города: Петр I, ЕкатеринаII.

5. Дать детям общие представления о роли прилегающих рек и озер Ленинградской области в великом торговом пути «из варяг в греки».

6. Закрепить знания детей о роли крепости «Орешек» в событиях «Ленинградская блокада» и «Дорога жизни».

7. Познакомить детей с внешним видом герба города Шлиссельбурга и историческими параллелями, связанными с изображениями на гербе (ключ, царская корона, крепость).

8. Вызвать у детей чувство гордости за героическую историю малой Родины.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на темы истории России с целью определения их элементарных представлений.

Рассматривание иллюстративного материала и карты Ленинградской области, используемой на прошлых занятиях.

Подбор литературы по теме, чтение отрывков произведений, заучивание стихов.

Строительство из песка города, крепости, канала и игровые действия с ними.

Строительство крепости из строительного материала, игровые действия с ней.

Рассматривание разных видов ключей.

Материал:

1. Подборка иллюстративного материала или слайдов.

2. Маленькие фигурки корабликов для игры на карте.

3. Материалы для изобразительной деятельности.

4. Тематическая презентация Power Point.

Вводная часть:

Педагог обращается к детям:

Ребята, посмотрите, какой интересный ключ! (Слайд №1). Как вы думаете, что можно им открыть? (рассуждения детей).

И совсем неправильно (говорит ключик).

Педагог:

Ой, ты разговариваешь?

Ключик:

Да, потому, что ключик я не простой. Это другие ключи двери открывают, машины, шкафы. А я открываю и закрываю озеро! И за это мне имя дали и даже портрет нарисовали

Педагог:

Ребята, а разве можно озеро открыть и закрыть? (рассуждения детей). Ключик, расскажи пожалуйста как ты это делаешь? Где твое необычное озеро и зачем ты его закрываешь. Хотите узнать, где мое озеро? Смотрите на карту.

Мое - это то, которое самое большое! Нашли? А может вы знаете, как оно называется? Правильно – Ладожское. Вот здесь я закрываю его от плохих людей. Вы ведь тоже хорошим людям дверь открываете, а от плохих закрываете.

Педагог:

А где же твоя дверь или ворота?

Ключик:

А вы разве сами не видите? Смотрите, озеро как будто открывается там где река Нева вытекает (как будто двери), а на дверях у меня большой замок висит Как вы думаете что это? (остров). Да, это мой Ореховый остров. А на нем крепость стоит и называется… Правильно – «Орешек».

Вы про нее уже все знаете. Кто ее построил? А зачем? (ответы детей)

Как надежный замок, она закрывала Ладожское озеро от военных кораблей шведов и викингов. А добрым людям открывала этот замок, пожалуйста, проходите. Я пропущу путешественников на кораблях, рыбаков, купцов на торговых судах. Хотите попробовать сами? Предлагаю игру «Золотые ворота»

«Золотые ворота -

Проходите, господа.
Первый раз прощается,

второй раз запрещается,

а на третий раз не пропустим вас!»

Хорошо ключику быть в добрых руках. Но однажды крепость «Орешек» захватили шведские воины. Почти сто лет я – такой нужный ключ, оказался в чужих руках. Шведы сами решали - кого в Ладожское озеро пропускать, кого не пропускать, а с каких кораблей и плату взять. Ведь здесь богатые торговые корабли из Балтийских стран, где проживали варяги, в Грецию отплывали, а из Греции обратно. Путь этот так и называли «Из варяг в греки».

Педагог:

Знаешь ключик, а у нас есть песня одного варяжского гостя. Пойдем с нами – послушаешь.

(Звучит отрывок из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Садко» «Ария варяжского гостя»).

Ребята, а разве можно из Балтийского моря в Грецию приплыть? Это же далеко.

А вы попробуйте – вот вам карта. А я - подскажу. Плывите по Балтийскому морю, а потом по реке Неве, потом я вас пропущу в Ладожское озеро, из озера по реке Волхов, потом по другим озерам и рекам долго. (Игра с движением по карте изображений корабликов).

Ребята, давайте вернемся к ключику, ведь он еще не показал нам свой портрет, и не сказал как его имя.

Разворачиваем корабли, выбираем других капитанов (Волхов – Ладога- Нева – Балтийское море). Проплывая мимо крепости «Орешек», останавливаемся. Ключик спрашивает:

Кто плывет, с добрыми ли намерениями и, только потом, пропускает: «Чик- трак».

«Ой, вы гости, господа, долго ль ехали, куда?

Ладно ль за морем, иль худо и какое в свете чудо?».

Педагог:

Ключик, а ты нам еще не сказал как тебя зовут и кто тебе имя придумал.

Ключик:

О-о, это очень известный человек и вы его знаете. Этот царь город Санкт -Петербург построил (Ответы детей). Правильно –Петр1.

Решил Петр отсюда шведских захватчиков прогнать, да ключ от Ладоги у них забрать. Когда отвоевали русские эту землю у шведов, Петр приказал, крепости «Орешек» другое имя дать – «Шлиссельбург». «Шлиссель» - это значит «ключ», «Бург» – значит «крепость» или «город». Получилось «Шлиссельбург» значит «Город-ключ». Запомнили, кто мне имя дал? Петр 1. Как будто закрыл он здесь дверь для захватчиков. Стали люди на берегу спокойно, без войны жить. Стал город строится и так же как крепость называться –«Шлиссельбург».

Ребята, на название какого города похоже? (Петер бург - Шлиссель бург). А знаете, что у них еще общего? (ответы детей и наводящие вопросы педагога, направленные на понимание того, что расположены оба города на Неве). Около каких укреплений они построены (около крепостей).

Молодцы, да действительно, стоят оба города на берегу реки Невы. Только Санкт -Петербург в конце Невы (там, где она впадает в Балтийское море), а Шлиссельбург - там, где Нева берет свое начало (из Ладожского озера).

И Шлиссельбург построен около крепости и Петербург. Как она называется? (Петропавловская)

Эта крепость, как и «Орешек» закрывала на ключ вход в реку Нева.

Ребята, давайте поднимемся на самолете высоко над городом Шлиссельбург и полюбуемся сверху. Полетели! (проводится игра «Самолеты»)

Ой ребята, как интересно, получается, что Санкт -Петербург тоже город-ключ.

Педагог обращается к ключику:

Ключик, а ты нам обещал, свой портрет показать. Смотрите! Портрет на щите. Правда, я красиво получился: на голубом - фоне золотой ключ. Шлиссельбург – «город – ключ», как и другие города, он имеет свой главный портрет – называется «герб». Ребята, а что еще на гербе Шлиссельбурга нарисовано?

(внизу, под ключиком – белая крепость на зеленом поле, а над ключом –корона царская).

Ребята, как вы думаете почему на гербе крепость нарисована? Как она называется? (Рассуждения детей). А почему царская корона изображена? (Рассуждения детей с наводящими вопросами воспитателя о роли царя Петра1).

Педагог:

Ребята, а вы видите на гербе белую полоску? Она мне напоминает ни реку, ни ручеек, а как будто канал прокапали.

Ключик:

Да, в Шлиссельбурге действительно несколько больших каналов люди прокопали и по ним раньше корабли проходили. Петр 1 переживал, что очень многие корабли погибали, тонули в Ладоге. И весной и осенью Ладога бывает грозной –ветра, шторма, волны огромные. Помните нашу скороговорку, давайте повторим: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».

Ребята, как бы вы на месте Петра1 поступили? Как можно из Невы перебраться в реку Волхов, чтобы не пришлось по Ладожскому озеру плыть? (ответы детей).

Так по указу Петра 1 вдоль берега озера начали канал капать. Ребята, чем бы мы сегодня капали канал для кораблей? (рассуждения детей на тему современной техники). Но тогда таких машин не было и капали лопатами. Трудная была работа, много людей работали. И назвали тот канал «Петровский» Почему ребята? (Указ Петра).

«На левом берегу Невы, точнее – у ее истока

Стоит уютный городок, где Петр проложил канал

для процветанья флота».

Много кораблей через Шлиссельбург по каналу прошли, но начал он с годами травой да кустами зарастать. Тогда, царица Екатерина II, приказала новый канал проложить. Ребята, как вы думаете, как его назвали? Правильно – Екатерининский.

Шли корабли кто к Балтийскому морю, кто на юг, в Грецию. Некоторые корабли останавливались здесь в Шлиссельбурге переждать непогоду, починить паруса. Рос город Шлиссельбург, хорошел. Строили здесь и дома, и церкви красивые, и мосты через каналы.

Педагог:

Ребята посмотрите, как вы думаете кому это памятник? (Петру1). Ребята, что-то наш ключик загрустил? Ключик, про тебя люди забыли? Ты больше не закрываешь Ладогу?

Ключик:

Нет, не забыли! Я еще очень пригодился. А грустный я потому, что пригодился во время войны. Напали на нашу страну фашистские войска. Захватили много городов, деревень. А город Ленинград окружили со всех сторон. Так началась Блокада. Но вы уже знаете, что не сдавалась фашистам крепость «Орешек» на острове. Фашисты крепость и с берега Шлиссельбурга обстреливали, и с самолетов бомбили, но не пускали наши бойцы врагов в Ладожское озеро. Крепко я его закрыл. Ведь через Ладожское озера последняя дорога в Ленинград осталась. Помните, как ее назвали? («Дорога жизни»).

Много бойцов там погибло. После войны, в память о них, памятники поставили.

Педагог:

Ключик, ты много хороших дел сделал и о тебе память останется...

Ключик:

Конечно! Вспомните, где я изображен? (на гербе г.Шлиссельбург). Зайдите в наш музей, о чем вам расскажут? (размышления детей с наводящими вопросами педагога по материалам занятия). А произнесите название города (Шлиссельбург – город –ключ). И здесь мое имя звучит. А лучше всего – приезжайте к нам в Шлиссельбург, посмотрите какой красивый город! Я его от врагов навсегда закрыл!

Ребята, по-моему надо поблагодарить ключик. (Спасибо). Давайте нарисуем ему в подарок герб Шлиссельбурга (Можно заменить на оригами: «лодка», «корабль». Изготовление, раскрашивание и придумывание названия).

 

 

За щ итники

Тема: «Защитники земли русской»

Цель: расширение представлений детей о героических страницах истории приневских земель, через знакомство с представителями русского воинства, в разные исторические периоды.

Задачи:

1. Формировать понятие «Защитник» на примерах героического поведения русских воинов.

2. Познакомить с использованием русского щита как предмета защиты и основы российского герба.

3. Дать детям общее представление о богатырях, их оружии и доспехах.

4. Познакомить детей с образом Георгия Победоносца, как «небесного покровителя» русского воинства.

5. Познакомить с образом князя Александра Невского, понятием дружина, образом основного врага –шведские завоеватели, немецкие рыцари.

6. Познакомить с образом царя Петра1, как освободителя приладожских земель от шведских завоевателей.

7. Познакомить с образом непобедимого полководца А.В.Суворова, как сильного духом человека, по отечески заботящегося о солдатах.

8. Дать элементарные представления о Великой Отечественной Войне и защитниках русского государства.

9. Формировать чувство гордости за представителей русского воинства.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на темы военных событий истории России с целью определения их элементарных представлений.

Детские праздники, посвященные «Дню защитника Отечества» и «Дню Победы».

Рассматривание иллюстративного материала и карты Ленинградской области.

Подбор литературы, чтение отрывков произведений, заучивание стихов, просмотр видеофрагментов по теме.

Художественно-эстетическая и другие виды продуктивной деятельности.

Материал:

Подборка иллюстративного материала или слайдов

Материалы для изобразительной деятельности.

Вводная часть:

Педагог обращается к детям:

Ребята, посмотрите, какой интересный предмет. Кто знает, что это? А что такое щит? (он защищает воина в бою). А почему тогда на нем, не военные атрибуты нарисованы, а солнышко? (рассуждения детей). Но сейчас в нашей стране щит не нужен, правда ребята, давайте отправим его в музей?
Щит:

Постойте! Вы не правы! Щит и защита мирным людям всегда нужны. Я – русский щит. Я храню много историй про защитников земли русской. Дотроньтесь до меня, и вы узнаете самую древнюю историю.

Много –много лет существует русская земля. Красива она и богата. Богата реками да озерами, полями да лесами, рыбой да зверем лесным, а еще богата людьми хорошими. Но не все люди на земле добрые, есть злые и жадные. Вот такие и приходили на русскую землю, чтобы отобрать ее у нас. Защитники нужны были земле – матушке. И приходилось людям часто воевать с врагом, защищать себя, дом свой да землю русскую.

Основная часть:

Так в давние- давние времена выходили на бой с врагом самые сильные и смелые – богатыри русские. Оружием их боевым было копье, меч, лук со стрелами или палица. А друг и помощник в бою – конь верный. А защитой служили: кольчуга - рубашка железная, шлем на голове да щит деревянный. Вот тут-то я и пригодился. Ох трудно мне пришлось: меч по мне режет, копье да стрелы острые вонзаются, палица тяжелая проламывает. Я богатырей от гибели защитил, а они – землю родную. Очень давно это было, но люди имена богатырей – защитников земли русской не забыли: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Дотроньтесь до меня расскажу историю, как я друга себе нашел. Люблю я нашу землю. Красива и богата Ленинградская область. Здесь и реки широкие и озера глубоки. Леса вокруг Ладоги богатые. Многие иноземные правители захватить ее хотели. Особенно часто через Балтийское море приплывали корабли шведские. Ох, не любил я шведских воинов – у них щиты крепкие, железом обитые. Как столкнемся, как ударим друг друга – звон да скрежет идет. Правил тогда князь по имени Александр. Молодой был, но смелый и умный. С детства учил его отец верхом на коне скакать и с копьем, мечом управляться. Князь со своей дружиною, должен уметь защитить свой народ. Вот тогда я к нему и попал на службу.

Однажды узнал князь Александр, что идет на родную Ладогу войско шведское. На многих кораблях плывут они по Балтийскому морю. Стал он в городе Ладога дружину свою собирать, к бою готовится. Меня начистил. В церковь зашел. Там высоко на стене изображен был всадник с копьем и называли его Георгий Победоносец.

Еще в детстве матушка Александру рассказывала, что в давние времена жил Георгий в далекой стране, в которой злой дракон на людей нападал, да молодых девушек в пещеру к себе утаскивал. Ни кто не мог защитить их. Не испугался Георгий дракона, и сразился с этим злом. Пронзил его копьем. И благодарные люди стали называть своего защитника Георгий Победоносец. Смотрю я на Георгия и глазам не верю: с драконом сражаться поехал, а щит не взял! Какой смелый!

Посмотрел Александр на смелого всадника. И сказал: «Помоги мне Георгий победить злого врага. Ты все сверху видишь – будь моим небесным покровителем. А я буду таким же смелым, как ты». А я подумал: только ты меня обязательно на бой возьми.

Приплыли шведские корабли по реке Неве. А князь с отрядами неожиданно (ночью) напали на врага и разбили его. А сколько сломанных шведских щитов валялось на берегу Невы. Стали люди смелого князя называть Александр Невский.

Но вскоре, напали на землю русскую немецкие рыцари («крестоносцы»). У них на железных щитах кресты нарисованы - я таких раньше не видел. Захватили они города русские. Отправился Александр Невский с дружиною им на помощь. Дошли мы с ним до Чудского озера – лед на озере еще не растаял. Вдруг навстречу - немецкие рыцари. Ринулась в бой русская дружина и разбила крестоносцев. Лед под тяжестью их железных доспехов ломается и тонут рыцари. Представляете, сколько на дне Чудского озера рыцарских щитов лежит? А битву потом назвали «Ледовое побоище». Долго я служил князю, даже на портрете мы вместе неразлучны с ним.

 

Следующий рассказ о том, как у меня брат появился. Большой надежный щит. Много лет пролетело. Не унимались шведские и немецкие короли, отправляли своих воинов Ладожскую землю завоевывать. Но подрастал молодой царевич Петр. Слышал он с детства рассказы, про защитников земли русской – богатырей. Знал историю Георгия Победоносца - небесного помощника в военном деле. Гордился русским князем Александром Невским и его победой над шведами. Собрал он в округе мальчишек, и давай с ними в «войнушку» играть – почти по настоящему: два полка ребячьих (Семеновский и Преображенский) в наступление идут, друг в друга из ружей горохом стреляют. Больно! Выросли те ребята, и пошли на службу к царю Петру настоящими солдатами. Вырос Петр, царем стал и решил раз и навсегда прогнать с Ладожских земель захватчиков. Чтобы мирно жить людям и у Ладожского озера и у Онежского, по берегам родных рек: Свирь, Волхов, Нева, и чтобы в Балтийское море русские корабли не воевать выходили, а для торговли и путешествий.

Вступил Петр 1 в войну со шведским королем. Я думал он меня с собой возьмет, а он говорит: «Мал ты нынче для России. России надежный щит нужен – на земле, по всем границам – крепости каменные да с пушками, а на море – корабельная флотилия». Обрадовался я что Петр может такой щит создать. Приказал он тогда большие корабли построить, да пушки крепкие. Начался бой за нашу крепость «Орешек», которая на Неве стоит и как щит, вход в Ладожское озеро защищает. Но, вот беда, почти сто лет шведы ее в своих руках удерживали. Несколько дней полки сражались. Сам царь Петр в военных баталиях участвовал. Прогнали шведов из Невы, а чтобы больше они сюда не вернулись, приказал на Неве (у самого Балтийского моря) новую крепость построить – Петропавловскую (щит для Невы), а вокруг нее город заложить.

Ведь построено было много военных кораблей. Солдаты обучались военному делу. Много еще Петр 1 славных побед одержал за Россию со своими храбрыми генералами и солдатами и на земле и на море. Так и создал для России защиту - военный щит.

Думаете, когда изобрели ружье, про щит забыли? Нет. Встретил я тогда в Старой Ладоге полководца Суворова – обрадовался, вот, думаю кому из военных пригожусь. Ведь Александр Васильевич совсем для военной службы не годится,–маленького роста, худенький, не похож на русского богатыря. Только подумал, а он уж зарядку делает. Потом с солдатами целый день на тренировках, а уж потом, заставил их всех раздеться, да в речку прыгнуть. Река Волхов холодная, а он плывет и других подбадривает. Зашел Суворов в церковь Святого Георгия, где когда-то стоял и Александр Невский перед боем и Петр 1 бывал. И как будто сошлись здесь все защитники земли русской, а над ними их небесный покровитель, защитник в боевых делах Георгий Победоносец. Потом книги читать сел и узнал, чтобы побеждать вражескую армию не сила нужна, а смелость и ум. Читал Суворов как умно Александр Невский выиграл сражение, Как Петр 1 начал обучать армию. И придумал Александр Васильевич свою науку для солдат: «Наука побеждать». Вы думаете это просто книга? Это настоящий щит для солдата в бою: как стрелять, как от пули уберечься. «Сам погибай, а товарища выручай». Да и сам для них был защитником: и в бою берег, и от нападок командиров защищал. Солдаты его любили. И вместе они во всех сражениях победили. Ни одного не проиграли. Получил Суворов Орден Святого Георгия и Георгиевскую ленту.

А потом, мы с ним ездили Русские крепости проверять (Выборг и Кареллу) – надежный ли щит у России около дальних границ.

Здесь начинается моя самая лучшая история. Дотроньтесь до меня, чувствуете какой я надутый? Это я –гордый. Пришло время и решил государь, что России новый герб нужен. Тут и вспомнили про меня. Ведь щит –это как защита Росси от врагов. Покрасили меня в красный цвет и Георгия Победоносца нарисовали. Теперь мы с ним вместе. И подумал я, ребята, когда-то Георгий без Щита был, а теперь на Щите. Пусть он на гербе всю Россию оберегает.

Сто лет с тех пор уж прошло, как я герб российский украшаю. Задремал наверно. Не увидел, когда немецкие войска во главе с Гитлером решили захватить и уничтожить всю Россию. Не успел щит поставить. Но поднялся на защиту родной земли весь народ. И взяли не сабли да копья, а танки, самолеты, пушки. Долго длилась война. Тяжелая, страшная.

Но сильны русские люди не только оружием, но силой духа и силой воли, ведь с детства они знали как сражались богатыри русские, как Александр Невский прогнал варваров с позором, как Петр1 бил шведов, как Суворов прославил русскую армию победами.

Как будто все защитники земли русской все встали. А над ними Георгий Победоносец зовет на бой со злом. И победила русская армия фашистского дракона. Освободила все народы.

Смотрят ветераны и молодые солдаты: Не приходите со злом в нашу красивую и богатую Россию у нее есть надежный щит.

Заключительная часть:

Ребята, а сейчас России нужен военный щит? Деревянный? Металлический? Нет. Нужен Щит из танков, самолетов, ракет и очень смелых защитников.

Много веков прошло с тех пор. А русские люди помнят своих защитников. Ставят памятники, называют их именами улицы, площади и даже ордена. Орден Святого Георгия. Орден Александра Невского. Орден Петра Великого. Орден Суворова. А вы, ребята, запомнили имена защитников?

И меня вспоминайте иногда, я ведь тоже защитник. А теперь мне пора – увидимся в музее. До свидания.

мЫ

Тема: «Мы - жители Тихвина» (другого города)

Цель: создание условий для позитивной социализации ребенка,формирование чувства принадлежности к сообществу жителей родного города.

Задачи:

1. Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к родному городу, умение чувствовать, замечать и эмоционально откликаться на его красоту; поддерживать интерес к истории родного города.

2. Способствовать самопознанию ребенка, помочь ему осознать свои характерные особенности и предпочтения.

3. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные умения детей в процессе обсуждения и игрового общения.

4. Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, отражать в ней свои представления о городе будущего.

5. Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной со взрослым и сверстниками деятельности, поддерживать у воспитанников проявления доброжелательности и интереса друг к другу.

Материал и оборудование:

1. Тематическая презентация Power Point, квест-игра или проект mimio.

2. Игры и игровые задания: «Угадай по тени», «Угадай по контуру», «Собери герб», «Найди половину», «Отгадай загадки», «Что перепутал художник?», «Что лишнее?», «Пройди лабиринт», «Можно-нельзя» (ОБЖ), «Помогите Городовичку найти безопасный путь».

3. Пазлы «Достопримечательности любимого города».

4. Изобразительный материал по выбору.

Вводная часть:

Воспитатель читает стихотворение:

Сергеями, Андреями, Иванами,

Иринами, Маринами, Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время – именами странными

Одаривали их отец и мать.

(Е. Долматовский)

У каждого из нас есть что-то, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (имя) Почему так говорят: «Тебе дано, а люди им пользуются»?

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? (ответы детей)

Основная часть:

Имена – это слова, но особые. В старину люди очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети выросли добрыми, смелыми, веселыми… Как вы думаете, если мальчика назвали Добрыней, каким его хотели видеть мама и папа? (добрым) Любомиром? А если девочку называли Людмилой? (людям милой) Забавой? Радой?

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ласковое имя».

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Когда мячик пойдет в обратную сторону, нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто его бросил вам и произнести его ласковое имя.

Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи? Чем отличаетесь? (ответы детей).

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чем мы похожи – чем отличаемся?».

Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а та девочка или тот мальчик, о которых пойдет речь, сделает шаг вперед. Выйдет в круг тот:

- у кого светлые волосы;

- у кого темные волосы;

- у кого косички;

- у кого в одежде есть красный цвет;

- кто любит играть;

- кто любит трудиться;

- кто видел Балтийском море;

- кто живет в России;

- кто живет в Ленинградской области;

- кто живет в Тихвине (и др.).

Почему вы все вышли в круг? (ответы детей) Мы разные, но есть то, что нас объединяет – все мы живем в одном городе. Имена есть не только у людей, но и у разных городов. Как называется наш родной город? Почему ему дали такое имя? Как одним словом можно назвать нас, жителей родного Тихвина? (тихвинцы)

Воспитатель читает стихотворение:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.

(В. Степанов)

Воспитатель предлагает отправиться с Городовичком в путешествие по родному городу, по ходу которого дети выполняют разные задания (это может быть игра-путешествие, квест-игра с опорой на презентацию Power Point, проект mimio и др.).

Посмотрите-ка в окошко

И подумайте немножко:

Что за место перед нами?

Отвечайте быстро сами!

Возможные варианты заданий:

1. Узнайте достопримечательности города, посмотрев на тени, собрав пазлы.

2. Игровые задания «Собери герб», «Найди половину», «Можно-нельзя» (ОБЖ), «Отгадай загадки».

3. Послушайте звуки. Где мы можем встретить такие звуки в городе?

4. Занимательные задачи: «Что перепутал художник?», «Что лишнее?», «Помогите Городовичку найти безопасный путь» (к музею, театру, памятнику, детскому саду и др.), «Пройди лабиринт». И др.

Воспитатель говорит о том, что очень любит свой родной город, но есть место в нем – самое любимое, и предлагает поиграть в игру «Пирамида любви».

Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову любимое место в городе и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то место, которое он любит, и класть поверх моей руки свою руку.

Например, воспитатель говорит: «Я люблю гулять в старой части города, вдоль берега реки Тихвинки». Могут быть разные варианты ответов: «Мне нравится…», «Я люблю ходить в…», «Самое красивое место…». И т.д.

А хотели бы вы, чтобы наш город стал еще красивее? Давайте превратимся в волшебников и представим, чтобы бы мы хотели, чтобы было обязательно в нашем городе в будущем.

В круг мы дружно соберемся и друг другу улыбнемся,

Покружились-покружились – в волшебников превратились.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Если бы я был волшебником». Дети по кругу передают «волшебную палочку» и произносят свои желания.

Заключительная часть:

Что нужно сделать, чтобы наши желания исполнились? (ответы детей) Наши мечты сбудутся, если мы будем хорошо учиться, когда-нибудь станем архитекторами, строителями, учеными, приобретем другие важные профессии, и все вместе будем стараться сделать наш родной город еще лучше.

Воспитатель может предложить нарисовать город будущего, каким дети его представляют. По окончании работы создается коллективный коллаж «Город будущего». Воспитатель «оживляет» коллаж своим рисунком:

Волшебник кисточкой взмахнул –
И ожил лист бумажный:
Донёсся грома дальний гул,
И дунул ветер влажный.
И вот уж ливень грозовой
На сад цветущий льётся!
И человечек –
Как живой! –
Под зонтиком
Смеётся!..
(Данько В.)

Дети проводят экскурсию для веселого человечка - придумывают названия и рассказывают о тех местах, которые они нарисовали.

Тематическая физминутка:

Утром рано мы встаём, Город видим за окном. Он проснулся, он живёт, Нас на улицу зовёт. Дома бывают разные: Высокие и низкие, Дома бывают разные: Далёкие и близкие, Деревянные, панельные, кирпичные, Самые обычные. Мы живем, мы растем В нашем городе родном. Для кого-то - небольшой, А для нас - огромный. Пусть растет, пусть цветет Городок наш скромный! Поднять руки вверх и опустить через стороны Вытянуть руки вперед, ладошками вверх Руки на поясе, пружинка в обе стороны Ходьба на месте Поднять руки вверх и опустить Вытянуть руки и приблизить к себе Загибаем пальцы обеих рук, как будто считаем Развести прямые руки в стороны Постепенно подняться на носки с поднятыми руками Присесть, вытянуть руки вперед Поднять руки вверх и опустить через стороны Руки на поясе, пружинка в обе стороны Развести прямые руки в стороны

 

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашем городе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три четыре, пять, Начинаем мы считать. Раз, два, три четыре, пять, Мы закончили считать. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок Ритмичное касание пальцев обеих рук Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинца Опустить руки вниз, встряхнуть кистями

 

 

Э кскурсия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: