Дети выбирают яблоньку – девочку. Она становится в центре круга, остальные ходят вокруг и поют, сопровождая пение движениями по тексту.
Мы посадим яблоньку на горе, на горе.
Наша яблонька расцветет по весне, по весне.
Вырастай-ка, яблонька, вот такой вышины!
Вырастай-ка, яблонька, вот такой ширины!
Расти, расти, яблонька в добрый час, в добрый час!
Потанцуй-ка … (Машенька), попляши для нас!
Весенний день год кормит. Кто пахать не ленится, у того все уродится. Почему так говорят? (рассуждения детей)
Кто дальше отгадает, когда это бывает?
Разноцветная косичка –
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы все росло и зрело.
(Лето)
Пришёл июнь-разноцвет – от работы отбоя нет. Почему так говорят? (рассуждения детей) Давайте и мы поработаем.
Физминутка:
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (потягивания – руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (потягивания – руки в стороны)
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного. (потягивания – руки вперёд)
Все полили мы из лейки,
И садимся на скамейки. (дети садятся)
Но чтобы урожай богатый уродился, не только люди трудятся… Кто-то еще растениям помогает. Что же это за помощники? Без чего растениям не вырасти? (рассуждения детей)
Не зря людипоговорки такие придумали:
Солнце, солнце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос!
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай!
Далее Хозяйка предлагает поиграть в игру «Отгадай загадки – найди отгадки» (рисунок с контурами овощей, наложенных друг на друга):
|
Не бьет, не ругает, а плакать заставляет. (лук)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (капуста)
Над землей – трава, в земле – бордовая голова. (свёкла)
Круглая да гладкая, если откусишь – сладкая, вросла в землю крепко,
что за овощ?.. (репка)
Игра «Зеленая репка»:
Все играющие встают в круг, берутся за руки и поют песню:
Зеленая репка, держись крепко,
Кто оборвется, тот не вернется.
Раз, два, три!
На счет «три» все поворачиваются вокруг себя, кому как хочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвет руки, входит в круг, остальные повторяют песню. Игра продолжается.
Кто дальше отгадает, когда это бывает?
Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка,
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит.
(Осень)
Осень наступила. Пришла пора урожай собирать…
Игра «Что выкапывают – что выдергивают – что срывают – что срезают» (на интерактивной доске, столе или с помощью картинок). Может быть проведена игра «Что для борща – что для компота».
Урожай собрали, нужно посчитать, насколько он богатый!
Дети решают занимательные задачи:
Десять морковок собрали с грядки.
Одну уже съели.
Осталось сколько их, ребятки?
Вы б сосчитать сумели? (9)
По дорожке шла ежиха,
А за нею шесть ежат.
Еж за ежиком бежит,
На каждом – яблоко лежат.
Что за чудо! Посмотрите!
Сколько яблочек? Скажите! (7)
С огорода хозяйка пришла.
Урожай домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу, ох! (6)
В землю репка
Села крепко,
|
Одному не справиться,
А за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Все пришли до одного.
Сколько их теперь всего? (6)
Урожай нынче хороший! Чтоб его на зиму сохранить, лучше засолки не придумать. Есть ли тут работнички?
Пальчиковая игра:
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Движения пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.
Уф, устали!
Энергичное встряхивание обеих рук.
Игра «Завивайся, капустка»:
Дети встают в цепочку, взявшись за руки. Заводящий – «кочерыжка», медленно закручивает по спирали цепочку под песню вокруг последнего. Последний остается стоять неподвижно в середине образующейся спирали, не разъединяя рук с остальными. Таким образом, цепочка словно нитка вокруг клубка, обвивается вокруг него. Он же, в свою очередь, как только «клубок» закрутился, выбирается из круга под руками стоящих и выводит всех за собой.
Завивайся, капустка, Завивайся, белая, Как мне капустке, не виться, Как мне, белой, не ломаться! | Развивайся, капустка, Развивайся белая, Не тебя ли, капустка, Топорами рубили, И в кадушках солили? |
Заключительная часть:
Воспитатель читает стихотворение «Овощи» Ю.Тувима.
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. | Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался не плох! |
Кто из вас был на базаре?.. Жители наших деревень осенью привозят туда вкусные, витаминные овощи и фрукты. Не зря деревню «кормилицей» называют!
|
Но овощи растут не только у бабушки в огороде. Отгадайте загадку:
Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. (поле)
В Ленинградской области много огромных полей, где овощеводы выращивают для нас с вами свежие овощи. А умные машины им помогают. Что бы вы хотели узнать о работе овощеводов?.. («манок» на будущую деятельность)
Хозяйка прощается с гостями. Звучит аудиозапись – стук колес поезда, на слайдах фотографии из жизни деревни Ленинградской области.
Приложение.
Примерное содержание общения с детьми для дальнейшего погружения в тему (сопровождается показом слайдов):
Давайте вспомним, какие овощи можно выращивать на полях Ленинградской области? (капусту, картофель, морковь, свеклу, репу) Весной, как только сошел снег – в поле начинается работа. Начинается вспашка. Семенам нужна мягкая земля, земледельцы называют её почвой. Люди, работающие в полях, встают с первыми лучами солнца.
На бескрайних он просторах
Днём и ночью пашет поле.
Он рычит на всю округу,
Пашет поле острым плугом. (трактор)
Какие машины нужны, чтобы обработать землю в поле? (трактор) Кто управляет трактором? (тракторист)
Выходят в поля трактора с плугами. Трактор большими плугами пашет землю, а культиватор рыхлит ее. Когда почва подготовлена, к трактору подцепляют сеялку. Агроном может сеялку настроить, ведь семена у овощей разные, и для каждого своя настройка. Агрономами называются люди, которые руководят посадкой и уборкой урожая. Они знают ответы на все вопросы:
- Когда пахать землю?
- Когда сажать, поливать овощи?
- Чем могут болеть молодые растения?
- Когда убирать созревшие плоды?
- Где лучше выращивать разные овощи?...
У агронома каждый день забота – Чуть солнце выглянет, а он уж на ногах. Вставать порой бывает неохота, Но долг зовет, и он опять в делах. | Ответственность большая агронома – За урожай, за чистоту полей. Ему особенно знакома Опасность солнца и дождей. |
Посеяли семена, и стали появляться на полях поливальные установки. Даже самолеты помогают вырастить хороший урожай! Догадайтесь, как?
С самолетов можно поливать землю на полях, если долго нет дождя, обрабатывать поля от вредителей и сорняков.
Чтобы убрать урожай, нужен комбайн. Как называется человек, который управляет комбайном? (комбайнер)
А для чего могут понадобиться грузовые машины? Верно, на грузовых машинах можно быстро доставить урожай на склад (овощехранилище), в магазины, на заводы для переработки, где из них сделают различные маринады, салаты, соки. Большой урожай везут в овощехранилище, чтобы потом всю зиму в магазинах были свежие овощи. Вот какую огромную работу проделывают овощеводы.
Вот стоит стеклянный дом.
Кто прописан в доме том?
- Я, Огурец-удалец!
- Я, Помидор-молодец!
- Я, Редиска, хруп-хруп!
- Я, зеленый Лук-Лук!
- Я, Кабачок-толстячок.
- Я, Салат – всем соседям рад!
Кто из вас догадался, что это за дом? В Ленинградской области выращивают овощные растения не только на полях, в огородах, но и в огромных теплицах. Какие овощи выращивают в теплицах в Ленинградской области? (огурцы, сладкий перец, кабачки, баклажаны…) Почему их называют плодовыми культурами? Почему плодовые культуры выращивают в теплицах с помощью рассады? Почему их не выращивают на полях? (если семена плодовых культур посадить в землю они не успеют дать урожай, так как в Ленинградской области холоднее, чем на юге) А какие овощи называют корнеплодами?..
Я хочу рассказать вам историю про маленьких сказочных человечков – гномов. Называется рассказ «Гномы-огородники».
«Осенью посадили гномы семена в песок, полили их ледяной водичкой, утоптали грядки ножками, чтобы разные жуки и червяки не ползали, грядки не портили, семена не ели. Сидят и ждут, а овощи что-то не растут. Как вы думаете, почему не росли овощи?»
Дети обсуждают ошибки гномов.
Семена овощей сажают весной, а осенью - убирают урожай. Семена сажают в рыхлую землю, чтобы к ним попадали воздух и вода. Червяки и некоторые другие насекомые рыхлят землю. Этим они приносят пользу, их уничтожать нельзя. Грядки лучше поливать тёплой водой, тогда семена быстрее прорастут. Летом надо ухаживать за посевами, прореживать их, пропалывать. Ребята, какие орудия труда и инструменты помогают овощеводам в работе на огородах?» (лопата, грабли, мотыга, тяпка, лейка…)
Как вы думаете, какими качествами должен обладать овощевод? (Он должен быть трудолюбивым, настойчивым, крепким, здоровым, ссыльным, терпеливым…)