Тема: «Растения нашего края»




Цель: расширение и систематизация представлений о лесных ягодных растениях Ленинградской области (земляника, брусника, малина, клюква и морошка).

Задачи:

1. Систематизировать знания о ягодах, определяя особенности их внешнего вида, вкусовых ощущений и восприятий

2. Развивать связную речь в составлении описательных рассказов и загадок о лесных ягодных растениях

3. Развивать творческое воображение, активность и самостоятельность мышления.

4. Поддерживать интерес к творчеству, желание творить и наслаждаться результатом

5. Воспитывать эстетическое мировосприятие, желание бережно относиться к родной природе.

 

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации с изображением ягод

2. Кузовок берестяной с ягодами

3. Муляжи фруктов и ягод

4. Картинки для дидактической игры

5. Образцы ягод для работы детей

6. Материалы для художественного творчества: краски, кисти, палитра, стаканчик с водой

7. Музыкальное сопровождение: фрагмент музыки Ф.Черчиля к м/ф «Белоснежка и семь гномов» (звуки леса)

8. Тематическая презентация Power Point.

 

Вводная часть:

(Звучит фрагмент музыки Ф. Черчиля из м/ф «Белоснежка и семь гномов»)

В группу тихо заходит старичок-лесовичок (с палочкой и кузовком)

"Я - старичок - лесовичок,

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь, и в зной

Сторожу я мир лесной"

Он вытирает пол со лба и говорит:

Ребята, как же долго я к вам добирался, искал именно ваш детский сад, потому что лесные жители мне рассказали, что здесь живут самые добрые, умные, дружные и веселые ребята. Это правда? (дети отвечают)

Педагог знакомит ребят с лесовичком и читает стихотворение про него стихотворение.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК На зелёненькой опушке В незатейливой избушке Жил предобрый старичок, Старичок-лесовичок. Нос курносый, как картошка, Лоб в морщинках, как гармошка, А глаза, как голубика, С солнечным весёлым бликом. Лапоточки из лозы, Поясочек из травы, Рукава льняной рубашки Вышиты лесной ромашкой, А на лбу – венок из кашки. Много дел у старичка, Старичка-лесовичка.   Старичок любил зверушек, Птичек, бабочек, лягушек. Всем старался он помочь, Будь то вечер, день иль ночь. Бабочка крыло порвёт – Он заплатку ей пришьёт. А кто лапку занозит – Он занозу удалит. Птичек он зерном кормил, Всех подравшихся мирил. Солнышко любил встречать, Звёзды на небе считать, Чай духмяный попивать, Ветру в бороду вплетать Аромат лесных цветов, Прелых листьев и грибов. Неприятные дела Тоже ждали старичка: Очищать леса, поляны От туристов слишком рьяных. После них – вот уж напасть!- Негде яблоку упасть – Всюду мусор: банки, склянки И различные жестянки. Нужно мусор весь собрать, Все осколки закопать, Чтоб о битое стекло Не порезался никто. Много дел у старичка, Старичка-лесовичка. Если кто в лесу бывал, За собою б убирал, То зверятам и ребятам Было бы в лесу приятно Бегать, прыгать,отдыхать, Дары леса собирать. (И.Норицина)

 

Педагог говорит:

Лесовичок, как много ягод ты собрал и все они растут у нас в нашем крае.

Основная часть:

Лесовичок показывает кузовок, наполненный ягодами и рассказывает, что он совсем старенький стал, плохо видит и не может отличить одну ягоду от другой и просит ребят ему помочь. Дети соглашаются. Педагог предлагает помочь лесовичку и разбивает ребят на четыре команды, они выбирают капитанов и отбирают ягоду в тарелочки, ориентируясь на предварительно выложенные иллюстрации: первая команда – землянику, вторая – клюкву, третья – бруснику, а четвертая - морошку. А дальше педагог просит:

Ребята, давайте составим описательные рассказы о ягодах и покажем их на картинках. Дети в командах составляют коллективный рассказ и капитаны представляют описательные рассказы старичку-лесовичку.

Лесовичок просит ребят:

А вы можете мне назвать садовые ягоды, которые я никогда не видел, но слышал о них очень много и сочинил загадки. Ребята, хотите их отгадать?

Загадки от старичка-лесовичка:

«Низок да колюч

Сладок, не пахуч

Ягоды сорвешь

Всю руку обдерешь» (крыжовник)

 

«Две сестрицы:

Летом зелены

К осени одна краснеет,

А другая чернеет» (смородина)

 

Лесовичок спрашивает ребят:

А смородина только черная бывает?

Дети отвечают, что садовая смородина разной бывает (черная, красная и белая).

 

«Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

Всем ребятам мила» (черника)

 

«Была зеленой маленькой

Потом я стала красненькой

На солнце покраснела я

И вот теперь я спелая» (клубника)

 

«Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи» (малина)

 

(Одновременно с отгадыванием загадок, открываются картинки с ягодами на слайдах)

 

Лесовичок радуется и благодарит ребят за отгаданные загадки.

Вы, ребята - молодцы! Умники и умницы!

А о лесных ягодах загадки и стихи знаете?

Физкультминутка.

Все зверюшки на опушке ягоды искали (шаги на месте).

Белочки скакали, земляничку срывали (прыжки на корточках).

Лисички бежали морошку собирали (наклоны вперед).

А медведь по лесу шел, малину спелую нашел (наклоны головы вниз).

Ребята загадывают загадки о лесных ягодах:

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (земляника)

 

Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? ______(ежевика)

 

 

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюковка)

 

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

 

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

 

 

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками... (малина)

В лесу

Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
(М. Файзуллина)

Все эти растения, ягоды растут у нас в Ленинградской области.

Лесовичок спрашивает у ребят все ли лесные ягоды полезны?

Дети замечают, что не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Дети в командах отбирают опасные ягоды и откладывают их в сторону: волчья ягода, цветы ландыша, вороний глаз (демонстрация иллюстраций).

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Несколько картинок (фрукт и ягоды, овощи и фрукт, ягоды и овощ и т. д.), в которых лесовичок не может разобраться:

-Ребята, ведь все, что здесь нарисовано – съедобное.

Подключается педагог и говорит, что просто нужно разобраться где фрукты, овощи и ягоды и предлагает ребятам выполнить это задание. Ребята находят на картинках лишние предметы и указывают на них, обосновывая почему это так.

Лесовичок предлагает ребятам перечислить ягоды и фрукты:

-оранжевого цвета;

-желтого цвета;

-красного цвета;

-синего цвета;

-зеленого цвета.

Дети читают стихи о лесных растениях - ягодах.

 

Земляника

Летний лес, а в нем, гляди-ка,

Стала спелой земляника!

Рядом с ягодой хожу,

Но ее не нахожу.

Брат сказал мне:

-Не ленись!

На колени опустись.

Земляника, хочешь знать,

Любит в прятки поиграть.

Я под каждый лист гляжу,

Землянику нахожу:

Спелую, росистую,

Сладкую, душистую.

Много ягоды в лесу –

Кружку бабушке несу.

(Василий Морозов)

 

Малина.

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела, красная такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил.

Все кусточки в красных точках

У зеленых сосен.

Мы малину собирали

В кузовок, в лукошко...

Только рты с чего-то стали

Красными немножко.

(Евгения Трутнева)

Брусника.

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек?

Это ягодка брусника

Новый празднует денек.

 

На лесной опушке.
На лесной опушке,
Где поют пичужки,
Славки, свиристели,-
Ягоды поспели.
Росами умыты,
Соками налиты,
Хоть и небольшие -
Сладкие какие!
Ника-озорница,
Бантики в косицах,
Птицам подпевает,
Ягодки срывает.
Ягодки горстями
Тают за губами.
Радуется Ника:
- Ай -да! ____ (земляника)

"Есть на Севере, у нас ягода-морошка,

Вы попробуйте ее, съешьте, хоть немножко...

-Какая это ягода?

-А вот какая ягода - сладкая,

сладкая, сладкая-пресладкая!

Кислая, кислая, кислая -прекислая!

Кислая и сладкая, в общем кисло-сладкая!"

Педагог просит ребят нарисовать любимые ягоды или то, что они себе представили после прочитанных стихотворений для лесовичка и подарить ему рисунки.

Дети рисуют. Лесовичок радуется и восхищается работами ребят.

Заключительная часть:

Педагог просит лесовичка сказать понравилось ли ему в гостях у ребят и хорошо ли знают дети растения – лесные ягоды. Лесовичок положительно оценивает знания ребят и отмечает самые сильные команды. Благодарит капитанов команд, пожимая каждому капитану руку. Обнимает ребят и приглашает в гости в лес, объясняя как нужно себя вести в лесу, ребята помогают ему, отмечая правила поведения в лесу.

"Наша встреча подошла к концу.

В лес зеленый ухожу,

Но напомнить вам хочу:

Лес зеленый охраняйте,

Птиц, зверей не обижайте.

Потому что славный лес

Полон сказок и чудес!"

Педагог приглашает старичка-лесовичка в русскую избу, где накрыт стол для чаепития, но он прощается и уходит.

Дети пьют чай с вареньем (малиновым, земляничным, морошковым) и джемом (клюквенным и брусничным). Во время чаепития дети определяют по вкусу из какой ягоды было сварено варенье или джем.

С анкт-Петербург



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: