Цель: расширение и систематизация представлений о лесных ягодных растениях Ленинградской области (земляника, брусника, малина, клюква и морошка).
Задачи:
1. Систематизировать знания о ягодах, определяя особенности их внешнего вида, вкусовых ощущений и восприятий
2. Развивать связную речь в составлении описательных рассказов и загадок о лесных ягодных растениях
3. Развивать творческое воображение, активность и самостоятельность мышления.
4. Поддерживать интерес к творчеству, желание творить и наслаждаться результатом
5. Воспитывать эстетическое мировосприятие, желание бережно относиться к родной природе.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации с изображением ягод
2. Кузовок берестяной с ягодами
3. Муляжи фруктов и ягод
4. Картинки для дидактической игры
5. Образцы ягод для работы детей
6. Материалы для художественного творчества: краски, кисти, палитра, стаканчик с водой
7. Музыкальное сопровождение: фрагмент музыки Ф.Черчиля к м/ф «Белоснежка и семь гномов» (звуки леса)
8. Тематическая презентация Power Point.
Вводная часть:
(Звучит фрагмент музыки Ф. Черчиля из м/ф «Белоснежка и семь гномов»)
В группу тихо заходит старичок-лесовичок (с палочкой и кузовком)
"Я - старичок - лесовичок,
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожу я мир лесной"
Он вытирает пол со лба и говорит:
Ребята, как же долго я к вам добирался, искал именно ваш детский сад, потому что лесные жители мне рассказали, что здесь живут самые добрые, умные, дружные и веселые ребята. Это правда? (дети отвечают)
Педагог знакомит ребят с лесовичком и читает стихотворение про него стихотворение.
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК На зелёненькой опушке В незатейливой избушке Жил предобрый старичок, Старичок-лесовичок. Нос курносый, как картошка, Лоб в морщинках, как гармошка, А глаза, как голубика, С солнечным весёлым бликом. Лапоточки из лозы, Поясочек из травы, Рукава льняной рубашки Вышиты лесной ромашкой, А на лбу – венок из кашки. Много дел у старичка, Старичка-лесовичка. Старичок любил зверушек, Птичек, бабочек, лягушек. Всем старался он помочь, Будь то вечер, день иль ночь. Бабочка крыло порвёт – Он заплатку ей пришьёт. А кто лапку занозит – Он занозу удалит. Птичек он зерном кормил, Всех подравшихся мирил. | Солнышко любил встречать, Звёзды на небе считать, Чай духмяный попивать, Ветру в бороду вплетать Аромат лесных цветов, Прелых листьев и грибов. Неприятные дела Тоже ждали старичка: Очищать леса, поляны От туристов слишком рьяных. После них – вот уж напасть!- Негде яблоку упасть – Всюду мусор: банки, склянки И различные жестянки. Нужно мусор весь собрать, Все осколки закопать, Чтоб о битое стекло Не порезался никто. Много дел у старичка, Старичка-лесовичка. Если кто в лесу бывал, За собою б убирал, То зверятам и ребятам Было бы в лесу приятно Бегать, прыгать,отдыхать, Дары леса собирать. (И.Норицина) |
|
Педагог говорит:
Лесовичок, как много ягод ты собрал и все они растут у нас в нашем крае.
Основная часть:
Лесовичок показывает кузовок, наполненный ягодами и рассказывает, что он совсем старенький стал, плохо видит и не может отличить одну ягоду от другой и просит ребят ему помочь. Дети соглашаются. Педагог предлагает помочь лесовичку и разбивает ребят на четыре команды, они выбирают капитанов и отбирают ягоду в тарелочки, ориентируясь на предварительно выложенные иллюстрации: первая команда – землянику, вторая – клюкву, третья – бруснику, а четвертая - морошку. А дальше педагог просит:
|
Ребята, давайте составим описательные рассказы о ягодах и покажем их на картинках. Дети в командах составляют коллективный рассказ и капитаны представляют описательные рассказы старичку-лесовичку.
Лесовичок просит ребят:
А вы можете мне назвать садовые ягоды, которые я никогда не видел, но слышал о них очень много и сочинил загадки. Ребята, хотите их отгадать?
Загадки от старичка-лесовичка:
«Низок да колюч
Сладок, не пахуч
Ягоды сорвешь
Всю руку обдерешь» (крыжовник)
«Две сестрицы:
Летом зелены
К осени одна краснеет,
А другая чернеет» (смородина)
Лесовичок спрашивает ребят:
А смородина только черная бывает?
Дети отвечают, что садовая смородина разной бывает (черная, красная и белая).
«Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
Всем ребятам мила» (черника)
«Была зеленой маленькой
Потом я стала красненькой
На солнце покраснела я
И вот теперь я спелая» (клубника)
«Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи» (малина)
(Одновременно с отгадыванием загадок, открываются картинки с ягодами на слайдах)
Лесовичок радуется и благодарит ребят за отгаданные загадки.
Вы, ребята - молодцы! Умники и умницы!
А о лесных ягодах загадки и стихи знаете?
Физкультминутка.
Все зверюшки на опушке ягоды искали (шаги на месте).
|
Белочки скакали, земляничку срывали (прыжки на корточках).
Лисички бежали морошку собирали (наклоны вперед).
А медведь по лесу шел, малину спелую нашел (наклоны головы вниз).
Ребята загадывают загадки о лесных ягодах:
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? ______(ежевика)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина)
В лесу
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
(М. Файзуллина)
Все эти растения, ягоды растут у нас в Ленинградской области.
Лесовичок спрашивает у ребят все ли лесные ягоды полезны?
Дети замечают, что не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Дети в командах отбирают опасные ягоды и откладывают их в сторону: волчья ягода, цветы ландыша, вороний глаз (демонстрация иллюстраций).
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Несколько картинок (фрукт и ягоды, овощи и фрукт, ягоды и овощ и т. д.), в которых лесовичок не может разобраться:
-Ребята, ведь все, что здесь нарисовано – съедобное.
Подключается педагог и говорит, что просто нужно разобраться где фрукты, овощи и ягоды и предлагает ребятам выполнить это задание. Ребята находят на картинках лишние предметы и указывают на них, обосновывая почему это так.
Лесовичок предлагает ребятам перечислить ягоды и фрукты:
-оранжевого цвета;
-желтого цвета;
-красного цвета;
-синего цвета;
-зеленого цвета.
Дети читают стихи о лесных растениях - ягодах.
Земляника
Летний лес, а в нем, гляди-ка,
Стала спелой земляника!
Рядом с ягодой хожу,
Но ее не нахожу.
Брат сказал мне:
-Не ленись!
На колени опустись.
Земляника, хочешь знать,
Любит в прятки поиграть.
Я под каждый лист гляжу,
Землянику нахожу:
Спелую, росистую,
Сладкую, душистую.
Много ягоды в лесу –
Кружку бабушке несу.
(Василий Морозов)
Малина.
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела, красная такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил.
Все кусточки в красных точках
У зеленых сосен.
Мы малину собирали
В кузовок, в лукошко...
Только рты с чего-то стали
Красными немножко.
(Евгения Трутнева)
Брусника.
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это ягодка брусника
Новый празднует денек.
На лесной опушке.
На лесной опушке,
Где поют пичужки,
Славки, свиристели,-
Ягоды поспели.
Росами умыты,
Соками налиты,
Хоть и небольшие -
Сладкие какие!
Ника-озорница,
Бантики в косицах,
Птицам подпевает,
Ягодки срывает.
Ягодки горстями
Тают за губами.
Радуется Ника:
- Ай -да! ____ (земляника)
"Есть на Севере, у нас ягода-морошка,
Вы попробуйте ее, съешьте, хоть немножко...
-Какая это ягода?
-А вот какая ягода - сладкая,
сладкая, сладкая-пресладкая!
Кислая, кислая, кислая -прекислая!
Кислая и сладкая, в общем кисло-сладкая!"
Педагог просит ребят нарисовать любимые ягоды или то, что они себе представили после прочитанных стихотворений для лесовичка и подарить ему рисунки.
Дети рисуют. Лесовичок радуется и восхищается работами ребят.
Заключительная часть:
Педагог просит лесовичка сказать понравилось ли ему в гостях у ребят и хорошо ли знают дети растения – лесные ягоды. Лесовичок положительно оценивает знания ребят и отмечает самые сильные команды. Благодарит капитанов команд, пожимая каждому капитану руку. Обнимает ребят и приглашает в гости в лес, объясняя как нужно себя вести в лесу, ребята помогают ему, отмечая правила поведения в лесу.
"Наша встреча подошла к концу.
В лес зеленый ухожу,
Но напомнить вам хочу:
Лес зеленый охраняйте,
Птиц, зверей не обижайте.
Потому что славный лес
Полон сказок и чудес!"
Педагог приглашает старичка-лесовичка в русскую избу, где накрыт стол для чаепития, но он прощается и уходит.
Дети пьют чай с вареньем (малиновым, земляничным, морошковым) и джемом (клюквенным и брусничным). Во время чаепития дети определяют по вкусу из какой ягоды было сварено варенье или джем.
С анкт-Петербург