/проводится в зимний период времени/
Цель: расширение представлений дошкольников о великом поэте Александре Сергеевиче Пушкине и его творчестве, связанном с зимней пейзажной лирикой.
Задачи:
1. Расширять знания детей о великом поэте -Александре Сергеевиче Пушкине, именем которого названы город, улицы, центры и музеи Ленинградской области;
2. Показать влияние любимой няни поэта Арины Родионовны на его творчество;
3. Развивать понимание образного содержания художественного текста, опираясь на чувства и восприятие поэтического образа;
4. Учить передавать словом настроение и впечатление от картин природы;
5. Развивать воображение и умение использовать в описании точные по смыслу слова, метафоры, образные выражения;
6. Обогащать словарь образной лексикой, представленной в стихотворениях и сказках поэта;
7. Развивать воображение, передавая композицию рисунка и колорит зимы;
8. Воспитывать желание читать сказки и стихи любимого поэта.
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворений, разучивание загадок и поговорок на тему "Зима";
2. Наблюдение за зимними явлениями природы во время экскурсии в парк, сквер;
3. Прослушивание музыки и песен о зиме;
4. Рассматривание репродукций картин И.Грабаря, А.Саврасова, И.Шишкина, А.Куинджи.
Вводная часть:
Педагог начинает занятие:
Дорогие маленькие друзья, путешественники по " Азбуке"! Эта страничка открывается буквой "П".
Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить сегодня? Вы много слов назвали с этой буквой и, конечно, слова писатель, поэт.
Каких писателей вы уже знаете? А поэтов? (ребята называют, опираясь на книжную выставку в центре библиотеки).
Александр Сергеевич Пушкин - великий поэт, он жил в нашем городе.
|
Когда к нам приезжают туристы и гости нашей области и города они обязательно посещают город Пушкин раньше его называли Царское Село. Царское Село переименовали в г. Пушкин в честь известного всему миру и любимого нами поэта. Здесь все напоминает о А. С. Пушкине, его детство и юность прошли именно в Царском Селе, он был одним из воспитанников Лицея. Посетив Пушкин, вы сможете полюбоваться красотами великолепных парков (Екатерининского, Александровского и Нижнего), по которым ходил и прогуливался когда-то Александр Сергеевич (показ иллюстраций или слайдов парков города).
Основная часть:
В городах Ленинградской области - Выборге и Приозерске есть улицы имениАлександра Сергеевича Пушкина, в г. Подпорожье его имя носит школа, в г.Всеволожске просветительский центр тоже назван его именем (показ иллюстраций или слайдов). А в деревне Кобрино Гатчинского района создан музей "Домик няни А. С. Пушкина". Как звали любимую няню маленького Саши Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева).
Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года" /"Зима"/.
Педагог предлагает вспомнить ребят чья это музыка и как называется это произведение. Обращает внимание на настроение музыки, опираясь на иллюстрации, посвященные зиме и зимним картинам природы.
Долгими зимними вечерами Арина Родионовна рассказывала маленькому Саше сказки, как же он любил их слушать... Его няня и подумать не могла, что он станет известным поэтом и когда-нибудь он напишет о зиме:
"Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
|
Идет волшебница - зима...
Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов;
Легла волшебными коврами среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы...
Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед...
Мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег".
Вопросы к детям:
Как поэт описывает зиму? ("Волшебница-зима", "рассыпалась клоками", "легла волшебными коврами", "накрыла пухлой пеленою", "матушка-зима", "проказница"). Расскажите о ней. Зима какая?
Проводится словесная игра "Подбери красивые слова и выражения /эпитеты/ к заданному слову". Дети, отвечая на вопрос, передают друг другу снежный ком (ватный комочек) и называют эпитеты: морозная, суровая, снежная, злая, вьюжная, долгожданная, белая, мягкая, холодная, теплая, ветреная, волшебная, радостная для детей.
Педагог рассказывает, что если долго смотреть на падающий снег, как он идет, то кажется, что ветер играет снежинкам мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее.
На что похоже движение снежинок, когда дует тихий-тихий ветерок? (Ответы детей: на медленный танец, на вальс).
А когда дует сильный ветер? Что это? (Ответы детей: вьюга, метель).
Педагог предлагает придумать свой танец снежинок.
Представьте, что все вы пушистые, сверкающие снежинки. Звучит музыка и дети под нее импровизируют.
Педагог хвалит ребят и подчеркивает, что у каждого из них была своя зима, такая разная - мягкая, тихая и нежная; суровая, резкая и вьюжная; веселая, игривая и забавная.
|
Под музыку читается стихотворение А.С.Пушкина "Зимняя дорога".
"Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит..."
И это стихотворение написал Александр Сергеевич. Нам очень близки его стихи, потому что он говорит просто и понятно, но очень красивыми словами. В этих стихотворениях мы находим то, что видим и чувствуем.
Педагог показывает картинку и напоминает о домике (музее в деревне Кобрино Гатчинского района), где жила няня Александра Сергеевича - Арина Родионовна и приглашает в те времена, когда жил поэт, в гости к любимой няне, которая рассказала ему много народных сказок и примет. Дети тихо заходят в светлицу (в зал).
Открывается занавес у стола сидит няня и вяжет. Дети здороваются и няня приглашает их сесть за стол.
Добрый вечер, мои хорошие внучата, проходите, садитесь за стол. Ой, какая буря нынче разыгралась, темно-то как за окном.
"Ничего не видно стало, сильно ветер бьет в оконце будто хочет к нам забраться.
Только он не помешает в этот долгий зимний вечер у свечи нам всем собраться".
Няня зажигает свечу.
Педагог исполняет романс на стихотворение А.С.Пушкина "Зимний вечер" (можно прослушать его в записи).
Няня рассказывает: "Вот так буря! Небо темное, ночное. Где-то сквозь тучи проглядывает луна, снег метет, кружатся в вихре снежинки, ветер завывает и гнет деревья... В такую погоду маленький Саша любил слушать мои сказки. А вы любите сказки? Хотите я помогу вам попасть в зимнюю сказку, вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо - прекратить снежную бурю (дети соглашаются). Закройте глаза (тихо звучит музыка) и представьте себе волшебницу - зимушку. Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша идет по снегу волшебница-зима. Она дарит белое безмолвие, неподвижное, загадочное и таинственное. Вот взмахивает она волшебной палочкой и деревья обретают пышные снежные шубы, она вплетает в их ветви искрящиеся снежинки и осыпает их серебром. Теперь она манит нас в свою сказку, обещая чудо, и мы спешим ей навстречу и замираем от восторга" (музыка стихает).
Няня предлагает ребятам открыть глаза и спрашивает у детей увидели ли они зимнюю сказку?
Педагог просит ребят изобразить волшебницу-зимушку, которую они себе представили. Дети на картоне с помощью пластилина рисуют волшебный зимний лес. Выполненные работы дети самостоятельно выставляют на планшете. Педагог говорит, что ребята попали в настоящую зимнюю сказку.
Заключительная часть:
Педагог читает стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".
"Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела... А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет. И речка подо льдом блестит..."
Няня отмечает, что ребята настоящие волшебники, их рисунки такие красивые и светлые, как будто сама зима пришла в гости и замерла на их рисунках. Педагог говорит о том, что путешествие подошло к концу, благодарит няню за сказку и предлагает ребятам возвращаться в группу. Ребята прощаются с няней и под музыку уходят...
Р астения