Тема «Каменные богатыри – защитники русских границ»




(содержание реализуется в течение нескольких встреч)

Цель: формирование чувства гордости за свою Родину на историческом примере русских крепостей, как защитников Древней Руси.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о России, о Ленинградской области, как о своей Родине.

2. Познакомить с понятием «крепость», как строительным сооружением для защиты древнерусского поселения.

3. Дать элементарные представления о защитной функции крепостей на территории Древней Руси.

4. Познакомить с отдельными эпизодами истории крепостей Ленинградской области: Ладога, Копорье, Орешек, Ивангород, Карела.

5. Развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения замысла по предложенной теме, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование:

1. Тематическая презентация Power Point.

2. Мультимедийное оборудование.

3. Карта Ленинградской области с условным изображением крепостей на ней.

4. Строительный материал и игровые поля с контурами для строительства крепостей.

5. Аудиозапись песни индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова.

Вводная часть:

Ребята, как называется наша страна? (Россия) А как называют людей, которые живут в России, то есть нас с вами? (Россияне)

Да, мы с вами «россияне» и живем в большой, красивой стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много разных стран на Земле, но Россия для нас – наша Родина. Родная, как мама и папа. И история нашей страны удивительна интересная. Вот, например – «Каменные богатыри России». А кто такие богатыри? (защитники, воины…) Хотите узнать, кого называют «каменными богатыри России»? Тогда открываем нашу карту: кусочек России – Ленинградская область.

Слайд с изображением Ленинградской области и условным изображением крепостей на ней.

Содержание для рассказывания детям:

Ребята, смотрите, какие-то названия или имена: Карела, Копорье. Может это имена богатырей, которые стоят по краям (вдоль границ) Ленинградской области? Давайте отправимся в наше историческое путешествие и все узнаем.

Слайд с изображением наших предков – русичей, славян.

Тысячи лет назад русское государство называлось Русь. И было оно вначале небольшое. В те древние времена, жители Руси назывались «славяне». Назовите похожие слова. (славный, слава)

Наши предки славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, добрые, смелые. Поселения свои славяне строили на берегу реки или озера. Ребята, как вы думаете, почему? (можно брать воду, можно на лодке плыть…). А еще выбирали высокое место. Как вы думаете, почему? (размышления детей)

Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Страшны были набеги врагов: они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

Русь для славян была их Родиной. Ребята, а Родину надо защищать? (размышления детей)

Слайд с изображением древних славян-воинов.

Когда приходила беда, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю, дом родной и своих близких. Стали славяне свои поселения укреплять строить вокруг высокую, крепкую изгородь.

Слайд с изображением древнего поселения славян.

Если враги приближались – звонили в колокол (набат), чтобы жители успели укрыться за высокими стенами своего городища, успели крепкие ворота закрыть и подготовится к встрече врага. Ребята, а где же каменные богатыри? Идем дальше их искать?

Трудная была жизнь у славян: набеги врагов были частыми. Задумались славяне, что делать? Ребята, что бы вы тогда посоветовали? (надо более крепкие да высокие стены делать) Так они и поступили.

Слайд с изображением древней укреплений.

Стали строить стены из бревен, а по углам – башни высокие. В центре – ворота крепкие. Хорошие укрепления получались. И называли их – «крепости». Как вы думаете, почему? (значит крепкие) А зачем башни строили высокие? (размышления детей) Вы правы, сверху далеко дозорный видел: не идет ли враг. Смотрите, какие крепости были.

Педагог показывает слайд с изображением древней крепости. Дети рассматривают и обсуждают увиденные постройки.

Давайте, мы тоже крепость построим?

Продуктивная деятельность детей по конструированию крепости (см. приложение).

Как вы думаете, наша крепость выдержит натиск врага? Почему? (размышления детей)

Ребята, таких деревянных крепостей на Руси было очень много - вокруг каждого городища, то есть города. И у каждой крепости - свое название - по названию города.

Ребята, если бы в нашем городе (поселке) была крепость, как бы она называлась? (словотворчество детей на основе названия своего населенного пункта) А как назовем крепость, которую мы построили? (предложения детей) Может быть, Ладога?

Была такая крепость на Руси, недалеко от Ладожского озера. На берегу реки Волхов. Давайте найдем ее на карте.

Рассматривают карту и находят место расположения крепости.

Ладожская крепость была очень важной: она не только свое поселение защищала, но и давала отпор врагам, которые приплывали по реке Волхов, не давала им пройти в Ладожское озеро, чтобы не разоряли они и другие славянские поселения, защищала Русь-матушку.

Ребята, а что-то я каменных богатырей так и не вижу? Идем дальше их искать?

Вокруг Ладоги много лесов растет. Ладожане строили и ремонтировали здесь деревянные корабли. Корабли строили крепкие, ладные и назывались они Ладьи. Слайд с изображением ладьи.

Как вы думаете, почему такое название? (Ладожская крепость, Ладожское озеро, жители – ладожане) Может быть.

Славяне много плавали по рекам, озерам – перевозили грузы, ловили рыбу, переправлялись по делам в другие земли. И сюда, из заморских стран, приходили и торговые корабли

Слайд иллюстрации к былине «Садко».

С юга: из Греции, Индии, по реке Волхов, везли ткани красивые, украшения, специи и посуду – много невиданного для славян. Послушайте пеню гостя из Индии из сказки-оперы Римского-Корсакова «Садко».

Звучит песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова.

С северных стран (из-за Балтийского моря), где жили варяги, везли изделия из кожи, из металла, оружие. А путь этот дальний так и назывался «Из варяг – в греки». Давайте и мы попробуем проплыть кусочек этого пути. Начинаем путешествие из Балтийского моря – от варягов.

Дети, по очереди передвигают значок корабля по карте через Балтийское море, по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов; и обратно.

Да, ребята, если плыть – дальше можно доплыть до Греции. Какое мы с вами путешествие совершили, как оно называлось в древности? («из варяг – в греки» и обратно)

Здесь, в Ладоге, корабли останавливались отдохнуть, что-то отремонтировать, набрать запасы чистой воды и продуктов и плыть дальше. А пока стояли в Ладоге – торговали.

Слайд иллюстрации к былине «Садко».

Покупали у славян мед, меха пушистые, инструменты, украшения. Богател город, и тем больше привлекал завоевателей. Захватят деревянную крепость, разграбят, подожгут ее, и уходят на своих кораблях. И ладожане, заново отстраивали крепость, налаживали жизнь. Однажды решили, что крепость надо построить каменную. Ребята, как вы думаете, почему? (она крепче, выше, не горит).

Слайд с изображением Ладожской крепости.

Посмотрите, какая получилась крепость? (каменная, большая, крепкая) Настоящая защитница. Ребята, кого-то она мне напоминает? А вам?

Размышления детей, педагог наводящими вопросами подводит детей к пониманию, что каменная крепость и есть богатырь, обсуждают сравнения.

Вы правы, она похожа на большого богатыря, защитника.

Воспитатель читает отрывок из былины:

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Много лет каменная крепость Ладога защищала ее жителей от врагов, но, когда изобрели пушки, и она пострадала.

Много веков прошло с тех пор, но часть каменной Ладожской крепости до сих пор сохранилась и мы с вами, можем на автобусе съездить туда на экскурсию – ведь теперь там музей. И ехать недалеко – ведь Ладожская крепость находится в нашей Ленинградской области.

Посмотрите на карту нашей Ленинградской области. Попробуй, … (Сережа), проплыви по реке Волхов в Ладожское Озеро.

Ребенок имитирует движение по карте.

Ребята, какая крепость его встречает? (Ладога)

Ладожане, смотрите, кто к нам плывет? Пропустим его или нет?

Дети, вместе с педагогом спрашивают: военный или торговый корабль, куда плывет; решают, что пропустят только торговый, а военный не пропустятзащитят родные земли от врагов.

Ребята, как вы думаете, а есть еще на Ленинградской земле каменные богатыри? Давайте поищем на карте.

Дети вместе с педагогом рассматривают карту с условным изображением крепостей.

Вот значки обозначающие древние крепости. Ребята, а могли с тех давних пор сохраниться деревянные крепости? Почему? (дерево быстро разрушается, а камень долго стоит) Да, эти крепости, как и Ладогу перестроили, сделали каменными богатырями – защитниками земли русской. И в каждой из них сейчас – музей. Они все находятся в Ленинградской области и туда можно с родителями съездить на экскурсию. Они нас ждут.

Ребята, давайте запомним имена этих каменных богатырей?

Здесь (показ по карте), недалеко от Ладожского озера, в дремучих лесах, где стаи воронов кричат «Кар, кар», построили крепость Карела.

Слайд с изображением крепости Карела.

Много раз, обороняясь от врагов, она горела. Стены у Карелы не очень высокие, зато посмотрите, какая башенка, похожая на богатыря.

Здесь, (показ по карте) недалеко от Балтийского моря долго строили очень большую крепость. Копали, копали. Посмотрите, какая получилась высокая крепость Копорье.

Слайд с изображением крепости Копорье.

Копорье часто разрушали враги, но русские люди ее снова и снова отстраивали. Видите, она почти треугольная. Посмотрите, какие огромные башни, какой большой каменный мост у крепости Копорье.

Здесь, (показ по карте) недалеко от Балтийского моря, на берегу реки – сразу две крепости. На одном берегу реки – иностранная, а на другом – наша, русская.

Показ слайда с изображением Ивангородской крепости и Нарвского замка.

Эту огромную крепость русские мужчины строили. И город дяди Иваны строили, и крепость. А строили ее по указу царя Ивана III, поэтому, и назвали Ивангород. Смотрите, какая у Ивангородской крепости интересная стена – она прямо к реке спускается, напротив чужой крепости. Как будто Ивангород руку протягивает и говорит чужой крепости: «Давай будем дружить, а не воевать».

А здесь, на Неве, путь вражеским кораблям преграждала крепость на острове. (показ по карте) Стой, кто идет!.. Никак с ней не могли справиться. Крепкая, как орех. Так и называется – Орешек. А посмотрите на остров сверху – он тоже похож на орех.

Слайд с изображением крепости Орешек (вид сверху).

Ребята, давайте вспомним, как называлась крепость на реке Волхов, там где Ладьи строили? (Ладожская)

На слайде, по ходу общения с детьми, появляются все крепости, о которых шла речь.

И если богатырь стоит на страже,

То может быть из вас уверен каждый,

Что от врагов любых защищены.

Все рубежи родной страны!

Посмотрите, ребята, действительно ли со всех сторон защищена была Русь? Какая крепость защищала границы Руси внизу? (Ладога). А слева границу защищали два каменных богатыря. Как их назвали? (крепости Копорье и Ивангород). Здесь, на Неве, путь преграждала крепость…. (Орешек). На северных границах Руси (наверху) стояла как богатырь крепость... (Карела)

Они как пограничники на посту – на защите Родины.

Ничего нет лучше, краше
Милой Родины моей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(Н. Кончаловская)

Мы с вами нашли каменных богатырей – защитников русской земли? А сколько крепостей мы нашли? Давайте посчитаем? (дети вспоминают названия и считают до пяти) Пять!

Я предлагаю вам придумать и нарисовать свою крепость, которая тоже могла бы стать защитницей земли русской.

Продуктивная художественная деятельность детей.

Приложение:

«Строительство крепости»

Строительство крепости возможно: из бумажных или картонных деталей, из деталей различных конструкторов, на интерактивной доске.

Детям предлагается основа с прорисованным контуром крепости, на которую будут устанавливаться или крепиться следующие детали: стены крепости, различные башни, часть стены с воротами и внутренние постройки: избы, сараи, церковь, колодец; деревья, фигурки людей и животных. Обозначается также берег реки или озера.

Педагог организует деятельность так, чтобы участвовали все дети. Если это затруднительно, то предлагается 2-3 поля под строительство с разными контурами крепостей. При этом с детьми предварительно рассматривается форма контура крепости, количество углов крепости. Педагог участвует в общем сговоре детей: какие, куда поставят башни, где лучше построить стену с воротами, кто из детей какие детали будет устанавливать. Далее дети самостоятельно подбирают необходимые детали, договариваются о взаимодействии. После окончания работы дошкольники анализируют постройки.

При одновременном изготовлении 2-3 крепостей возможно добавить соревновательный элемент: чья команда построит крепость быстрее, чья –крепче, аккуратнее, чья дружнее. При этом обсуждается, почему такие критерии важны для строительства крепостей.

В дальнейшем, когда игра будет перенесена в самостоятельную деятельность, можно не прорисовывать контуры крепостей, а дать детям возможность творчески реализовать свой замысел. Аналогичную конструктивную деятельность можно перенести на улицу, используя для строительства песок или снег и обогатить игровой деятельностью детей. При расширении объема знаний детей по данной теме, данная конструктивная деятельность детей может быть дополнена сюжетно-ролевой игрой.

 

Ладожское озеро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: