В лазоревом (синем, голубом) поле накрест серебряный якорь и поверх его - золотой ключ ушком вверх; в червленой (красной) главе щита - серебряная зубчатая мурованная стена.
Обоснование символики герба Ленинградской области
Ключ в гербе символизирует стратегическое положение региона на северо-западе России. Территория современной Ленинградской области с 9 века входила в состав Новгородской земли. В средние века здесь из Скандинавии в Византию через Восточную Европу по Неве проходил торговый путь «из варяг в греки». В результате Северной войны (1700 – 1721 гг.) эти земли были возвращены Российскому государству. Карелия, Ливония, часть Финляндии, Эстляндия и Ингерманландия были присоединены к России.
В 1703 г. основан Санкт-Петербург. Россия получила выход к Балтийскому морю. Это событие получило характеристику в истории, как «Петр Первый прорубил окно в Европу», а в гербе Ленинградской области оно отображено символом ключа, который подчеркивает ключевое положение области для Российской Федерации.
Серебряный якорь указывает на то, что на территории региона расположено два морских порта – Санкт-Петербург, европейские ворота страны, и Выборг.
Серебряная зубчатая стена олицетворяет крепости, расположенные в Ленинградской области, имевшие в разные времена российской истории высокое оборонительное значение для северо-западных рубежей государства и всей страны в целом: Петропавловская крепость, Кронштадт, Адмиралтейская крепость, Выборгская крепость, Петрокрепость.
Цветовая гамма гербового щита указывает на принадлежность области к Российской Федерации, цвета герба (красный, синий и белый) являются цветами Российского флага.
|
Х удожники
Тема: «Художники живут рядом с нами» (арт-путешествие)
Цель: вызвать интерес и дать представления детям, о том, что в Ленинградской области живут разные художники, мастера декоративно прикладного искусства.
Задачи:
1. Заинтересовать детей и дать основные представления особенностях Оятского гончарного промысла, Волховской росписи по дереву и Киришского кружевного промысла как основных декоративных художественных промыслов края.
2. Развивать речевую активность, желание вступать в диалоги с игровыми персонажами, другими детьми, обсуждая проблемные вопросы, решая загадки и выполняя задания Ученого архивариуса.
3. Развивать творческую активность, художественное восприятие в процессе рассматривания произведений народного искусства. Выделять их основные выразительные средства.
4. Стимулировать желание включаться в собственную художественную деятельность по мотивам народных орнаментов разных народов края.
5. Воспитывать культуру взаимоотношений детей, потребность в контактах и совместных действиях со сверстниками, родителями.
6. Вызвать у детей чувство гордости, что такие изделия могут делать мастера из родного края, воспитывать уважение к труду мастера.
Материал:
1. Карта Ленинградской области.
2. Плоские фигурки игровых персонажей: Ваня и Таня, Ученый Архивариус
3. Печатные буквы, для выкладывания на стенде или магнитной доске
4. Иллюстративный материал и материалы для дидактических игр.
5. Тематическая презентация Power Point «Художественные промыслы Ленинградской области»
6. Мультимедийное оборудование.
|
Вводная часть:
Воспитатель обращает внимание ребят на гостей:
Посмотрите опять Ванечка и Таня сегодня открыли Азбуку и увидели на странице слово ХУДОЖНИК.
Таня говорит:
Ну, про художников мы все знаем, и хотела перевернуть страницу, чтобы читать Азбуку дальше.
Ванечка отвечает:
Не торопись Танечка. У нас в гостях опять появился, наш ученый друг Архивариус наверное, опять что-то интересное для вас приготовил (обращает внимание, что на стенде появилось изображение архивариуса).
Ученый Архивариус подключается:
Да, я хочу пригласить вас в путешествие к художникам нашего края – народным мастерам.
Таня говорит:
А разве есть такие художники, в нашей Ленинградской области? Очень бы хотелось с ними познакомиться.
Ученый Архивариус:
Ну, тогда в путь!
Основная часть:
Подключается воспитатель:
Нам опять поможет путешествовать карта нашей Ленинградской области, посмотрите на нашей карте необычный знак - горшочек расписной, чтобы это значило?
Ученый Архивариус:
Прислушайтесь, кажется, как будто где-то вода течет...
Дети, а вы слышите?(слышно звук текущей реки и появляется изображение реки на слайде). Это река ОЯТЬ. По вепски- «ручей». Помните мы у этого народа в гостях были.
Таня говорит:
Ну, на ручей не похоже. Правда, дети? Здесь большая красивая река. Но где же здесь художники?
Ученый Архивариус:
Эта река славится тем, что на ее берегах есть жирные глины, очень они подходят для лепки изделий разных. На берегах этой реки жили и сейчас живут художники-гончары (с.Алеховщина). Посмотрите какие изделия они делают.
|
На стенде или слайде изображения оятской посуды и игрушек. Дети обсуждают что есть разные изделия: горшки, крынки и игрушки, обдумывают для чего они переназначены.
Таня:
А вот какое-то необычное изделие горшочек с носиком, а есть даже с двумя на веревочке весит, не пойму, что это такое? (Дети рассматривают – «рукомой»). Воспитатель помогает:
А если наклонить подвешенный горшочек, из него удобно умываться?
Ученый Архивариус:
Ребята, а попробуйте отгадать старинную загадку, она связана с гончарным промыслом.
« Был я на копане,
Был я на топане,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Был я на базаре ».
Трудно отгадать? Сейчас вам поможет ее отгадать наш новый гость.
На стенде появляется сказочный оятский горшочек (с глазками, ручками и ножками) он оживает и рассказывает свою историю: «Волшебное превращение кусочка глины».
Горшочек:
Моя история началась с кусочка глины, который гончар-художник выкопал на берегу реки Ояти и стал разминать, чтобы она стала мягкая, раньше ее топтали для этого ногами. Помните в загадке: «Был я на копане, был я на топане». А потом. Ой, как весело стало и щекотно!
Воспитатель:
Посмотрите дети, почему горшочку весело стало! Мастер положил кусочек глины на вращающийся круг и стал из кусочка глины вытягивать стеночки горшочка. Помните дальше в загадке: « Был я на кружале ». И вот он готов!
Танечка и Ванечка:
Но, не очень-то он красивый.
Горшочек:
Сейчасмне художник узоры нарисует.
Ученый Архивариус:
Подумайте, что могут означать узоры оятского горшочка?
Дети рассматривают узоры обсуждают, что они похожи на образы солнышка, цветов, ростков, листиков, земли и воды.
Горшочек:
А дальше, я думал, со мной случились большие неприятности. Красивые узоры залили белой сметаной-поливой и еще в горячую печь поставили-обжигать. Вспоминаете, как дальше в загадке: «Был я на пожаре». Но случилось чудо! Полива в печке стала прозрачной, а я прочным и блестящим. И на базар не стыдно вести! Помните чем загадка заканчивается: «Был я на базаре».
Может придумаете про меня кричалки для базара, чтобы меня и моих братиков покупали охотно!
"Тары -бары растабары, у нас хорошие товары.
Не горшки, а сущий клад. Разбирайте нарасхват!
Посуда наша - для щей и каши! Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается!"
Ученый Архивариус:
Теперь то все разгадали загадку? Конечно, она о горшочке! Ведь с ним вся эта история случилась! А хотите сами побыть оятскими художниками в «мастерской оятских гончаров»?
Дети соглашаются и украшают горшочек (оригами) оятскими узорам.
Побывали в гостях у Оятских художников - гончаров, а дальше наш путь в Волхов!
Танечка и Ванечка:
Каких же художников здесь можно повстречать?
Ученый Архивариус:
Слышите песня хороводная звучит, это хоровод девушки водят. Праздник на селе видно! А на праздник часто девушке (особенно на свадьбу) дарили прялку. У художников, которые в этих местах жили, родители или жених подарок заказывали. Посмотрите, какие нарядные прялки в Волхове расписывали! Как вы думаете почему эти прялки «золоченками» называли?
Дети рассматривают и говорят прялки украшали золотым ободком, завитками.
По всему нашему краю они расходились, часто имя владелицы в роспись включали: «Сия прялка Екатерины Салтыковой» Такую волховскую прялку можно увидеть даже в Русском музее в Петербурге. Берегла девушка прялку всю жизнь, была она в избе главным украшением! Ведь прялка была главным инструментом женщины для работы – пряжу прясть, семью одевать. Собирались девушки и женщины в избе зимними вечерами на «беседы» пряжу пряли, да частушки пели:
«Моя прялка именна,
На беседушке одна.
Мой забавушка придет,
По именной прялке найдет».
Ванечка:
Какой же главный узор в волховской росписи?
Ученый Архивариус:
Мастера говорили – «всем цветкам цветок» - это Волховский розан. Лепесток художники писали «переходным» мазком. Набирали на кисточку сразу два, а то и три цвета. И мазок получался разноцветным объемным. Слева мазок, справа мазок. И «собирает» кисточка художницы из лепестков чудесный цветок!
Воспитатель предлагает:
А хотите побыть волховскими художниками? Давайте поиграем!
Проводится игра «Собери розан». Дети из лепестков и листьев собирают розаны. Можно приготовить для украшения вырезанные из бумаги силуэты прялок или другой кухонной утвари: доски, подносы и пр.
Ученый Архивариус:
А у нас дальше в путь в Кириши!
Танечка и Ванечка:
И там художники живут?Какой звук необычный? Как будто ручеек звенит или тихонько треугольники постукивают.... (звук коклюшек)
Ученый Архивариус:
Это звук коклюшек слышен. Быстро-быстро мелькают в руках кружевниц деревянные палочки и появляется кружевное чудо! У меня для Вас есть загадка. Названия: «вилюшка», «плетешок, «овсянка», что это может быть?
Танечка и Ванечка:
Может это птички? (и далее предположения детей.)
Ученый Архивариус:
О, нет – это названия элементов кружев. Посмотрите! (дети рассматривают кружевные изделия). Кружевная дорожка - «вилюшка», виляет, вьется выплетая кружевные узоры - «ромашку», «листик», «лапу» и пр. (дети могут увидеть конкретные кружевные мотивы в изделиях).
Воспитатель предлагает детям:
Давайте сами попробуем выложить кружевной узор.
Проводится игра «Выложи кружевной узор » (бархатная бумага, лучше темных цветов, и светлая толстая нить). Детям предлагают, выплести узоры из нити- «вилюшки» и рассказать как от них дали название узору.
Но ваши узоры трудно поднять, могут они рассыпаться. А кружевные узоры можно и к платью приколоть и полотенце кружевом украсить. Присмотритесь¸ почему?
Таня:
У кружевниц «вилюшку» мостики держат.
Ученый Архивариус:
Молодец, Танечка. Да, мостики - «плетешки», а между ними для красоты из «овсянок» звездочки кружевницы вплетают. А как вы думаете дети, откуда мастерицы-кружевницы узоры для своих кружев берут? Кто им подсказывает? Где еще можно встретить кружева? Давайте поищем кружева летом:
"Морковки не ботва, сплошные кружева!"
А зимой есть кружева?
"Чтоза звездочки сквозные на пальто и на платке? Кружевные вырезные, возьмешь -вода в руке?" (снежинки) "Какой это мастер на стекла нанес листья и травы и заросли роз?" (мороз)
Ванечка:
Я догадался! Кружевные узоры мастерицы у природы подсматривают.
Ученый Архивариус:
Посмотрите, дети, какие кружевные узоры увидели мастерицы.
Дети рассматривают и называют узоры: «елочки», «гулички», «комар», «репей» «цветочек», «звездочки».
Воспитатель предлагает детям:
И еще одна игра есть вам в подарок от кружевниц «Помоги жучку вернуться домой из лабиринта кружев».
Кружевное изделие, маленькая игрушка-жучок. Он заблудился в лабиринте кружева и детям надо вывести его по дорожке-«вилюшке». К краю кружева, чтобы он не провалился в дырочки. По пути дети рассказывают, по каким узорам проводят жучка.
Заключительная часть:
Ученый Архивариус:
Вот у каких разных художников мы встретили в нашей Ленинградской области.
Танечка и Ванечка:
Мы очень гордимся, что в нашем крае есть такие замечательные мастера! И всем ребятам и знакомым расскажем о том, где побывали!
Ц ирк Тема: «Цирковое представление»
Цель: расширение представлений детей о профессиях цирковых артистов- акробатов, гимнастов, эквилибристов, жонглеров, факиров, клоунов.
Задачи:
6. Показать одно из направлений трудовой деятельностей жителей родного края - артистов цирка.
7. Развивать желание разыгрывать цирковое представление, выполняя задания педагога (инструктора по физической культуре).
8. Учить детей двигаться в соответствии с темпом и характером музыки.
9. Продолжать учить детей группироваться и делать кувырок вперед, закрепить выполнение прыжков через препятствие.
10. Закреплять умение детей самостоятельно играть в мяч, выбирая любой способ игры.
11. Воспитывать культуру взаимоотношений детей, потребность в контактах и совместных действиях со сверстниками.
Материалы и оборудование:
1. Гимнастические скамейки
2. Маты
3. Мячи среднего размера
4. Атласные ленты
Вводная часть:
Педагог:
Ребята, а вы бывали в цирке? (Ответы детей)
! В Ленинградской области цирковые артисты работают в следующих организациях: народный цирк "Гротеск" (г.Гатчина), цирк «Юность» (г.Бокситогорск), цирк «Юность зажигает огни» (д.Горбунки), цирк «Чародейка» (п.Зайцево), цирковая гимнастическая студия «Радуга» (г.Пикалево) и цирковые студии: «Радуга» (г.Гатчина), «Мечта» (п.Советский), «Апельсин» (г.Ломоносов), «Созвездие» (г. Выборг).
Но вы были зрителями, а сегодня давайте представим, что мы сами артисты цирка. Вы будете выступать, а весь зрительный зал будет на вас смотреть, затаив дыхание.
Основная часть:
I. Парад - алле.
Педагог (ведущий):
Любое цирковое представление начинается с парада - алле. (Звучит музыка, дети идут по залу. Все занятие проходит под музыкальное сопровождение).
1. Гимнастическая ходьба: Вот воздушные гимнасты
Гимнастической семьи.
2. Ходьба на носках и пятках: Вот семейство акробатов
На носках идут, на пятках.
3. Ходьба с движением рук вверх, в стороны: Вот идут, толкая гири,
Наши чудо силачи.
4. Ходьба на стопах и ладонях: На арену вышел слон.
Ох, большой и важный он!
Не спеша слоны пошли,
Ноги ровные - столбы.
5. Ходьба с высоким подниманием коленей: А теперь походкой стройной
На арену вышли кони.
6. Бег с высоким подниманием коленей: И помчались лошадки рысцой
Стройные ножки - перед собой.
7. Бег прямым галопом: А потом переменились
И галопом припустились.
8.Гимнастическая ходьба: Парад - алле завершается,
Представление начинается!
II. Цирковое представление.
Педагог (ведущий):
Первыми на арену цирка выходят гимнасты с лентами.
1.И.п.: лента в одной руке, на 1-2 - медленно поднимаем руки вверх, передаем ленту в другую руку, на 3-4 -медленно опускаем руки.
2. И.п.: то же, на 1-2 - взмах рук в стороны, одну ногу отводим назад, на 3-4 "Ласточка".
3. И.п.: сидя, облокотясь на предплечье, на 1- сгибаем ноги, 2 - "уголок", на 3-4 - опускаем.
4. И.п.: лежа на спине, руки вытянуты над головой, на 1-2 - "группировка", 3-4 - и.п.
5. И.п.: то же, руки вдоль туловища, упражнение "Березка".
6. И.п.: лежа на животе, упор руками напротив груди, на 1-2 - прогибаемся назад, на 3-4 - и.п. "Змея".
7. И.п.: то же, руки в стороны, упражнение "Кузнечик".
8. И.п.: то же, упражнение "Корзиночка".
9. И.п.: основная стойка, на 1-2 - поднимаем руки вперед - вверх, на 3-4 - опускаем.
Затем выполняются основные движения: прыжки через препятствие (скамеечку) с переносом обеих ног вместе (ноги при прыжке согнуты в коленях, колени прижаты друг к другу).
Педагог (ведущий):
Следующий номер нашей программы "Ловкие акробаты" (акробаты выполняют кувырок вперед).
А сейчас перед вами выступят "Лихие наездники" (дети скачут) и "Ловкие жонглеры" (дети играют в мяч).
Заключительная часть:
А теперь на арене веселые клоуны и они стали смешить зрителей (дети под музыку изображают клоунов).
Сюрпризный номер (факир достает ленты из шляпы.
III. Парад - алле. Педагог (ведущий):
Артисты цирка прощаются со зрителями. (Звучит музыка, дети идут по залу).
ДА Ч А
Тема: «Вот удача, вот удача, мы поехали на ДаЧу!» (игра-путешествие)
Цель: обогатить социокультурные представления детей о даче, как месте проживания горожан на природе, в прошлом и настоящем, о дачных местностях Ленинградской области.
Задачи:
1. Дать детям представления о Ленинградской области как традиционном месте дачного отдыха горожан Санкт-Петербурга и городов области.
2. Познакомить с историей возникновения – «дачи», с некоторыми известными усадьбами Ленинградской области; известными дачными местностями в области и традициями «дачной жизни» горожан в прошлом и настоящем.
3. Воспитывать культуру взаимоотношений детей; потребность в контактах и совместных действиях со сверстниками в играх и художественном творчестве.
Материал:
6. Плоские фигурки игровых персонажей: Ваня и Таня, Ученый Архивариус
7. Печатные буквы, для выкладывания на стенде или магнитной доске
8. Иллюстративный материал по теме «Дача» /старинные усадьбы; фото дачной архитектуры и ландшафтного дизайна в прошлом и настоящем; изображения транспорта: карета, поезд, машина, автобус/.
9. Силуэты частей дачного домика (стены, окна, крыша, дверь, и элементов декора); силуэты деревьев, цветов, овощных культур; элементы ландшафтного дизайна дачного участка для игры «Строим дачу»; изображения садового инструмента; овощных и садовых культур.
10. Тематическая презентация Power Point.
11. Мультимедийное оборудование.
Вводная часть:
Педагог говорит ребятам:
Сегодня мы опять вместе с Ванечкой и Танечкой отправимся в «путешествие» по страницам Азбуки Ленинградской области. На новой странице дети увидели слово – «Да Ч а».
Буква «Ч» есть в калаче, черепахе и ключе,
Буква «Ч» в начале слова, в середине и в конце.
В длинном слове – передача,
И в коротком слове – да ч а
Танечка и Ванечка обрадовались, увидев это слово:
«Вот удача, вот удача, скоро едем мы на дачу!» Ведь уже весна, и скоро наступит лето, а на даче так хорошо летом!
Педагог:
А Вы ребята, уезжаете летом на дачу?
Дети рассказывают, куда они едут на дачу летом.
Дача - это загородный дом, куда приезжают жить чаще летом, но дачей может быть и дом бабушки в который приезжают внуки летом.
В нашей Ленинградской области много дачных мест, где летом проводят время жители городов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Говорят, что количество жителей в нашей области летом увеличивается в два раза. Почему же многие жители из Санкт-Петербурга переезжают в Ленинградскую область на лето? /конечно в нашей области много красивых мест: лесов, лугов, рек, где приятно отдохнуть/.
Воспитатель обращает внимание детей, что на стенде появился игровой персонажа – Ученый Архивариус.
Наверное, в своих ученых книгах он нашел, что-то интересное о «даче».
Ученый Архивариус:
Я приглашаю вас, ребята, попутешествовать по дачным местам нашей Ленинградской области!
Основная часть:
Рассказ-обсуждение с Ученым Архивариусом:
Слово «дача» появилось давным-давно, во времена, когда правил в России царь Петр I.
Давайте вместе поиграем со словом «дача», произнесем его несколько раз и будем немного по-разному его заканчивать. Какие слова могут «появиться»? Оно по звучанию похоже на слова: «дать», «дар», «давать». Царь Петр I считал, что для того, чтобы его главные помощники в делах государственных не разъезжались по дальним поместьям на лето, и всегда оставались «под рукой», им надо «даровать», за заслуги в делах государственных, землю под Петербургом. Первые дачи-усадьбы царские министры построили по дороге в Петергоф. А царь, ехавший в свой загородный дворец, мог наблюдать, как отдыхают его подданные и при необходимости быстро вызвать их на службу. Потом дачи-усадьбы стали строить и в других местах Петербургской губернии.
Не хотите ли вы отправиться в гости в старинную усадьбу.
Ванечка и Таня воскликнули:
Ой, хотим! А на чем мы туда поедем?
Ребята, подскажите, а на чем можно было поехать загород в старинные времена?
Может быть на автомобиле? А можно было в давние времена ехать на автомобиле?
Дети приходят к выводу: что поехать можно было на лошадях: верхом или в карете.
Тогда, поехали! /звук движущейся кареты/.
Что можно увидеть, в окошки кареты, когда едешь за город? /лес, реку, цветы и пр./.Наконец, мы приехали в старинную усадьбу.
! /Можно выбрать старинную усадьбу, которая расположена ближе к месту проживания ваших дошкольников и более им известна, куда они могут отправиться на прогулку с родителями/.
Ученый Архивариус:
Это усадьба «Приютино». На пороге нас встречают хозяева усадьбы – Елизавета Марковна и Алексей Николаевич Оленины.
«… Есть дача за Невой…
Есть дача или мыза,
Приют для добрых душ,
Где добрая Элиза
И с ней почтенный муж,
……………………….
В свой маленький приют
Друзей из Петрограда
На праздник сельский ждут…» (К.Н. Батюшков).
Такие стихи написал об этой усадьбе-даче один из гостей, который приезжал в гости в «Приютино». К Олениным приезжало очень много известных писателей, поэтов, музыкантов, которые жили в те далекие времена. Были у них в гостях АС. Пушкин и И.А. Крылов. Как могли встречать своих гостей хозяева усадьбы? Что им говорили? Где предлагали им поселиться? Старинная усадьба - это красивый дом с парком. Посмотрите, как выглядел дом в «Приютино». А вот и другие усадьбы – тоже очень красивые - это усадьба «Рождественно», «Извара», /рассматривает изображения/. Чем хозяева украшали свои дачи-усадьбы: колоны, балкончики, террасы, окошки разной формы/. Жилые комнаты располагались, как правило, на втором этаже дома. Они были не очень большие, чтобы всем гостям хватило места. Посмотрите, какого размера окна на втором этаже? Как и комнаты не очень большие. А на первом этаже? Там были большие залы - «столовые», «гостиные». Догадались, почему такое название? Конечно, там часто собиралось много гостей. И окна на первом этаже, как и комнаты-залы большие, или даже делали окна-двери, которые открывались прямо в парк или сад.
Ванечка и Танечка:
Давайте пройдемся по парку?
Ученый Архивариус:
Что же можно увидеть, гуляя в усадебном парке? /тенистые аллеи, озеро или пруд, мостики, беседки, скамеечки, скульптуры, фонтаны и пр. / Что же могли делать гости, приехав усадьбу? Конечно, прежде всего, наслаждаться природой: гулять по красивому парку, любоваться цветами, кататься на лодках, собирать цветы. А вечером в зале - «гостиной» собирались все: гости и хозяева усадьбы и начинался, например, музыкальный вечер или разыгрывалось театральное представление или даже бал, где все танцевали и веселились. Играли в разные игры.
Давайте с вами поиграем в одну из игр, которую любили играть в старинных усадьбах гости и хозяева.
Игра «Живые картины »
Материал: а) иллюстрации к известным детям сказкам (Репка», «Заяц и лиса» «Три поросенка», и др.) б)небольшие атрибуты, которые могут понадобиться для обыгрывания иллюстрации: платочки, шапочки, драпировки очки, кукольная посуда, зонтики и пр.
Ход игры: Дети делятся на подгруппы 3-5 человек /лучше в зависимости от количества героев в иллюстрации/, каждая из подгруппы «вытягивает» иллюстрацию и готовит ее представление, используя любые атрибуты для создания образов персонажей. Замирает, изображая сцену, представленную в иллюстрации. Остальные дети должны отгадать картину, из какой сказки представляют авторы.
Ванечка и Танечка:
Мы хорошо отдохнули в усадьбе, и можно возвращаться обратно в город.
! /Детям можно предложить, что бы вспоминать, где они побывали, разместить на карте изображения старинных усадеб-музеев/.
Игра: «Размести на карте». Карта Ленинградской области. Изображение старинных усадеб-музеев. Дети вместе с воспитателем размещают изображения на карте.
! /Для семейного путешествия–игры «Загадки усадьбы «Приютино» в приложении представлен маршрутный лист. /автор игры: Загорская Ю.Н., музыкальный руководитель МБДОУ «Южный» Всеволожского района, победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель России - 2014» г./.
Рассказ-обсуждение с Ученым Архивариусом:
Дети у меня еще много интересных сведений, про «Дачу». Хотите узнать?
Прошло время, и люди изобрели железную дорогу и поезда. По Ленинградской области запыхтели паровозы /звук движущегося паровоза/.
Город Санк-Петербург разрастался и желающих уезжать летом на дачу прибавлялось. Конечно, большие усадьбы могли построить далеко не все люди, и горожане дачи стали «снимать» на летнее время у постоянных жителей области. Вокруг города появились целые дачные поселки: Сестрорецк, Мариенбург, Много дач было в Гатчине и др.
И даже своя «Дачная столица» - поселок Сиверский. Дачников летом приезжало так много, что открывались летние театры и выпускались газеты для дачников. Некоторым дачникам так нравились эти места, что они не хотели уезжать с дачи и зимой - таких дачников называли «зимагорами». Посмотрите на картину «На даче» Владимира Первунинского.
Как вы думаете, кто на ней изображен? Нравиться ли этой семье на даче?
Сейчас в Сиверской есть музей, который называется – «Дачная столица». С мамами и папами вы можете в нем побывать. На дачу могли выезжать не только семьей. Но даже целым детским садом. У многих детских садов из центра Санкт-Петербурга были дачи в Ленинградской области. Нравиться ли детям на даче?
Когда ваши дедушки и бабушки были молодыми – заводы, фабрики или разные учреждения, где они работали, стали « давать » /помните, что означает слово дача/ своим работникам – небольшие участки земли, для строительства загородного домиков с садом и огородом. Такие дачи стали называть – «садоводствами». Там на дачных участках дачники «сад-огород разводили».
А может и у Вас дети есть дачи в садоводствах? Как они называются?
Какие садоводства есть в вашем районе?
На карте района можно отметить массивы садоводств, которые назовут дети.
Давайте подготовим для Ванечки и Танюши дачу для отдыха.
У нас есть красивый участок, что нужно сделать, чтобы было удобно жить на даче? (построить домик).
Проводится игра: «Строим дачный домик»
Материалы для игры: силуэты частей дачного домика (стены, окна, крыша, дверь, и элементы декора).
Ход игры: подгруппа детей выкладывают на стенде дачный домик.
Ванечка и Танечка:
Нам домик очень нравиться. Только очень хочется, чтобы вокруг были цветы.. дорожки…
Проводится игра: «Ландшафтные дизайнеры»
Материалы для игры: клумбы разной формы, дорожки, водоем, кустики и пр.
Дети размещают элементы садового декора вокруг дачного домика.
Вариант игры: « Укрась клумбу ».
Материал: клумбы разной формы, картинки цветов. Дети создают вариант оформления клумбы. Называют цветы.
Очень красиво получилось.
Танечка:
Но я очень люблю салат, огурчики.
Ванечка:
А я помидоры. И гостей захочется угостить, когда они приедут на дачу. Нужно развести сад-огород.
Педагог предлагает:
Дети поможем Ване и Тане?
Проводится игра: « Во саду ли, в огороде».
а) «Назови инструменты для садоводства-огородничества».
Материал для игры: инструменты для садово-огородных работ на картинках или мультимедиа.
« Я у бабушки на даче
Не могу, друзья, иначе.
Не сижу я на скамейке,
А беру с водою лейку.
Напоив с редиской грядку
И с морковкой очень сладкой,
И зелёный огурец,
Я услышу: "Молодец"!» /Н. Ключникова/
Проводится игра:«Что выросло на огороде». Материал: Изображения различных овощей. Детям дать название овощам, которые выросли на огороде.
Проводится игра:«Варим компот»
Материал: Изображения плодовых деревьев, к кронам прикреплены плоды (сливы, яблоки, вишни, груши и пр.); корзинки. Надо собрать плоды для варки компота, варенья.
Художественная мастерская: «Варим компот» и «Заготавливает соленья»
Материал для художественной деятельности: пустые плоскостные банки для компота, солений; фломастеры, карандаши, мелки.
Продуктивная деятельность: дети рисуют в банках различные соления и компоты.
(Предварительно обсуждается, из чего можно сделать компот, соленья, только из одних фруктов или овощей или ассорти. В соленья надо не забыть добавить приправу: укроп, листики пряностей и пр.).
Мы очень хорошо с вами потрудились. Но хочется, и отдохнуть на даче.
Как можно отдыхать на даче? (купаться, ловить рыбу, ходить в лес за грибами и ягодами). А Вы умелые грибники?
Проводится игра: «Грибная охота»
Материал: изображения основных грибов, которые растут в лесу северо-запада.
Ход игры: назови грибы, которые собрали грибники.
Танечка:
И конечно на даче интересно играть.
Давайте поиграем в одну из игр, в которую можно играть на дачной лужайке..
Проводится игра: «Яблочная эстафета».
Дети усаживаются на «лужайке» - ковре поплотнее.
Задача: передать яблоко от одного участника к другому без помощи рук. Перекатывать плод с колен на колени или передавать его, прижимая подбородком к шее. Тот (та), кто уронит яблоко, дает фант. (заранее напишите имена детей маркером на бумажных карточках – «яблочных листочках»).
По окончании эстафеты фанты разыгрываются. За спиной ведущего становится помощник, который и спрашивают, показывая фанты детям: «Что сделать этому фанту?»
Ведущий, не видя фантов, дает им задания:
- прокричать «Кукареку!»
- назвать садовый инструмент!
- попрыгать на месте 5 раз!
- сказать ласковое слово!
- назвать фрукт, который растет в саду и др.
Заключительная часть:
Воспитатель говорит:
Что же сегодня нового вы узнали о нашей Ленинградской области? Что из рассказов Ученого Архивариуса понравилось больше? Танечка и Ванечка благодарят Вас за уютную дачу и приглашают в гости летом на отдых.
Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Ш лиссельбург