Игра с Петрушкой «Аюшки»




Дети (зовут): Петрушка!

Петрушка: Аюшки?

Дети: Где ты был?

Петрушка: На ярмарке.

Дети: Что принес?

Петрушка: Оладушки.

Дети: Где же они?

Петрушка: Под лавкой.

Дети. Экий, Петрушка, ты чудак!

Петрушка: А вы, детки как?

(Ответы детей, например: «А мы бы оладушки на стол положили да съели»...)

Петрушка: Ладно, в другой раз так и сделаю. (прячется)

Дети: Петрушка!

Петрушка: Аюшки?

Дети: Где ты был?

Петрушка: На ярмарке.

Дети: Что принес?

Петрушка: Сапожки.

Дети: Где же они?

Петрушка: А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.

(Ответы детей, например: «А мы бы сапожки одели на ножки и пошли по дорожке»…)

Петрушка прячется, игра продолжается дальше.

После игры воспитатель обращается к детям:

Сообщу, пока не поздно,
Я условие одно:
Сегодня быть серьезным
У нас запрещено!

Позабудь про грустный вздох,
Прочь печаль отброшена.
Если рядом скоморох —
Будут скоморошины!

Воспитатель предлагает детям стать скоморохами и разыграть по желанию веселые диалоги или монологи с театральными куклами на ширме (лучше варежковыми - «говорящими»). Используется русский народный фольклор, например, знакомые детям докучные сказки, игры-диалоги:

- Я медведя поймал!

- Так веди его сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает! (варианты – в приложении)

Воспитатель одевает колпак скомороха:

Приглашаю детвору

На веселую игру:

«Медведь» (на основе докучной сказки) – проигрывается в разном темпе, который задает воспитатель. Можно менять животных, например: Летел ворон к броду, сел на колоду...

1. Пришел медведь к броду, 2. Влез на колоду, 3. Бултых в воду! 4. Уж он мок, мок, мок, 5. Уж он кис, кис, кис! 6. Вымок, выкис, 7. Вылез, высох, Встал на колоду… Бултых в воду! 1. Дети стоят в кругу, идут в центр круга, проговаривая слова. 2. Изображают, как забираются на колоду. 3. Изображают, как прыгают в воду, садятся на корточки (как будто в воде). 4. Скрестив руки на груди, хлопают себя три раза по плечам. 5. Хлопают себя три раза по ногам. 6. Хлопок, скрестив руки на груди, по плечам; хлопок по ногам. 7. Изображают, как вылезают из воды, отряхиваются. Далее движения повторяются по тексту.

Воспитатель обращается к детям:

Пришла пора нам с ярмаркой прощаться

И ей мы до свиданья говорим.

За добрый смех и за участье

Друг друга мы благодарим!

Товары купили? Поиграли? Повеселились?..

Воспитатель предлагает на лодочках-соминках, которые дети делали накануне, возвратиться домой.

Игра «Лодочка»

На полу лентами, канатами или дорожками обозначается «речка». Она может быть прямой или с изгибами, с поворотами, с препятствиями или без них. Дети встают прямо, кладут на голову лодочки, сделанные из бумаги, и произносят:

1. Мелки ручейки, Несите стружки С тихой воды До великой реки! 2. Раз, два, за борта, Три, четыре, Подхватили да поплыли! 3. Лодочка, плыви, Товар вези, Смолы да вару – На грош всего товару.  

Ребенок должен дойти до конца «речки», не уронив лодочки. Можно подготовить несколько «ручейков» и соревноваться, какая «флотилия лодочек» проплывет быстрее.

После игротеки дети делятся впечатлениями.

Приложение:

Игры-диалоги с театральными куклами:

- Я медведя поймал! - Так веди его сюда! - Не идет. - Так сам иди! - Да он меня не пускает! - Галка-кропалка, - Где была? - На пруду. - Что делала? - Лыки драла. - Что за лыки дали? - Кусок сала. - Куда клала? - Под палочкой. - Чем накрыла? - Корягочкой. - Кто взял? - Савва. - Сколько взял? - Мало. - Что дал за сало? - Рожь. - Что взял? - Грош. - Что спекла? - Колобок. - Куда снесла? - В городок на торжок. - Куда дела? - Съела. - Кто помог? - Егор. - Откуда он? - Из-за гор. - Что принес? - Короб. - Что в коробе? - Денежки. - Кто клал? - Дедушка. - Чем клал? - Половничком. - Каким? - Золотым.
- Ты пирог съел? - Нет, не я! - А еще хочешь? - Хочу!
- Тит, а Тит? - Чего? - Иди молотить. - Брюхо болит. - Ходи кашу есть. - А где моя большая ложка?
- Где ты, брат Иван? - В горнице. - А что делаешь? - Помогаю Петру. - А Петр что делает? - Да на печи лежит.
- Ваня! - А? - А повтори слово «иду»! - А что? - Ну, повтори! - Ну, иду! - У тебя нос в меду!

 

Докучные сказки:

Жили-были баран да овца… Поставили они стожок сенца. Не начать ли сказку с конца? Жили-были баран да овца… Жили-были два павлина, Вот и сказки половина. Жили-были два гуся – Вот и сказка вся. На море, на океане, Да на острове Буяне Стояла ель, На ели торчало Мочало, Его ветром качало. А оно все молчало. Не начать ли сначала?..
Жил-был карась, Вот и сказка началась. Жили-были два налима, Вот и сказки половина, Жили-были три гуся, Вот и сказка вся.

Народные подвижные игры:

«Пирог»

Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга. Между ними на небольшом расстоянии сидит ребенок – «пирог». Все говорят:

Режь да ешь!

Эх, да экий он высоконький,

Эх, да экий он широконький,

На столе пирог сладешенький

Режь да ешь!

При словах «высоконький» - поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в сторону, «сладешенький» - гладят себя по животу. Сразу после слов «режь да ешь!» - к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первый его коснется, тот уводит в свою команду, а проигравший остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».

«Пирожок»

Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит «булочник» - он ведущий. Последний – «пирожок». К «булочнику» подходит «покупатель» и спрашивает:

- Где мой пирожок?

«Булочник» отвечает:

- За печкой лежит.

Последний «пирожок» кричит:

- Я бегу, я бегу!

С этими словами он бежит в сторону ведущего, а «покупатель» старается его поймать. Если «пирожок» успеет встать впереди ведущего, он становится «булочником», а последний игрок – «пирожком». И «покупатель» вновь идет «покупать». Если же «пирожок» будет пойман, то он выполняет роль «покупателя», а «покупатель» - «булочника».

«Горшки»

Дети становятся парами по кругу, один впереди другого. Те, кто впереди, - «горшки», они присаживаются на корточки. Те, которые стоят сзади, - «продавцы», их задача продать свой «горшок». Они его расхваливают, расписывают все его достоинства, выкриками создают атмосферу ярмарки: «Кому горшки? Кому горшки?». Выбирается «покупатель», который ходит за кругом и присматривает «горшок». Когда «горшок» выбран, «продавец» и «покупатель» торгуются о цене. Важно поддерживать творческую коммуникативную активность – разные ответы детей. Если сделка состоялась, бьют по рукам. После слова «по рукам», «продавец» и «покупатель» бегут за кругом в разные стороны. Кто прибежит первым к «горшку», тот и хозяин. Прибежавший последним, становится «покупателем». Таким образом, игра продолжается.

1. - По чем горшок?

- По денежке.

- По какой?

- По золотой.

- Почему такой дорогой?

- Расписной, красивый… (ребенок описывает достоинства горшка)

2. - По чем горшок?

- По денежке.

- По какой?

- По маленькой.

- По какой, по маленькой?

- По рублю.

- Дешевый! Может с трещиной?.. (поддерживается словесная импровизация)

- Попробуй…

Чинчары-чинчары,

Собирайтесь гончары.

Ладно, по рукам!

«Сиди, сиди, Яша»

Дети встают в хоровод, водящему мальчику (Яше) завязывают глаза и усаживают его на корточки в центре круга. Дети ходят по кругу и поют. На слова «Чок, чок, пятачок, вставай Яша, казачок!» все останавливаются и хлопают в ладоши. Яша встает и начинает кружиться на месте. После слов «Имя правильно скажи» - «Яша» подходит к кому-нибудь из хоровода и дотрагивается до него, пытаясь отгадать с завязанными глазами, кто это. Если угадал, происходит смена водящего, а если не угадал, игра повторяется снова с прежним водящим.

Сиди, сиди, Яша, ты забава наша.

Грызи, грызи, Яша, орешки коленные,

С моря привезенные.

Чок-чок-пятачок, вставай, Яша-казачок.

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

«Краски»

Участники игры выбирают продавца и двух «покупателей». Остальные игроки – «краски». Каждая «краска» придумывает себе цвет и тихо называет «продавцу». Приходит первый «покупатель»:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если «голубой краски» нет, «продавец» говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» («Скачи на одной ножке по голубой дорожке!) Если же «покупатель» угадал цвет, то «краску» забирает себе. Идет второй «покупатель», диалог повторяется. Выигрывает покупатель, который купил больше «красок».

«Шел старик дорогою»

Дети идут по кругу, проговаривая слова. По считалке выбирается «старик», который ходит внутри круга, выбирает «козу» и вместе с ней выполняет движения по тексту. Далее начинается второй кон – уже два «старика» в кругу выбирают «коз». И так далее, пока все не оказываются в парах.

Шел старик дорогою, дорогою, дорогою.

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую,

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается, бодается, бодается,

А старик ругается, ругается, ругается.

Считалки:

Катилася торба С высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей. Ягодка-малинка, Медок-сахарок. Вышел Иванушка – Сам Королек.

Ярмарочные зазывалки:

У нашего Якова – товару всякого! Нитки, катушки, дубовые кадушки, Красивые платочки для вашей дочки! Посуда наша – Для щей и каши! Не бьется, не ломается, Порче никакой не подвергается!
А вот яблоки ранет, Подходи, у кого нет. Подходи бедный, Подходи богатый, Подходи тонкий, Подходи пузатый. Приехали с орехами, С конфетами, леденцами, С балушками, побрякушками! Подходи, честной народ – По дешевке продает!
Купцы мы московские! Пряники ростовские! Сахарные, на меду! Во все карманы накладу! Ай, качи, качи, качи! Глянь – баранки, калачи! С пылу, с жару из печи – Все румяны, горячи!
Ай, да пирог! Этот пирог Сам Ванюшенька пек. С сахарным примесом, С полпуда весом! Ай да птичка-синичка! Сама пестра, На носок остра, Летит, кувыркается, А упадет – подымается!
Вот они! Вот они! Детские подарки Красивы и ярки! Дудки! Хлопушки! Бубны! Побрякушки! Налетай, выбирай! И скорей забирай! Ай да кукла, Ай да Малаша! Неслыханное чудо, Невиданное диво: Не ревет, не плачет, А по полу скачет! Ай да мяч! Прыгает, скачет! Упадет – не плачет

Список литературы

 

1. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца- школьника) // Методические разработки. СПб, 2000.

2. Воскобойников В. Санкт-Петербург: иллюстрированная история для детей. СПб, 2003.

3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб, 1996.

4. Ермолаева Л.К. Мой город - тетрадь для детей 5-6 л. СПб, 2000.

5. Ефимовский Е. Петербург в загадках. СПб, 2004.

6. Ефимовский Е. Путешествие в Санкт-Петербург - стихи. СПб, 2003.

7. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? СПб, 1997.

8. Нефедова К. Дом. Какой он? М, 2004.

9. Николаева Е.А. Первые прогулки по Петербургу. СПб, 2004.

10. Погодина В.Л. Курс краеведения «Твой Петербург» // для начальной школы. Методические рекомендации. СПб, 1997.

11. Петербургская тетрадь: для детей 4-6 лет. СПб, 2003.

12. Панфилова Л.Г. Основание Петербурга: пособие по краеведению. СПб, 2000.

13. Романова Е.П. Любимый город Санкт-Петербург: справочный путеводитель. СПб, 2004.

14. Раков Ю. Петербург – город литературных героев: учебное пособие по курсу краеведение. СПб, 2002.

15. Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. СПб, 2003.

16. Смирнова Н.Т. Знакомство с Санкт-Петербургом: программа курса для детей 6-го и 7-го года жизни. СПб, 1996.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: