Цель: формирование основ понимания необходимости охраны окружающей среды, знакомство детей с юными защитниками природы.
Задачи:
1. Приобрести первичные умения исследовательской работы;
2. Определять экологические проблемы в природном окружении и видеть последствия неразумной деятельности человека в природе;
3. Учить осознавать своеобразие и неповторимость каждого живого существа на Земле;
4. Закреплять правила поведения людей в природе;
5. Воспитывать желание охранять природу родного края и страны.
Материал:
Тематическая презентация Power Point.
Вводная часть:
Педагог рассказывает:
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи и горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу, значит охранять Родину" (М.Пришвин)
А наша Родина - Ленинградская область, это земля, где мы живем.
"Что такое Родина?
Все, что привычно вокруг:
Бабушкин двор, куст смородины,
Дом, где живет лучший друг.
Родина - зоренька ясная,
Душистый жасмин у окна...
У каждого Родина разная
И у каждого только одна".
Основная часть:
Кто такие юннаты?
Это ребята, охраняющие природу нашей страны. Они создают отряды юных натуралистов "Зеленый патруль" и помогают егерям и лесничим.
В нашей стране есть красивые уголки природы. Есть они и там, где вы живете, назовите такое место и расскажите про него (дети рассказывают).
Среди прекрасной природы нашей страны есть и такие места, которые испорчены людьми (выжжена трава, сломаны деревья, разорены муравейники и многое другое).
А вы знаете такое место? Что там случилось?
Ребята делают вывод, что природу нужно охранять и беречь, а птицам и животным, если они в трудной ситуации, помогать.
|
Самое страшное для животных зимой - не холод, а голод. И здесь каждый приспособился по - своему: белка запасает грибы, орехи, шишки и питается запасами всю зиму; медведь запасов не делает, а впадает в спячку и спит в своей берлоге до весны; заяц тоже запасов не делает, потому что находит пищу в лесу - он питается корой и ветками деревьев.
А кто еще впадает в зимнюю спячку?
"Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Зайца, волка, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу"
Скажите, ребята, как можно устроить кормушку для птиц? (Ответы ребят).
Ребята, а если нарушать правила поведения в лесу, что произойдет?
Можно показать картинки с нарушенными правилами, чтобы помочь их правильно сформулировать.
После ответов педагог просит всем вместе представить эти правила:
1.Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки деревьев.
2.Нельзя прибивать кормушку к стволу дерева.
3.Каждый день нужно с нее сметать снег.
4.Куски хлеба, макароны, корки мандарин класть в кормушку не надо!
Педагог помогает:
Ребята, почему? Да, птицы это не едят. Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы, можно добавить крошки хлеба и кусочки несоленого сала.
А кто из птичек любит сало? (Синички)
5.Кормушки должны быть скромными, а не раскрашенными в разные цвета.
Почему, ребята?
6.Корма в кормушке должно быть немного и только нужного.
7.Во время подкормки птиц нельзя оставлять газеты, пакеты, банки. Нельзя сорить!
8.Птиц нужно кормить постоянно, особенно в сильные морозы.
Ребята, а можно ли охранять птиц весной и летом? Как это нужно делать? А как нужно себя вести в лесу?
|
С помощью ребят, педагог определяет правила охраны птиц:
1.Не бегать и не шуметь, не беспокоить птиц.
2.Не подходить близко к гнездам, по нашим следам хищники могут отыскать и разорить гнездо.
3.Не прикасаться к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть его и птенцы погибнут или не смогут родиться.
4.Не ловить и не уносить домой здоровых птенцов.
5.Подкармливать птиц зимой.
6.В начале весны строить для птиц домики, скворечники и развешивать их в парках и садах.
Берегите пернатых!
Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету!
Мы с вами назвали все правила, которые применяют юннаты в своей работе, но эти ребята еще и спасают животных и птиц, высаживают саженцы, следят за их ростом и охраняют все живое на нашей планете Земля! Если мы будем следовать этим правилам, то тоже станем настоящими юннатами.
Экологические игры "Когда это бывает?" и "Какая бывает погода?"
/цель: определить по особенностям стихотворного описания время года и характерную данному времени года погоду, называя ее признаки/.
Ребята, вы видите на столе картинки. Сейчас я буду вам читать небольшие стихи, а вы должны подобрать картинки:
"Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой" /дети показывают картинку с зимним пейзажем/
"Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки "/дети показывают картинку с дождем/
"Вышел я на лужок,
Очень сильно солнце жжет-
Стала моя кожица
И краснеть, и ежиться" /дети показывают картинку с летним солнышком/
|
"Снег растаял, снег растаял!
Это новость не простая
Это значит - наступает
Настоящая весна" /дети показывают картинку с весенним пейзажем/
"Посмотрите все в окно,
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели - все в снегу" / дети показывают картинку с зимним пейзажем/
"Сели дети на салазки,
Как блестят весельем глазки!
Заскользили, понеслись,
Покатились по льду вниз!" / картинка с изображением зимних игр-забав/.
Заключительная часть:
Педагог дает оценку работы ребят на занятии. Подводит ребят к систематизации знаний и спрашивает:
Что нового вы узнали? Чему научились?
Хотели ли бы вы стать настоящими юннатами? Что для этого нужно знать и делать?
В заключении она говорит:
Лес - это дом для животных и относится к нему нужно уважительно. Если погибнет лес, то все живое на Земле тоже умрет, не будет птиц, животных, деревьев. Что тогда станет с нами? В заключении подводит детей к тому, что человек очень сильно зависит от природы, а потому ее нужно беречь!
Ярмарка
Тема: «Русская ярмарка»
Цель: ознакомление дошкольников с историей и традициями проведения ярмарок в России, Ленинградской области.
Задачи:
1. Познакомить детей с традицией народных ярмарочных гуляний, с историей Соминской Петровской ярмарки.
2. Приобщать к культурному наследию русского народа, способствовать пробуждению интереса и чувства любви к родному краю.
3. Познакомить дошкольников с картинами художников, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.
4. Закрепить представления детей о народных промыслах (хохлома, гжель, городецкая росписи, семеновская, сергиев-посадская и вятская матрешки).
5. Приобщать к искусству оригами, развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение действовать по инструкции.
6. Развивать творческие способности и поддерживать самостоятельность детей в игровой и коммуникативной деятельности.
Материал и оборудование:
1. Презентация Power Point со зрительным рядом по теме: фотографии Соминской Петровской ярмарки; картины художников: Б. Кустодиев «Ярмарка», О. Долгая «Свенская ярмарка», В. Нагорнов «Ярмарка», С.Смирнов «Ярмарка», Л. Соломаткин «Петрушка» и др.
2. Предметы народных промыслов: посуда с хохломской и гжельской росписью, городецкий конь, дымковские игрушки, семеновская, сергиево-посадская и вятская матрешки.
3. Мелкие предметы разных цветов для игры «Ярмарка».
4. Бумага для создания оригами.
5. Мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
1. Знакомство с предметами народных промыслов.
2. Разучивание русского детского фольклора и театрализованные игры на его основе.
Воспитатель показывает слайд с изображением картины Б. Кустодиева «Ярмарка»:
Вводная часть:
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
С торговыми рядами -
Полюбуйтесь сами!
С играми да плясками,
С песнями да сказками!
Жизнь русского человека невозможно представить без веселой, яркой ярмарки, куда люди съезжались из разных городов и деревень. Что такое ярмарка? (рассуждения детей)
Люди приезжали на ярмарку не только свои товары показать или что-то купить. Не зря в народе говорили: «Делу – время, а потехе – час!», «Кончил дело – гуляй смело!». Это был веселый праздник с горячим чаем и бубликами, играми, песнями и плясками, театром Петрушки и скоморохами…
Основная часть:
Воспитатель показывает слайд с изображением картины С. Смирнова «Ярмарка»:
Чем ярмарки отличались друг от друга? (рассуждения детей)
Ярмарки бывали разные: осенние, летние, зимние, весенние. Одни были большие, другие поменьше. Были ярмарки «глиняные», на которых продавалась разнообразная глиняная посуда, «деревянные» - с изделиями из дерева… Были ярмарки, на которых продавались самые разные товары.
Воспитатель показывает слайд с изображением картины О. Долгой «Свенская Ярмарка»:
На большие ярмарки съезжались люди издалека. Они говорили на разных языках, пели разные песни и показывали свои национальные танцы. Так люди знакомились с культурой разных народов.
Воспитатель показывает слайд с изображением картины В. Нагорнова «Ярмарка» Предлагает поиграть в игру «Оживи картину».
Давайте дотронемся воображаемой волшебной палочкой до картины и оживим ее. Почувствуйте запахи и расскажите о них. Услышьте голоса и скажите, что вы слышите. Как бы мог привлечь к своему товару продавец самоваров (бубликов и баранок, расписной деревянной посуды)?.. (подводит детей к ярмарочным закличкам).
Предлагает угадать, какой товар продает продавец и найти среди окружающих предметов отгадки:
Алый, шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: Может, три, а, может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская … (матрёшка) | Игрушки эти не простые, А волшебно-расписные: На белом фоне - точки, Полоски, клеточки, кружочки– Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. (дымковская игрушка) |
Коль на досточке девица Иль удалый молодец, Чудо-конь и чудо-птица – Это значит… (городец) | Посуда не простая А точно золотая! С яркими завиточками Ягодками и листочками. А называется она – золотая… (хохлома) |
Сине-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? К вам я издали пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (гжель) |
На слайде остается изображение ярмарки. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ярмарка»:
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души?
Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»: Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок…) Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с предметом, спрятанным у него за спиной. Если не называет – пропускает кон.
Воспитатель показывает слайд с изображением герба или флага Соминской ярмарки.
Наш Ленинградская область – край богатых и древних традиций. В прошлые времена в богатом купеческом селе Сомино проходила Соминская Петровская ярмарка. Как вы думаете, почему на гербе и флаге ярмарки изображен сом? (рассуждения детей)
Воспитатель показывает слайд с изображением Петра Великого.
Существует предание о том, как село получило свое название. Петр I, посетив эти края (было это триста лет назад), после многих дел решил порыбачить. Он поймал с пристани на реке сома необыкновенно большого размера и воскликнул при этом: «Ну и сомина!» Так с легкой руки Петра I село и стали называть «Пристань Сомина» а потом переименовали в Сомино. Царь Петр лично скушал того сома, а в селе возникла традиция: особенно дорогих гостей встречать сомом. Воспитатель показывает слайд с изображением лодки-соминки:
С «Пристани Сомина» купцы торговали с другими городами. Здесь строили речные суда-соминки, разгружали и нагружали прибывающие барки.
Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии Соминской ярмарки на слайде.
В наше время традиция проведения Соминской ярмарки с торговыми рядами, песнями, играми, танцами – возрождается. Сюда приезжают взрослые и дети со всей Ленинградской области.
Воспитатель показывает слайд с изображением детей с бумажными лодочками.
Как и раньше, по реке Соминке, плывет флотилия лодочек, только бумажных, которые делают участники ярмарки. Они пишут на них свои пожелания и мечты и верят, что они обязательно сбудутся.
Воспитатель предлагает сделать лодки-соминки (оригами).
Заключительная часть:
Воспитатель вместе с детьми пишет мечты, желания на лодочках и предлагает в ближайшее время провести в детском саду веселую ярмарку.